Совершенствование координационных способностей у горнолыжников

Оглавление.

Введение
1.1 Возрастные особенности детей 9- 10 лет
1.3 Задачи и методы развития координационных способностей
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Методы исследования
2.3 Методика организации учебно-тренировочного процесса в горнолыжном спорте по развитию координационных способностей у детей 9-10 лет
2.5 Эффективность применения разработанной методики
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ.

Проблема воспитания физических качеств является одной из главных в спортивной практике. В настоящее время доказано, что для достижения хороших результатов в любом виде спорта необходим высокий уровень физической подготовленности. Не является исключением в этом отношении горнолыжный спорт. В данной работе рассмотрены характеристики развития координационных способностей у горнолыжников на примере младшего школьного возраста - 9-10 лет. Данный возраст наиболее интересен для изучения, так как именно в этот период у детей происходят физиологические и психологические процессы, понимание которых поможет избежать ошибок в методике преподавания, в подборе и дозировании физических упражнений. На основе этих возрастных особенностей разработана и экспериментально применена методика развития и совершенствования координационных способностей у горнолыжников 9-10 лет.

Одной из важнейших, современных задач горнолыжного спорта является выделение главных (ведущих) качеств, от которых зависит успех, как начинающих, так и профессиональных горнолыжников при подготовке и выступлении на соревнованиях. При подготовке юных горнолыжников особое внимание следует уделять не только развитию силовых качеств, выносливости, скоростной выносливости, быстроты, но и таким важнейшим в этот период качествам, как ловкость и координация движений, т.к. в данном виде спорта спортсмен должен на большой скорости преодолевать разные по рельефу трассы с неровностями и поворотами, а также должен уметь быстро и точно реагировать на любые изменения. Так, развитие чувства скорости должно происходить в единстве с развитием координации движений и ловкости. Именно поэтому комплексная подготовка детей в горнолыжном спорте залог хороших результатов на соревнованиях.
Но на данный момент существует проблема форсирования тренировочных нагрузок, несоблюдение принципов развития физических способностей, а также во время учебно-тренировочного процесса многие тренеры не учитывают возрастные особенности спортсменов.
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме развития координационных способностей детей 9-10 лет.
1.1 Возрастные особенности детей 9-10 лет

Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом.

Все педагоги, тренеры, врачи работу с детьми по физическому воспитанию должны строить с учетом возрастных особенностей. Только при таком подходе физическое воспитание способствует сохранению и укреплению здоровья детей, улучшению их физического развития.
У детей от 7 до 11 лет, т. е. младшего школьного возраста, идет период равномерного, но достаточно интенсивного развития организма. К 11-ти годам рост ребенка достигает 140 см, а вес — 34 кг. Ежегодно в этот период вес увеличивается в среднем на 2—4 кг, рост и окружность грудной клетки — на 2—4 см.
Усиленно формируются кости и мышечная система в целом, начинают срастаться кости таза, происходит окостенение костей кисти, предплечья. Мальчики растут в основном за счет увеличения длины ног, девочки — за счет увеличения туловища. Укрепляются суставы. Межпозвоночные сочленения сохраняют в своем составе хрящи, поэтому обладают большой эластичностью и подвижностью. Изгибы позвоночника, свойственные взрослым, у детей в этом возрасте только формируются. Неправильное положение тела в течение продолжительного времени может привести к нарушениям осанки.[1]
Увеличивается мышечная масса. Строение мышц детей заметно отличается от строения мышц взрослых. Мышцы детей эластичны, при сокращении они сильнее укорачиваются, а при расслаблении больше удлиняются. Нужно иметь в виду, что мышцы развиваются у детей неравномерно: быстрее — крупные, медленнее — малые. Это одна из причин того, что в младшем школьном возрасте учащиеся неуверенно выполняют "точные" движения, например, кистью, плохо справляются с заданиями на точность физического действия. [4]
В этом возрасте следует ограничивать высоту прыжков, так как кости тела еще весьма подвижны; уменьшать нагрузку при выполнении упражнений в висах и упорах, из-за того, что кости грудной клетки еще не срослись и не окрепли. Осторожность в дозировании упражнений и выборе их обусловлена также тем, что вегетативные функции, обслуживающие движения, отстают в развитии двигательной моторики.
Отмечается относительная слабость дыхательных мышц. Недостаточная глубина дыхания компенсируется сравнительно большой его частотой — от 20 до 22 раз в минуту. Жизненная емкость легких, т. е. количество воздуха, которое можно выдохнуть после максимального вдоха, от 7 до 12 лет увеличивается с 1300 до 2000 мл.
Чем меньше лет ребенку, тем активнее происходит в его организме обмен веществ. Продолжающийся рост и увеличение массы тела требуют усиленного питания. [5]
У ребенка данного возраста развиваются и совершенствуются основные естественные движения, в частности, рабочие движения кисти и пальцев. Меняется и отношение к движениям. Прежний интерес к самому процессу движения сменяется все большей заинтересованностью в результатах действий. Радость и удовлетворение доставляют не только сама двигательная деятельность, но и достижение цели при определенном действии. Движения становятся все более точными, координированными (согласованными).
Однако развитие механизмов центральной нервной системы еще недостаточно, поэтому недостаточна способность к длительной продуктивной работе, к длительному мышечному напряжению и дети быстро утомляются.
Ошибки при воспроизведении движений заданных параметров составляют 45—50%. Систематические физические упражнения с применением методов, облегчающих воспроизведение движений определенных пространственно-временных параметров (текущая информация, коррекция, комментирование), приводят к улучшению точности движений по пространственным характеристикам на 40—45%, временным — на 30%, силовым — на 35%.
К 8—9-ти годам вырабатывается нормальная поза прямостояния. У детей этого возраста поза прямостояния при смещении опоры сохраняется лучше, чем у подростков.
Выносливость в динамической работе в 9 лет у девочек и мальчиков существенно не отличается. Статическая выносливость уступает выносливости взрослых. Статическая выносливость мышц спины имеет тесную связь с правильной осанкой детей. Поэтому развитие статической выносливости крупных мышечных групп туловища (особенно спины) становится своеобразным средством предупреждения у детей различных отклонений от правильной осанки.
Возрастные изменения сердечно-сосудистого аппарата от 7 до 11 лет характеризуются равномерностью и относительно более медленными темпами увеличения объема сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов. Это одна из существенных причин относительно низкого артериального давления в 7—10 летнем возрасте. [3]
В 8—10 лет интенсивно растет темп движений. У мальчиков более прогрессивное его увеличение, чем у девочек. Точность движений у 9-летних детей также развита недостаточно.
Иннервационный аппарат сердца развивается неравномерно: симпатические влияния на сердце в 7—11-летнем возрасте более выражены, чем парасимпатические. С возрастом наблюдается повышение тонуса блуждающего нерва, что приводит к замедлению сердечного ритма. В 9—10 лет частота сердечных сокращений достигает 90—92 ударов в минуту.
Мышечная деятельность динамического характера сопровождается учащением пульса у 8—10-летних детей до 184—188 ударов в минуту. Предельная частота пульса у мальчиков в 8—10 лет несколько ниже, чем у девочек.
Средняя величина систолического давления после максимальной работы динамического характера у 9—10-летних детей 120 ммрт. ст.
Выполнение работы статического характера детьми 8—9 лет вызывает учащение пульса на 18% от исходного уровня. [6]
1.2 Характеристика координационных способностей.

Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры и спорта долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности». Эти понятия близки по смыслу, но не тождественны по содержанию.

В качестве отправной точки при определении понятия «координационные способности» может служить термин «координация» (от лат. coordination — согласование, сочетание, приведение в порядок).
Что же касается самого определения «координация движений», то содержание этого понятия более многообразно, чем буквальный перевод с латинского. В настоящее время существует большое количество определений координации движений. Все они, в той или иной степени, подчеркивают какие-то отдельные аспекты этого сложного явления (физиологический, биомеханический, нейрофизиологический, кибернетический).
Двигательные акты человека, как и все другие виды деятельности, являются проявлением функций целостного организма. Любое мышечное движение в той или иной мере связано с деятельностью вегетативных систем, обеспечивающих мышечную деятельность (дыхательной, сердечнососудистой, гуморальной, выделительной и др.). Поэтому на успешность решения двигательных задач при выполнении физических упражнений координация вегетативных функций оказывает не меньшее влияние, чем координация и чисто двигательных функций.[7]
Об этом свидетельствуют результаты многих исследований. Так оказалось, что в результате утомления, заболеваний, гипоксии, сильных эмоциональных воздействий при длительном отсутствии систематических тренировок наступает рассогласование, дискоординация между различными функциями организма, и в первую очередь между функциями двигательного аппарата и деятельностью отдельных систем, обеспечивающих работу мышц. В конечном счете все это отражается на качестве управления различными параметрами движений.
Следовательно, координацию движений (двигательную координацию) можно рассматривать как результат согласованного сочетания функциональной деятельности различных органов и систем организма в тесной связи между собой, т.е. как единое целое (системный уровень) либо как результат согласованного функционирования какой-то одной или нескольких систем организма (местный, локальный согласованный).
Координация движений как качественная характеристика двигательной деятельности может быть в одних случаях более, а в других менее совершенной. В связи, с чем следует говорить о координированности человека как одной из характеристик его двигательно-координационных возможностей.
Координированностъ — есть результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности. Она имеет разную меру выраженности у конкретного индивида. Мера индивидуальной выраженности координированности обнаруживается в успешности и качественном своеобразии организации и регулирования движений. При оценке индивидуальной выраженности координированности человека, целесообразно использовать целый ряд критериев (свойств), отражающих разнообразные координационные способности. На основе данных критериев можно судить о степени эффективности управления определенными двигательными действиями у разных людей.[12]
В результате многих исследований было доказано, что дети, занимающиеся спортом в дошкольном и школьном возрасте в координационных тестах имеют результаты, которые намного превышают средние данные детей соответствующего возраста или даже старше их, которые не занимаются спортом.
В связи с этим координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.
Но если говорить о таком понятии, как ловкость, то оно не исчезло из методических пособий по физической культуре и спорту. Ловкость выступает как интегральное проявление координационных способностей. Различие между координационными способностями и ловкостью в том, что координационные способности проявляются во всех видах деятельности, связанных с управлением согласованностью и соразмерностью движений и с утверждением позы, а ловкость — в тех, где есть не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, которые требуют находчивости, быстроты, переключаемости движений. Исходя из этого, ловкость следует рассматривать как способность человека искусно, успешно справиться с любой возникшей двигательной задачей, правильно, быстро, рационально и находчиво найти выход из любого положения и любой сложной и неожиданной ситуации. Ловкость — это сложное и комплексное психофизическое качество человека. Уровень его развития определяется степенью развития психомоторных способностей, участвующих в решении сложных координационных задач. Для решения этих задач человек должен быть готов и физически и психически. Хорошо развитое качество ловкости — одна из высших форм управления движениями. Не случайно Н.А. Бернштейн подчеркивал, что двигательная ловкость — царица управления движениями .[10]
1.3 Задачи и методы развития координационных способностей.

При развитии координационных способностей педагогам и тренерам приходится решать как общие, так и частные задачи, определение которых осуществляется на основе компонентов, характеризующих качество управления различными видами двигательных действий.

При развитии координационных способностей решаются следующие основные задачи:
1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.
Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.
2. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.
3. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.
4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению. [9]
Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тонической и координационной).
1. Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким.
Для ее снятия целесообразно использовать: а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера; б) разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии; в) плавание; г) массаж, сауну, тепловые процедуры.
2. Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления).
Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы:
а) в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной напряженности;
б) применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.[11]
Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный.
При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.
Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:
• строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);
• изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений — бросок мяча вверх из исходного положения стоя — ловля сидя и наоборот)[13]
• изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком, по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.)
• «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);
• выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);
• выполнение упражнений с исключением зрительного контроля — в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, с булавами, ведение мяча и броски в кольцо). [11]
Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.
Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п.3 Например, при проведении игры «Пятнашки» ставится задача как можно больше играющих «запятнать» за 3 мин или «запятнать» с помощью волейбольного мяча, или «запятнать» в определенном участке тела. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.[8]
Методические приемы для совершенствования статического и динамического равновесия.

Для разных типов равновесий используются следующие методические приемы:

а) для позностатического равновесия:
— удлинение времени сохранения позы;
— исключение зрительного анализатора, что предъявляет дополнительные требования к двигательному анализатору;
— уменьшение площади опоры;
— увеличение высоты опорной поверхности;
— введение неустойчивой опоры;
— введение сопутствующих движений;
— создание противодействия (парные движения);
б) для динамического равновесия:
— упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, грунт, трасса, покрытие, расположение, погода);
— упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (инвентарь — качели, лонжи, центрифуги, батут и другие тренажеры).
Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.
Общая установка при занятиях «на координацию» должна исходить из следующих положений:
а) заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоянии;
б) нагрузки не должны вызывать значительного утомления, так как при утомлении (как физическом, так и психическом) сильно снижается четкость мышечных ощущений, а в этом состоянии координационные способности совершенствуются плохо;
в) в структуре отдельного занятия упражнения на развитие координационных способностей желательно планировать в начале основной части;
г) интервалы между повторениями отдельных упражнений должны быть достаточными для восстановления работоспособности;
д) воспитание различных видов координационных способностей должно происходить в тесной связи с развитием других двигательных способностей. [15]
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1 Методы исследования.

В данной работе использовались следующие методы:

• анализ научно-методической литературы;
• педагогический эксперимент;
• наблюдение;
• тестирование;
• сбор и регистрация данных;
• методы математической статистики
Исследование проходило в несколько этапов:
Первый этап диагностической работы с занимающимися, в общем случае представляет собой организационный этап, который включал в себя:
а) определение точной цели диагностического исследования;
б) постановку задач;
в) выбор методов работы;
г) фиксация полученных результатов.
Возможностями методики является: выявление с помощью тестирования, наблюдения уникальных, индивидуальных способов развития координационных способностей в горнолыжном спорте, а также выявление изменений, произошедших в результате применения методики, направленной на развитие координационных способностей. Для изучения координационных способностей горнолыжников 9-10 лет нами был использован метод изучения и анализа научно-методической литературы.
Анализ научно-методической литературы выполнялся в следующих аспектах: первый был связан с рассмотрением сущности подвижного игрового метода, а второй с особенностями проведения тренировки по подвижному игровому методу.
В результате изучения методической литературы мы выяснили, что одним из основных условий высокой эффективности системы подготовки заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей 9-10 лет.
Проводя педагогический эксперимент нам удалось рассмотреть показатели уровня развития координационных способностей горнолыжников 9-10 лет, которые использовали игровую методику, и горнолыжников, не занимающихся по нашей методики, до и после проведения эксперимента, а также сравнить денные показатели и сделать соответствующие рекомендации.
На начальном этапе исследования, а также в ходе проведения методики нами был использован метод наблюдения. Наблюдение - представляет собой метод длительного и целенаправленного описания особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении воспитанников на основе их непосредственного восприятия с обязательной систематизацией получаемых данных и формулированием возможных выводов.
В педагогике широко применяется педагогический эксперимент. Это своеобразная форма естественного эксперимента, так как проводят его в естественных условиях жизни и деятельности испытуемых. Существенная же особенность эксперимента заключается в том, что он имеет целью не собственно изучение, а активное, целенаправленное изменение, преобразование, формирование той или иной деятельности, либо качеств личности. [15]
Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно удовлетворять следующим требованиям:
1. Целенаправленность - наблюдение проводится не за воспитанником вообще, а за проявлением конкретных личностных особенностей.
2. Планирование - до начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства), показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения.
3. Самостоятельность - наблюдение должно быть самостоятельной, а не попутной задачей.
4. Естественность - наблюдение должно проводиться в естественных условиях.
5. Систематичность - наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом.
6. Объективность - педагог должен фиксировать не то, что он "хочет увидеть" в подтверждение своего предположения, а объективные факты.
7. Фиксация - данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.
В свою очередь наблюдение имеет свои отрицательные стороны:
- Практически невозможно исключить влияние случайных факторов.
- Фиксировать все невозможно, поэтому можно упустить существенное и отметить несущественное.
- Наблюдению не поддаются интимные ситуации.
- Метод пассивный: тренер наблюдает ситуации, которые появляются независимо от его планов, он не может повлиять на ход событий.
- Наблюдение дает информацию, которую сложно подвергнуть количественному анализу.
Тестирование - это стандартизированный метод, используемый для измерения различных характеристик отдельных лиц. Часто оно является наименее трудоемким способом получить сведения об объективных данных или субъективных позициях.
Тест как научный инструмент есть результат тщательной и трудоемкой работы экспертов. Тесты создаются профессиональными психологами и педагогами, которые специально занимаются этими вопросами. Задача преподавателя сводится к тому, чтобы найти опубликованные тесты и использовать их, если представляются полезными для решения поставленных диагностических задач. [17]
Следующим этапом проведения исследования является метод регистрации и обработки полученных данных, а также следующий за ним метод математической статистики. После подсчетов и подведения итогов исследования нами проводится оценка эффективности данной методики, и разрабатываются рекомендации.
Метод регистрации и обработки полученных данных представляет собой метод измерения, с помощью которого реальные полученные данные обрабатываются, результаты фиксируются, соотносятся, анализируются, а затем при помощи метода математической статистики получают свое числовое выражение в форме количественных оценок. Сбор экспериментальных данных по изучаемой проблеме должен быть планомерным, хорошо продуманным и научно-обоснованным. На основании полученных обработанных данных производятся соответствующие выводы. [16]
Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей.

Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:

1) время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности;
2) время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей;
3) координационная сложность выполняемых двигательных заданий (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с асимметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека;
4) точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);
5) сохранение устойчивости при нарушении равновесия;
6) стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателям целевой точности — количеству попаданий при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных предметов в мишень и т.п.6
2.3 Методика организации учебно-тренировочного процесса в горнолыжном спорте по развитию координационных способностей у детей 9-10 лет

При проведении учебно-тренировочных занятий с детьми данного возраста необходимо в первую очередь руководствоваться принципами оздоровительной направленности, обеспечения гармоничного развития и укрепления здоровья. Это достигается путём подбора физических упражнений и игр, воздействующих на различные группы мышц и развивающих основные физические способности.

При выборе физических упражнений, дозировке, организации режима, выборе мест для занятий необходимо учитывать воздействия всего комплекса средств и методов.
При работе с детьми 9-10 лет не следует злоупотреблять чистой работой над техникой. Тренер должен знать физические возможности детей и в соответствии с этим выбирать такие упражнения, которые наиболее эффективны на том или ином этапе роста юного горнолыжника. Спортивная практика в этом возрасте не должна носить только соревновательный характер, предпочтительны игровые формы тренировки.[17]
При этом всегда следует иметь в виду, что сердечно-сосудистая система ребенка не готова к большим физическим нагрузкам. Детская психика не в состоянии концентрировать в достаточной мере волю. [18]
В этой связи большое значение приобретает такая общефизическая подготовка, которая содействовала бы улучшению психофизических качеств подростка. Она должна, в частности, включать бег, кроссы в лесу, другие формы движений, способствующие увеличению дыхательного обмена юного организма и преобразованию формы грудной клетки из цилиндрической в треугольную. Следует выполнять такие упражнения, как прыжки, вбегание по стенкам, лазание по деревьям, метание различных предметов. Все эти упр.
не только способствуют развитию функциональных и мышечных возможностей, но и стимулируют личную инициативу ребенка. [17]
Но, работая с детьми данного возраста уже нужно учитывать закономерности ведущих физических способностей, развитие которых характерно для горнолыжного спорта, таких как: скорость реакции, динамическое равновесие, независимая работа ног, «чувство скорости», т.е. координационных способностей.
В зимний период главное внимание уделяют технике спусков, торможения и поворотов на лыжах. Изучаемый материал должен быть доступен, и соответствовать уровню спортивно-технической подготовки детей. Сложность выполнения упражнений увеличивают, повышая скорость спуска, удлинением тренировочного склона. Необходимо следить за тем, чтобы склоны, где проводят занятия, были подготовлены.
Следует иметь в виду, что разучивание сложных элементов нужно проводить в начале основной части урока, так как утомление затрудняет освоение новых движений. При спортивно-технической подготовке с детьми данного возраста нужно широко применять подводящие и имитационные упражнения, т.к. именно в этом возрасте идёт становление горнолыжной техники.
1. Имитационные упражнения:
• имитация различных стоек спуска: основной, низкой, высокой;
• пружинистые покачивания;
• перенос тела с лыжи на лыжу (с ноги на ногу);
• кантование лыж (ног) вправо и влево в положении стойки;
• «сухой слалом» на горизонтальной площадке (6-8 поворотов);
• перекатывание на спине по слегка наклонной плоскости;
• стоя на некрутом склоне принять стойку косого спуска — покачивание вверх, вниз;
• упражнения для равновесия, быстроты реакции;
• различные упражнения в игровой форме, требующие быстрых ответных действий, как, например, остановки по сигналу во время быстрой ходьбы, бега.
2. Игровые упражнения на снегу.
• Прямой спуск на лыжах через двойные ворота, выпрямление и хлопок в ладоши на участках склона между воротами.
• Переход от одного ряда к другому (смена параллельной лыжи: переступание несколькими шагами, одним шагом).
• Прямой спуск, размахивая попеременно руками вперёд-назад, делая круги руками, подняв руки вверх и т.д.
• Положить на снег во время спуска какой-нибудь предмет, партнёр должен его поднять во время движения.
• Преодоление бугров.
3. Также для повышения эмоционального фона и развития физических способностей (в частности, координационных способностей) детей 9-10 лет имеет широкое применение упражнений, игр и комбинированных эстафет с нестандартным оборудованием:
• зарытые в землю баллоны;
• велосипеды 2-х и 3-х колёсные, ролики, доски;
• разновысокие троссы;
• трасса из баллонных покрышек;
• стульчики (пресс);
• разновысокие батуты и т.д.
4. Упражнения на батуте
Батут один из лучших снарядов для развития координационных способностей. В самом начале нужно дать некоторое время попрыгать, для того чтобы человек освоился, привык и уверенно себя чувствовал в фазе полета. После того как он привык, упражнение которое можно дать:
«Приземление на колени» выполняется следующим образом: в момент отрыва от батута следует подогнуть ноги в коленях и приземлиться на поверхность батута коленями, после чего по инерции он вытолкнет вверх в этот момент надо разогнуть ноги и приземлиться. Все это время, в момент выполнения упражнения руки разведены в стороны для поддерживания равновесия, как правило, это получается автоматически.
«Переход в сед». Данное упражнение начинающим дается более трудно, потому как морально трудно себя преодолеть и упасть на «пятую точку». Для выполнения этого упражнения следует: выпрыгнуть на ту высоту, в которой спортсмен себя хорошо чувствует, и согнуть ноги перед собой в тазобедренном суставе. После того как начинаешь приземляться, руки должны плавно уходить назад, когда соприкасаешься с батутом они действуют как подпорки и не дают перевалиться на спину. После чего батут начинает выталкивать вверх и возвращает в исходное положение.
«Приземление па спину». При выполнении этого упражнения следует соблюдать осторожность в связи с тем, что можно потянуть мышцы шеи. Переваливание на спину следует начинать только после отталкивания от батута, а не в момент толчка (основная ошибка у начинающих) как правило, это приводит к неправильному выталкиванию и вылет со спортивного тренажера. Когда готовишься к соприкосновению с поверхностью батута, спину следует держать полусогнутой и стараться приземлиться на плечи. Вскоре он начинает выталкивать спортсмена в исходное положение. «Прыжок на живот» в момент отрыва от батута следует немного податься вперед, но только после отрыва и в этот момент надо прижать к себе руки одновременно с ногами. Когда начинаешь приземляться на батут, то можно начинать раздвигать руки и ноги (это делается
незадолго до приземления). После приземления на батут можно делать трюки различной сложности, например:
а) обороты в правую или левую сторону - в момент столкновения с батутом, нужно отталкиваться руками в сторону и прижимать к себе их вместе с ногами. После приземления можно продолжать обороты с различным набором градусов.
б) обороты по горизонтали - при выполнении этого трюка, задействована только одна рука, в зависимости от того в какую сторону совершаются обороты. Если в левую, то рывок совершается правой рукой к левому плечу.
в) заднее сальто - его выполнение отличается тем, что начало упражнения начинается из положения лежа.
г) в исходное положение, на ноги.
5. Упражнения с применением шин.
Выкладываются различные трассы (из шин) для того, чтобы летом не забывались навыки, которые необходимы во время зимнего сезона. При прохождении трасс, с применением шин «сухие трассы» движения отрабатываются до автоматизма: фаза поворота, резкий переход в следующий поворот, при многократном повторении вырабатывается выносливость.
«Сухая трасса» состоит из 15-20 баллонов, лежащих в поочерёдном порядке в виде «змейки». Упражнения выполняются в основной стойке горнолыжника. Прыжками или напрыгиваниями выполняется имитация горнолыжной трассы. С помощью «сухой трассы» можно выполнять ряд различных упражнений, например: прыжки на каждый баллон - в стойке скоростного спуска, с выводом колен в поворот и фиксацией, прыжки с разворотом на 180 градусов; прыжки через центр баллонов; преодоление трассы на время в основной стойке горнолыжника и т.д.
Положив, две шины недалеко друг от друга, можно пробегать или пропрыгивать «восьмерку» на время. В этом упражнении особенно хорошо вырабатывается быстрота и резкость перехода в другой поворот.
При вкопанной на половину шине, напрыгивая или перепрыгивая через неё, можно добиться длительной работы ног, которая необходима, например в слаломе. В этом виде очень короткие и резкие повороты, мышцы ног у спортсмена на протяжении прохождения всей трассы не расслабляются. Именно по этому данное упражнение необходимо. Также можно вкапать шины в землю (примерно 10 шт.) на расстоянии 60-70 см. друг от друга, и выполнять различные прыжковые упражнения. Это будет способствовать улучшению координационных способностей, при многократном повторении улучшает выносливость.
Все перечисленные упражнения направлены на развитие координационных способностей у горнолыжников 9-10 лет и направлены на повышение результативности выполнения контрольных упражнений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

1. Вавилов, Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности / Ю.Н. Вавилов, Н.А. Фомин. М.: Физкультура и спорт, 1991.

2. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1988. 331 с.

3. Возрастная физиология: учеб. пособ. для студентов. М.: СпортАкадемПресс, 2001. 444 с.
4. Глазырина, Л.Д. Методика преподавания физической культуры: 1-4 классы / Л.Д. Глазырина, Т.А. Лопатик. М., 2004.
5. Жубер, Ж. Горные лыжи: техника и мастерство / Ж. Жубер: Пер. с франц. М.: Физкультура и спорт, 1983. 299 с.
6. Жубер, Ж. Самоучитель горнолыжника / Ж. Жубер: Пер. с франц. М.: Физкультура и спорт, 1974. 216 с.
7. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. Изд. 2-е. М.: Физкультура и спорт, 1979.
8. Зациорский, В.М. Воспитание физических качеств: учебник / В.М. Зациорский В.М.. М.: ФиС, 1987.
9. Зимкин, Н.В. Физиология человека / Н.В. Зимкин. М.: Наука, 1987.
10. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А. Ермолаев, М.: Наука, 1989.
11. Карлышев, В.М. Методика комплексного контроля в подготовке
горнолыжников: учеб. пособие / В.М. Карлышев. Омск; Челябинск, 1989. 36 с.
12. Кожевникова, Е. Горные лыжи с самого начала / Е. Кожевникова. М.: Орбита, 1999.
13. Кузнецов, В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / B.C. Кузнецов, Ж.К. Холодов. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 480 с.
14. Лаптев, А.П. Возрастные особенности организма / А.П. Лаптев // ФКиС. 1989. № 8.
15. Лесгафт, П.Ф. Система физического воспитания / П.Ф. Лесгафт. М., 1999.
16. Лисовский, А.Ф. Тренировочный процесс на горных лыжах и оценка его эффективности: учебное пособие / А.Ф. Лисовский. Малаховка, 1996. 90 с.
17. Лях, В.М. Координационные способности школьников / В.М. Лях. Минск: Полымя, 1989.
18. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. М., 1991.
19. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1977.
20. Михайлов, К.В. Методы спортивной подготовки / К.В. Михайлов. Киев, 1981.
21. Обухова, Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. М., 1995.
22. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин. М., 1970.
23. Якимов, A.M. Основы тренерского мастерства: учебно-методическое пособие / A.M. Якимов. М.: Терра-Спорт, 2003. 176 с.
Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.