Истории и традиции сумо

Историки согласны, что происхождение сумо датируются примерно  2000 лет назад, однако турниры по сумо никогда не позиционировались, как зрелищные мероприятия до начала 1600-х годов. Как и в любой другой социальной группе в Японии, у сумоистов существуют строгие правила и традиции, которые строго соблюдаются. Зритель, впервые начинающий смотреть за трансляцией сумо по телевидению, вскоре понимает, что очень мало времени на самом деле проходит непосредственно в схватке между соперниками. Скорее, сумоисты проводят большую часть своего времени на выполнение предваряющего бой церемонию, которая погружена в традиции синтоизма.

Синтоизм - это религия Японии и это скорее собрание множества ритуалов и церемоний, чем система верований или определенного кодекса этики. Само слово, синтоизм, означает "путь богов". Сумо изначально задумывалось, как действо, предназначенное, чтобы развлечь богов (ками) во время праздников (мацури).

Большинство действий,которые мы видим в сумо пронизаны символизмом. Начнем с того, песок, который покрывает площадку, сам символ чистоты в религии синто. И навес над кольцом (yakata) выполнен в стиле крыши синтоистского храма. Четыре кисточки на каждом углу купола представляют четыре времени года, белый, как символ осени, черный, как символ зимы, зеленый - весны и красный -  лета. Фиолетовые флаги вокруг крыши символизируют дрейфующие облака и смену сезонов. Судья (gyoji) напоминает священника синто в своей традиционной одежде. И ламинария (бурая водоросль), и каракатицы, и каштаны помещаются в кольцо вместе с молитвами в качестве оберегов. И, конечно, соль, которую разбрасывают перед каждой схваткой для очистки, один из наиболее заметных ритуалов сумо.

Синто, как и любая религия, разработан как религиюрегламентирует действия, которые надо совершать в угоду богам, чтобы обеспечить хороший урожай и находиться под божественной защитой, но вскоре появляется ещё одна функция: добивается успеха в спорте, что бы развлечь тех же богов, очистить поединок и защитить сумоиста от вреда.

Первая церемония открытия dohyo-iri , или  церемония представления бойцов, в  исполнении сумоистов Juryo и Makuuchi до начала их боев. Сумоисты сгруппированы в две группы: Восток и Запад и каждая группа имеет свою очередь представления. Сумоисты низкого ранга выходят первыми и проходят полный круг по кольцу, за ними следуют другие борцы в порядке возрастания ранга. Перед выходом борца на ринг, его представляют зрителям. После того, как последний сумоист из группы поднимется на площадку, борцы, которые стояли лицом к зрителям, поворачиваются лицом внутрь круга. После хлопка в ладоши один раз, они поднимают правую руку, и, наконец, поднимают обе руки одновременно. Эта традиция восходит к времени самураев, сумоисты показавают друг другу, что никто не вооружен. Во время церемонии этих церемоний, сумоисты ранга Йокозуна отсутствуют в группе, так как они должны выполнять свои собственные отдельные церемонии. Когда Йокозуна выполняет свою церемонию, он будет носить белые tsuna, чтобы показать его ранг.

Перед началом схватки, оба борца тратят несколько минут поднимая поочередно ноги высоко в воздух и топая ими, для того , чтобы отпугнуть демонов. Они также бросют несколько горстей соли в кольцо, для его очищения. Многие борцы также посыпать солью вокруг своего тела в качестве средства защиты от травм. После проведения последнего боя в день,проводится церемония yumi-tori. И пока не будет закончен этот  ритуал, настоящие фанаты не покидают свои места.

В настоящее время в профессиональном сумо проводят турнир, состоящий из шести крупных этапов,  который называется hon-basho. Турнир разделены следующим образом: январь-Токио, март-Осака, май-Токио, июль-Нагоя, сентябрь-Токио и в ноябре-Фукуока. До начала 20 века, было только два basho в год, однако, как популярность сумо стала рости, количество крупных турниров увеличилось до четырех basho в год, а затем в 1958 году, был уже сформирован нынешний регламент турниров. Кроме того, до 1949 bashoпродолжалась в течение 10 дней; в настоящее время длительность basho составляет 15 дней. В промежутках между basho, сумотори постоянно проводят выставочные турниры по другим городам Японии. Этот тур называется jungyo, на таких турнирах борцы сражаются друг с другом в формате, более напоминающем показательные выступления, они больше заботятся о том, чтобы избежать травмы, чем выиграть. Этот тип турниров называется hana-sumo, или цветок сумо.

На протяжении всей истории этого вида спорта, есть запись о всего 68 борцах, которые были возведены в ранг Йокозуна (Yokozuna). В настоящее время только № 68, Асасерю (Asashoryu) по-прежнему активно борется. Асасерю является третьим иностранных суматори, когда-либо получил эту награду за №66 Мусашимару (Musashimaru) и №64 Акэбоно (Akebono), которые родом с Гавайских островов, Асасерю из Монголии. Для того, чтобы получить повышение в ранге Йокозуна в настоящее время, рикиси должен выиграть два турнира подряд. Чтобы подчеркнуть, насколько сложна эта задача, надо представить, что из сотен тысяч молодых людей, которые когда-либо вышли на ринг, лишь 68 достигли вершины. В прошлом, когда не было активных Йокозуна, были исключения из правил о выигрыше двух турниров, если суматори выиграл один турнир, то ему присваивался ранг:  "достойный Йокозуна".

Другой увлекательный аспект сумо - ежедневные занятий (так называемые keiko) непосредственно перед и во время крупных турниров. Практика начинается около 5:00 утра у самых низших по рангу борцов и начинает с растяжки, а затем идут реальные поединки в импровизированном ринге. Наиболее распространенная форма keiko называется moshi-ai-geiko. Эта форма keiko построена на том, что победитель остается в кольце, пока кто-то еще может войти на площадку и составить ему конкуренцию. Как только один бой заканчивается, то на смену прогиравшему выходит новый сумотори. Не существует методики формального обучения приемам и тактике, скорее, борцы изучить это сами, наблюдая как это делают старшие по рангу борцы. Борцы, имеющие более высокий ранг, позже просыпаются и позже приходят на тренировку. Сумотори Makuuchi обычно приходят на тренировки в 8:30 утра. Когда борцы с более высоким рейтингом начинают свою тренировку, сумоисты стоящии на более низкой ступени иерархии уходят на кухню, готовить  пищу.

Примерно в 11:00 утра сумотори садятся за эту еду. С более высоким рейтингом борцы едят в первую очередь, а другие стоят по стойке "смирно" за столом ожидания, чтобы служить если в этом возникнет необходимость. Основной прием пищи в день состоит из тушеного блюда, которое называется chanko-nabe. Бульон получают из морских водорослей, а также различные сорта мяса, рыбы, овощей и лапши добавляют для увеличения  калорийности еды. Сhanko-nabe едят с рисом и запивают пивом. После того как насытятся старшие по рангу сумотори, к еде могут приступить младшие, зачастую им остаются остатки со стола. После еды, сумотори ложатся спать, так как у них не остается больше официальных обязанностей.

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.