9.3. Особенности ППФП студентов по избранному направлению подготовки и специальности

 

Под ППФП понимается система физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной  деятельности.

Как показывают профессиографические исследования, требования к физической и психической подготовленности инженера существенно отличается от подобных требований, предъявляемых врачу, педагогу. Различия в требованиях к физической и психической подготовленности диктуют необходимость профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

В процессе ППФП успешно формируется большой комплекс психофизических, личностных качеств, необходимых работнику в его профессиональной  деятельности.

Внедрение ППФП в практику физического воспитания студентов технических вузов создает предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, роста мастерства, достижения высокой работоспособности и производительности труда.

Основными факторами, от которых зависит содержание ППФП студентов различных технических вузов, является:

сфера деятельности;

содержание и условия труда;

психофизиологические особенности деятельности специалиста.

Каждый из этих показателей требует определенных физических и психических  качеств, навыков. (Например, коллективная работа обуславливает необходимость развития коммуникативных способностей, руководящая должность требует хороших организаторских навыков).

Особенности ППФП студентов различных технических вузов выражается в ее направленности и подборе средств. ППФП базируется на разносторонней физической подготовке занимающихся. Наибольшее развитие какого-либо физического и психического качества происходит при условии эффективного одновременного развития других качеств.

Содержание физподготовки составляют наиболее важные виды движения человека: ходьба, бег, прыжки, плавание, передвижение на лыжах, преодоление различного рода препятствий.

Задачи профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов:

1. Преимущественное развитие и совершенствование физических качеств, особенно важных для данной профессиональной деятельности;

2. Формирование и совершенствование профессионально важных двигательных навыков с целью максимального расширения и углубления двигательных возможностей и двигательного опыта применительно к избранной профессии;

3. Совершенствование профессионально значимых психофизиологических функций организма, от которых зависит полноценность освоения профессии или успешность приспособления к производственным условиям;

4. Воспитание специфических полевых качеств, способствующих преодолению отрицательных эмоциональных состояний, возникающих в связи с условиями работы, монотонностью труда, с наступлением утомления и т. д.

Приобретение знаний, навыков, умений, использования физкультуры на производстве планируется и осуществляется тремя этапами.

Первый этап – на теоретических и практических занятиях знакомятся с использованием конкретных средств физкультуры и спорта в условиях учебного заведения и на производстве.

Второй этап – происходит детализированное овладение приемами физической культуры и спорта. (Решение этой задачи: составление комплекса упражнений утренней гимнастики, физкультурных пауз и т.д.).

Третий этап – осуществляется дальнейшее совершенствование навыков, знаний, умений, с учетом будущей деятельности. (Основной метод – физкультурные и спортивные мероприятия в коллективе).

Одним из эффективных средств повышения трудовой активности людей является приобщение их к физкультуре и спорту с учетом особенностей профессиональной деятельности.

Многочисленными исследованиями установлено, что высокий профессиональный уровень требует значительной общей, а в большинстве случает специальной физической подготовленности.

Средства ППФП студентов технических вузов – это обычные средства физического воспитания, но подобранные в полном соответствии с задачами ППФП будущих инженеров. К средствам ППФП относятся:

воздействия специальных физических упражнений;

естественные факторы природы;

гигиенические факторы.

Большое значение имеет способ отбора средств ППФП.

Эффективными приемами отбора средств являются сравнение требований, которые предъявляют к психофизической подготовке занимающегося физическими упражнениями и другими средствами физического воспитания, с требованиями, предъявляемыми производственной деятельностью к этой подготовке.

Профессионально прикладные задачи решаются за счет использования разделов легкой атлетики, лыжной подготовки, плавания, спортивных игр.

Направленность (цель, задачи) ППФП инженеров определяются главным образом требованиями, предъявляемыми к их психофизической подготовленности, и возможностями реализации этих требований в процессе занятий.

В организационном плане реализация ППФП студентов отличается от реализации ППФП инженеров.

ППФП студентов базируется в основном на государственных формах воспитания и методах педагогических воздействий.

ППФП инженеров опирается на самостоятельные формы и методы самоформирования личности. (Вот почему важно в студенческие годы овладеть знаниями, привычками, необходимыми для самостоятельных занятий по ППФП.)

ППФП инженеров в период их трудовой  деятельности содействует дальнейшему совершенствованию и поддержанию на оптимальном уровне психофизических качеств, необходимых для их профессий.

Основным документом планирования профессионально-прикладной физической подготовки является рабочая программа.

Такие программы позволяют наглядно отразить весь материал профессионально-прикладной физической подготовки в динамике.

В рабочей программе необходимо предусмотреть систематизированный перечень профессионально важных качеств личности будущего специалиста, которые необходимо формировать в процессе физического воспитания, перечень средств, методов и форм занятий, а так же перечень средств контроля.

В контрольных тестах необходимо предусмотреть определение:

уровня общей выносливости (определяется бегом на средние дистанции);

уровня быстроты (определяется спринтерским бегом);

уровня оперативного мышления (определяется выполнением тактических заданий);

уровня эмоциональной устойчивости (определяется прыжками в воду с различной высоты и т. п.).

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.