Физическая культура для младших школьников.

 Введение.

     Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. С переходом от

дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6-7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.

     В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.

     Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также приспособлением к новым условиям. С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и ощутимо ограничивается их двигательная активность, возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности.

     В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движения, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений.

 

1 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МАЛДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Задачи физического воспитания младших школьников

      Успешное решение задач физического воспитания младших школьников возможно лишь в том случае, если оно становится органической частью всего учебно-воспитательного процесса школы, предметом общего беспокойства педагогического коллектива, родителей, общественности, когда каждый педагогический работник выполняет свои обязанности в соответствии с «Положением о физическом воспитании учеников общеобразовательной школы».

      Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию учеников является важной задачей начальной школы. Физическое состояние ребенка, его здоровье является той базой, на которой развиваются все его силы и возможности, в том числе и умственные.

     Правильное физическое воспитание учеников - необходимое условие нормального развития всего организма. Благодаря двигательной активности обеспечивается развитие сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, улучшается обмен веществ, повышается общий тонус жизнедеятельности. Известно, что когда дети мало двигаются, они отстают в развитии от своих ровесников, которые имеют правильный двигательный режим.

     Задача укрепления здоровья ребенка предусматривает закаливание его организма. С этой целью занятие физкультурой по возможности следует проводить на воздухе, а проводя их в помещении, придерживаться гигиенических требований [10].

     Важным показателем нормального физического развития ребенка является правильная осанка, которая предопределяет нормальное положение и функционирование внутренних органов. Формирование правильной осанки зависит от многих условий, а именно от того, как ученик ходит, стоит, сидит, выполняет ли ежедневно утреннюю гимнастику, физкультминутки на уроках, игры и упражнения на переменах. Физические упражнения являются основным средством формирования правильной осанки.

     Формирование двигательных умений и навыков в начальных классах проводится согласно с учебной программой, которая предусматривает обучение учеников упражнениям основной гимнастики, легкой атлетики, игр, лыжной подготовки, плавания.

     Эффективность обучения двигательным действиям зависит от методики проведения уроков, от того, как в процессе обучения активизируется познавательная деятельность учеников, включается в этот процесс язык и мышление, насколько сознательно относятся они к усвоению  двигательных действий.

     Овладение правильной техникой выполнения упражнений является важным заданием физического воспитания. Как известно, упражнения положительно влияют на организм лишь при условии, что они правильно выполняются. К тому же, рациональная техника исполнения упражнений способствует формированию правильных навыков жизненно важных движений, развивает у детей умения целесообразно распределять усилие и эффективно осуществлять разные движения, воспитывает у них готовность быстро усваивать новые двигательные действия.

      Вооружение учеников знаниями по физической культуре, гигиене, с правилами закаливания. В начальных классах ученики должны иметь представление о правильном двигательном режиме, осознавать значение утренней гигиенической гимнастики, физической культуры, активного отдыха во внеурочное время, знать, какая одежда и обувь нужны для занятий физическими упражнениями, следить за правильностью осанки, знать правила закаливания, содержание начальной степени комплекса ГТО «К стартам готов».

      Развитие двигательных (физических) качеств заключается в том, чтобы в процессе занятий физкультурой развивать у учеников скорость, силу, ловкость, выносливость. Этот процесс тесно связан с формированием двигательных навыков и обусловлен объемом и характером двигательной активности ребенка. От уровня развития двигательных качеств зависят результаты выполнения таких естественных движений, как бег, прыжки, метание, плавание и др.

      В младшем школьном возрасте естественное физиологичное развитие двигательных качеств имеет свои особенности: ловкость и скорость движений развиваются интенсивнее, чем сила и выносливость. Для методики физического воспитания важно учитывать то, что мышца как орган ощущения созревает раньше, чем как рабочий орган. У детей с 7 до 13 лет наблюдаются наибольшие сдвиги в развитии координации движений. Учитывая это, важно правильно определить содержание и методы физического воспитания, которые бы содействовали развитию у детей двигательных качеств в соответствии с их возрастными особенностями .

     Формирование интереса и привычки к занятиям физкультурой - необходимое условие успешного осуществления физического воспитания школьников.

     В младшем школьном возрасте активно развиваются интересы и привычки. Каждому школьнику следует привить желание заниматься физкультурой. Только в том случае, если ученики с интересом относятся к урокам физкультуры, по собственной инициативе посещают занятие в группах из комплекса ГТО или в спортивных секциях, дома выполняют упражнения и процедуры, направленные на закалку организма, можно достичь их всестороннего физического развития и укрепления здоровья.

      Большое значение для привития школьникам интереса к физкультуре имеет позиция семьи в этом вопросе. Интерес возникает и станет стойким, если родители привлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста к занятиям физкультурой, создают для этого необходимые условия пишет Панченко А. С [10].

     Д.Г. Клысова отмечает воспитание позитивных морально-волевых качеств является одним из важных заданий, что осуществляется в процессе занятий физкультурой. При выполнении физических упражнений ученикам часто приходится выявлять волевые усилия, чтобы преодолевать неуверенность и даже страх. В результате постоянной тренировки у учеников воспитываются смелость, решительность, настойчивость. Вместе с волевыми качествами одновременно воспитываются моральные черты личности, а моральное воспитание невозможно без проявления волевых усилий [8].

     Подготовка учеников к сдаче норм комплекса ГТО. Начальная степень комплекса ГТО «К стартам готов» рассчитана на детей 7-9 лет. Задания этой степени заключаются в том, чтобы дети приобретали навыки выполнения физических упражнений, развивали ловкость, смелость, координацию движений, приобретали интерес к спорту. В 1 классе ученики готовятся к сдаче норм начальной степени, а в 2 - продолжают подготовку и сдают эти нормы. В 3 классе готовятся к сдаче в 4 классе норм І степени - «Смелые и ловкие».

     Для мальчиков и девочек нормы степени «К стартам готов» одни. Большинство упражнений этой степени входит в программу по физической культуре для подготовительных и 1-3 классов. В связи с этим часть работы по подготовке школьников к сдаче норм комплекса проводится на уроках физкультуры, ведутся также систематические внеклассные занятия. Последними желательно охватывать всех учеников. К этой работе привлекается ученический физкультурный актив, коллектив физической культуры школы отмечает Каратаева Т.Ю. [7].

 

1.2 Возрастные анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

      К детям младшего школьного возраста относятся школьники от 7 до 11 лет. В этот период улучшаются память ребенка, координация движений. В связи с этими физиологическими особенностями у ребенка появляются возможности к обучению: письму, чтению, счету.

      С началом учебы возникают и некоторые проблемы: ребенок меньше времени проводит на воздухе, изменяется и нарушается режим дня ребенка, в том числе и режим питания. Вследствие этого повышается вероятность таких заболеваний, как инфекционные, аллергические, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные. Также в данном возрасте велики вероятность и опасность детского травматизма пишет А.А.Зайчиков [6].

      К числу анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста относятся следующие:

 Стабилизируется скорость роста: рост ребенка в 8 лет составляет 130 см, в 11 лет – около 145 см.

 Появляются некоторые скопления жировых клеток под кожей в области груди и живота, которые при отсутствии должного контроля могут привести к ожирению. Менее опасными становятся переохлаждения и перегрев, так как заканчивается формирование потовых желез.

 Увеличивается в размерах и укрепляется мышечная система ребенка. Теперь школьник становится физически более сильным и работоспособным.

 Его пальцам подвластна более тонкая работа: письмо, лепка.

 Продолжаются рост и укрепление костей, однако окончательное окостенение еще не произошло, в связи с чем остается опасность искривления позвоночника вследствие неправильной осанки при чтении и письме.

 Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам начинают проявляться отличия в строении скелета мальчиков и девочек: таз у девочек более широкий, имеется тенденция к расширению бедер. Завершается формирование структуры легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов). Увеличение слизистой оболочки перестает создавать серьезную опасность при заболеваниях дыхательной системы. Частота дыхания уменьшается в 10 лет до 20 раз в минуту.

 В сердечно-сосудистой системе продолжается тенденция к уменьшению частоты пульса (с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту) и увеличению артериального давления (110/70 мм рт. ст.).

 Органы пищеварения и пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, процесс пищеварения практически не отличается от пищеварения взрослых. Частота опорожнения кишечника -1-2 раза в день.

 Строение почек и других органов мочевыделения почти как у взрослых. Постепенно нарастает суточное количество мочи.

 Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели иммунной системы практически соответствуют аналогичным показателям взрослых.

 Заканчивается развитие эндокринной системы. Появляются признаки полового созревания. У девочек в 9-10 лет округляются ягодицы, незначительно приподнимаются соски молочных желез, в 10-11 лет набухает грудная железа. У мальчиков в 10-11 лет начинается рост половых органов.

 Развитие нервной системы характеризуется расширением аналитических возможностей, ребенок размышляет над своими поступками и поступками окружающих. Однако в поведении детей младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности отмечает Барабанов Р.Е [1].

 

                        2 ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

                              2.1 Средства и формы физического воспитания детей младшего школьного возраста

 

     При разработке той или иной методики выполнения физических упражнений для школьников 1-4-х классов ряд авторов рекомендуют распределить средства физической подготовки с учетом укрепления мышц плечевого пояса, затем спины, брюшного пресса, ног. И.И. Мансуров считает целесообразным применять для младших школьников следующий комплекс упражнений в основной части урока:

1) упражнения на равновесие, с мячом, прыжки, игры;

2) общеразвивающие упражнения на месте, в движении, метание в цель, лазание, игры с прыжками;

3) упражнения на осанку, перелазание, прыжки в длину, игры с метанием.

    Ряд авторов предлагают широко использовать круговой метод занятий физическими упражнениями в младших классах . Так, А.И. Голубев, Т.Н. Голубева, В.Б Абрамович, Б.М. Иванов при проведении круговой тренировки младших школьников рекомендуют распределить их на небольшие подгруппы, которые проходят все станции от одного до трех раз с интенсивностью выполнения упражнений в 1/4, 1/3 и 1/2 от максимального.

   В.В. Шевцов и другие предлагают шире использовать в физическом воспитании младших школьников дифференцированный подход. По мнению А.И. Кравчука, предложенная им комплексная программа физического воспитания школьников 4-7-х классов позволяет последовательно осуществлять двигательную, функциональную и физическую подготовку. Л.В. Щукевич разработал методику развития скоростно-силовых качеств в группе младших школьников. Исследования автора показали, что развитие скоростных качеств у детей можно планировать в виде комплексных упражнении (для рук, туловища: 2-3 линейных или встречных движений с которыми включают 2-3 задания на быстроту реагирования внимания и т.п.). Наряду с разнообразными методиками развития скоростных качеств имеются работы, в которых раскрывается методика воспитания координационных возможностей школьников.

    Так, для этой цели В.И. Ляхом предложены для школьников 1-4-х классов различные виды прыжков. По его мнению, все разновидности прыжков содействуют формированию координационных способностей, относящихся к группе ациклических локомоций. Их можно также сгруппировать по принципу преимущественного воздействия на одну или несколько специфических координационных способностей:

- способность к дифференцированию параметров движения;

- способность к поддержанию ритма;

- способность к ориентированию в пространстве;

- способность к быстроте перестроения двигательных действий и способность к реагированию;

- способность к связи или соединению отдельных движений в целостные двигательные акты;

- способность к сохранению равновесия отмечает В.Г. Никитушкин [9].

     Е.Б. Главатских пишет формы  занятий  физкультурой и спортом в нашей  стране  очень  многоообразны.  Формами  обязательных занятий  являются  уроки  физической  культуры  по  государственным программам  учебных  заведений,  уроки  (занятия)  в  спортивных  школах. Занятия  в  спортивных  секциях,  занятия  по месту  жительства, самостоятельные, спортивные состязания, утренняя и производственная гимнастика, туристские  походы  считаются  свободными.  Очень  важно  так проводить  занятия, чтобы  они  приносили  наибольшую  пользу. Как бы ни были  разными формы занятий физическими упражнениями, возводятся они идентично:  имеют  предварительную, основную и завершающую части.

     Одной  из  важных  форм  организации  физкультурно-оздоровительной  работы  в  образовательных  учреждениях  является организация  внеучебных  спортивно-массовых  мероприятий, направленных  на  пропаганду  ЗОЖ  с  активно  принимающими  участие учеников  класса,  а  также  родителей.  Это  могут  быть  различные конкурсы,  викторины,  спортивные  праздники  «Веселые  старты»,  «Папа, мама,  я  —  спортивная  семья»,  «День  здоровья»,  «Малые  олимпийские игры»  и  многие  другие  [4]. 

      Уроки  (тренировки)  в  спортивных  секциях,  спортивных  школах, спортклубах  и  ДСО  составлены  так,  чтобы  укрепить здоровье  и готовить  будущих  спортсменов.  В  спортивных  секциях  коллективов физкультуры  уроки  (занятия)  имеют  целью  становления  группового спорта,  увеличение  спортивного  профессионализма,  оздоровление занимающихся.

      Массовые  занятия  гигиенической  гимнастикой  проводятся  в школах,  учебных  заведениях,  в  интернатах,  оздоровительно-спортивных лагерях.  Физкультминутку  организовывают  и  в  школах  на  уроках,  в особенности  с  младшими  школьниками.  Она  длится  всего  1-2  мин  и помогает  переключить  внимание,  отдохнуть.  Занятия  физкультурой  и спортом  по  месту  жительства  разнородны.  Они  могут  идти  и  в физкультурных  группах  в  форме  уроков,  могут  быть незапланированными,  к  примеру,  игра  в  волейбол,  соревнования дворовых  коллективов,  туристские  походы. 

       В  последнее  время  наиболее  обширное  распространение  получают самостоятельные  занятия  физкультурой  и  спортом.  Для  их  эффективного проведения  необходимо  сначала  проверить  состояние  здоровья, ознакомиться  с  методическими  пособиями [14].

                                             

                                                 2.2 Методы физического воспитания детей младшего школьного возраста

     При обучении двигательным действиям предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основное внимание овладению школой движений. При проведении занятий с учащимися I— IV классов особенно важно правильно называть упражнения, точно их демонстрировать, своевременно исправлять ошибки.

     Метод целостного упражнения (изучения действия в целом, используется при обучении простым упражнениям или сложным не поддающимся членению на отдельные фазы).

     Для успешного применения этого метода используют следующие методические приемы:

  ·  Обучение необходимо начинать с упрощенных форм движения

  ·  Использовать подводящие и имитационные упражнения

  ·  Оказание дополнительной помощи (подталкивание в кувырке)

  ·  Создание облегченных условий (например, подкидной мостик)

      Ценной чертой этого метода является то, что техника действия осваивается при постоянном взаимодействии его частей, это позволяет сохранить ритм действия и его общую структуру.

     Недостатком этого способа является:

- Преподаватель не в состоянии одновременно исправлять все ошибки

- Неоднократное повторение двигательного действия целиком при начальном обучении может быстро приводить к утомлению отмечает Е.А. Романов [11].

     Расчлененный метод имеет вспомогательное значение.

      Метод расчлененного обучения характеризуется тем, что разучиваемое действие расчленяют на отдельные самостоятельные элементы без существенного изменения их характеристик. После обучения элементам двигательное действие выполняется в целом, где обеспечивается создание взаимосогласованности между элементами.

     При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная задача должна ставиться в конкретной форме: например, поймать, догнать, попасть в кольцо и т.д.

     В возрасте 8–11 лет на занятиях целесообразно применять преимущественно тренировочные средства и методы, развивающие частоту движений. Упражнения на скорость следует выполнять кратковременно (6–8 сек). 

     Причем эти методы должны обеспечивать выполнение упражнений преимущественно в аэробном или аэробно-анаэробном режимах энергообеспечения. А комбинированные или активные паузы отдыха должны быть предусмотрены не только после выполнения непрерывного упражнения и между повторениями, но и в процессе игры, обеспечивая при этом как полное восстановление, так и сверхвосстановление физической работоспособности. Кроме того, сниженные объемы умеренной или большой по интенсивности нагрузки должны обеспечивать соответственно малую или среднюю ее величину пишет Ж.К. Холодов [15] .

 

                                                                                                             Заключение

1. К задачам, решаемым в этом возрасте, относятся: 1) укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды; 2) овладение основами разнообразных жизненно важных движений; ) развитие координационных и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей; 4) формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья; работоспособность и развитие двигательных способностей; 5) выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий; 6) приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время; 7) воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов в ходе двигательной деятельности.

2. Определив, возрастные анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста можно сказать, что к детям младшего школьного возраста относятся школьники от 7 до 11 лет. В этот период улучшаются память ребенка, координация движений. В связи с этими физиологическими особенностями у ребенка появляются возможности к обучению: письму, чтению, счету.

3. Раскрыв средства и формы физического воспитания детей младшего школьного возраста, следует, что с началом учебы возникают и некоторые проблемы: ребенок меньше времени проводит на воздухе, изменяется и нарушается режим дня ребенка, в том числе и режим питания. Вследствие этого повышается вероятность таких заболеваний, как инфекционные, аллергические, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные.

4. При обучении двигательным действиям предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основное внимание овладению школой  движений. При проведении занятий с учащимися I— IV классов особенно важно правильно называть упражнения, точно их демонстрировать, своевременно исправлять ошибки. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение.

    Метод расчлененного обучения характеризуется тем, что разучиваемое действие расчленяют на отдельные самостоятельные элементы без существенного изменения их характеристик. После обучения элементам двигательное действие выполняется в целом, где обеспечивается создание взаимосогласованности между элементами.

 

                                                                                    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Барабанов, Р.Е. Основы медицинских знаний/ Учебное пособие/ Р.Е. Барабанов. - М.: Паладин, 2012. – 117 c. 

2. Виленская, Т.Е. Эффективность уроков физической культуры в начальной школе/ Т.Е. Виленская// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -№1. -2005. - С. 2-7.

3. Воробьева, Н.А. Управление дифференцированным физическим воспитанием детей младшего школьного возраста с разным уровнем физической подготовленности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 /Воробьева Наталья Александровна.-Смоленск, 2003 -166 c.

4. Главатских, Е.Б.Формы и методы формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания.

5. Гузаирова, А.М., Каратаева Т.Ю. Методика преподавания физической культуры младшим школьникам/ А.М. Гузаирова// Международный студенческий научный вестник. -2015.- № 5-3. -С. 322-326. ; 

6. Зайчиков, А.А. Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании детей младшего школьного возраста : дис... канд.пед.наук : 13.00.04 / Зайчиков Алексей Алексеевич.- Улан-Удэ, 2010. - 141 с. 

7. Каратаева, Т.Ю. Методика преподавания физической культуры младшим школьникам / Т.Ю, Каратаева. 

8. Клысова, Д.Г. Теория и методика обучения и воспитания физической культуре младших школьников/ Д.Г. Клысова// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. №31. - С. 156-159.

9. Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов Методическое пособие/ В.Г. Никитушкин. - М.: Москомспорт, 2009. - 112 с. 

10. Панченко, А. С. Интенсификация процесса физкультурно-оздоровительной работы с учащимися 10-15 лет в учреждениях детского отдыха и оздоровления : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04/Панченко Александр Сергеевич.-Краснодар, 2006. - 176 с.

11. Романов, Е.А. Оптимизация физического воспитания младших школьников Крайнего Северо-Востока России на основе использования средств спортивно-игровой направленности : автореф дис. ... канд. пед. наук / Романов Евгений Алексеевич .- Хабаровск, 2007. - 23 с.

12. Физическая культура : учебник / коллектив авторов ; под ред. М.Я. Виленского. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2013. - 424 с. 

13. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие /Сиб. федер. ун-т; [Сост. В.М. Гелецкий]. - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - 342 с. 

14. Хайбуллина, Д.Р. Особенности мировоззрения в сфере физической культуры и здоровья детей младшего школьного возраста / Д.Р. Хайбуллина // Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири: Материалы науч.-практ. конф. молодых ученых и студен­тов. - Омск, 2000. - С.28-30 

15. Холодов, Ж.К.Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб.заведений / Ж.К. Холодов. - 2-е изд.,исир.идоп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с. 


Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.