Методика развития выносливости у волейболистов 14-15 лет
Hits: 54984
Содержание.
Глава I Обзор литературы
1.1.Анатомо-физиологические особенности детей 14-15 лет
1.2. Психологические качества и свойства личности волейболиста
1.3.Характеристика игры в волейбол в плане требований к физическим качествам занимающихся
1.4. Понятие физического качества выносливость
1.5. Основы методики развития выносливости. Средства и методы тренировки
1.5.1 Средства тренировки
1.5.2 Методы тренировки
Глава II Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования
2.2 Организация исследования
Выводы
Библиографический список
Объясняется это большой эмоциональностью игры, а также несложным оборудованием: небольшая площадка, мяч и сетка. Немного времени уходит и на то, чтобы усвоить суть и правила игры. Также занятия волейболом благоприятно воздействуют на развитие координационных способностей человека, что не маловажно в современном мире.
В современных условиях значительно увеличился объём деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость или координационные способности - способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, рационально осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.
Тем самым, развивая координацию движений, мы повышаем уровень работоспособности и производительности труда. Хорошо координированный человек более точно владеет своим телом, что позволяет ему более точно дифференцировать свои усилия исключая лишние, ненужные движения тем самым делая заданный объем работ с меньшей затратой энергетических ресурсов организма.
В настоящее время остро стоит проблема развития координационных способностей у растущего числа детей с нарушением деятельности зрительного и слухового анализаторов, ведется поиск наиболее эффективных средств и методов.
Тренировочный процесс в волейболе многогранен и объединяет взаимосвязанные виды подготовки: физическую, техническую, психологическую, интегральную и игровую.
В процессе подготовки преобладает система упражнений определенного тренирующего воздействия: упражнения, развивающие и совершенствующие физические качества, технику игры, тактику и др. Тренеры по волейболу, как правила испытывают определенные трудности в количественном и качественном подборе упражнений, в том числе упражнений на развитие выносливости.
ГЛАВА I. Обзор литературы.
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей 14-15 лет.
Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 14 до 15 лет.
В обязанности учителя (тренера) входит очень сложная задача - управление организмом человека. Здесь учителю нужно знать строение тела и функции системы организма человека. Недостаточный учет функциональных возможностей организма при больших физических и эмоциональных нагрузках может привести не только к снижению спортивных результатов занимающихся, но и необратимо нарушить их здоровье. Особенного внимания в этом также требует работа с детьми и подростками.
Позвонки в переходном возрасте характеризуются изменением в строений тела ребенка. Одной из особенности является не равномерное развитие скелета, при быстром росте позвоночника наблюдается отставание в развитий грудной клети , наблюдается диспропорция в развитий мышц и костей, длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту по звонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.
В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 14 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 14-15 лет (Смирнов В.М.2002).
Сердце интенсивно растет, растущие органы и ткани предъявляют к нему усиленные требования, повышается его иннервация. Рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, поэтому повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление. Ток крови затруднен, нередко возникает одышка, появляется ощущение сдавленности в области сердца. Морфологическая структура грудной клетки ограничивает движение ребер, потому дыхание частое и поверхностное, хотя легкие растут и дыхание совершенствуется. Увеличивается жизненная емкость легких, окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков — брюшной, у девочек — грудной.
У подростков наиболее ярко проявляются не соответствие между ростом тела и развития легочного аппарата и сердечно сосудистой системы, подростки испытывают не своеобразное ощущение не полного вдоха.
У детей на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 14-15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.
Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый - 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом (Зимкин Н.В).
У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.
Рост и развитие организма продолжается до 20-25 лет. Энергичный рост тела у мальчиков наблюдается в 14-15 лет. В основном рост в длину происходит за счёт конечностей. Некоторая угловатость и неловкость движений - результат неравномерности развития мускулатуры и костей, непропорциональности туловища и конечностей. Строение костной ткани у детей отличается от строения её у взрослых меньшим содержанием минеральных солей (солей кальция и фосфора) и большим содержанием мягкой хрящевой ткани.
Большой процент хрящей делает кости детей более эластичными за счёт меньшего их обызвествления. Хрящи детей эластичнее хрящей взрослых. Большая гибкость и подвижность в суставах помогает детям овладеть сложной техникой. На занятиях с детьми и подростками важно давать упражнения, способствующих укреплению мышц позвоночного столба, формированию правильной осанки. Следует учесть, что при неправильном применении статических усилий, однообразии движений, возможно искривление позвоночника (Ермолаев Ю.А. 1989).
При правильном подборе упражнений развитие костей происходит без отклонений. В возрасте 14-15 лет продолжается процесс срастания грудины с рёбрами, заканчивается он к 15-16 годам. При большой работе лёгких происходит изменение формы грудной клетки. Процесс окостенения кистей заканчивается к 13 годам.
Свободные, размашистые движения, связанные с большой амплитудой, положительно влияют на развитие костной ткани у детей. В этом возрасте применение ходьбы, бега, различных прыжков, метаний содействует росту костной ткани и улучшению условий питания хрящей. Также следует осторожно подходить к различным соскокам, приземлениям на твёрдый грунт (Зимкин Н.В.).
Упражнения требующие большого напряжения, и статические положения тела (упражнения в упоре), крайне нежелательны, так как могут отрицательно сказаться не только на росте костей, но и на кровообращении. Умеренные, доступные упражнения для детей служат одним из средств укрепления костной ткани.
Сила мышц растёт неравномерно. Мышцы детей отличаются по строению, составу и функциям от мышц взрослых. Они содержат меньше гемоглобина, меньше мышечных волокон, бедны содержанием белков, жиров и неорганических солей. У детей мышцы прикрепляются к костям дальше от осей вращения суставов, что позволяет производить движения с меньшей потерей силы. Мышцы развиваются неравномерно, сначала более крупные, затем мелкие. В это время вредны статические упражнения, особенно силового характера. Силовые возможности зависят от величины мышечной массы. Скорость же мышечных сокращений у человека изменяется независимо от величины мышечной массы и часто достигает максимума у подростков. Учитывая это, следует уделить больше внимания развитию быстроты и ловкости юного волейболиста. У детей среднего школьного возраста происходит интенсивное развитие массы мышц рук, спины, плечевого пояса, ног, сопровождающееся нарастанием мышечной силы (Железняк Ю.Д 1962).
Необходимо обращать особое внимание на развитие мышц стопы и голени для правильного формирования сводов стопы и предупреждения плоскостопия, нередко встречающегося у детей среднего школьного возраста.
На протяжении жизни человека сердце изменяется по величине, форме и даже положению. В период полового созревания в условиях повышенного темпа физического развития и активно протекающих энергетических и пластических процессов к работе сердца предъявляются особенно большие требования. Число сокращений у детей больше чем у взрослых. Так, в 7 лет наблюдается 90-95 ударов в минуту, в 8-10 лет -90, в 13-14 лет 76-80. Замедление пульса сопровождается увеличением объема выталкиваемой крови. Максимума частоты сердечных сокращений при занятиях физическими упражнениями наблюдается уже в 13-14 лет. С возрастом происходит изменения количества крови в сторону уменьшения. У подростка 14 лет относительное количество крови составляет 9% веса тела, а у взрослых 8%. Круговорот крови происходит у детей быстрее, чем у взрослых. Так, полное прохождение крови у взрослых равняется 22 сек., у 14 летних-18 сек., у 7-10 летних -16-17 сек.
Широкий просвет капилляров даёт возможность крови протекать в большем количестве; от этого питание тканей происходит быстрее, интенсивнее, а процессы окисления - более активно. Кровь у детей богаче водой и экстрактивными веществами, но беднее солями, количество эритроцитов больше, чем у взрослых, больше фагоцитов. Со значительным развитием сердца в 13-14 лет происходит относительное уменьшение его массы. Ударный объём крови в полтора раза меньше, чем у взрослых, но минутный объём приближается к минутному объёму взрослых за счет увеличения числа сердечных сокращений (Фомин Н.А 1986).
Однако под влиянием переутомления, физических упражнений, дающих слишком большую нагрузку на сердце, и других неблагоприятных факторов такое повышение кровяного давления может стабилизироваться и остаться на всю жизнь. Правильно использованные физические упражнения благоприятно сказываются на сердечно-сосудистой системе подростков. Постепенная тренировка воздебйствует на мышечные волокна сердца, эластические и сократительные свойства мышцы. Сердечная мышца становится более мощной, а пульс замедляется [18].
Высокая реактивность организма к недостатку кислорода и избытку углекислого газа в крови и плохая их приспособляемость к двигательной деятельности при затруднённом газообмене требуют особого внимания при обучении детей свободному дыханию, согласованному с движениями [17].
1.2. Психологические качества и свойства личности.
Игра в волейбол предъявляет высокие требования к психике волейболиста: ощущениям, восприятиям, вниманию, представлению, воображению, памяти, мышлению, эмоциям и волевым качествам. Большинство действий волейболисты выполняют, основываясь на зрительных восприятиях. При непрерывном потоке информации о комплексе движущихся объектов (мяч, партнер, соперник и др.) в условиях противодействия соперников необходимо быстро и точно выполнять игровые приемы. Поэтому особые требования предъявляются к большому объему поля зрения (Смирнов В.М).
Волейболист выполняет движения в условиях жесткого лимита времени, что предъявляет большие требования к максимальной скорости реагирования. Для волейбола типичны нестандартность, неопределенность предстоящего действия и большое разнообразие способов решения одной и той же двигательной задачи. Большинство движений волейболистов требуют зрительно-моторной координации, тонкой дифференцировки мышечно- двигательных ощущений, пространства и времени восприятия различных движений («чувство мяча», «чувство сетки», «чувство площадки», «чувство времени»).
Высокая скорость полета мяча, быстрые перемещения игроков, быстрые и внезапные смены игровых ситуаций предъявляют высокие требования к объему, интенсивности, устойчивости, распределению и переключению внимания.
Волейбол является динамичной игрой, в которой требуется напряженное и интенсивное внимание. Другая важная особенность внимания — переключение, которое проявляется в быстром переходе от одной деятельности к другой или в изменении выполняемых действий в рамках одной деятельности. Большие требования предъявляются к распределению внимания для успешного выполнения нескольких видов деятельности [14].
Для достижения успеха в волейболе спортсмен должен уметь управлять своими эмоциями, действиями, психическим состоянием при различных состояниях организма, в условиях утомления, действиях сбивающих факторов.
Отрицательное состояние нередко доходит до стадии аффекта или полной апатии, проявляющихся в неуверенности, тревожности, мыслях о последствиях неудачного выполнения того или иного действия и др.
Волевые усилия — это активное проявление сознания, направленного на саморегуляции и мобилизацию возможностей спортсмена для успешного преодоления трудностей в процессе игры.
1.3.Характеристика игры в волейбол.
Игра в волейбол имеет ряд особенностей, которые оказывают специфическое влияние на физическую подготовленность и развитие занимающихся. Кратко охарактеризуем эти особенности.
В волейболе необходимо ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. Игрок должен в кратчайшие промежутки времени анализировать информацию не только о всех действиях на площадке, но и предугадать вероятное направление полета мяча, выбрать наиболее подходящий прием, быстро и точно его выполнить. Волейболист может принять такой мяч, если обладает достаточно высокой подготовленностью, а также хорошим игровым мышлением и скоростью переработки полученной информации [21].
Волейболист должен обладать быстротой игрового мышления, умением мгновенно ориентироваться в игровой обстановке. Но, очевидно, это еще не гарантирует игрового успеха, если он не будет обладать быстротой перемещений, ловкостью, прыгучестью, выносливостью и другими физическими качествами.
В волейболе нет заранее определенного времени в соревновании. Продолжительность игры может колебаться в значительных пределах и неопределенность времени игры заставляет волейболистов ориентироваться в тренировках на самый крайний случай, т.е. иметь своеобразный запас физических качеств(Клещев Ю.Н.1979г).
Особенности, связанные с внешними условиями проведения соревнований. Прямо или косвенно влияют на уровень спортивных достижений волейболистов плохое освещение игровой площадки, реакция зрителей, игра на открытом воздухе или в помещении и другие внешние условия, которые вызывают как положительные, так и отрицательные эмоции. Это предъявляет требования к ряду психических качеств — сосредоточенности и концентрации внимания, выдержке, активности во взаимопомощи и взаимопонимании со своей командой и вместе с тем ставит дополнительные требования к физической и психологической подготовленности волейболистов.
1.4. Понятие выносливости.
«Выносливостью называют способность организма противостоять неблагоприятным воздействиям внешней или внутренней среды. Это может быть устойчивость организма к ионизирующему излучению, перепадам температуры или давления, эмоциональным перегрузкам, интоксикации, воздействиям болезнетворных микроорганизмов и многим другим факторам»
В физическом воспитании под выносливостью понимают способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью. Однако в связи с тем, что виды физических нагрузок весьма разнообразны, неодинаковы и механизмы утомления, а, следовательно, различны и виды выносливости к физическим нагрузкам. Поэтому различают выносливость общую и специальную.
Общей выносливостью называют способность продолжительно выполнять работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы, и предъявляющую высокие требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам.
Выносливость по отношению к определенной деятельности, избранной как предмет специализации, называют специальной.Следовательно, существует столько же видов специальной выносливости, сколько видов спортивной специализации.
В физическом воспитании употребляют термины силовая, прыжковая, статическая и другие виды специальной выносливости.
Общеизвестно, что выносливость является необходимой предпосылкой для достижения высоких результатов в любом виде спорта. Велико значение упражнений на выносливость для сохранения и укрепления здоровья, повышения общей работоспособности организма, подготовки к трудовой деятельности и общего физического развития человека (Фурманов А.Г).
Высокий уровень выносливости позволяет спортсменам успешно справляться с большим объемом тренировочной и соревновательной работы. У представителей разных видов спорта уровень выносливости неодинаков. Высокие показатели общей выносливости проявляют бегуны, велосипедисты, лыжники, пловцы, конькобежцы, специализирующиеся на длинных дистанциях. Следовательно, в подготовке спортсменов этих специализаций большой удельный вес должны занимать упражнения на выносливость. «Спортсмены, тренирующиеся на коротких дистанциях, тяжелоатлеты, гимнасты, игровики и другие по уровню общей выносливости значительно уступают спортсменам первой группы, но это не значит, что они не нуждаются в развитии выносливости». Упражнения на выносливость являются эффективным средством функциональной подготовки спортсменов всех видов спорта.
Упражнения на выносливость предъявляют высокие требования к работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем и способствуют повышению и улучшению обменных процессов и координации деятельности различных физиологических систем организма (Зациорский В.М 1976г).
В качестве средств воспитания выносливости используют общеподготовительные, вспомогательные, специально-подготовительные и соревновательные упражнения, которые по воздействию на организм делятся на упражнения общего (бег, плавание и др.), частичного (приседания, вращения, наклоны туловища и др.) и локального воздействия (многократное поднимание и опускание рук, ног и др.).
Упражнения частичного и локального воздействия позволяют избирательно активизировать деятельность отдельных мышечных групп, отстающих в своем развитии, повышать силовые, скоростно-силовые и скоростные компоненты выносливости.
«Высокий уровень выносливости тесно связан с аэробными и анаэробными возможностями организма. Рациональное сочетание разнообразных упражнений на выносливость способствует повышению производительности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что проявляется в увеличении максимальных величин кислородного долга до 20—25 л (вместо 5—6 л у незанимающихся), максимального потребления кислорода (до 80— 90 мл/кг- мин с 40—45 мл/кг-мин у начинающих), содержания креатинфосфата и гликогена в мышцах, активизации интенсивности гликолиза, повышении активности ферментов, ответственных за энергообеспечение организма, и др».
При развитии общей выносливости применяется непрерывная длительная дистанционная работа, выполняемая с равномерной или переменной скоростью, продолжительностью (в зависимости от особенностей вида спорта, состояния тренированности) не меньше 25—30 мин у начинающих и от 50 до 120 мин и выше у более подготовленных (бег, плавание, гребля и др.), а в лыжных гонках, в велосипедном спорте — еще больше (Фомин Н.А).
При выполнении непрерывной длительной работы с равномерной скоростью пульс колеблется в пределах 150—170 в 1 мин. При беге с переменной скоростью колебания пульса могут составлять от 140 до 180 в 1 мин, т. е. чередуется бег с более низкой скоростью на определенной дистанции с более высокой скоростью. Например, 800 м со скоростью 4 м/с+400 м со скоростью 5 м/с и так в течение 30—60 мин.
Метод интервальной работы основан на повторном выполнении работы определенной длительности и использовании неполных интервалов отдыха. Повторную работу после предыдущей выполняют при снижении пульса до 120— 130 в 1 мин.
Длительность однократной нагрузки зависит от того, какое физическое качество спортсмен развивает. Так, при развитии скоростной выносливости длительность однократной нагрузки составляет от 15 с до 2 мин; для развития выносливости у спортсменов, специализирующихся в беге на короткие дистанции,— до 2—8 мин; на средние — до 8—15 мин.
Для подготовки спортсмена к выступлению на соревновательных дистанциях помимо интервального, равномерного и переменного методов используются соревновательный и контрольный методы тренировки.
Средства и методы повышения аэробных и анаэробных возможностей организма неоднозначны, поэтому целесообразно рассматривать пути их повышения отдельно(Ивойлов А.В.1984г).
В развитии выносливости имеются 4 этапа:
Первый — воспитание общей выносливости — осуществляют в течение всего переходного и в начале подготовительного периода. Продолжительность первого этапа 2— 3 месяца.
К средствам, способствующим развитию общей выносливости на первом этапе, можно отнести длительные, циклические упражнения с невысокой интенсивностью (при пульсовом режиме от 130—160 в 1 мин): бег (лучше кроссы), ходьба на лыжах, гребля, езда на велосипеде, плавание и др.
При выполнении этих упражнений в работу вовлекаются почти все мышцы тела, что способствует усилению обмена веществ, стимулированию дыхательных процессов.
На первом этапе с целью воспитания общей выносливости все спортсмены используют продолжительный бег с различной интенсивностью, особенно по пересеченной местности. При длительном беге с умеренной интенсивностью создаются благоприятные условия для повышения не только работоспособности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, для совершенствования нервно-гуморальных механизмов регуляции, совершенствования систем биохимических процессов, но и работоспособности всего организма.
Методы тренировки:
1. равномерный — прохождение тренировочной дистанции с равномерной малой скоростью, от занятия к занятию продолжительность работы увеличивается;
2. переменный — непрерывное чередование тренировочной работы умеренной или малой интенсивности;
3. кроссовый — выполнение тренировочной нагрузки (бег, ходьба на лыжах) умеренной или малой интенсивности по пересеченной местности;
4. смешанный — чередование медленного бега с ходьбой. Обычно используется на первых занятиях у новичков.
На первом этапе с целью развития общей выносливости могут быть использованы от 2 до 3 занятий в неделю.
На втором этапе (длительностью до 2,5—3 месяца) продолжается развитие общей выносливости с помощью вида спорта, в котором специализируется спортсмен. При этом нагрузку умеренной интенсивности (при частоте пульса вдвое или чуть больше по сравнению с состоянием покоя) выполняют ежедневно и продолжительно. На всей дистанции частота пульса держится на относительно одинаковом уровне. Повышение ЧСС при сохранении скорости выполняемой работы служит сигналом к прекращению тренировки.
На этом этапе также применяют равномерный, переменный и кроссовый методы тренировки в большом объеме.
Используется также и метод постепенного втягивания, при котором спортсмен с постоянной скоростью вначале проходит постепенно увеличиваемую, а затем уменьшаемую дистанцию.
Продолжительность выполнения в умеренном темпе упражнений избранного вида спорта с целью развития выносливости может составлять в беге на длинную дистанцию, спортивной ходьбе — до 20—50 км, в лыжных гонках, гребле на байдарке — до 3—5 ч, в велосипедном спорте—до 100— 150 км.
К концу второго этапа, когда достигнута норма продолжительности работы на выносливость, скорость может быть незначительно увеличена.
Третий этап (продолжительностью до 1—2 месяца) характеризуется улучшением анаэробных возможностей организма и повышением силового и скоростно-силового компонентов выносливости.
Упражнения на выносливость на третьем этапе выполняют с большей, чем на втором этапе, скоростью.
В одном занятии могут сочетаться все три метода тренировки: например, бег по равнине, в гору и под гору и т. п. Методы тренировки, используемые на этом этапе: повторно-силовой (упражнения на выносливость с повышенным проявлением выносливости), скоростно-силовой (упражнения с повышенным проявлением быстроты и силы), повторно-скоростной (повторное выполнение с повышенным проявлением быстроты).
Четвертый этап (продолжительностью до 4—б месяцев) направлен на воспитание специальной выносливости посредством упражнений вида спорта, в котором специализируется спортсмен, с интенсивностью, близкой к соревновательной, соревновательной и превышающей ее.
В циклических видах спорта (бег, лыжные гонки, велосипедный спорт, плавание и др.) развитие специальной выносливости осуществляется посредством повторного прохождения дистанции со скоростью, превышающей соревновательную (на отрезках 200, 400, 1000 м и т. д.), в сумме это превышение может достигать 60— 100 % и более.
При развитии специальной выносливости в практике используют следующие методы тренировки:
1. переменный (интервальный); повторный с длинными отрезками; переменный — стайерский (непрерывная работа по ходу выполнения изменяется по интенсивности) например, 40 раз по 200 м со скоростью 68—70 с при пульсовом режиме 170—180 в 1 мин через 40—60 с медленного бега (при пульсовом режиме 120—130 в 1 мин);
2. повторный с длинными отрезками (на отрезках 1000, 1500 м и т. д. до 5— 10 раз);
3. контрольный (выполнение нагрузки с соревновательной скоростью на дистанции, на 15—20% короче основной; темповой (тренировка на дистанции, превышающей соревновательную на 30-100%, т. е. выполнение более продолжительной работы, требующей проявления воли, терпения, умения бороться с утомлением); метод «до отказа», сочетающийся с применением темпового метода (не более 1—2 раз в неделю).
Различают общую и специальную выносливость.
Общая выносливость — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения. Основным покаателем аэробной производительности организма является максимальное потребление кислорода (МПК), которое зависит от деятельности систем кровообращения и дыхания (частота сердечных сокращений, минутный и ударный объем сердца, скорость кровотока, жизненная емкость легких, максимальная легочная вентиляция, тканевая утилизация кислорода и др.). Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости [25].
Специальная выносливость - это способность спортсмена эффективно выполнять кратковременные специфические действия повышенной мощности или интенсивности в рамках соревновательного упражнения с целью достижения преимущества над соперником. Для проявления этих действий нужна специальная подготовка, а для измерения специальной выносливости в различных видах спорта нужны специфические тесты, отражающие сущность специальной выносливости в конкретных видах спорта или программы (Перльман М.Р. 1969г).
Специальная выносливость зависит от возможностей нервно- мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей [12].
Специальная выносливость подразделяется на следующие виды:
Скоростная выносливость — способность волейболистов выполнять технические приемы и передвижения с высокой скоростью на протяжении всей игры без снижения эффективности. Мышечная работа для такого вида деятельности проходит в безкислородных условиях. Доминирующим в энергообеспечении является анаэробный процесс.
Координационная выносливость. Проявляется в основном в двигательной деятельности, характеризующейся многообразием сложных технико- тактических действий.
Для воспитания выносливости в волейболе с учетом присущих этому виду характеристик двигательной деятельности увеличивают продолжительность основных периодов, повышают интенсивность, уменьшают интервалы отдыха.
Прыжковая выносливость — способность к многократному повторному выполнению прыжковых игровых действий с оптимальными мышечными усилиями без снижения эффективности техники и тактики игры. Проявляется эта выносливость в прыжках для выполнения нападающего удара и подач в прыжке, постановки блока и выполнения вторых передач. Мышечная работа носит локальный характер. Чем больше локальный характер носит выполняемое упражнение, тем в более анаэробных условиях проходит мышечная работа. Способность продолжать работу в без кислородных условиях обеспечивается как анаэробными возможностями, так и волевой подготовкой волейболиста [10].
Игровая выносливость — способность вести игру в высоком темпе без снижения эффективности выполнения технических приемов и тактических комбинаций на протяжении всей игры. Она объединяет в себе все виды выносливости и специальные физические качества.
Высокий уровень развития аэробных и анаэробных способностей волейболистов - один из главных факторов поддержания высокой работоспособности по ходу игры и успешной реализации всего арсенала технических и тактических средств борьбы.
1.5. Основы методики развития выносливости.
1.5.1. Средства тренировки выносливости.
Для решения задач подготовки волейболистов необходимы средства (упражнения), используемые теми или иными методами, в тех или иных условиях Средства тренировки: основные упражнения (упражнения для технической, тактической подготовки и игра в волейбол) и вспомогательные
(общеразвивающие и специальные упражнения). Общеразвивающие упражнения предназначены для развития общих физических качеств, совершенствования функциональной базы и двигательных навыков. Эти упражнения группируются по принадлежности к другим видам спорта:
— упражнения из гимнастики и акробатики;
— упражнения из легкой атлетики (разновидности бега, кроссы, метания, прыжки и др.);
— упражнения из тяжелой атлетики;
— упражнения на тренажерах;
— спортивные и подвижные игры, плавание и др. Специальные упражнения — подводящие (для овладения основами техники, тактики игры и их совершенствования) и подготовительные (для развития специальных физических качеств и функциональных возможностей организма спортсменов).
Основные упражнения можно применять и для повышения общей и специальной работоспособности организма волейболистов. По характеру ответных физиологических реакций эти упражнения делятся на следующие группы:
а) упражнения преимущественно аэробного воздействия
б) упражнения для развития общей выносливости и скоростно-силовых качеств.
в) упражнения для развития специальной выносливости
Основным показателем аэробной производительности организма является максимальное потребление кислорода (МПК), которое зависит от деятельности систем кровообращения и дыхания (частота сердечных сокращений, минутный и ударный объем сердца, скорость кровотока, жизненная емкость легких, максимальная легочная вентиляция, тканевая утилизация кислорода и др.) ( Лаптев А.П. 1991г).
Поэтому развитие общей выносливости выражается, прежде всего, в повышении производительности сердца и систем внешнего дыхания. Высокоразвитые аэробные возможности являются хорошей базой для развития специальной выносливости. Для развития общей выносливости необходимо продолжительное воздействие нагрузки на организм спортсмена. Наиболее эффективны упражнения, в которых участвует большое количество мышечных групп, работа которых создает «мышечный» насос, способствующий хорошему кровообращению. К ним можно отнести спортивные игры, кроссовый бег, лыжные гонки, плавание и др. Как правило, общая выносливость квалифицированных волейболистов развивается на начальных этапах подготовки к основным соревнованиям, а на этапах специальной подготовки и в период соревнований упражнения на общую выносливость применяются как восстановительные средства.
Выполнение физических упражнений длительное время без снижения работоспособности характеризует выносливость спортсмена. Игровая нагрузка в волейболе, характеризуется преимущественно скоростно-силовой выносливостью, т.е. способностью длительное время выполнять движения с определенной силой и быстротой. При высокой физической и эмоциональной нагрузке от волейболиста требуется развитие общей и специальной выносливости. Развитие специальной выносливости во многом зависит от общей выносливости, характеризующейся высоким уровнем деятельности всех функций и систем организма занимающегося.
Общая выносливость помогает успешно справляться с продолжительной работой на учебно-тренировочных занятиях и на соревнованиях, быстрее восстанавливаться. Специальная выносливость позволяет бороться с утомлением, способствует эффективному применению технических приемов и тактических действий в учебных играх и соревнованиях, обеспечивает надежность игровых навыков.
1.5.2. Методы тренировки выносливости.
1. Переменный метод. Непрерывное чередование бега со средней и повышенной скоростью с активным отдыхом (бег трусцой). Чередование скоростных передач в стену с высоким мячом и над собой, серийных прыжков в полную силу с прыжками через скакалку с небольшой интенсивностью и т.п.
2. Повторный метод. Повторное выполнение заданий с повышенной скоростью и достаточными интервалами для отдыха. Например, серии приема мяча от нападающего удара, серии блокирования при частом чередовании ударов, повторное пробегание отрезков дистанции и т.д.
3. Увеличение интенсивности при сокращении продолжительности. (Сокращается число партий, но проводятся они более интенсивно.) Увеличение числа тренировочных передач, подач, нападающих ударов, блокирование по сравнению с игровыми (например, работа со связующим двумя мячами, непрерывное чередование ударов и т.п.)
4. Уменьшение интенсивности при увеличении продолжительности. Увеличение игрового времени, увеличение числа игровых действий по сравнению с обычными условиями.
5. Поточный метод выполнения специального комплекса упражнений. Занимающемуся приходится последовательно выполнять упражнения.
6. Интервальный метод. Интервал отдыха между упражнениями, игровыми заданиями вначале большой, затем сокращается. Цель состоит в том, чтобы игроки могли выполнять последующую нагрузку с повышенной интенсивностью.
Для достижения высокого уровня специальной выносливости волейболистов необходимо комплексное ее совершенствование скоростной, силовой, прыжковой и игровой выносливости, поскольку волейбол относится к видам спорта, требующим максимальных проявлений скоростно-силовых способностей в различных игровых ситуациях на протяжении всей игры. [30]
Разрабатывая рациональные методы совершенствования специальной выносливости, нужно предусматривать выполнение определенной части тренировочных нагрузок в условиях скрытого утомления. Необходимо иметь в виду, что средства формирования специальной выносливости должны быть ориентированы на обеспечение поддержания заданных режимов двигательной деятельности, а не на борьбу с самим утомлением(Фурманов А.Г.1983г).
Исходя из этого, функция средств ее повышения должна основываться на выработке умений «заглушать» ощущения утомления посредством снижения энергетической стоимости выполняемой работы, сохраняя рациональную спортивную технику и нужный скоростной режим движений. При этом уместно вспомнить слова замечательного русского физиолога Н. Е. Введенского о том, что устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают (Михайлов К.В. 1981г).
Скоростная выносливость требует выполнения технических приемов и передвижений с высокой скоростью на протяжении всей игры. Для совершенствования скоростной выносливости наиболее эффективными являются повторный, интервальный и соревновательный методы. Используются в основном имитационные и игровые упражнения с мячом.
Продолжительность одного повторения серии упражнений - 15-30 с, интенсивность максимальная, интервал отдыха между повторениями - 1-2 мин, количество повторений в одном занятии - 4-6.
Мышечная работа для такого вида деятельности проходит в безкислородных условиях. Доминирующим в энергообеспечении является анаэробный процесс. Поэтому для совершенствования скоростной выносливости подбираются упражнения на быстроту, выполняемые многократно и более длительное время со следующими дозировками:
— продолжительность одной серии - 20-30 с;
— скорость передвижения - максимальная;
— отдых между сериями - 1-3 мин; количество серий - 5-7.
Для основных упражнений (упражнения по технике и тактике игры) продолжительность одной серии и количество серий должно быть таким, чтобы не нарушалась структура технического приема (это положение правомерно при совершенствовании прыжковой выносливости). Дозировки физической нагрузки:
— продолжительность одной серии -1-2 мин;
— интенсивность — максимальная;
— отдых между сериями - 1-3 мин;
— количество серий в одной тренировке - 5-8.
Прыжковая выносливость проявляется в многократном выполнении прыжковых действий с максимальными мышечными усилиями при нападающих ударах, блокировании, вторых передачах.
При ее развитии используются повторный, интервальный, соревновательный и круговой методы, продолжительность повторения серии прыжков — 1—3 мин (без пауз отдыха между прыжками), количество повторений — 5—8, интервал отдыха между ними — 1—4 мин.
Средства тренировки: прыжковые упражнения с малыми отягощениями и без отягощений, имитационные и основные упражнения (комплексы прыжковых упражнений в разделе — развитие прыгучести).
Силовая выносливость наиболее успешно совершенствуется с помощью специальных упражнений, позволяющих предъявлять повышенные требования к мышцам, несущим основную нагрузку в игровой деятельности волейболистов. Это упражнения, близкие по внешней и внутренней структуре с техническими приемами. Основным режимом работы мышц является динамический характер работы — преодолевающий в сочетании с уступающим.
Используются также упражнения (в незначительном объеме), выполняемые в статическом режиме. Величина отягощений — 40-60% от доступной, темп — от умеренного до близкого к максимальному. Продолжительность выполнения отдельного упражнения в динамическом режиме работы мышц — до значительного утомления, в статическом режиме — 10-30 с. Продолжительность пауз между сериями упражнений 30-90 с, количество повторений обычно не превышает 10-12 [33].
Интенсификация игровой деятельности, волейболистов обусловливается возрастанием скорости атак, улучшением технических возможностей игроков при максимальной быстроте действий. Поэтому очень важным для спортсменов является умение вести игру в высоком темпе без снижения эффективности выполнения технических приемов. Игровая выносливость характеризует все физические качества, необходимые для успешного ведения игры. Она совершенствуется в процессе проведения игр с большим количеством партий (5—7) полными составами. Эффективным является проведение игр уменьшенными составами (4X4, 3X3, 2X2), игр на время, а также использование в процессе игры упражнений различного тренирующего воздействия при достижении определенного счета или в перерывах между партиями.
Частота сердечных сокращений (ЧСС)
В спортивной практике частота сердечных сокращений (ЧСС) часто используется как критерий оценки интенсивности нагрузки.Существует линейная зависимость между ЧСС и тренировочной интенсивностью.
Для того чтобы тренировка на выносливость была максимально полезной, она должна выполняться с интенсивностью, при которой задействуется вся кислородно-транспортная система, то есть в так называемой анаэробной зоне. При данной интенсивности не происходит накопления молочной кислоты.
Часто тренировки на выносливость (аэробные тренировки) выполняются спортсменами при пульсе около 180 ударов в минуту (уд/мин). Для многих спортсменов этот пульс значительно превышает аэробно-анаэробную транзитную зону. Границы аэробно-анаэробной транзитной зоны сильно варьируются у разных людей, но ориентировочно эта зона находится между 140 и 180 уд/мин (Ивойлов А.В. 1984г).
Тренировка кислородной системы
Лучшим методом тренировки кислородной системы являются тренировки на выносливость, то есть нагрузки, выполняющиеся с субмаксимальной мощностью в течение относительно длительного времени. Во время тренировок на выносливость (аэробных тренировок) накопление молочной кислоты не происходит. Аэробные тренировки выполняются при разных уровнях интенсивности. Существует три вида тренировок, направленных на развитие выносливости: интенсивная аэробная тренировка, промежуточная аэробная тренировка и экстенсивная аэробная тренировка. К аэробным нагрузкам также относят восстановительную тренировку [17].
Интенсивная аэробная тренировка
Интенсивные аэробные тренировки выполняются в виде интервальной работы и делятся на два типа в зависимости от продолжительности рабочих отрезков: тренировки с короткими интервалами и тренировки с длинными интервалами.
Интенсивная аэробная тренировка с короткими интервалами состоит из серии ускорений продолжительностью 2-8 мин. ЧСС во время ускорений составляет около 90% ЧССмакс. Во время данной тренировки кислородная система полностью активируется, а интенсивность находится на уровне анаэробного порога (ЧССоткл) или чуть выше него. Небольшое повышение показателей лактата до 5-6 ммоль/л допустимо.
Эту тренировку можно рассматривать как промежуточное звено между аэробной и анаэробной тренировками. Время восстановления составляет 4-6 мин, количество повторений - от 5 до 8. Данная тренировка не должна проводиться чаще двух раз в неделю.
Интенсивная аэробная тренировка с длинными интервалами включает в себя серию ускорений продолжительностью 8-20 мин. Интенсивность ускорений составляет примерно 3-4 ммоль/л в пересчете на показатель лактата, или примерно 85-90% от ЧССмакс. Примерное время восстановления - 5 мин, количество повторений - от 4 до 5. Частота тренировок - 1-2 раза в неделю. Данная тренировка эффективна только при хорошем самочувствии спортсмена. Если спортсмен чувствует усталость в ногах, ему следует прекратить тренировку. Когда данный вид тренировки выполняется при сопутствующей усталости или недостаточном восстановлении, то резко возрастает вероятность развития перетренированности [15].
Промежуточная аэробная тренировка
Промежуточная аэробная тренировка выполняется со средней интенсивностью. К примерам такой тренировки относятся длительная езда велосипедиста или длительный бег марафонца. Молочная кислота при данном виде тренировки не накапливается. Энергообеспечение происходит за счет окисления жиров и углеводов. ЧСС находится в пределах 80-85% ЧССмакс. Продолжительность работы зависит от продолжительности соревнований, к которым готовится спортсмен.
Экстенсивная аэробная тренировка
Данный вид тренировки представляет собой длительную непрерывную работу при ЧСС 70-80% от ЧССмакс.
При такой интенсивности упражнения происходит максимальное окисление жиров. Часто промежуточные и длительные тренировки совмещают.
Подобные тренировки важны тем, что тренируют жировой обмен, повышая утилизацию жиров, что позволяет спортсмену во время длительных соревнований дольше сохранять темп за счет экономии углеводов.
Восстановительная тренировка
Восстановление является неотъемлемой частью общего процесса тренировки. Легкая физическая деятельность часто бывает более выгодным средством восстановления, нежели пассивный отдых. Интенсивность восстановительной тренировки должна быть низкой — менее 70% от ЧССмакс.
При такой низкой интенсивности нельзя надеяться на улучшение аэробных способностей [17].
Список литературы
1. Булдаков Л.C., Никитин Л.П. Шесть в защите - шесть в нападении: волейбол на олимпиадах. -М.: "Советская Россия", 1979г.
2. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол, М. "СпортАкадемПресс", 2002г.
3. Воробьев Н.П. Спортивные игры, М. "Просвещение", 1973г.
4. Волейбол. Справочник. - М.: "Физкультура и спорт", 1984г.
5. Голомазов В.А. Волейбол в школе. Пособие для учителя. М.: "Просвещение", 1976г.
6. Ермолаев Ю.А. "Возрастная физиология", М.,Наука 1989г.
7. Железняк Ю.Д. Основы обучения волейболу детей 11-14 лет М. 1961г.
8. Железняк Ю.Д. Формирование двигательных навыков у юных волейболистов. Дисс. канд.М. 1962г.
9. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. 1965г.
10. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М.: "Физкультура и спорт", 1988г.
11. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства/ Под ред. Ю.В. Питерцева. М.: Издательство "Фаир-Пресс", 1998г.
12. Жилов Ю.Д., Куценко Г.И., Основы медико-биологических знаний. М. "Высшая школа" 2001г.
13. 3ациорский В.М. Воспитание физических качеств (учебник). М.: ФиС, 1987.
14. 3ациорский В.М., Физические качества спортсмена. М. "Физкультура и спорт" 1979г.
15. 3имкин Н.В., Физиология человека - М.,Наука, 1987г.
16. Ивойлов А.В., Волейбол. Минск "Вышейшая школа", 1985г.
17. Ивойлов А.В. «Волейбол для всех», - Москва: Физкультура и спорт, 1987.
18.Клещев Ю.Н., Айрапетьянц Л.Р., Паткин B.JI. Волейбол. Т. 1995г.