7.7 Организация спортивной тренировки

 

Содержание соревнований и факторы, обусловливающие спортивный результат, служат основным ориентиром в подготовке спортсменов высокого класса.

Спортивная тренировка понимается как педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике, тактике и развитие его физических способностей.

Цель спортивной тренировки состоит в достижении максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности.

Для достижения этого спортсменом решаются следующие задачи:

- совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения;

- освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;

- воспитание необходимых моральных и волевых качеств;

- приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.

Результаты решения задач спортивной тренировки выражаются понятиями: «тренированность», «подготовленность» и «спортивная форма».

Тренированность это степень функционального приспособления организма к предъявляемым тренировочным нагрузкам. Возникает в результате систематических физических упражнений и способствует повышению работоспособности человека. Тренированность подразделяется на общую и специальную.

Общая тренированность формируется под воздействием упражнений общеразвивающего характера, повышающих функциональные возможности органов и систем организма.

Специальная тренированность приобретается вследствие выполнения конкретного вида мышечной деятельности в избранном виде спорта.

Тренированность всегда ориентирована на конкретный вид специализации спортсмена в двигательных действиях и выражается:

-     в повышении уровня функциональных возможностей его организма,

-     специфической и общей работоспособности,

-     в достигнутой степени совершенства спортивных умений и навыков.

Подготовленность – это результат физической, технической, тактической, психической, подготовки.

Спортивная форма – это степень подготовленности спортсмена, характеризующаяся его способностью к одновременной реализации всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.

Основным специфическим средством спортивной тренировки являются физическое упражнение. Состав и содержание упражнений подбираются применительно к особенностям спортивной дисциплины. Используются упражнения с таким расчетом, чтобы обеспечить направленное и дифференцированное воздействие на совершенствование физических способностей и формирование навыков, необходимых спортсмену.

Между различными физическими упражнениями возможны как положительные, так и отрицательные взаимодействия, обусловленные закономерностями положительного и отрицательного “переноса” различных физических качеств и двигательных навыков.

Выделяют избранные соревновательные, специально подготовительные и общеподготовительные упражнения. К первым относятся такие двигательные действия, которые выполняются в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта. Вторые включают элементы соревновательных действий, а также движения, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Третьи являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена.

С помощью одного лишь соревновательного упражнения нельзя в необходимой мере совершенствовать силу, быстроту, выносливость, подвижность в суставах так, как этого можно добиться с помощью специальных упражнений. Из-за высоких нервных и физических напряжений, число повторений соревновательного упражнения в целостном виде нельзя сделать достаточно большим. Этим объясняется использование специально подготовительных упражнений.

Специально подготовительные упражнения подразделяются на:

подводящие, способствующие освоению техники движений;

развивающие, направленные на воспитание физических качеств;

имитационные упражнения.

Общеподготовительные упражнения должны выражать особенности спортивной специализации. Выбирая общеподготовительные упражнения, обычно соблюдают определенные требования. На ранних этапах физической подготовки обычно включаются упражнения, позволяющие эффективно решать задачи всестороннего физического развития. А на этапах углубленной специализации используемые упражнения являются фундаментом для совершенствования соревновательных навыков и физических способностей, определяющих спортивный результат. Влияние общеподготовительных упражнений на повышение результатов является опосредованным.

Современные квалифицированные спортсмены наряду с большими объемами специальных нагрузок, приближенных к соревновательным режимам, используют большое количество неспецифических упражнений.

В настоящее время в циклических видах спорта в основном используют две группы методов выполнения упражнения – непрерывного (дистанционные методы) и прерывного.

Непрерывно выполнять упражнение можно равномерно и переменно. Снижение интенсивности здесь рассматривается как переключение, а не отдых в работе.

Методы прерывного упражнения состоят из интервального и повторного. Здесь главным условием выполнения упражнения является наличие интервалов дозированного (временем, расстоянием, уровнем физиологических показателей) или недозированного отдыха (по самочувствию).

Широко применяется также контрольно-соревновательный метод, который относят к обеим указанным группам методов. Соревнования, прикидки и контрольные упражнения могут проводиться однократно (на соревновательной, более короткой или более длинной дистанции) или многократно (на отрезках с целью тестирования состояния тренированности).

Методы спортивной тренировки характеризуют собой способы применения средств с целью решения конкретных задач в подготовке спортсменов. Их можно объединить по направленности, цикличности и нагрузочности.

По направленности воздействия на организм выделяют:

1. Методы способствующие более интенсивному восстановлению работоспособности.

2. Методы избирательно воздействующие на отдельные системы организма.

3. Методы направленные на развитие именно тех энергетических источников и систем организма, которые интенсивно функционируют в процессе соревнований.

По цикличности применения тренировочных заданий методы могут быть однократными, серийными и многосерийными.

1. Однократные методы, предусматривают два параметра нагрузок: по продолжительности мышечной работы и по интенсивности мышечной работы.

2. Серийные методы тренировки включают три параметра нагрузки: по продолжительности упражнения, его интенсивности и числу повторении упражнения, и два параметра отдыха: по величине отдыха и его характеру.

Многосерийные методы тренировки, включают восемь параметров нагрузки и отдыха:

1) продолжительность упражнения;

2) интенсивность;

3) числу повторений упражнения;

4) величина интервала отдыха внутри серии;

5) характер отдыха внутри серии;

6) величина интервала отдыха между сериями;

7) характер отдыха между сериями;

8) общее число серий.

По величине тренировочной нагрузки выделяют облегченные, оптимальные и жесткие методы тренировки. Первые предусматривают такое сочетание компонентов нагрузки и отдыха, которое позволит быстро восстановить 95% работоспособности организма. Оптимальные методы характеризуются сочетанием нагрузки и отдыха, при котором организм восстанавливается относительно медленно, из-за значительных величин потери работоспособности. Жесткие методы тренировки являются очень тяжелыми и требуют значительного времени для восстановления после наступившего утомления.

Остановимся на характеристике отдельных методов тренировки. Достижение высоких результатов связано с комплексным использованием методов, при котором в разные периоды и этапы подготовки акцент делается на одном из них.

Равномерный метод. При его использовании упражнения выполняют непрерывно, с относительно постоянной скоростью. Особое значение этот метод приобретает в подготовительном периоде тренировки, он позволяет совершенствовать аэробные процессы в организме.

При использовании равномерного метода хорошим показателем интенсивности нагрузки служит частота пульса, табл. 3.

Таблица 3

Потребление кислорода и частота пульса 

Скорость

Потребление кислорода в % от МПК

Частота пульса за 1 мин.

Выше соревновательной на 7–10 %

90–100

> 180

Соревновательная

75–85

165–175

Ниже соревновательной на 10–15 %

70–75

150–160

Ниже соревновательной на 20 %

60–70

140–150

 

Переменный метод. Его характеризует непрерывное чередование упражнений с различной интенсивностью. Упражнение может быть стандартным, например кроссовый бег, в котором несколько раз дозировано меняется темп, или произвольным, например фартлек, в котором темп изменяется по самочувствию бегуна или предварительной программе тренировки.

Использование метода позволяет многократно изменять воздействие на организм спортсмена. Переменными параметрами нагрузки будут скорость передвижения и длительность воздействия различной интенсивности.

Интервальный метод. Его характеризует неоднократное выполнение упражнения с регламентированным отдыхом. С одной стороны, интервал отдыха может дозироваться временем (постоянное или меняющееся) либо дистанцией медленного восстановительного бега трусцой, с другой — готовностью физиологических систем организма спортсмена, определяемой по ЧСС, концентрации лактата в крови и т.п.

Повторный метод. Его характеризует применение как стандартных, так и различных по продолжительности и интенсивности отрезков, повторяющихся через промежутки отдыха, заранее не запланированные. Интенсивность и продолжительность упражнений могут быть одинаковыми, прогрессирующими и регрессирующими. Интервалы отдыха произвольны. Субъективные ощущения готовности спортсмена к выполнению следующей нагрузки и определяют длительность интервалов отдыха. При этом не обязательно дожидаться полного восстановления работоспособности. Главное – выполнить нагрузку с определенным количеством повторений и запланированной интенсивностью.

Повторный метод направлен на развитие скоростной выносливости и предъявляет повышенные требования к подготовке спортсмена. Он применяется после объемной тренировки равномерным и переменным методами в подготовительном или соревновательном периоде.

Повторно-переменный метод заключается в повторении работы с определенной переменной интенсивностью через промежутки времени, в течение которых организм полностью восстанавливается до ЧСС 90 уд/мин. Развивает в основном аэробную производительность организма спортсмена.

Контрольный метод используется для контроля за текущим состоянием развития физических качеств.

Соревновательный метод характеризуется соревновательной интенсивностью. Служит также для отработки спортсменом избранных тактических и технических приемов. Физиологический и психологический эффект должен соответствовать специфике соревновательного упражнения.

Круговой метод предполагает наличие комплекса тщательно подобранных простых упражнений, последовательно выполняемых.

Под воздействием тренировочных упражнений в организме спортсмена происходят определенные функциональные изменения, глубина которых зависит от формы упражнения (кросс, бег на отрезках, прыжки) и его характеристик (содержания): скорости, продолжительности, количества повторений, интервалов отдыха и других показателей.

Для того чтобы строить тренировку, необходимо систематизировать все используемые в подготовке методы на основе единого принципа, который бы, с одной стороны, объединял форму и содержание упражнений (педагогические показатели), с другой – связывал их с ответом основных вегетативных систем организма (биологические показатели).

В процессе многолетней подготовки спортсменов тренировочный процесс интенсифицируется, как и в процессе эволюции всей системы подготовки. Однако преждевременная интенсификация как в многолетнем, так и в годичном цикле; опережающая рост главных физиологических показателей, не дает необходимой эффекта.

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.