Методика обучения специфичным техническим действиям у тайбоксеров на этапе начальной спортивной подготовки. Часть 3.

Глава 2. Организация и методы исследования

 

2.1. Методы исследования

Анализ литературных источников - этот метод был использован для изучения состояния вопросов исследуемых в дипломной работе с целью чего, было проанализировано большое количество литературных источников. Анализ был направлен на изучение и сопоставление материалов по исследуемому вопросу.

Беседа - помогает общаться с занимающимися. С ее помощью устанавливается отношение между занимающимися и тренером, помогает повысить активность, узнать тренеру своих учеников, оценить проделанную работу.

Метод контрольных упражнений - использовался  с целью определения влияния  упражнений на изучение специфичной техники тайского бокса.

Педагогический эксперимент - был направлен изучение специфичной техники тайского бокса при выполнении комплекса упражнений.

     Метод статистической обработки - проводился в несколько этапов:

1)  Кхан-тест - сбор данных, необходимых для характеристики оснащённости специфичной техникой тайского бокса;

2)  сводка статистических данных, их систематизация и организация на базе статистических таблиц;

3)  анализ полученного материала.

Метод педагогического наблюдения - основной метод, использовался для анализа и оценки педагогического процесса без вмешательства исследователя в процессе.

 

2.2. Организация исследования

Педагогические исследования проводились в четыре этапа:

Первый этап – организационный. На этом этапе проводился анализ всех имеющихся данных по интересующему нас вопросу.

Второй этап – подготовительный. На этом этапе исследования были подобраны идентичные по своему составу, физическому развитию две группы (контрольная и экспериментальная) по 10 человек в возрасте 14-16, был проведен предварительный эксперимент (кхан-тест, в который входили: работа в одношережном строю, работа на тайских пэдах и работа в парах) для определения уровня владения специфичными техническими действиями тайского бокса. В эксперименте принимали участие  занимающиеся спортсмены  спортивного клуба «Боец» и «Сибирского бойцовского клуба». Оценка проводилась 3 экспертами.

     Третий этап – основной. Этот этап был посвящен разработке и внедрению экспериментальной методики с добавлением специфических подготовительных упражнений. Занятия проводились по 90 мин три раза в неделю, участники экспериментальной группы занимались по специально разработанной  методике.

На этом этапе также был проведен повторный эксперимент.

     Четвёртый этап – включал обработку и обсуждение результатов за время эксперимента, определения и формирования выводов и рекомендаций по освещаемому вопросу.

Конечной целью экспериментального исследования является проверка эффективности разработанной методики технической подготовки тайбоксеров на начальном этапе подготовки.

 

2.3. Экспериментальное обоснование обучения специфичной техники тайского бокса

Разработка содержания экспериментальной программы велась в направлении подбора системы, как технических действий, так и специфичных подготовительных упражнений. Контрольная группа продолжала заниматься по традиционной методике 3 раза в неделю продолжительностью занятия 90 минут в течении 3ёх месяцев, а экспериментальная группа при том же объеме нагрузки в отличии от контрольной группы стала заниматься по специально разработанной методике.

Занятие в экспериментальной группе проводился по такой схеме:

1. В подготовительную часть занятия включалась традиционная разминка продолжительностью 10-15 минут.

2. В основной части занятия при главной задаче по изучению и совершенствованию специфичной техники тайского бокса, в отличии от контрольной группы, проводились по специальной программе, через одинаковые промежутки времени  давались специально разработанные подготовительные упражнения, направленные на освоение специфичной техники тайского бокса.

 

2.4. Обработка результатов полученных в ходе эксперимента

В целях проверки эффективности разработанной экспериментальной программы были использован кхан-тест (проводимый федерациями для определения уровня владения техникой тайского бокса, теоретическими и историческими знаниями о тайском боксе, уровня физической подготовки, а так же для формирования мотивации для занятий тайским боксом), позволяющие оценить уровень владения техникой специфичных действия тайского бокса участников эксперимента. Оценивали по 3-ёх бальной шкале 3 эксперта.

Критерии оценивания:

1 балл — грубые 2—3 ошибки, не влекущие за собой потери функциональной направленности движения (т.е. цель движения достигается, несмотря на ошибки);

2 балла — мелкие ошибки, не влияющие на само движение, неустойчивость двигательного навыка, не может повторить несколько раз подряд правильное движение;

3 балла — устойчивый двигательный навык, небольшое число мелких ошибок, стабильное выполнение техники движений в меняющихся ситуациях и условиях;

0 баллов — отказ от выполнения упражнения, выполнение части действия, нет структурных связей между элементами действия.

На начальной стадии эксперимента тестирование было проведено с целью определения фактических величин показателей и сравнения их по экспериментальной и контрольной группам. Данные занимающихся экспериментальной и контрольной групп представлены в таблице 1.

Из краткого анализа средних показателей видно, что уровень экспериментальной и контрольной групп на данном этапе исследования статистически однороден. В ходе эксперимента под влиянием тренировочного процесса существенные позитивные изменения у занимающихся обоих групп по пяти измеряемым разделам.

 

Выводы

1. На основе анализа литературных источников была рассмотрены общая характеристика процесса обучения техническим действиям в единоборствах. Была рассмотренная классификация технический действий в тайском боксе и выявлены 5 специфичных технических действий хорошо оцениваемых во время поединка: удар рукой с разворота (бэк-фист), удары локтями (а именно боковые), круговые удары ногами, прямые удары ногами и удар ногой назад в средний уровень.

2. Была разработана методика обучения специфическим техническим действиям у тайбоксёров на этапе начальной спортивной подготовки. В отличии от «тайской» методики, был введён комплекс подготовительных упражнений, направленный на разучивание технических действий по частям и последовательный плавный переход к слитному выполнению.

3. Экспериментально – опытным путём была проверенна эффективность методики обучения специфичным техническим действиям у тайбоксёров. Между контрольной и экспериментальной группой после окончания эксперимента были обнаружены значимые различия в показателях выполнения специфичных технических действий. Наибольший прирост в экспериментальной группе произошёл в техническом действии удар рукой с разворота (бэк-фист), на 95%. Наименьший – удар ногой с разворота в средний уровень – 77%.

 

 

Литература

1. Панья Чарат. Муай тай. Тайский бокс. СПДФЛ Дудукчан И. М. 2009 - 104 с.

2. Мур Т. Тайский бокс. Практическое руководство по муай-тай. ФАИР 2006 – 200 с.

3. Осколков В.А. Бокс: обучение и тренировка: Учебное пособие. – Волгоград: ВГАФК, 2003.- 116 с.

4. Атилов А. Бокс за 12 недель– М.:Феникс, 2006 -  160 с.

5. А. Ковтик. Тайский бокс. Уроки профессионала для начинающих. Питер, 2010 - 232 с.

6. Белобородов Н. М. Бокс. Техника и тактика. – М.: Спорт-Принт , 2005. – 352с.

7. Бокс - благородное искусство самозащиты./ / Харлампиев А.Г., Гетье А.Ф., Градополов К.В. -М, ФАИР-ЭКСПРЕСС, 2007.

8. Бокс. Альманах 2009. / под ред Верещагина И.А. – М.: Альманах "БОКС": 2010.  - 48 с.

9. Бокс. Теория и методика./ Шулика Ю.А.,  Лавров А.А., Ахметов С.М.,  Таймазов В.А. – М.:  Советский спорт, 2009 – 767 с.

10. Бокс. Энциклопедия. Бокс: От зарождения до наших дней. Техника. Тактика. Соревнования. Кто есть кто в современном боксе./ Составитель Тараторин Н.Н., - М.: Терра-спорт,  1998 – 320 с.

11. Градополов К.В. Бокс. Учебник для институтов физической культуры. – М.: Инсан, 2010. – 320 с.

12. Дегтярев И. П. Отечественная школа бокса / И. П. Дегтярев // Материалы торжественного заседания Ученого совета РГУФК, посвященного 100-летию со дня рождения профессора Градополова Константина Васильевича. М., 2004. - С. 11—17.

13. Кагалик П.     Уроки бокса для начинающих / П. Кагалик, С. Райнод, Б. Кагалик ; [пер. с фр.: Исакова Е.]. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 264 с.

14. Кулиненков О.С. Подготовка спортсмена. – М.: Советский спорт, 2009, - 432 с.

15. Никифоров Ю.Б. Особенности современного бокса и тенденции его развития//Еж. «Бокс». -М.: ФиС, 1984. С. 10-13.

16. Никифоров Ю.Б. Эффективность тренировки боксеров.- М.: ФиС, 1987.- 192 с.

17. Остьянов В.Н., Гайдамак И.И. Бокс:  Обучение и тренировка. – Киев: Олимпийская литература, 2001. – 240 с.

18. Санников, В. А. Теория и методика бокса: учебн. пособие / В. А. Санников, В. В. Воропаев. — М.: Физическая культура, 2006. — 272 с.

19. Стрельников В. А.     Техническая подготовка боксера: Учебное пособие по теории и методике бокса / В. А. Стрельников; Спорт. клуб "Байкал-ринг"; Ред. Л. А. Светлова ; "Байкал-ринг", спортивный клуб . - Улан-Удэ : [б. и.], 2002. - 48 с.

20. Таймазов В.А. Индивидуальная подготовка боксеров в спорте высших достижений/ Дис. докт. пед. наук., СПб, 1997. -311 с.

21. Тактико-технические характеристики поединка в спортивных единоборствах: бокс, борьба, каратэ, таэквондо, тхэквондо, фехтование / под ред. А. Ф. Шарипова, О. Б. Малкова. – М. : Физкультура и Спорт, 2007. – 218 с.

22. Филимонов В.И. Теория и методика бокса. – М.: Инсан,  2006, -  584 с.

23. Ширяев А.Г. Бокс учителю и ученику.- М.: Шатон, 2002. – 190 с.

24. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1991.- 543 с.

25. В. А. Стрельников. Техническая подготовка боксёра.- г. Улан-Удэ. 1992.- 47 с.

26.В. Н. Платонов. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте.- К.: Олимпийская литература. 2004.- 808 с.

27. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М: Издательский центр «Академия», 2002.- 480 с.

28. Теория спорта. Под ред. Проф. В. Н. Платонова.- К.: Вища шк. Головное изд-во, 1987.- 424 с.

29. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1977. 280 с.

30. Ленц А. Тактика в спортивной борьбе. М.: Физкультура и спорт, 1967. 152 с.

31. Чумаков Е.М. Тактика борца-самбиста. М.: Физкультура и спорт., 1976. 224 с.

32.  Спортивная борьба: Учеб. пособ. для тренеров /Под общ. ред. А.Н. Ленца. М.: Физкультура и спорт, 1964. 496 с.

33. Петрунёв А.А., Вишневский В.А., Мороз В.В., Кузнецов А.И. Технико-тактическая подготовка //Подготовка квалифицированных борцов классического стиля. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. С. 34-35.

34. Нелюбин В. Перспективы управления подготовкой борцов //Материалы IV науч.-метод. конф. по пробл. тренировки в спортивной борьбе. Гомель, 1997. С. 4-7.

35. Оленик В.Г., Каргин Н.Н., Рожков П.А. Специфика физической подготовленности борцов различной тактических манер ведения схватки //Спортивная борьба. М., 1983. С. 21-24.

36.  Оленик В.Г., Каргин Н.Н., Рожков П.А. Специфика мастерства борцов различных манер ведения поединка //Спортивная борьба. М., 1984. С. 8-11.

37.  Олзоев К.С. Функциональное состояние, стиль борца и система предсоревновательной полготовки //Методы исследования и оценки системы кровообращения у борцов /Под общ. ред. В.А. Геселевича, М., 1980. С. 81-83.

38. Рожков П.А. Специфика технико-тактического мастерства высококвалифицированных борцов в связи с их индивидуальными особенностями: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1985. 25 с.

39.  Станков А.Г., Клишин В.П., Письменский И.А. Индивидуализация подготовки борцов. М.: Физкультура и спорт, 1984. 240 с.

 

 

Приложения

 

Приложение 1

 

Предложенная методика обучения специфичным техническим действиям в тайском боксе:

 

Удар рукой с разворота (бэк-фист):

1. «Шафл» с вращением (наработка постановки ног и перемещения при ударе).

2. Удар в коридоре назад (с партнёром).

3. Целостное выполнение удара (перед зеркалом, с партнёром, на пэдах, на мешках).

 

Удары локтями:

1. «Складывание» (и.п. в парах лицом друг к другу, партнёр держит выпрямленную руку, второй наносит удар локтём).

2. Отработка на мяче.

3. «Вращение локтём» (выполняется в быстром темпе).

4. Отработка перед зеркалом, в парах по ладоням (партнёр бьёт по лбу, для фиксации второй руки для защиты), на пэдах, на мешках.

 

Круговые удары ногами:

1. «Подскок» (одна нога на скамейке, обе ноги прямые, на опорной ноге выполняется подскок на носке)

2. «Вкручивания» (в парах или на скамейке).

3. «Мах-разворот»

4. Удар на «3» счёта перед зеркалом, нижний уровень.

5. «Пуш-пуш» в ногу в парах;

6. Круговой удар в нижний уровень перед зеркалом, целостное выполнение.

7. Повторить пункты 3,4 и 5, но уже в средний уровень.

8. Круговой удар в средний уровень с проносом и быстрым возвращением в исходное положение.

9. В парах «крест» без защитной экипировки.

10. Работа на пэдах и мешках. (отработка спаренных ударов и в движении поочерёдных)

 

Прямые удары ногами:

1. «Вытяжка» (в парах, №1 упирается спиной в стену, №2 держит его за стопу и тянет на себя расслабленную ногу).

2. Выполнение прямого удара через барьер.

3.  Толчок ногой партнёра в грудь через покрышку.

4. Остановка качающегося мешка.

5. Остановка партнёра, и остановка на пэдах.

 

Удар ногой назад в средний уровень:

1. «Шафл» по квадратам (лестнице)

2. Махи назад.

3. Толчок партнёра ногой, стоя к нему спиной.

4. Разворот и толчок партнёра ногой.

5. «Юла» (прыжок на месте с вращением на 360 градусов, с поднятой и согнутой ногой в колене одноименной со стороной вращения)

6. Выполнение удара слитной в парах (в дальнейшем на встречу остановка), пэдах и мешках.

 

 ЧАСТЬ 1.

ЧАСТЬ 2.

 

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.