Развитие координационных способностей у волейболистов младшего школьного возраста, часть 2.

2.2. Средства и методы развития координационных способностей.

В качестве средств развития КС школьного возраста можно использо­вать разнообразные физические упражнения, которые связаны с преодолени­ем трудностей по координации движений; требуют от исполнителя правиль­ности, быстроты, рациональности при выполнении сложных в координацион­ном отношении двигательных действий, а также находчивости в применении этих действий в различных условиях; являются новыми и необычными для исполнителя; хотя и являются привычными, но выполняются при изменении либо самих движений и двигательных действий, либо условий выполне­ния.

Упражнения, удовлетворяющие хотя бы одному из этих требований, называются координационными.

Наиболее широка и разнообразна группа общеподготовительных коор­динационных упражнений. При их использовании необходимо учитывать время, которое можно выделить без ущерба для других упражнений в процес­се внеклассных, внешкольных или самостоятельных занятий; возрастные осо­бенности (в младшем школьном возрасте доля использования их выше, чем в среднем и старшем); половые и индивидуальные различия (например, в стар­шем школьном возрасте у юношей больше представлены общеразвивающие упражнения силовой направленности с гирями, гантелями, штангой, у деву­шек - с обручем, булавами, лентами, скакалками, мячами); материально — технические условия (оборудование, инвентарь).

Условно общеподготовительные координационные упражнения можно разделить на:

а) обогащающие фонд жизненно важных навыков и умений; сюда вхо­дят новые упражнения или варианты, рекомендованные школьной програм­мой для 1-4, 5-8, 10-12 классов.

б) увеличивающие двигательный опыт; к ним можно отнести одиноч­ные и парные общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (мячи, палки, скакалки, обручи, ленты, булавы); относительно простые и дос­таточно сложные упражнения, выполняемые в измененных условиях, при раз­личных положениях тела или его частей, в разные стороны;

в) общеразвивающие (элементы гимнастики и акробатики, упражнения в беге, прыжках и метаниях, подвижные и спортивные игры с высокими тре­бованиями к координации движений);

г) с преимущественной направленностью на отдельные психофизиоло­гические функции, обеспечивающие оптимальное управление и регуляцию двигательных действий (упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий; по улучшению сенсомоторных реакций, речемыслительных и интеллектуальных процессов, двига­тельной памяти и представления движения)[31].

Круг специально-подготовительных координационных упражнений ог­раничен спецификой избранного вида спорта. К ним относятся:

а) подводящие упражнения, способствующие освоению и закреплению технических навыков (форм движений) и технико-тактических действий того или иного вида спорта;

б) развивающие упражнения, направленные главным образом на разви­тие специальных КС, относящихся к конкретным видам спорта. Деление на подводящие и развивающие упражнения, разумеется, весьма условно. В част­ности, осваивая и закрепляя с помощью подводящих упражнений технику, скажем, бега на коньках, акробатических упражнений, бросков в кольцо, тем самым развиваем и соответствующие КС. В свою очередь, формируя с помо­щью развивающих упражнений специальные КС, создаем предпосылки для приобретения вариативной техники движений;

в) упражнения, развивающие специфические КС: к ориентированию в пространстве, кинестетическому дифференцированию, ритму, сохранению равновесия, вестибулярной устойчивости;

г) упражнения, вырабатывающие и улучшающие специализированные восприятия (чувство планки, оружия, снаряда, мяча, воды и др.); сенсомоторные реакции (в боксе, фехтовании, борьбе, спортивных играх); анемические (оперативная двигательная память) и интеллектуальные процессы (быстрота и качество оперативного мышления, способность к предвидению изменения си­туации в ограниченном интервале времени, инициативность и самостоятель­ность в спортивных играх или единоборствах); речемыслительные процессы (проговаривание вслух и про себя с одновременным осмысливанием конкрет­ных кинестетических (мышечно-двигательных) ощущений и других характе­ристик двигательных действий, которые имеют место при их выполнении); идеомоторные реакции (представление движений данного вида спорта в це­лом или их отдельных частей, параметров этих движений, например пространственных).

Для сопряженного воздействия на координационные и кондиционные способности применяют в различных сочетаниях обще- и специально- подго­товительные координационные упражнения. Примеры соединения силовых, скоросно - силовых способностей и КС: метание мяча ( правой, левой рукой) на расстояние, равное 1/3, 1/2 или 1/6 максимальной дальности метания; чере­дование метаний (бросков) в цель при использовании снарядов (мячей) разной массы; чередование бросков мяча в стену на максимальную дальность отскока с бросками на дальность отскока с бросками на дальность отскока, равную 1/2, 1/3 или 1/6 максимальной; прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в пол силы, в 1/3 силы; прыжки с вращениями в одну и другую сторону на максимальное количество градусов (1/2,1/3 максимума) или прыжки с вра­щением на заданное количество градусов и т.д.

Варианты соединения скоростных способностей и КС: чередование бега с максимальной скоростью на короткие отрезки с бегом со скоростью 30-90% максимальной (с обязательным определением времени пробега отрезка самим учащимся и коррекцией скорости бега педагогом); то же в других цикличе­ских локомоциях (в плавании, лыжном и конькобежном спорте, гребле); чере­дование пробега равных отрезков по прямой с преодолением их при измене­нии направления движения, скорости бега, того и другого вместе и т.д.

Примерами упражнений, соединяющих развитие выносливости и КС, являются: продолжительный бег по сильно пересеченной и желательно незна­комой местности; передвижение на лыжах и велосипеде; достаточно длитель­ный бег по песку, снегу или льду; продолжительное выполнение технико - тактических взаимодействий в баскетболе.

Координационные упражнения, в которых гармонически соединены требования к гибкости и КС - это, например, упражнения, выполняемые с предметами (палка, обруч), на гимнастической стенке, в парах и т.д.

В преобразованном виде общеподготовительные и специально- подготовительные координационные упражнения можно проводить в форме игровых и соревновательных упражнений (особенно единоборств, подвижных и спортивных игр), которые являются действенным средством развития опре­деленных КС, так как в этом случае создаются условия для максимального и подчас неожиданного их проявления.

В соответствии с принципом преимущественного воздействия на КС координационные упражнения можно разделить нааналитические и синте­тические. Первые направлены преимущественно на развитие КС, относящие­ся к однородным группам двигательных действий; это, например, цикличе­ские движения (разновидности ходьбе, бега, лазание, ползания, езда на вело­сипеде, передвижение на лыжах, бег на коньках, плавание, гребля); метатель­ные движения с акцентом на силу (толкание ядра, метание копья, молота, дис­ка); поднятие тяжестей (упражнения с гирей и штангой); всевозможные акро­батические упражнения и т.д.

Синтетические координационные упражнения содействуют развитию двух и более КС. Примерами таких упражнений являются варианты полос препятствий, эстафет и круговой тренировки, многие подвижные и большин­ство спортивных (особенно коллективных) игр [11,33].

Для развития КС детей школьного возраста используют разнообразные методы. Первыми из них следует назвать методыстрого регламентированно­го упражнения (или сокращенно - методы упражнения), основанные на двига­тельной деятельности. Эти методы используют в различных вариантах. Их разнообразие зависит от того, какой ведущий признак (принцип) положен в основу группировки.

В частности, по степени избирательности воздействия на КС можно го­ворить о методах избирательно направленного упражнения с воздействием преимущественно на сходные КС, например на КС, проявляющиеся в цикли­ческих локомоциях или относящиеся к метательным движениям с акцентом на меткость, и о методах генерализованного упражнения (с общим воздействием на две и более КС).

По признакам стандартизации или варьирования воздействий на уроке (тренировке, внеклассных занятиях) выделяют методы стандартно- повторного и вариативного (переменного) упражнения. Первые используют для развития КС школьников при разучивании новых, достаточно сложных в координационном отношении двигательных действий, овладеть которыми можно лишь после ряда повторений их в относительно стандартных условиях. Вторые, по мнению большинства исследователей и практиков, являются главными методами развития КС. Остановимся на них подробнее.

Методы вариативного (переменного) упражнения для формирования КС можно представить в двух основных вариантах: методы строго регламенти­рованного и не строго регламентированного варьирования.

К первым можно отнести (разумеется, условно) 3 группы методических приемов:

Первая группа - приемы строго заданного варьирования отдельных ха­рактеристик или всей формы привычного двигательного действия:

а) изменение направления движения (бег или ведение мяча с изменени­ем направления движения, лыжное упражнение «слалом», прыжки «с кочки на кочку»;

б) изменение силовых компонентов (чередование метании при исполь­зовании снарядов разной массы на дальность и в цель; прыжки в длину или в высоту с места в полную силу, вполсилы, в одну треть силы и т.п.);

в) изменение скорости или темпа движений (выполнение общеразвивающих упражнений в обычном, ускоренном и замедленном темпе; прыжки в длину или в высоту с разбега с повышенной скоростью; броски в корзину в не привычном темпе - ускоренном или замедленном и т.п.);

г) изменение ритма движений (разбег в прыжках в длину или в высоту, бросковые шаги в метании малого меча или копья, в баскетболе или в гандбо­ле и т.п.);

д)  изменение исходных положений (выполнение общеразвивающих и специально- подготовительных упражнений в положении стоя, лежа, сидя, в приседе и др.; бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, из приседа, из упора лежа и т.д.; прыжки в длину или глубину из положения стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

е) варьирование конечных положений (бросков мяча вверх из и.п. стоя, ловля - сидя; бросок мяча вверх из и.п. сидя, ловля - стоя; бросок мяча вверх из и.п. лежа, ловля - сидя или стоя и т.п.)

ж) изменение пространственных границ, в которых выполняют упраж­нение на уменьшенной выполнение упражнений в равновесии на уменьшен­ной опоре и т.п.);

з) изменение способа выполнения действия (прыжки в высоту и в длину при использовании разных вариантов техники прыжка; совершенствование техники бросков или передач мяча при целенаправленном изменении способа выполнения приема и т.п.)[7,32].

Вторая группа - приемы выполнения привычных двигательных дейст­вий в непривычных сочетаниях:

а) усложнение привычного действия добавочными движениями (ловля мяча с предварительным хлопком в ладоши, поворотом кругом, прыжком с поворотом и др.; опорные прыжки с дополнительными поворотами перед при­землением, с хлопком руками вверху, с кругом руками вперед и др.; подскоки на обеих ногах с одновременными движениями рук и т.п.);

б) комбинирование двигательных действий (объединение отдельных ос­военных общеразвивающих упражнений без предметом или с предметами в новую комбинацию, выполняемую с ходу; соединение хорошо освоенных ак­робатических или гимнастических элементов в новую комбинацию; включе­ние вновь разученного приема единоборства или игры в состав уже разучен­ных технических или технико-тактических действий и т.п.);

в) зеркальное выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и в длину с разбега; метание снарядов «неведущей» рукой; выполнение бросковых шагов в баскетболе, гандболе начиная с другой ноги; передачи, броски и ведение мяча «неведущей» рукой и т.п.).

Третья группа - приемы введения внешних условий, строго регламенти­рующих направление и пределы варьирования:

а) использование различных сигнальных раздражителей, требующих срочно перемены действий (изменение скорости или темпа выполнения уп­ражнений по звуковому или зрительному сигналу, мгновенный переход от атакующих действий к защитным по звуковому сигналу и наоборот и т.п.);

б)  усложнение движений с помощью заданий типа жонглирования (ловля и передача двух мячей с отскоком и без отскока от стены; жонглирова­ние двумя мячами одинаковой и разной массы двумя и одной рукой и т.п.)

в)  выполнение освоенных двигательных действий после раздражения вестибулярного аппарата (упражнения в равновесии сразу после кувырков, вращении и т.п.; броски в кольцо или ведение мяча после акробатических ку­вырков или вращений и т.п.);

г)  совершенствование техники двигательных действий после соответ­ствующей (дозированной) физической нагрузки или на фоне утомления (со­вершенствование техники передвижения на лыжах, бега на коньках на фоне утомления; выполнение серии штрафных бросков в баскетболе после каждой серии интенсивных игровых заданий

д)  выполнение упражнений в условиях, ограничивающих или исклю­чающих зрительный контроль (ведение, передача и броски мяча в кольцо в условиях плохой видимости или в специальных очках; общеразвивающие уп­ражнения и площадке, метание диска, толкание ядра из уменьшенного круга; упражнения в равновесии с закрытыми глазами; прыжки в длину с места на заданное расстояние и метание на точность с закрытыми глазами и т.п.);

е) введение заранее точно обусловленного противодействия партнера в единоборствах и спортивных играх (с отработкой финта только на проход вправо или на бросок- проход к щиту справа или слева от опекуна; заранее оговоренные индивидуальные, групповые или командные атакующие и за­щитные тактические действия в спортивных играх; заранее принятая и огово­ренная тактика в единоборстве и т.п.).

Методы не строго регламентированного варьирования содержат сле­дующие примерные приемы:

а) варьирование, связанное с использованием необычных условий ес­тественной среды (бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде и др. по пересеченной и незнакомой местности; бег по снегу, льду, траве, в лесу и др.; периодическое выполнение технических, технико-тактических действий и проведение игры в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол в непривычных ус­ловиях, например на песчаной площадке или в лесу; выполнение упражнений, например прыжковых, на непривычной опорной поверхности и т.п.);

б)   варьирование, связанное с использованием в тренировке непривыч­ных снарядов, инвентаря, оборудования (технические приемы игры разными мячами; прыжки в высоту через планку, веревочку, резинку, забор и др.; гим­настические упражнения на незнакомых снарядах и т.п.); упражнений по зву­ковому или зрительному сигналу, мгновенный переход от атакующих дейст­вий к защитным по звуковому сигналу и наоборот и т.п.);

Методом, оказывающим существенное воздействие на проявление КС, можно назвать метод направленного сопряжения.Направленное сопряженное развитие КС и кондиционных способностей, КС и фаз техники и техника так­тических действий, технической и физической подготовки, как показали ре­зультаты исследований, прежде всего в большом спорте, является весьма перспективным. Однако, этот метод недостаточно целенаправленно используют в практике физического воспитания школьников и юных спортсменов.

Широкое применение в развитие и совершенствовании КС школьников занимают игровой и соревновательный методы.Заметим, что большинство упражнений, рекомендованных для развития КС, можно провести по этим ме­тодам [31].

Для развития КС (особенно специфических, относящихся к конкретным видам спорта) в современной практике физического воспитания школьников все шире применяют так называемые специализированные средства, методы и методические приемы. Основное их назначение состоит в том, чтобы обес­печить соответствующие зрительные восприятия и представления; дать объективную информацию о параметрах выполняемых двигательных действий; способствовать исправлению отдельных параметров движений по ходу их вы­полнения; воздействовать на все органы чувств, которые участвуют в управ­лении движениями и их регулировке.

К специализированным средствам и методам можно отнести: средства киноциклографической и видеодемонстрации, позволяющие анализировать технику движений, относящихся к тому или иному виду спор­та; метод идеомоторного упражнения, состоящий в попытке мысленного вос­произведения или воссоздания четких двигательных ощущений и восприятии двигательного действия в целом или отдельных его характеристик ( например, пространственных параметров, решающих звеньев, фаз этих действий) перед выполнением движения; средства и методические приемы лидирования, изби­рательной демонстрации и ориентирования, позволяющие выполнять упраж­нения под звуко- или светолидер, воссоздать пространственные, временные и ритмические характеристики движений и воспринять их зрительно, на слух или тактильно и т.д.: приемы и условия направленного прочувствования движений, основанные на применении специальных тренажерных устройств, которые позволяют прочувствовать отдельные параметры движений (напри­мер, пространственные, динамические, временные характеристики или их со­вокупность); некоторые методы срочной информации, основанные на приме­нении технических устройств, автоматически регистрирующих параметры движений и срочно сигнализирующих о нарушении отдельных из них.

2.3. Характерные особенности развития координационных спо­собностей школьников 9-10 лет.

Согласно данным экспериментальных исследований большого числа отечественных и зарубежных специалистов, выявлено, что к концу обучения в школе одни по­казатели КС детей возрастают примерно на 20-30%, а другие - более чем на 600- 1000% по сравнению с результатами первоклассников. Полученные дан­ные говорят о том, что одного - двух показателей недостаточно, чтобы судить о динамике развития всех без исключения КС [18].

Установлено, что в разные возрастные периоды естественное, обуслов­ленное созреванием организма развитие КС протекает неравномерно.

Наиболее интенсивно показатели КС нарастают с 7 до 9 и с 9 до 11-12 лет. Поэтому в рамках этих возрастных периодов существуют весьма благо­приятные социальные, психически - интеллектуальные, анатомо- физиологические и моторные предпосылки для быстрого развития и совер­шенствования КС.

Статокинетическая устойчивость заметно улучшается в младшем школьном, та же тенденция сохраняется и в среднем школьном возрасте. Про­веденные экспериментальные исследования свидетельствуют, что 25% от об­щего прироста в развитии КС лица мужского пола достигают в среднем к 8,3, а лица женского к 8,1 годам; 50%- к 10,2 и 9,6 годам;75%- к 12,4 и 11,9 годам и 100%- к 16,2 и 15,9 годам. Возрастные периоды, в которые показатели раз­личных КС достигают 25-100% от общего прироста, не совпадают между со­бой.

Влияние половых различий на показатели разных КС имеет свои осо­бенности. Так, в показателях способности к воспроизведению, дифференци­рованию и отмериванию параметров движений, отдельных признаков способ­ности к ориентированию в пространстве и статического равновесия это влия­ние незначительно и несущественно. Есть еще ряд показателей КС (абсолют­ные в метаниях на меткость попадания, в прыжках на точность приземления), где средние результаты одинаковы у мальчиков и у девочек или у девочек они выше. Обнаружена более высокая способность к расслаблению у лиц женско­го пола по сравнению с мужским, причем, достоверные различия в пользу де­вочек начинают проявляться с 10-летнего возраста.

Однако по таким абсолютным и относительным показателям, характе­ризующим КС, как показатели КС в циклических локомоциях, в баллистиче­ских движениях с установкой на дальность метания, в спортивно игровых двигательных действиях, совершаемых ведущими и не ведущими верхними и нижними конечностями, мальчики уже с 7-9-летнего возраста опережают сверстниц.

Сказанное справедливо также в отношении показателей способности быстро перестраивать двигательную деятельность в условиях дефицита вре­мени. Однако отчетливая разница в пользу мальчиков по большинству показа­телей КС выявляется лишь к 13-14 годам.

Во все периоды школьной жизни мальчики и девочки имеют выражен­ные индивидуальные особенности в уровне развития КС. Особо впечатляют в этом связи дети, показатели которых резко отличаются от средних показате­лей КС их сверстников и близки к таковым у взрослых и спортсменов, а ино­гда и превосходят их. Это говорит о значительной обусловленности КС на­следственными факторами. С возрастом и под влиянием целенаправленных воздействий индивидуальные различия хотя и несколько уменьшаются, но могут быть весьма существенными [21,25,32].

В результате разных по длительности педагогических экспериментов (от месяца до нескольких лет) установлено, что разнообразные КС можно успеш­но развивать в любом школьном возрасте: младшем, среднем, старшем. При соответствующей тренировке координационных способностей дети младшего и среднего возраста могут достичь уровня, свойственного детям старшего школьного возраста или даже превосходящего этот уровень. Темпы прироста КС за одно и то же время у испытуемых экспериментальных классов могут быть на несколько десятков процентов выше, чем в контрольных классах.

Достигнутый более высокий уровень развития этих способностей в младшем школьном возрасте (8-11 лет) сохраняется и во все последующие пе­риоды.

Большой эффект педагогических воздействий достигается в периоды, совмещенные во времени с фазами ускоренного развития конкретных КС, особенно у детей с 7 до 12 лет.

Многосторонние и вариативные координационные упражнения оказы­вают положительное влияние не только на развитие разнообразных КС, но и на сенсорно - персептивные, сенсомоторные, анемические и интеллектуаль­ные компоненты психофизиологических функций, принимающие непосредст­венное участие в управлении и регулировке двигательных действий.

Показатели КС зависят от характера и объема мышечной нагрузки, от стадий полового созревания, успеваемости и от других факторов [31].

3. Методы и организация исследования

3.1. Характеристика методов исследования.

Контрольные испытания помогают выявить уровень развития отдель­ных двигательных качеств, оценить степень технической и тактической под­готовленности, сравнить подготовленность как отдельных занимающихся, так и целых групп; провести наиболее оптимальный отбор спортсменов для заня­тий тем или иным видом спорта и для участия в соревновании; вести в значи­тельной степени объективный контроль за тренировками как отдельных спортсменов, так и целых групп; выявлять преимущества и недостатки при­меняемых средств, методов обучения и форм организации занятий; составлять наиболее обоснованные индивидуальные и групповые планы занятий [5].

Охарактеризовать состояние волейболистов можно с помощью тестов и контрольных упражнений. Тестом называется - задание стандартной формы, применяемое с целью определения умственного развития, волевых качеств, двигательных способностей и других сторон личности человека.

Контроль в спорте - это, прежде всего, контроль за физическим состоя­нием человека, его технико-тактическим мастерством и нагрузками на трени­ровочных занятиях.

Для оценки комплексного проявления координационных способностей школьников можно использовать тест под названием "Три кувырка вперед". Школьник встает у края матов, уложенных в длину, приняв основную стой­ку. По команде он принимает положение упора присев и последовательно, без остановки выполняет три кувырка вперед, стремясь сделать это за мини­мальный промежуток времени. После последнего кувырка ученик вновь при­нимает основную стойку. Результат засекается по секундомеру, с точностью до 0,01 секунды. Выполняется две попытки, засчитывается лучший результат.

Челночный бег 3 х 10 м.

Отмечается две контрольные линии на расстоянии друг от друга 10 мет­ров. Испытуемый встает на линию, принимая положение высокого старта. По сигналу он бежит и касается линии отметки на 1 конце отрезка, далее бежит к другому концу и касается линии отметки на 2 конце отрезка, затем финиши­рует на 1 конце отрезка. Результат засекается по секундомеру, с точностью до 0,01 секунды. Выполняется две попытки, засчитывается лучший результат.

«Тест 9 кругов» [СДЮСШОР по волейболу г.Екатеринбург].

На стене чертят девять кругов диаметром 30 см, на высоте 180 и 230 см от пола, круги расположены по очередности. Игрок стоит на расстоянии от стены Зм. Перед началом теста игрок с мячом встает напротив первого круга и по сигналу тренера начинает бросать мяч в цель. После успешного попадания в круг, игрок перемещается приставными шагами к следующему кругу. Окон­чание теста фиксируется ловлей мяча, после попадания в последний круг. Ре­зультат засекается по секундомеру, с точностью до 0,01 секунды. Выполняется две попытки, засчитывается лучший результат.

Педагогический эксперимент - это специально организуемое иссле­дование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки. В отличие от изучения сложившегося опыта с применением ме­тодов, регистрирующих лишь то, что уже существует в практике, эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть проверяемое нововведение. Проведение педагогического эксперимента представляет большую сложность, и, что особенно существенно, его содержа­ние, используемые методы ни в коем случае не должны противоречить общим принципам. Каковы бы ни были результаты эксперимента, знания занимаю­щихся, приобретаемые навыки и умения, уровень здоровья не должны в итоге исследований снижаться или ухудшаться. Поэтому одним из основных моти­вов педагогического эксперимента всегда является введение каких-то усовер­шенствований в учебно-тренировочный процесс, повышающих его качество[5].

Список литературы.

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1990 г. - 235с.

2. Блинов Н.Г., Игишева JI.H., Практикум по психофизиологической ди­агностике. -М.: Физкультура и спорт, 2000 г. -200с.

3. Букреева Д.П. Возрастные изменения максимального темпа движений у детей 7-16 лет. - Дис.... канд. пед. неук. - М., 1955.

4. Булкин В.А. Развитие силы и быстроты у подростков средствами и методами физического воспитания. - Дис. канд.пед.наук. - М., 1968.

5. Гелецкий В.М.. Реферативные, курсовые и дипломные работы: Учеб­но-методическое пособие для студ. факультета физической культуры и спорта / В.М. Гелецкий, Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2004. - 112 с.

6. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000 г. - 264с.

7. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1988 г. - 186с.

8. Денисюк JI.O. О методике развитие двигательных качеств у детей школьного возраста // Материалы IV науч. конф. по физ. воспитании подрост­ков.-М., 1968.-С. 28-29.

9. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учеб­ное пособие - М.; Спорт. Академия. Пресс 2002. - 192 с.

10. Ивойлов J1.B. Волейбол (Техника, обучение и совершенствование). - Минск: Беларусь, 1969. - 147 с.

11. Ивойлов А.В. Волейбол: Очерки по биомеханике и методике трени­ровки. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 152 с.

12. Кузнецова З.И. Когда и чему. Критические периоды развития двига­тельных качеств школьников. - Физическая культура в школе, 1975, №1. С.7-9

13. Козырева О.В. Разно-вариативные игры для детей дошкольного возраста // Физическое воспитание детей дошкольного возраста : теория и прак­тика : сб. науч. тр; Урал. гос. акад. физ. культуры. - Челябинск, 2002. - вып. 2. - С. 60-69.

14. Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1998 г. - 146с.

15. Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреж­дении // Теория и практика физической культуры, 1994, № 7, с. 8-11.

16. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М.: Физ­культура и спорт, 1998 г. -204с.

17. Майорова Л.Т. Методика воспитания координационных способно­стей у детей дошкольного возраста (4-6 лет): Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- Омск, 1988. - 19 с.

18. Максименко A.M., Основы теории и методики физической культу­ры. -М.: Физкультура и спорт, 1999 г. -165с.

19. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учебное пособие для студентов педагогических институтов и учащихся педагогических училищ. - М.: Просвещение, 1991. - 191 е.: ил.

20. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физ­культура и спорт, 1991 г. - 211с.

21. Марков К.К. Содержание соревновательной деятельности в волей­боле и методика совершенствования функциональной подготовки спортсме­нов. Методические указания. Иркутск. 1994 - 47 с.

22. Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов. - М.: Физкультура и спорт, 1997 г.-235с.

23. Мирошников А.А. Влияние занятий различной направленности на двигательно-координационные способности детей 4-6 лет /Мирошников А.А. // Сборник трудов ученых РГАФК. - М.: 2000. - С. 53-62.

24. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсме­нов. - М.: Физкультура и спорт, 1982. -280с., ил. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1982. -280с., ил.

25. Нечко Н.А. Формирование навыков ударных движений у волейболи­стов различных возрастных групп: Автореф. канд. дис. 1998. - 22 с.

26. Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976 г. - 354с.

27. Платонов В.Н. Закономерности и принципы системы спортивной подготовки. - М.: СААМ. - 1995. - С. 20-23

28. Сулейманов И.И. и др., Общее физкультурное образование: Учеб­ник. Том 1. Школьное физкультурное образование. Часть 3. -Омск: Сиб- ГАФК, 1999 г. - 128с.

29. Суслов Ф.П. Теория и методика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1997 г. -105с.

30. Чудная Р.В. Адаптивное физическое воспитание. К.: Наукова 

31. Харре Л. Учение о тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 1971 г. - 107с.

32. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000 г. - 348с.

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.