Использование технических средств в учебно-тренировочном процессе юного горнолыжника, часть 2.

 

3. Особенности тренировочного процесса юного горнолыжника на начальном этапе обучения.

О физической подготовке спортсменов-горнолыжников в последнее время говорится довольно много. Это и не удивительно. На протяжении последних нескольких лет ведущие горнолыжники традиционно побеждают в международном состязании лучших атлетов планеты - METREX Superstars. Это своего рода конкурс на звание супермена в спорте, проходящий ежегодно. В состязаниях принимают участие лучшие в мире спортсмены от звезд американского футбола и до легкоатлетов-многоборцев. В программу соревнований входят различные виды, такие как гребля, плавание, кросс, езда на велосипеде, подъем тяжестей полоса препятствий и т.д. Несмотря, что программа видов, в которых состязаются спортсмены, ежегодно меняется, горнолыжники продолжают побеждать или как минимум оказываются в тройке призеров. Так на последних соревнованиях американец Боде Миллер превзошел всех внешне более сильных соперников. Характерно то, что он выиграл и самую сложную программу - полосу препятствий, на которой обычно побеждают многоборцы или футболисты (американского футбола). Победителями METREX последних лет были и Альберто Томба, и Хёрманн Майер. Даже чемпион мира по фристайлу (могул) Джонни Мозли дважды был вторым (Грегори Гуршман, 2001).

В чем же секрет такого уровня подготовки спортсменов-горнолыжников? Однозначный ответ дать сложно. «Уверен, что одним факторов является высокий уровень взрывной силы и силовой выносливости на достаточно длинных временных интервалах (как правило от 1.5 до 2.5 минут). Иными словами горнолыжниками выполняется скоростная деятельность соизмеримая по интенсивности с работой спринтера на дистанции 400 м, но превосходящая ее по длительности в 2-3 раза. Более того, горнолыжники имеют очень высокий уровень координации работы мышц» (Грегори Гуршман, 2001).

Требования к подготовке спортсменов во всех дисциплинах горнолыжного спорта значительно возросли буквально за последние 7-8 лет. Благодаря современным лыжам скорости значительно увеличились. Попытки контроля скорости устроителями соревнований привели к более «закрытым» закрученным трассам, как в скоростном спуске, так и в слаломе. Таким образом, спортсмены сегодня выполняют более круглые повороты на большей скорости.

В этой связи большое значение приобретает в дополнение к занятиям горнолыжным спортом такая общефизическая подготовка, которая содействовала бы улучшению физических качеств подростка. Она должна, в частности включать бег, кроссы в лесу, другие формы движений, способствующие увеличению дыхательного обмена юного организма и преобразованию формы грудной клетки из цилиндрической в треугольную. Кроме того, следует выполнять такие упражнения, как прыжки, бег вверх по ступенькам, упражнения на координацию, метание различных предметов. Все эти упражнения не только способствуют развитию функциональных и мышечных возможностей, но и стимулируют личную инициативу ребенка.

Эмиль Алле известнейший в прошлом чемпиона мира, про книгу «Лыжи будущего» сказал: «Эта книга появилась на свет своевременно, так как она главным образом отразила коренные преобразования горнолыжной техники и физической подготовки юных горнолыжников: прошедшие после продолжительного доминирования на международной арене французской технике и австрийской школы» (Котелли Франко и Марио, 1978).

Юношеский спорт в нашей стране становится все более важным социальным фактором в деле формирования нового человека. Важнейшее значение имеет проблема совершенствования общих основ системы тренировки юных спортсменов. Серьезное значение должно быть уделено разработке проблемы скоростно-силовой подготовки, которая рассматривается нами как совокупность средств и методов комплексного воспитания быстроты и мышечной силы, проявляемых при нагрузках максимально приближенных к основному спортивному упражнению по времени и динамическим характеристикам движения. Одна из актуальных проблем горнолыжного спорта - взаимосвязь физических качеств и навыков (спортивной техники). Дальнейшее совершенствование методики тренировки (олимпийского контингента, резерва и перспективных спортсменов) зависит от рационального сочетания процессов развития и совершенствования физических качеств и формирования двигательных навыков и умений в спортивно-технической подготовке.

Вопрос физической подготовки горнолыжников давно волновал специалистов альпийских стран. Профессор Хуберт Финк «Италия» в 1965 году (Карлышев В.М., 1989) писал, что «прогрессу лыжников существенно способствует летняя атлетическая подготовка, которая столь же необходима, как специальная тренировка на лыжах».

Руководитель сборной команды Австрии, в период до 1972 года профессор Франц Холпихлер в статье, написанной в журнале «Лыжи Австрии» №8 за 1968 год писал, что «хорошая спортивная форма позволяет решать вопросы специальной подготовки на снегу. Чем выше физическая подготовка, тем быстрее и лучше можно решать вопросы совершенствования спортивной формы на снегу. Без совершенствования физических качеств нет совершенствования новых движений на лыжах. Выработка приспособленности тела и духа - выдающиеся свойства современного горнолыжника и оно достигается разнообразием занятий по общефизической подготовке, т.к. условия снежных тренировок более или менее одинаковы».

Оноре Боне, который сделал французскую команду 70-х непобедимой (Карлышев В.М., 1989) считал, что лыжник должен, прежде всего, быть атлетом. Он по-новому подошел к общефизической подготовке (ОФП): спортсмены занимались легкой атлетикой, велосипедным спортом, спортивными играми — теннисом, баскетболом и футболом. Проводились тренировки на местности: бег, имитация, прыжки в естественных условиях. Он один из первых начал проводить летнюю подготовку на снегу в сочетании с ОФП и специальной физической подготовкой (СФП).

Ж. Жубер в своей книге «Современный горнолыжный спорт» описал, как нужно заниматься физической подготовкой. Он считает, что не нужно пытаться развивать те качества, которые нужны в горнолыжном спорте. Тот факт, что вы катаетесь часто на лыжах, уже значительно повлиял на ваше физическое состояние. Если нужно развивать те или иные способности, то старайтесь тренироваться более разносторонне, обращая внимание и на те качества, к которым в горнолыжном спорте тенденциозно уменьшается внимание: на суставную подвижность, прыгучесть, умение расслаблять мышцы. Занимайтесь, к примеру, волейболом, теннисом, плаванием, акробатикой, легкой атлетикой (особенно спринтом). Если обстоятельства позволяют вам заниматься только кроссами или велосипедом, то исключите из тренировок чересчур продолжительные и слишком монотонные упражнения. Долгое время практиковать одно и то же упражнение можно, если вам необходимо исправить какой-то сильно выраженный недостаток (например, постоянные занятия велосипедом или кроссами - при недостаточной выносливости, силовые упражнения - при слабо развитой мускулатуре и т.п.).

Занятия горнолыжным спортом предъявляют высокие требования ко всему организму спортсмена в целом, т.к. по характеру нагрузки горнолыжный спорт может быть отнесен к физическим упражнениям субмаксимальной интенсивности. Поэтому горнолыжник должен иметь хорошо развитые физические качества: ловкости, быстроты, силы, выносливости, иметь отличную специальную и физическую подготовку.

Продолжая тему физической подготовки юных горнолыжников, Д.Е.Ростовцев пишет, что спортсмены каждой возрастной группы должны иметь соответствующую оптимальную для них нагрузку. Когда начинает сказываться усталость от тренировок необходимо произвести медицинское обследование. Бывают периоды, когда становится очевидным, что юный горнолыжник не может добиться нужных результатов. Однако из-за этого нельзя отстранять его от тренировки, лучше временно переключить его на другие виды занятий. При этом следует учитывать возрастные изменения. Физическую подготовку обычно подразделяют на общую и специальную. Любое специальное упражнение повышает уровень физического развития, а абсолютное большинство общеразвивающих упражнений льет воду на мельницу специальной подготовки. Поэтому не нужно слишком разделять ОФП и СФП. Учитывая, что юному горнолыжнику через 3-4 года приходится участвовать в длительных, многотуровых соревнованиях весь зимний сезон, вопросом достижения и сохранения спортивной формы, а также стабилизации высоких результатов должно уделяться особое внимание.

В.А.Зырянов считает, что спортсмен занимающийся любым видом спорта, должен прежде всего обладать основными физическими качествами: силой, быстротой, выносливостью, ловкостью, гибкостью. Не составляют исключение и горнолыжники.

Воспитание физических качеств возможно лишь в том случаи, если занимающийся совершенно здоров и имеет хорошее общее физическое развитие.

Закаливать организм горнолыжника необходимо на начальном этапе подготовки (в детском возрасте особенно), учитывая, что деятельность спортсмена проходит подчас в сложных метеорологических условиях.

Подготовка детей в горнолыжных школах имеет свои особенности. Подготовка горнолыжников в наших спортивных школах обычно начинается с азов. Объясняется это тем обстоятельством, что горнолыжный спорт у нас еще не стал массовым видом спорта. Вначале тренер должен подготовить новичка к специфике горнолыжных движений, а уж потом обучит технике горнолыжного спорта и в дальнейшем ждать от него спортивных результатов.

Многолетнюю спортивную подготовку спортсмена принято условно делить на следующие этапы:

1. - этап предварительной подготовки;

2. - этап начальной спортивной специализации;

3. - этап углубленной тренировки в избранном виде спорта;

4. - этап спортивного совершенствования.

Первый этап - возраст занимающихся 7-10 лет; главная задача этапа - укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие. Ведь именно в этом этапе закладывается фундамент физических качеств, которые будут важными для его дальнейшего развития. Специальная направленность в подготовке отсутствует.

Второй этап - начальная спортивная специализация. Основные задачи: всесторонняя физическая подготовка, овладение основами техники горнолыжника.

Остановимся на двух первых этапах подготовки. Учитывая, что в специализированные школы поступают дети, недостаточно физически подготовленные и не владеющие техникой горнолыжного спорта, тренерами подготовленных групп следует помимо повышения общей физической подготовки и оздоровления, ставить задачу - овладение техникой лыжного спорта. Именно лыжного, а не только горнолыжного. Используя методику и средства принятые в лыжном спорте, необходимо научить ребят технике передвижений на лыжах по пересеченному рельефу, спусков с гор, прыжков с «кочек» на обыкновенных лыжах. Более способных можно выделить в отдельные группы и начинать осваивать с ними технику горнолыжного спорта, но не на трассах, а в игровой обстановке. Ни о каких соревнованиях не может быть и речи (имеются в виду соревнования в слаломе и слаломе-гиганте).

Продолжая лыжную подготовку можно приступить к изучению техники передвижения на горных лыжах. Здесь так же широко используются специальные упражнения. В работе с детьми, подростками и юношами очень важно следить за плавным наращиванием объема тренировочных нагрузок и не спешить увеличивать интенсивность тренировочного процесса. В процессе многолетней подготовки необходимо комплексно (параллельно) воспитывать все физические качества на протяжении всего периода становления спортсмена. Нельзя на каком- то этапе заниматься только развитием, например силы, гибкости.

Для оценки уровня физических качеств и технической подготовленности необходимо регулярно на всех этапах проводить контрольные испытания. Особенно в первые два года, когда соревнования по специализации не проводятся.

Для успеха в горнолыжном спорте спортсмену нужны не просто сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость, а специфические физические качества, обеспечивающие максимально возможный спортивный результат при прохождении горнолыжных трасс. Такой комплекс специфических форм проявления физических качеств вместе с особенностями их взаимосвязи образуют структуру специальной физической подготовленности горнолыжников.

Ранее уже говорилось, что физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Точно так же структуру физической подготовленности можно разделить на общую и специальную. Такое разделение структуры физической подготовленности нами вводится впервые и требует, по-видимому, объяснения.

Оно, оправдано хотя бы потому, что в физической подготовке тоже существует аналогичное различие. Структура специальной физической подготовленности может быть выявлена на основании логического анализа, изучения опыта тренерской практики и исследований с использованием специальных контрольных упражнений, тестов, отражающих специфическую подготовленность в прохождении горнолыжных трасс. Такое изучение позволяет создать модельные характеристики, которые по сути дела отражают структуру специальной физической подготовленности юных спортсменов. Наилучшим образом структура физической подготовленности может быть изучена формализованными методами с использованием корреляционного и факторного анализа.

Структуру специальной физической подготовленности горнолыжников выявляют через серию контрольных испытаний специфического горнолыжного характера. Потом осуществляют корреляционный и факторный анализ. Полученная факторная структура и дает представление о специальной физической подготовленности горнолыжников:

- специальная силовая подготовленность;

- специальная быстрота (скоростные способности);

- специальная выносливость.

Перечисленные выше факторы не что иное, как отождествляемые с ними физические качества. Это дает возможность утверждать, что для достижения высоких спортивных результатов горнолыжникам нужно развивать специальную выносливость (способность противостоять утомлению без снижения скорости при прохождении трасс с высокой скоростью), специальную силовую подготовленность, обеспечивающую успешное противодействие центробежным силам в специфических условиях меняющегося криволинейного движения на лыжах и эффективное выполнение элементов горнолыжной техники.

Следует отметить, что названные специальные физические качества быстрота и выносливость являются комплексными, зависящими от многих факторов. Так, например, быстрота зависит от технического мастерства, уровня развития силовых качеств, динамического равновесия, ловкости, гибкости. Специальная выносливость определяется техническим мастерством, силовой подготовленностью, динамическим равновесием, ловкостью, уровнем развития аэробных и анаэробных обменных процессов.

Практика спорта, исследования и наблюдения показали, что для всех видов необходимым условием достижения высоких результатов является хорошее общее физическое развитие. Слаломистам очень важно развивать способность эффективно реагировать на быстро изменяющуюся обстановку при длительном действии скоростно-силовых нагрузок и выполнять точные движения в максимальном темпе. Специализирующимся в скоростном спуске помимо перечисленных качеств нужно обладать способностью длительное время выдерживать статические силовые нагрузки и перегрузки от значительных ускорений. Подбор общеразвивающих упражнений производят с учетом влияния их на развитие ведущих физических качеств и овладение навыками и умениями, сходными по динамическим и кинематическим характеристикам с приемами горнолыжной техники (подводящие и имитационные упражнения). Представление о структуре физической подготовленности горнолыжников позволяет подобрать соответствующие методы и средства для развития необходимых физических качеств.

Общефизическая подготовка даже начинающих горнолыжников уже должна планироваться с учетом специфики горнолыжного сорта. Поэтому разнообразные физические упражнения на ловкость, равновесие, координацию движений, быстроту, должны занимать основное место на занятиях.

В основе тренировки спортсмена лежит система подготовки, предполагающая использование физических упражнений. Задачи спортивной тренировки решаются средствами физических упражнений, такими, как ходьба, прыжки, гимнастические упражнения.

Говоря о подготовленности юного горнолыжника, в дальнейшем к участию в соревнованиях подразумевают высокую степень готовности, которую называют спортивной формой. Организация тренировочного процесса имеет исключительно большое значение. Непосредственно тренер планирует и осуществляет систему подготовки, варьируя объем и интенсивность нагрузки, последовательность в обучении и совершенствовании техники. Нужно строить тренировочный процесс таким образом, чтобы на начальных этапах подготовки использовать широкий круг тренировочных средств, а в дальнейшем переходить постепенно к более узкой специализации.

По литературным данным мы можем видеть, что физическая подготовка горнолыжника в настоящее время считается одним из главных компонентов мастерства, поэтому необходим контроль над ее проведением и оценка достигнутого уровня.

Одной из важных современных задач горнолыжного спорта является выделение главных (ведущих) качеств, от которых зависит успех горнолыжника при выступлении в соревнованиях. В настоящее время по этому вопросу в литературе существует лишь крайне разрозненные ориентировочные сведения, носящие эмпирический характер и являющиеся в основном плодом опыта работы тренеров-практиков.

Горнолыжный спорт относится к технически сложным видам спорта. Техническое мастерство в большей степени определяет успешное выступление. Однако до сих пор не установлена зависимость между физическими и техническими компонентами мастерства спортсмена. Видимо, роль и значение физических качеств для горнолыжников должны рассматривать с учетом степени совершенства применяемых технических средств и приемов.

Поэтому актуальность работы, в которой должны быть выяснены ведущие качества, определяющие успех выступлений в горнолыжном спорте, несомненна. Эта задача должна быть поставлена как основная при проведении работ по рассматриваемой теме.

После выяснения структуры качеств, процесс воспитания которых подлежит управлению, можно рассматривать другую задачу, имеющую не менее большое значение в подготовке горнолыжников. Эта задача по разработке системы измерений (тестов), которые достаточно плотно и надежно отображали бы уровень развития ведущих качеств спортсмена. Такая задача всегда возникает при стремлении получить срочную информацию о тренировочном эффекте при использовании определенного вида упражнений и технических средств. Без срочной подробной информации, играющей роль обратной связи, невозможно оперативное и эффективное управление тренировочным процессом.

В качестве тестов, как по общей физической подготовке, так и при применении технических средств рекомендуется использовать следующие виды тестов, результаты которых отражают уровень развития горнолыжника. Например, бег на 30 метров, характеризует уровень развития скорости, прыжковые упражнения показывают уровень скоростно-силовых качеств и т.д. Видимо, следует считать применение таких оценок правомерным, их использование дает возможность более или менее точно установить уровень физической подготовленности горнолыжника на начальном этапе.

При выборе тестов для оценки физических качеств мы будем использовать методы, не требующие сложной аппаратуры и доступные тренерам в практической деятельности. Наиболее доступный и распространенный путь оценки развития физических качеств — это использование контрольных упражнений в качестве показателей уровня их развития.

В учебнике «Физиология человека» под редакцией Н.В.Зинкина встречаем следующую характеристику слалома: «Двигательная деятельность слаломиста очень сложна по координации и поэтому требует большой слаженности, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Большую роль в двигательной деятельности слаломиста играют также импульсы от вестибулярного аппарата. Он принимает участие в обеспечении равновесия тела при угловых и линейных ускорениях. При выполнении слалома скелетные мышцы производят большую по мощности, но относительно кратковременную динамическую скоростно-силовую работу. Часть мышц выполняет значительные статические напряжения, необходимые для сохранения нужного положения тела».

Работа С.И.Яколас посвящена равновесию горнолыжников, которое считает автор одним из ведущих качеств. Чувство равновесия рассматривается автором, как сложнейший рефлекс, в котором участвуют двигательный, вестибулярный, звуковой анализаторы. Для совершенствования определяются три группы специальных упражнений; на уменьшенной, неустойчивой платформе; с вращением и безопорным положениями; в движении. В качестве контроля рекомендуются нормативы: на катающейся трубе, удержание равновесия при дозированных толчках.

Д.В.Дражев считает, что для обеспечения роста мастерства необходимо развивать и совершенствовать специфические качества слаломиста: быстроту, ловкость, силу, выносливость, координацию, специфическую смелость, решительность и т.д. Автор дает большой перечень описания упражнений, которые могут применяться для этих целей, причем они разделяются на общеразвивающие и специальные (подготовительные и имитационные).

4. Особенности применения технических средств в процессе подготовки юного горнолыжника.

В горнолыжном спорте сложилась определенная система подготовки, направленная на развитие и совершенствование физических качеств спортсмена. Она занимает бесснежное время, продолжается в период соревнований и тем самым способствует прогрессу результатов из года в год.

Большие нагрузки на трассе требуют тщательной тренированности специфических групп мышц.

Однако в тренировочном процессе необходима взаимосвязь между физическим совершенством и технической подготовленностью спортсмена.

В последние годы очень популярным стало применение технических средств в процессе тренировки. Упражнения имеют разную направленность в зависимости от решаемых задач (скоростную, силовую, скоростно-силовую, на скоростную выносливость и т.д.), составлены по определенной схеме и выполняются в определенной последовательности, с определенной интенсивностью и интервалами отдыха.

Проводить тренировки с применением технических средств (специальных технических приспособлений), можно в зале и в парке, на стадионе и на местности. Нагрузку можно строго индивидуализировать, варьируя интервалы отдыха, количество повторений и темп упражнений.

Хороший горнолыжник должен быть быстрым, сильным, ловким, выносливым, поэтому комплексы упражнений подбираются именно для развития этих двигательных качеств, специфических для горнолыжника.

Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, ловкости, следует включать в первую часть занятий, а на развитие скоростно-силовых качеств, силовой и скоростной выносливости — во вторую часть занятий. Надо помнить, что занятия с применением технических средств не должны занимать все время занятий, наряду с ними необходимо использовать и другие методы тренировки.

Под техническими средствами подразумеваются любые специальные технические приспособления. К ним относятся различные набивные мячи, грифы, гантели, манжеты и пояса с песком или дробью, различные резиновые амортизаторы, жгуты, различные экспандеры и т.п. Большую пользу в развитии скоростных способностей приносит, такое тренировочное средство, как бег в затрудненных условиях: по лестнице вверх, в гору, по песку, по глубокому снегу с чередованием бега в обычных условиях. Все это способствует выполнять упражнение с большей мощностью. Естественно, что упражнения, затрудняющие движения, способствуют укреплению мускулатуры спортсмена и улучшению его способности проявлять более мощные усилия. На это нужны недели и месяцы тренировки. Упражнения, выполняемые с отягощением, делаются для повышенного проявления мощности в скоростно-силовых качествах, выполнение после этого упражнения в обычных условиях, после неоднократного повторения, прочувствованных ощущений, спортсмен выходит на новый рекордный рубеж быстроты. (Озолин Н.Г., 2002). С целью перехода на более высокий уровень быстроты реакции, двигательной сообразительности и приобретения отточенности и оперативности в технике движений, решения других задач используются выполнение соревновательных и специальных упражнений в усложненных условиях. Например, эффективны специальные полосы препятствий, с использованием различных специальных технических приспособлений (бревна, автомобильные шины, скамейки, барьеры, турники, прыжковые ямы, брусья, кольца, канаты и т.п.). Упражнения можно выполнять, используя одновременно облегчающие, затрудняющие и осложняющие условия. При этом облегчение направленно на увеличение спортивного результата, а затруднение создает более мощное воздействие на ведущий компонент подготовленности. (Озолин Н.Г., 2002).

Разнообразие средств в тренировочном процессе выводит организм из привычного состояния, чем больше тренировочных и технических средств применяет тренер, тем выше результаты и мастерство воспитанников.

Подводя итог просмотренной литературы можно сделать следующее заключение: в популярной спортивной литературе имеется достаточно информации, направленной на физическую и техническую подготовку юных горнолыжников. А так же горные лыжи оказывают благотворное, положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную, иммунную, нервную систему человека. Гармонично развивает и укрепляет опорно-двигательный аппарат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М.: Физкультура и спорт, 1982.- 256с.

2. Выготский Л.С. Кризис семи лет / Собр. соч. в 5 т.- Т.1.- С.377.

3. Горные лыжи / Автор-сост. И.С. Галкина. - М.: Вече, 2003.- 384 с.

4. Горяйнов А. Горные лыжи и сноуборд: Карвинговая техника. - М.: РиПол КЛАССИК, 2003.- 24 с.

5. Железняк Ю.Д; Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр. «Академия»; 2002. - 264 с.

6. Жубер Ж. Современный горнолыжный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1959.

7. Грегори Гуршман. Основы физической подготовки спортсменов горнолыжников / Лыжный спорт. - 2001. - № 19.- С. 17-19.

8. Котелли Франко и Марио. Лыжи будущего. Пер. с итал. - М.: Физкультура и спорт, 1978.- 104 е., ил.

9. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 192 с.

10. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2003.- 248 с.

11. Митряшев А.Ю. Горные лыжи для начинающих.- М.: ООО Изд-во ACT, 2000.- 192 с.

12. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / М.Г. Озолин,- М.: ООО Изд-во Астрель, ООО Изд-во ACT, 2002.- 864 е., ил. (Профессия тренер).

13. Ремизов Л.П. Отдых на горных лыжах. - М.: Профиздат, 1989.- 246 е., ил.

14. Ростовцев Д.Е. Подготовка горнолыжника.- М.: Физкультура и спорт, 1987.- 17 е., ил.

15. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учеб. для студ. пед. вузов.- М., 2000.- 232 с.

16. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учеб.- М.: Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2001.- 520 с.

17. Уроки горных лыж / Сост. и пер. Г.Д.Салманова.- М.: Физкультура и спорт, 1988.- 144 е., ил.

18. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. выш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 480 с.

19. Хрипкова JI.T. Возрастная физиология.- М.: Просвещение, 1988.

20. Ценин Ю.К. Горные лыжи без инструктора.- М.: ООО «Восточный горизонт», 2000.-80 с.

21. Ценин Ю.К. На лыжах с гор. - М.: Физкультура и спорт, 1984.- 224с., ил.

22. Юрко Г.П., Уварова З.С. Оценка состояния здоровья и функциональных возможностей организма детей.- М.: Просвещение, 1978. -59 с.

23. Ялакас С.И. Школа горнолыжника.- М.: Физкультура и спорт, 1973.- 119 с., ил.

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.