Особенности развития координационных способностей у детей школьного возраста

 ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА 1  ХАРАКТЕРИСТИКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЦЕЛОМ

1.1 Понятие координационных способностей

1.2 Характеристика координационных способностей

ГЛАВА 2. РАССМОТРЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДЗЮДО И МЕТОДЫ ИХ РАЗВИТИЯ

2.1 Значение координационных способностей у дзюдоистов

2.2 Методика развития ловкости и координации в дзюдо

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ.

Тема общей характеристики особенностей координационных способностей — одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания, психологии спортивной тренировки.

Интерес к данной проблеме не угасает вот уже более 100 лет. Сейчас попытаемся объяснить, почему мы назвали эту проблему сложнейшей.

Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определённого понятия «ловкость», широко распространённого в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых,  - способность целесообразно сроить целостные двигательные акты, во- вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют свою специфику. Не трудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать её, как только внезапно меняется условие выполнения. [15]

Ведущую роль при физиологической трактовке координационных способностей отводят к координационным функциям центральной нервной системы и её возможность качественно координировать движения.

Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений требуется во всех видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программу состязаний. От этой способности существенно зависит также прогресс в видах спорта со сложным составом двигательных действий. [1]

Высокий уровень развития координационных способностей — основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В условиях научно-технической революции значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и т.д.) идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей — важный компонент состояния здоровья. Из этого, далеко неполного перечня видно, на сколько важно заботиться о постоянном повышении уровня физической подготовленности.

Деятельность человека на производстве, спорте требует определенного уровня развития физических качеств. Уровень развития физических качеств человека отражает сочетание врожденных психологических и морфологических возможностей, приобретенных в процессе жизни и тренировки. Чем лучше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. [4]

Высокоразвитая способность координации движений способствует в десятые доли секунды найти эффективный прием для проведения атакующего или контратакующего приёма. Эти задачи не только требуют высокого уровня всех сторон спортивной подготовленности дзюдоиста, но и предусматривают, по нашему мнению, поиск новых подходов, раскрывающих дополнительные резервы реализации природных возможностей организма.

Такие резервы, по нашему мнению, заложены в развитии и совершенствовании комплекса координационных способностей, среди которых ведущую роль играют ловкость, точность, гибкость, подвижность, равновесие и др. Традиционная система подготовки спортсменов предусматривает формирование ловкости, однако при этом не конкретизируются особенности ее проявления в различных ситуациях, не уточняются средства и методы решения технико-тактических задач, возникающих в процессе ведения поединка. Выбор стиля ведения боя, использование приемов, характер действий, величина скорости передвижения и т.д. в значительной мере определяются степенью формирования ловкости спортсмена.

Дзюдо, как вид спортивного единоборства, требует максимального проявления всех или большинства физических способностей спортсмена в вариативных ситуациях.

Наличие научно-методической литературы на тему развития координационных способностей дзюдоистов очень мало, поэтому наше исследование достаточно актуально.

1.1 Понятие координационных способностей.

Координационные способности (ловкость)- способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. Ловкость выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющееся обстановкой.

Координационные способности тесно связанны с совершенствованием специализированных восприятий: чувства времени, темпа, развиваемых усилий, положения тела и частей тела в пространстве. Именно эти способности определяют умение занимающегося эффективно управлять своими движениями и в спорте, и в профессиональной деятельности, и в быту. Развитию ловкости способствует систематическое разучивание новых усложненных движений, а также применение упражнений, требующих мгновенной перестройки двигательной деятельности (единоборства, спортивные игры), - чем шире база освоенных разнообразных движений, тем быстрее осваиваются новые неизвестные двигательные действия или их различные сочетания. На этом и основывается методика воспитания ловкости. [9]

Ловкость- самое сложное и многозначное качество. Она проявляется как способность осваивать сложные по координации движения; как точность выполнения пространственных, временных, силовых, ритмических характеристик заданного движения; как способность изменять двигательную деятельность сообразно меняющейся обстановке (хорошо проявляется в спортивных играх). Средства и методы развития ловкости сводятся к систематическому разучиванию новых движений и применению упражнений, предполагающих мгновенное перестраивание двигательной деятельности ( спортивные игры, единоборства). [1]

Любуясь выступлениями гимнастов, мы отмечаем их ловкость. Наблюдая за игрой баскетболистов, за их виртуозным владением мячом, мы тоже наблюдаем проявление ловкости. В первом случае ловкость проявляется во владении своим телом во втором- во владении мячом. Развитие одного вида ловкости не даёт гарантии в достаточном уровне развития другого.

Нередко можно видеть отличного баскетболиста, чувствующего себя беспомощно при выполнении гимнастических упражнений, и отличного гимнаста, "топорно" обращающегося с мячом. Такое явление наблюдается в том случае, если спортсмен с детского возраста ограничивал занятия одним видам физических упражнений. Между тем программа физической культуры в школе и в техникуме позволяет достаточно многообразно развивать ловкость как во владении своим телом, так и во владении мячом. Именно такое развитие ловкости помогает осваивать любые трудовые операции и легко разучивать новые, т. е. облегчает профессиональное обучение. [7]

1.2 Характеристика координационных способностей.

В учебнике Матвеева теория и методика можно найти следующие факторы влияющие на проявления координационных способностей.

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.

Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.

Так, дети 4—6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений, двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий — низкая.

В возрасте 7—8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.

В период от 11 до 13—14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13—14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.

В возрасте 14—15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16—17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня.

В онтогенетическом развитии двигательных координации способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11—12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек. [14]

Сенситивный период развития координационных способностей.

До настоящего времени сенситивные периоды рассматривались учеными главным образом в области силы, скорости и выносливости. Не было известно, каким образом эти периоды влияют на развитие двигательной координации. Некоторые ученые даже сомневались в их существовании. Поиски сенситивных периодов, общих для всех двигательных способностей, мы признали необоснованными.

Поэтому наши исследования были направлены на самые важные двигательные способности - координационные . Целями работы были: 1. Определение изменений в области избранных координационных способностей (КС) у молодежи разного возраста. 2. Выявление у них периодов ярко выраженного улучшения или ухудшения результатов, а также их восприимчивости к воздействию спортивной тренировки.

Результаты проведенных исследований ясно показали наличие сенситивных периодов в развитии КС между 7 и 11 годами жизни. Полученные результаты указывают на необходимость внесения изменений в до сих пор применяемую систему подготовки, заключающуюся в учете усиленного развития КС (так называемой акцентированной стимуляции) в возрасте 7-11 лет, независимо от вида спорта. Это требует избирательного воздействия на усиленное развитие КС и не допускает снижения или торможения их развития из-за чрезмерного повышения уровня других двигательных способностей (особенно таких, как сила и выносливость). Поэтому необходимой является разработка новой модели спортивной тренировки. [10]

Задачи координационных способностей

При воспитании координационных способностей решают две группы задач: а) по разностороннему и б) специально направленному их развитию.

Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.

Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх.

Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта, во втором — избранной профессией.

В видах спорта, где предметом состязаний является сама техника движений (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), первостепенное значение имеют способности образовывать новые, все более усложняющиеся формы движений, а также дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела, мышечные напряжения различными группами мышц.

Способность же быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу состязаний в наибольшей мере требуется в спортивных играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, как скоростной спуск на лыжах, горный и водный слалом, где в обстановку действий преднамеренно вводят препятствия, которые вынуждают мгновенно видоизменять движения или переключаться с одних точно координированных действий на другие.

В указанных видах спорта стремятся довести координационные способности, отвечающие специфике спортивной специализации, до максимально возможной степени совершенства.

Воспитание координационных способностей имеет строго специализированный характер и в профессионально-прикладной, физической подготовке (ППФП)

Многие существующие и вновь возникающие в связи с научно- техническим прогрессом виды практической профессиональной деятельности не требуют значительных затрат мышечных усилий, но предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе человека, особенно к механизмам координации, движения, функциям двигательного, зрительного и других анализаторов. [16]

Включение человека в сложную систему «человек—машина»: ставит необходимое условие быстрого восприятия обстановки, переработки за короткий промежуток времени полученной информации и очень точных действий по пространственным, временным и силовым параметрам при общем дефиците времени. Исходя из этого, определены следующие задачи ППФП по развитию координационных способностей:

1) улучшение способности согласовывать движения различными частями тела (преимущественно асимметричные и сходные с рабочими движениями в профессиональной деятельности);

2) развитие координации движений не ведущей конечности;

3) развитие способностей соразмерять движения по пространственным, временным и силовым параметрам.

Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей прежде всего на занятиях с детьми (начиная с дошкольного возраста), со школьниками и с другими занимающимися приводит к тому, что они:

  1. значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;
  2. постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками (спортивными, трудовыми и др.);
  3. приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности;
  4. спытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений.

1. Освоение координационно сложных двигательных заданий;

2. Быстрая перестройка двигательных действий в соответствии с изменяющейся обстановкой (например, в условиях спортивных игр или непредвиденных жизненных ситуаций);

3. Повышение точности воспроизведения заданных двигательных действий. [9]

Критерии оценки уровня координационных способностей.

Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:

1) время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности;

2) время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей;

3) координационная сложность выполняемых двигательных заданий (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с асимметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека;

4) точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);

5) сохранение устойчивости при нарушении равновесия;

6) стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателям целевой точности — количеству попаданий при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных предметов в мишень и т.п.

Некоторые контрольные упражнения для определения уровня координационных способностей: 1) бег «змейкой»2) челночный бег 3 х10 м ; 3) челночный бег 4 х 9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта ; 4) метание мяча в цель с различного расстояния и из различных исходных положений. [13]

Средства и методы воспитания координационных способностей.

Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья. [11]

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт.

Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.

Специальные упражнения для совершенствования координации движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно-сходные упражнения с технико- тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.

На спортивной тренировке применяют две группы таких средств:

а) подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта;

б) развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта.

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.

Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.

Методы воспитания координационных способностей. Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:

1) стандартно-повторного упражнения

2) вариативного упражнения;

3) игровой;

4) соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение и имеет два направления - со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:

- строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);

- изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений — бросок мяча вверх из исходного положения стоя - ловля сидя и наоборот);

- изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка

- «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «не ведущей» рукой и т.п.);

- выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);

- выполнение упражнений с исключением зрительного контроля — в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, ведение мяча и броски в кольцо).

Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.

Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

Говоря о современных исследованиях координационных способностей, в частности в единоборствах, следует отметить их не достаточность. Анализ учебной литературы, пособий для тренеров по единоборствам др., также показывает, что вопросы координационной тренировки и контроля координационных способностей изложены в них в русло общих положений диагностики и тренировки общей и специальной ловкости, сложившихся еще в 70-е годы.

Таким образом, анализ литературы дает основание утверждать, что к настоящему времени испытывается дефицит научно-теоретических методических публикаций в области современной методики тренировки и диагностики координационных способностей в разных видах спорта, и в частности в единоборствах. Вероятно, поэтому вопросам координационно- двигательного совершенствования отводится незаслуженно мало места в практике спортивной тренировки. [8]

ГЛАВА 2. Рассмотреть значение координационных способностей в дзюдо и их методы развития

2.1 Значение координационных способностей в дзюдо.

Спортивная практика постоянно свидетельствует о том, что современное дзюдо основано прежде всего на умении искусно передвигаться по татами одновременно нанося быстрые, четкие и сильные атаки.

Чтобы с успехом маневрировать, проводить стремительные и мгновенные атаки и контратаки, своевременно избегать атак противника, спортсмен должен в совершенстве овладеть разнообразными способами передвижений. Хорошо подготовленный спортсмен умело выбирает способ передвижения. В зависимости от характера возникшей тактической или двигательной задачи строго дозирует дистанцию и в случае необходимости мгновенно «переключает» вид и направление передвижения. Под передвижениями в дзюдо понимается всякое горизонтальное перемещение положения тела, связанное с изменением хотя бы одной из точек опоры.

Четкая работа ног позволяет спортсмену снизить уровень расхода энергии в защитных или атакующих действиях, избежать опасных атак в случае утомления. Для выполнения эффективного броска существенное значение имеет правильная последовательность включения в работу конечностей и туловища, иными словами, определенная согласованность движений. Следовательно, согласованностью работы мышц при выполнении сложных движений во многом определяется техническое мастерство спортсменов. Результаты исследований кандидата биологических наук Ф.А.Лейбовича показали, что по мере включения определенных элементов согласования движений последовательно нарастают скорость и сила атаки. Наиболее высокие показатели скорости и силы наблюдались при участии всех элементов согласования, а также бросков с шагом. К сожалению, в настоящее время даже среди мастеров, не все способны продемонстрировать высокий уровень передвижений. Они не координировано передвигаются, нарушают основные закономерности и правила передвижений, теряют равновесие в момент проведения атакующих, контоатакуюших и защитных действий, неправильно сочетая передвижения с распределением веса тела, мало используют их в процессе подготовительных действий, после окончания атак и контратак, делая себя удобной мишенью для проведения атак.

Объясняется это тем, что с самого начала обучения у спортсменов не вырабатывается стремление к тщательному овладению техникой разнообразных передвижений. Начинающие дзюдоисты не осознают их важности для достижения мастерства, нередко рассматривая передвижения лишь как подсобный элемент техники. Изучению передвижений в учебно- тренировочных занятиях с новичками отводится недостаточно времени. Мало внимания уделяется броскам в движении, в основном обучение идет раздельно: броски и передвижения. Потом очень сложно соединить эти элементы, чтобы получились правильно координированные передвижения сочетаемые с бросками и уходами от бросков соперника. Это достигается имитационными упражнениями для овладения передвижениями с защитными действиями, с бросками, имитационные упражнения с резкой переменой вида и направления передвижений на специальные сигналы; передвижения с отягощениями, «бой с тенью» и упражнения со снарядами с заданиями применять оазные передвижения: имитационные упоажнеи: партнером и специальные упражнения с резиной.

При работе в парах, не всегда удается применить ново изученный прием с сохранением техники и скорости, но конечно работа в парах остается неотъемлемой частью тренировки.

Также изучение и совершенствование новых приемов происходит на неподвижном сопернике, но в этом случае практически нет перемещения на ногах и, следовательно, после этого движение рук и ног при работе в соревновательных условиях будет сложнее координировать, чтобы добиться правильного выполнения. А передвижения в дзюдо залог победы. Тот, кто свободно передвигается по татами, будет уходить от атак противника и бросать сокращая дистанции без лишне затраченных сил.

На занятиях при работе в парах тренер исправляет ошибки, которые мало заметны со стороны, и предлагает те комбинации и броски которые, по его мнению, подойдут для данного спортсмена. Хороший спортсмен должен подходить творчески к тренировкам, при работе в постоянном движении с условием хорошей координации он учится применять придуманные им комбинации, отходы и подходы к противнику, различные «финты», он учится мыслить.

К числу основных координационных способностей в дзюдо относятся: способность к дифференцированию временных, пространственных, силовых параметров движения; способность к ориентации в пространстве; способность к перестраиванию движений; способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задач; способность предугадывать ход изменения ситуации; способность сохранять и поддерживать равновесие.

Значение функции равновесия в дзюдо трудно переоценить. Поэтому значительное внимание в подготовке дзюдоистов принадлежит упражнениям, направленных на развитие и совершенствование этого спортивно-важного качества.

2.2 Методика развития ловкости дзюдоиста.

В книге Трутнева П.В. и Козлова Г.А. есть достаточно интересная информация о ловкости и координации в дзюдо. Особенно глава о развитии координации с помощью упражнений или борьбы без участия зрительного контроля.

Ловкость- это способность быстро и наилучшим образом решать двигательные задачи. Она подразделяется на общую и специальную.

Общая ловкость- способность решать задачи различными способами. Ловкость дзюдоиста измеряется временем, которое он затрачивает на решение двигательной задачи. В соревновательной схватке времени на это чрезвычайно мало. Если борец не успеет использовать удобные положения для выполнения соответствующих действий- это говорит о недостатке ловкости.

Ловкость зависит от координационной сложности двигательного действия и требований точности действия.

Способность быстро, точно и чисто решать сложные, впервые встречающиеся двигательные задачи, зависит в первую очередь от функциональных возможностей коры больших полушарий (при достаточно высокой степени развития других физических качеств). Следовательно, совершенство условно-рефлекторной деятельности коры- основа качества ловкости.

Для решения двигательной задачи дзюдоист должен получить точную и достаточно полную информацию; переработать информацию и составить программу действия; своевременно осуществить программу.

Получение информации зависит от совершенства работы различных анализаторов и их способности точно дифференцировать раздражители.

Переработка информации- наиболее важный этап в решении двигательной задачи. В этот момент происходит поиск «формулы движения». Поиск происходит путём сравнения условных раздражителей с имеющимися готовыми ответными реакциями (готовыми «формулами движения»). Находятся подходящие «формулы», устанавливается, что общего и в чём состоит отличие действия по готовой «формуле» с тем действием, которое предстоит осуществить. Если «формула» позволяет решать задачу, то на этом переработка информации оканчивается и движение осуществляется по уже готовой «формуле». Дзюдоист и в этом случае решает задачу привычным действием.

Если подходящей «формулы движения» не находится, то составляется программа действия, основывающаяся на новой «формуле движения».

Наиболее простой способ составления новой «формулы движения» состоит в том, что борец из уже имеющихся навыков подбирает подходящие для новой задачи действия, устанавливает их последовательность и способы их увязки (переходы), временные соотношения. Таким образом, составляется новая программа действия. В коре больших полушарий складывается новая мозаика тормозных и возбудительных процессов.

Если новая программа действий будет правильной, то и задача решается правильно и точно. Если в программе будут неточности, то и действия последуют неточные и ошибочные.

Наиболее быстрый ответ на условный раздражитель наступает, если имеется автоматизированный навык выполнения соответствующего действия. Поиск, сравнение и составление программы нового действия требует большого времени. Чем сложнее задача на выполнение нового движения, тем больше для этого требуется времени, больше проб и ошибок.

Следовательно, для развития ловкости дзюдоиста нужно совершенствовать работу различных анализаторов; повысить способность точно дифференцировать внешние и внутренние раздражители; совершенствовать способность координировать различные движения.

Совершенствование работы различных анализаторов осуществляется подготовительными (общеразвивающими и специальными упражнениями). Особое внимание при этом уделяется совершенствованию проприоцепторной чувствительности, точности регистрации положений и движений различных частей тела, чувства равновесия и др.

Для этого применяют общеразвивающие упражнения на равновесие, акробатические упражнения (кувырки, перевороты, сальто и др.), упражнения с набивными мячами, жонглирование гирями, упражнения с партнером. Эту же задачу помогают решать специальные упражнения: в падениях (самостраховка), имитационные упражнения, простейшие формы борьбы («бой всадников», «борьба в кругу» , «петушиный бой», «борьба с набивными мячами»), упражнения на мосту (перевороты, забегания, вставание на мост из стойки и др.).

Процесс борьбы дзюдо предъявляет высокие требования к способности точно и тонко дифференцировать различные раздражители в схватке. Этому должна быть отведена значительная часть времени в процессе обучения и тренировки.

Давая упражнения для совершенствования работы какого-либо анализатора, следует так построить задание, чтобы обострить, усилить деятельность именно данного анализатора. Так, в упражнениях на равновесия можно усилить деятельность вестибулярного и проприоцепторного анализаторов путём выключения зрительного анализатора (выполнять упражнение с закрытыми или завязанными глазами). Борьба с завязанными глазами позволяет совершенствовать деятельность двигательного анализатора, пространственных и временных характеристик. Изменение действий способствует совершенствованию деятельности различных анализаторов.

Совершенствование способности координировать движения развивается путём усвоения большого количества навыков, требующих разнообразной координации движений. При этом, если дзюдоист осваивает новые двигательные действия, требующие сложной координации движений, совершенствуется ловкость. Повторение давно освоенных, даже сложных по координации действий не способствует совершенствованию качества общей ловкости.

Координационные способности совершенствуются путём изучения новых действий и видоизменения изученных действий.

Изучение новых действий (упражнений, технических и тактических действий). Чем больше разнообразных действий усвоит борец, тем выше будут его координационные способности, потому что меньше будет встречаться непривычных движений или частей действия.

Занятия разнообразными видами спорта (гимнастика, акробатика, спортивные игры, велосипедный, конькобежный, лыжный спорт и др.) помогают дзюдоисту совершенствовать общую ловкость.

Дзюдоист, имеющий большой запас двигательных умений и навыков, может быстрее выполнить новое действие, которое необходимо для решения внезапно возникающей в схватке двигательной задачи. Такой спортсмен будет тратить меньше времени на решение разнообразных двигательных задач, следовательно- быстрее прогрессировать как спортсмен. [12]

В процессе занятия другими видами спорта следует иметь в виду, что довиваться высоких спортивных результатов в них не обязательно. Для дзюдоиста важна только способность выполнять различные действия из этих видов спорта. Ему не нужна точность выполнения упражнений, которая предусмотрена правилами соревнований в гимнастике, акробатике и др., а только точный конечный результат при широком диапазоне вариативности действий и отдельных движений.

Совершенствовать общую ловкость можно также изучая разнообразные технические и тактические действия спортивной борьбы. Этим путём совершенствуется способность координировать действия, необходимые дзюдоисту в схватке. Техника борьбы призвана обеспечить спортсмену необходимый запас двигательных умений и навыков «на все случаи жизни», т.е. на все возможные в борьбе ситуации.

Видоизменение изученных действий призвано совершенствовать координационные способности с тем, чтобы изучение действий могли быть применены в самой разнообразной обстановке и чтобы «тренировать» кору больших полушарий в составлении новых структур на основании имеющихся. Это повышает пластичность коры и её способность координировать двигательные действия.

Существует ряд методических приёмов для видоизменения изученных действий: применение необычных исходных положений; «зеркальное» выполнение упражнений; изменение скорости или темпа; изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнение; смена способов выполнения упражнений; усложнение упражнения дополнительными движениями; изменение противодействия занимающихся при групповых или парных упражнениях; выполнение борцом знакомых движений в неизвестных заранее сочетаниях; выполнение упражнений при различной степени общей усталости; выполнение упражнений при наличии различных сбивающих факторов (партнёр, зрители, судьи, оборудование, инвентарь, климатические условия и др.). Этот методический приём имеет большое значение для борца потому, что ему постоянно приходится выполнять свои действия в условиях, когда противник постоянно стремится ввести различные сбивающие факторы, мешающие выполнять задуманное действие. В этом случае действие может быть выполнено успешно, если борец имеет навык изменения действия в соответствии с наличием или отсутствием сбивающих факторов; комбинации упражнений- сочетание двух или нескольких упражнений и их последовательное выполнение.

Кроме перечисленных методических приёмов в борьбе применяют методический приём «затруднения выполнения» увеличением нагрузки (увеличение веса партнёра или снаряда).

Видоизменение изученных действий позволяет выработать общую ловкость не только общеразвивающими упражнениями, но и средствами самой борьбы.

Специальная ловкость- способность выполнять результативно минимальное количество действий и добиваться результата минимальным количеством приёмов.

Ловкость, как способность решать новые двигательные задачи в процессе борьбы, может быть наиболее эффективна в том случае, если борец будет иметь заранее известный ответ на каждую возникающую двигательную задачу.

Совершенствование навыка применения ловкости в борьбе должно идти путём создания при проведении тренировок таких ситуаций, когда дзюдоист вынужден самостоятельно решать двигательную задачу (выполнять приём, защиту, добиться преимущества или победы); обучение борца самостоятельному решению двигательных задач в процессе схватки следующими методами:

- подбором разнообразных противников ( по телосложению, технике, тактике, стойке, захвату, весу, физической подготовке, квалификации, морально-волевым качествам и др. особенностями);

- проведение схваток на различных татами (жёстком, мягком, большом, маленьком, без обкладных матов и с обкладными и др.)

- решение конкретных задач (выполнить определённый приём или защитное действие, только атаковать, добиваться победы в определённое время, обмануть противника, подавить противника, маневрировать и т.п.);

- проведение схватки в необычных условиях (непривычный климат, необъективные зрители и судьи, сложное турнирное положение после снижения веса, непривычное время, яркое или недостаточное освещение, музыкальное сопровождение, сильный шум и др.).

Нужно стремиться к тому, чтобы в соревнованиях дзюдоисту не встречалось нерешенных тренировочных задач, тогда он покажет высокую ловкость. Это положение трудно реализовать, но нужно стремиться к этому. В тренировке следует довести до автоматизма реакцию на часто встречающиеся ситуации. В тех ситуациях, которые встречаются очень редко, двигательный ответ доводится до умения. Отрепетированные действия в тренировке позволяют борцу показать высокую ловкость.

Применение коронных приёмов. Показателем специальной ловкости дзюдоиста является наличие у него «коронного» (коронных) приёма. Под «коронным приёмом» понимается действие, с помощью которого борец добивается оцениваемого результата в различных ситуациях с различными противниками. [12]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека -М.: Физкультура и спорт, 1987.- 208 с.

2. Рубин В.А. Разделы теории и методики физической культуры. - М.: Физическая культура, 2006. - 112 с.

3. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000 г. - 348с.

4. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников-Москва:1998.

5. Новиков А.Д., Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976 г. - 354 с.

6. Галеева, М.Р. Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена: Учебное пособие /М.Р. Галеева. —Киев: 1980. - 56 с.

7. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л., Палтиев Р.Л., Погадаев Г.И. Физическая культура - М.: "Академия", 2007г.

8. Ашмарин Б.А. Теория и методика: Учебник для педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1990. - 286 с.

9. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь - М.: "Гардарики", 2005 

10. Гужаловский А.А., Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1988 г. - 186 с.

11. Максименко A.M. Теория и методика физической культуры. - М.: Физическая культура, 2005.- 522 с.

12. Трутнев П.В., Козлов Г.А. Основы теории тренировки в дзюдо. - Красноярск: «Платина», 2004. - 238 с.

13. Лях В.И. Двигательные способности школьников. Москва 2000 М.Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991 г. - 235 с.

14. Галеева, М.Р. - Методические рекомендации по развитию гибкости » эртсмена: Учебное пособие /М.Р. Галеева. -Киев, 1980. - 56 с.

15. Харре Л., Учение о тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 1971 г. - 107с.

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.