2.6.1. Взаимосвязь физического воспитания с другими видами воспитания.

Физическое воспитание взаимосвязано с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим. Это объясняется в первую очередь сущностью самого воспитательного процесса, в ходе которого затрагиваются не отдельные стороны человеческой личности, а вся личность в целом, во-вторых, наличием общей основы, на которой развертывается воспитание, а именно деятельности. В процессе деятельности человек всесторонне использует свои многочисленные задатки. Поэтому она способствует развитию восприятия, памяти, мышления, формированию знаний, приобре­тению жизненного опыта.

Деятельность всегда целенаправленна, она исходит из потреб­ностей, интересов или чувства долга людей, которые, в свою очередь, определяются общественными условиями, воспитанием и уровнем ин­дивидуального развития человека.

Одним из важнейших видов деятельности человека является его самосовершенствование, физическое, интеллектуальное и нравственное самовоспитание. Однако целеустремленность лично­сти, целенаправленность ее деятельности, ее побудительные при­чины и мотивы могут формироваться как в результате организо­ванного воздействия воспитания, так и стихийно, под воздействием социально вредных факторов, таких, как эгоизм, нечестность, стяжательство, лень и т. п. Неблагоприятное, одностороннее воздействие таких нежелательных факторов, тор­мозящих развитие положительных начал личности, может устра­няться полностью только в процессе организованного и грамотного педагогического воздействия. Человек может действовать неоди­наково и с разным успехом в одной и той же ситуации в зави­симости от того, какими мотивами — социально значимыми или сугубо эгоистичными — он руководствуется.

В физическом воспитании представлены практически все виды человеческой деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, игровая, общение и др. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать созна­ние и поведение людей в нужном для общества направлении.

Особенностью учебно-двигательной деятельности является так­же отсутствие строго регламентированного в отличие от других школьных предметов общения учащихся. Высокая эмоциональность и привлекательность занятий, связанных с физическими упражнениями, играми, спортивными состязаниями, туристскими походами. Наличие постоянных тесных контактов, многообразие и эмоциональность взаимоотно­шений. Наконец биологическая потребность детского организма к двигательной активности открывают перед педагогом большие возможности для со­здания нужных ситуаций. Такие ситуации содержатся, например, в условиях соперничества, требующего соблюдения правил, норм спортивной этики, уважения к сопернику.

В процессе занятий физическими упражнениями постоянно возникают трудности объективного (зависящие от внешних усло­вий) и субъективного (зависящие от самих занимающихся) ха­рактера. Чтобы преодолеть эти трудности, необходимо проявле­ние настойчивости, упорства, организованности, воли. В процес­се тренировок и состязаний, а также и в общении с окружающей действительностью нередко возникают экстремальные или просто сложные ситуации, которые требуют выдержки, соблюдения нравственности, общепринятых форм и норм поведения.

Творческое использование этих особенностей учебно-двигатель­ной деятельности позволит специалисту по физической культуре не только создавать конкрет­ные воспитывающие ситуации, но и оперативно реагировать на поведение учащихся.

Все это в полной мере относится и к другим контингентам населения, занимающимся физическими упражнениями под ру­ководством специалистов, особенностью труда которых является комплексное и всестороннее воздействие на них. В самом деле, имея главной целью своей деятельности физическое совершенст­вование человека, специалист по физической культуре в процессе занятий неизбежно сталкивается с необходимостью решать во­просы воспитания волевых и нравственных качеств. Он обязан владеть средствами и методами воспитания этих качеств на осно­ве знания педагогики, психологии, методики физического воспи­тания.

 

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.