2.2.2. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками.

В зависимости от способа освоения структуры двигательного дейст­вия в процессе разучивания их подразделяют на:

• метод расчлененного упражнения;

• метод целостного упражнения.

Метод расчлененного упражнения предполагает разделение упражнения по частям с последовательным их объединением по мере освоения в цело­стное действие.

Этот метод применяется в следующих случаях:

• при обучении сложно-координационным двигательным действиям, когда нет возможности изучить их целостно;

• если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало взаимосвязанных между собой;

• если упражнение выполняется так быстро, что нельзя изучить и усо­вершенствовать его отдельные части;

• когда целостное выполнение упражнения может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы;

• когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, что­бы поддержать интерес к учебной деятельности, особенно в работе с деть­ми и подростками, сформировать уверенность в своих силах.

Задача построения обучения двигательным действиям методом рас­членения сводится к решению вопросов о количестве обучающих упраж­нений и их выборе. Решая эти вопросы следует придерживаться таких пра­вил:

• расчленение не должно вызывать принципиального изменения струк­туры данного действия;

• для отдельного разучивания следует выбирать только те фазы упраж­нения, которые могут эффективно контролироваться либо самим обучае­мым, либо извне, с помощью преподавателя или обучающих устройств;

• изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.

• выделенные элементы надо по возможности изучать в различ­ных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Недостаток метода разучивания по частям заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объе­динить в целостное двигательное действие.

Метод целостного упражнения основывается на том, что с самого начала движения осваиваются занимающимися в составе той целостной структуры, которая типична для данного действия (прыжки, метания и др.).

Он преимущественно используются при:

• разучивании более простых упражнений;

• изучении некоторых сложных действий, которые, с методической точки зрения, нецелесообразно изучать по частям;

• закреплении и совершенствовании двигательных умений и навыков.

Благоприятные условия для применения целостных методов имеют также в тех случаях, когда обучаемый и педагог располагают эффективными средствами и приемами помощи и страховки. К примеру, это характерно для таких видов спорта, как спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, и другие, в которых освоение действий связано с элементами риска, страха, преодолении отрицательных эмоций.

В настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются тренажерные устройства, берущие на себя функции обучения технике движений и контроля за действиями занимающихся. Естественно применение таких тренажеров и других технических устройств делает возможным целостное разучивание даже довольно сложных двигательных действий.

 

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.