4.2. Основные психофизиологические характеристики умственного труда. Динамика работоспособности.

 

Стремительный рост объема научной информации, включаемой в учебные предметы, увеличил умственную нагрузку на студентов. Это, в свою очередь, обусловило смещение центра тяжести суммарной ежедневной нагрузки с физической сферы на психическую, умственную и эмоциональную.

Известно, что учебная деятельность студентов – это более 36 часов академических занятий в неделю. Обязательным продолжением академических занятий является самостоятельная работа с литературой. Все это свидетельствует о малоподвижном образе жизни, о том, что их двигательный режим определяется в основном постановкой физического воспитания в вузе.

Умственная деятельность человека сопровождается изменением функционального состояния различных органов и систем организма. Прежде всего, увеличивается потребность в кислороде и в питательных веществах для тканей головного мозга.

Человеческий мозг имеет большие компенсаторные возможности, но интенсификация жизни опережает эволюцию развития приспособительных психических и эмоциональных реакций, поэтому стремление человека, особенно студента, больше увидеть, запомнить, осмыслить, познать не проходит для организма бесследно. Устойчивость умственной работоспособности и внимания во многом поможет студентам овладеть знаниями, предусмотренными учебными планами.

При всякой более или менее умственной работе состояние работоспособности не остается постоянной, оно то ухудшается, то улучшается. Эти колебания происходят под влиянием субъективных и объективных факторов обучения. Это факторы физиологического и психологического характера.

В процессе относительно продолжительной умственной работы снижается величина условных реакций, сглаживаются реакции на различные по силе раздражители, увеличивается время реакции, снижается устойчивость внимания. Большому напряжению подвергаются системы непосредственного запоминания и сосредоточения внимания.

Действие эмоциональных факторов и нервно-психического напряжения во время умственной работы заметно сказывается на аппарате кровообращения и дыхания. При эмоциональном напряженном, умственном труде дыхание становится неравномерным, оно может учащаться и углубляться, наблюдаются его кратковременные остановки, снижается насыщенность крови кислородом.

Умственная работа студентов может быть обусловлена определенными особенностями. Во-первых, тем, что учебная деятельность характеризуется постоянным переключением разных видов умственной деятельности лекциями, семинарами, лабораторными занятиями и др., сменой обстановки. Во-вторых, работоспособность студентов связана с их типологическими различиями. В-третьих, сказываются факторы, определяемые организацией учебного процесса. В учебной деятельности, работоспособность в определенной степени зависит от психологических свойств личности, от новизны выполняемой работы, от интереса к ней. На работоспособность влияет информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность и т.п.

Умственная работоспособность студента может изменяться по ходу деятельности в зависимости от самочувствия и настроения, понимания студентом смысла выполняемой работы, от эмоций и волевых усилий, от воздействия со стороны других лиц в виде поощрений, указаний, призывов и т.п. При этом один и тот же фактор может оказывать на работоспособность различных лиц противоположное влияние. Так, неудовлетворенность собой и своей деятельностью одних очень мобилизуют, других угнетает. Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.

Есть студенты с устойчивой стереотипичностью и последовательностью изменения работоспособности и студенты с неустойчивой последовательностью изменения работоспособности. В зависимости от времени повышения работоспособности некоторые студенты наиболее активны с 9–10 до 14 часов. Они наиболее адаптированы к существующему режиму обучения, их биологический режим практически совпадает с учебным ритмом дневного вуза. Другие наиболее работоспособны с 18–20 до 24 часов. В первую половину дня их работоспособность снижена, они поздно ложатся спать, чаще не высыпаются. Эти студенты (дневных вузов) находятся в менее благоприятных условиях обучения. Возможно условное распределение студентов для анализа изменений работоспособности и по другим признакам, характеризующим типологию свойств нервной системы. Все это необходимо для учета особенностей организации самостоятельной работы, быта и отдыха студентов.

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.