2.3.4. Принцип систематичности.

В физическом воспитании и спортивной тренировке принцип систематичности по праву признается центральным, специфически стержневым. Нарушение его хотя бы некоторых положений наибо­лее сильно сказывается на эффекте всего физического воспитания, делая его либо бессмысленным, либо вредным для здоровья. Бессистемные занятия физическими упражнениями никакой реальной пользы человеку не приносят.

Принцип систематичности можно сформулиро­вать следующим образом – физическое воспитание надо осуществ­лять регулярно, при оптимальном чередовании допустимых нагру­зок с необходимым отдыхом.

Он базируется на одной из существен­ных биологических закономерностей, известной под названием «фазового изменения работоспособности». Именно на ее основе и строится процесс физического воспитания, особенно спортивная тренировка. Сущность фазового изменения работоспособности со­стоит в следующем. При выполнений физической работы (физиче­ских упражнений) в организме человека постепенно наступает утомление. Эта первая фаза называется фазой снижения работо­способности. После прекращения работы, во время отдыха, обяза­тельно наступает фаза восстановления работоспособности. И если выполняемая работа была достаточно значительной (т.е. в соответ­ствии с принципом доступности), то проявляется третья фаза – фаза сверхвосстановления (суперкомпенсации).

К настоящему времени уже известны некоторые особенности проявления закона фазового изменения работоспособности, кото­рые имеют большое методическое значение в физическом воспита­нии. Рассмотрим некоторые из них:

1. Степень сверхвосстановления зависит от величины нагрузки. Чем выше в пределах допустимого выполненная нагрузка, тем зна­чительней степень сверхвосстановления.

2. Сохранение фазы сверхвосстановления у человека зависит от продолжительности выполняемой им работы. Фаза сверхвосста­новления дольше сохраняется после длительной работы и быстро проходит после кратковременной.

3. Одна и та же по величине нагрузка, применяемая в системе занятий регулярно, с каждой последующей серией занятий вызы­вает в организме все меньшие психофизиологические и другие сдвиги, т.е. происходит соответствующая адаптация, получившая название явления «экономизации функций».

4. Наиболее заметный рост работоспособности в системе заня­тий происходит тогда, когда каждая последующая нагрузка дается в фазе сверхвосстановления.

Назначение принципа систематичности, исходя из вышеизложенного, будет заключаться, во-первых, в том, чтобы обеспечить суммирование срочных тренировочных эффектов (сдвигов в организме), достиг­нутых благодаря фазам сверхвосстановления, во-вторых, в обеспе­чении адаптации организма к предъявляемым ему нагрузкам, в-третьих, в закреплении двигательных умений и навыков, осваивае­мых на занятиях.

При реализации данного принципа важное значение принима­ет объективная информация о состоянии занимающихся. Она является ключевым аспектом в принятии управленческих решений, регламентиру­ющих величину физической нагрузки (по объему и интенсивности), а так­же меру и качество отдыха.

Принцип систематичности реализуется путем соблюдения сле­дующих методических требований:

1. Необходимо исключать неоправданные перерывы в занятиях. Дело в том, что достигнутый в результате тренировочных занятий уровень функциональных и морфологических изменений (умения, навыки, двигательные способности, общая и специальная работоспособ­ность) при прекращении занятий постепенно снижается. Причем некоторые регрессивные изменения выявляются уже на 5–7 День перерыва (Н. В. Зимкин).

2. Рационально чередовать нагрузку и отдых. Между занятиями целесообразен такой интервал отдыха, чтобы не происходила ут­рата положительного эффекта от предыдущего занятия. Таким образом, в результате многих занятий возникает «кумуля­тивный эффект», вызывающий стойкие адаптационные пере­стройки функционального и структурного характера (к примеру, растет сила и увеличивается мышечная масса). Наименьшие интер­валы между занятиями целесообразны при развитии скоростных и координационных способностей, несколько большие – при развитии силы, самые продолжительные – при развитии выносливо­сти.

3. С учетом гетерохронности (неодновременности) восстановле­ния различных функциональных систем организма можно практи­ковать разные интервалы отдыха в зависимости от характера на­грузки. Например, после кратковременной интенсивной работы в мышцах повышается уровень гликогена после 1 часа отдыха, а че­рез 12 часов он становится исходным. После продолжительной объемной работы cверхвосстановление наступает примерно через сутки, но зато и сохраняется в пределах около двух-трех суток.

В массовой практике физического воспитания типичными мож­но признать однодневные интервалы отдыха, т.е. трехразовые заня­тия в неделю. Такие занятия способны обеспечить полное под­держание и некоторое увеличение имеющегося уровня работоспо­собности, двигательных способностей и техники движений.

4. При построении системы занятий необходимо соблюдать единство двух противоположных тенденций – повторения прой­денного материала и включение нового, вариативного. Повторение содержания занятий (физических упражнений, нагрузок, исполь­зуемых методов и т.д.) необходимо на протяжении недельных, месячных и других циклов для обеспечения прочности усвоения, за­крепления и адаптации организма к нагрузкам.  

Столь же существенна и тенденция, связанная с вариативностью и новизной содержания занятий. Она требует включать в занятия новые упражнения, увеличивать и варьировать нагрузку, методику, менять интервалы отдыха и т.д. Тем самым обеспечивается перевод организма на более высокий уровень функционирования. Поэтому требование оптимального соотношения повторяемости и вариатив­ности является обязательным условием в реализации принципа систематичности.

Таковы некоторые типичные пути соблюдения принципа систе­матичности в физическом воспитании.

 

 

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.