Развитие скоростно-силовых качеств для улучшения эффективности прохождения финишного отрезка у лыжников-гонщиков 13-14 лет, часть 2

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Организация исследования

Занятия по лыжным гонкам проводились 5 раз в неделю в обеих группах в форме урока. Продолжительность занятия 1час 30мин. Занятие состояло из подготовительной, основной и заключительной части. В подготовительной части урока проводили разминку, в которую входил комплекс общеразвивающих упражнений на все группы мышц и небольшой кросс. Подготовительная часть занимает 20% от общего времени тренировочного процесса.

В основной части проводилась работа на развитие общей и специальной выносливости по заданию: кроссовая подготовка, имитационная подготовка, СФП. Основная часть занятия занимает 70% от общего времени тренировочного процесса.

В заключительной части проводилась растяжка, упражнения на восстановление, заминка. Заключительная часть занимает 10% от общего времени тренировочного процесса.

Исследования проводились в 3 этапа:

1 этап – июль - сентябрь 2010года.

2 этап – октябрь 2010 года - апрель 2011 года.

3-этап – май 2011 года.

На первом этапе проводился опрос тренеров-инструкторов по обучению лыжам. До начала экспериментальной работы изучен процесс тренировок в группах начальной подготовки Спортивной Детско-Юношеской Школы Олимпийского Резерва по зимним видам спорта. Ознакомились с организацией и методикой тренировочного процесса, с программой и документацией, а также проведен литературный анализ по теме исследования.

Так же перед началом эксперимента нами был проведен корреляционный анализ в группе спортивного совершенствования между показателями скоростно-силовых качеств и результатом финишного ускорения на 150 метров на лыжах. По результатам корреляционного анализа мы обнаружили большую зависимость, что послужило созданию специального комплекса упражнений для развития плечевого пояса у детей 13-14 лет, занимающихся лыжными гонками.

На втором этапе проведен педагогический эксперимент и взяты промежуточные результаты тестов.

На третьем этапе были проведены контрольные испытания по тестам и математико-статистическая обработка результатов.

2.2. Методы исследования

Используемые методы:

1) Анализ научно-методической литературы

2) Педагогический эксперимент

3) Педагогическое тестирование

4) Математико-статистическая обработка результатов

Анализ научно-методической литературы состоял из проверки теоретических подходов к развитию скоростно-силовых качеств у юных лыжников-гонщиков. Нами было рассмотрено 49 литературных источников. Из них 14 источников – это статьи из журналов. Мы рассмотрели характерные особенности лыжного спорта, также мы рассмотрели особенности скоростно-силовых способностей и возрастных особенностей детей 13-14 лет, занимающихся лыжным спортом.

Педагогический эксперимент проводился в экспериментальной группе в период с октября 2010 года по апрель 2011года. Группа занималась в форме урока (1час 30мин). Был разработан специальный комплекс упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых качеств у юных лыжников-гонщиков. Эксперимент проводился в 3 этапа:1 этап – октябрь - ноябрь 2010года; 2 этап – декабрь – февраль 2011 года; 3 этап – март – апрель 2011года. В эксперименте применялись методы строго регламентированного упражнения, соревновательного и игрового. На втором этапе эксперимента были проведены промежуточные тесты по скоростно-силовым показателям. На первом этапе занятия проводились на лыже-роллерах.

Педагогическое тестирование заключалось в проведении тестов для оценки скоростно-силовых качеств. Были использованы такие тесты, как тест «подтягивание на время» [15], «подтягивание на максимальное количество раз» [27] и тест «бег на лыжах на 150 метров» [42].

Тест №1. Подтягивание на время.

Методика: И.П. – вис на перекладине. По сигналу испытуемый начинает подтягиваться в течение 15 секунд. Оценивается количество подтягиваний.

Тест №2. Подтягивание на максимальное количество раз.

Методика: И.П. – вис на перекладине. По сигналу испытуемый начинает подтягиваться максимальное количество раз.

Тест №3. Бег на лыжах (на лыже-роллерах) на 150 метров.

Методика: Испытуемый бежит на лыжах или лыже-роллерах 150 метров по прямой. Учитывается время прохождения дистанции.

При математико-статистической обработке результатов нами были использованы общепринятые формулы для расчета оценки показателей скоростно-силовых качеств в контрольной и экспериментальной группе [35]: среднее, дисперсия, ошибка среднего, коэффициент вариации. Также было оценено различие средне групповых результатов тестов по критерию Стьюдента и проведен корреляционный анализ [35]. Различие признавалось значимым, когда расчетное значение критерия Стъюдента было больше 2,23, аRрасчетное в показаниях корреляционного анализа было больше 0,632 [49].

3. Средства и методы экспериментальной программы развития скоростно-силовых способностей лыжников-гонщиков 13-14 лет

Для экспериментальной программы развития скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков 13-14 лет нами был разработан специальный комплекс упражнений. Он основывался на результатах корреляционного анализа. Сравнения проводились среди юношей и девушек 17-18 лет в группах высшего спортивного мастерства между тестом «ускорение на лыжах 150 метров» после прохождения 5-тикилометровой дистанции и показателями подтягивания на перекладине на время, «отжимания» в упоре лежа на время, бросание набивного мяча, «отжимания» из упора на брусьях на максимум раз, подтягивание на перекладине на максимум, а так же «спурты» на лыжах без работы ног. Мы обнаружили сильную степень связи между вышеперечисленными показателями. Тест на отжимания на брусьях на максимум показал среднюю степень связи в отличие от отжимания на брусьях на время за 20 сек. Это говорит о том, что выполнение упражнений на максимум слабо влияет на развитие скоростно-силовых качеств. Из таблицы 1 мы видим, что во всех показаниях коэффициент корреляции признается значимым. Rрасчетное > Rтабличного. 0,8?r<0,9, следовательно идет сильная зависимость между показателями скоростно-силовых качеств.

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа между ускорением на лыжах на 150 метров и скоростно-силовыми показателями

Название теста

Коэффициент корреляции

Подтягивание на перекладине на время

0,904

Отжимания в упоре лежа на время

0,802

Бросание набивного мяча

0,846

Отжимания из упора на брусьях на максимум

0,686

Подтягивание на перекладине на максимум

0,823

Отжимания из упора на брусьях за 20 сек

0,803

В разработанный комплекс упражнений входили упражнения со вспомогательными средствами и без. Вспомогательными средствами являлись резиновый жгут и 5-ти-килограммовые отягощения.

Комплекс упражнений, направленный на развитие скоростной силы:

1. Комплекс упражнений с вспомогательными средствами:

- подтягивание на перекладине широким, средним и узким хватом с отягощением (5 подходов по 3раза);

- имитация работы рук на месте с резиновым жгутом (5 подходов по 30 раз);

- бросание из-за головы набивного мяча на дальность из положения лежа (5 подходов по 20 раз);

- работа с гантелями на верхний плечевой пояс (6 подходов по 10 раз на каждую руку).

2. Комплекс упражнений без вспомогательных средств:

- подтягивание на перекладине ( 3 подхода по максимуму);

- «отжимания» на брусьях (5 подходов по 7 раз);

- «отжимания» от пола на взрыв (5 подходов по 10 сек);

3. Комплекс, на развитие скоростно-силовых качеств на лыжах (лыже-роллерах):

- «спурт» на лыжах в гору (5 подходов по 15метров);

- «спурт» на лыжах по прямой без работы ног (5 подходов по150метров).

Контрольная группа занималась по общепринятой программе.

Педагогический эксперимент строился следующим образом: 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) дети занимались по разработанному комплексу упражнений со вспомогательными средствами и без на тренировочных занятиях. Упражнения с отягощением выполнялись повторно-серийным методом.

Вес отягощения выбирается в диапазоне 30 – 70% в зависимости от величины внешнего сопротивления, преодолеваемого при выполнении спортивного упражнения (чем оно больше, тем больше вес отягощения). Движения выполняются несколько раз с предельной скоростью, но в невысоком темпе. В серии 5 – 6 подходов с отдыхом 3 – 4 мин. Между сериями активный отдых с упражнениями на расслабление и «встряхивание» мышц, широкоамплитудные маховые движения.

По вторникам выполнялись задания на общую выносливость: кроссовая, скоростная, имитационная подготовка и упражнения на ОФП. Суббота – игровой день. Четверг и воскресенье – выходные дни.

Объем и интенсивность тренировочной нагрузки в группах были идентичны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агроновский М. А. Лыжный спорт. – М.: Физкультура и спорт,1980

2. Аксельрод С.Л., Данилова Л.А., Осипов И.Т.Физическая подготовка. – М.: Физическая культура и спорт, 1997.

3 .Антонова О.Н. Кузнецов В.С. Лыжная подготовка: Методика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 1999.

4. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М: Просвещение, 1990.

5. Будин И. М. Лыжный спорт: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Владос-Пресс, 2003.

6. Бутенко Б. Н. Специализированная подготовка боксера. – М.: Физкультура и спорт, 1967.

7. Бутенко Б, Н., Худадов Н. А., Мамчупп Н. А., Гильдин Л. С., Огуренков В. Н. Физическая подготовка юных боксеров// Бокс: Ежегодник. – М., 1964.

8. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник. – М., 2000.

9. Бурындин А.Г. Оценка уровня специальной выносливости в спортивной борьбе //Спортивная борьба: Ежегодник. – М.: Физкультура и спорт, 1974.

10. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

11. Верхошанский Ю.В. На пути научной теории и методологии спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. – 2000. –№4. –С.23-24.

12. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки //Теория и практика физической культуры.– 1998. –№7. –С.41-54.

13. Виноградов М. Н. Физиология трудовых процессов. – 2-е издание. – М.: Медицина, 1966.

14. Волков Н. И. Биохимические основы выносливости спортсмена// Теория и практика физической культуры. – 1994. – №3. – С. 54-55.

15. Воробьев А. Н. Выносливость / А.Н. Кузьмин // Боевые искусства Мира. – М., 1994.

Гамимов Г. Я. Основы лыжной подготовки. – Улан-Удэ, 1989 .

16. Гандельсман А. Б., Смирнов К. М. Физическое воспитание детей школьного возраста. – М.: Физкультура и спорт, 1966.

17. Гандельсман А.Б. Специальная выносливость спортсмена с позиций большого спорта / Гандельсман А.Б., Набатникова М.Я. // Теория и практика физической культуры. – 1970. – №6. – С. 54-55.

18. Гандельсман А.Б. Условия достижения высокой работоспособности на дистанции // Теория и практика физической культуры. – 1964. – №5. – С. 54-55.

19. Головачев А.Н. Возрастные особенности физической подготовленности лыжниц-гонщиц. // Теория и практика физической культуры. – 2000. – №2. – С.20-23.

20. Горбунов С.А. Динамика функционального состояния квалифицированных лыжников в соревновательном периоде. // Теория и практика физической культуры. – 2005. – №11. – С. 37-42.

21. Зимкина Н.В. Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте. – М.: Физкультура и спорт,1982.

22. Каганов Л. С. Физкультура и спорт. – М.: Знания, 1990.

23. Китманов В.А. Методические подходы к моделированию влияния циклических видов спорта на состояние сердечно-сосудистой системы. // Теория и практика физической культуры. – 2004. – №3. – С. 25-26.

24. Кобзева Л.Ф. Основы методики обучения в лыжном спорте. – Смоленск: РИО СГИФК, 2003.

25. Корнилов В. Книга рекордов Грушина. // Физкультура и спорт. – 2002. – № 1. – С. 6-7.

26. Летунов С. П. Выносливость у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт,1989.

27. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников/ Пособие для учителя. М., 1998.

28. Мажосов В. Н. Тренировка лыжников гонщиков. – М.: Физкультура и спорт, 1996..

29. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977.

30. Матвеев Л.П. Теория и методика. – М.: Высшая школа, 1997.

31. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. – М.: Высшая школа, 1997.

32. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для институтов физической культуры. – М.: Высшая школа, 1991.

33. Масляков В. А. Лыжный спорт. – М.: Высшая школа 1991.

34. Набатникова М. Я. Специальная выносливость спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1972.

35. Начинская С.В. Спортивная метрология. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

36. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать /Н.Г. Озолин. – М.: Издательсто Астрель, 2002.

37. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. – М: Физкультура и спорт. 1988.

38. Осинцев В.В. Уроки лыжной подготовки. // Физическая культура в школе. – 2000. – №1 – С.13-17.

39. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1986.

40. Раменская Т.И. Биоэнергетическое моделирование соревновательной деятельности сильнейших лыжников-гонщиков на XVIII зимних Олимпийских играх // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 7. – С. 6-12.

41. Суслов Ф.П. Современная система спортивной подготовки / В.Л. Сыч, Б.Н. Шустина. – М.: СААМ, 1995.

42. Солдатов Д. А. Подготовка юных лыжников. – М.: Физкультура и спорт.-1990.

43. Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности. - Киев: Олимпийская литература, 1997.

44. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1974.

45. Филин В.П. Физиологические основы двигательной деятельности. – М.: Физкультура и спорт, 1972.

46. Филин В. П. Основы юношеского спорта. – М.: Физкультура и спорт,1980.

47. Фомин Н.А. Специальная выносливость спортсмена / Фомин Н.А. // Теория и практика физической культуры. – 1973. –№5. – С.34.

48. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

49. Чернякова С.Н. Спортивная метрология: Сборник задач/ С.Н. Чернякова; Красноярский государственный университет. – Красноярск, 2006.

Приложение 1

Нормативные требования для групп спортивного совершенствования для детей 13-14 лет, занимающихся лыжными гонками [28]

Название теста

(ед.измерения)

Результат

Низкий показатель

Норма

Высокий показатель

Подтягивание на время

5

8

12

Подтягивание на максимальное количество раз

7

11

15

Бег на лыжах на 150 метров(сек)

35,00

30,00

27,00

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.