2.7.4. Неурочные формы занятий.

Физическое воспитание в значительной мере осуществляется в форме неурочных занятий. Так, широко распространенными являются: утренняя гимнастика, гимнастика до занятий в школе, физкультурные паузы и минутки, развлечения, игры, туристские походы, соревнования и др. Эти занятия могут быть эпизодическими (например, походы, спортивные раз­влечения, соревнования) и систематическими (утренняя и вводная гимнас­тика, физкультурные минутки и паузы, прогулки и др.).

Неурочные формы играют вспомогательную роль в решении задач физического воспитания и дополняют уроки. Однако нередко они приобретают вполне само­стоятельное значение, полностью обеспечивая физкультурные потребности оп­ределенных контингентов населения (например, утренняя гимнастика, террен­кур, оздоровительный бег для лиц зрелого и пожилого возраста)

Неурочные формы занятий являются весьма вариативными, а потому и более доступными для широких масс населения. Их могут использовать от­дельные лица в виде индивидуальных самостоятельных занятий физически­ми упражнениями, а также группы различной численности.

Чаще всего неурочные формы характеризуются относительно ограни­ченным содержанием и упрощенной структурой (оздоровительный бег, ги­гиеническая гимнастика, физкультминутки и т. п.), но требуют проявления личной инициативы и самостоятельности.

Основная цель таких занятий — активный отдых, восстановление и ук­репление здоровья, сохранение или повышение работоспособности, разви­тие двигательных способностей, совершенствование в спортивных движениях.

Занятия неурочного типа чаще всего относятся к сфере оздоровитель­ной физической культуры.

В группе неурочных форм, проводимых как специалистами, так и самими занимающимися можно выделить три блока занятий:

1) Малые формы. К ним относятся: утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза. Эти формы используются для оперативного (текущего) управления физическим состоянием и, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего харак­тера в силу их кратковременности.

Типичными признаками малых форм являются:

• узкая направленность деятельности;

• сравнительно непродолжительное время, затрачиваемое на занятия;

• практически невыраженная структура;

• невысокий уровень физических нагрузок.

2) Крупные формы включают в себя занятия, связанные с ре­шением задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера. К ним можно отнести любое само­стоятельное тренировочное занятие, занятие атлетизмом, аэроби­кой, шейпингом, ушу, бег, ходьбу на лыжах, турпоходы, массо­вые игры и т.п.;

3) Соревновательные формы образуются системой официальных и неофициальных соревнований типа прикидок, отборочных со­ревнований, первенств (чемпионатов), контрольных соревнований или зачетных занятий, т.е. теми формами физкультурно-спортивной деятельности, где определяется в соревновательной борьбе по­бедитель, место, физическая или техническая подготовленность, сдается требуемый зачет или норматив.

 

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.