1. Организация как функция управления

 

1.      Организация как функция управления

1.1      Понятие «организация»

Спортивная организация выступает первичным компонентом в системе физической культуры и спорта. В России таких организаций сегодня насчитывается более 160 тыс.

Понятие «организация» имеет несколько смысловых значений. Организациями являются государственные и частные учреждения, фирмы, объединения, их части или подразделении (1). Существуют понятия организация соревнований, митинга, субботника (2). В данном случае слово «организация» (означает процесс, в то же время организация - это и отдельный вид управления, его функция (3).

В теории управления в первом смысле этого слова организация рассматривается как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Другими словами, это двое или больше людей, работающих совместно, стремящихся к общей цели, специализирующихся в выполнении определенных функций. В спорте во многих Видах два человека являются командой, от взаимодействия, поддержки, правильного распределения полномочий которых зависит успех организации (фигурное катание, парусный спорт, бобслей и др.).

Исходя из приведенных выше определений, можно выделить три характерные особенности, которые определяют любую организацию независимо от ее масштабов и сферы деятельности. Это люди (не менее двух), объединенные общей целью, и фактор, который координирует и мобилизует их усилия для достижения этой цели, - управление. Объединение людей в группы оправданно и понятно, так как совместные усилия дают больший результат. Но в этом случае для достижения общих целей люди добровольно отдают часть своих личных свобод и теряют независимость. Поведенческий аспект важен при рассмотрении роли менеджера в организации и его функций и для понимания того, что в каждой формальной организации существует неформальная. Группы людей возникают на основе контактов, общих интересов, потребности в общении, более полного удовлетворения своей духовной, эмоциональной и творческой сферы - всего того, что рамки формальных отношений предоставить им не могут. Неформальная организация может иметь свою структуру, лидеров-руководителей, цели и направления деятельности.

Организации имеют различные, часто сложные, цели, но тем не менее обладают общими характеристиками и признками. К первым относятся:

  • использование ресурсов,
  • неразрывная связь и зависимость от внешней среды,
  • внутренняя среда организации,
  • необходимость управления.

В общих чертах цель организаций - преобразование ресурсов для достижения результатов. Ресурсы - это люди (так называемые человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация. Этот процесс легче всего прослеживается в производственных организациях. В сфере физической культуры и спорта также используются все вышеперечисленные виды ресурсов. Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Организация полностью зависит от окружающего мира как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей и т.д. Под «внешней средой» понимают внешние по отношению к организации силы, которые необходимо учитывать в практической деятельности.

Сюда относятся экономические условия, правительственные акты и законодательство, потребители и общественные организации (профсоюзы и т.п.), конкурирующие организации, система ценностей в обществе, общественные взгляды, традиции, техника и технологии, международная обстановка и др. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все то, что происходит внутри организации. Внешние факторы можно разделить на две основные группы - прямого и косвенного воздействия.

Факторы прямого воздействия - факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации и испытывают, в свою очередь, на себе прямое влияние этой деятельности. К ним следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов.

Факторы косвенного воздействия - те, которые могут не оказывать немедленного воздействия на организацию, но тем менее играют важную роль. К ним следует отнести состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов, международную обстановку и др. Внешняя среда характеризуется следующими чертами:взаимосвязанностью факторов внешней среды, сложностью внешней среды, подвижностью и неопределенностью среды.

Хотя организация и зависит полностью от внешней среды, Последняя, как правило, находится вне пределов ее влияния. Даже самые процветающие компании не могут ничего противопоставить прогрессу в сфере их деятельности, более того, они сами вынуждены активно работать в этом направлении, выискивая для себя новые возможности. Чтобы добиться успеха, руководителю любого уровня приходится учитывать все большее количество факторов внешней среды. Подразделения, как и целая организация, представляют собой группы людей, деятельность которых направляется и координируется для достижения общей цели. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. Для успешной работы, например, спортивного клуба деятельность его Отдельных подразделений должна быть скоординирована для реализации главной цели - эффективной подготовки спортсмена (команды) и достижения запланированных результатов определенные сроки. Без координации усилий всех подразделений эта цель достигнута не будет. Разделение управленческого труда имеет две формы.

Первая - это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда,которое реализуется через создание подразделений. Вторая, называемая вертикальной, отделяет работу по координированию от действий исполнителей.

Зависимость от внешней среды делает организацию открытой системой. Система представляет собой совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство. Выделяют материальные и абстрактные системы. Первые разделяются на системы неорганической природы (физические, геологические, химические и др.) и живые системы (биологические системы, организмы, популяции, экосистемы); особый класс материальных живых систем - социальные системы (от простейших социальных объединений до социально-экономических структур общества). Абстрактные системы - понятия, гипотезы, теории и др.

Любая организация как открытая система обладает двумя основными свойствами - границами и окружающей средой, а также состоит из отдельных подсистем различных уровней, относительно обособленных и связанных между собой. В свою очередь, подсистема может быть рассмотрена как самостоятельная система. Так, спортивный клуб как открытая система может включать в себя следующие подсистемы: административный аппарат, тренерский состав, обслуживающий или технический персонал, команды спортсменов и т.д., каждая из вышеназванных подсистем, в свою очередь, может быть представлена в виде открытой системы, но уже другого уровня.

Сложнее установить границы системы. Это связано прежде всего с тем, с каких позиций рассматривать деятельность организации. Так, спортивное сооружение, с точки зрения менеджера спортивного клуба, представляет собой систему, границы которой определяются, в первую очередь, его расположением, составом входящих в него спортивных объектов и вспомогательных помещений, количеством мест для зрителей и т.д. С точки зрения менеджера спортивного сооружения в качестве границ будет выступать необходимость дальнейшего строительства и реконструкции. Все, что выходит за границы системы, является ее окружающей средой (внешней средой).

Таким образом, организация, как открытая система, вступает во взаимоотношения с окружающей средой. Эти взаимоотношения характеризуются, по крайней мере, тремя понятиями:

  • потребление (получение сырья и ресурсов из внешней среды);
  • расходы, связанные с переработкой и трансформацией ресурсов в целях производства товаров и услуг,
  • производство продукта (товаров и услуг).

Другими словами, любая организация осуществляет три взаимосвязанных процесса: получение сырья и ресурсов из (из окружающей среды, их переработку (преобразование) в проект и передачу продукта во внешнюю среду. Поскольку организация представляет собой систему, созданную людьми для достижения общих целей, то внутренняя среда, в основном, является результатом их управленческих решений и действий.

Особого внимания руководства требуют цели, структура, задачи, технология, кадры и организационная культура организации. Эти факторы - внутренние переменные параметры любой организации.

Цель - конкретные конечные состояния или желаемый результаты, которого стремится добиться группа, работая вместе.

Структура организации - логические взаимоотношения уровней управления и функциональных элементов организации (системы), обеспечивающие достижение поставленных целей.

Задачи - предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи организации традиционно делятся на три категории: работа с людьми, работа с предметами иработа с информацией. Управленческая деятельность - это, в основном, работа с людьми и информацией.

Под технологией понимают средство преобразования сырья будь то люди, информация или физические материалы, в продукты и услуги. Люди являются основой любой организации, они создают конечный продукт, от них зависит качество, они формируют культуру организации, ее климат. Организационная культура складывается из норм поведения, принципов менеджмента, используемых руководством организации, смысла ее деятельности. Носителями организационной культуры являются люди.

Составляющими параметрами внутренней среды организации являются ее миссия, цель, организационная структура.

Четко выраженная причина существования организации обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для реализации миссии и служат критериями для последующего процесса принятия управленческих решений. Миссия детализирует статус организации, обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных управленческих

уровнях. Так, например, основной миссией спортивного клуба может быть удовлетворение потребности общества в подготовке спортсменов. Для ее выполнения руководство должно, прежде всего, подобрать квалифицированный тренерский состав, создать условия для подготовки атлетов высокого класса, обеспечить процесс их подготовки обслуживающим персоналом.

Выбор миссии находится в прямой зависимости от возможностей организации, ее ресурсов, внешних факторов. Опасность для организаций, особенно малых, заключается в выборе слишком сложных миссий. Учитывая, что генеральную цель организации формулирует высшее руководство, их личностные ценности и цели накладывают определенный отпечаток на выбор и формулировку миссии. Общие цели формируются на основе миссии организации и определенных ценностей, на которые ориентируется руководство. Эти цели должны обладать рядом характеристик, чтобы внести необходимый вклад в успех организации.

Во-первых, они должны быть конкретными и измеримыми. В сфере физической культуры и спорта такому требованию отвечают многие составляющие этой деятельности: количество видов спорта и объем упражнений, динамика количественных и качественных характеристик тренировочного процесса, спортивные результаты, материальное и социальное обеспечение тренеров, спортсменов и т.д.

Во-вторых, цели должны быть ориентированы во времени. Они могут быть долгосрочными (в спорте это, как правило, 4-летний цикл), среднесрочными - от 1 года до 4 лет - и краткосрочными - до 1 года.

В-третьих, цель должна быть достижимой, чтобы способствовать повышению эффективности организации. Установление цели, которая превышает возможности организации, может вызвать негативные последствия. Так, планирование неоправданно высокого рейтинга для спортивной организации (команды) может привести к блокированию стремлений спортсменов к успеху, и их мотивация значительно снизится.

Достижение главной цели организации невозможно без решения ряда текущих и оперативных целей, которые, как правило, открыто не декларируются. Их формирование предусматривает следующее. Во-первых, в совокупности они должны составлять главную цель организации и ни одна из них не должна вступать в противоречие с последней; во-вторых, несмотря на схожесть текущих целей, некоторые из них могут в конфликт друг с другом; в-третьих, решения, которые принимаются для реализации оперативных целей, оказывают влияние на сущность организации и отличают ее от других организаций с подобной миссией и целью.

Чтобы достичь стоящие перед ней цели, организация должна быть определенным образом структурирована, т.е. иметь организационную структуру, которая является отражением внутренней формы любой системы.

 

1.2 Структура организации

Даже детально продуманный и составленный план еще не может гарантировать успешного достижения поставленных перед спортивной организацией целей. Для их достижения необходима мобилизация всех ресурсов. Важную роль при этом играет рациональная постановка дела, суть которой сводится к построению структуры организации и адекватному распределению полномочий среди исполнителей и сотрудников. В теории управления именно эти аспекты составляют основное содержание функции организации.

Как известно, определяющим фактором жизнедеятельности организации является внешняя среда, изменение факторов которой решающим образом сказывается на стратегии руководства организации. В то же время сами стратегические планы являются первичными по отношению к структуре организации. В отдельных случаях построение организации может стать частью стратегического плана, но, в принципе, стратегия определяет структуру организации, а поскольку стратегические альтернативы подвержены регулярным изменениям, то, стало быть, такой же нестабильностью обладают и структуры организаций.

Под структурой организации понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого (Жолдак В.И., Сейранов С.Г., 2006). Структура организации характеризуется наличием связей между ее элементами: горизонтальные связи носят характер согласования.Вертикальные связи - связи подчинения - возникают при наличии нескольких уровней управления. Они могут носить линейный и функциональный характер.

Линейные связи означают подчинение линейным руководителям, функциональные - имеют место при подчинении по определенной группе проблем функциональному руководителю. При разработке структуры организации необходимо:

- определить задачи организации (в соответствии с миссией и целями);

- увязать эти задачи с системой функций, полномочий и ответственности;

- организационно оформить связи по горизонтали управления, что обеспечит координацию деятельности подразделений;

- адаптировать содержание потоков информации и каналов их движения к моделям информационного обеспечения соответствующих подразделений;

- приспособить содержание потоков информации и каналов их движения к потребностям, связанным с принятием решений (Уколов В.Ф., 2006).

Любая организационная структура представляет собой форму объединения людей. Поэтому внимание следует уделить уровню подготовки и квалификации кадров, их способностям и возможностям. Подчас именно по причине несовершенства кадров организационная структура оказывается консервативной по отношению к прогрессивным нововведениям. Обычно люди привыкают к существующим структурам и неодобрительно встречают реформы. Поэтому важно их своевременно подготовить к благожелательному восприятию организационных изменений. На практике существует множество разнообразных структур построения организаций, тем не менее принципиальных альтернативных вариантов организационных структур немного. Разнообразие организационных структур связано с различиями в области деятельности, характере и сложности выпускаемых продуктов, размерах, степени дифференциации и территориальном расположении организаций.

Варианты организационных структур

1. Бюрократическая структура

Концепция бюрократии была сформулирована немецким ученым М. Вебером в начале XX в. Основные ее параметры:

  1. Четкое разделение труда (что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов).
  2. Подчинение нижестоящего уровня управления вышестоящему (что создает иерархию управления).
  3. Наличие формальных правил, стандартов (что обеспечит однородность выполнения членами организации обязанностей и задач).
  4. Обезличенность выполнения сотрудниками своих обязанностей.
  5. Осуществление приема на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями. Защита от произвольных увольнений (обеспечивает подбор кадров по профессиональным качествам).

Вместе с достоинствами бюрократическая структура имеет недостатки, которые можно свести к следующему:

а) преувеличение значимости стандартных правил может принести к потере гибкости поведения сотрудников, а значит, организации в целом;

б) строгое соблюдение правил имеет тенденцию порождать проблемы взаимоотношений между сотрудниками и подразделениями;

в) эта структура обладает инертностью и не способна быстро реагировать на изменения внешней среды.

2. Функциональная структура

Ее специфической особенностью является деление организации на отдельные функциональные элементы (подразделения), каждый из которых имеет конкретную задачу. Создание такой структуры приводит к группировке сотрудников организации по задачам. Скажем, в армии это традиционное деление на авиацию, пехоту, артиллерию, ракетные войска и т.п. В коммерческих организациях деление на подразделения, занимающиеся производством, маркетингом, финансами; в спортивных - деление по видам спорта. В крупных организациях функциональные отделы распределяются, в свою очередь, на более мелкие подразделения. К достоинствам структуры относятся специализация сотрудников и высокая степень координации деятельности организации.

Эта структура в основном используется в организациях, действующих в стабильных внешних условиях. Для крупных организаций, работающих в динамичных условиях внешней среды, связанных с международной деятельностью, такая структура не подходит.

3. Дивизионная структура

Создание организаций с дивизионной структурой относится к началу XX в. К этому времени появляются крупные организации, ведущие бизнес не в одной, а в нескольких отраслях, выпускающие продукцию, рассчитанную на различные группы покупателей. Для дивизионной структуры характерно деление организации по видам товара, услуг, группам потребителей, географическим районам. В соответствии с этими признаками дивизионная структура имеет подвиды: продуктовая, организационная и региональная.

Продуктовая - подразделения организации создаются в соответствии с основными видами ее продукции; при этом руководство производством и сбытом одного вида товара или услуги передается, как правило, одному руководителю. Такое положение дел позволяет крупной организации уделять конкретному продукту столько же внимания, сколько небольшая фирма, специализирующаяся на выпуске одного товара, оперативно реагировать на действия конкурентов, изменения технологии и спроса.

Организационная - ориентирована в первую очередь на потребителя. Подразделения организации группируются вокруг определенных групп потребителей. Такая структура, например, характерна для издательств, специализирующихся на литературе для взрослых, детей, учащихся (школьников и студентов). Аналогичную структуру используют крупные банки, ориентируясь на отдельные группы клиентов: частные лица, организации, банки и т.п.

В основе построения региональной структуры лежит территориальный принцип. Такое построение организации облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями в той или иной местности, стране, регионе. В качестве примера можно привести структуру МОК, который через национальные олимпийские комитеты проводит свою политику в разных странах мира. Другой пример использования региональной структуры - МИД России, имеющее посольства во многих странах планеты.

4. Проектные организации

Жизнь способствует появлению новых структур организаций. Одной из них являются проектные организации с временной структурой, создаваемые для решения крупномасштабной задачи. В качестве примера можно привести Организационный комитет Олимпиады-80 или Оргкомитет «Сочи-2014». После решения поставленной задачи проектные организации прекращают свое существование. Современные организации (в том числе и в сфере спорта) имеют, как правило, сложную структуру, сочетающую в себе различные виды описанных структур. На практике весьма сложно найти организацию, которая бы придерживалась только одного вида структуры, чаще организации имеют смешанную структуру.

5. Линейно-функциональная структура

Создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по задачам, которые они выполняют (производство, маркетинг, финансы и т.п.). Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всей организации. В тех случаях, когда функциональная структура используется частично, одна из функций (например, финансирование) осуществляется либо на более высоком уровне управления, либо на одном уровне с подразделениями, структурированными по продукту, заказчику или территориальному признаку. В чистом виде функциональная структура практически не применяется. Она используется в органическом сочетании с линейной структурой, построенной на основе вертикальной иерархии управления и базирующейся на строгой подчиненности низшего звена управления высшему.

Например, функциональная структура фитнес-клуба предполагает наличие подразделений, отвечающих за узкоспециализированные участки работы: тренировочный процесс, т.е. производство физкультурно-оздоровительных услуг, бухгалтерский и финансовый учет, маркетинг.

Построение структуры организации при ее создании включает три основных вида управленческих работ:

  1. Деление организации на горизонтальные блоки по важнейшим направлениям деятельности. Определение видов деятельности, осуществляемых линейными подразделениями.
  2. Установление соотношения полномочий между различными должностями.
  3. Определение должностных обязанностей сотрудников организации.

 

1.3 Исторические предпосылки создания современной организационной системы управления

Как и во многих других странах, система управления физическим воспитанием и спортом стала формироваться в России в рамках военного ведомства. Государственное управление физическим воспитанием и спортом в начале XX в. находилось в ведении двух ведомств: военного министерства и министерства просвещения. Общественное физкультурно-спортивное движение не было охвачено единой системой управления и контроля со стороны правительства. Создание государственных органов управления физической культурой и спортом в России датируется 1913 г., когда по указу царя Николая II была создана Канцелярия Главнонаблюдающего за развитием физического воспитания народонаселения Российской империи. В 1914 г. при этой организации был создан Временныйсовет, в компетенцию которого входили разработка государственных программ физического воспитания и проведение комплексных российских соревнований. В 1911 г. был учрежден Российский олимпийский комитет, занимавшийся вопросами подготовки команды России к Играм V Олимпиады (1912 г., Стокгольм).

Сложившаяся в тот период организационная структура управления в России не носила централизованного характера, хотя такие попытки и предпринимались. С 1913 г. проводилась паспортизация спортивных организаций (кружков, обществ, клубов и т.п.) с целью создания централизованных органов управления в губерниях. На 1 января 1915 г. в 63 губерниях (из 126 имевшихся в России)насчитывалось 1266 спортивных обществ и организаций, в том числе в Московской губернии - 47. Например: Раменский кружок спорта (1911 г.), Люберецкий кружок спорта (1912 г.), Малаховский кружок спорта и др.

После октябрьских событий 1917 г. процесс становления органов управления физической культурой и спортом в СССР проходил в четыре этапа.

Первый этап (1917-1923 гг.). В 1918 г. для руководства физическим воспитанием и военным обучением был создан Всевобуч (всеобщее военное обучение). Он объединил разрозненные гимнастические и спортивные организации и направил их деятельность на подготовку молодежи к военной службе. Этой организации было предписано заниматься руководством спортивными клубами и обществами, осуществлять государственное руководство физической культурой и спортом. В 1920 г. при Главном управлении Всевобуча был создан на правах совещательного органа Высший совет физической культуры. Всевобуч и комсомол провели значительную организационную работу по созданию новых физкультурных обществ -«Муравей», «Спартак», «Красный молодняк» и т.д., по вовлечению населения, особенно молодежи, в занятия физическими упражнениями.

В 1922 г. в связи с предстоящим реформированием органов Всевобуча была проведена широкомасштабная акция по созданию новой физкультурной организации под названием «Российский союз красных организаций физической культуры», которая должна была выполнять функцию центрального органа управления физической культурой в стране. Но V съезд комсомола (1922 г.) не поддержал эту идею.

Второй этап (1923-1930 гг.) характеризуется тем, что Президиум ВЦИК в июне 1923 г. учредил Высший совет физической культуры (ВСФК) при Всероссийском центральном исполнительном комитете (ВЦИК) на правах постоянной комиссии. На основании этого решения были созданы Высшие советы физической культуры при исполнительных комитетах республик. Основная их задача - осуществлять координационную работу всех ведомств и организаций по вопросам развития ФКиС. В 1923 г. было создано общество «Динамо», опыт работы которого во многом определил будущее и физкультурно-спортивных организаций профсоюзов, и различных отраслевых ведомств.

В 1930 г. ЦИК СССР признал работу в области физической культуры делом государственной важности. Был создан Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК СССР. Данный этап характеризуется повышением значимости физической культуры и спорта в жизни общества; созданием предпосылок для образования общегосударственного органа управления физической культурой; организацией физкультурно-спортивных обществ.

Третий этап (1930-1948 гг.) характеризуется усиливающейся ролью государственного органа в управлении развитием физической культуры и спорта. В 1936 г. при Совнаркоме СССР был образован Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта. С точки зрения создания организационных основ управления этот период был наиболее продуктивен: создан государственный общесоюзный орган управления физической культурой и спортом; такие же государственные органы появились в республиках и областях; были образованы массовые добровольные спортивные общества (ДСО) профсоюзов и промкооперации, а также физкультурно-спортивные общества по отраслевому признаку; физкультурные кружки были преобразованы на производственной основе в коллективы физической культуры (КФК), которые надолго стали первичной основой советской системы физической культуры.

Государственные органы управления стали нести ответственность за создание материально-технической базы физкультурного движения, за научно-методическое, кадровое и нормативно-программное обеспечение отрасли. Именно в эти годы появился комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), спортсмены вышли на международную арену и стали во многих видах спорта сильнейшими в мире. В этот период началось создание советской системы физкультурного образования и научного обеспечения отрасли. Активизировалась работа по пропаганде физической культуры, строительству новых спортивных сооружений и развитию отечественной спортивной индустрии. Четвертый этап (1948-1991 гг.) характеризуется выходом советских спортсменов на официальные международные соревнования и вхождением страны в международное спортивное сообщество - в том числе в МОК. Во многом это предопределило роль и место центральных органов управления, научную работу и подготовку кадров. В 1959 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР были упразднены Комитеты по физической культуре и спорту, а руководство физической культурой в стране передано в руки общественности - Союзу спортивных обществ и организаций СССР. Это решение затормозило развитие спорта, физической культуры (Власов А.А., 1994). С другой стороны, оживилась работа в общественных физкультурно-спортивных организациях, повысился интерес населения к выполнению функций общественных тренеров, судей, инструкторов по спорту и т.д. При министерствах стали создаваться Советы содействия развитию ФКиС, возглавляемые, как правило, заместителями министров.

Эволюция центральных органов управления отраслью в СССР представлена в табл.1

Таблица 1

Эволюция центральных органов управления отраслью в СССР с 1918 по 1991 г. 

N° п/п

Название центрального органа управления ФКиС

Период действия

1.

Центральный отдел всеобщего военного обучения при Реввоенсовете(Всевобуч)

с 07.05.1918 г.

2.

Высший совет физической культуры при ВЦИК

с 27.06.1923 г.

3.

Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК

с 01.04.1930 г.

4.

Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР

с 21.06.1936 г.

5.

Министерство здравоохранения СССР

с 15.03.1953 г.

6.

Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР

С 11.02.1954 г.

7.

Союз спортивных обществ и организаций СССР

с 08.01.1959 г.

8.

Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР

С 17.10.1968 г.

9.

Государственный комитет СССР по физической культуре и спорту

С 10.04.1986 г. ПО 28.11.1991 г.

 

После 1991 г. цели, задачи, структура центрального органа управления отраслью в Российской Федерации менялись неоднократно, как, впрочем, и название организации (табл.2 ).

Таблица 2

Эволюция федерального органа управления физической культурой и спортом в Российской Федерации 

№ п/п

Название федерального органа управления ФКиС

Период действия

1.

Комитет по содействию олимпийскому движению при Правительстве РСФСР

с 28.11.1991 г.

2.

Координационный Совет по ФКиС при Правительстве РФ

с 01.06.1992 г.

3.

Комитет РФ по физическому воспитанию и массовому спорту

с 30.09.1992 г.

4.

Комитет РФ по ФКиС

с 27.11.1992 г.

5.

Комитет РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму

с 30.05.1994 г.

6.

Комитет РФ по физической культуре и туризму

с 30.05.1994 г.

7.

Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму

с 03.08.1994 г.

8.

Российское агентство по физической культуре и туризму

с 25.05.1999 г.

9.

Министерство РФ по физической культуре, спорту и туризму

с 08.06.1999 г.

10.

Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму

с 17.05.2000 г.

11.

Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту

с 29.04.2002 г.

12.

Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму

2002 г.

13.

Федеральное агентство по физической культуре и спорту

С 2004 г.

14.

Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ

с 12.05.2008 г.

 

В СССР ведущая роль принадлежала государственным организациям системы Комитета по физической культуре и спорту, которые функционировали во всех регионах страны. Им подчинялись все физкультурно-спортивные организации вне зависимости от ведомственной принадлежности. Отраслевые министерства и ведомства имели в своей структуре специальные подразделения (комитеты, отделы, секторы и др.), которые занимались развитием физической культуры и спорта в отрасли. В МВД, КГБ работа проводилась государственно-общественным физкультурно-спортивным обществом «Динамо». Массовая физкультурно-спортивная работа в городах и сельской местности велась профсоюзными добровольными спортивными обществами. В армии существовали многочисленные спортивные клубы во главе с ЦСКА.

Изменение социально-экономического строя привело к структурной перестройке. Начало реформированию управленческих отношений в сфере физической культуры и спорта положили Указы Президента России «О структуре государственного управления физическим воспитанием и спортом в Российской Федерации» и «О Всероссийском олимпийском комитете», принятые в начале 1990-х годов. В соответствии с ними начали строиться новые управленческие отношения, для дальнейшего формирования которых важное значение имело принятие «Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» (1993). Именно в этом документе впервые на законодательном уровне было введено разграничение компетенции в области ФКиС между федеральными органами государственной власти и субъектами федерации.

Закон Российской Федерации о физической культуре и спорте (1999) узаконил разграничение управленческой компетенции между государственными органами управления ФКиС и общественными объединениями физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности. Действующий ныне Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был принят в декабре 2007 г. В нем по-новому регулируются вопросы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в области ФКиС. В документе детально прописываются полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления. После принятия закона 2007 г. законотворческая работа по совершенствованию системы управления отраслью продолжалась. Например, в 2008 г. был опубликован Указ Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», в котором затрагивались и вопросы управления физической культурой и спортом на федеральном уровне.

В результате реформ появились новые организации с несвойственными периоду социализма отношениями, формами и методами работы, юридическим статусом и другими отличительными чертами и характеристиками. Правопреемникам союзного органа управления физической культурой и спортом стали свойственные иные функции, главные из которых - выработка политики в области ФКиС, планирование и координация работы. Система профсоюзных организаций физической культуры и спорта смогла сохранить лишь те организации, которые приспособились к новым экономическим условиям или сохранили право получать дотации. В то же время спортивные федерации, союзы, Олимпийский комитет России стали самостоятельными организациями, во многом утратив при этом финансовую поддержку со стороны государства. Появились коммерческие организации с новым организационно-правовым статусом в виде акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и др.

 

1.4     Классификация организаций системы физической культуры и спорта

Физкультурно-спортивные организации и их разнообразная деятельность составляют систему физической культуры и спорта в стране. Разнообразие интересов людей и видов физкультурно-спортивной деятельности привели к появлению большого количества организаций. В определении общих подходов к классификации физкультурно-спортивных организаций нужно исходить из того, что в системе отраслей народного хозяйства физическая культура и спорт является отраслью услуг, а деятельность большинства организаций отрасли направлена на производство товаров и услуг в разнообразных и специфических формах. Одна группа организаций выпускает и реализует спортивный инвентарь, обувь, одежду, оборудование, занимается ремонтом и строительством спортивных сооружений.Вторая группа организаций занимается услугами: сервисными, физкультурно-оздоровительными, спортивными, информационными и др. Отметим специфику и особенности данного вида услуг:

- они несохранимы и одновременны - не воспользовавшись услугой в определенное время, ее невозможно повторить (время спортивных соревнований, занятий и т.д.);

- они неосязаемы - так как до пользования нельзя судить о качестве услуги;

- они разнородны - уровень услуги, ее оценка и качество в разное время может быть различной, к тому же многое зависит от психологии и индивидуальных качеств и особенностей клиента.

Третья группа организаций оказывает услуги по управлению. Организации данной группы разнятся по своим полномочиям, размерам, статусу, спортивной специализации и другим характеристикам, что дает повод для классификации. В определении подходов к классификации следует учитывать реальную ситуацию, а также традиции и преемственность управления физической культурой и спортом в СССР.

Критериями классификации спортивных организаций в современных условиях могут служить: принадлежность; характер управленческих отношений; способ получения прибыли, средств.

1. По принадлежности различают:

  1. государственные организации: к ним относятся Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, региональные органы управления ФКиС (в различных субъектах Российской Федерации они носят разное название);
  2. ведомственные организации министерств (силовые министерства, министерства образования, здравоохранения и др.);
  3. общественные - спортивные федерации по видам спорта, Олимпийский комитет России, спортивные клубы и союзы, общества;
  4. общественно-государственные (добровольные спортивные общества, например ОГФСО «Юность России», ВФСО «Динамо», ДОСААФ России и т.п.);
  5. частные организации - профессиональные клубы, спортивные фирмы по производству товаров и предоставлению услуг.

Государственные и ведомственные организации во многом сохранили набор функций управления. С учетом нового законодательства, социально-экономического положения корректировались их цели, масштабы и уровни компетенции, объем деятельности. Они выбирали такой статус и структуру управления, которые позволяют лучше приспособиться к внешним условиям. По уставу ДСО не должно ставить коммерческие цели. Добровольных членов должно быть больше, чем оплачиваемых работников. Наличие добровольных начал и добровольных работников в управлении делает менеджмент специфическим и отличающимся от других организаций. В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» (1995) физкультурно-спортивные организации: клубы (физкультурно-оздоровительные, спортивные, спортивно-технические) и коллективы физической культуры (КФК) - могут иметь любую организационно-правовую форму и форму собственности.

Основными видами деятельности, осуществляемыми спортивными клубами и КФК, являются: организация физкультурно-оздоровительной работы с гражданами, в том числе с детьми и с обучающимися в образовательных учреждениях, ветеранами, инвалидами; подготовка спортивного резерва, спортивных команд и спортсменов высокой квалификации. Деятельность спортивных организаций, связанная с физиче­ским воспитанием граждан и выявлением перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта, подпадает под определение любительского спорта и носит некоммерческий характер. Вместе с тем современное законодательство не запрещает, а, напротив, оговаривает возможность ведения спортивными организациями коммерческой (предпринимательской) деятельности.

В рамках осуществления основных видов деятельности физкультурно-спортивные организации оказывают платные услуги населению, доход от оказания которых является одним из источников финансирования деятельности спортивной организации.

Перечень платных услуг физической культуры и спорта был установлен Инструкцией по учету платных услуг населению, утвержденной постановлением Госкомстата России от 24 сентября 1992 г. № 156.(С введением в действие в 2001 г. «Временной инструкции по отражению в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об оказании платных услуг населению», утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 3 декабря 2001 г. № 92, данная Инструкция была отменена. В новой инструкции нет упоминания о платных услугах в сфере физической культуры и спорта.)

В соответствии с пунктом 9 инструкции в платные услуги физической культуры и спорта были включены:

- стоимость билетов на спортивные соревнования, праздники, спортивно-зрелищные мероприятия, календарные и матчевые встречи, проводимые на спортивных сооружениях;

- стоимость абонементов и разовых билетов на занятия физической культурой и спортом в учебных группах и командах по видам спорта, школах, клубах оздоровительной направленности, общей физической подготовки, здоровья, закаливания, плавания, оздоровительного бега и ходьбы, атлетической, ритмической и лечебной гимнастики, ходьбы на лыжах и т.п.;

- плата за обучение навыкам спорта и развитию физических качеств на курсах, услуги по подготовке инструкторов физической культуры и спорта для работы в платных группах;

- плата населения за пользование спортивным оборудованием, формой и другие услуги, предоставляемые посетителям спортивных сооружений.

2. По характеру отношений организации делятся на профессиональные и любительские.

К первым относятся те, что имеют постоянство целей и профессиональных работников управления, как правило, аппарат, с разделением функций по объему, характеру, полномочиям, ответственности. Регламент деятельности закреплен положением, другими организационно-правовыми актами. Позиции и роли работников определены контрактами, договорами, приказами, инструкциями.

Любительские организации, в отличие от профессиональных, управляются на общественных началах. Возможно наличие профессионального работника с управленческими функциями и правами. Основными функциями являются организация, планирование, координация, стимулирование. Властные и регламентирующие начала размыты. В большей степени в работе руководителя важны инициатива, ответственность, качества лидера, которые мотивируют участников. Такая форма организации свойственна первичным физкультурно-спортивным коллективам в учреждениях, на предприятиях, в учебных заведениях, детских организациях. Временный фактор может быть различным, а вся деятельность - носить постоянный характер.

3. По основным источникам получения средств организации могут быть представлены как коммерческие, некоммерческие исмешанные. К коммерческим организациям можно отнести магазины по продаже спортивных изделий, фабрики по производству спортивного оборудования и инвентаря. Основная цель их деятельности - получение прибыли путем удовлетворения потребностей людей и общества.

К некоммерческим организациям (Некоммерческие организации в сфере физической культуры и спорта могут существовать в следующих организационно-правовых формах: учреждение, фонд, автономная некоммерческая организация, некоммерческое партнерство, ассоциация (союз), государственная корпорация, общественная организация и др.) относятся те, которые получают государственные или другие средства, дотации для ведения своей деятельности. К ним относятся государственные и ведомственные организации, такие как комитеты по физической культуре и спорту, ведомственные организации силовых структур, министерства образования и науки и других отраслей, центры спортивной подготовки. В общем виде возможные источники финансирования некоммерческих организаций сферы физической культуры и спорта представлены в табл. 3.

Таблица 3

Возможные источники финансирования некоммерческих организаций сферы физической культуры и спорта 

Государственные

Собственные

Привлеченные

Прямое финансирование

Членские взносы

Благотворительные средства

Программно-целевое финансирование

Доходы от основной деятельности

Спонсорские средства

Адресное финансирование

Доходы от неосновной деятельности

Гранты

Государственное субсидирование

Заемные средства

Государственные дотации

Кредиты

Государственные субвенции

Косвенное финансирование (налоговые льготы)

 

Поясним отдельные источники финансирования организаций этой группы. Программно-целевое финансирование означает покрытие расходов спортивных организаций по выполнению специальных программ (федеральных, региональных, городских, отраслевых, межотраслевых) развития физической культуры и спорта. Адресное финансирование направлено на поддержку какой-либо инициативы, предложения от спор­тивной организации, например проведения определенных физкультурно-спортивных мероприятий во время празднования Дня города или Дня Победы. Субвенция - вид денежной помощи муниципальным органам власти со стороны государства, выделяемой на определенный срок на конкретные цели. В отличие от дотации она подлежит возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные сроки. Доходами от неосновной деятельности могут служить банковские депозиты, средства от сдачи в аренду помещений и площадей физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, не используемых в основной деятельности, и др.

Группа некоммерческих спортивных организаций включает и первичные физкультурно-спортивные организации, получающие средства от профсоюзов. К ним относятся коллективы физической культуры (КФК), спортивные клубы предприятий, секции, группы, команды по видам спорта, туризму и др.

Группу смешанных организаций составляют те, бюджет которых складывается из дотаций, субсидий от государственных, ведомственных и других организаций и средств, которые зарабатываются собственной хозяйственной деятельностью с помощью маркетинга. В эту группу, например, входит Олимпийский комитет России, часть спортивных федераций, союзов и ассоциаций профсоюзов, спортивные и профессиональные клубы коммерческого спорта. Организации физкультурно-спортивной направленности могут функционировать в установленных Гражданским кодексом организационно-правовых формах.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

  1. Какие три смысловых значения являются определяющими для понятия организация?
  2. Какие основополагающие позиции обуславливают характер и структуру систем управления?
  3. Основные характерные особенности, определяющие организацию.
  4. Что такое организационная структура?
  5. Какие основные виды организационных структур применяются?
  6. По какому принципу строилось управление физкультурно-спортивным движением в нашей стране до 1992 г.?
  7. Четыре этапа становления органов управления физической культурой в СССР.
  8. Эволюция центральных органов управления.
  9.  Какие новые идеи, принципиально конфликтующие с прежними установками, заложены в современную систему управления физической культурой и спортом?
  10. Классификации спортивных организаций по принадлежности.
  11. Классификации спортивных организаций по характеру управленческих отношений.
  12. Классификации спортивных организаций по источнику получения средств.
Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.