Тактическая подготовка дзюдоистов

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие «помеховляние» в спорте и спортивной психологии, виды помехо влияний

2. Особенности учебно-тренировочной подготовки дзюдоистов

3. Помеховлияние в учебно-тренировочной период у дзюдоистов

3.1 Особенности тактической подготовки дзюдоистов детско-юношеского возраста

3.2 Виды тактических упражнений, использующих тренировочные помеховл ияния 

3.3 Тактическая подготовка дзюдоистов 10-12 лет. Изучаемые помеховлияния

3.4 Тактическая подготовка дзюдоистов 13-14 лет, Осваиваемые помеховлияния

3.5 Тактическая подготовка дзюдоистов 15-16 лет. Осваиваемые помеховлияния

4. Помеховлияния, приводящие к отсеву новичков из дзюдо в учебно- тренировочный период

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ.

Дзюдо — вид спортивной борьбы, культивируемый в большинстве стран мира. Занятия дзюдо предъявляют к занимающимся специфические требования и оказывают комплексное воздействие на их организм. Особое влияние занятия дзюдо оказывают на воспитание личности дзюдоистов детско-юношеского возраста. Занимаясь дзюдо, можно научиться преодолевать свои слабости и недостатки, изменять себя и познавать свои возможности.

Современная система подготовки дзюдоистов сформировалась в процессе длительного развития теории дзюдо и применения ее на практике. Теоретический раздел подготовки дзюдоистов определяет закономерности, по которым организуется система занятий и происходит управление физическим и личностным развитием дзюдоистов. Методический раздел подготовки регламентирует взаимодействие средств и методов, используемых в процессе становления спортивного мастерства дзюдо.

В любом виде спорта, в том числе и в дзюдо, соревновательная деятельность существенно отличается от тренировочных занятий. Единоборство двух спортсменов понимается как встречное столкновение двух потоков помеховлияния, продуцируемых каждой из противодействующих сторон. Это сопровождается появлением нервнопсихического напряжения, несвойственного тренировочным режимам деятельности, что, безусловно, сказывается на регуляторных функциях самоуправления поведением. Соревновательный успех зависит от преодоления - не преодоления помеховлиянием помехоустойчивости и от того, какой из этих факторов возобладает.

В данной работе мы рассмотрим помеховлияние в учебно- тренировочный период у дзюдоистов.

1. Понятие "помеховлияние " в спорте и спортивной психологии.

Помеховлияющие факторы - это факторы, которые оказывают дезорганизующее воздействие на психику спортсмена, влияют на выполнение им технико-тактических действий и снижают, тем самым, эффективность его соревновательной деятельности.

Соревновательная деятельность существенно отличается от тренировочных занятий. Единоборство двух спортсменов понимается как встречное столкновение двух потоков помеховлияния, продуцируемых каждой из противодействующих сторон. Это сопровождается появлением нервнопсихического напряжения, несвойственного тренировочным режимам деятельности, что, безусловно, сказывается на регуляторных функциях самоуправления поведением. Соревновательный успех зависит от преодоления - не преодоления помеховлиянием помехоустойчивости и от того, какой из этих факторов возобладает [4].

Применительно к спортивной деятельности в отечественной литературе эта категория была раскрыта в работах В.И. Страхова [4, 5]. С его точки зрения, спортивно- соревновательную деятельность можно трактовать как единство двух противоположных начал - помеховлияний и помехоустойчивости. Согласно этой теории, спортивное соревнование рассматривается как столкновение двух или более (в зависимости от того, сколько спортивных соперников одновременно находятся в поле внимания друг друга) систем помеховлияний.

Преимущество в каждой ситуации соревновательной борьбы достигается за счет помеховлияния, к которому противная сторона не может найти адекватную помехоустойчивость. Соревновательный успех зависит от преодоления, либо не преодоления, помеховлиянием помехоустойчивости, от того, какой из этих факторов у каждого из конкурентов возобладает. Диалектическое единство и борьба этих систем-антиподов и выявляют психологический механизм спорта. Эти явления неразделимы, каждое из них понимаемо через другое. Видимо, есть основание говорить, что они воплощают собой единый процесс, две неразрывные стороны одного феномена.

Следует отметить, что помеховлияющие факторы имеют большое значение в дзюдо. Нередко успешное решение технических и тактических задач достигается при посредстве помеховлияющего воздействия на внимание противоборствующей стороны.

В учебно-тренировочный период и на соревнованиях любого уровня - от ДЮСШ до национальной сборной - практически неизбежно столкновение спортсмена с разного рода помеховлияниями. Помеховлияющий эффект порождается не только внешней ситуацией, но и её психической картиной в индивидуальном восприятии спортсмена [6]. Многообразие помеховлияний, наблюдаемых в процессе соревнований по избранному виду спорта, можно классифицировать, взяв за основу разные критерии.

Прежде всего, помеховлияния различаются по силе воздействия на психику спортсменов. Внимание игрока фиксируется на новом объекте, значительно затрудняющем рациональную регуляцию сосредоточения. Например, незнакомый игровой манёвр или игрок - левша, которому неудобно поставить стабильный блок.

Помеховлияние дифференцируется и в отношении длительности его воздействия на внимание игрока. При сложном многоходовом розыгрыше наигранной комбинации защищающиеся игроки более длительное время испытывают помеховлияние со стороны, владеющей инициативой.

По характеру средств осуществления помеховлияния, первоначально отметим помеховлияющий эффект технических приемов игры. Недостаточная техническая подготовка спортсмена затрудняет его игровое внимание. В итоге чаще всего такое помеховлияние оказывается для него непосильным. Также помеховилияние осуществляется и при посредстве тактических действий спортсменов. Одна из задач спортивного тактического плана заключается в препятствовании достижению победного результата соперника, для чего ставятся задачи дезориентировать его внимание и осуществить свои нападающие действия.

Третьим вариантом помеховлияния в данной классификации являются психологические средства воздействия на спортивного соперника. Психологические средства помеховлияния имеют целью понизить потенциал внимания соперников, ввести их в заблуждение относительно планируемых тактических действий, дать ложную направленность их тактическим замыслам, ослабить организованность, понизить эмоциональный настрой и готовность к активным действиям, создать условия, затрудняющие воплощение привычного соревновательного поведения (например, ложный замах, обманные комбинации).

Следующий вариант помеховлияний имеет в своей основе критерий их новизны. Многие из применяемых помех в спорте известны опытным спортсменам, и поэтому эффект помеховлияния оказывается для них сравнительно незначительным и относительно легко преодолимым. Стремясь лучше подготовиться к соревновательной встрече, спортсмены и тренеры нередко заранее изучают технико-тактическую оснащенность будущих соперников, в том числе их «ударные» приемы, посредством которых они чаще всего добиваются преимущества. Цель такой деятельности - исключение неожиданности помеховлияний и соответствующая подготовка к их преодолению.

Источником помеховлияния нередко оказываются и другие спортсмены из своей же сборной, команды. Личные взаимоотношения спортсменов - это так же источник помеховлияния [2].

Своеобразен вариант помеховлияния, которое игрок оказывает сам на себя. Самопомехи бывают вызваны перетренированностью спортсмена, психологической и физической усталостью, последствием травмы.

К числу помеховлияющих факторов относятся внешние условия игровых спортивных соревнований и тренировок. Таковы, во-первых, особенности спортивной площадки и ее окружения. Спортивные соревнования проходят в разных городах и, соответственно, в отличных друг от друга спортивных залах. Существуют определенные гигиенические требования к спортивным сооружениям. Но не всегда они выполняются. Поэтому возникают помехи, влияющие на результат игроков: освещенность, покрытие, покраска и размеры помещения, его высота, вентиляция помещения, расположение трибун для зрителей и т.д.

Во-вторых, следует отметить помеховлияющую роль поведения зрителей во время спортивной встречи. Даже хорошо подготовленного спортсмена может «сломать» натиск болельщиков. «Заведенные» спортивным зрелищем, они реагируют на каждое удачное действие. А игроки, чувствующие поддержку трибун, получают положительный заряд эмоций, способствующий их высоким результатам.

В-третьих, следует учитывать помеховлияющую роль поведения тренера. Беспокойство и нервное возбуждение наставника во время соревнований, случайно брошенное необдуманное слово, раздражительный тон, колкости, едкие замечания очень тяжело переносятся спортсменами. В этом случае нарушается психологическая устойчивость, которая неизбежно ведет к сбою, появляются ошибки. Отрицательное влияние на результат может оказать такой фактор, как ошибка тренера.

В-четвертых, отметим помехи, связанные со всевозможными поведенческими проявлениями соперника.

Пятую группу внешних факторов, также иногда с вероятным потенциальным эффектом помеховлияния, составляют судьи. Судьи могут из-за профессиональной некомпетентности или специально создать ситуацию, представляющую помеховлияющий фактор.

Практически у каждого спортсмена есть наиболее значимое помеховлияние, преодоление дезорганизующих последствий которого сопряжено со значительным напряжением. Нередко восприятие этого помеховлияния бывает настолько нежелательным для спортсмена, что уже одно упоминание о его вероятности отрицательно действует на его психическое состояние. Одним из факторов столь упрочившегося переживания часто бывает какая-либо спортивная (причем иногда и давняя) неудача, которой сопутствовало данное помеховлияние. Закрепившаяся ассоциация отрицательно влияет на необходимую мобилизационную готовность внимания и нередко ведет к досрочному понижению помехоустойчивости [6].

Можно сделать вывод, что все помеховлияния в большей или меньшей степени наносят ущерб психологическому здоровью, психической устойчивости спортсмена. Следовательно, именно к таким последствиям для своих соперников вольно или невольно стремятся все участники соревнования.

2. Особенности учебно-тренировочной подготовки дзюдоистов.

История дзюдо насчитывает сотни лет. Этот вид спорта интересен тем, что позволяет занимающимся наиболее эффективно использовать свою умственную и физическую энергию. Занятия этим видом единоборства направлены на физическое и духовное совершенствование личности на основе изучения техники, тактики и философии дзюдо. Абсолютная цель занятий дзюдо — улучшить себя, чтобы принести больше пользы окружающему миру.

Дзигаро Кано (основатель дзюдо) считал, что большинство видов спорта избирательно воздействуют на мышцы. Для дзюдо он разработал систему специфических упражнений, гармонично развивающих все группы мышц тела. Причем обращал внимание молодых людей, занимающихся дзюдо, на необходимость выполнения действий как в правую, так и в левую сторону. Особое внимание Д. Кано уделял прикладной стороне занятий дзюдо в повседневной жизни с учетом использования для этого пяти его принципов.

1. Внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами собственной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим.

2. Владей инициативой в любом начинании.

3. Осмысливай действия полностью, действуй решительно.

4. Знай, когда следует остановиться.

5. Придерживайся среднего между радостью и грустью, истощением и ленью, безрассудной храбростью и трусостью.

Целью учебно-тренировочной деятельности является подготовка к соревнованиям, направленная на достижение максимально возможного для дзюдоиста уровня подготовленности, соответствующего запланированному соревновательному результату.

В учебно-тренировочной деятельности дзюдоисты решают ряд задач:

  1. изучение техники и тактики дзюдо;
  2. совершенствование физических качеств и повышение возможностей функциональных систем организма;
  3. воспитание личностных (особенно морально-волевых) качеств;
  4. обеспечение необходимого уровня психологической подготовленности;
  5. приобретение теоретических знаний, касающихся дзюдо и практического опыта занятий.

Психическая подготовка дзюдоистов.

Под психической подготовкой дзюдоистов понимается организованный, управляемый процесс реализации их потенциальных психических возможностей в объективных результатах.

В широком смысле, учебно-тренировочная деятельность различного возраста дзюдоистов направлена на достижение и проявление высокой работоспособности — состояние тренированности. Такое состояние характеризуют следующие психологические признаки:

— протекание психических процессов (быстрое реагирование на действия соперника и перестраивание собственных действий с учетом изменения ситуации, точное восприятие, ориентировка в пространстве и времени, быстрое принятие решений);

— концентрация внимания, большая возможность распределять и сосредоточивать внимание; повышение динамики внимания — более быстрое переключение с одного технического действия на другое;

— способность дзюдоистов к высокому самоконтролю и управлению своими действиями;

— уверенность в своих силах и высокая эмоциональность;

— воля к победе и целеустремленность, что проявляется в максимальном волевом усилии в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности;

— проявление специальных чувств: чувство темпа, чувство захвата, чувство дистанции.

Для реализации потенциальных возможностей в соревнованиях дзюдоистам необходимо соблюдать ряд требований.

а) Соревноваться в разнообразных условиях (температура в зале, неблагоприятное судейство, моделировать противоборство в разных ситуациях), не поддаваться влиянию других людей (зрителей, тренеров соперников). Соблюдение этого требования позволит расширить границы потенциальных возможностей занимающихся. Экспериментально установлено, что занятия дзюдо детей и подростков содействуют адаптации их организма к эффективной деятельности в вероятностных и неожиданных условиях (М. П. Дебердеев, 2006).

б) Выполнять технико-тактические действия с высокой степенью эффективности (на фоне утомления, с неудобным соперником). Обращать внимание дзюдоистов на это требование необходимо с младшего возраста. Определено, что эффективность атакующих действий дзюдоистов 12-14 лет имеет наибольшие величины, у них же отмечена самая низкая эффективность защитных действий (А. И. Иванов, 2002).

в) Быстро и правильно оценивать соревновательную ситуацию, принимать тактические решения, перестраивать технику, приспосабливая ее к действиям соперника. У дзюдоистов условие переключаемости проявляется в том, чтобы заранее представлять себе возможные варианты развития ситуации. В противоборстве важна внимательность, известно, что хороший спортсмен всегда ожидает неожиданности (П. Я. Гальперин, 2005).

г) Самостоятельно регулировать состояние нервно-психического напряжения (тревожность). Установлено, что спортивная деятельность в дзюдо, требуя проявления тревожности и агрессивности в рамках существующих правил и условий деятельности, приводит к их регулированию (3. К. Чермит, 2005).

Успешность выступлений дзюдоистов в соревнованиях подкрепляется требованиями к их психофизической подготовленности. Дзюдоисту необходимо: знать свои резервы подготовленности, болевой порог (и предполагать его у соперника); уметь обращать силу соперника в свою пользу; просчитывать свои движения; сдерживать себя согласно правилам; контролировать эмоции. В воспитательной работе японских тренеров по дзюдо один из важных аспектов — поведение воспитанников после выигранного поединка. Радоваться эмоционально не принято, это оскорбляет чувства проигравшего соперника.

3. Помеховлияние в учебно-тренировочный период у дзюдоистов.

Как мы уже отмечали, помеховлияющие факторы - это факторы, которые оказывают дезорганизующее воздействие на психику спортсмена, влияют на выполнение им технико-тактических действий и снижают, тем самым, эффективность его соревновательной деятельности.

В связи с этим в учебно-тренировочный период происходит подготовка дзюдоистов, в ходе которой спортсмены учатся справляться с дезорганизующими воздействиями на свою психику (с помеховлияниями).

Принято различать 3 основных вида психической подготовки дзюдоистов, связанных друг с другом, но направленных на решение самостоятельных задач:

а) Общая психическая подготовка — в обобщенном виде представляет психическую адаптацию дзюдоиста к нагрузкам. Реализуется в 2 направлениях.

Первое предполагает обучение дзюдоистов приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях. К нему относятся способы саморегуляции эмоциональных состояний; концентрации и распределения внимания, мобилизации организма на проявление максимальных волевых и физических усилий.

Второе направление предполагает обучение приемам моделирования условий соревновательного противоборства (безотносительно к конкретному соревнованию).

б) Специальная психическая подготовка к соревнованиям направлена, прежде всего, на формирование готовности дзюдоиста к эффективной соревновательной деятельности. Очень важно, чтобы планируемый дзюдоисту результат в данных соревнованиях соответствовал его подготовленности, иначе повысится значимость соревнований и усилится эмоциональная возбудимость.

Специальная психическая подготовка направлена на решение следующих задач:

— формирование у дзюдоистов психических «внутренних опор», определяющих уверенность в собственных силах;

— преодоление психических барьеров, снижающих эффективность двигательной деятельности, особенно тех, которые возникают в противоборстве с конкретным соперником;

— психологическое моделирование условий предстоящего противоборства, включающее эмоциональную самонастройку;

— создание психологической программы действий непосредственно перед соревнованием.

в) Психическая защита от негативных воздействий в ходе конкретного соревнования является специальной системой стабилизации личности, направленной на возможное устранение до минимума чувства тревоги. Психическую защиту обычно связывают с формированием эмоциональной устойчивости, уверенности, целенаправленности действий у дзюдоистов, т. е. в конечном итоге с проявлением их надежности. Подобные мероприятия в дзюдо должны быть направлены на создание психической защиты у занимающихся различного возраста против негативных воздействий, психически напряженных ситуаций.

3.1. Особенности тактической подготовки дзюдоистов детско- юношеского возраста.

Тактическая подготовка — это процесс приобретения и совершенствования дзюдоистами тактических знаний, умений, навыков и тактического мышления в ходе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Основой тактической подготовки в дзюдо является изучение общих положений тактики дзюдо, правил судейства соревнований, положения о конкретных соревнованиях, анализ тактики сильнейших спортсменов, разработка тактического плана, сбор и анализ информации о сильнейших соперниках.

Задачи тактической подготовки дзюдоистов:

1) Изучить общие положения тактики дзюдо.

2) Освоить тактические действия в стандартных и вариативных условиях.

3) Создать целостное представление о тактике противоборства.

4) Сформировать индивидуальный стиль ведения поединка.

Средства тактической подготовки дзюдоистов — это тактические упражнения (специально-подготовительные или соревновательные упражнения, направленные на решение тактических задач). В содержании тактического упражнения моделируются ситуации противоборства, а при необходимости и внешние условия соревнований.

В подготовке дзюдоистов тактические упражнения могут дополняться включением в учебно-тренировочный процесс сбивающих факторов (помеховлияний):

- смена противников в поединке для одного спортсмена;

- удлинение (укорочение) времени поединка;

- противоборство на меньшей (чем требуется в правилах соревнований) площади татами или на краю татами;

- с форой — «обусловленным преимуществом для соперника»;

- в условиях дефицита времени;

- предвзятого судейства.

В тактической подготовке дзюдоистов выделены 3 основных раздела:

1) тактические знания, заключающие в себе сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в дзюдо;

2) тактические умения и навыки дзюдоистов, предполагающие практическую реализацию тактических знаний;

3) тактическое мышление (способность быстро перерабатывать информацию, предвидеть действия соперника, находить оптимальное тактическое решение), которое формируется у дзюдоистов на основе единства тактических знаний, умений и навыков.

3.2. Виды тактических упражнений, использующих тренировочные помеховлияния.

а) Упражнения, включающие действия, специфичные для дзюдо (целесообразная потеря устойчивости атакующим, способствующая выведению соперника из равновесия при организации входа в прием и др.).

б) Упражнения, способствующие максимальному использованию кинетической энергии: движения, выполняемые с амортизатором, с манекеном, с партнером (имеющим задачу усложнить условия выполнения приема).

в) Упражнения, создающие динамические ситуации для выполнения приема (удерживание соперника в определенном захвате; использование выгодных ситуаций при атаке соперника, контратакующие действия).

г) Упражнения по решению эпизодов, в процессе учебных и учебно- тренировочных поединков, а также участие в игровых комплексах по выполнению элементарных тактических действий.

Тактические действия и способы тактической подготовки с использованием помеховлияний изучаются дзюдоистами в 3 этапа:

I этап — показ тренером-преподавателем изучаемого способа в наиболее часто применяемых ситуациях, затем выполнение дзюдоистами этого способа с обусловленным сопротивлением партнера и длительным пребыванием его в удобном для атаки положении (на месте и в движении), а также выполнение способа с обусловленным сопротивлением, но быстрым уходом партнера из удобного для атакующего дзюдоиста положения (на месте и в движении);

II этап — выполнение способа тактической подготовки в учебно- тренировочном поединке (со специальным заданием атакующему дзюдоисту или произвольно);

III этап — выполнение способа тактической подготовки в тренировочном поединке.

У дзюдоистов необходимо формировать тактические знания, умения, навыки на всех этапах подготовки. При этом необходимо учитывать возрастные особенности, стаж занятий дзюдо, уровень подготовленности дзюдоистов.

3.3. Тактическая подготовка дзюдоистов 10-12 лет. Изучаемые помеховлияния.

На этапе предварительной подготовки юных дзюдоистов необходимо учить основам тактики участия в соревнованиях.

Для этого следует ознакомить их с режимом соревновательного дня (предварительная подготовка документов, спортивная форма, прохождение процедуры взвешивания); дать сведения о жеребьевке на соревнованиях (влияние на цвет кимоно или пояса участника, особенности утешительных встреч); сформировать умения выполнения самостоятельной разминки перед соревнованиями и каждым поединком. Эти несложные операции являются основами составления тактического плана подготовки к соревнованиям у юных дзюдоистов. Важно обращать их внимание на анализ проведенного соревновательного поединка и соревновательного дня в целом.

У дзюдоистов на этапе предварительной подготовки следует акцентировать внимание на наступательной тактике. Важно формировать у юных дзюдоистов потребность в выполнении активных действий. Преимущественное формирование у них арсенала защитных действий приводит к закрепощению движений, снижению количества атакующих действий. Приоритетно формировать контратакующие действия у дзюдоистов 10-12 лет нецелесообразно. В этом возрасте их надо планомерно учить простым способам контратаки и доводить такие умения до уровня навыка сначала в учебно-тренировочных условиях.

Основами тактической подготовки на этапе предварительной подготовки являются:

- тактика проведения захватов, удержаний, бросков;

- тактика участия в соревнованиях по общефизической подготовке с установкой «на демонстрирование определенного результата».

Важно на этом этапе освоить использование сковывающих, опережающих, выводящих из равновесия действий, обманных действий для проведения захватов, бросков, удержаний.

3.4. Тактическая подготовка дзюдоистов 13-14 лет. Осваиваемые помеховлияния.

Дзюдоисты 13-14 лет (этап начальной специализации) уже подготовлены к сбору информации о соперниках по заданию тренера- преподавателя (по наблюдениям отработки техники в разминке, по анализу противоборства). В этом возрасте у дзюдоистов в начальной стадии формирования находится умение оценивать обстановку и прогнозировать возможные ситуации, возникающие в ходе соревнований.

У дзюдоистов совершенствуется применение техники и тактики в условиях соревновательных поединков. Обращается внимание на распределение сил на все поединки соревнований. Важный аспект тактики — подготовка к поединку (разминка, эмоциональная настройка).

На этапе начальной специализации необходимо совершенствовать активные действия, реализуемые дзюдоистами в поединке. По мере накопления технического арсенала в соревнованиях необходимо опробовать защитные и контратакующие действия. У дзюдоистов 13-14 лет необходимо формировать умения применять в поединке различные виды тактики.

Тактический план поединка с известным противником составляется по следующим пунктам:

а) сбор информации (наблюдение, опрос);

б) оценка обстановки — сравнение своих возможностей с возможностями противника (физические качества, волевые качества, индивидуальный стиль ведения противоборства, эффективные приемы); изучение условий проведения поединка (зал, зрители, судьи, масштаб соревнований);

в) цель поединка — победить (с конкретным счетом), не дать победить противнику.

Тактика проведения технических действий включает: однонаправленные комбинации на основе действий 5, 4 кю: боковая подсечка под выставленную ногу (De-ashi-barai)— бросок через бедро с захватом пояса (Tsuri-goshi), подхват бедром (Harai-goshi) — подхват изнутри (Uchi- mata); самостоятельное составление комбинаций из известных бросков; разнонаправленные комбинации: боковая подсечка под выставленную ногу (De-ashi-barai)— отхват (O-soto-gari), боковая подсечка под выставленную ногу (De-ashi-barai) — бросок через спину с захватом руки на плечо (Seoi- nage); самостоятельное составление комбинаций из известных бросков.

3.5. Тактическая подготовка дзюдоистов 15-16 лет. Осваиваемые помеховлияния.

Более сложные варианты тактики соревнований осваивают дзюдоисты 15-16 лет (этап углубленной специализации). Эти спортсмены уже имеют отдельные тактические навыки. Наибольшее внимание тренера- преподавателя в учебно-тренировочном процессе дзюдоистов этого возраста уделяется построению тактического плана предстоящих соревнований:

- тактические наработки по противоборству с известным соперником;

- с дзюдоистами, имеющими различные антропометрические показатели и другие особенности;

- корректировка плана соревнований с учетом изменений (субъективное судейство, недостаточный отдых между поединками).

В тактике ведения поединка с дзюдоистами 15-16-летнего возраста помимо наступательных, контратакующих и оборонительных действий возможно изучать и совершенствовать тактические маневры — передвижения дзюдоистов с целью занять более выгодное положение по отношению к сопернику, создать благоприятную ситуацию для выполнения действий. По мере освоения такие действия могут опробоваться дзюдоистами в условиях соревнований.

Проведение технико-тактических действий предусматривает владение дзюдоистами различными комбинациями и умение использовать подготовительные действия при проведении бросков. Рекомендуется изучение 2 видов комбинаций.

а)  Однонаправленные комбинации: зацеп голенью изнутри (O-uchi- gari)— отхват (O-soto-gari), передняя подсечка под выставленную ногу (Sasae-tsurikomi-ashi) — бросок через спину захватом руки под плечо (Soto- makikomi), передняя подножка (Tai-otoshi)— подхват изнутри (Uchi-mata), подхват под 2 ноги (Harai-goshi)— подхват изнутри (Uchi-mata), задняя подножка (O-soto-otoshi) — зацеп голенью снаружи (Ko-soto-gake), подхват изнутри (Uchi-mata)— передняя подсечка под выставленную ногу (Sasae- tsuriko-mi-ashi).Самостоятельное составление комбинаций из известных бросков.

б)  Разнонаправленные комбинации: зацеп голенью изнутри (O-uchi- gari)— боковая подсечка под выставленную ногу (De-ashi-barai),передняя подсечка под отставленную ногу (Harai-tsurikomi-ashi)— зацеп голенью снаружи (Ko-soto-gake), подхват изнутри (Uchi-mata) — зацеп голенью изнутри (O-uchi-gari), бросок через спину захватом руки под плечо (Soto- makikomi) — задняя подножка (O-soto-otoshi).Самостоятельное составление комбинаций из известных бросков.

4. Помеховлияния, приводящие к отсеву новичков из дзюдо в учебно-тренировочный период.

В заключении, обратим внимание на помеховлияния, приводящие к отсеву новичков из дзюдо в учебно-тренировочный период.

Основными причинами отсева новичков в дзюдо являются:

- отсутствие устойчивого интереса к виду спорта, недостаточная мотивация;

- нарушения в методике подготовки;

- разновозрастные группы;

- неподготовленность к участию в соревнованиях;

- завышенные требования тренера-преподавателя или родителей к росту спортивного мастерства и др.

На втором году занятий дзюдоисты бросают тренировки в основном по следующим причинам:

- начало форсирования подготовки;

- концентрация внимания тренера-преподавателя на более способных учениках;

- обязательное выполнение разрядных нормативов.

Важнейшей причиной, снижающей интерес к занятиям дзюдо в детском и подростковом возрасте, являются травмы (См. таблицу 1).

Таблица 1. Особенности травматических повреждений при занятиях дзюдо (по данным К. Сазоновой, 2006)

№ п/п

Част тела

Повреждения от общего количества травм (%)

Правая/нижняя

Левая/верхняя

Всего

1

Локоть

6,7

3.3

10,0

2

Предплечье

3.3

10.0

13,3

3

Ключица

3.3

6,7

10,0

4

Пальмы кисти

3,3

3,3

5

Грудная клетка

3,3

6

Пальцы столы

3.3

13,3

16,6

7

Голень

_

6,7

6,7

8

Коленный        сустав

13.3

13,3

26,6

9

Тазобедренный сустав

3.3

3,3

10

Челюсть

3,3

3.3

11

Нос

3,3

М. Юинг и В. Зеерфельдт (1990) обобщили наиболее важные причины, по которым дети перестали заниматься данным спортом:

- потеря интереса к спорту;

- стало скучно тренироваться;

- тренировки отнимают слишком много времени;

- тренер был плохим педагогом;

- нагрузка на занятиях непосильна и другие.

Основными типичными причинами, по которым юные атлеты перестают тренироваться, являются:

- завышенные требования к детям на тренировках и раннее участие во многих соревнованиях (Т. Бомпа, 2003).

Существует еще один важный фактор, снижающий мотивацию занятий дзюдо у спортсменов подросткового и юношеского возраста — искусственное замолаживание участников соревнований.

Отмечается, что «переростки» на 1-2 года в соревнованиях по борьбе — явление достаточно частое, но известны случаи, когда к юношеским соревнованиям допускались участники старше установленного возраста на 3— 4 и более года (В. А. Воробьев, Б. И. Тараканов, 2004).

Несмотря на все трудности приобщения занимающихся к многолетним занятиям, тренеру-преподавателю следует поступательно формировать у дзюдоистов мотивацию на систематические занятия. Исследования показали (А. П. Шумилин, 2003), что у юных дзюдоистов коэффициент мотивации на достижение успеха и результативности соревновательной деятельности составляет 0,22 балла, у мастеров спорта — 0,84 балла.

В работе с дзюдоистами следует избегать постановки «диагнозов» способен — не способен. Тренеру-преподавателю рекомендуется не выделять из коллектива потенциально более способных дзюдоистов (чтобы не допускать разобщенности в коллективе, конфликтов между занимающимися).

При работе с детским и подростковым контингентом важно соблюдать максимальную объективность, педагогическую этику и педагогический такт. Рекомендуется также избегать привлечения родителей в качестве вторых, а иногда даже первых тренеров, вовлечение родителей в тренировочный процесс, что дополнительно «нагружает» психику юных спортсменов. Дзюдоисты, зачисленные в учебно-тренировочные группы, часто ощущают трудности в учебе в общеобразовательной школе (поскольку не уделяют ей своевременного и должного внимания). Спортивная конкуренция со стороны сверстников стимулирует у подростков стремление повышать только физическую подготовленность (часто пренебрегая технической). Значительная часть дзюдоистов детского и подросткового возраста предпочитает учебно-тренировочную, а не соревновательную деятельность.

Список литературы:

1. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. — 2-е изд. — М.: КДУ, 2005. — 400 с.

2. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии, 1994, № 3.

3. Дзюдо: программа для учреждений дополнительного образования и спортивных клубов Национального Союза дзюдо и Федерации дзюдо России / Авт. — сост. С. В. Ерегина и др. — М.: Советский спорт, 2005. — 268 с.

4. Ильин, А.Б. Оценка спортивно-психологической подготовленности и показателей, характеризующих личность спортсменов разной специализации // Сборник научных трудов молодых учёных и студентов РГАФК. - М.: Физкультура, образование и наука, 2000. - 182с.

5. Макарычев, В.А. Влияние отвлекающих факторов на результативность спортсменов : на примере игры в волейбол / В.А. Макарычев, И.М. Потапова. - Саратов : Слово, 2000. - 24 с.

6. Стамбулова, Н.Б. Психологическая структура спортивной деятельности // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. - СПб.: Питер, 2002. - С. 88-92.

7. Страхов, В.И. Классификация помеховлияний в спортивно - игровой деятельности // XV научная конференция Саратовского отделения общества психологов Саратова, 1975. - С. 84-88.

8. Страхов, В.И. Спортивная самоидентификация : учебное пособие / В.И. Страхов. - Саратов : ИЦ «Наука», 2008. - 160 с.

9. Страхов, В.И. Помеховлияние как фактор деформации психического состояния (на модели спортивной деятельности) / М.С. Ткачева. // Психология психических состояний : сборник статей. - Казань : Изд-во КГПУ ; Набережные Челны : Изд-во Ин-та управления, 2001. - С. 342- 351.

10. Ткачева, М.С. Психология спорта : помехоустойчивость и помеховлияние / М.С. Ткачева. - Саратов : Изд-во СГПИ, 2000. - 180 с.

11. Шестаков В.Б., Ерегина С.В. Теория и методика детско-юношеского дзюдо.

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.