Тренер - ведущая основа процесса обучения

Многие родители, приводя детей в спортивные секции, не интересуются образованием тренера и уровнем владения им специальными знаниями, довольствуясь «яркой и красивой картинкой», тем, что он обладает громкими спортивными званиями, регалиями и более менее сносной спортивной формой. Такой подход, на взгляд нашего клуба, весомое упущение со стороны родителей, что и явилось причиной для написания нижеследующего материала.

В деятельности тренера, основная задача – передача знаний ученику посредством руководства процессом усвоения знаний, формирования двигательных умений и навыков на высоком эмоциональном уровне вне зависимости от возраста своих подопечных. В этом смысле каждая операция преподавания реализует принцип ведущей роли учителя в обучении. Действия преподавателя наглядно представлены на схеме, предложенной Р. Сингером и У. Диком:

1. Определить цели обучения.

2. Определить систему частных задач обучения.

3. Определить исходный уровень подготовленности обучаемых.

4. Определить критерий научения.

5. Определить методы оценки успеваемости.

6. Разработать стратегию обучения.

7. Подготовить необходимое оборудованиею

8. Подготовить учебные пособоия и инвентарь.

9. Оценить преподавание в целом и по элементам.

10.Внести коррективы в преподавание.

Чтобы показать основную составляющую роли тренера в различных частях многогранного процесса обучения необходимо прибегнуть к раскрытию основных дидактических принципов (дидактика – раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрываетзакономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём структуру содержанияобразования. Основные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?» и "зачем учить?"), в нашем случае мы будем вести речь о научном подходе.

Обучение может быть полноценным только тогда, когда тренер, выполняющий роль непререкаемого авторитета, опирается на научно обоснованные теории. Это предполагает знание научных основ теории методики физического воспитания и спорта (теории техники спортивных двигательных действий, теории обучения двигательным действиям, теории развития физических качеств). Тренер должен владеть основами психологии обучения, в частности теорией управления усвоением знаний и формирования действий и понятий, знать физиологические закономерности приспособления к нагрузкам, возрастные особенности обучаемых и пути их использования в процессе обучения. Поскольку процесс обучения неотделим от воспитания, тренер должен строить свою деятельность с учетом устоев и традиции семей, в которых воспитываются дети и ни в коем случае не навязывать свое отношение к религии, а строить процесс только на законах дидактики. Наконец, тренер должен обладать достаточным уровнем гуманитарных знаний, научных теорий и устоев современного общества и способностью строить свою деятельность с учетом правового поля, действующего на территории нашей страны.

Если тренер выполняет свои функции не на основе научного знания, а на основе эмпирического опыта (опыт, полученный в результате личных действий), который он получил в качестве спортсмена или на вере в авторитеты, то он неизбежно теряет способность к творчеству, а вместе с этим значит и свою тренерскую роль. Процесс обучения в этом случае резко теряет эффективность, поскольку становится подобным кораблю, управляемому слепым капитаном, а учащиеся в лучшем случае овладевают искусством повторять то, что говорит учитель, не поднимаясь в познании нового до усвоения закономерностей.

Принцип научности вообще не может быть реализован, если тренер не владеет научными подходами.

Учебный процесс будет эффективным при условии дидактической обработанности всех элементов его организации, включая учебный материал. Дидактическая обработка материала имеет целью привести программу обучения в соответствие с индивидуальными особенностями воспитанников. Программный материал должен быть составлен самим тренером с учетом обстоятельств, в которых проходят занятия. Сложность и объем учебных заданий, последовательность решения частных задач обучения, формы организации работы и набор средств и методов — все это в решающей мере зависит от выбора, который сделает тренер. Соответственно без специальных знаний на практике это сделать невозможно. Если в стихийном обучении доступность материала определяется в пробах, причем в большинстве случаев ряд неудачных попыток ведет к отказу от попытки научиться, то в научно-организованном обучении благодаря творческой составляющей тренера принцип научности, обучение делает возможным решение самых трудных задач.

Тренер должен представлять стратегию обучения, варианты которой зависят от условий обучения, подготовленности обучаемых и множества других факторов. Выявление, оценка, рациональное использование этих факторов при организации обучения определяет талант тренера. Если тренер не обладает талантом и наложенным на него академической базой, то учение станет неуправляемым, стихийным, а его результаты будут случайными.

Профессионально подготовленный тренер выполняет роль дирижера в оркестре, который не навязывает, а ведет, и делает это незаметно для ученика, помогая ему самому осознать свои действия. Активность обучаемого — результат взаимодействия различных по сущности и силе, иногда конкурирующих мотивов. Ведущая роль тренера проявляется в том, что он управляет формированием иерархии мотивов, стимулируя одни потребности обучаемого и подавляя другие, создавая благоприятные условия для удовлетворения потребностей учения и ограничивая возможности удовлетворения потребностей, мешающих достижению целей обучения. Стиль работы тренера, не владеющего достаточным уровнем академических знаний, носит чаще всего авторитарный характер, что подавляет творческую составляющую личности и мешает раскрыть его скрытые качества, а соответственно об удовлетворении каких потребностей можно говорить.

Эффективность усвоения материала во многом зависит от того, насколько точно представляет себе обучаемый цели обучения, сущность задач и путей их решения но при этом не отходить от эмоциональной составляющей как основы движителя педагогического процесса.

Процесс обучения можно считать близким к идеальному только в том случае, если он незаметен для обучаемого.

С уважением А.И. Чикуров.

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.