Методика совершенствования технико-тактической подготовки нападающих второго темпа в волейболе

Оглавление.

ВЕДЕНИЕ

1. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВОЛЕЙБОЛЕ          

1.1 Основы техники нападения в волейболе

1.2. Тактические системы нападения в волейболе

1.3 Методика тактической подготовки волейболистов

1.4. Оценка технико-тактической подготовленности нападающих в волейболе

2. УПРАЖНЕНИЯ ПО ТАКТИКЕ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА НАПАДЮЩЕГО ВТОРОГО ТЕМПА

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ.

Волейбол - ациклическая командная игра, где мышеч­ная работа носит скоростно-силовой, точностно - координационный харак­тер. При малых размерах и ограничений касаний мяча, выполнение всех тех­нических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений.

Двигательные действия волейболистов заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках, в большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерыв­ном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности волейболистов, так и к уровню их интеллекта.

Качественно новый уровень развития волейболиста требует нового уровня развития физических качеств спортсмена (изменения правил, ком­плектование команд высокорослыми игроками; повышение атакующего по­тенциала за счет быстрых перемещений и повышенной скорости выполнения технических приемов с использованием всей длины сетки).

Современные требования для достижения максимальных результатов в волейболе выдвигают определенные изменения в подготовке волейболистов.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВОЛЕЙБОЛЕ

1.1 Основы техники нападения

Спортивная техника - это сознательное, целеустремленное выполнение спортсменом движений и действий, направленных на достижение опреде­ленного эффекта в соревновательной деятельности [4].

Техника волейбола - это средство ведения игры с решением конкрет­ных технических задач. Овладение спортивной техникой в процессе обуче­ния осуществляется по следующей схеме:

1) у спортсмена создается двигательное представление;

2) делаются попытки его практического претворения;

3) по мере повторения изучаемого движения приобретается умение, ко­торое в дальнейшем превращается в двигательный навык.

При обучении технике необходимо учитывать физическую и психиче­скую подготовленность спортсменов. Главным, с педагогических позиций, является отчетливое двигательное представление [14].

Основными методами освоения спортивной техники являются:

1. Метод объяснения и показа.

2. Метод целостного и расчлененного упражнения.

3. Идеомоторный метод (мысленное выполнение упражнения).

4. Метод анализа выполненных движений.

5. Метод использования технических средств.

6. Метод срочной информации.

В каждом виде спорта, в том числе и в волейболе, существует эталон наи­более совершенной техники. Этому эталону (как основе) и обучают студентов.

В теории и практике волейбола сложилась определенная классификация техники игры, состоящей из частей, взаимодействующих друг с другом.

По целевому признаку организации действий техника игры делится на технику нападения и технику защиты [5].

Техника нападения включает в себя технику перемещений (стойки и разновидности перемещений) и технику владения мячом (подачи, передачи для нападающего удара, нападающие удары и перебивания).

Стойки - приобретение готовности к перемещению и выходу в исход­ное положение для выполнения технического приема. Виды стоек: устойчи­вая и неустойчивая. В зависимости от предстоящих действий игрок выполня­ет стойку, рациональную для определенного вида деятельности. Для стоек характерно следующее положение: одна нога впереди, вторая чуть сзади, ту­ловище слегка наклонено вперед, предплечья согнуты в локтевых суставах, ладони рук на уровне пояса, ноги переступают [15].

Перемещение - выбор места для выполнения технического приема. Виды перемещений: шаг (обычный, вперед, назад, в стороны), прыжок (толчком двумя - одной ногой, с разбега, с места, без поворота - с поворотом туловища), бег (обычный, вперед, назад, в сторону); скачок, падение, выпад, их варианты и раз­личные сочетания. Все виды перемещений объединяет плавность и мягкость их выполнения, что достигается благодаря неполному выпрямлению ног в колен­ных суставах и отсутствию маховых движений руками [17].

Нападающий удар (НУ) - технический прием тактики, заключается в перебивании мяча одной рукой на сторону соперника выше верхнего края сетки. Выделяют два способа (прямой и боковой) и несколько разновидно­стей.

Прямой нападающий удар. Исходное положение аналогично стойке при выполнении передачи. Подготовительная фаза включает разбег, прыжок и замах. Разбег служит для достижения достаточной горизонтальной скорости движения и ее максимального использования для прыжка. Длина разбега - 2-4 метра (как правило, три шага). Первый шаг относительно не­большой, скорость движения невелика. Он определяет выбор общего направ­ления разбега. Второй шаг корректирует направление разбега. Длина шага увеличена, времени на его выполнение тратится меньше, скорость движения возрастает. На третьем шаге горизонтальная скорость разбега преобразуется в вертикальную скорость прыжка. Общий центр тяжести тела значительно снижается, скорость движения еще больше возрастает. Последний шаг обыч­но выполняют скачком (напрыгивающий): ногу (обычно правую) выносят вытянутой вперед и ставят на пятку, стопа находится в положении разгиба­ния. Только при такой жесткой постановке правой ноги на опору возникает стопорящий эффект. Другой ногой в последнем шаге игрок отталкивается от опоры и через небольшой промежуток времени подставляет ее к правой [5]. Одновременно с напрыгивающим шагом обе руки отводят назад. При отталкивании движение в первую очередь начинают руки - по дуге сзади - вниз - вперед. Это маховое движение заканчивается резкой остановкой рук в тот момент, когда кисти вынесены над головой. Ноги включают в движение отталкивания несколько позже, когда об­щий центр тяжести тела игрока находится сзади опоры; их при этом разги­бают во всех суставах. Высота прыжка зависит от махового движения рук и величины сгибания ног в коленях в конце разбега. Однако этот угол не дол­жен быть меньше 90° [13]. С момента отрыва ног от опоры тело игрока приобретает движение вверх и несколько вперед - это фаза взлета. Для борьбы с таким называемым горизонтальным сносом следует в момент отрыва ног от опоры верхнюю часть туловища отводить назад. Такое движение в известной мере перерас­пределяет массу тела вокруг общего центра тяжести тела и создает некото­рый вращательный момент, направленный в противоположную горизонталь­ной составляющей силы сторону. Это способствует уменьшению длины тра­ектории полета тела [14]. Одновременно с взлетом, правой рукой делают замах вверх - назад. Таким образом, движение рук в подготовительной фазе состоит из махового, тянущего усилия замаха, увеличивающего путь разгона ударной массы. Эти две части разделяет небольшая пауза при смене направления движения. При замахе предплечье отводят за голову, кисть разворачивают ладонью вверх, правое плечо отводят назад. Высота подъема локтя варьируется в зависимо­сти от индивидуальных особенностей игроков, но в любом случае локоть должен быть выше оси плечевого сустава. Нередко игроки принимают так называемое положение «лук» - прогибаются в грудной и поясничной частях, ноги сгибают в коленях, голень отводят назад. Левая рука принимает актив­ное участие в движении замаха: ее отводят в сторону, в результате чего рас­тягивается большая грудная мышца [21]. Ударное движение начинается с поворота тела вокруг вертикальной оси, выведения вперед и поднимания правого плеча. Это движение задает на­чальную скорость руке, которая включается в работу несколько позже. Ее выпрямляют в локте и вытягивают вверх несколько вперед, этим обеспечива­ется достаточная высота удара по мячу. Кисть накладывают на мяч в рас­слабленном состоянии сверху - сбоку хлеетообразным движением. При этом плечо проводят дальше вперед, руку с мячом продвигают вперед - вниз, кисть сгибают в лучезапястном суставе. Затем плечо выводят еще дальше вперед и вниз, оно выполняет роль опоры движущейся вперед — вниз руки. Скорость движения руки увеличивается плавно, к моменту удара она должна быть наибольшей. После выполнения удара игрок приземляется, обязательно сгибая ноги в коленях для амортизации.

Ошибки при выполнении нападающего удара: стопорящий шаг на носок; остановка перед отталкиванием; нет махового движения вперед небьющей рукой; удар согнутой в локте рукой; в момент удара опускание локтя вниз; приземление после удара на прямые ноги; ранний или поздний разбег.

1.2. Тактические системы нападения.

Тактическая система игры характеризуется расположением игроков команды на площадке, распределением функций между ними и применением средств техники.

Каждая система нападения имеет множество тактических комбинаций, осуществляемых посредством приема и передач мяча и завершаемых напа­дающими ударами.

Система игры со второй передачи на двух нападающих

Система игры в нападении на двух нападающих применяется тогда, ко­гда в команде есть один или два связующих игрока, слабо играющих в напа­дении. Так, при расположении связующего игрока на передней линии в зонах 2, 3 и 4 розыгрыш всех тактических комбинаций осуществляется через игро­ка, располагающегося под сеткой.

Несмотря на кажущуюся простоту расстановок и ограниченность так­тических комбинаций при системе игры в нападении на двух нападающих, при соответствующих условиях, а именно при разнообразных передачах, эта система нападения часто бывает не менее эффективной, чем другие.

Ниже приведены возможные комбинации при системе нападения на двух нападающих.

Комбинации системы при первой передаче в зону 3.

1. Игрок зоны 3 направляет высокую передачу для удара игроку зоны 4.

2. Игрок зоны 3, стоя лицом к партнеру, направляет высокую передачу для удара в зону 2.

3. Игрок зоны 3 направляет прострельную передачу на «столб» игроку зоны 4.

4. Игрок зоны 3 направляет прострельную передачу игроку зоны 4, по­сылая мяч в середину этой зоны.

5. Игрок зоны 3 выполняет низкую передачу перед собой, нападающий зоны 4 производит удар с короткой передачи.

6. Нападающий зоны 4 с передачи игрока зоны 3 производит удар «на взлете».

7. Нападающий зоны 4 производит удар с передачи игрока зоны 3, на­правленной за голову в этой же зоне.

8. Нападающий зоны 4 делает отвлекающий маневр, забегая за игрока зоны 3, и имитирует удар с передачи за голову, а передача следует игроку зо­ны 2.

9. Нападающие зон 4 и 3 имитируют атаку из зоны 4. В последний мо­мент игрок зоны 3 неожиданно (за счет кистевой передачи) направляет мяч за голову игроку зоны 2.

10. Игрок зоны 3 стоит лицом к зоне 2 и имитирует передачу в эту зону. В последний момент он передает мяч за голову игроку зоны 4(передача мо­жет быть высокой, полупрострельной или короткой).

Комбинации системы при первой передаче в зону 2.

1. Игрок зоны 2 направляет обычную передачу в зону 4.

2. Игрок зоны 2 посылает мяч в зону 3.

3. Игрок зоны 3 располагается в правой расстановке и выполняет удар с передачи за голову, которую выполняет игрок зоны 2.

4. Игрок зоны 3, имитируя атаку, из правой расстановки забегает в зону 2, а передача следует игроку зоны 4.

5. То же, но нападающий зоны 4 играет с пристрельной передачи. Ва­риант первый: атака с прострельной передачи в своей зоне; вариант второй: атака с прострельной передачи, направленной на границу зон 3 и 4.

6. Нападающий зоны 4 идет на короткую передачу, а игрок зоны 3 из левой расстановки атакует с невысокой передачи, полученной слева от опус­кающегося после имитации удара игрока зоны 4.

7. Игрок зоны 3 идет на удар с короткой передачи, а игрок зоны 4, забе­гая в зону 2, производит удар с передачи за голову.

8. Оба нападающих играют с прострельных передач — один в зоне 3, другой в зоне 4.

9. Игрок зоны 3 имитирует атаку с короткой передачи, удар производит игрок зоны 4 с прострельной передачи в своей зоне.

10. Нападающий зоны 4 атакует с обычной передачи, игрок зоны 2 производит удар на взлете за головой игрока зоны 3.

Комбинации системы при расположении связующего игрока в зоне 4 те же, что и комбинации при расстановке связующего в зоне 3, так как послед­ний после подачи перемещается в зону 3 и оттуда разыгрывает мяч.

Система игры со второй передачи на трех нападающих

Часть комбинаций, описанных выше, постоянно применяется и при данном варианте нападения, однако здесь они значительно разнообразнее, так как передачи для удара могут быть направлены не на одного из двух, а на одного из трех игроков. Это обстоятельство в значительной мере затрудняет организацию группового блокирования, что создает этой системе игры за­служенную популярность и является поводом для ее использования боль­шинством отечественных и зарубежных команд.

Ниже приводятся некоторые комбинации системы.

Комбинации системы при первой передаче на выходящего игрока

1. Нападающий удар с передачи, направленной за голову, при отвле­кающих действиях партнера. Эта комбинация требует точной передачи и быстрых действий отвлекающего игрока, имитирующего атаку. Передающий игрок, выходящий с задней линии, находится у сетки между зонами 2 и 3. Нападающий игрок из зоны 3 выполняет разбег на удар с короткой передачи или с передачи «на взлете». Все действия этого игрока направлены на созда­ние впечатления у противника, что именно он будет производить нападаю­щий удар. Передающий игрок также всеми своими действиями показывает, что передача будет им направлена игроку зоны 3, а затем, в последний момент, за счет кистевой передачи он посылает мяч за голову. Игрок зоны 2 завершает комбинацию без блока или имея против себя одного блокирующего игрока.

2. «Крест». Игрок зоны 3 разбегается на удар с короткой передачи на выходящего, имитируя удар «на взлете».

Нападающий зоны 2, перемещаясь в зону 3, завершает комбинацию. Успех зависит от умелых действий передающего игрока, который в зависи­мости от расположения блокирующих игроков противника определяет, кому из нападающих направить мяч для завершающего удара.

3. «Обратный крест». В комбинации участвуют два игрока нападения — зон 3 и 4. Игрок зоны 4 энергично выходит из своей зоны на выходящего волейболиста и имитирует удар с передачи «на взлете». Нападающий зоны 3, перемещаясь в зону 4 за спину своего партнера, производит удар.

4. «Эшелон». Эта комбинация требует слаженности, умения, хорошо имитировать удар и точно производить вторую передачу, выполняемую вы­ходящим игроком. В комбинации участвуют три волейболиста: выходящий и нападающие зон 3 и 4. Игрок зоны 3идет на удар с короткой передачи, за­ставляя противника организовать блокирование. Выходящий игрок направ­ляет передачу за спортсмена зоны 3 переместившемуся туда нападающему зоны 4, который проводит удар без противодействия блокирующего, так как имитационные движения игрока зоны 3 отвлекли на себя блокирующего иг­рока противника.

5. «Вдогонку». Комбинация выполняется в быстром темпе. Первым на­чинает движение игрок зоны 2, который как бы догоняет мяч в зоне 3, на рас­стоянии 1—1,5 м от выходящего игрока. Игрок зоны 3 перемещается в зону 2 и, получив мяч от выходящего игрока, завершает комбинацию. Заканчивать комбинацию как в этом, так и в других случаях могут и другие волейболисты передней линии.

Во всех приведенных комбинациях показано участие лишь двух ата­кующих игроков. На самом же деле третий игрок передней линии также все­гда участвует в тактических комбинациях, выполняя нападающий удар с обычных, полупрострельных или прострельных передач из зоны 2 или 4.

Тактическая система нападения с первой передачи

Не менее эффективной, чем предыдущие, является и система игры в нападении с первой передачи. Однако из-за сложности приема мяча с подачи и передачи его сразу на удар эта система игры в настоящее время, как прави­ло, стала применяться только в процессе самой игры, когда полет мяча имеет простую траекторию, удобную для розыгрыша мяча с первой передачи. При этой системе нападающий, которому предназначается передача, располагает­ся в 2—3 м от сетки. Исключение составляют игровые расстановки, при которых первая передача направляется на удар под левую руку игроку зоны 2 или 3, находящемуся в непосредственной близости от сетки.

В связи с тем, что первая передача на удар не всегда может быть точ­ной, ее рекомендуется выполнять не на основного нападающего (сильнейше­го на линии), а на вспомогательного или связующего игрока с тем, чтобы в случае плохой первой передачи более сильный волейболист мог завершить комбинацию ударом со второй передачи-откидки, которая является более точной.

Игрокам атакующей команды при первой передаче на удар сразу сле­дует руководствоваться расстановкой блокирующих игроков противника.

Завершающий удар целесообразнее выполнять в зоне слабо блокирую­щего игрока противника.

Иногда при неточной первой передаче есть смысл произвести удар, так как блокирующие в данном случае будут ждать откидку. Это обстоятельство обязывает нападающих игроков совершенствоваться в нападающих ударах с неточных передач.

Если первая передача направлена таким образом, что нападающий удар с этой передачи не может представлять опасности для противника и послед­ний не блокирует, следует передать мяч из опорного исходного положения на удар одному из своих партнеров.

Комбинации системы при первой передаче в зону 2.

1. Первая передача направляется из зоны 5 в зону 2, волейболист зоны 2 выполняет нападающий удар.

2. Из зоны 2 нападающий откидывает мяч для завершающего удара иг­року зоны 3.

3. Из зоны 2 нападающий откидывает мяч для завершающего удара иг­року зоны 4.

4. Из зоны 2 нападающий откидывает мяч за голову перемещающемуся туда для откидки игроку зоны 3.

Комбинации системы при первой передаче в зону 4.

1. Передача для удара направлена игроку зоны 4, который и производит удар.

2. Игрок зоны 4 вместо удара откидывает мяч игроку зоны 3.

3. То же, но откидывает мяч в зону 2.

4. Из зоны 4 игрок откидывает мяч за голову для удара пере­местившемуся туда игроку зоны 3.

Комбинации при первой передаче в зону 3.

1. Первая передача направлена игроку зоны 3 из зоны 2. Игрок зоны 3 производит удар с первой передачи. Если в зоне 3 находится игрок, умеющий бить левой рукой, то первую передачу для удара можно направлять из зон 4 и 5.

2. Первая передача направлена из зоны 2, игрок зоны 3, имитируя удар, выполняет передачу за голову в зону 4, игрок которой и завершает атаку.

3. То же, с передачей в зону 2.

4. После имитации удара игрок зоны 3 выполняет короткую передачу за голову игроку зоны 4, который производит удар по опускающемуся блоку.

5. То же, при передаче из зоны 5 с атакой с короткой передачи из зоны

Системы нападения используются командами в большинстве случаев при розыгрыше мяча с подачи (за исключением системы игры с первой пере­дачи). В процессе игры при сильных нападающих ударах, когда тактический замысел игрок не может реализовать из-за трудности приема мяча, нападаю­щие удары производятся из различных зон площадки с первых и вторых пе­редач, исполняемых не в соответствии с тактическим планом игры.

Наиболее эффективными являются атаки с первой передачи, выпол­няемые в сочетании с отвлекающими действиями, и удары с первых прострельных передач и передач мяча «на взлете». Такие атаки требуют отлич­ного взаимодействия передающего игрока с нападающим.

1.3 Методика тактической подготовки волейболистов.

Игра в волейбол предъявляет повышенные требования к произвольно­му управлению движениями волейболистов. Это обусловливается высокой скоростью полета мяча и целевой направленностью действий волейболистов, стремящихся направить мяч в незащищенный участок площадки соперника. При этом достижение цели строго ограничивается количеством допускаемых касаний мяча и технической правильностью каждого из них. К тому же ско­рость мяча при нападающем ударе достигает величины 110 км/час. Поэтому все действия волейболистов проходит по механизму сложных реакций выбора и характеризуются не только большой быстротой, но и точ­ностью, своевременностью.

Тактическая подготовленность волейболистов непосредственно связана с проявлениями в их деятельности процессов отражения, с помощью которых волейболист познает содержание игры. Психологические процессы, обеспе­чивающие регуляцию спортивной деятельности, могут быть взяты как ком­поненты (факторы) готовности волейболистов к соревновательной деятель­ности. Поэтому есть необходимость дать характеристику отдельных психи­ческих функций, проявляемых в волейболе.

Данную функцию можно разделить условно на несколько уровней. Первый из них- это психофизиологический уровень элементарных процептивных действий, связанных с формированием зрительного образа регуляции предметных двигательных действий. У волейболистов время сложной реак­ции отличается высокими величинами и вместе о тем имеет большие колеба­ния в зависимости от состояния тренированности. В состоянии спортивной формы не только резко уменьшается время реагирования и возрастает точность, но и, что особенно важно, реакция становится стабильной. Этот факт представляется важным.

В ряде исследований подчеркивается, что быстрота и точность воспри­ятия могут характеризоваться как уровень мастерства спортсменов, так и степень его готовности, к соревнованиям. Однако недостаточно просто раз­личать сигнал и быстро на него реагировать. Важно правильно выбрать нить двигательных действий, чтобы осуществить тот или иной технический при­ем. И здесь особую роль играет восприятие движений, лежащее в основе формирования навыков выполнения приемов в волейболе. Само собой разумеется, что для успеха в волейболе особую роль играет зрительно-моторная координация, вязанная с точностью дифференцировки пространственных, временных и динамических параметров двигательных действий в волейболе. Специфика "двигательного состава" в волейболе диктует необходимость в развитии и совершенствовании специализированных восприятий волейболи­стов.

Большое значение при выполнении технико-тактических действий имеет тонкая дифференцировка мышечно-двигательных ощущений, которые имеют специализированный характер и являются специфичными для данного вида спорта.

Высокая чувствительность достигается в процессе тренировки и стано­вится адекватной характеру воздействия спортивных упражнений на различ­ные анализаторные системы.

Показано, что в процессе тренировки возрастает мышечно- двигательная чувствительность тех анализаторов, которые непосредственно «обеспечивают» двигательную деятельность.

Результаты экспериментальных исследований показывают, что наибо­лее высокой точностью дифференцировки параметров движений обладают связующие игроки.

Изучая влияние упражнений различной интенсивности на функцио­нальное состояние нервно-моторного аппарата, было установлено у волейбо­листов под влиянием тренировки при выполнении технических приемов про­исходит сокращение фазы возбуждения и уменьшение нервных импульсов, что способствует более тонкой дифференцировке при выполнении того или иного приема игры в волейбол.

Недостаточную мышечно-двигательную чувствительность обычно счи­тают основной причиной неправильного выполнения спортивного упражне­ния в процессе формирования и совершенствования двигательного действия. Тактическое действие есть нечто иное, как отказ от заготовленных схем и са­мостоятельность в принятии решения. Поскольку эта особенность ведения игры уже отмечена как главная, то мы можем признать, что нестереотип­ность поведенческого акта игроков является проявлением творческого харак­тера.

Для успеха игры волейболисту необходимо владеть индивидуальной и коллективной тактикой игры. Под индивидуальной тактикой понимаются действия игроков, при помощи которых они, используя свой технический ар­сенал, с наибольшей эффективностью и наименьшей затратой сил добивают­ся успеха при решений отдельных тактических задач в условиях игровой дея­тельности. Уровень индивидуальной тактики игрока зависит от его техниче­ского мастерства. А.В. Родионов (64) добавляет к этому и наличие развитых способностей, определяющихся преимущественно показателями сенсорного интеллектуального и моторного характера.

Помимо индивидуальной тактической подготовленности волейболист должен уметь выполнять "совместные действия для достижения конечного результата — успешного исхода состязания".

Групповая ("совместная") тактика основывается на взаимодействии не­скольких игроков, выполняющих конкретную игровую задачу, и строится на необходимости точно прогнозировать действия партнера.

К средствам тактики в волейболе относят все технические приемы и способы. Особое внимание уделяется развитию способности каждого спорт­смена применять такие технические приемы и способы, которые приносят наибольший эффект в тактических действиях команды.

При овладении специализированными двигательными навыками в про­цессе обучения игре в волейбол используются упражнения, подготовитель­ные, подводящие и специальные, индивидуальные, групповые и командные, а также учебная игра и соревнования.

При обучении тактическим действиям и особенно сложным - с участи­ем шести игроков - рекомендуется вначале совершенствовать тактические комбинации без активного противодействия противоположной группы игро­ков или команды. Затем в упражнения включаются пассивное сопротивление без блокирующих игроков. После этого в специальные упражнения включа­ется активное сопротивление блокирующих игроков и атака осуществляется в соответствии с организацией блокирования. Представляется, что нападающие здесь подключаются лишь на последнем этапе совершенствования ком­бинаций. Такое позднее подключение, по нашему мнению, не способствует развитию ориентировки игроков, рациональному выбору действий и делает процесс формирования тактических навыков неприемлемо стереотипным. Однако, еще не все вопросы обучения и совершенствования получил и долж­ное теоретическое и практическое обоснование. Это в особенности касается методики начального обучения.

До сих пор в ряде пособий обучение игре предлагается начинать с ов­ладения техникой движений, а изучение тактики относится на более поздний этап - после овладения техникой.

Кроме того, обучение движениям, несвязаное с развитием оперативно­го мышления, не позволяет волейболисту фиксировать в своем сознании сложившихся ситуаций, мгновенно "планировать" свои действия и проводить выбор целесообразного для данной ситуации решения. Тем самым в процессе сознании человека основной сущности вещей, закономерностей связей и от­ношений между предметами и явлениями. На самом же деле действия волей­болиста проходят в условиях непрерывного изменения обстановки при лими­те времени, где, как правило, одно действие не приводит к повторному "сня­тию" конфликтной ситуации, а только меняет ее и "вызывает новую". Следовательно, для игры в волейбол, характерна атмосфера быстротечного и не­прерывного изменения ситуации, которая полностью детерминирует поведе­ние игроков. Любое их действие является результатом анализа ситуации и принятия решения. И поэтому отрыв мысли от движения в этих условиях особенно недопустим. Он ведет к выхолащиванию смысла технические приемы, волейболист оказывается, не обучен их рациональному применению и самостоятельно, на ощупь учится этому путем проб и ошибок.

Таким образом, налицо разрыв, который не только замедляет овладение тактикой игры, но и делает навык мало пригодным для использования в игре. Это обстоятельство настойчиво требует более совершенной методики обуче­ния волейболистов тактическим действиям.

Подводя итог проведенному анализу, можно констатировать, что так­тика представляет наиболее сложную составляющую игровой деятельности, где одновременно объединяется теория и практика игрового противоборства. Превосходство в тактике выступает как решающее условие достижения по­беды в спортивном соревновании. Ее ядро составляют специфические формы оперативного мышления спортсменов.

2. УПРАЖНЕНИЯ ПО ТАКТИКЕ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА НАПАДЮЩЕГО ВТОРОГО ТЕМПА.

Совершенствованию нападающего удара можно с помощью технике и тактике нападающего удара.

Программа группы №1 (контрольная) включали упражнения по техни­ке нападающего удара 25% и тактике 75%:

Упражнения по тактике нападающего удара.

Упр. 1. Выполнение нападающих ударов с переводом вправо-при про­ведении атак из зоны 4 и с края сетки этой же зоны.

Упр. 2. Выполнение нападающих ударов с переводом по линии прове­дении атак из зоны 4 и с края сетки этой же зоны.

Упр. 3. Стоя левым боком к сетке, имитировать передачу мяча из зоны 4 с последующим нападающим ударом правой рукой.

Упр. 4. Стоя правым боком к сетке, имитировать передачу мяча из зоны 4 с последующим нападающим ударом левой рукой.

Упр. 5. Нападающий удар из зон 4,3,2 с различных по траектории, скорости, удаленности от сетки вторых передач (параметры передач на­падающему игроку неизвестны).

Упр. 6. Чередование нападающих ударов из зоны 4 с передачи из зо­ны 3 в зависимости от действия блокирующего игрока (блок поставлен — обманный удар; нет блока — силовой удар).

Упр. 7. Чередование направления нападающих ударов из зоны 4 с передачи из зоны 3 в зависимости от действия защитника (удар в свобод­ную зону от защитника).

Упражнения по технике нападающего удара.

Упр. 1. Удары по мячу, стоя у стенки или сетки.

Упр. 2. Поточное выполнение ударов по мячу при построении игроков в 3—4 и более колонн (в зависимости от наличия мячей) с перемещением во­лейболиста в конец колонны после каждой попытки.

Все удары выполняются из определенного исходного положения, при котором игрок левой рукой держит мяч на уровне головы, а правую руку, со­гнутую в локтевом суставе, заранее поднимает, подготавливая ее для удара.

Упр. 3. Занимающиеся располагаются вдоль низко подвешенной волей­больной сетки. Игрок, стоя в 50 см от нее на гимнастической скамейке, уда­ром посылает мяч через сетку. Вначале упражнение выполняется из исходно­го положения игрока, у которого поднята и подготовлена к удару рука, а за­тем он ее выносит снизу вверх — назад.

Упр. 4. Расположение игроков и организация выполнения упражнения те же, что и в упр. 3. Удары через сетку волейболисты выполняют по непод­вижному мячу, который поддерживают над сеткой партнеры, находящиеся по другую сторону площадки, а также стоящие на возвышении.

Упр. 5. Игроки, стоя на возвышении, производят удары через сетку по наброшенному с другой стороны партнером мячу.

Упр. б. Удары по мячу в прыжке. Мяч подбрасывает партнер, стоящий на расстоянии одного метра слева от обучающегося.

Упр. 7. Содержание и организация те же, что и в упр. 1, но задание вы­полняется через низко подвешенную сетку.

Упр. 8. Удары производятся по встречному мячу, который набрасывает партнер с другой стороны площадки.

Упр. 9. Выполнение нападающих ударов через сетку из зоны 4 со вто­рых передач, совершаемых из зоны 3.

Упр. 10. Удары с переводом влево при расположении занимающихся парами.

Упр. 11. Удары с переводом влево, стоя у тренировочной сетки или стенки.

Упр. 12. Удары с переводом влево при расположении игроков тре­угольником.

Упр. 13. Удары с переводом влево через сетку. Игрок, стоя на возвы­шении, сам подбрасывает себе мяч.

Упр. 14. Удары с переводом влево при подбрасывании мяча партнером.

Упр. 15. Метание предметов с разбега.

Упр. 16. Метание теннисных мячей в прыжке.

Упр. 17. Метание теннисных мячей в прыжке через сетку.

Программа группы №2 (экспериментальная) включали упражнения технике нападающего удара 50% и с мячом 50%.

Упражнения по тактике нападающего удара

Упр. 1. Выполнение нападающих ударов с переводом вправо-при про­ведении атак из зоны 4 и с края сетки этой же зоны.

Упр. 2. Выполнение нападающих ударов с переводом по линии прове­дении атак из зоны 4 и с края сетки этой же зоны.

Упр. 3. Стоя левым боком к сетке, имитировать передачу мяча из зоны 4 с последующим нападающим ударом правой рукой.

Упр. 4. Чередование нападающих ударов из зоны 4 с передачи из зо­ны 3 в зависимости от действия блокирующего игрока (блок поставлен — обманный удар; нет блока — силовой удар).

Упр. 5. Чередование направления нападающих ударов из зоны 4 с передачи из зоны 3 в зависимости от действия защитника (удар в свобод­ную зону от защитника).

Упр. 6.То же, но два защитника, один из которых «слабый», — удар в него (защитники меняются зонами или не меняются, страхуют или нет).

Упр. 7. То же, что в 2, 3, 4, но нападающий удар из зоны 2.

Упр. 8. Чередование нападающих ударов из зоны 4 (2) с передачи из зоны 3 в зависимости от действий одного блокирующего и одного защит­ника (есть блок и страховка — удар по ходу; есть блок, но нет страховки — обманный удар и т.д.).

Упр. 9. Чередование нападающих ударов из зоны 4 (2) с передачи из зоны 3 в зависимости от действий двух блокирующих (два блока — обман;

один блок — удар в свободную от блока зону и т.д.).

Упр. 10. Нападающий удар через низкорослого блокирующего (и.п. блокирующих — в зонах 3 и 2, а нападающего — в зоне 4). Блокирующие меняются зонами или не меняются.

Упр. 11. Нападающие удары с «неудобных» передач (параметров пе­редач нападающий игрок не знает).

Упр. 12. Нападающие удары из зоны 2 с передачи игрока из зон 3,4 с одиночным, групповым блоком, с одним, двумя защитниками.

Упражнения по технике нападающего удара

Упр. 1. Удар в стенку через пол на месте и в прыжке.

Упр. 2. Нападающий удар в парах на месте и в прыжке (один набрасы­вает мяч и пасует).

Упр. 3. Броски теннисных мячей через сетку на месте и с разбега.

Упр. 4. Удар через сетку, стоя на возвышении, с собственного подброса.

Упр. 5. Поточное выполнение ударов по мячу при построении игроков в 3—4 и более колонн (в зависимости от наличия мячей) с перемещением во­лейболиста в конец колонны после каждой попытки.

Все удары выполняются из определенного исходного положения, при котором игрок левой рукой держит мяч на уровне головы, а правую руку, со­гнутую в локтевом суставе, заранее поднимает, подготавливая ее для удара.

Упр. 6. Занимающиеся располагаются вдоль низко подвешенной волей­больной сетки. Игрок, стоя в 50 см от нее на гимнастической скамейке, уда­ром посылает мяч через сетку. Вначале упражнение выполняется из исходного положения игрока, у которого поднята и подготовлена к удару рука, а за­тем он ее выносит снизу вверх — назад.

Упр. 7. Нападающий игрок в зоне 4. Передача из зоны 6вЗ, изЗв4и н/ у. Далее нападающий игрок имитирует блок в зоне 3 — перемещается в зону 2, выполняет н/у с передачи игрока зоны 3, далее блок в зоне 3, н/у в зо­не 4 и т.д.

Упр. 8. Нападающий удар с низких, коротких передач перед связующим игроком и за его спиной (первая передача из глубины площадки).

Упр. 9. Нападающий удар со всех видов передач в зоны свободные от защитников, (в момент разбега нападающего игрока 1-2 защитника меняют зоны своего пер­воначального расположения).

Упр. 10. Серийные нападающие удары из зоны 4 (2,3) со второй пере­дачи после приема подач нападающим игроком (удар по цели). После каждо­го удара прием мяча в защите (удар от тренера).

Упр. 11. То же, но с одиночным, групповым блоком, с одним и двумя защитниками.

Упр. 12. Удары производятся по встречному мячу, который на­брасывает партнер с другой стороны площадки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Айрапетьянц Л.P., Годик М.А. Спортивные игры (техника, такти­ка, тренировка). - Т: Изд-во им. Ибн Сины,1991. - 165 с.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223с., ил.

3. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность чело­века. - Киев: Здоровье, 1987. - 226 с.

4. Беляев А.В. Исследование физиологического воздействия специ­альных упражнений волейболистов // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Материалы конференции молодых ученых ГЦОЛИФК. - М.1974. - С. 31-33.

5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготов­ки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

6. Верхошанский Ю.В., Денискин В.Н., Макардисанян В.В., Добровольский И.М. Факторы, определяющие рабочий эффект взрывного усилия в скоростно-силовых видах спорта // Проблемы оптимизации трени­ровочного процесса. - М., 1982. - С. 32-40.

7. Верхошанский Ю.В. Экспериментальное обоснование средств скоростно-силовой подготовки в связи с биологическими особенностями скоростных упражнений: Автореф. дисс. канд.пед.наук - М., 1963. - 25 с.

8. Губа В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте. - М.; Спорт. Академ. Пресс 2000. - 120 с. (наука - спорту) Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства / Под ред. Ю.В. Питериева - М. Издательство // (ФЛИР - бресс), 1998. - 336с.

9. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 190с.

10. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: У истоков мастерст­ва / Под ред. Ю.В. Питерцева. - М.: Издательство // (ФЛИР-бресс), 1998. - 336 с.

11. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физ­культура и спорт, 1970.

12. Зациорский В.М. Теоретические и метрологические основы от­бора в спорте. Учебное пособие для слушателей УСО и ВНП/ГЦОЛИФК - М. 1980.-41с.

13. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие - М.; Спорт. Академия. Пресс 2002. - 192 с.

14. Ивойлов JI.B. Волейбол (Техника, обучение и совершенствова­ние). - Минск: Беларусь, 1969. - 147 с.

15. Ивойлов А.В. Волейбол: Очерки по биомеханике и методике тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 152 с.

16. Кузнецов С.А. Дифференцированный подход к совершенствова­нию прыжковых действий волейболистов на основе сравнительного биоме­ханического анализа: Автореф. канд. дис. 1993. - 24 с.

17. Максименко И.Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных играх. - Луганск: Знание,2000. - 276 с.

18. Марков К.К. Содержание соревновательной деятельности в во­лейболе и методика совершенствования функциональной подготовки спорт­сменов. Методические указания. Иркутск. 1994 - 47 с.

19. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспита­ния с основами теории: Учебное пособие для студентов педагогических ин­ститутов и учащихся педагогических училищ. - М.: Просвещение, 1991.-191 е.: ил.

20. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спорт­сменов. - М.: Физкультура и спорт, 1982. -280с., ил.

21. Нечко Н.А. Формирование навыков ударных движений у волей­болистов различных возрастных групп: Автореф. канд. дис. 1998. - 22 с.

22. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать - М.;000 "Издательство Астрель"; 2003. - 863 с. (профессия - тренер)

23. Платонов В.Н. Закономерности и принципы системы спортивной подготовки. - М.: СААМ. - 1995. - С. 20-23

24. Селуянов В.Н., Шестаков М.П. Определение одаренностей и по­иск талантов в спорте. - М.; Спорт. Академ. Пресс 2000. - 112 с. (наука - спорту).

25. Топышев О.П. Педагогические аспекты совершенствования дея­тельности спортсменов в игровых видах спорта: Автореф. докт. дис. М., 1989. - 46 с.

26. М. Тролле. Тренировка - вопрос соотношения составляющих ее элементов //The coach, 2001. - С. 100 с.

27. Черный З.Е., Платонов В.А., Стернин Х.Х. Количественная оценка эффективности действий в волейболе методами математической ста­тистики//. Теория и практика физической культуры. - 1978. - №6. - с. 17.

28. Фидлер М. «Волейбол», - М.:ФиС, 1972.

29. Фурманов А.Г. «Начальное обучение волейболистов», - Мн., 1976.

30. Фурманов А.Г. «Волейбол», - М.:ФиС, 1983.

31. Фурманов А.Г. «Студенческий волейбол», - Мн.:Выш.школа, 1983.

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.