5.1. Подвижные и спортивные игры.

 

В курсе обучения Кёкусинкай каратэ подвижные и спортивные игры (в дальнейшем - игры) являются важной частью тренировочного процесса, особенно для младших категорий занимающихся. Они способствуют развитию быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, пространственной ориентации, формируют волю к победе и навыки взаимопомощи, улучшают реакцию и сообразительность, развивают координацию движений, совершенствуют рациональную спортивную технику и групповую тактику.

Состязательный характер игр позволяет задействовать эмоциональный компонент деятельности каждого участника игры, благодаря которому спортсмены проявляют свои физические качества в большей степени, чем при выполнении одиночных упражнений. Особенно способствуют этому командные игры и эстафеты, в которых успех всей команды прямо зависит от вклада каждого ее члена. Победа команды поднимает настроение учеников, вселяет уверенность в собственных силах, укрепляет коллективизм и чувство взаимопомощи.

При однообразном характере тренировки, выполнении повторяющихся тяжелых упражнений у учеников снижается работоспособность, появляется утомление, рассеивается внимание. В этом случае включение в занятие игр позволяет за счет изменения вида деятельности преодолеть накопившуюся усталость, вновь повысить работоспособность и внимание.

Одни игры носят универсальный характер, другие способствуют избирательному развитию одного или нескольких качеств. Поэтому благодаря большому разнообразию игр тренер может регулировать вид и объём нагрузки исходя из задач конкретного тренировочного периода, а также в соответствия с возрастом и возможностями учеников. В отличие от подвижных спортивные игры имеют более точно установленные правила и требуют специального оборудования и расчерченных площадок, однако в условиях ДЮСШ Кёкусинкай каратэ эти условия могут соблюдаться лишь отчасти или в общих чертах. Спортивные игры предпочтительнее проводить с учениками старших возрастов.

Все коллективные игры подразделяются на два основных типа: командные и без разделения на команды («каждый за себя»). Разновидностью командных игр являются эстафеты.

Парные и групповые взаимодействия в строгом смысле не являются играми, хотя, как правило, имеют соревновательный и часто игровой характер. Задания для них назначаются более специализированные и узконаправленные, чем в играх. Цель таких упражнений - не травмируя учеников и не прибегая к жесткой ударной технике привить им чувство дистанции, тонкое ощущение противника и его передвижений, выработать умение условно атаковать и защищаться, применяя быстрые и разнообразные перемещения, способствовать развитию силы, ловкости и выносливости, обучить умению одерживать победу несмотря на болевые и другие отвлекающие факторы. Парные и групповые взаимодействия за редкими исключениями не включают в себя ударную технику каратэ, наносимую в контакт, и этим принципиально отличаются от условно-ролевых и свободных спаррингов, однако они приучают ученика к бескомпромиссному противоборству с соперником и служат отличным средством для подведения к жесткому кумитэ.

Отдельным разделом выделены упражнения с поясами, включающие задания на развитие прыгучести, улучшение реакции, совершенствование техники ударов и защит.

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.