ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ У КАРАТИСТОВ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП

 

Детско-юношеская спортивная школа №4 Кировского района г. Красноярска

 

Предполагается, что результативность соревновательной деятельности каратистов находится в определенной взаимосвязи со спортивной мотивацией занимающегося каратэ. Мотивация определяет результативность деятельности, в свою очередь результативность соревновательной деятельности усиливает спортивную мотивацию. Для подтверждения этого предположения мной была изучена спортивная мотивация у каратистов. В исследовании приняло участие 90 каратистов из групп начальной подготовки (НП) и учебно-тренировочных групп (УТГ). Из них 60 занимающихся в НП; 30 воспитанников из УТГ.

 

Выраженность спортивной мотивации у каратистов (x±?), баллы

 

Показатели мотивации

группы

Р0

НП

УТГ

1

К1-ориентация на духовные потребности

2,5±0,05

3,6±0,04

0,05

2

К2-ориентация на материальные потребности

2,8±0,04

3,8±0,06

0,05

3

К3-ориентация на социальный быт

3,3±0,06

4,2±0,06

0,05

4

К4-ориентация на пополнение знаний

3,1±0,05

4,2±0,03

0,05

5

К5-ориентация на отсутствие болевых ощущений

3,2±0,05

3,9±0,09

0,05

6

К6-ориентация на накопление сведений о противнике

3,5±0,04

4,2±0,03

0,05

7

К7-ориентация на отсутствие психогенных влияний

2,5±0,05

3,8±0,04

0,05

Направленность спортивной мотивации

 

8

На тренировочный процесс

5,9±0,09

4,0±0,05

0,05

9

На соревнование

4,1±0,06

6,9±0,06

0,05

У спортсменов выявились следующие характеристики спортивной мотивации: структура мотивации по Р.А. Пилояну (1984); направленность спортивной мотивации на тренировочную деятельность и на соревнование; (Е.Г. Бабушкин,2000) Результаты обобщения и математической обработки полученного материала представлены в таблице.

Спортсмены начальной подготовки имеют низкую степень выраженности побудительные основания (К1 и К2), базисные основания (К3, К4, К5), процессуальные (К6, К7). Новички еще не знакомы с особенностями соревновательной борьбы. Материальные и духовные потребности еще не заняли у них ведущие место. В УТГ наблюдается тенденция усиления ориентации на духовные и материальные потребности.

У новичков пополнение специальных знаний занимает более высокое место в структуре мотивации по сравнению с другими компонентами мотивации. Для новичков важным является знание приемов, техники обучения приемов, знание тактики и др. Более взрослые спортсмены уже обладают необходимым составом специальных знаний. Поэтому этот компонент спортивной мотивации не является для них более значимым.

В исследованиях Р.А. Пилояна (1984) и Е.Г. Бабушкина (2000), проведенных на борцах и боксерах, были показаны аналогичные результаты. По видимому, этот факт можно считать закономерным для спортивной деятельности единоборствами.

В структуре направленности спортивной мотивации проявляется следующая тенденция: с повышением уровня спортивного мастерства снижается направленность на тренировочный процесс, а повышается направленность мотивации на соревновательный процесс.

Данная тенденция говорит о том, что не стоит перегружать группы начальной подготовки соревновательной деятельностью, а больший акцент делать на тренировочный процесс, стараясь разнообразить его, заинтересовывая занимающихся каратэ.

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.