3.2.2. Этап начальной подготовки

 

Основные направления тренировки

Как известно, одним из реальных путей достижения высоких спортивных показателей прежде считалась ранняя специализация, т.е. попытка с первых шагов определить специальность спортсмена и организовать соответствующую подготовку. В отдельных случаях такая специализация давала положительные результаты. Однако она приводила иногда к тому, что юные спортсмены достигали высоких показателей при слабом общем физическом развитии, а затем, как правило, первоначальный быстрый рост спортивно-технических результатов сменялся застоем. Это заставило тренеров, врачей, физиологов и ученых пересмотреть свое отношение к ранней узкой специализации и отдать предпочтение многообразной разносторонней подготовке юных спортсменов.

Этап начальной подготовки - один из наиболее важных, поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения спортивным мастерством в избранном виде. Однако здесь имеется опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма, так как у детей этого возраста существует отставание в развитии отдельных вегетативных функций организма.

Уже на этапе начальной подготовки наряду с применением различных видов спорта, подвижных и спортивных игр следует включать в программу занятий комплексы специально-подготовительных упражнений, близких по структуре к избранному виду спорта. Причем воздействие этих упражнений должно быть направлено на дальнейшее развитие физических качеств, имеющих важное значение для киокусинкай.

На начальном этапе спортивных занятий целесообразно выдвигать на первый план задачу достижения разносторонней физической подготовленности и целенаправленно развивать физические качества, применяя специальные комплексы упражнений и игр (в виде тренировочных заданий) с учетом подготовки спортсмена. Тем самым достигается единство общей и специальной подготовки.

Многие физические качества детей наиболее устойчиво проявляются (с точки зрения прогноза) у мальчиков 10-11лет. Этот возраст совпадает с этапом начальной спортивной подготовки в киокусинкай. В следующих возрастных группах (юношей среднего и старшего возраста) все виды прогноза затруднены. Если тренер не увидит самого важного в спортсмене до 13 лет, то не увидит и в 17-18 лет.

Этап начальной подготовки - один из наиболее важных, поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения мастерством в киокусинкай и проводится отбор для последующих занятий спортом. На данном этапе нецелесообразно учитывать периоды тренировки (подготовительный, соревновательный и т. д.), так как сам этап начальной подготовки является своеобразным подготовительным периодом в общей цепи многолетней подготовки спортсмена.

Основная цель тренировки:

            утверждение в выборе спортивной специализации и овладение основами техники.

Основные задачи:

            укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков;

            постепенный переход к целенаправленной подготовке в избранном виде спорта;

            обучение технике киокусинкай;

            повышение уровня физической подготовленности на основе проведения разносторонней подготовки;

            отбор перспективных спортсменов для дальнейших занятий киокусинкай.

            привитие стойкого интереса к занятиям киокусинкай;

Факторы, ограничивающие нагрузку:

            недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;

            возрастные особенности физического развития;

            недостаточный общий объем двигательных навыков и умений.

Основные средства:

            подвижные игры и игровые упражнения;

            общеразвивающие упражнения;

            элементы акробатики и самостраховки (кувырки, кульбиты, перевороты и др.);

            всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;

            метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мя­чей и др.);

            скоростно-силовые упражнения (отдельные и в виде комплек­сов);

            гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки;

            школа техники рукопашного боя и изучение обязательной про­граммы технико-тактических комплексов (ТТК);

            комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (зада­ние на дом).

Основные методы выполнения упражнений:

            игровой;

            повторный;

            равномерный;

            круговой;

            контрольный;

            соревновательный.

Особенности обучения:

Двигательные навыки у юных спортсменов должны формироваться параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха в избранном виде спорта. С самого начала занятий им необходимо овладевать основами техники целостного упражнения, а не отдельных его частей. Обучение основам техники целесообразно проводить в облегченных условиях.

В первый год обучения одной из задач занятий является овладение основами техники избранного вида спорта. При этом процесс обуче­ния должен проходить концентрированно, без больших пауз, т.е. перерыв между занятиями не должен превышать трех дней. Обучение каждому техническому действию или комплексу действий нужно проводить в течение 15-25 занятий (30-35 мин в каждом).

Эффективность обучения упражнениям находится в прямой зависимости от уровня развития физических качеств детей и подростков. Применение на начальном этапе занятий спортом в значительном объеме упражнений скоростно-силового характера, направленных на развитие быстроты и силы, способствует более успешному формированию и совершенствованию двигательных навыков. Игровая форма выполнения упражнений соответствует возрастным особенностям детей и позволяет успешно осуществлять начальную спортивную подготовку юных спортсменов (специализированные игровые методы обучения представлены ниже).

Методика контроля

Контроль на этапе начальной подготовки используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Он должен быть комплексным, проводиться регулярно и своевременно, основываться на объективных и количественных критериях. Контроль эффективности технической подготовки осуществляется, как правило, тренером по оценке выполнения обязательной программы, при сдаче экзаменационных зачетов на промежуточных этапах обучения.

Контроль за эффективностью физической подготовки проводится с помощью специальных контрольных нормативов по годам обучения, которые представлены тестами, характеризующими уровень развития физических качеств.

При планировании контрольных проверок по физической и специальной физической подготовке рекомендуется следующий порядок и последовательность выполнения упражнений:

            контрольные упражнения проводятся в течение одного дня.

            упражнения проводятся на скорость, на силу, на выносливость. В отдельных случаях порядок проверки может быть изменен.

Особое внимание при контроле уделяется соблюдению одинаковых условий: время дня, учет времени приема пищи, предшествующая нагрузка, погода, разминка и т. д. Контрольные проверки желательно проводить в торжественной соревновательной обстановке.

Врачебный контроль

Врачебный контроль за юными спортсменами предусматривает:

            углубленное медицинское обследование (2 раза в год);

            медицинское обследование перед соревнованиями;

            врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировочных занятий;

            санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами тренировок и соревнований, одеждой и обувью;

            контроль за выполнением юными спортсменами рекомендаций врача по состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха.

Врачебный контроль предусматривает главное и принципиальное положение - допуск к тренировкам и соревнованиям здоровых детей.

Участие в соревнованиях

Невозможно достигнуть в будущем высоких стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. На данном этапе тренировки значительно увеличивается число соревновательных упражнений. На данном этапе обучения необходима гуманизация соревновательной деятельности юных спортсменов

Под гуманизацией соревновательной деятельности юных спортсменов понимается изменение форм проведения соревнований, направленное на обогащение их содержания с целью повышения удовлетворенности состязательным процессом, как тренера, так и юного спортсмена.

В основе соревновательной деятельности лежит принудительная подгонка личности соревнующегося под усредненные, но обязательные и единые для всех требования (правила). Такое взаимодействие возможностей юного спортсмена и ценностей, присущих его личности, находится в противоречии с удовлетворенностью.

Проведение соревнований среди младших юношей по регламенту взрослых спортсменов неприемлемо. Большие соревновательные перегрузки предъявляют высокие требования, прежде всего к здоровью юношей, как физическому, так и моральному. Формирование чемпионских притязаний отрицательно сказывается на моральной стороне воспитания детей.

Основное требование к соревновательной деятельности младших юношей - это свобода в выборе предоставленных ему более широких возможностей проявить себя. При этом важно получить преимущество над противником, которое будет признано как отдельная победа. В этом случае можно выявлять двух и более победителей. При этом личностные ценности должны быть выработаны самим борцом самостоятельно. Они формируются на основе личного переживания. Поэтому соревновательную деятельность юного каратиста следует оценивать по тому, как он готов самостоятельно действовать принимать решения в условиях, в которые он раньше не попадал. В табл. 12 представлены критерии выявления победителей в поединках младших юношей.

Таблица 12

Формы проведения соревнований среди младших юношей 

Формы проведения

 

Победитель

 

1.

Проведение поединка по правилам сумо

+

2.

Красивое проведение ударов ногами

 

3.

Считать в поединке только удары ногами (введение ничьей)

 

4.

Проведение «заказного» приема (название приема сообщается спортсменом арбитру и руководителю татами, но сохраняется в тайне от противника или не сохраняется). При проведении «заказного» приема поединок останавливается и объявляется победитель

+

5.

Командные соревнования (команда может состоять из двух, трех и более человек)

+

6.

Соревнования по ката (демонстрация техники). По результатам соревнования присваивается квалификационная степень (кю)

+

7.

Соревнования на проведение ударов в касание

 

8.

Соревнования по выполнению общеразвивающих упражнений (эстафеты, игры, конкурсы, показательные выступления)

+

 

В ходе соревнований подчеркивается красота ведения поединка, доброжелательность отношений. Следует делать акцент на технику движений, а не силу удара. Каждый участник соревнований награждается обязательно.

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.