Анализ техники и методика обучения поворотам на параллельных лыжах
- Details
- Hits: 20395
Содержание.
Введение
1. Обзор литературных источников
1.1 Характеристика горнолыжного спорта
1.2 Физиологическое обоснование горнолыжного спорта
1.3 Средства подготовки горнолыжника
1.4 Классификация и анализ техники поворотов на параллельных лыжах
1.5 Методика обучения повороту на параллельных лыжах
Рекомендации
Список литературы
Введение.
Чтобы научиться кататься на горных лыжах, необходимо прежде всего огромное желание, т.к. на первых порах эти занятия требуют большого психического и физического напряжения.
В настоящее время горнолыжный спорт широко открывает двери своим многочисленным приверженцам, становится популярным видом активного отдыха, доступным каждому человеку.
Это понятно - он позволяет сочетать эмоциональный отдых с развитием различных физических качеств и доступен людям любого возраста и любой физической подготовки.
Изучение горнолыжной техники, методики обучения - важные условия подготовки горнолыжников разного класса. В последние годы значительно выросло мастерство горнолыжников. И прежде всего благодаря высокому уровню технической и физической подготовленности спортсменов.
Данная работа будет интересна тем, кто хочет быстрее освоить чистый поворот на параллельных лыжах.
Поворот на параллельных лыжах - это общее название целой серии поворотов, характерной чертой которых является узкое параллельное ведение лыж во всех фазах.
1. Обзор литературных источников.
1.1 Характеристика горнолыжного спорта.
Горнолыжный спорт включает в себя слалом, слалом-гигант, скоростной спуск, супер-гигант, горное двоеборье.
Сложные условия проведения занятий и соревнований по горнолыжному спорту - различные сочетания ворот, фигур на трассе, длина дистанции, крутизна склона, характер рельефа, состояние снежного покрова, развивание скорости - варьируют в различных комбинациях и заставляют горнолыжника быстро и правильно решать различные задачи, возникающие при прохождении трассы. (Ростовцев Д. Е., №21)
Перечисленные факторы предъявляют свои требования к организму горнолыжника, прежде всего к его нервной системе.
Необходимость быстро реагировать на изменение обстановки требует высокой подвижности нервных процессов, а точность реагирования- их уравновешенности.
Среди горнолыжников встречаются спортсмены, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, значительно реже наблюдается явление обратного порядка. Например, когда спортсмен хорошо владеет техникой, проходя трассу с «перестраховкой». В том и другом случае благодаря важнейшему свойству нервной системы- её высочайшей пластичности- имеется возможность оптимально уравновесить обе стороны нервного процесса. Это необходимо учитывать при построении тренировки горнолыжника. Развитие подвижности и уравновешенности нервных процессов зависит от ситуации и от степени тренированности спортсмена. Степень тренированности проявляется в повышении подвижности и улучшении уравновешенности нервных процессов. Однако повышение идет не бесконечно, а до определенного уровня (Ростовцев Д.Е, 1987, №22)
Высокие требования горнолыжный спорт предъявляет к ряду анализаторов. При выполнении элементов техники горнолыжного спорта имеет место большое разнообразие положений тела, частная смена взаиморасположении точек опоры и центра тяжести. Положение тела и сохранение его равновесия при этом осуществляется за счет сложного взаимодействия рефлексов, возникающих со стороны анализаторов: зрительного, кожной чувствительности, проприоцентивного и вестибулярного.
В горнолыжном спорте, когда борьба на трассе соревнований идет за десятые доли секунды, высоко развитая способность сохранить равновесие имеет исключительно высокое значение, так как малейшая неточность в действиях спортсмена, а тем более падения, приводит к потере времени. Иначе говоря, устойчивость - одно из явных качеств горнолыжника, в развитии которого ведущая роль принадлежит вестибулярному аппарату.
В спортивной деятельности горнолыжника большая роль принадлежит глубинному зрению, которое необходимо для точного определения расстояния между фигурами и отдельными флагами на трассе. При современной расстановке трассы специального слалома , глубинное зрение приобретает особенно важное значение, так как средняя скорость прохождения её у сильнейших горнолыжником в среднем равна 9 метров в секунду. Один из ведущих элементов поворота - вход в него, осуществляется на участке длиной 1-1,5 метров за 0,1-0,2 секунды. Следовательно, достаточно спортсмену запоздать с выполнением начала поворота или входом в него на ничтожно малое время(0,2 секунды), как он окажется вне трассы. Это приведет к потере многих секунд при возращении и равносильно проигрышу.
Не менее важно в горнолыжном спорте и периферическое зрение. Если при полном зрении слаломист проходит трассу за 25, 3 секунды, то при включении периферического зрения - за 32, 4 секунды (Ростовцев Д. Е. №22).
Занятия горнолыжным спортом предъявляют высокие требования не только к нервной системе и анализаторам, но и к вегетативным функциям организма. Однократное прохождение слаломной дистанции вызывает в организме быстропроходящие функциональные изменения. При многократных прохождениях трассы горнолыжник делает большое количество подъёмов, что связано со значительными энергетическими расходами и более глубокими изменениями в вегетативных функциях. Так, у горнолыжников после прохождения даже простой трассы слалома в скалистой местности наблюдается частота пульса до 170 ударов в минуту, а восстановление его до исходного уровня длится от 10 до 15 минут (Кишенков Б.В., №17).
Работа горнолыжников в условиях горного и высокогорного климата оказывает более сильное воздействие на организм, чем в обычных условиях. Оно выражается в углублении вызванных работой сдвигов и в удлинении восстановления. Поскольку горнолыжник производит сложное движение, характерное ацикличностью и разнообразием, в изменившихся условиях, необходимо обращать внимание на развитие качества ловкости и расширение координационных способностей. Горнолыжник должен также обладать качеством быстроты, которое имеет большое значение в достижении высоких спортивных результатов. Кроме того, при отсутствии быстроты появления ловкости не может быть совершенным. Возникающие значительные центробежные силы при поворотах, выполняемые на высоких скоростях, и большие нагрузки при прохождении дистанции кратковременных неровностей рельефа, можно преодолеть при хорошо развитом качестве силы. Нагрузка горнолыжника при прохождении дистанции кратковременна, однако было бы ошибкой думать, что представителю этого вида спорта не нужна выносливость.
Выносливость особенно необходима горнолыжнику при тренировках на больших трассах в высокогорных районах. Занимаясь в этих условиях по 4-5 часов, спортсмен на трассах специального слалома поднимается без подъемника до 1000 метров по вертикали в день. Такой подъем без значительного ущерба на результат последующего спуска по трассе можно осуществить только при хорошо развитой общей выносливости. Кроме общей выносливости, горнолыжнику нужна и специальная выносливость для поддержания относительно долгого времени высокой скорости спуска, особенно на трассе слалома.
Так, при прохождении трасс специального слалома и в первой и во второй попытках, наблюдается, как правило, значительное снижение скорости на второй половине дистанции относительно результата победителя. Низкие результаты прохождения второго отрезка дистанции вызваны недостаточно развитой специальной выносливостью, отчего спортсмен не может сохранить скорость, показанную им на первом участке дистанции. (Ростовцев Д. Е., №20).
В отличии от слалома на трассах слалома - гиганта и скоростного спуска на второй половине дистанции не наблюдается такого снижения скорости относительно времени победителя, поскольку на отдельных участках слалома - гиганта и скоростного спуска участники могут «расслабиться». Кроме того, количество поворотов и частота их относительно специального слалома меньше, что отдаляет наступление утомления.
Таким образом, занятия горнолыжным спортом предъявляют большие требования ко всему организму спортсмена в целом. По характеру нагрузки горнолыжный спорт может быть отнесен к физическим упражнениям субмаксимальной интенсивности. Поэтому горнолыжник должен иметь хорошо развитые физические качества ловкости, быстроты, силы, выносливости, иметь отличную специальную, общую и волевую подготовку. (Адамов Ю. В., №2).
1.2 Физиологическое обоснование горнолыжного спорта.
Горнолыжный спорт является сложным по координации. Он относится к ациклическим упражнениям, требует большой скоростно - силовой и силовой подготовки. Динамическая работа сочетается с кратковременным статическим напряжением больших мышечных групп.
В горнолыжном спорте высокие требования предъявляются ко всем сенсорным системам организма. Однако, наибольшее значение имеет информация, поступающая от двигательной сенсорной системы, а также зрительной и вестибулярной сенсорных систем.
В связи со сложной координацией движений, горнолыжного спорт предъявляет большие требования к управлению движениями, что в свою очередь связано с поступлением в мозг четкой информации от сенсорных систем. Важную роль в процессе регуляции мышечных напряжений во время спуска имеют импульсы, поступающие в мозг от рецепторов суставов и мышц шеи. Большое значение в координации движений имеют импульсы от сетчатки глаз (Ростовцев Д.Е., №22).
При выполнении однократного скоростного спуска изменения в вегетативных органах выражены нередко. Повторение же спуска , или прохождение более длинных дистанций, например, при слаломе, супер - гиганте, увеличивается частота сердечных сокращений, а также частота и объем дыхания.
При систематическом занятии горнолыжным спортом происходят изменения в опорно - двигательном аппарате, например, увеличивается объем и масса мышц. Мышцы горнолыжников отличаются высокой возбудимостью, они сильно гипертрофированы. Гипертрофия мышц имеет фибриллярный характер. Повышается способность вовлекать в работу одновременно максимально возможное число двигательных единиц мышц. Большую роль в работе играет способность к быстрому расслаблению.
Изменяются вегетативные системы, обеспечивающие доставку кислорода к работающим мышцам. Энергия освобождается главным образом за счёт анаэробных реакций.
Дыхание во время работы неглубокое, иногда мышечная работа совершается на задержке дыхания. Частота сердечных сокращений увеличивается и достигает до 170 ударов в минуту, лёгочная вентиляция 8-10 литров в минуту, кислородный запрос от 6 до 13 литров, кислородный долг - более 90% запроса. Увеличение показателей наступает часто после работы, то есть на финише дистанции (Фарфель B.C., №25 ).
Мышцы горнолыжников должны обладать значительной силой. Однако её развитие необходимо сочетать с совершенствованием скоростных качеств. Трудность движений горнолыжников повышается в связи с тем, что многие из них выполняются в необычных условиях опоры, когда спортсмену необходимо рационально использовать вес и инерцию своего тела, а также действие центробежных сил (Ремизов JI. Л., №19 ).
Занятие горнолыжным спортом способствуют формированию и закреплению сложных двигательных динамических стереотипов нервных процессов, что необходимо для точного выполнения движений. Большое значение имеет рациональное использование безусловных тонических рефлексов, возникающих при изменении положения тела. Импульсы от проприорецепторов мышц, сухожилий и вестибулярного аппарата вызывают изменения тонуса мышц туловища и конечностей. Эти рефлексы в одних случаях облегчают выполнение движений, в других затрудняют ( Сомшанова Р. Д., №24 ).
В работе мышц ног горнолыжников есть некоторые особенности, а именно в первой части поворота горнолыжнику надо распрямиться, повышая центр тяжести тела при разгибании ног. При разгибании в вертикальном положении основную нагрузку в преодолевающем режиме работы выполняет четырёхглавая мышца бедра с преобладающей активностью его передней поверхности. Мышцами - симергистами здесь являются натягиватель широкой функции бедра и портняжная мышца.
При разгибании, выполняемом в суставах нижней части тела от ступней до туловища, наиболее активна четырехглавая мышца бедра, три конца которой прикрепляются к бедру и голени. Последние обеспечивают отведение голени от бедра.
Очевидно, что при разгибании выше перечисленных мышц, они работают не только в вертикальной плоскости, но и в косом направлении, даже в большей степени. Это очень важно для специальной тренировки, в которой необходимо нагружать ноги в косом положении. Специальная тренировка должна всегда наиболее полно отрабатывать соревновательные позы и стойки (Ремизов Л.П., №19).
В этой фазе поворота горнолыжник испытывает наибольшую физическую нагрузку. При сгибании мышцы бедра работают в статическом режиме. В этом случае спортсмен способен переносить нагрузку на 20-30% превышающие максимальные величины сил, развиваемых в активном преодолевающем режиме.
В данном случае главным образом работают мышцы передней части бедра: четырехглавая мышца бедра, портняжная мышца и натягиватель широкой фасции бедра. Мышцы задней поверхности бедра служат, наоборот, для фиксации и регулирования позы. Большая ягодичная мышца, кроме того играет роль регулятора общего равновесия спортсмена. В этой фазе мышцы бедра также действуют в косом направлении. Мышцы задней поверхности голени (трехглавая мышца голени и ее части- икроножная и камбаловидная), работают в почти статическом режиме, но с большим напряжением. В спуске на лыжах они также несут функции по регуляции и модуляции движения.
Во время сгибания иногда происходит вращение большой берцовой кости наружу. Это возможно только при согнутом коленном суставе, и особенно при угле сустава порядка 90 градусов.
Мышцами - вращателями внутрь служат: полусухожильная, полупоперечная, портняжная, внутренняя головка икорной мышцы и подколенная мышца. Единственная мышца - вращатель наружу: двуглавая бедренная.
Существенную роль играют мышцы передней поверхности голени: передняя большеберцовая и малоберцовая. Вместе с другими мышцами они обеспечивают изменение направления движения лыж и их вращение при скольжении по дуге поворота. Благодаря этим мышцам помогают ступням совершать вращение внутрь и наружу, приведение и отведение (движения в суставах предплюсны и пальцев, но не в голеностопном суставе).
Эти движения всегда комплексные, то есть взаимосвязанные, а именно вращение внутрь сочетается с приведением, так же как вращение наружу сочетается с отведением. Вращение внутрь и приведение возникают в результате действия передней и задней большеберцовых мышц и отведение обеспечивается длинной и короткой малоберцовой мышцами. (Зырянов В.А., №13)
1.3 Средства подготовки горнолыжника.
Известно, что основными средствами физической подготовки являются физические упражнения.
Круглогодичная тренировка горнолыжника делится на три периода: подготовительный, основной и переходный. В переходный период решаются основные задачи совершенствования общей и специальной подготовки, овладения отдельными элементами техники и тактики горнолыжного спорта (Евстратов В. Д., № 6)
Для решения задач подготовительного периода в целях общей подготовки спортсмена и разностороннего воздействия на организм необходимо использовать широкий круг средств. Их можно разделить на две группы:
- упражнения, направленные преимущественно на решение задач специальной подготовки и овладение техникой и тактикой.
- упражнения, направленные преимущественно на решение задач всесторонней физической подготовки развитие качеств быстроты, выносливости, силы, гибкости и ловкости.
Средства физической подготовки горнолыжников:
1. Общеразвивающие упражнения.
- общеразвивающие упражнения на растягивание, силу, гибкость, без снарядов и со снарядами (набивные мячи, гантели, камни), в равновесии, на расслабление;
- легкоатлетические упражнения - преимущественно бег на короткие дистанции, развивающий быстроту и выносливость, прыжки в высоту, длину, вырабатывающие ловкость, быстроту, силу;
- спортивные игры - баскетбол, футбол, ручной мяч, теннис, развивающие ловкость, быстроту ориентировки и реакции, выносливость. Кроме того, можно рекомендовать футбол на песке или ином мягком грунте, занятия которым хорошо укрепляют суставы, мышцы ног.
- упражнения на снарядах, разнообразные по форме и характеру, дают возможность решать целый ряд задач, улучшая общее физическое развитие и совершенствуя координацию движений.
- кроссы по сильнопересеченной и лесистой местности, развивающие выносливость, совершенствующие ориентировку, умение быстро принимать решения в выборе пути.
- гребля, особенно на байдарках и каноэ, способствующая развитию выносливости, силы, равновесия.
- гимнастические упражнения и равновесия.
2. Специальные упражнения:
- специальные упражнения на силу и гибкость, укрепляющие мышечные группы, которые в большей мере работают при спусках с горы и поворотах, и упражнения, способствующие освоению некоторых элементов техники до выхода на снег;
- акробатические и гимнастические упражнения - перекаты, кувырки, перевороты сальто.
Элементы лыжной акробатики на песке с применением лыжных палок (используются опорные и простые прыжки преимущественно для развития ловкости);
- занятия на водных лыжах - движения по прямой в различных стойках (включая стойку спуска наискось);
- езда на роликовых коньках на уклоне шоссе с асфальтовым покрытием и за мотоциклом.
Роликовые коньки, как и водные лыжи, развивают ряд необходимых горнолыжнику качеств, способствуют улучшению волевой подготовки спортсмена. После занятий роликовыми коньками овладение техникой и её совершенствование протекают быстрее;
- слалом на песке, используемый для развития быстроты, ловкости и освоения некоторых тактических приёмов. Трасса слалома устанавливается на песчаном склоне или площадке. Ширина ворот 60-75 см, расстояние между воротами, и фигурами 3-5м;
- занятия летом в высокогорных районах на снегу. Однако к ним следует подходить очень осторожно: кратковременные выезды без должной акклиматизации в высокогорье приводят иногда к стойкому переутомлению и часто оказывают отрицательное воздействие на спортивном результате в основном периоде. (Ялакас С.И., №29).
Приведённое выше деление физических упражнений на две группы условно, поскольку ряд средств, например специальные упражнения горнолыжника, акробатика, упражнения на снарядах, используются для решения задач, как специальной, так и общей физической подготовки.
Используя в подготовительном периоде широкий круг различных физических упражнений, рекомендуется в большей мере применять футбол, баскетбол, теннис, бег с ускорениями по песчаной местности с частой сменой направлений, отдельные виды легкой атлетики , слалом на песке, занятия на водных лыжах. Эти средства, применяемые в постоянно изменяющихся условиях внешней среды, предъявляют значительные требования к подвижности процессов центральной нервной системы, тем самым лучше подготавливая горнолыжника к предстоящей работе на снегу.
Специально подготовленные упражнения имеют большее значение в тренировке горнолыжников в подготовительном периоде. Особое место занимают имитационные упражнения на лыжах, но следует учесть, что только спуски на снегу полностью соответствуют своему назначению, то есть полному переносу качеств и навыков.
Специально - подготовленные упражнения могут выполняться для усвоения элементов техники и освоения отдельных упражнений в целом (Адамов Ю.В.,№2).
1.4 Классификация и анализ техники поворота на параллельных лыжах.
Повороты на параллельных лыжах в горнолыжном спорте классифицируются следующим образом:
- поворот на параллельных лыжах из плуга;
- поворот на параллельных лыжах из упора внутренней лыжей; .
- поворот на параллельных лыжах из упора внешней лыжей;
- поворот на параллельных лыжах « с широкой лыжи»;
- поворот на параллельных лыжах «с конькового шага»;
- поворот на параллельных лыжах «облегчением лыж».
(Ростовцев Д.Е., №22)
Поворот на параллельных лыжах из плуга.
Вход начинается с крепления положения из плуга. Для этого, уменьшив слегка кантование нижней лыжи давлением на каблук сбрасывается вниз ее пятка, а верхняя, глиссируя сдвигается пяткой вверх. Затем вес тела переносится на наружную лыжу. Заканчивается вход в поворот энергичным приставлением к ней внутренней лыжи.
После этого движение по дуге происходит уже под воздействием сил, приложенным к параллельным лыжам. При входе в поворот плечи разворачиваются наружу, чтобы к моменту приставления внутренней лыжи к внешней они оказались в положении, соответствующем стойке поворота на параллельных лыжах, то есть были повернуты слегка наружу.
Следует добиваться лучшего скольжения в основной фазе поворота и контролировать нагрузку внешней лыжи, сокращая фазу входа и все больше приближаясь к параллельности лыж (Кишенков Б.В., №16).
Поворот на параллельных лыжах из упора внешней лыжей.
При постановке внешней лыжи в упор плечи и руки с палками разворачиваются наружу, а в момент приставления внутренней лыжи, начинают движение в поворот, обеспечивая правильную, открытую наружу стойку.
Вход в поворот в зависимости от условий, выполняется быстро или медленно. В коротких резких дугах он выполняется в таком темпе, что фактически получается упругий перекресток с внутренней лыжи на внешнюю, с блокировкой мышц туловища, обеспечивающий компенсацию движений ног и лыж. При входе в поворот из упора внешняя лыжа становится под углом к первоначальному направлению Таким образом, с самого начала становится ясным характер последующего скольжения по дуге: ширина угла определяет соотношение продольной и поперечной скоростей движения лыжи по снегу. Исходя из этого, выгодно будет выполнить меньший упор, чтобы потери от бокового сноса были минимальными. Поворот на параллельных лыжах из упора легок и удобен в выполнении на тихом ходу, где каждый элемент движения горнолыжника виден и проходит в изложенной последовательности. При ускоренном темпе все они сливаются в одно движение, следуя друг за другом.
Главное на что необходимо обратить внимание - это на четкое приставление внутренней лыжи, чтобы быстро и правильно перейти из положения упора в стойку поворота на параллельных лыжах. При обучении это главная трудность. Совершенствуя технику поворота, нужно добиваться укорочения фазы входа, чтобы в дальнейшем выполнить поворот целиком на параллельных лыжах (Ремизов П.П., №19).
Поворот на параллельных лыжах из упора внутренней лыжей.
Последовательность движений лыжника при выполнении этого поворота от склона из спуска наискось следующая: нижняя лыжа, глиссируя, отставляется пяткой вниз под склон, а верхняя в этот момент ставится плоско на снег, сохраняя направление спуска. Как только нижняя лыжа получает упор, она поднятая пяткой в воздух, подтягивается к верхней лыже, которая вводится в поворот по касательной. Туловище при этом отклоняется и разворачивается наружу. При этом, в зависимости от кривизны поворота, внешняя лыжа либо несколько выталкивается в сторону для принятия лыжником стойки поворота, либо постепенно, в основной фазе, перекантовывается на внутреннее ребро.
В технике такого приёма важно совмещение соскальзывания нижней пятки лыжи с плоской постановкой верхней. Это движение противоположно входу в поворот из упора внешней лыжей, в котором в сторону отводилась пятка внешней лыжи, а нижняя сохраняла направление спуска наискось, еще больше кантуясь.
Отличие заключается еще и в том, что там вход в поворот заканчивается толчком с внутренней лыжи в сторону внешней, создавая дополнительное усилие, вызывающее боковое соскальзывание, а здесь вес тела «снимается» с внутренней, упоровой, лыжи. Вследствии этого тело оказывается уже поданным внутрь будущего поворота и лишь центробежная сила в начавшемся повороте сохраняет его равновесие (Цемин Ю.К., №27)
Поворот на параллельных лыжах «с широкой лыжи».
Зная технику поворота из упора, легко представить прием «широкая лыжа». Если в «упоре» внешняя лыжа сдвигается в сторону под углом, то в «широкой лыже» сохраняется параллельность. При внешнем сходстве этот поворот отличается от «упора» чистотой скольжения, поскольку внешняя лыжа вводится в поворот по касательной дуге.
В первой фазе внимание лыжника обращается на своевременную перекантовку лыж, чтобы предотвратить врезание ребрами в снег. Особенно это важно при глиссирующем смещении по снегу. В повороте под склон постановка внешней лыжи может ограничиться плоским положением. Тогда скольжение идеально «чистое». Если перекантовка будет больше и закончится постановкой на внутреннее ребро, то скольжение по дуге начнется за счет прогиба лыжи на кантах.
Вход с «широкой лыжи» может осуществляться и тогда, когда лыжи во время спуска имеют широкую постановку. «Снимая» вес с нижней лыжи, мы оказываемся на лыже, которая будет в повороте внешней. Движение это схоже с тем, какое совершается при входе из упора внутренней лыжей.
Подтягивание внутренней лыжи без толчка с нее, совмещенное с компенсаторным движением туловища, обеспечивает сохранение лыжником равновесия в момент появление центробежной силы. Это движение названо ангуляцией. Ангуляция имеет место, когда из положения упора внешней лыжи, внутренняя подтягивается к внешней без толчка с нее. Ангуляция выполняется в момент убирания упора внутренней лыжей или при входе «с конька», когда отсутствует боковой толчок. Вход в поворот с «широкой лыжи» не имеет перекоса - контакт со снегом поддерживается все время хотя бы одной лыжей.
Ширина разведения лыж при входе диктуется условиями, при которых выполняется поворот. Однако, чем выше мастерство лыжника, тем меньше «уширение». А когда его совсем не делают, то остается только один элемент - «педаляж». Так называют перенос веса тела с одной лыжи на другую с поочередным облегчением. Но здесь все большую роль играет элемент облегчения лыж, имеющийся в каждом способе и являющийся основным в поворотах на параллельных лыжах «облегчением» (Салманова Р.Д, №23).
Поворот на параллельных лыжах с конькового шага.
Чтобы выполнить вход в поворот с конькового шага из спуска наискось, горнолыжник пускает нижнюю лыжу носком под уклон, а верхней сохраняет направление спуска. В момент отталкивания с нижней, верхняя лыжа ложится на снег плоско, чтобы она могла беспрепятственно уходить в поворот под склон с последующим кантованием на внутреннее ребро в основной фазе. Туловище поднимается в сторону внешней лыжи, чтобы с начала скольжения по дуге его положение оказалось соответствующим стойке поворота на параллельных лыжах.
Обучение такому приему проводится на пологих склонах в процессе совершенствования коньковых ходов и поворотов на параллельных лыжах.
Поворот на параллельных лыжах «облегчением» лыж.
В момент входа в поворот на параллельных лыжах спортсмен меняет исходное положение на стойку поворота. Это осуществляется маховым движением, состоящим из разных элементов:
- сгибания - разгибания, обеспечивающих облегчение лыж,
- вращательных движений, в результате которых лыжи вводятся из первоначального направления в новое,
- боковых движений в плоскости склона, смещающих лыжи из-под центра тяжести тела,
- перекантовки лыж и перераспределение веса тела.
Перечисленные элементы входа в поворот с облегчением в определенной последовательности связаны между собой по времени, темпу и амплитуде движений. Они зависят от скорости спуска, крутизны склона, кривизны поворота, состояния снега и мастерства горнолыжника. Например, чем больше скорость, тем ближе к технике «чистого» поворота, где имеются только перераспределение веса тела и перекантовка лыж, чем круче склон и поворот, тем длительнее должно быть облегчение лыж, чем мягче снег, тем заметнее ведущая роль носка и боковое смещение и вращение лыж происходит с меньшей перекантовкой. С увеличением скорости или кривизны поворота растет центробежная сила. Для противодействия ей лыжи должны быть вынесены больше наружу поворота боковым движением ног (Кушенков Б.В., №16).
Анализ техники поворота на параллельных лыжах.
Техника поворота на параллельных лыжах требует выполнения совершенно определенных координированных движений в течение короткого промежутка времени. Эти движения составляют основу поворота и выполняются в строгой последовательности:
Одиночный поворот состоит из следующих фаз:
1-я фаза - подготовка поворота - это момент когда лыжник готовится выполнить поворот из исходного спуска.
2-я фаза - вход в поворот, выполняющийся в течение короткого промежутка времени и представляющий собой переход из исходного спуска в положение ведения поворота.
3-я фаза - ведение поворота, в течение которого лыжи поворачиваются в результате скругленного соскальзывания. Это наиболее продолжительная фаза.
4- фаза - конец поворота - переход в исходный спуск, либо остановка.
Подготовка поворота.
Эта фаза поворота имеет большое значение и техника ее определяется используемыми способами облегчения и создания вращательного импульса.
Облегчение, выполняемое резким сгибанием (приседанием), не требует подготовки - это мгновенный тип облегчения. Правда, в некоторых случаях, чтобы достичь большего эффекта разгрузки лыж с помощью резкого приседания, перед его выполнением следует слегка распрямиться (подготовка). Если же облегчение достигается сгибанием - разгибанием, то подготовка к облегчению является первое сгибание.
Подготовка к вращательному броску тела служит небольшой разворот туловища в сторону, противоположную повороту, в сочетании с углом палкой.
Поворот с использованием винто-углового движения, выполняемый без контрповорота, не требует подготовки к импульсу. Вариант с контрповоротом включает подготовку, которая делается во время контрповорота и представляет собой короткое соскальзывание с законтовкой лыж в угловом положении тела.
Подхлесту лыж предшествует подготовка - закантовка лыж. Вращательному броску таза также предшествует подготовка. Она выражается в закантовке лыж и согнутом положении уведенных к склону коленей. Таз отведен от склона.
Вход в поворот.
Это фаза поворота, во время которой лыжи переходят из положения косого или прямого спуска в положение соскальзывания, после чего наступает фаза ведения поворота.
Вход в поворот - самое активное движение лыжника. Это кратковременный и наиболее трудный элемент поворота может осуществляться разными способами
Для того, чтобы лыжи, а вместе с ними и лыжник, начали разворачиваться, необходимо выполнить следующие условие:
1. Лыжи разгрузить (облегчить). Загружаемые лыжи врезаются в снег, и боковое смещение их становится почти невозможным. Только лишь свободное от давления и сцепления со снегом, они могут легко вращаться.
2. Сообщить импульс вращения загружаемым лыжам, иначе смена направления движения: невозможна.
3. Перекантовать лыжи в момент входа в поворот (смена рабочих кантов) -это одно из важных условий, поскольку иначе вращательный импульс и облегчение не имели бы смысла.
4. При правильном входе в поворот в большинстве случаев необходимо подать туловище вперед, так как крутизна спуска при входе в поворот от склона увеличивается.
Облегчение достигается чаще всего благодаря двум основным движениям: сгибание и сгибание - разгибание - сгибание.
В отличие от сгибания, сгибание- разгибание- сгибание обеспечивает наиболее продолжительный период разгрузки лыж. При таком способе облегчения лыж у спортсмена есть запас времени для того, чтобы своевременно сообщить лыжам импульс вращения. Поэтому и совместить все части элементов техники входа в поворот (облегчение, импульс, импульс вращения) легче.
Такой способ облегчения из-за его продолжительности не применим в частях поворотах, и в частности при прохождении фигур слалома (Ялакас С.И., №29).
Способ сообщения вращательного импульса играет особую роль в выполнении поворота. Это двигательный элемент поворота, который определяет саму технику движения. Разнообразие типов поворотов объясняется прежде всего большим количеством способов сообщения импульса вращения, точнее говоря, возможностями сочетать различным образом основные виды импульса.
1. Вращательный бросок тела в сторону поворота. Суть его в кратковременном броске тела в сторону поворота. Эффект броска определяется размахом и резкостью движения плечевого пояса и туловища. Верхняя часть туловища как бы увлекает за собой в поворот ноги и лыжи. Это происходит благодаря естественной упругости в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. Помогают и современные высокие ботинки.
Этот вид импульса наиболее мощный, поскольку в движении принимает участие все тело. Поэтому в сочетании с подскоком он наиболее эффективен при выполнении поворота на глубоком целинном, а так же на тяжелом снегу. (Ростовцев Д.Е.,№20)
Вращательный бросок тела выполняется следующим образом. После подготовки небольшого разворота туловища наружу предлагаемого поворота лыжник резко раскручивает тело по оси в сторону поворота. Наружная к повороту рука движется на уровне плеча в полусогнутом положение с выдвинутой несколько вперед палкой. Широко расставленные руки в повороте увеличивают момент вращения и помогают лыжнику контролировать равновесие в поперечном направлении. Эффект вращения передается лыжам благодаря относительной упругости тела при скручивании. Движение нужно выполнить без задержки и замедления после подготовительного разворота плечевого пояса.
2. Винто-угловое движение.
Этот вид импульса создается за счет мышечных усилий лыжника, свободно от воздействия опоры (изолированная система), и состоит из двух основных движений:
- угловое движение,
- винтовое движение.
Угловое движение затруднено из-за относительно малой подвижности лыжника в пояснице. Недостаточно еще дополнительного разворота тела вдоль его оси. Чтобы исправить это, необходимо еще винтовое движение. Сочетание винтового и углового движения анатомически удобно для человека. Следствие его - боковое выталкивание задников лыж.
3. Подхлест ног.
Он представляет собой резкое отталкивание от поверхности склона, использующее опору закантованных лыж о снег. После отталкивания ноги подтягиваются под туловище и выбрасываются в сторону. Темп движения быстрый.
Подхлест ног, дающий лыжам начальный толчок к вращению, включает и облегчение лыж. Облегчение и подтягивание ног - это два неразрывно связанных элемента одного движения, в то время как винто- угловому движению обязательно должно предшествовать облегчение, ибо оно осуществимо только тогда, когда система лыжник - лыжи изолирована, т.е. свободна от сцепления Со снегом. Совершенствуя технику, нужно стремиться выполнить движение без отрыва лыж от снега. Это позволяет меньше затрачивать мышечной энергии и обеспечивает наилучшее скольжение в повороте. Подхлест ног, как и винто - угловое движение, является одним из видов импульса, используемых в слаломе и в слаломе - гиганте.
4. Укол палкой.
В сочетание с другими видами этот импульс также один из основных. Укол палкой служит опорой, помогая сохранить равновесие в поперечной плоскости, что особенно важно на крутых склонах; является как бы центром вращения лыжника, поскольку по мере продвижения по дуге поворота он складывает внутреннюю к повороту руку; способствует облегчению, т.к., сделав упор палкой в конце сгибания или разгибания, лыжник затем опирается на палку, перенося на нее часть собственного веса; способствует сообщению вращательного импульса лыжам.
5. Вращательный бросок таза в сторону поворота.
В современной технике поворотов этот вид импульса используется очень широко. После сгибания сопряженного с закантовкой лыж, спортсмен делает резкое разгибание ног (спина прямая, а туловище в вертикальной плоскости не перемещается), таз и бедро как бы выбрасываются вверх и в сторону поворота. В результате лыжи получают мощный импульс для входа в поворот. Большое разнообразие способов сообщения лыжам начального вращения объясняется возможностью сочетания разного рода импульсов. Например, подхлест ног с упором палкой или вращательный бросок тела также вместе с уколом палкой и дополнительным затем винто - угловым движением, представляют собой очень эффективные комбинированные способы входа в поворот (Ростовцев Д. Е., №21).
Ведение поворота.
В этой фазе лыжи находятся в положении соскальзывания. Минимальное торможение в фазе ведения поворота достигается, когда лыжи направлены строго по касательной к траектории носков. Начавшись, соскальзывание продолжается само собой без дополнительных усилий лыжника. Спортсмен лишь контролирует движение. Изучение техники соскальзывания показывает, что контроль скольжения осуществляется благодаря игре кантования и подачи туловища вперед или назад по отношению к нормальной стойке.
При передней стойке с закантованными лыжами носки сильно врезаются в снег внутренними кантами - поворот становится круче. При передней стойке и нормальной стойке с раскантованными лыжами носки сильнее «уходят» вниз - поворот становится положе. При задней стойке с раскантованными лыжами задники сильно проскальзывают -поворот становится круче. При задней стойке с закантованными лыжами задники сильно сцеплены со снегом - поворот становится положе.
Таким образом, благодаря игре кантования и определенной стойке лыжник может удлинить или укоротить длину поворота. Кроме того, подача туловища вперед, с одной стороны, позволяет добиться более сильного сцепления носков лыж со снегом и тем самым строже вести поворот , а с другой стороны - улучшает равновесие в продольном положении в начале поворота, поскольку относительная крутизна склона возрастает до пересечения лыжником линии склона.
Большое значение для удержания равновесия в поперечном направлении имеет наклон туловища внутрь поворота, чтобы противостоять действию центробежной силы, стремится свалить лыжника наружу поворота, нужно наклонится внутрь настолько, чтобы равнодействующая сила веса и центробежная сила проходила между лыжами, точнее говоря, через площадь, занимаемую подошвами ботинок (чтобы равновесие было устойчивым и в продольном направлении). Давление на снег отсутствует благодаря закантовке лыж. Наклон бёдер к склону обеспечивает более акцентированную закатновку лыж. Для того, чтобы при небольшой скорости движения, либо относительно большом радиусе поворота закантоваться лучше, лыжник принимает более выраженное угловое положение, хотя общий наклон тела внутрь поворота определяется лишь скоростью движения и крутизной поворота, а степень закантовки лыж обуславливает характер движения ведения поворота (величину проскальзывания лыж).
Конец поворота.
Эта фаза поворота может оканчиваться двояко:
1. Лыжник возобновляет спуск. В этом случае достаточно лишь принять нормальную стойку и закантовать лыжи.
2. Лыжник останавливается. Для этого, приняв нормальную стойку, надо постепенно увеличивать степень закантовки лыж. Это приводит к соскальзованию - торможению. Для более быстрой остановки нужно перейти из передней в нормальную стойку, согнуться, приняв сильно выраженное угловое положение с наклоном бёдер и коленей внутрь поворота (это обеспечивает лучшую закантовку лыж), после чего резко выпрямиться встав лицом к носкам лыж. (Котелли Ф., №14),
1.5 Методика обучения повороту на параллельных лыжах.
По мнению французских специалистов, начинать обучение детей горным лыжам можно в возрасте 4-х лет. Обучение горнолыжной технике строится на базе общей лыжной подготовки и проводится по определенным этапам. (Боннэ О., №3).
Первый этап обучения. Основными задачами данного этапа является широкое овладение техникой спусков и поворотов.
При отработке свободных спусков необходимо добиваться умения полностью сохранять устойчивость на склонах переменной крутизны, овладеть спуском прямо и наискось по склону в различных стойках, со сменой стоек во время спусков, спусками со склонов различной крутизны рельефа, с различными состояниями снежного покрова.
При отработке техники поворота на параллельных лыжах следует добиться динамичного отталкивания внутренней ногой синхронизированного с уколом палкой, мягкого входа в соскальзывание с приседанием в фазе ведения, загрузке задника внешней лыжи.
Второй этап обучения. Решаются задачи всестороннего и углубленного овладения техникой различных поворотов на параллельных лыжах.
Горнолыжник осваивает технику основного поворота на параллельных лыжах, опережающего нырка, авальшан-поворота, бокового-жима, шаг-поворота, конькового поворота, наклона коленей, укола и опоры на палку, плоского и резаного скольжения, коротких сопряженных поворотов.
Третий этап обучения. Ставится задача овладеть всеми изученными приемами в комплексе, научиться спускаться с гор и любого склона при разнообразных сменных условиях. (Жубер Ж., №8).
Последовательность обучения:
1. На снегу: сначала на мягком, пушистом, на твердой основе, далее глубже, потом на разнообразном снегу, целине.
2. На склоне: сначала на среднем (пологом), с буграми для болей легкого входа в поворот, потом круче с переменным рельефом.
3. Скорость: средняя (тихая), потом большая и далее достаточно высокая (Котелли Ф.,№14).
Методы обучения горнолыжной технике будут эффективны только в том случае, если будут строго выражены последовательность в обучении и сохранены дидактические принципы. Для этого необходимо:
- осмыслить изучаемый приём, то есть создать о нём мысленное представление и представление мышечным ощущениям. Все упражнения надо вначале выполнять на месте.
- перед исполнением упражнения в движении уяснить значение отдельных его элементов и далее выполнить упражнение в движении при хороших условиях спуска. В этом случае обучающимся будет легче себя контролировать при отработке приёма;
- освоить приём, то есть научиться уверенно выполнять его в различных условиях спуска;
- овладеть в совершенстве приёмом, то есть уметь выполнять его в наиболее сложных условиях трассы в сочетании с другими приёмами, тактически правильно использовать приёмы на соревнованиях (Гужаловский А. А., №5)
В начале каждого занятия следует повторить пройденные на предыдущем занятии упражнения, не давать на одном уроке более двух новых приёмов. В первой половине занятия следует заниматься изучением упражнения, во второй - закреплять навыки в процессе групповых спусков и самостоятельного катания (Шиян Б.М., №26).
В ходе обучения большое значения имеет демонстрация приёмов. При исправлении ошибок рекомендуется руководствоваться следующими правилами:
- указывать на недостатки сразу же после спуска или на ходу исполнения движения;
- выделять главную ошибку и не стремиться избавиться от всех недостатков за один раз;
- обратить внимание на причину, порождающую ошибку, если нужно, прокомментировать её более подробно, особенно если она не одна;
- подобрать из известных упражнений то, которое более всего подходит в данной ситуации для устранения ошибки;
- предложить повторить приём - упражнения несколько раз, для избавления от недостатков и, если эффект не будет замечен, испробовать другое средство, чтобы не утратить интереса занимающихся;
- постоянно вести контроль за работой над исправлением ошибки и по достижении цели вовремя сообщить спортсмену;
- при необходимости использовать утрированную демонстрацию допущенной ошибки и сопоставить с правильным выполнением;
- подчеркивать не только недостатки, но и лучшие варианты исполнения, при случае похвалить спортсмена;
- стремиться к тому, чтобы всё замечания, даже если они касаются одного лыжника, были услышаны всеми занимающимися (Матвеев Л.П., №10)
Когда спортсмен овладел основными навыками техники горнолыжника, следует проводить занятия по преодолению спусков с поворотами по заданному маршруту. Для этого надо ставить на склоне различные комбинации ворот и фигур и далее постепенно усложнять их, доводя до простейших слаломных трасс (Цемин Ю.К., №27).
В организации занятия большое значение имеет выбор места отработки каждого упражнения. Здесь надо руководствоваться принципом доступности, необходимо часто менять места занятий, учить выполнять упражнения на различных склонах. Большое значение для начального обучения имеют правильная оценка снежного покрова и соответствующий подбор предлагаемых упражнений, необходимо создавать хорошие условия для их выполнения (Матвеев Л.П. № 10).
На мягком утоптанном снегу изучаются новые приёмы, на глубоком снегу отрабатываются эффективность, мощность исполнения известных приёмов, а на жестком и ледянистом снегу - техника приёмов (Салманова Р.Д., №24).
В начале занятия следует проводить на коротких лыжах, а затем постепенно переходить на более длинные лыжи. Когда заканчивается начальное обучение, спортсмены пользуются лыжами, которые необходимы для избранного вида спорта (Жубер Ж .,№7).
Общие указания к методике обучения технике:
1. При проведений занятий необходимо руководствоваться принципами оздоровительной направленности, обеспечения гармоничного развития и укрепления здоровья.
2. Разучивание сложных элементов техники нужно проводить в начале основной части занятия, так как утомления затрудняет освоение новых движений.
3. Разучивание технически лыжных приемов осуществляется с использованием, главным образом, метода показа (принцип последовательности и наглядности). Тренер должен сам показать упражнения или иметь в распоряжении демонстратора, способного правильно выполнить разучиваемое движение.
4. При обучении технике поворота, изучаемый материал должен быть доступен и соответствовать уровню спортивно-технической подготовки детей.
5. Требования к занимающимся систематически поднимаются, но при этом возникающие ошибки и недостатки в технике должны сразу быть исправлены.
6. Для исправления ошибок и искажений в технике движений используют имитационные и специально подготовительные упражнения.
7. Склоны для занятий должны быть пологими 8-12 градусов, с безопасным выкатом.
8. Сложность выполнения упражнений увеличивают, повышая скорость спуска, удлинением тренировочного склона и применением конькового хода.
9. Тренировочные склоны готовятся заблаговременно.
10. Изучать материал в последовательности, в какой он изложен в программе, от простого к сложному (Гужановский А.А,№5).
Рекомендации.
1. Для того, чтобы методика обучения технике поворотам на параллельных лыжах была более эффективна, необходимо чтобы была строго выражена последовательность в обучении и сохранены дидактические принципы.
2. Обучение основам горнолыжной техники в частности обучение поворотам следует начинать в возрасте 6-7 лет.
4. Следует разносторонне использовать основные средства подготовки горнолыжников : специальные и общеразвивающие упражнения.
Список литературы:
1. Аграновский М А. Лыжный спорт М. Ф и С, 1980
2. Адамов Ю.В Горнолыжный спорт М. Ф и С, 1986
3. Боннэ О. Лыжи по-французски М Ф и С, 1972
4. Васильева В.В. Физиология человека М. ФиС, 1984
5. Гужановский А. А. Основы теории и методики физической культуры М. ФиС, 1986
6. Евстратов В.Д. Лыжный спорт М. ФиС, 1989
7. Жубер Ж. Горные лыжи-техника и мастерство М. ФиС, 1983
8. Жубер Ж. Современный горнолыжный спорт М. ФиС, 1980
9. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры М. ФиС, 1991
10. Матвеев Л П Основы спортивной тренировки М. ФиС, 1976
11.3имкин Н. В. Физиология спорта М. ФиС, 1973
12.3имкин Н. В. Физиология человека М. ФиС, 1979
13.3ырянов В. А. Техника горнолыжного спорта М. ФиС, 1979
14. Котелли Ф. Лыжи будущего М. ФиС 1979
15. Кудрявцев Е. И. Лыжный спорт М. ФиС, 1983
16. Кишенков Б. В. Горные лыжи для всех М. ФиС, 1982
17. Кишенков Б В. Быстрее ветра М. ФиС, 1979
18. Кора М. Лыжи Франции М. ФиС, 1978
19. Ремизов П. П. Самоучитель горнолыжника М. ФиС, 1978
20. Ростовцев Д. Е. Зеркало скорости М. Молодая гвардия, 1984
21. Ростовцев Д. Е. Горнолыжный спорт М. ФиС, 1982
22. Ростовцев Д. Е. Подготовка горнолыжника М. ФиС, 1987
23. Салманова Р.Д. Уроки горных лыж М. ФиС, 1988 24.24.Салманова Р.Д. Горнолыжный спорт за рубежом М. ФиС, 1983
25. Фарфель B.C. Физиология спорта М. ФиС, 1974
26. Шиян Б. М. Теория и методика физического воспитания М. ФиС, 1986
27. Цемин Ю. К. На лыжах с гор. М.: ФиС, 1984.
28. Яковлев Н. Н. Биохимия спорта М. ФиС, 1987
29. Ялакас С. И. Школа горнолыжника, - М. ФиС, 1979