Введение

Демографическое и социальное состояния общества требуют от специалистов в области спортивного отбора, более совершенного и комплексного подхода к определению спортивных способностей и таланта, в связи с этим концентрации внимания на изучении новых форм и методов спортивной тренировки.

В настоящее время наиболее полно реализуются примитивные формы спортивного отбора, связанного с определением пригодности к конкретному виду спорта, при которых больше ориентируются на признаки, "лежащие на поверхности": внешние данные, отсутствие медицинских противопоказаний, интерес, желание тренироваться и пр. При этом часто решающими оказываются субъективные и средовые факторы, а также конъюнктурные обстоятельства.

Практика показывает, что в спорте основным объективным критерием отбора спортсменов остается результат соревнований, чаще последних, реже - в динамике. Все остальные показатели, в том числе характеризующие личностные особенности, отходят на второй план и учитываются лишь тогда, когда объекты выбора по спортивным результатам оказываются равными.

Подобный подход оправдан при отборе спортсменов к централизованной подготовке и прогнозе результатов их участия в предстоящих соревнованиях, но это лишь одна из его задач.

Поэтому отбирая в спортивные секции подростков и проводя внутривидовую ориентацию, как правило, в самый сложный "биологический период" от 10 до 15 лет, тренер готовит спортсмена к "сегодняшним" соревнованиям не учитывая его перспективу. В связи с этим, даже учитывая "адаптационную перспективу" начального спортивного обучения (ребенок - избранный вид) тренеру не удается в последствии процессами развития и совершенствования умений, навыков и физических качеств в связи с неправильным начальным отбором и ранней ориентацией.

Многообразие специфики видов спорта, целей, задач и методов, в связи с которыми проводится спортивный отбор, диктует необходимость создания собственной классификации видов. Винить в ее отсутствии специалистов отраслевого отбора, каким является и спортивный отбор, не следует. Скорее всего, опять-таки это одно из следствий не разработанности общей теории отбора, к которой прямо или косвенно имеют отношение много наук.

Действительно, объективная оценка индивидуальных задатков и способностей формируется и определяется на основе комплексных исследований детей, подростков, юношей и девушек, так как какой – то один критерий спортивной перспективности существует редко. Однако, если он есть и найден, то это дорога к успеху. Например, восьмикратный олимпийский чемпион Мэтт Бионди (8.10.1965). Его тренер Торнтон говорил о Мэтте Бионди так: «Тренировки тренировками, но природа давно поработала за нас. Рост почти 2 метра, масса 90 кг, потрясающий киль». Далее он подтверждает сказанное такими словами: «...Строители яхт и кораблей знают, что потенциальная скорость судна зависит от длины киля. Вот и пловец с большим расстоянием от кончиков пальцев вытянутой руки, до кончиков пальцев ног обладает огромным преимуществом над другими спортсменами»

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.