Значение технической подготовки в спортивной деятельности волейболистов, часть 2.

 

3. Техническая подготовка.

«Технической подготовкой» спортсмена называют обучение его ос­новам техники действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки, и совершенствование избранных форм спортивной техники. Как и всякое целесообразное обучение, техническая подготовка спортсмена представляет собой процесс управления формированием зна­ний, умений и навыков. На нее распространяются общие принципы дидак­тики и дидактические положения методики физического воспитания. Осо­бенности спортивно-технической подготовки определяются тем, что она строится по закономерностям достижения мастерства в избранном виде спорта.

Говоря о «спортивной технике», надо различать два значения этого термина. Во-первых, идеальная «модель» соревновательного действия вы­работанная на основе практического опыта или теоретически. Во-вторых, реально формирующийся либо уже сформированный у спортсмена спо­соб выполнения соревновательного действия, который характеризуется той или иной степенью эффективного использования спортсменом своих воз­можностей для достижения спортивного результата. Спортивная техника как способ выполнения отдельных соревновательных действий непосред­ственно связана со спортивной тактикой как способ объединения всей совокупности данных действий ради достижения соревновательной цели (т. е. формой организации соревновательной деятельности в целом). Раз­личия между этими понятиями не абсолютны. В процессе состязания спор­тивная техника практически неотделима от тактики, что находит выраже­ние в понятии «технико-тактические действия».

Существующие взгляды на спортивно-техническое мастерство свя­заны с предположением, что в процессе спортивного совершенствования техника должна приближаться к некоторому идеалу, отражающему наибо­лее эффективные способы выполнения спортивных действий. Правда, поиск эталона идеальной техники привел пока к выявлению лишь некоторых биомеханических закономерностей спортивных действий. Практически перед тренером и спортсменом всегда возникает проблема разработки и коррекции конкретных моделей спортивной техники, которые соответст­вовали бы его индивидуальным морфо - функциональным особенностям и намечаемым достижениям. Причем реальные формы действий, осваивае­мых спортсменом в начале спортивного пути, полностью не могут совпа­дать с моделями техники, пригодными для последующих этапов, посколь­ку техника движений в решающей мере определяется степенью развития физических и психических качеств спортсмена, закономерно изменяющие в процессе спортивного совершенствования. В соответствии с их измене­нием должны меняться и формы индивидуальной техники. А это означает, что техническая подготовка спортсмена не имеет «конечного пункта»: она осуществляется на протяжении всей спортивной деятельности [6].

Самый общий критерий эффективности спортивной техники и опре­деляется разницей между фактическим спортивным результатом и расчет­ным результатом, который спортсмен мог бы показать, если б полностью использовал свои физические возможности. Для количественной оценки степени совершенства техники по этому критерию разработан ряд измери­тельных и расчетных процедур, которые применяются в тех случаях, когда спортивный результат поддается объективному измерению.

Очевидно, что чем полнее использует спортсмен свой двигательный потенциал, тем совершеннее его техника.

Используется также достаточно много частных показателей эффек­тивности техники в отдельных видах спорта, например: в тяжелой атлетике — высота подъема штанги в момент подседа (при прочих: равных услови­ях чем меньше эта высота, тем «техничнее» выполняет спортсмен данную фазу упражнения — А. В. Черняк);

в беге на длинные дистанции — отношение продолжительности по­летной и опорной фаз бегового шага или отношение между частотой и длиной шагов (Ю. Тюрин);

в акробатике — разница времени нахождения в полете при выполне­нии простых и сложных акробатических прыжков (чем она меньше, тем техника лучше— JL М. Райцин, Б. А. Бураков).

Сложнее определить общую эффективность техники в видах спорта, результаты в которых не измеряются пока объективными количественны­ми мерами. Для суждения о ней здесь пользуются экспертными оценками (например, в баллах), расчетными оценками, вводимыми по частным пока­зателям результативности действий в соревнованиях (например, атакую­щих действий в играх, единоборствах), а также биомеханическим анали­зом, основанным на сопоставлении отдельных параметров техники движе­ний с эталонными величинами, и другими методами.

Критериями спортивно-технического мастерства являются наряду с этим показатели надежности техники, объема (количества) и разнообразия освоенных технических приемов. Простейшим показателем надежности техники может служить процент удачных и неудачных попыток в общем числе попыток, использованных спортсменом в соревнованиях или в при­кидках для достижения намеченного результата (В. М. Дьячков и др.). Объем и разнообразие технического фонда спортсмена имеют неодинако­вое значение в различных видах спорта — наибольшее в спортивных иг­рах, единоборствах и многоборьях, наименьшее в моноструктурных видах спорта, но в любом случае это немаловажные факторы спортивно - техни­ческой подготовленности [14].

3.1. Роль технической подготовки в спорте.

Определим понятие "техническая подготовка спортсмена" как про­цесс, направленный на сознательное изменение поведения спортсмена, в соответствии с задачами его спортивной деятельности. Так как решение, стоящих перед спортсменом задач, происходит по средством выполнения определенных движений, то в данном случае говорится о процессе, свя­занным с практическим осуществлением произвольных двигательных дей­ствий и способами их использования, выполняемых в соответствии с зада­чами и правилами соревнований. Объектом теории технической подготов­ки являются программы (образы) теоретических представлений и мотор­ных реализаций целенаправленных двигательных действий в высших от­делах головного мозга. Наличие и количественная оценка их совершенства выявляются в ходе двигательной деятельности. Предметом теории техни­ческой подготовки следует признать закономерности формирования двига­тельных умений и навыков.

Вопросы теории технической подготовки связаны с исследованиями изменений или стабильностью выполнения так называемых моторных про­грамм. Можно предположить, что при выполнении спортсменом опреде­ленных движений или перемещений, работают некие программы действий, каждая из которых базируется на моторной программе.

«Возможность осуществлять осознанные движения предполагает, что человек имеет возможность управлять, с большей или меньшей точно­стью, целенаправленными движениями всего тела или его отдельных час­тей. Предположительно это можно отнести к вопросам связанным с био­механизмами [19].

Биомеханизмом назовем такую совокупность движений частей тела, независимую от движений других его частей, преобразующих один вид энергии в другой, в результате чего изменяется положение и скорость об­щего центра масс тела спортсмена при решении определенной двигатель­ной задачи. Высказано предположение, что цель движения, которая реша­ется при действии какого-либо биомеханизма, воспринимается сознанием, следовательно, возможно управление и сознательное изменение этих явле­ний.

Описывая двигательное действие как предмет обучения, техника должна обеспечить возможность формирования в сознании обучаемого представлений об основных требованиях к организации движений с уче­том смысла и условий решаемой двигательной задачи.

На основе использования теории нейронных сетей и понятия "био­механизм" были определены основные дидактические алгоритмы и мето­дические принципы технической подготовки спортсменов.

При моделировании процесса обучения или совершенствовании ка­кого-либо целенаправленного движения выделен ряд дидактические алго­ритмов:

- дидактический алгоритм - "много входов - много выходов". Трени­ровочные средства воздействуют на несколько параметров моторной про­граммы одновременно; контроль за выполнением двигательного действия осуществляется также по нескольким параметрам и целостно;

- дидактический алгоритм "один вход - много выходов". Воздействие проводится на один выбранный параметр моторной программы, контроль за выполнением двигательного действия осуществляется по нескольким параметрам или целостно;

- дидактический алгоритм - "один вход - один выход". Тренировка направлена на изменение одного параметра моторной программы, оценка качества выполнения техники двигательного действия проводится по тому же параметру;

- дидактический алгоритм - "случайный вход - много выходов". Из­менение моторной программы ведется на основе введения коррекций по ходу тренировки, ориентируясь на промежуточные оценки выходных па­раметров. То есть, при наличии значительного отклонения от необходимо­го на выходе вводятся поправки в какой-нибудь из входных параметров.

Тип устойчивости при выполнении двигательных действий будет оп­ределяться по характеру возмущающих воздействий на имеющиеся в па­мяти спортсмена моторные программы:

  1. устойчивость к случайным возмущениям, действующих на двига­тельную программу;
  2. устойчивость к флуктуациям параметров двигательной программы;
  3. устойчивость к изменению (разрушению) части элементов в рас­сматриваемом движении;
  4. устойчивость к обучению новым двигательным программам. Сле­дует рассматривать в данном случае модификацию рассматриваемого уп­ражнения, как создание новой моторной программы.

В результате теоретического исследования сформулирована система основных принципов технической подготовки спортсменов, состоящая из принципов конвергенции, конгруэнтности, конкордантности, квантования и индивидуализации. Совокупность предлагаемых педагогических прин­ципов технической подготовки спортсменов рассматривается в качестве функционального единства, с необходимостью и достаточностью позво­ляющего решать задачи технической подготовки на высоком уровне тре­бований к качеству результатов. Критерием необходимости при этом вы­ступает действенность отдельных принципов и системы в целом: в отсут­ствие необходимого элемента отдельные элементы и система в целом су­щественно теряют двойственность. Критерием достаточности выступает качество обучения [23].

Принцип конвергенции. Организация процесса технической подго­товки в многолетнем аспекте требует от спортсменов на этапах начальной специализации и углубленной тренировки как можно более полного при­обретения (конвергенции) в ходе тренировки сходной топологической структуры и функции двигательных действий с аналогичными у высоко­квалифицированных спортсменов, при соблюдении ограничений, накла­дываемыми другими принципами.

Принцип индивидуализации. Теоретически показано, что изменение масс-инерционных характеристик модели приводит не к линейной взаимо­связи с выходным параметром, а к скачкообразному изменению поведения выходной функции после определенного порога. Принцип индивидуализа­ции предусматривает, что методика технической подготовки юных спорт­сменов должна учитывать сенситивные периоды изменения их масс- инерционных характеристик за счет внесения корректив в планирование. В этот период времени применение средств технической направленности связано в большей степени с работой над отдельными компонентами (биомеханизмами) целостного спортивного движения, которые имеют относи­тельно невысокую координационную сложность.

Принцип конгруэнтности. Стратегия многолетнего планирования технической подготовки определяется соответствием уровня специальной физической подготовленности тем двигательным задачам, которые ставят­ся для реализации на каждом из этапов тренировочного процесса. Для ка­ждого этапа многолетней тренировки критерии оценки технического мас­терства являются строго детерминированными и строятся на особенностях взаимосвязи уровня специальной физической и технической подготовлен­ности, присущих данному временному отрезку. То есть для адекватной ра­боты моторной программы при выполнении двигательного действия долж­на иметься определенная соразмерность (конгруэнтность) между соответ­ствующими показателями, определяющим успешность выполнения мотор­ной программы. Отрицательное влияние на качество выполнения двига­тельного действия оказывает не только отсутствие должного уровня спе­циальной физической подготовленности, но и его несоразмерное увеличе­ние. Принцип конгруэнтности определяет необходимый и достаточный уровень специальной физической подготовки для качественного совершенствования уровня технической подготовленности атлетов.

Принцип квантования. Результаты модельного эксперимента пока­зывают, что последовательное применение средств специальной физиче­ской и технической подготовки приводит к наилучшим результатам "тре­нировки" нейронной сети. Принцип квантования определяет, что в годич­ном цикле тренировки необходимо проводить разведение во времени тренировок с преимущественной направленностью по специальной физиче­ской и технической подготовке при приоритете по времени первой.

На основе проведенного педагогического эксперимента с участием прыгунов в длину доказана эффективность разработки программы распре­деления средств технической направленности в годичном цикле трениров­ки с применением компьютерного моделирования.

Принцип конкордантности определяет, что выбор тренировочных средств, используемых в ходе тренировки технической направленности, определяется сходством топологии используемых в них биомеханизмов, аналогичным основному соревновательному. Такое сравнение средств технической направленности отличается от ранее принятого, в котором анализ ведется по отдельным кинематическим или динамическим парамет­рам. Выбор и применение средств технической подготовки в ходе тренировочного процесса определяется не только по степени соответствия их основному соревновательному, но и степенью воздействия на биомеханиз­мы, задействованные в нем, что позволяет не разрушать уже сложившиеся моторные программы.

В качестве общего заключения можно констатировать, что модели­рование является основным методом теории технической подготовки в спорте. (Клещев Ю.Н. 2003.)

3.2 Значение технической подготовки в волейболе.

Обучение технике - важнейшая и ответственная задача учебно- тренировочной работы с волейболистами. Основное условие повышения уровня мастерства волейболистов - отличное владение техникой. Однако это не такая простая задача и требует большого трудолюбия и настойчиво­сти волейболистов, а также мастерства тренера, инструктора- общественника.

Также важной задачей в волейболе является задача определения тра­ектории и скорости полёта мяча и умение своевременно «выйти на мяч» - занять удобное исходное положение для приема передачи, нападающего удара, блокирования. Способность быстро решать такие задачи можно раз­вивать специальными упражнениями.

Ведущую роль играют быстрота и сила в определенных сочетаниях. При этом первостепенное значение имеет скорость мышечного сокраще­ния и регулирования скорости движений. Особое значение придается про­странственной точности движений, крайне необходимой при первых и вторых передачах мяча, подачах, нападающих ударах.

Важна быстрота двигательной реакции и способность управлять временем движений.

Ещё одна отличительная черта волейбола - сложность и быстрота решения двигательных задач в игровых ситуациях. Волейбол должен учи­тывать расположение игроков на площадке, предугадать действия партне­ров и разгадать замысел противника, быстро произвести анализ сложив­шейся обстановки, вынести решение о наиболее целесообразном действии, эффективно выполнить это действие. При скоростной игре степень и сроч­ность решения задач, которые зависят от быстроты действий игроков, зна­чительно повышаются. ( А.В. Беляева, М.В. Савина. 2000.)

Спортивные достижения волейболистов во многом зависят от уровня их технического мастерства, поэтому поиски путей оптимизации процесса технической подготовки — одна из важнейших проблем современного во­лейбола.

В волейболе технику составляют приемы и способы, необходимые для ведения игры. Для понимания техники игры как комплекса (арсенала) приемов и способов существует классификация техники.

Четкая классификация техники игры имеет важное значение для программирования технической подготовки, установления последователь­ности изучения технических приемов , объема (арсенала) в процессе много летней подготовки. Она служит основой для систематизации упражне­ний по технике, которые входят в общую классификацию средств.

Следует рассматривать не только технику как комплекс приемов, но и каждый отдельный технический прием как систему — единое целое, со­стоящее из связанных и взаимодействующих частей или фаз движения. В любом приеме выделяют начальное (исходное) положение, подготови­тельную, основную и заключительную фазы. Под начальным положением подразумевают исходную позицию или стойку. Стойки различны приме­нительно к разновидностям технических приемов. В подготовительной фазе выделяют перемещение к месту встречи с мячом; вынос рук в пере­дачах и приеме мяча; подбрасывание мяча и замах при подачах; разбег, прыжок и замах при нападающих ударах; разбег, прыжок и вынос рук при блокировании. Основную фазу составляет встречное ударное движе­ние — момент воздействия («на лету») руками на мяч — в подачах, приеме и передачах, нападающих ударах и блокировании. В заключительной фазе выделяют опускание рук, переход к новым действиям в нападающих уда­рах и блокировании и приземление.

Важно также установить время и параметры фаз приема, выявить кинематические и динамические характеристики движения. Научные ис­следования и методические разработки в этом направлении представляют большой теоретический и практический интерес. Этим вопросам по­священы работы В. А. Осколковой, В. А. Голомазова, О. П. Топышева, В. Г. Кувшинникова, А. В. Ивойлова, С. Л. Фетисовой и других авторов.

В данной книге анализ техники игры специально не проводится, ос­новной упор сделан на процесс подготовки, но некоторые данные исполь­зуются именно с этих позиций.

Техническая подготовка — это педагогический процесс, направлен­ный на совершенное овладение техническими приемами игры и обеспечи­вающий надежность игровых действий волейболистов.

Совершенное овладение техникой игры — одна из центральных за­дач подготовки волейболистов. Процесс этот сложный, требует длительно­го времени, поэтому специализированные занятия волейболом начинают в детском возрасте, а техническая подготовка на всем протяжении много­летней подготовки занимает большое место. Чтобы техническая подготов­ка на начальном этапе проходила успешно, необходимо учитывать сле­дующее. Во-первых, волейболисты должны овладеть рациональной, наи­более целесообразной техникой. Во-вторых, эту технику надо сделать дос­тупной для занимающихся, т. е. привести ее в соответствие с уровнем их возможностей. Сам процесс обучения следует строить интересно.

Рациональная техника игры в волейбол доступна уже детям 10—12 лет. Первое условие успешного обучения — хороший отбор занимающих­ся, второе — развитие специальных физических качеств и способностей, от которых зависит овладение техникой. Непосредственное же овладение техникой зависит от умелого использования подводящих упражнений. Подводящие упражнения делают сложную технику доступной для нович­ков, не искажая при этом ее сущности. Примером может служить напада­ющий удар по мячу в держателе, блокирование, стоя на подставке с ласта­ми на кистях, и т. д. Эти упражнения позволяют занимающимся сразу видеть реальный результат своих действий. Подводящие упражнения на по­следующих этапах обучения служат для исправления ошибок, а также со­вершенствования отдельных частей технических приемов. В процессе со­вершенствования техники добиваются прочного овладения приемами иг­ры. При этом очень важно обеспечить надежность навыков выполнения технических приемов, как в обычных, так и в сложных условиях игры и соревнований. Совершенствование техники осуществляется с учетом ин­дивидуальных особенностей волейболистов, а также той игровой функции, какую они выполняют в своей команде. В процессе совершенствования техники необходимо избегать шаблона. Технических приемов в волейболе немного, но условия, в которых они могут выполняться, бесконечно разно­образны.

Можно выделить основные факторы, обусловливающие совершенст­вование технического мастерства волейболиста, которые необходимо учи­тывать при построении учебно-тренировочного процесса:

1. Высокий уровень развития специальных физических способно­стей, от которых зависит эффективность технических приемов.

2. Совершенное владение техникой всех приемов и способами их выполнения. Высокая степень надежности техники в сложных условиях игры и соревнований.

3. Высокий уровень овладения индивидуальными тактическими действиями при выполнении технических приемов.

4. Высокая степень надежности органов и систем организма, несу­щих основную нагрузку при многократном выполнении того или иного технического приема.

На данной основе может быть достигнут и высокий уровень взаимо­действий игроков в нападении и защите, и эффективная организация ко­мандных тактических действий.

Учитывая это, необходимо процесс обучения техническому приему строить в такой последовательности:

1. Развитие специальных физических способностей, органов и сис­тем организма волейболиста, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого технического приема (подготовительные и общеразвивающие упражнения).

2. Овладение компонентами навыка, «блоками», составляющими технический прием (подводящие упражнения). Например, в нападающем ударе это вертикальный взлет при отталкивании двумя ногами, ритм разбе­га в три шага, заключительное движение удара по мячу.

3. Соединение «блоков» в единый целостный акт технического приема (упражнения по технике). Например, в нападающем ударе это прыжок с разбега, удар по мячу в прыжке (мяч в статическом положении) вначале с места, затем с разбега; нападающий удар по движущемуся по за­данной траектории мячу; нападающий удар с передачи; «соединение» спе­циальных физических способностей с отдельными компонентами навыка и навыками удара в целом»

4. Совершенное овладение способами реализации технического приема (упражнения по технике и тактике). Умение полностью использо­вать высокий уровень развития специальных физических способностей.

5. Умение целесообразно применять технические приемы и их спо­собы в игре с учетом конкретной игровой обстановки (двусторонние игры и соревнования).

Указанной последовательности обучения придерживаются, исполь­зуя специальные — подготовительные и подводящие — упражнения, а также упражнения по технике и тактике. В конечном счете объединению всех компонентов способствуют специальные задания, которые ставятся перед занимающимися в игре (о становлении навыков игры, классифика­ции средств см. в разделе «Задачи и содержание учебно-тренировочного процесса...»).

Первостепенная задача технической подготовки — правильное овла­дение основой рациональной техники игры в волейбол. Важное значение имеет выявление тенденций развития техники игры и прогнозирование ра­циональной техники, позволяющие более полно разработать модельные характеристики команды и отдельного спортсмена. Основой рациональной техники овладевают все начинающие. Они должны прочно освоить техни­ку основных приемов игры. Средства и методы решения этой задачи уни­версальны для всех занимающихся.

Совершенствование технике происходит с учетом индивидуальных особенностей каждого занимающегося. Это необходимо, во-первых, для максимального использования положительных индивидуальных особенно­стей спортсмена и, во-вторых, для определения игровой функции волейболиста. После определения игровой функции технику совершенствуют также с учетом этой функции.

С точки зрения эффективности действий волейболиста в игре на пер­вый план выступает задача обеспечения высокой надежности технических приемов как в обычных игровых, так и, особенно в более трудных услови­ях соревнований.

В конечном счете следует стремиться к высокому уровню всесто­ронней технической подготовленности волейболистов. Это предполагает прочную координационную основу технических приемов, устойчивую к сбивающим факторам, высокую надежность основных приемов игры каж­дого спортсмена и, наконец, техническое мастерство применительно к иг­ровой функции волейболиста в команде.

Итак, рациональная техника с учетом требований игры и тенденций ее развития; широкий арсенал, обеспечивающий высокий уровень игры, специализация, надежность. ( Железняк Ю.Д. 1965.)

3.3 Основные технические приемы в волейболе.

Для игры в волейбол используются следующие технические приемы:

Подача. Нижняя боковая подача. Она является наиболее простой по выполнению и не требует больших мышечных усилий, поэтому именно с нее рекомендуется начинать изучение подач. Нужно встать боком к сетке, ноги слегка согнуть в коленях и расставить несколько шире плеч, левую руку, придерживающую мяч, слегка согнуть в локте и держать на уровне поясницы. Отводя ударяющую, правую, руку вниз - в сторону, следует пе­ренести тяжесть тела на правую ногу.

Подбросив мяч невысоко над собой, игрок делает правой рукой встречное движение к мячу, постепенно перенося тяжесть тела на левую ногу. В момент удара по мячу рука должна быть выпрямлена и напряже­на—мяч соприкасается со всей поверхностью несколько вогнутой ладони.

Верхняя боковая подача. При ее использовании мяч получает значи­тельную начальную скорость, в результате чего игрокам противоположной команды труднее принять его. Перед подачей игрок принимает исходное положение (как при нижней боковой подаче). При подбрасывании мяча перед собой левая рука находится на уровне головы, правая нога, согнутая в колене, выставлена вперед и опирается на всю ступню; туловище откло­няют в сторону опорной ноги, а праву руку отводят назад - вниз. С момен­та подбрасывания до удара по мячу необходимо внимательно следить за полетом мяча. Рассчитав, когда он опустится до уровня кисти вытянутой руки, маховым ударным движением правой руки наносят удар по нему и одновременно переносят тяжесть тела на левую ногу. Правая рука и мыш­цы туловища в момент удара напрягаются, кисть руки накрывает мяч не­сколько сверху.

Верхняя прямая подача. Выполняя ее, надо стать лицом к сетке, ле­вую ногу выставить вперед, правую руку подготовить к замаху; левой ру­кой, держа мяч на уровне груди, поднять его до уровня головы и подбро­сить, Одновременно с этим согнутую в локте правую руку занести за голо­ву, туловище немного откинуть назад, центр тяжести перенести на правую ногу. При ударе правую руку резко разгибают, туловище подают вперед, тяжесть тела переносят на стоящую впереди ногу. Кисть ударяющей руки накладывают на мяч несколько сверху.

Для того чтобы быстрее освоить тот или иной способ подачи, перед игрой или по ее окончании нужно выполнять упражнения, придерживаясь при этом следующих методических указаний, общих для всех способов подач:

1. Следите за правильным исходным положением перед подачей.

2. Учитесь невысоко и точно перед собой подбрасывать мяч.

3. Учитесь правильно выполнять движения при замахе и ударе по мячу. Особенно следите за расположением ладонной поверхности на мяче.

Передача мяча. Передача мяча партнеру является основным прие­мом в волейболе. Она нередко определяет результат игры. Независимо от положения рук при приеме мяча различают верхние и нижние передачи.

Верхняя передача. Ее можно выполнять из различных исходных по­ложений, высота которых зависит от полета мяча. Существуют 4 исходных положения игрока перед выполнением верхней передачи. Наиболее удоб­ны и точны верхние передачи из высокого положения, когда расставлен­ные на ширину ноги слегка согнуты в коленях, туловище в вертикальном положении, руки вынесены вперед - вверх и согнуты в локтях; локти раз­ведены и находятся на уровне плеч. Кисти рук ладонной поверхностью об­ращены навстречу приближающемуся мячу. Разведенные пальцы встречают мяч и соприкасаются с ним в основном первыми и вторыми фалангами.

В момент передачи ноги и руки плавно разгибают и мягким движе­нием пальцев мяч посылают в желаемом направлении.

Нижняя передача. Ее используют волейболисты в тех случаях, когда мяч летит от подачи соперника. Нижнюю передачу можно выполнять од­ной и двумя руками. Чаще используют нижнюю передачу двумя руками, подставляя под мяч предплечье. При передаче двумя руками мяч можно направить более точно.

Для приема мяча нижней передачей двумя руками надо принять по­ложение выпада (выставив вперед или в сторону одну ногу, согнутую в ко­лене и тазобедренном суставе), соединить кисти рук и подставить пред­плечье под летящий мяч.

Нападающий удар. Нападающим называют удар по мячу, выпол­ненный в прыжке. Игроки команды, умеющие выполнять нападающий удар, всегда имеют преимущества перед соперниками, т.к. такой удар зна­чительно затрудняет прием и передачу мяча партнеру.

Техника этого приема игры состоит из сочетания ряда последова­тельных движений: вначале игрок разбегается, затем, оттолкнувшись у сетки вверх, в прыжке выполняет нападающий удар. В момент удара по мячу рука обычно напряжена, пальцы прижаты друг к другу, кисть ударяет по мячу несколько сверху, соприкасаясь с ним всей поверхностью ладони. Для большей эффективности удар по мячу должен производиться в наи­высшей точке прыжка, а не тогда, когда игрок начал опускаться на пло­щадку.

Прямой нападающий удар. Быстрое последовательное и параллель­ное сокращение мускулатуры, живота, плеч и рук. Кисть «перекрывает» мяч на последней стадии (кручение). Вся рука посылает мяч.

Удар с вращением. Незначительное обегание мяча (30-50 см) при разбеге, незначительная подача плеч при замахе, более продолжительное сопровождение мяча в сторону кручения.

Боковой нападающий удар. Разбег наискось от направления, парал­лельного сетке. Бьющая рука описывает кривую от полукруга до круга. Удар по мячу на уровне головы способствует повороту тела в сторону уда­ра. Приземление происходит лицом к сетке [24].

Блокирование. Блокированием в волейболе принято называть пре­граждения пути полета мяча, посланного нападающим ударом с помощью подпрыгивания и выставления рук над сеткой.

По частоте своего применения блокирование занимает первое место среди всех технических элементов. В среднем оно является каждым треть­им действием отдельного игрока. Основной формой блокирования являет­ся двойной блок (72 %). Одиночный (23,5 %) и тройной блок (4,5 %) при­меняют реже.

Блоком волейболист не только преграждает путь мячу на свою пло­щадку, но и как бы атакует на чужой стороне. Прием требует хорошей ре­акции, умения быстро перемещаться, высоко прыгать; нужна и сила, чтобы сдержать нападающий удар.

Самым важным в технике блокирования является своевременное и точное расположение рук напротив мяча, пробитого нападающим ударом. Для правильного выполнения этого элемента техники необходимо соблю­дать ряд условий (нужно, например, при постановке блока делать прыжок на расстоянии полуметра от сетки и выставлять кисти вперед - вверх). Ка­сание руками сетки считается ошибкой. Чтобы избежать этого, надо оттал­киваться вверх, а не вперед - вверх [5].

Овладение техникой связано с физической подготовкой. Только при условии хорошей физической подготовки и высокого уровня развития спе­циальных физических качеств можно достигнуть успеха при первоначаль­ном обучении техническим приемам волейбола, а в процессе совершенст­вования—более эффективно применять разученные технические приемы в игре и на соревнованиях [37].

3.4. Определение эффективности технической подготовленности волейболистов.

На основе анализа структуры соревновательной деятельности во­лейболистов, выявления значимости ее компонентов по отношению к спортивному результату определяют факторы, от которых зависит эффек­тивность соревновательной деятельности и уровень спортивных достиже­ний в волейболе.

При изучении соревновательной результативности у волейболистов (в исследованиях участвовали взрослые волейболисты-участники первен­ства в г. Томске) A.M. Рябков выявил недостаточно высокие ее показате­ли:

1) подачи мяча достигали цели в 85 % случаев;

2) приемы после подачи мяча были успешны в 78 % случаев;

3) передачи мяча были успешными в 68 % случаев;

4) атакующие действия достигали цели в 45 % случаев;

5) выполнение блокирующих действий было успешным в 42 % слу­чаев.

В данном случае можно говорить о влиянии различных факторов, снижающих эффективность соревновательной деятельности. Одним из факторов автор считает слабо развитые навыки психорегуляции спортсме­нов. Для ряда других исследователей - Т.А. Ахметжанова, Н.А. Батурина, Е. Корбле, Ю.Я. Киселева и др.- существенными являются следующие факторы.

Первый — оснащенность волейболистов приемами игры (арсенал техники). Значимость этого фактора определяется тем, что соревнователь­ное противоборство в волейболе регламентируется правилами. Данный фактор имеет важнейшее значение: с одной стороны, без владения прие­мами игры невозможна соревновательная деятельность, с другой - чем шире арсенал техники игры, тем выше соревновательный потенциал во­лейболистов.

Второй - оснащенность волейболистов тактическими действиями (арсенал тактики). Степень совершенства и арсенал тактических действий служит решающим условием для реализации технического потенциала во­лейболистов в условиях соревнований.

Первый и второй факторы взаимосвязаны: тактические действия прямо зависят от технического мастерства волейболистов, а максимальная реализация арсенала технических приемов находится в полной зависимо­сти от разнообразия тактических действий. Поэтому правомерно говорить о технико-тактическом мастерстве волейболиста как основе спортивного мастерства.

Третий — применяемость технико-тактического арсенала. Решающее значение имеет применение в полном объеме технических приемов и так­тических действий в условиях соревновательной деятельности. «Из прак­тики известно, что большинство волейболистов знают и умеют гораздо больше того, что они применяют на соревнованиях, особенно в игре с рав­ными по силам соперниками в экстремальных условиях».

Четвертый - эффективность технико-тактических действий в усло­виях соревнований. Она определяется по двум показателям - выигрыш и проигрыш мяча. Ошибка игрока приводит к проигрышу мяча командой, членом которой он является, и одновременно к выигрышу мяча командой соперника. Выигрыш мяча приводит к выигрышу очка. Выигрыш встречи и число побед в соревнованиях составляют спортивный результат в волей­боле.

Пятый фактор - мастерство выполнения игровой функции волейбо­листом, которая определяется с учетом индивидуальных особенностей, уровня подготовленности по компонентам игры и т. д. Это дает возмож­ность комплектовать команду таким образом, чтобы она представляла слаженный коллектив, эффективно действующий как в нападении, так и в защите, давая возможность каждому игроку наилучшим образом проявить себя в соревнованиях.

Шестой фактор - активность (агрессивность), творчество (игровой интеллект), уровень волевых и моральных качеств, направленные на эф­фективное выполнение тактического плана игры и максимальную мобили­зацию усилий спортсменов в экстремальных условиях соревнований.

Седьмой фактор - уровень развития физических и психических ка­честв и способностей, специфичных для соревновательной игровой дея­тельности в волейболе.

Эмоциональную устойчивость можно отнести к последним двум факторам. Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное воздей­ствие сильных эмоциональных явлений, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуа­ции соревновательной деятельности. Поэтому эмоциональная устойчи­вость - один из важных психологических факторов надежности, эффектив­ности и успеха деятельности в экстремальной обстановке.

Шестой и седьмой факторы оказываются решающими при равнове­сии остальных факторов.

Восьмой и девятый факторы - уровень функциональных возможно­стей и морфологических показателей применительно к специфическим требованиям соревновательной деятельности волейболистов.

Десятый и одиннадцатый факторы — возраст и спортивный стаж во­лейболистов. При прочих равных условиях всегда более высокая эффек­тивность соревновательной деятельности будет у спортсменов, имеющих преимущество в возрасте и стаже занятий волейболом.

Двенадцатый фактор - эффективное функционирование системы многолетней подготовки волейболистов, объединяющей совокупность ме­роприятий, направленных на подготовку волейболистов, способных пока­зывать высокие спортивные результаты в крупнейших международных со­ревнованиях.

Характер и степень воздействия соревновательных факторов на спортсмена индивидуальны и во многом зависят от личных особенностей (свойств нервных процессов, способностей, притязаний и т.д.). А.А. Крас­ников, Б.А. Вяткин,P.M. Найдиффер и др. считают, что факторы объек­тивной соревновательной ситуации влияют на деятельность спортсмена преимущественно через воздействие на его психическую сферу.

Результативность соревновательной деятельности волейболистов складывается из двух составляющих. Первая включает в себя успешное за­вершение волейболистом выполняемого технического приема. Вторая - противодействие успешному завершению приема, выполняемого против­ником. Эффективность каждого игрока по выполнению отдельных техни­ческих приемов или игры в целом вычисляется путем сложения успешных и неудачных действий. Например, пятый нападающий игрок за первую партию выполнил всего 4 нападающих удара. Три из них были успешными и принесли команде выигрышные очки, а один - неудачным (в аут). Зна­чит, его эффективность по нападению в данной партии будет 75 %.

Высшим критерием оценки эффективности соревновательной дея­тельности волейболистов служат результаты соревнований (занятое место) и степень соответствия показанных результатов модельным характеристи­кам соревновательной деятельности, установленным на период данных со­ревнований. В зависимости от масштаба и вида соревнований оценка вы­ступления команды также производится Единой Всесоюзной Спортивной Классификацией (ЕВСК) - игрокам команды присваивается спортивный разряд или звание. Оценивается также выступление команды за опреде­ленный период времени (год, два и т.п.) суммарно в различных соревнова­ниях. Для этого с учетом категории соревнований и занятого места (1-4) разрабатывается шкала оценок, где каждое выступление оценивается в баллах, которые в итоге суммируются.

Библиографический список.

1. А.В.Ивойлов. Волейбол для всех. - М.: 1987

2. Волейбол. Пер. с нем. Под общ. Ред. М. Фидлер. - М.: Физкультура и спорт, 1972

3. Волейбол. Под ред. Айриянц А.Г. М.: Физкультура и спорт, 1976

4. Волейбол. Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М.: ФОН, 2000. - 368 с.

5. Волейбол. Правила соревнований. - М., 1988.

6. Гринштейн А. Ю Волейбол. — М., 1987.

7. Донской Д.Д. Законы движений в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1968.

8. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. - М: Физкультура и спорт, 1965

9. Зациорский В.М. Биомеханика двигательного аппарата человека. М.: Физкультура и спорт, 1981.

10. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: Физкуль­тура и спорт, 1970.

11. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. М.: Физкультура и спорт, 1956.

12. Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. - М., 1982.

13. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. / Под ред. В.В. Столбова-М., 1982.

14. Кузнецов В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. М.: Физкультура и спорт, 1970.

15. Клещев Ю.Н. Волейбол. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. - 189 с.

16. Кондаков М.И. «Энциклопедический словарь юного спортсмена», М: Педагогика, 1979.

17. Ломейко В.Ф., Ищенко А.С. студенту о физическом воспитании. - Минск: Выш. Школа, 1980.

18. Мондозолевский Г.Г. Щедрость игрока. - М.: Физкультура и спорт, 1984.

19. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс/ Пер. с нем. под ред. Виленского М.Я. и Метлушко О.С. - М.: Аспект Пресс, 1995.

20. Матвеева О.А. «Организация массовой физической культуры в школах и техникумах». - М: Знание, 1991.

21. Основы волейбола./Сост. О.Чехов. М.: Физкультура и спорт, 1979.

22. Правдин В.А. и др. Волейбол - игра для всех - М.: Физкультура и спорт, 1966.

23. Платонов В.Н. Закономерности и принципы системы спортивной подготовки. - М.: СААМ. - 1995. - С. 20-29.

24. Панкратов С.С. «Методика преподавания физической культуры». М.: Просвещение, 1984.

25. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. Ихд. Центр ВЛАДОС, 1999.

26. Покровский В.И. «Энциклопедия здоровья». - М.: НПО «Автор», 1992.

27. Полевский Ф.И. «Физическая культура в школе». М: Педагогика, 1979.

28. Портных "Спортивные игры", Москва "Физкультура и спорт" 1975.

29. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. /Составитель и отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 1999.

30. Спортивные игры; Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / В.Д. Ковалева. - М.: Просвещение, 1988.

31. Столбов В.В. История физической культуры. - М.: 1989.

32. Симонов П.В. Психология эмоций. - М.: «Олимп»: 1981. - 758с.

33. Сосновский И.Ю. Чемпион на всю жизнь. - М., 1987.

34. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Академия, 2000. - 518 с.

35. Теория и практика физической культуры. 1994, № 7.

36. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. - М.: Физкультура и спорт, 1983.

37. Яхонтов Е. Р., Ердаков В. Б. Волейбол. — М., 1978.

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.