6. Комплексный контроль

 

Цель комплексного контроля (КК) - получение полной объективной информации о здоровье и подготовленности каждого спортсмена.

КК включает в себя единую систему проведения всех процедур обследования, оценки структуры тренировочной и соревновательной деятельности (соответствие спортивных результатов прогнозу, выполнение индивидуальных планов по тренировочным нагрузкам, диагностика здоровья и функционального состояния, уровень специальной физической, технико-тактической и психологической подготовленности, выполнение назначенных лечебно-профилактических и восстановительных мероприятий и т.д.).

Основные формы КК:

1.     Обследование соревновательной деятельности (ОСД).

2.     Углубленные комплексные медицинские обследования (УМО).

3.     Этапные комплексные обследования (ЭКО).

4.     Текущие обследования (ТО).

Обследование соревновательной деятельности (ОСД)

Задачи:

            определить степень реализации различных сторон подготовленности в условиях соревнований;

            провести сравнительный анализ модельных характеристик и результатов соревновательной деятельности;

            оценить подготовленность основных и потенциальных соперников.

Таблица 16

Программа обследования соревновательной деятельности (ОСД)

Задачи ОСД

 

Методы исследований

 

Регистрируемые параметры

 

1 . Контроль за уровнем технико-тактической подготовленности

Видеозапись, протоколирование поединков, расчет характеристик СД

Технические действия, их оценка -выигранные и проигранные. Модельные характеристики

2. Контроль за уровнем функциональной подготовленности

 

Кардиология

 

Параметры ЭКГ

 

 

Углубленные комплексные обследования (УКО)

Основной целью УКО является получение наиболее полной и всесторонней информации о состоянии здоровья, уровне общей и специальной работоспособности и подготовленности спортсменов.

Задачами УКО являются:

            диагностика и оценка состояния здоровья, физического развития, функционального состояния и уровня резервных возможностей;

            диагностика и выявление «слабых звеньев» адаптации, лимитирующих работоспособность;

            комплексная оценка общей и специальной работоспособности.

Основными задачами медицинского обследования в группах начальной подготовки является: контроль состояния здоровья, привитие гигиенических навыков и привычки неукоснительного выполнения рекомендаций врача. В начале и конце учебного года занимающиеся проходят углубленные медицинские обследования. Все это позволяет установить исходный уровень состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности. В процессе многолетней подготовки углубленные медицинские обследования позволяют следить за динамикой этих показателей, а текущие обследования - контролировать переносимость тренировочных и соревновательных нагрузок и своевременно принимать необходимые лечебно-профилактические меры.

Таблица 17

Программа углубленного медицинского обследования (УМО)

Задачи УМО

Результаты

1 . Комплексная клиническая диагностика

 

2. Оценка уровня здоровья и функционального состояния

 

3. Оценка сердечно-сосудистой системы

 

4. Оценка систем внешнего дыхания и газообмена

 

5. Контроль состояния центральной нервной системы

 

6. Уровень функционирования периферической нервной системы

 

7. Оценка состояния организма

 

8. Состояние вегетативной нервной системы

 

9. Контроль за состоянием нервно-мышечного аппарата

 

10. Уровень физического развития и морфологическое состояние

 

11 . Оценка состояния системы крови

 

12. Оценка состояния эндокринной системы

 

13. Оценка состояния системы пищеварения

 

14. Оценка состояния мочеполовой системы

 

 

Этапные комплексные обследования (ЭКО)

Задача определить уровень различных сторон подготовленности каратистов после завершения определенного тренировочного этапа.

Таблица 18.

Программа этапного комплексного обследования (ЭКО)

Задачи ЭКО

Методы исследований

Регистрируемые параметры

Контроль, коррекция средств и методов тренировки их интенсивности.

Хронометрия, пульсометрия, анализ объема, интенсивности и «нагрузки» средств подготовки. Видеозапись и протоколирование контрольных спаррингов, анализ параметров. Аналитический анализ.

Время (мин), частота сердечных сокращений. Процентное распределение; объема и интенсивности средств подготовки.

Уровень технико-тактической подготовленности СД.

Модельные фрагменты тренировки.

Модельные характеристики.

Оценка уровня физической подготовки и специальных движений, специальной скоростно-силовой подготовленности .

Тест-тренировки направленного воздействия.

Сила, выносливость, быстрота.

Определение психофизиологических характеристик.

Анкетирование, тестирование.

 

Контроль за адаптацией основных систем организма.

Кардиография, биохимия.

Параметры ЭКГ и сердца, лактат.

 

Текущее обследование (ТО)

Проведение текущего обследования преследует основную цель - осуществить анализ выполнения индивидуальных планов подготовки; оценить степень адаптации к используемым тренировочным программам.

Таблица 19

Программа текущего обследования

Задачи ТО

Методы исследования

Регистрируемые параметры

1. Контроль и коррекция средств, методов, объема и интенсивности тренировочных нагрузок

Хронометрия, пульсометрия, статистический анализ

Средства подготовки, их объем, интенсивность и процентное распределение. Уровень тренировочной нагрузки

2. Контроль за адаптацией систем организма к тренировочным нагрузкам

Электрокардиография, биохимический контроль

Параметры ЭКГ, индекс функционального состояния ИФС, КФК, вес, рост, давление

Величина тренировочной нагрузки в условных единицах определяется произведением времени работы на интенсивность: А=tхI, где I - время работы по заданиям (мин), I - интенсивность в баллах.

Шкала интенсивности (пульс уд/сек - баллы): 19-1; 20-2; 21-3; 22-4; 23-5; 24-6; 25-7; 26-8; 27-10; 28-12; 29-14; 30-17; 31-21; 32-25; 33 и < 33.

Для экспресс-контроля за адаптацией спортсмена к тренировочной работе перед каждой тренировкой рассчитывается Индекс Функционального Состояния (ИФС). С этой целью перед началом занятия измеряется пульс, рост, вес и артериальное давление спортсмена.

,

где ЧП - частота пульса уд/мин; ДД - диастолическое давление; СД - систолическое давление; В - возраст; МТ - вес; Р - рост.

Таблица №

Шкала оценки ИФС

Уровень ИФС

Диапазон значений

Низкий

<0,675

Средний

0,676-0,825

Выше среднего

0,826-1

Высокий

>1

 

Для определения исходного уровня и динамики общей физической подготовленности учащихся спортивных школ рекомендуется следующий комплекс контрольных упражнений: бег на 30 м; прыжок в длину с места; челночный бег 3x10 м; подтягивание в висе (юноши); сгибание - разгибание рук в упоре лежа (девушки); бег на 1000 м.

Педагогический контроль включает также и показатели тренировочной и соревновательной деятельности (количество тренировочных дней, занятий, соревновательных дней, стартов), исходный уровень состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности, функциональных возможностей, и динамика: показателей вносится в индивидуальную карту занимающихся.

Тестирование по ОФП учащихся спортивных школ осуществляется два раза в год: в начале и конце учебного года.

Перед тестированием проводится разминка.

Примерный комплекс контрольных упражнений по ОФП включает следующие тесты:

            бег на 30 м выполняется на дорожке стадиона или легкоатлетического манежа в спортивной обуви без шипов. В каждом забег участвуют не менее двух учащихся, результаты регистрируются с точностью до десятой доли секунды;

            прыжки в длину с места проводятся на нескользкой поверхности. Испытуемый встает у стартовой линии в исходное положение ноги параллельно и толчком двумя ногами совершает прыжок. Приземление происходит одновременно на обе ног на покрытие, исключающее жесткое приземление. Измерение осуществляется стальной рулеткой по отметке, расположенной ближе стартовой линии, записывается лучший результат из трех попыток в сантиметрах;

            челночный бег 3x10 м выполняется с максимальной скоростью. Испытуемый встает у стартовой линии, стоя лицом к стойкам, по команде обегает препятствие. Время фиксируется до десятой доли секунды;

            подтягивание на перекладине из виса выполняется максимальное количество раз хватом сверху - исходное положение: вис на перекладине, руки полностью выпрямлены в локтевых суставах. Подтягивание засчитывается при положении, когда подбородок испытуемого находится выше уровня перекладины. Каждое последующее подтягивание выполняется из исходного положения. Запрещены движения тазобедренных и коленных суставов и попеременная работа руками;

            сгибание и разгибание рук в упоре лежа выполняется максимальное количество раз. Исходное положение: упор лежа на горизонтальной поверхности, руки полностью выпрямлены в локтевых сустава туловище и ноги составляют одну единую линию. Отжимание засчитывается, когда испытуемый, коснувшись грудью пола (горизонтальной поверхности), возвращается в исходное положение. При выполнении упражнения запрещены движения в тазобедренных ставах;

            бег на 1000 м проводится на дорожке стадиона. Разрешается переходить на ходьбу, время фиксируется с точностью до 0,1 с.

Тестирование общей физической работоспособности с помощью Гарвардского степ-теста

Тест заключается в подъемах на ступеньку высотой 50 см для юношей и 41 см для девушек в течение 5 мин в темпе 30 подъемов в 1 мин (или 2 шага в 1 с). Два шага - левой и правой - подъем и два шага - спуск. Если темп работы не выдерживается, то работа прекращается и фиксируется ее продолжительность. После окончания работы подсчитывается количество пульсовых ударов за 30 с второй минуты восстановления (с 60-й по 90-ю с) и вычисляется индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ):

Работоспособность считается низкой при ИГСТ менее 55, ниже средней при 55-64, средней при 65-79, хорошей при 80-89 и отличной при ИГСТ выше 90 единиц.

Определение гибкости

Гибкость - это способность выполнять упражнения с максимальной амплитудой. Оценить гибкость можно, предложив испытуемому наклониться до стула, стола или другой плоскости и достать кончиками пальцев возможно ниже данного уровня. Если испытуемый не дотягивается до уровня опоры, принятого за нулевой уровень отсчета, то гибкость его мала. Чем глубже наклон (его можно измерить в сантиметрах), тем лучше гибкость.

Определение анаэробных возможностей человека по показателю максимальной анаэробной мощности (МАМ)

Анаэробные возможности человека определяются его способностью производить работу в анаэробных условиях - за счет образования энергии при распаде аденозинтринитрофосфата (АТФ), креатинфосфата (КрФ) и гликолиза (безкислородного распада углеводов). Эти возможности определяют мощность интенсивной кратковременной работы и характеризуют адаптацию тканей организма к недостатку кислорода. Рост анаэробной мощности лежит в основе развития качества быстроты (скоростных возможностей организма). При массовых обследованиях для определения максимальной анаэробной мощности (МАМ) используют эргометрический тест, разработанный Р. Маргария с сотрудниками (1966). В тесте определяется мощность бега вверх по лестнице с максимальной скоростью за короткий промежуток времени. Длину лестницы выбирают так, чтобы время бега составляло приблизительно 5-6 с, так как при большей продолжительности скорость бега будет снижаться Примерная длина лестницы -5м, высота подъема - 2,6 м, наклон более 30 градусов. Испытуемый располагается на расстоянии 1-2 м. от лестницы и по команде с максимальной скоростью взбегает вверх по лестнице. С помощью секундомера регистрируется время бега по всему маршу или на избранном отрезке. Линейкой измеряется высота ступеней, подсчитывается общее их число и из этих данных определяется общая высота подъема. Мощность выполненной работы или МАМ подсчитывают, зная вес испытуемого - р (кг), общую высоту подъема - h (м) и время пробегания -t (с), по формуле

Полученную величину можно представить в Ваттах (1 кгм =9,81 Вт) или килокалориях в 1 мин (1 Вт = 0,14 ккал ).

У детей и подростков с возрастом МАМ повышается; ее наибольшая величина отмечается в возрасте 19-29 лет, а с 30-40 лет и далее происходит снижение МАМ. У нетренированных людей МАМ составляет примерно 60-80 кгм с-1, а у спортсменов 80-100 кгм с-1.

Определение быстроты движений с помощью теппинг-теста

Способность к максимальному темпу движений можно определи с помощью максимального темпа постукиваний - теппинг-теста. Испытуемый по команде должен с максимальной быстротой начать наносить точки карандашом на бумаге. Длительность работы - 10 с. Подсчитывается число нанесенных за 10 с точек, которое характеризует скоростные возможности человека. Максимальный темп движений достигается к 15-летнему возрасту, а с 35 лет начинает снижаться. У нетренированных людей частота теппинг-теста составляет около 50-60 уд./10 с, а у спортсменов - порядка 60-80 уд./10с.

Определение реакции на движущийся объект (РДО)

Измерение реакции на движущийся объект (РДО) проводят с помощью схватывания падающей палки (линейки). На палке (длиной 50-60 см) делается отметка посередине. Исследователь держит палку за верхний конец, а испытуемый подставляет вытянутую руку к нижнему концу палки (0 см). Задача испытуемого - схватить палку точно в месте отметки после того, как экспериментатор ее отпустит. По верхнему краю кисти испытуемого отмечают отклонения (в любую сторону от заданной отметки в см). Проводят от 3 до 10 попыток и вычисляют среднюю величину РДО. Чем больше отклонения, тем хуже РДО.

Измерение максимальной произвольной мышечной силы

Существует понятие максимальной мышечной силы, которая развивается при чрезвычайных стрессовых ситуациях или искусственном электрическом раздражении. Однако при обычном произвольном сокращении мышц эта величина обычно не достигается, проявляемая при этом сила называется максимальной произвольной силой. Между этими двумя проявлениями силы существует так называемый дефицит мышечной силы - их разница, которая в процессе спортивной тренировки постепенно сокращается. Для измерения мышечной силы используется кистевой динамометр. Испытуемый троекратно определяет максимальную мышечную силу кисти любой руки. При этом рука должна быть опущена вниз и слегка согнута в локтевом суставе. Затем эта процедура повторяется для другой руки. Высчитываются средние значения силы. Наибольший возрастной прирост мышечной силы отмечается в 14-17 лет, в 18-20 лет достигается максимальная величина силы, а с 45-летнего возраста начинается снижение мышечной силы.

Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы по частоте сердечных сокращений (ЧСС)

Показатель частоты сердцебиения является одним из наиболее часто употребляемых в практике. Он используется как для характеристики деятельности сердечно-сосудистой системы в состоянии покоя, так и для изучения реакций на нагрузку. Чаще всего ЧСС определяют, прощупывая пульс на лучевой артерии в области запястья. Подсчет ведут за 10 с, а затем пересчитывают в 1 мин. Для определения ЧСС покоя испытуемый должен находиться в неподвижном состоянии не менее 2-3 минут. Он должен быть изолирован от посторонних раздражителей, эмоциональных воздействий. У взрослого человека ЧСС покоя составляет 60-70 уд./мин. При развитии такого физического качества, как выносливость, у спортсменов в состоянии покоя ЧСС снижается до 40-50 уд./мин. Для контроля за ходом восстановления после нагрузки ЧСС просчитывается от момента окончания работы до возвращения показателя к исходному уровню покоя. Учитывают величину сдвига ЧСС под влиянием нагрузки, сравнивая ЧСС за первые 10 с сразу же после окончания работы с исходной ЧСС, а также длительность периода восстановления. Чем меньше повышение ЧСС и короче время восстановления, тем более адаптирован испытуемый к данной нагрузке.

Для самоконтроля за переносимостью используемых физических нагрузок и развития переутомления рекомендуется простой тест-под-счет ЧСС ежедневно утром в положении лежа, сразу же после ночного сна (В.М. Волков, Е.Г. Мильнер, 1987). Если ежедневные колебания пульса не превышают 2-4 уд./мин, значит, нагрузка соответствует возможностям организма. При больших величинах колебаний адаптация к нагрузке недостаточна, а это за недельный или месячный цикл может привести к развитию переутомления.

Исследование реакций сердечно-сосудистой системы на нагрузку по данным ортостатической пробы

Оценить степень адаптации организма к физическим нагрузка' можно по данным ортостатической пробы - «лежа - стоя». Сначала ЧСС подсчитывается в положении лежа. Затем испытуемый поднимается и через 1-2 мин ЧСС подсчитывается в положении стоя. При хорошей адаптации к нагрузкам разница ЧСС в положении лежа и стоя не должна превышать 12 уд./мин. При разнице в 16-21 уд./мин функциональное состояние считают удовлетворительным, при разнице более 20 уд./мин нагрузка явно не соответствует функциональным возможностям организма, и ее следует снизить или временно прекратить тренировочные занятия.

Для определения величин ЧСС используются мониторы часто' сокращений сердца (Ро1аг Е1есtго). Основной его функцией является регистрация, запоминание и воспроизведение сердечного ритм (ЧСС). Созданные на основе телеметрического (беспроводного] принципа действия, мониторы ЧСС состоят из двух частей: нагрудного пояса-передатчика и наручных часов-приемников.

Основные функции и характеристики:

            - постоянная регистрация ЧСС с электрокардиографической точностью и визуальной индикацией численных значений сердечного ритма;

            - кардиолидирование (поддержание ЧСС в заранее установленном диапазоне);

            - память: общее время запоминаемой ЧСС более 130 часов с не ограниченным количеством файлов;

            - автоматическое определение порога тренировочной кардиооптимальности;

            - автоматический подсчет тренировочных энергозатрат;

            - определение времени и скорости восстановления ЧСС;

            - функции измерения времени: часы, будильник, таймеры (для интервально-повторного метода тренировки), еженедельник, календарь;

            - специальные возможности для плавания (водонепроницаемость), велосипедного и других видов спорта;

            - взаимосвязь с персональным компьютером.

Оценка функционального состояния дыхательной системы по данным частоты дыхания в покое

Индивидуальные особенности регуляции дыхания и адаптации к нагрузке можно оценить по показателю частоты дыхания (ЧД) в состоянии покоя. Подсчет ЧД производится в положении сидя, в момент расслабления мышц испытуемого. Количество дыхательных движений подсчитывают за 1 мин, прикладывая ладонь к передней брюшной стенке под мечевидным отростком грудины. Считают ЧД За несколько минут (3-5 мин и вычисляют среднюю величину. У взрослого нетренированного человека ЧД составляет 16-20 дых./мин, у спортсменов ЧД снижена до 10-12 дых./мин).

Определение коэффициента экономичности кровообращения (КЭК)

Состояние сердечно-сосудистой системы определяется по величине коэффициента экономичности кровообращения. Он рассчитывается по формуле:

КЭК = (АД с - АД д) х ЧСС в мин;

где - КЭК - коэффициент экономичности кровообращения;

- АД - показатель артериального давления систолического;

- АДд - показатель артериального давления диастолического;

- ЧСС - частота сердечных сокращений за 1 минуту.

Показатель КЭК в норме равен 2300 условных единиц - зона полного восстановления; до 3000 условных единиц - зона оптимального утомления; до 4000 - критическая зона; свыше 4000 условных единиц - опасная зона.

Измерения следует проводить в одно и то же время, например утром в дни после восстановления перед нагрузкой.

Определение индивидуального суточного биоритма

Функциональное состояние и работоспособность человека зависят от ритмичности внутренних процессов в организме (ритмов мозга, частоты сердцебиений и дыхания, пищеварительных периодов, длительности сна и отдыха и др.) и от периодических изменений внешних воздействий (изменений атмосферного давления и температуры окружающей среды, магнитных полей, шума, освещенности и пр.). Возникающие при этом периодические изменения состояния и работоспособности организма называются биоритмами. Различают суточные, недельные, месячные, сезонные (годичные) и многолетние биоритмы. Со сменой дня и ночи связаны суточные биоритмы. В зависимости от времени суток варьирует заболеваемость человека, его чувствительность к лекарствам, реакция на физические и умственные нагрузки, проявления его физических качеств, способность к обучению. В основном отмечают повышение работоспособности и активности жизнедеятельности в дневные часы и снижение ночыо (около 4-5 часов). Однако имеются индивидуальные различия в проявлениях суточных биоритмов. У некоторых лиц (так называемых «жаворонков») наиболее высокий уровень работоспособности отмечается в утренние часы (9-13 час). Их около 20-25% из общего числа населения. Другие, наоборот, наиболее работоспособны вечером (21-1 час). Это - «совы», их около 30-40%. Остальные (около 50°), так называемые «голуби» или аритмики, сохраняют высокую работоспособность на протяжении всей средней части дня. Соответственно этим индивидуальным особенностям определяется эффективность тренировочных занятий и результативность выступлений в соревнованиях, наиболее высокие в периоды, адекватные своему типу суточного биоритма.

Для определения индивидуального суточного биоритма следует на протяжении нескольких дней (3-5 или более) регистрировать показатели различных функций (артериальное давление, ЧСС, силу мышц и др.), а также показатели двигательных возможностей (гибкость, время реакции, РДО, теппинг-теста и пр.). При достаточной информативности можно ограничиться одним из данных показателей, либо использовать 2-3 и более. Измерения следует проводить 4-5 раз в сутки: в 8 час, 12 час, 16 час, 20 час и 24 часа. Для большей наглядности результаты можно представить графически, накладывая одну суточную кривую на другую, что позволит легко выявить периоды наибольшей работоспособности. Следует также помнить, что при различных заболеваниях картина суточного биоритма нарушается. При дальних переездах, связанных со сменой часовых поясов, происходит перестройка суточного биоритма соответственно новому характеру смены дня и ночи. Такая перестройка занимает около 1-2 недель, но она не связана с изменением индивидуального типа суточного биоритма.

Измерение времени простой двигательной реакции

Время двигательной реакции, или скрытое (латентное) время сенсомоторной реакции человека, является одной из наиболее важных характеристик функционального состояния центральной нервной системы и развития физического качества быстроты. Этот показатель измеряется временем от подачи сигнала (свет, звук, речевая команда) до ответного движения испытуемого. Оно складывается времени, затрачиваемого на восприятие сигнала, его обработку I коре больших полушарий и формирование двигательного ответ Наименьшее время реакции достигается к 15 годам, а с 35 лет увеличивается, если нет специальной тренировки. У спортсменов время двигательной реакции (100-200 мс) короче, чем у людей, не занимающихся физическими упражнениями и спортом (200-300 мс).

Приблизительная оценка времени двигательной реакции возможна с помощью линейки (длиной 30-50 см) или гимнастической палки с делениями через 1 см. Линейка или палка удерживается экспериментатором вертикально так, чтобы нижний конец с началом от-I чета делений находился между большим и указательным пальцами вытянутой вперед руки испытуемого. При отпускании палки испытуемый должен как можно раньше успеть схватить ее. Учитывается |в сантиметрах место захвата по верхней части кисти. После 3-5 проб |вычисляется средняя полученная величина. Чем она меньше, тем короче время реакций.

 

Уровень освоения

Оценка

Назвать и выполнить техническое (тактическое) действие в стандартных условиях

неудовлетворительно

не выполнил; назвал и выполнил с грубыми ошибками

хорошо

назвал и выполнил с незначительными ошибками

отлично

назвал и выполнил без ошибок

 

6. ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Зачетные требования для контроля развития физических качеств (10-11 лет)

Упражнения

Возраст

10 лет

11 лет

1.

Бег на 30 м (с)

5,6

5,4

2.

Подтягивание на перекладине (кол-во раз)

4

6

3.

Сгибание рук в упоре лежа за 2 мин (кол-во раз)

20

30

4.

Сгибание туловища лежа на спине за 20 с ноги закреплены (кол-во раз)

6

8

5.

Прыжок в длину с места, см

210

220

6.

Бросок набивного мяча 2кг двумя руками из-за головы, см

320

350

 

Зачетные требования для контроля развития физических качеств (12-13 лет)

Упражнения

 

 

12 13 лет

До 40кг

До 50 кг

Св. 50кг

1.

Бег 30 м (с)

5,2

5,2

5,6

2.

Бег 400 м (мин, с )

1,13

1,13

1,20

3.

Челночный бег 3x10 м (с)

7,5

7,5

8,0

4.

Подтягивание на перекладине (кол раз)

8

8

6

5.

Сгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)

45

48

30

6.

Поднимание ног из виса на гимнастической стенке (кол раз)

6

5

2

7.

Лазанье по канату (4 м) без помощи ног (с)

9,3

9,9

12,2

8.

Сгибание туловища лежа на спине за 20 с, (кол-во раз)

12

12

10

9.

Подтягивания на перекладине за 20 с (кол-во раз)

6

6

4

10.

Сгибание рук в упоре лежа за 20 с (кол-во раз)

16

12

12

11.

Бросок набивного мяча 2кг двумя руками из-за головы, см

390

400

420

12.

Бег 3000м

13,50

14,00

14,20

13.

Прыжок в длину с места см

230

225

210

 

Зачетные требования для контроля развития физических качеств (14-15 лет)

Упражнения

 

 

14-15 лет

До 45кг

До 60 кг

Св. 60кг

1.

Бег 30 м (с)

5,1

5,2

5,4

2.

Бег 400 м (мин, с )

1,11

1,10

1,13

3.

Челночный бег 3x10 м (с)

7,2

7,3

7,6

4.

Подтягивание на перекладине (кол раз)

18

16

12

5.

Сгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)

80

60

50

6.

Поднимание ног из виса на гимнастической стенке (кол раз)

12

10

8

7.

Лазанье по канату (4 м) без помощи ног (с)

9,3

9,8

10,0

8.

Сгибание туловища лежа на спине за 20 с, (кол-во раз)

12

12

10

9.

Подтягивания на перекладине за 20 с (кол-во раз)

8

6

4

10.

Сгибание рук в упоре лежа за 20 с (кол-во раз)

18

16

12

11.

Бег 3000м

13,30

13,50

14,00

12.

Бросок набивного мяча 3кг двумя руками из-за головы, см

550

660

700

13.

Шпагат (градусы)

180

180

180

14.

Прыжок в длину с места см

230

240

220

 

Зачетные требования для контроля развития физических качеств (16-17 лет)

Упражнения

 

 

16-17 лет

До 55кг

До 70 кг

Св. 70кг

1.

Бег 30 м (с)

4,6

4,7

5,1

2.

Бег 400 м (мин, с )

1,06

1,04

1,10

3.

Челночный бег 3x10 м (с)

7,2

7,3

7,6

4.

Подтягивание на перекладине (кол раз)

24

18

16

5.

Сгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)

100

80

60

6.

Поднимание ног из виса на гимнастической стенке (кол раз)

18

10

8

7.

Лазанье по канату (5 м) без помощи ног (с)

9,3

9,8

10,0

8.

Сгибание туловища лежа на спине за 20 с, (кол-во раз)

22

18

16

9.

Подтягивания на перекладине за 20 с (кол-во раз)

12

10

8

10.

Сгибание рук в упоре лежа за 20 с (кол-во раз)

25

23

18

11.

Бег 3000м

11,50

12,30

13,00

12.

Бросок набивного мяча 3кг двумя руками из-за головы, см

600

700

800

13.

Шпагат (градусы)

180

180

180

14.

Прыжок в длину с места см

250

250

240

 

Нормативные требования по общей и специальной физической подготовке для групп спортивного совершенствования

Требования, упражнения

Спортивное совершенствование

 

 

1-й год

2-й год

 

 

при приеме

при переходе

при приеме

при переходе

Бег: 100м (сек)

13,8

13,5

13,4

13,4

Кросс: 1000м (мин, сек)

3,25

3,20

3,20

3,15

Прыжок в длину (см) или

прыжок в высоту (см)

470

480

480

490

135

138

138

140

Толкание ядра весом 7.257 (м)

5 кг (м)

---

---

6,00

6,50

8

10

---

---

Лыжные гонки 1 0 км (мин)

 

52

 

51

Плавание 100м(мин, сек)

 

1,45

 

1,43

Подтягивание на перекладине (кол-во раз)

16

17

18

19

Лазанье по канату 5 м на скорость (сек)

9,0

8,8

8,7

8,6

Приседание со штангой на плечах (кол-во раз) + кг от собственного веса

 

 

 

10

Проведение контрольных поединков с заменой партнеров (на оценку)

 

 

 

4

Примечание: для каратистов 90 и свыше 90 кг отдельные нормативы могут быть снижены на 20%.

 

Критерии освоения технических и тактических действий

Уровень освоения.

Оценка

Назвать и выполнить техническое (тактическое) действие в стандартных условиях

Неудовлетворительно

 

Не выполнил; назвал и выполнил с грубыми

ошибками

Хорошо

Назвал и выполнил с незначительными ошибками

Отлично

Назвал и выполнил без ошибок

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.