Уединение
- Details
- Hits: 3793
В 1946 году Масутацу Ояма познакомился с Эйджи Ёшикава, автором новелл «Мусаши», основанных на жизни и подвиге знаменитого японского фехтовальщика Миямото Мусаши. Ояма получает истинное наслаждение от их чтения, постигая путь самурая (бушидо). Масутацу Ояма очень многое взял из его суровой системы тренировок.
Наконец, в том же году 23-летний Ояма решает уединиться на горе Минобу в префектуре Шиба. Он берет с собой меч, копье, кухонную утварь, а также в числе прочих книг копию новеллы Эйджи Ёшикава. Он посвящает в свои планы юношу по имени Ёширо, и тот отправляется вместе с ним. Найдя лачугу в горах, они решают пробыть три года в аскезе, питаясь только фруктами и усиленно тренируясь. Это оказалось не так-то просто, потому что вскоре они стали остро ощущать изоляцию и одиночество. Разум отказывался подчиняться и начинал игры с волей. Ояма вспоминал: «По мере того как проходили дни я, привыкший к культурной жизни, чувствовал неудобства, которые невозможно описать. И дело не только в одиночестве. Сильное душевное напряжение, чувство затерянности на широких горных просторах — вот причина смятений. Первые два месяца были похожи на семь ступеней к сатане. Я видел кошмары и не мог долгое время спать. Каждую ночь ощущал одиночество и ужас, как будто близился конец света, будто пучина ада разверзлась передо мной».
Ояма старался преодолеть все трудности одиночества энергичными тренировками, но Ёширо не удалось с этим справиться, и, по прошествии шести месяцев, он тайно бежал из горной хижины. Через месяц после этого Ояму посетил друг, который стал доставлять ему еду. «Визиты мистера Каямы были для меня встречей с Буддой в аду. Я ждал их так, как будто между ними было 1000 дней. И чтобы облегчить себе ожидание, я тренировался еще более интенсивно. Но пустота одиночества была болезненнее самых суровых тренировок. Даже в священном писании Хокке Кио, которое я читал каждую ночь, не находил я облегчения страданиям моей души, даже созерцание и медитация дзен не смогли помочь мне достигнуть безмятежности ума».
Ояма хотел вернуться к цивилизации, поэтому он обращается за советом к Со Нэйтю и спустя месяц получает ответ: «Как художник всецело занимается изучением красоты, так мастер-воин постигает Будо. Только те, кто много и упорно работает, могут продемонстрировать, как далеко может уйти обычный человек. Чтобы стать гением в своем деле, необходимо огромное напряжение и мужество. Ояма, я верю: вы будете незаменимой фигурой в японских воинских искусствах, а помогут вам достичь этого только тяжелые тренировки и желание стать непобедимым. Вы станете непревзойденным воином в современном мире, истинным примером для молодых воинов. Если вы все же хотите сойти с горы, то сбрейте бровь. Вы больше всего желали не пятиться назад, помните об этом. То, что не могут сделать другие, не должно быть невозможным для вас. В мире не было еще мастеров воинского искусства, которые не испытали смирения. На самом деле все великие люди добились всего только в результате непрерывного, тяжелого труда. Вы должны быть более настойчивым в борьбе за ваши цели. Вот что является самой важной вещью».
Существуют источники, в которых утверждается, что письмо-обращение было направлено не Со Нэйтю, а Эйджи Ёшикава, автору романа «Мусаши». Скорее всего, это не так. Дело в том, что в многочисленных работах Оямы трудно отыскать имена его наставников, каковым являлся Со Нэйтю. Более или менее подробно основатель Киокушинкай распространяется лишь о годах своего детства и вскользь упоминает, что изучал школы каратэ Шотокан-рю, Годзю-рю и «другие», но, в конце концов, пошел «собственным путем».
Ояма был в очередной раз глубоко тронут словами своего учителя и решил стать самым сильным каратистом Японии. Он фанатично тренировался ежедневно по 12 часов и жил по строго разработанному режиму, о чем нередко упоминается в биографиях мастера в назидание легкомысленным ученикам.
Режим дня
4 часа — подъем. Медитация с закрытыми глазами — 10 минут. Бег трусцой по горам — 2 часа.
7 часов — приготовление пищи.
8 часов — трапеза, совмещенный завтрак и обед.
9 часов — начало тренировок. Десять раз выполнить комплекс из пяти упражнений:
1) поднять 20 раз 60-килограммовую штангу;
2) отжаться на пальцах 20 раз;
3) отжаться в стойке на руках 20 раз;
4) подтянуться на перекладине 20 раз;
5) нанести по 20 ударов кулаком справа и слева в макивару.
После выполнения каждого комплекса сделать дыхательные упражнения и немедленно приступать к следующему комплексу. После десятикратного выполнения указанного комплекса отдых до 11-ти часов.
11 ч — выполнение ката.
Ежедневно выполнять по 100 раз какое-либо одно ката. Например, в первый день — хэйан 1, во второй — хэйан 2 и т. д., пока не будут выполнены все пять комплексов хэйан, а затем выполнять их в обратном порядке. То же самое проделать с остальными ката. 14 часов — поднятие тяжестей. Поднять 60-килограммовую штангу 20 раз, затем постепенно наращивать нагрузку. Сделать 1000 отжиманий. Перед каждым комплексом делать небольшой перерыв. Иногда для разнообразия делать 1000 отжиманий на кулаках с перерывом после 500.
15 часов — разработка приемов спарринга; упражнения с макиварой; лазанье по канату; упражнения для брюшного пресса — 200 раз; разбивание камней.
17 часов — приготовление пиши, ужин.
20 часов — медитация и отход ко сну.
В добавление к этому красноречивому документу заметим, что многие подвижники и энтузиасты кэмпо придерживались подобного распорядка дня не год и не два, а двадцать, тридцать лет или всю жизнь.