3.1.4. Особенности методики физического воспитания детей в раннем дошкольном возрасте.

Ранний дошкольный возраст (до 2 лет) – начальный период эволюции двигательной функции человека и закладки основ его здоровья, физического развития и подготовленности.

При организации физического воспитания детей раннего возраста необходимо учитывать физиологическую слабость их мышечно-связочного аппарата и костной системы. Это обусловливает необходимость строгого дозиро­вания физических нагрузок, предлагаемых ребенку в раннем детстве.

В раннем детстве необходимо обеспечить равномерное систематическое использование массажа, рефлекторных, гимнастических упражнений и игр, приучить ребенка к повседневной физической активности, сформировать «комплекс удовольствия и мышечной радости» в его ощущениях как основу бу­дущей потребности в двигательной активно­сти и закаливании.

Основные средства физической трениров­ки детей грудного возраста – массаж, рефлек­торные, пассивные, пассивно-активные и ак­тивные упражнения.

Массаж – наиболее эффективное средство предварительной подготовки аппарата движе­ний младенца к будущей физической активно­сти. Он оказывает тонизирующее влияние на центральную нервную систему, способствует «проторению» путей нервных импульсов от мышц к мозгу, стимулирует процесс формиро­вания «мышечного чувства». Однако по мере созревания двигательной функции ребенка эти задачи все в большей мере решаются за счет не­посредственного, самостоятельного осуществ­ления движений. Поэтому массаж в целях тре­нировки следует применять только до 6-месяч­ного возраста. Применение массажа с гигиени­ческими и лечебными целями оправданно и в последующие месяцы.

Массаж следует проводить ежедневно. Начинать массажные процедуры можно в воз­расте 3 – 4 недель. При этом необходимо полу­чить консультации у врача-педиатра и инструк­ции патронажной сестры.

Массаж необходимо сочетать с рефлек­торными, пассивными и активными упражнениями.

Рефлекторные упражнения основаны на движениях, возникающих в ответ на раздражение участка поверхности тела ребенка. Примером та­кого упражнения может служить следующее.

Исходное положение – ребенок лежит на спине, ступни обращены к взрослому. Левой рукой взрослый слегка приподнимает правую ножку ребенка. Указательным пальцем правой руки он нажимает на ступню ребенка у основа­ния пальцев, затем проводит им по всей наруж­ной части подошвы стопы в направлении от мизинца к пятке. В ответ на эти раздражения будут вызываться движения стопы и пальцев.

Эффект рефлекторного разгибания позво­ночного столба можно получить, если, положив ребенка на бок и придерживая его спереди ла­донью и предплечьем правой руки, двумя паль­цами левой руки проводить вдоль позвоночно­го столба в направлении от крестца к шее.

К пассивным относятся: сгибание и разгибание ног вместе и попеременно, скрещивание рук на груди и разведение их в стороны, поднятие прямых ног лежа на спине и др.

К активным относятся: активное присаживание при потягивании за руки и сокращении сгибателей, напряженное сгибание туловища, присаживание за одну отведенную в сторону руку и без помощи рук, фиксируя колени, и др.

Массаж и рефлекторные упражнения проводят до 3 – 4 мес. Они являются основ­ной формой физической тренировки детей этого возраста.

Длительность массажного приема рекомендуется не более 2 мин, а рефлекторные упражне­ния повторяются не более 4 раз. Продолжитель­ность занятия – 8 – 12 мин.

В качестве места для занятий лучше всего использовать стол, на который постелено сложен­ное вчетверо тонкое одеяло (байковое), покрытое последовательно клеенкой и пеленкой или про­стыней. Занятия с ребенком проводятся ежеднев­но, один раз в день, через 1,5 ч после еды, при тем­пературе 20 – 22° С, в хорошо проветренном по­мещении без сквозняков. Во время занятия в по­мещении должно быть тихо или зву­чать тихая спокойная музыка. Свет в помещении должен быть ярким, присутствие других людей, кроме матери, нежелательно.

В возрасте 6 мес. занятия включают в себя рефлекторные, пассивные и пассивно-активные упражнения. К этому возрасту ребенок уже ча­стично владеет некоторыми видами движений и регуляции позы. Например, он может сидеть, придерживаясь руками за близлежащие предме­ты (сетка кроватки, веревочка с погремушками и т.п.), может стоять, не сгибая ножек, с помо­щью взрослого, приподнимать туловище, лежа на животе, удерживать в руках взятые предме­ты. Поэтому помимо ежедневных занятий фи­зическими упражнениями нужно стремиться к тому, чтобы создать ребенку возможности для реализации уже приобретенных моторных уме­ний. Для этого нужно «оснастить» места его пребываний (кроватка, манеж) необходимыми игрушками и приспособлениями для облегче­ния поиска возможностей движений.

Программа занятий физическими упраж­нениями для детей 7 – 8-ми месячного возраста значительно расширяется прежде всего за счет включения в нее активных упражнений. К их числу относится побуждение ребенка достать руками игрушку, ползать, доставая руками иг­рушку, и пр. В это время для расширения объе­ма двигательной активности ребенка нужно ис­пользовать новые виды движений, освоенные им: переворачивание на спину, ползание на чет­вереньках, наклоны и выпрямления туловища, изменения положения туловища, держась за пальцы взрослого (садится, ложится), перекла­дывание игрушек из одной руки в другую. С этой целью полезно перекладывать игрушки на дру­гое место, побуждая малыша находить их. Такие упражнения нужно выполнять короткими сери­ями по 5 – 7 мин в форме игры с ребенком.

В возрасте 9 – 10 мес. объем физической тренировки может быть увеличен. Главная за­дача в это время – подготовить опорно-двига­тельный аппарат ребенка к освоению ходьбы. В этом могут помочь упражнения, связанные со вставанием с помощью взрослого, и различные виды ходьбы с поддержкой.

В последние 3 мес. первого года жизни можно увеличить объем нагрузки занятий и сде­лать их более разнообразными по содержанию.

На 10-м мес. целесообразно повысить объем нагрузки за счет увеличения продолжительности занятий и постепенного увеличения количества повторений упражнений в 1,5 –2 раза.

Дети 11–12 мес. уже могут долго стоять без опоры и ходить, держась за руку взрослого, а к концу этого периода уже могут ходить самостоя­тельно, поднимать предметы, наклоняясь, выпол­нять некоторые задания взрослых, например до­стать и принести игрушку. Содержание физиче­ской тренировки малыша в этот период усложня­ется главным образом включением в нее различ­ных перемещений в виде ходьбы с поддержкой, самостоятельной ходьбы со страховкой, передви­жения на четвереньках, приседаний, стояния на месте, полуприседов (приплясывания).

Продолжительность занятия может быть увеличена до 15 мин.

Основное содержание физической актив­ности детей 2-го года жизни составляют ходь­ба, лазание, преодоление препятствий, различ­ные игры с мячом, игрушками, обручем, пал­кой, веревочкой (скакалкой). В конце этого пе­риода могут применяться упражнения в воде: плавание в круге, дыхательные упражнения, различные игры в воде и т.п.

Главная задача в этот период – помочь ре­бенку освоить правильную ходьбу с ритмичными и согласованными движениями рук и ног, укре­пить мышцы ног, спины и живота, так как от их силовой подготовленности во многом будет зави­сеть формирование правильной осанки.

Общее направление организации физиче­ской активности ребенка – побуждение его к освоению новых движений. Дети этого возрас­та очень впечатлительны, восприимчивы и склонны к подражанию. Поэтому показ новых движений следует сопровождать сравнениями с близкими и понятными ребенку образами жи­вотных, персонажами из детских книжек с кар­тинками, различными куклами и игрушками.

Для физической тренировки детей этого возра­ста можно с успехом использовать оборудова­ние детских площадок, рельеф местности, ска­мейки, деревья, камешки, шишки, веточки и т.п.

Занятия, посвященные обучению новым движениям, не рекомендуются быть слишком продолжи­тельными. Дети быстро устают при выполнении упражнений на ловкость и координацию. Время таких занятий нужно ограничивать 15 – 20 мин.

Самая эффективная форма занятий с детьми – игра. Взрослые могут играть с ре­бенком вдвоем или втроем, незаметно помо­гая малышу справиться с трудными на первых порах заданиями.

Нужно всячески поощрять даже незначи­тельные успехи в освоении новых движений, хвалить ребенка в разговоре между собой в его присутствии и побуждать его к новым успехам.

Если ребенку трудно справиться с каким-либо упражнением, не нужно настаивать на его обязательном выполнении, следует заменить его более легким или повторить то, что уже хорошо освоено. Следует учесть и то обстоятельство, что теперь, когда малыш владеет многими видами движений, его физическая активность станет зна­чительно выше, чем в 1-й год жизни. Очень мно­гие движения он будет выполнять самостоятель­но, без всякого принуждения со стороны взрос­лых. Поэтому количество «тренировок» нужно сократить до 4 в неделю. В каждом занятии нуж­но выполнять от 6 до 10 упражнений. Распреде­лять упражнения в отдельном занятии лучше всего в следующем порядке: вначале выполняются уп­ражнения, связанные с движениями рук, затем – туловища, ног. Упражнения, связанные с бегом или играми, следует выполнять в конце занятия, перед заключительной частью. Этот принцип подбора упражнений для ребенка нужно исполь­зовать и в дальнейшем.

В России имеется уникальный опыт раннего воспитания. Лена Алексеевна и Борис Павлович Никитины имели семерых детей «экспериментальных детей», можно сказать без преувеличения и в самом хорошем смысле. Родители проявили ум и смелость, которые сочетались с огромной любовью и осторожностью, поэтому эксперимент был абсолютно безопасным. «Метод Никитиных» и их имя в 60–70-х годах не сходили со страниц газет.

Используя врожденные рефлексы ребят, Никитины старались их натренировать, не упуская времени, чтобы не угасли. Со второ­го – третьего месяца они поднимают ребенка в кроватке, давая ему палец, чтобы ухватиться. Рано держат вертикально, позволяя опираться на ножки. В дальнейшем широко использовались различные самодельные спортивные снаряды – кольца, перекладину, лесенку. Основа их системы – смелость, доверие к силам и к врожденной осторожности ребенка, взаимодействие детей разных возрастов, игры, соревнования, ну и, конечно, мудрое руководство отца. Закаленности детей к холоду способствовала легкая одежда. И вот что они достигли: с трех месяцев ребёнок стоит в кроватке, держась за перекладину, а потом и висит, ухватившись за пальцы взрослого. Ползают или, точнее, ходят на четвереньках с шести-семи месяцев. Ходить без посторонней помощи научились в 9 месяцев, быстро бегать – с двух лет. В четыре года они лазили по шесту на 3 м, а в три – крутились на кольцах. Они начинают упражняться мешочками с галькой с полутора лет, а к трем годам показывают становую силу на динамометре, равную их весу. 

 

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.