3.3 План-схема годичных циклов подготовки

 

Планирование годичного цикла тренировки учащихся спортивных школ определяется:

задачами, которые поставлены в годичном цикле;

закономерностями развития и становления спортивной формы;

календарем спортивных соревнований.

План-схема годичного цикла подготовки разрабатывается на основе комплексного планирования основных количественных и качественных показателей учебно-тренировочного процесса, средств и методов контроля и восстановления. План-схема представляет собой конкретно выраженную и четко просматриваемую организационно-методическую концепцию построения тренировки на определенном этапе подготовки (см. табл. 15).

Этап начальной подготовки

На этапе начальной подготовки периодизация учебного процесса носит условный характер, основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием, главным образом, средств ОФП, освоению технических элементов и формированию навыков. По окончании годичного цикла тренировки юные спортсмены должны выполнить нормативные требования по физической подготовленности.

Современное представление о планировании годовых циклов подготовки связано с ее определенной структурой, в которой выделяют: микроциклы, мезоциклы и макроциклы.

Микроциклом тренировки называют совокупность нескольких тренировочных занятий, которые вместе с восстановительными днями составляют относительно законченный повторяющийся фрагмент общей конструкции тренировочного процесса. Как правило, длительность микроцикла составляет одну неделю.

В спортивных единоборствах по направленности тренировочных воздействий принято выделять 6 блоков построения недельных микроциклов:

- развивающий физический (РФ);

- развивающий технический (РТ);

- контрольный (К);

- подводящий (П);

- соревновательный (С);

- восстановительный (В).

Мезоцикл - это структура средних циклов тренировки, включаю­щих относительно законченный ряд микроциклов. Строительными блоками мезоцикла служат микроциклы различного типа. В практи­ке средний цикл тренировки содержит от 2 до 6 микроциклов.

Макроцикл тренировки предполагает три последовательные фазы:

- фаза приобретения спортивной формы;

- фаза сохранения (относительная стабилизация) спортивной формы;

- фаза некоторой утраты спортивной формы.

Построение макроцикла основывается на периодизации круглогодичной тренировки.

На этапах спортивно-оздоровительной и начальной подготовки периодизация учебного процесса носит условный характер, так как основное внимание уделяется разносторонней физической и функци­ональной подготовке. На этих этапах подготовки исключительно важ­ное значение имеет обучение детей технике выполнения физических упражнений. Формирование двигательных навыков и умений создаст необходимую предпосылку для дальнейшего совершенствования дви­гательного стереотипа (см. табл. 10-12).

Важно стремиться к тому, чтобы юный спортсмен с самого начала овладевал основами техники целостных упражнений, а не их отдель­ных элементов. Такой подход к обучению двигательным действиям позволит эффективно подойти к пониманию и изучению техническо­го, тактического арсенала рукопашного боя.

Таблица 15

Примерный план-схема и график расчета учебных часов для групп спортивного совершенствования

Этапы и периоды подготовки, год обучения

Первый подготовительный (осенний)

Первый соревно-вательный

Второй подготовительный

Второй соревновательный

Переход-

Всего часов

Общий (базовый)

Общий (развивающий)

Специ-альный

Общий (разви-вающий)

Специ-альный

Этап развития спорт. формы

Этап высшей соревн. готовности

Восста-новит. Этап 3 нед.

Пере-ход. Этап 3 нед.

1 год

8 нед. (160ч)

8 нед. (160ч)

4 нед. (80ч)

4 нед. (80ч)

8 нед. (160ч)

6 нед. (120 ч)

4нед. (80ч)

4 нед. (80ч)

60 ч

60 ч

52 нед. 1040

2 год

8 нед. (160ч)

7 нед. (154ч)

5 нед. (110ч)

5 нед. (110ч)

7 нед. (154ч)

5 нед. (1 10 ч)

5 нед. (110ч)

5 нед. (110ч)

3 нед. 66 ч

2 нед. 44 ч

52 нед. 1144

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.