Обоснование средств и методов развития координационных способностей у регбистов 13-14 лет

Содержание

Введение

I. Обзор литературы и анализ состояния вопроса по литературным данным                       

1.1. Регби как вид спорта

1.2. Развитие координационные способности

1.2.1. Средства развития координационных способностей

1.2.2.Методы развития координационных способностей

II. Обоснование средств и методов развития координационных способностей и оценка их эффективности

2.1.  Методы и организация исследования

2.2. Обоснование средств и методов повышения уровня координационных способностей у регбистов 13-14 лет

2.3. Оценка эффективности развития координационных способностей

Выводы

Список  литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы очевидна, так как регби наиболее распространённый вид спорта и воспитывает в человеке разносторонне развитую личность. Рассматривая развитие координационных способностей в данном виде спорта можно предположить, что координация это одно из важнейших качеств которым должен обладать спортсмен. Помимо развития координации, в регби присутствуют так же не маловажные качества такие как (быстрота, сила, выносливость, внимание).

ГЛАВА 1.

Был произведен анализ 23 литературных источников, как отечественных, так и зарубежных, посвященных вопросам подготовки спортивного резерва и регбистов в частности.

Изучена литература, освещающая возрастные особенности юных спортсменов, этапы и теоретико-методические основы развития двигательных качеств. Это позволило выработать научно-обоснованный подход к выбору контингента для проведения педагогического эксперимента. Наиболее целесообразной категорией признаны юноши 13-14 лет. Основан наш выбор на том, что, во-первых, в период с 11 до 13-14 лет значительно увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, что отвечает задачам нашего исследования [10, 15, 16, 21, 22].

Немаловажным фактором является демократичность данного вида спорта, здесь каждый найдет свое место и амплуа. В команде разные по телосложению, темпераменту, скорости реакции и развитию двигательных способностей. Регби тем и ценно, что при хорошей общефизической и функциональной подготовке оно учитывает все особенности в росте, весе, подвижности, быстроте играющих.

Подростки 13-14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений. И, во вторых, к достижению 13-14 лет завершается окостенение костей запястья и существенно усиливается сухожильно-связочный аппарат кистей рук и предплечий [6, 10,17], который при передаче и ловли мяча испытывает значительные нагрузки.

Период до 14-15 лет также наиболее благоприятен для развития активной гибкости [15, 16, 21]. В данном возрасте она развивается почти вдвое эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. А известно, что подвижность в лучезапястных суставах является одним из факторов [12, 14, 18, 19, 23], определяющих качества выполнения паса в регби. Гибкость обуславливается центральной нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мышц антагонистов. Это значит, что проявление активной гибкости и подвижности суставов зависит от способности  к произвольному расслаблению растягиваемых мышц и к напряжению мышц, осуществляющих движение, т.е. от степени мышечной координации. Центральная нервная система к 13-14 годам по своему развитию приближается к уровню взрослых [4], что позволяет в этом возрасте переходить к этапу углубленной тренировки. В этом возрасте юные регбисты могут произвольно управлять своими движениями в самых различных условиях и совершенствовать технику. Фактором, влияющим на подвижность суставов, является также общее функциональное состояние организма в данный момент: под влиянием утомления активная гибкость меньше (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная - больше (за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению).

Положительные эмоции и мотивация [4] улучшают гибкость, а противоположные личностно-психологические факторы ухудшают ее. Результаты генетических исследований говорят [6, 10, 22] о высоком или среднем влиянии генотипа на подвижность в отдельных суставах.

Упражнения для подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенным увеличением амплитуды, использованием пружинистых «самозахватов», покачиваний и маховых движений. Основным методом повышения гибкости является повторный метод, где упражнения выполняются сериями. Количество повторений упражнения в серии дифференцируется в зависимости от пола, возраста, физической подготовленности занимающихся. Для развития и совершенствования гибкости применимы игровой и соревновательный методы [15,16,17,21].

Формирование зрительной системы завершается к 10-12 годам. К этому возрасту юный спортсмен способен выделять и анализировать необходимые сведения из общего потока зрительной информации. В регби, где игрок постоянно следит за перемещениями мяча, игроков своей команды и игроков команды противника, роль зрения особенно велика. В процессе многолетней спортивной подготовки в зрительной функции игрока происходят определенные изменения. Глаз спортсмена-игровика видит значительно более широкий сектор пространства, чем глаз нетренированного человека [6, 10, 13, 22], т.е. развивается периферическое зрение. Это облегчает ориентацию игрока на поле, улучшает возможность целенаправленных взаимодействий, повышает эффективность выполнения технических приемов. Установлено что именно качество бокового зрения оказывает наиболее значительное влияние на эффективность выполнения бросков мяча.

Снижение результативности технических действий при утомлении во многом вызывается сужением поля зрения. При этом следует отметить, что по объему и глубине воспринимаемого пространства спортсмены-игровики превосходят представителей других видов спорта. Кроме того, занятия игровыми видами спорта способствуют тренировке мышц глаз и являются действенным средством профилактики и устранения близорукости.

Точность технических действий в спортивных играх во многом зависит и от согласования зрительных и проприоцептивных анализаторов. От сочетания таких факторов, как: способность человека к точному анализу своих движений, сложность двигательного задания, уровень развития других физических качеств (скоростных способностей, силы, гибкости и т.д.), смелость и решительность, возраст, общая подготовленность занимающихся (т.е. запас двигательных умений и навыков), зависит проявление координационных способностей.

Способности, связанные с точностью регулирования пространственных, временных и динамических параметров движений [21], зависят от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия, а также от характерного для спортивных игр «чувства мяча», связанного со способностью оценки массы, скорости полета и инерции мяча и соответствующей мгновенной корректировки технических действий.

В процессе спортивной подготовки вырабатывается специализированное восприятие, свойственное конкретному виду спорта. Для регбиста это «чувство дистанции» и «чувство мяча». Следовательно, пространственная, временная и силовая точность движений связанны с тонкостью специализированного восприятия регбиста и их совершенствованием.

Для развития «чувства дистанции» в регби могут быть применены задания с варьированием игровых дистанций при взаимодействии спортсмена, передачи мяча в различных позициях [19, 23] и др. «Чувство времени» развивается путем введения временных ограничений продолжительности игровых действий.

Совершенствование техники передачи мяча предусматривает четкое осознание игроком совершаемых действий и сознательный их контроль до тех пор, пока безукоризненная техника не станет автоматической, т.е. до формирования двигательного навыка. При этом каждый методический прием применим только до момента закрепления навыков, затем он теряет свою эффективность и требует замены [21]. Таким образом, одно из основных требований к методике развития ловкости — это постоянство и разнообразие воздействий. Совершенствовать данное двигательное качество нужно на всех этапах подготовки, используя широкий арсенал средств, видоизменяя и разнообразя их.

Диагностика развития координационных способностей осуществляется путем выполнения специальных тестовых заданий [2, 8]. Анализ литературы, освещающий вопросы измерений и математической статистики в спорте [1, 3] позволяет определить качественные критерии оценки результатов педагогического эксперимента.

С целью выделения и научного обоснования комплекса специальных упражнений для повышения точности силовых, временных и пространственных параметров движений регбиста был произведен анализ специальной литературы, посвященной подготовки спортсменов, специализирующихся в этом виде спорта [5, 7, 12, 14, 18, 19, 23]. В ходе работы была отмечена крайняя недостаточность такой литературы, практически полное отсутствие современных изданий (большинство содержат данные 1970-1980 г.г.). Исключение составляют лишь «Principles for cuccesful coaching», [23], материал, который послужил теоретической основой для разработки комплекса специальных упражнений, представленного в главе 2.

Таким образом, на основе анализа специальной литературы можно заключить следующее:

  1. Избранный для проведения исследования контингент является вполне адекватным по своим психофизическим характеристикам;
  2. Определены методы диагностики степени развития специальных координационных способностей, а также критерии и методы оценки результатов педагогического эксперимента.
  3. Теоретико-методические основы воспитания специальной координации достаточно широко представлены в литературе, при этом, как отмечалось выше, источников, посвященных подготовки регбистов, крайне недостаточно, они мало доступны и в большинстве своем морально устарели.
  4. Существует необходимость разработки и научного обоснования современных средств подготовки высококвалифицированных игроков и спортивного резерва в регби.

1.1. Регби как вид спорта.

Одним из доступных и демократичных видов спорта является регби. Причина интенсивного развития регби состоит в принятой ими игровой системе физического воспитания, базирующейся на практике спортивных игр. Из существующих видов спорта именно игровые наиболее способствуют воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, взаимовыручке, умению работать в коллективе.

Регби - прежде всего увлекательное состязание характеров и интеллекта, силы воли и силы мышц, сноровки и выносливости, быстроты передачи мяча и бега, скорости реакции и мышления. Популярность и доступность регби - в простоте и естественности действий. Бег и метания, прыжки и борьба — в этих движениях находят выход своей энергии подростки.

Игра в регби требует от спортсмена четко организованных, сплоченных коллективных действий и одновременно - способности самостоятельно принять решение и взять на себя ответственность за результат принятого им решения. Так как отдельные элементы игры основаны на жестком силовом контакте с соперником, регби воспитывает смелость, решительность, способность к самопожертвованию, стойкость и выдержку. Из-за больших размеров игрового поля и большей продолжительностью игрового времени регби требует значительного проявления выносливости, в том числе специальной. Таким образом, включение занятий регби в систему физического воспитания детей и подростков способствует воспитанию целого комплекса важнейших физических и морально-волевых качеств.

Из составляющих спортивного успеха в регби можно выделить целый ряд факторов. Это и адекватный подбор игроков команды, и технико-тактическая подготовленность, и моральный климат в команде, и грамотное руководство. Каждый из названных элементов может стать определяющим в конкретной ситуации.

Регби, как вид спорта, включает в себя собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические отношения, нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности. Спорт входит в структуру современного общества, значение его универсально. Многосторонняя значимость спорта обусловливает многочисленность его функций. Несмотря на то, что спорт без соревнований, побед, поражений не существует, его функции не исчерпываются только достижением чисто состязательных целей.

1.2. Развитие координационных способностей.

Характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами движения и обеспечиваются сложными взаимодействиями центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервных) и имеют выраженные возрастные особенности [4, 15, 16, 17, 21]. Рассматривая соответствующие характеристики контингента нашего исследования, можно отметить, что к 13—14 годам возрастает дифференцировка мышечных усилий и улучшается способность к восприятию заданного темпа движений. К 13—14 годам у подростков в наибольшей степени повышается мышечное чувство. Особенно характерно это для суставов имеющих основное значение при выполнении игровых приемов, например, лучезапястных. Уровень развития координационных способностей у мальчиков с возрастом превосходит соответствующий у девочек.

При воспитании координационных способностей решаются две группы задач:

  1. Разностороннее развитие.
  2. Специально направленное развитие.

Первая группа указанных задач [21] решается преимущественно в дошкольном возрасте и в базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый уровень развития координационных способностей создает предпосылки для дальнейшего их совершенствования.

Задачи по обеспечению специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки - при этом требования к ним определяются спортивной специализацией [5,12, 14, 18, 19, 23]. Наиболее востребованные в регби - это способности к быстрому и целесообразному преобразованию движений и форм действий по ходу состязаний.

Возникающие в процессе игры препятствия, вызванные противодействием соперника, вынуждают мгновенно видоизменять действия или переключатся с одного точно координированного движения на другое. Координационные способности, отвечающие специфики вида спорта, доводятся при этом до максимально возможной степени совершенства.

Теория и практика спортивной тренировки располагают сегодня богатым набором средств воздействия на координационные способности [9, 11, 15]. Основным средством координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащей элементы новизны. Сложность физических упражнений может увеличиваться за счет варьирования их пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий. Возможно изменять порядок расположения снарядов - их вес, высоту, площадь опоры, комбинировать двигательные навыки: сочетать ходьбу с прыжками, бег с ловлей предметов выполнять упражнения по сигналу или за ограниченный промежуток времени.

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательные действия в связи с внезапно меняющимися условиями высоко эффективным средством являются подвижные и спортивные игры.

Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнение по выработки чувства пространства и времени, степени  развиваемых мышечных усилий. Разрабатываются такие упражнения с учетом специфики избранной спортивной специализации. Так в регби [12,18,23] применяются специальные упражнения по приему и передачи мяча в различных условиях - на месте и с передвижением, с участием нескольких партнеров при создании сбивающего фона, со сменой направления движения. Используется также зеркальное выполнение движений, изменения способа выполнения, упражнение усложняется дополнительными движениями (кувырками, поворотами). Полезно выполнение приемов в правую и левую сторону правой и левой рукой.

Особая роль в повышении целевой точности передачи мяча в регби, как и в других спортивных играх, принадлежит улучшению пространственной, временной и силовой дифференцировки движений на основе оптимизации двигательных ощущений и восприятий. В спортивных играх данный прием является одним из центральных. Как отмечают В.П.Филин [15] и Ж.К. Холодов [21], особенно важна в данном случае проприоцептивная чувствительность, поскольку двигательные ощущения и восприятия имеют наибольшее значение для управления движениями. Точность двигательного действия зависит как от чувствительности участвующих в управлении сенсорных систем, так и от способности воспринимать и дифференцировать свои ощущения. В каждом виде спорта мышечно-двигательные ощущения и восприятия носят специфический характер.

1.2.1. Средства развития координационных способностей.

В качестве средств развития координационных способностей юных регбистов можно использовать разнообразные физические упражнения, которые связаны с преодолением трудностей по координации движений; требующие от исполнителя правильности, быстроты, рациональности при выборе сложных в координационном отношении двигательных действий; являются новыми и необычными для исполнителя.

Упражнения, удовлетворяющие хотя бы одному из этих требований, называют координационными.

Наиболее широка и разнообразна группа обще-подготовительных координационных упражнений. При их использовании необходимо учитывать время, которое можно выделить без ущерба для других упражнений в процессе внеклассных, внешкольных или самостоятельных занятий; возрастные особенности (в юношеском возрасте доля их использования выше, чем в остальных); половые и индивидуальные различия.

Условно эти упражнения можно разделить на:

1. обогащающие фонд жизненно важных навыков и умений, сюда входят новые упражнения или варианты, рекомендованные тренировочной программой.

2. увеличивающие двигательный опыт: упражнения в парах и одиночные, с предметами и без, простые и сложные упражнения, при различных положениях тела.

3. общеразвивающие (элементы гимнастики и акробатики, упражнения в беге, прыжках и метаниях, спортивные  игры).

4. с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие оптимальное управление и регуляцию двигательных действий (упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий и т.д.)

Круг специально-подготовительных координационных упражнений ограничен спецификой избранного вида спорта. К ним относят:

  1. подводящие упражнения, способствующие освоению и закреплению технических навыков и технико-тактических действий того или иного вида спорта.
  2. развивающие упражнения, направленные главным образом на развитие специальных координационных способностей, относящихся к конкретным видам спорта
  3. упражнения, развивающие специфические координационные способности: к ориентированию в пространстве, ритму, равновесию, вестибулярной устойчивости и др.
  4. упражнения, вырабатывающие и улучшающие специализированные восприятия (чувство планки, оружия, снаряда, воды); сенсомоторные реакции (в боксе, фехтовании, борьбе); мнемические (оперативная двигательная память) и интеллектуальные процессы (быстрота, способность к предвидению ситуации, инициативность); речемыслительные процессы (проговаривание вслух с одновременным осмыслением двигательных действий).

В соответствии с принципом преимущественного воздействия на КС координационные упражнения можно разделить на аналитические и синтетические.  Первые направлены преимущественно на развитие КС, относящихся к однородным группам двигательных действий, например циклические движения, бег на лыжах.

Синтетические координационные упражнения содействуют развитию двух и более КС, например бег с препятствиями, круговая тренировка, спортивные игры.

1.2.2. Методы развития координационных способностей.

При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы.

1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей. Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.

2. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.

3. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.

4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.

Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тонической и координационной).

  1. Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким. Для ее снятия целесообразно использовать: а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера; б) разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии; в) плавание; г) массаж, сауну, тепловые процедуры.
  2. Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления). Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы:

а)    в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной напряженности;

б)  применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного     расслабления     и др.

Для развития координационных способностей в регби используются следующие методы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два под-метода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:

1. строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);

2. изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений — бросок мяча вверх из исходного положения стоя — ловля сидя и наоборот);

3. изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

4. «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);

5. выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);

6. выполнение упражнений с исключением зрительного контроля — в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, с булавами, ведение мяча и броски в кольцо). Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного      взаимодействия партнеров.

Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Например, при проведении игры «Пятнашки» ставится задача как можно больше играющих «запятнать» за 3 мин или «запятнать» с помощью волейбольного мяча, или «запятнать» в определенном участке тела. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

Глава 2

Обоснование средств и методов повышения уровня развития координационных способностей и оценка их эффективности.

2.1. Методы и организация исследования.

1. Анализ научно-методической и специальной литературы.

2. Методы педагогических наблюдений.

3. Метод контрольных испытаний.

4. Метод педагогического эксперимента.

5. Методы математической статистики.

6. Метод сравнительного логического и графического анализа.

Отличительными особенностями спортивно - тренировочных уроков являются:

  1. обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
  2. планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7-9 мин);
  3. использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс 160 уд/мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд/мин) режимов;
  4. обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.

Второй этап был посвящен определению условий, повышающих уровень физической подготовки, проведены контрольные тесты и определен исходный уровень координационных способностей.

На третьем этапе был проведен эксперимент. Обобщены материалы, осуществлено экспертное обоснование повышения уровня координационных способностей экспериментальной группы.

Контрольные испытания проводились по следующим тестам:

Тест «Челночный бег 3 по 10 метров в исходном положении лицом вперед.

Оборудование: секундомеры, фиксирующие десятые доли секунды; ровные дорожки 30 и 10м, ограниченные двумя параллельными чертами; за каждой чертой - два полукруга радиусом 50 см с центром на черте; 2 фишки для разметки поля.

Процедура тестирования. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта за стартовой чертой с любой стороны от набивного мяча. Когда он приготовится, следует команда «Марш!» Испытуемый пробегает 10 м до другой черты, обегает с любой стороны набивной мяч, лежащий в полукруге, возвращается назад, снова обегает набивной мяч, лежащий в полукруге, бежит в третий раз 10м и финиширует. Тест закончен.

2.2. Обоснование средств и методов развития координационных способностей.

Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности. Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время. Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения                                                                        в равновесии.

Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья. Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт. Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий. Специальные упражнения для совершенствования координации движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями. На спортивной тренировке применяют две группы таких средств:

а) подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта;

б) развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта (например, в регби специальные упражнения в затрудненных условиях — ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку, после выполнения на гимнастических матах нескольких кувырков подряд, ловля мяча от партнера и др.).

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей. Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.

1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей. Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.

  1. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.
  2. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.
  3. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.

Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тонической и координационной).

1. Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким.

Для ее снятия целесообразно использовать: а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера; б) разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии; в) плавание; г) массаж, сауну,  тепловые                         процедуры.

2. Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления). Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать  следующие приемы:

а) в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной напряженности;

б) применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.

Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного               взаимодействия партнеров.

Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Например, при проведении игры «Пятнашки» ставится задача как можно больше играющих «запятнать» за 3 мин или «запятнать» с помощью волейбольного мяча, или «запятнать» в определенном участке тела.

Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Ашмарин Б.А. Теория и практика педагогических исследований физическом воспитании. - М.: ФиС, 1978. - 223 с.
  2. Благуш П. К теории тестирования двигательных способностей. - М.: ФиС, 1982.- 198 с.
  3. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. - М.: ФиС, 1979. - 152с.
  4. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. - М.:. Просвещение, 1988. -203 с.
  5. Кирияк Р. Мини-регби. М: ФиС, 1976. - 184 с.
  6. Козлов В.И. Гладышева А.А. Основы спортивной морфологии. - М.: ФиС, 1977.-103 с.
  7. Козлов Е.Г., Татурян Э.А., Черемисин В.П. Социально-педагогическая оценка команды регбистов высокой квалификации. - ТиПФК, 1985. - № З.-с.
  8. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М.: "Изд-во ACT", 1998.-272 с.
  9. Научно-методические основы подготовки резервов в спортивных играх. — М.: НИИФК, 1981.- 108 с.
  10. Никитюк Б.А., Чтецов В.П. Морфология человека. - М.: Изд-во МГУ, 1983.-320 с.
  11. Платонов В.И. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: ФиС, 1986.-284 с.
  12. Пулэн Р. Регби: игра и тренировка. - М.: ФиС, 1978 - 152 с.
  13. Салоченко И.Н. Двигательные взаимодействия спортсменов. - Киев, Здоровья, 1980 - 110 с.
  14. Сорокин А.А. Регби. - М.: ФиС, 1968. - 159 с.
  15. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М.: ФиС, 1974.-232 с.
  16. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М.: ФиС, 1987. - 128 с.
  17. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: ФиС, 1980. - 255 с.
  18. Хайхем Е., Хайхем В. В регби на высоких скоростях. - М.: ФиС, 1984. - 234 с.
  19. Холодов Ж.К. Основы подготовки регбиста. - М.: ФиС, 1984. - 213 с.
  20. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: "Академия", 2001 - 480 с.
  21. Холодков Ж.К. О тактике регбийного матча, о ее оптимизации с использованием математических моделей. - ТиПФК, 1985. - № . 48—49.
  22. Шварц В.Б., Хрущев СВ. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. - М.: ФиС, 1984.— 151 с.
  23. Groene wald ?, GoubertR. Principles for successful coaching. SARFU Game Development South Africa. - First edition 1998. - 155 p.
Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.