1.1.2. Этапы становления теории физической культуры.

Анализ истории возникновения ТФК как науки позволяет выделить следующие этапы (Круцевич Т.Ю. 2003).

Первый этап - накопление эмпирических знаний о влиянии двигательных действий на организм, полученные человеком в результате повседневной деятельно­сти. Это привело к осознанию «эффекта уп­ражняемости», к познанию способов передачи опыта и явилось одной из предпосылок возникновения физических упражнений и вместе с тем всей системы физического воспитания.

Второй этап - создание первых методик по физическому воспитанию - охватывает периоды рабовладельческих государств Древней Греции и средние века (период с IV по XIV века). Методики создавались опытным путем. Примером этому могут служить системы воспитания молодежи в древ­негреческих городах Спарте и Афинах, древней Персии, Египте. Первона­чально развивались частные методики обучения конкретным действиям: владению орудиями труда, охоты, войны, выполне­нию отдельных упражнений - плаванию, фехтованию, метанию копья, борьбы и т.п. В средние века появились первые пособия по гимнастике, верховой езде, фехтованию.

Известные представители античной философии Аристотель и Платон особенно большое внимание уделяли вопросам педагогики. В сочинениях Платона содержатся глубокие высказывания о взаимосвязи между гимнастикой, воспитанием и потребностями тела, ставя осуществление некоторых из поставленных им задач в прямую зависимость от гимнастического воспитании.

Третий этап - интенсивного накопления теоретических знаний о физическом воспитании ­период эпохи Возрождения (XIV—XVI века) до конца XIХ века.

Развитие наук о человеке, о его воспитания и обучения, о его лечении побуждало философов, педагогов и врачей обращать внимание на проблемы физического воспитания. Происходит накопление философских, педагогических и медицинских сведений о сущности физического воспитания. Уже в эпоху Возрождения педагоги - гуманисты рассматривали физическое воспитание как обязательность воспитания в целом.

Развитие знаний и выяснение специфики процесса физического воспитания определило суще­ственное отличие его целей, принципов, средств, методов от умственного воспитания, что послужило выделению его в самостоятельную область зна­ний - науку о собственно физическом (телесном) воспитании.

Создаются различные системы взглядов (теории), касающиеся педагогических и социологических аспектов физического воспитания.

Теория Яна Амоса Коменского (1592-1670) базировалась на убежде­нии, что занятия физическими упражнениями должны проводиться на ос­нове трудовых умений ребенка и способствовать подготовке его к жизни, обеспечивая его физическое и нравственное воспитание.

Взгляды Джона Локка (1632-1704), изложенные в книге «Мысли о вос­питании детей» (1693), сводились к воспитанию здорового джентльмена, способного достичь личного благополучия.

Система физического воспитания Жана Жака Руссо (1712-1778) отли­чалась уже дифференцированным воспитанием мальчиков и девочек. Он считал, что мальчиков с малых лет следует закалять, купать в холодной во­де, приучать к физическим упражнениям для развития силы и воспитания воли. Физическое воспитание девочек должно ограничиться развитием лег­кости, изящества, грации движений.

Генрих Песталоцци (1746-1827) стремился посредством гармоническо­го развития физических, умственных и нравственных способностей улуч­шить положение трудящихся, особенно крестьян.

Немецкие ученые К. Маркс и Ф. Энгельс обращают внимание на фи­зическое воспитание как часть всестороннего гармоничного воспитания личности и определяют его место в коммунистическом воспитании. Это на долгие годы, вплоть до 90-х годов XX ст. определило методологические изы­скания множества ученых в разных странах.

Четвертый этап — создание теории и методики физического воспитания как самостоятельной научной и учебной дисциплины в России охватывает период с конца XIX ст. до1917 г.

Большой вклад в развитие ТФВ внесли ученые П.Ф. Лесгафт (1837-1909), Г. Демени (1850-1917) и др. В трудах П.Ф. Лесгафта теория физического воспитания базировалась на процессе обучения физическим упражнениям, что позволило разработать «Руководство по физическому об­разованию детей школьного возраста». Он стремился обосновать систему физического воспитания согласно физиологическим закономерностям и возрастным особенностям занимающихся, что послужило основанием для формирования педагогических принципов последовательности, постепен­ности, гармоничности физического развития. Г. Демени, разрабатывая сис­тему обучения движениям, обращал внимание на последовательность пере­хода от простых упражнений к сложным, от более легких к более трудным, от известных к неизвестным. Им была предложена классификация физиче­ских упражнений по координационной структуре и т.п.

Пятый этап интенсивного развития науки о физическом воспитании начался после1917 г. в России, в направлении биологического обоснования двигательной активности, педагогических принципов их использования и социальной обусловленности физического воспитания как составной части воспитания строителей коммунизма.

Работы физиологов И.М. Сеченова (физиология нервной системы, ды­хания, утомления, природа произвольных движений и психических яв­лений), И.П. Павлова (физиология высшей нервной деятельности, жизне­деятельности целостного организма во взаимосвязи с внешней средой), Н.Е. Введенского и А.А. Ухтомского (процессы возбуждения и торможения нервной и мышечной ткани), Н.А. Бернштейна (физиология построения движений), Г.В. Фольборта, Д.В. Дилла (развитие процессов утомления и восстановления) и других ученых легли в основу обоснования педагогичес­ких закономерностей физического воспитания, обоснования теории обуче­ния двигательным действиям, развития двигательных способностей уже не только для гармоничного их развития, но и для спортивного совершенствования. В 50—60-е годы XX ст. особенно интенсивно стали развиваться специализиро­ванные разделы биологических дисциплин, обосновывающие систему под­готовки спортсменов (спортивная физиология, биомеханика, биохимия и др.). Возникла объективная необходимость интеграции знаний, относящих­ся к подготовке спортсменов, накопленных в различных областях науки. В результате дифференциации знаний в теории и методике физического вос­питания выделилась наука о спорте. Катализатором ее ускоренного разви­тия, особенно в последние десятилетия, оказался спорт высших достижений, стремительно прогрессирующий в русле олимпийского и профессионально­го международного спортивного движения. Он стал своего рода естествен­ной лабораторией, сосредоточившей крупные исследовательские ресурсы на поиске новых путей выявления и максимального развития способностей че­ловека. Теория спорта оформилась в настоящее время во многих странах ми­ра как профилирующий предмет профессиональной подготовки специалис­тов по спорту.

Одновременно шло формирование и обобщающей дисциплины, осуще­ствлялась попытка интеграции научных знаний в «Теорию физической культуры».

Первым учебным пособием по «Теории физической культуры» было руководство, изданное Г.А. Дюпероном в1926 г. В трактовку физической культуры автор включает не только выполнение физических упражнений в специально отведенное время, но и все области жизни, которые могут от­разиться на состоянии тела и входят в круг физической культуры: сон, питание, одежда, способы работы, гигиена, закаливание, массаж и др.

Задачами физической культуры Г.А. Дюперон считал: «излечение боль­ного организма; укрепление и предохранение развивающегося и слабого ор­ганизма; поддержание в здоровье и совершенствование нормального орга­низма».

Еще в1925 г. теоретиками физической культуры во главу угла физиче­ски культурного индивида поставлено его физическое, психическое и соци­альное здоровье. Через 50 лет Всемирная организация здравоохранения оп­ределяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов».

Неполнота исходных фактических материалов и некоторые другие при­чины помешали тогда сформировать теорию физической культуры как це­лостную научную дисциплину. Развитие получила только ее часть, теория и методика физического воспитания.

В этот период появились первые работы отечественных специалистов по психологии физического воспитания и спорта (П.А. Рудик, Т.Р. Никитин, А.П. Нечаев, А.Ц. Пуни и др.).

Следующий шестой этап интеграции знаний в общую теорию физической куль­туры относится к 1970-м годам XX ст. Формирование обобщающей теории физической культуры происходит в условиях активной разработки теории культуры в целом рядом ученых - таких, как В.М. Выдрин, Б.В. Евстафьев, Ю.М. Николаев, Н.А. Пономарев, Н.И. Пономарев, В.И. Столяров и др. Существенное влияние на формирование теории физической культуры оказывает развитие социологии, антропологии, социальной психологии, общей теории воспитания и других наук. Ведущим теоретиком и интегратором научных знаний в области физической культуры является профессор Л.П. Матвеев.

Влияние социальных, политических и идеологических условий 70—80-х годов XX ст. привело к развитию и трактованию теории физической куль­туры как одного из действенных способов воспитания «строителя комму­низма» — гармонично развитой и социально активной личности, готовой к труду и обороне общества коммунистического типа. На первом месте рас­сматривались задачи тоталитарного государства: человек должен подгото­вить себя для труда на благо государства и к защите государства и ради это­го поддерживать свою готовность как можно дольше. Отсюда и название нормативных комплексов «Готов к труду и обороне». Первоначальная идея теории физической культуры Дюперона как культуры тела и здоровья чело­века растворилась в идеологизации и политизации науки. Пренебрежение приоритетами интересов личности при всей доступности средств и форм физической культуры не привело ко всеобщему здоровью нации. Нельзя на­сильно сделать человека здоровым и счастливым.

По мере того как возрастали потребности в физическом воспитании определенных возрастных групп людей, поднималось его общественное зна­чение, выделился ряд социально важных компонентов и форм использова­ния физической культуры. Это — повседневно бытовые формы самостоя­тельного приобщения людей к физической культуре, производственная физическая культура, рекреационная, реабилитационная и другие формы физической культуры, все больше заполняющие бюджет свободного време­ни, режим отдыха и культурной деятельности населения.

Седьмой этап развития ТФК можно отнести к 90-м годам XX ст. При­оритеты личностных потребностей в области государственной политики да­ли новый виток в развитии физической культуры.

Необходимость проведения активного развлекательного досуга привела к развитию игровых видов, привлекающих людей постоянно меняющейся ситуацией, игровой интригой — игры с мячом: волейбол, баскетбол, футбол, теннис и др. До 1990-х годов эти традиционные виды широко внедрялись в физическом воспитании всех возрастных групп населения в обязательные и добровольные формы занятий.

В начале 1990-х годов на базе традиционных видов спорта начали ин­тенсивно развиваться новые виды двигательной активности. Спрос насе­ления на рекреационные развлечения и оздоровление с использованием двигательной активности развивает предложение. Занятия физическими упражнениями в определенных слоях общества переходят из разряда скучных и обязательных в разряд модных, элитарных. Таким образом, интенсивно развивается методика использова­ния традиционных видов гимнастики, акробатики, плавания, тяжелой ат­летики в рекреационно-оздоровительных целях, что приводит к привлече­нию из-за рубежа новых технологий в виде современных тренажерных устройств, новых видов двигательной активности — аэробики, шейпинга, степ-аэробики, слайд-аэробики и др. На основе интеграции различных ви­дов упражнений возникают новые их виды: сочетание аэробики и плава­ния — аквааэробика, велосипеда и гимнастики — велокинетика, акробати­ки и упражнений со скакалкой — роуп-скиппинг и т.п.

Получили активное и широкое распространение восточные боевые искусства (каратэ-до, айкидо, ушу, тхэквондо и т.п.). Однако отсутствие знания китайского, японского, корейского и вьетнамского языков, религий, обычаев и традиций, на почве которых произросла та или иная система азиатских боевых искусств, как правило, приводит репродуктантов на путь заблуждений и вымыслов. Поэтому обогащение отечественной теории физической культуры за счет восточных методик следует сопровождать научными исследованиями.

Интенсивное развитие методик физического воспитания опережает теорию, которая должна подвести научную базу, выявить общие и специфи­ческие закономерности влияния новых видов двигательной активности на организм человека, определить возможность их применения в различные возрастные периоды, способы дозирования нагрузок, нормы. Данное состояние теории физической культуры характеризуется интенсивным путем развития.

 

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.