Мотивация в легкой атлетике
- Details
- Hits: 16712
Содержание.
В последние годы отмечается ухудшение здоровья детей и подростков. Стремительно выросло число хронических и социально значимых болезней, высок уровень инвалидности и смертности. Если говорить конкретно, то за последние пять лет общая заболеваемость детей до 15-летнего возраста увеличилась на 22%. У каждого ребенка выявляется в среднем по два заболевания. Частота заболеваний среди подростков выросла на 24%, и у каждого из них доктора находят уже по 3-4 болезни.
Врачи и педагоги отмечают снижение двигательной активности ребят. Это выявлено у 80% школьников.[5]
Почему так происходит? Потеряна мотивация всего населения к занятиям физической культурой. При этом у современных детей отсутствуют возможности заниматься ею в свободное время, что связано с сокращением сети спортивно-оздоровительных учреждений или с высокой оплатой за их использование.
Кроме того, снизился контроль за организацией двигательной активности и физическим воспитанием в образовательных учреждениях. Недостаточное внимание школы к организации и проведению рационального физвоспитания как раз и приводит к тому, что с поступлением в школу ребята перестают двигаться активно[6]
Показатели физической подготовленности современных школьников достигают лишь 60% от результатов их сверстников 60-70-х годов.
Мотивация.
Понятие «мотив» часто используют для обозначения таких психологических явлений, как стремление, желание, замысел, боязнь и др., которые отражаются в человеке в виде готовности к деятельности, ведущей к определенной цели. Деятельность человека направляется множеством мотивов, совокупность и внутренний процесс взаимодействия которых называется мотивацией. Мотивация тесно связана с самыми различными потребностями человека, она проявляется при возникновении необходимости, недостатка в чем-либо. Мотивация - это побуждение к деятельности совокупностью различных мотивов, создание конкретного состояния личности, которое определяет, насколько активно и с какой направленностью человек действует в определенной ситуации. [11]
Мотив (или побуждение) - это понятие, которое используется для объяснения индивидуальных различий в деятельности, осуществляемой в идентичных, тождественных условиях. Мотив - это повод, причина, необходимость действовать, побуждение к чему-либо[8]
Мотивация родственна понятию «отношение», которое также активизирует и направляет поведение человека. Мотивация состоит из двух частей деятельности и направленности. Разница между мотивацией и отношением заключается в том, что мотивация связана с определенной ситуацией, а отношение имеет более устойчивый характер и оказывает длительное воздействие. [7]
Процессы мотивации могут иметь различную направленность - достичь или избежать поставленной цели, осуществить деятельность или воздержаться от нее, что сопровождается переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями (радость, удовлетворение, облегчение, страх, страдание). Мотивации сопутствует определенное психофизическое напряжение, т. е. состояние возбуждения, прилив или упадок сил.
Цель и мотив не совпадают. Например, у человека может появиться цель - сменить место жительства, а мотивы могут быть различными: улучшить свое положение; сменить круг общения, приблизить место работы к месту жительства; жить рядом с родными и т.д. Часть мотивов может не осознаваться человеком. [12]
Принципиально различают две формы мотивации - внешнюю и внутреннюю.
Внешняя мотивация - это средство достижения цели, например, заработать деньги, получить признание, занять вышестоящую должность. При этом она может использоваться в двух направлениях: как стимул при ожидании преимуществ - принцип надежды; как средство давления при ожидании недостатков - принцип страха.
Внешняя мотивация непосредственно влияет на поведение, но эффективность ее действия ограничена, пока она воспринимается в качестве стимула или давления.
Внутренняя мотивация - это понимание смысла, убежденность. Она возникает в том случае, если идея, цели и задачи, сама деятельность воспринимаются как достойные и целесообразные. При этом создается конкретное состояние, определяющее направленность действий, а поведение станет результатом соответствующей внутренней установки, причем это справедливо не только для человека. Многие организации начинали создавать систему качества из-за внешней мотивации: надежды на преимущества в конкурентной борьбе и укрепление позиции на рынке, страх несоответствия продукции будущим стандартам качества и потери рынка создавали ее основу. Другие предприятия решаются на внедрение философии качества, основываясь на убеждении, что предупреждение появления бракованных изделий должно стать их принципиальной позицией в мире производства. Такая позиция справедлива для многих сфер жизни. В этом случае речь идет о внутренней мотивации. Внутренняя мотивация присутствует, если идея, задача или деятельность воспринимаются целесообразными и чего-то стоящими. Необходимо чувствовать себя ответственным за это и быть в состоянии прогнозировать результаты. Тогда поведение станет результатом, вытекающим из соответствующей установки. [17] Необходимо создавать внутреннюю мотивацию и сохранять ее. Необходимо сформировать убежденность в том, что она целесообразна и значима.
Для устойчивой мотивации огромное значение имеет сочетание различных видов вознаграждения людей за положительные результаты или процессы их деятельности.
Комплекс мотивов спортивной деятельности.
Из анализа литературных источников, посвященных данной проблеме, следует, что особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом.
Блок мотивации образуют потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.
Потребность, или ощущение человеком нужды в чем-либо, означает нарушение равновесия с окружающей средой. Психологически это всегда связано с возникновением внутреннего напряжения, более или менее выраженного дискомфорта, от которого можно избавиться лишь удовлетворив соответствующую нужду. Именно поэтому любая потребность пробуждает так называемую поисковую активность, направленную на поиск способа ее удовлетворения. Как показывают исследования ученых, любая потребность может быть удовлетворена разными способами. Человек может выбрать любой способ из тех, которые он знает, но реально сфера его выбора лимитирована конкретными условиями жизни. Иногда сами жизненные обстоятельства подталкивают к выбору определенного пути. И тогда выбор происходит как бы сам собой, без ясного осознания процесса. Часто именно так, спонтанно, происходит выбор спортивной деятельности как способа удовлетворения сначала, может быть, только одной, а затем - целого комплекса потребностей.[3]
Г. Д. Горбунов включает в этот комплекс следующие потребности: потребность в деятельности, активности, потребность в движении, потребность в реализации рефлексов цели и свободы, потребность в соперничестве, соревновании, самоутверждении, потребность быть в группе, общаться, потребность в новых впечатлениях и др.
Мотив - побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Если потребность является источником активности, то мотивы придают этой активности определенное направление и удерживают человека в рамках данного пути. Мотивы позволяют понять, почему именно ставятся те или иные цели, развивается неугасимое стремление к их достижению. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов. Это вполне объяснимо физическими и психическими напряжениями, и человек должен знать, во имя чего он напрягается.
Классификация мотивов спортивной деятельности:
По степени устойчивости: ситуативные (кратковременные, проходящие), устойчивые (долговременные, часто многолетние)
По связи с целями спортивной деятельности: смыслообразующие (прямо связанные с целью), стимулы (побуждающие к деятельности, например материальные стимулы)
По месту в системе "Другие - Я": индивидуальные (мотивы личного самоутверждения), групповые (потриотизм всех уровней, мотивыы честной соревновательной борьбы и др.)
По доминирующей установке: митивация достижения успеха (преобладание мотивов на успех, победу, даже путем риска), мотивация избегания неудачи.
Следует отметить, что неудовлетворительная разработанность проблемы мотивации, отсутствие единства и четкости в определении существа этого явления наложили отпечаток и на методологические подходы исследования мотивов. Многие авторы пытались упорядочить разнообразные мотивы занятий спортом, классифицировать их на основе разных критериев [18]
Как показывает анализ литературных источников, на протяжении спортивной карьеры роль конкретных мотивов в стимулировании активности спортсмена меняется, и для каждого этапа спортивной карьеры характерны свои доминирующие мотивы.
Так Е. П. Ильин отмечает, что на начальном этапе причинами прихода в спорт (независимо от вида деятельности, т. е. спорта) могут быть:
- стремление к самосовершенствованию;
- стремление к самовыражению и самоутверждению;
- социальные установки;
- удовлетворение духовных и материальных потребностей.
Каждая из перечисленных причин имеет для конкретного спортсмена большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями. [35]
И. Г. Келишев выделяет мотив внутригрупповой симпатии как начальный мотив занятий спортом. Опросив около 900 спортсменов с большим стажем и высоким уровнем мастерства, он выявил, что на начальном этапе спортивной карьеры этот мотив занимал у них важное место. Сущность его выражается в желании детей и подростков заниматься каким-либо видом спорта ради того, чтобы постоянно находиться в среде своих товарищей и сверстников. Их удерживает в спортивной секции не столько стремление к высоким результатам и даже не интерес к данному виду спорта, сколько симпатии друг к другу и общая для них потребность в общении. [14]
Американский психолог Б. Дж. Кретти среди мотивов, побуждающих заниматься спортом, выделяет:
- стремление к стрессу и его преодоление; он отмечает, что бороться, чтобы преодолеть препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха - это один из сильнейших мотивов спортивной деятельности;
- стремление к совершенству;
- повышение социального статуса;
- потребность быть членом спортивной команды, группы, частью коллектива;
- получение материальных поощрений.
Ю. Ю. Палайма выделил две группы спортсменов, различающихся по доминирующему мотиву. В первой группе, условно названной "коллективистами", доминирующими являются общественные, моральные мотивы. Во второй группе - "индивидуалистов" - ведущую роль играют мотивы самоутверждения, самовыражения личности. Первые лучше выступают в командах, а вторые, наоборот, - в личных соревнованиях.
Общественный мотив характеризуется осознанностью общественной значимости спортивной деятельности; спортсмены с доминированием этого мотива ставят перед собой высокие перспективные цели, они увлечены занятиями спортом. Мотив самоутверждения характеризуется чрезмерной ориентацией спортсменов на оценку своих спортивных результатов. [24]
Следует отметить, что при психологическом обеспечении спортивной деятельности важно учитывать и тот и другой мотивы. Успешное воспитание спортсмена и достижение им высоких спортивных результатов возможно только при правильном соотношении общественного и индивидуального мотивов. Анализ практики показывает, что пренебрежение одним из них, игнорирование того или иного мотива одинаково приводит к негативным результатам. [19]
Доминирование мотивов подтверждают данные исследований, полученные Е. Г. Знаменской: спортсмены со спортивно-деловой мотивацией проявляют большую увлеченность занятиями спортом; спортсмены же, у которых доминирует личностно-престижная мотивация, чрезмерно ориентированы на оценку своих спортивных результатов, проявляя постоянную озабоченность личным самоутверждением. Это приводит к неадекватной самооценке, к эмоциональной неустойчивости в экстремальных условиях соревнований. [27]
Многие авторы связывают спортивные достижения и отношение к занятиям спортом с мотивом достижения. Например, Л. П. Дмитриенкова в своих исследованиях показала, что у высококвалифицированных спортсменов мотив достижения успеха выражен сильнее, чем у спортсменов средней квалификации.
Спортивные психологи выделяют также более конкретные варианты мотивации, связанной с занятиями различными видами спорта: обеспечение цикличности, управление движением, ситуативное противоборство. [23]
Обеспечение цикличности спортивных движений в ходьбе, беге, плавании, гребле, велоспорте, а также в соревновательных упражнениях других видов, включающих локомоторные акты (прыжки - в легкой атлетике, опорные прыжки - в гимнастике, разбег - в акробатике и т.п.), предполагает четыре основных группы мотивов: реализация естественной координации движений, спринтерско-стайерский выбор, оптимизация энерготрат, синергизм. Каждая из этих четырех групп мотивов, как указывают исследователи, формируется в ходе тренировок и соревнований, достигая по мере совершенствования спортивного мастерства высокого развития.
Управление движением предполагает иные акценты мотивации: обеспечение высочайшей сложности координации, оптимизацию движения по таким параметрам, как быстрота, сила, точность, реализацию предоставленной попытки и многоборных качеств. Анализ литературных данных показывает, что к данной группе относится большинство технических видов состязаний, в которых спортсмены вместе с экипажами выступают как рулевые (пилоты, шкиперы), а также виды, связанные с точностью управления оружием, парашютом. [34]
Ситуативное противоборство как проявление специфики мотивов более всего сопряжено с использованием арсенала приемов и контрприемов, обеспечением переменной интенсивности, освоением стратегии и тактики, а также с прогнозированием, в котором ведущее место принадлежит мгновенной оценке вероятности следующего действия соперника и партнеров по команде. Из проведенного литературного анализа следует, что данная группа мотивов более всего характерна для единоборств и игровых видов спорта. [31 ]
Результаты практических исследований, проведенных спортивными психологами показывают, что контакт с противниками или партнерами также является важной мотивационной особенностью избранного вида спорта. Различают три основные разновидности контактов: непосредственные (в борьбе, боксе, регби и др.), опосредованные (волейбол, футбол, шахматы теннис и др.) и условные (плавание, спортивная гимнастика и др.).[33]
Итак, если мотивы определяют выбор пути, направление движения, то цели, — насколько далеко человек намерен пройти по данному пути. В психологии цель определяется как образ предполагаемого результата деятельности, того, к чему человек хочет прийти к концу деятельности или конкретного ее этапа. Поэтому цели - это своеобразные вехи, которые человек мысленно выстраивает на своем пути, на протяжении спортивной карьеры. Трудность этих целей тесно связана с уровнем притязаний личности, то есть ее склонностью вообще выбирать легкие или трудные цели. [17]
Многие исследователи спортивной мотивации: А. Пилоян, Б. Д. Кретти, Ю. Ю. Палайма, А. Ц. Пуни и др., отмечают разную степень осознанности трех ее слагаемых. Потребности и мотивы могут быть неосознанными, полуосознанными или осознанными. Цели же всегда осознаваемы и являются итогом мысленной работы, в процессе которой человек пытается в идеальной форме разрешить противоречие между требованиями спортивной деятельности, ее конкретными условиями, с одной стороны, и собственными возможностями, способностями адаптироваться к этим условиям и требованиям, с другой. Поэтому цель выступает в качестве регулятора активности, влияя на выбор конкретных средств достижения желаемого результата. [26]
Следовательно, блок мотивации выполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции:
- является пусковым механизмом деятельности;
- поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;
- регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.
Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.
Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности. [20]
Мотивы - это мощные, регулирующие деятельность психические силы или факторы. Регулирующая сила мотивов проявляется в их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем интеллектуальные, моральные, волевые и физические усилия человека, связанные с достижением цели. [10]
Меры по повышению мотивации спортивной деятельности.
Одним из наиболее важных направлений государственной политики в России сегодня стало совершенствование процесса физического воспитания подрастающего поколения как составной части укрепления его здоровья. Выполняя решения Госсовета Российской Федерации от 30 января 2002 года «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян», Госкомспорт, Минобразование, Минздрав России и Российская академия образования провели совместную коллегию. По итогам коллеги и был издан совместный приказ «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации», в котором предусмотрен комплекс мер, направленных на создание в образовательных учреждениях условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физической культуры и спорта. [13]
Какие направления в нем были признаны приоритетными?
Это, прежде всего создание в образовательных учреждениях условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья. И совершенствование врачебно-педагогического контроля за организацией физического воспитания.
Одной из основных задач государства в сфере образования, определенных Национальной доктриной образования в Российской Федерации, стала всесторонняя забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учеников. Сегодня в 65900 общеобразовательных учреждениях физкультурой занимаются около 19 миллионов школьников. [32]
Разработан проект федерального государственного стандарта по физической культуре, на основе которого создаются примерные программы по физической культуре для всех ступеней общего образования, рассчитанные на трехчасовые занятия в неделю. Учебный процесс по физическому воспитанию дополняется занятиями в спортивных клубах и секциях, в которых занимаются более 5 миллионов ребят. С ними работают 56 тысяч тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования. 80% из них имеют высшее образование, 72% — квалификационные категории. [29]
Деятельность по совершенствованию физического воспитания детей не ограничивается только учебным процессом. Для кардинального изменения ситуации в детском спорте нужно создавать центры здорового, спортивного образа жизни. Иначе говоря, развивать систему дополнительного образования. В настоящее время в стране действует более 4 тысяч спортивных школ разного типа, в которых занимаются более 2,5 миллиона ребят. По месту жительства создаются спортивные клубы для детей и подростков. В них сегодня занимаются более 750 тысяч детей и подростков. [2]
Составной частью укрепления здоровья детей стала летняя оздоровительная кампания. По информации Госкомстата России (по состоянию на октябрь 2003 г.), летом в детских оздоровительных лагерях отдохнули 5839,4 тысячи детей. В спортивно-оздоровительных и оборонно-спортивных лагерях — 40,4 тысячи. [21]
В системе дополнительного образования работают 50 центров на базе школ и учреждений начального профессионального образования. В них реализуются программы: «Школа безопасности», «Формула независимости», «Техника против наркотиков», «Спорт против наркотиков». Активно используются ресурсы 19 психолого-педагогических и медико-социальных центров, оказывающих квалифицированную реабилитационную и профилактическую помощь детям и родителям. Созданы кабинеты по профилактике наркозависимости среди детей и подростков. Профилактические занятия посетили более 20000 человек. Создано 12 молодежных консультаций, в которых проводится работа по нравственно-половому воспитанию, профилактике наркомании и нежелательной беременности. [16]
Проводится и систематическая спортивно-массовая работа. Ежемесячно проходят спортивные соревнования на первенство Комитета по образованию по 36 видам спорта, в которых принимает участие свыше 100000 ребят. Совместно с Союзом педиатров разработана и реализуется программа, которая предусматривает проведение в образовательных учреждениях тематических встреч с детьми и родителями по проблемам: «Основы гигиены тела», «Основы рационального питания». Проведены конкурсы плакатов и рисунков «Береги здоровье смолоду», «Мы выбираем здоровый образ жизни». Регулярно проводятся семинары, конференции для педагогов и медицинских работников по вопросам охраны здоровья школьников, издается газета «Домашний доктор». [36]
Мотивация в легкой атлетике.
Рекомендации по формированию психической готовности к соревнованию в большинстве случаев сводятся к перечислению, разъяснению тех мероприятий, к которым спортсменам следует прибегать непосредственно перед стартами. Между тем известно, что соревновательная готовность имеет в своей основе определенные личностные качества спортсмена.
Для атлетов со спортивно-деловой мотивацией характерна устремленность на достижение высокой перспективной цели — выполнение норматива мастера спорта, получение права занять место в сборной команде страны. Эти атлеты ясно видят этапы, подводящие к цели. Им свойственны умение активно преодолевать трудности, творческая инициатива, настойчивость, самокритичное отношение к успехам и неудачам. Такие спортсмены довольно точно оценивают свою подготовленность к участию в соревновании, ставят высокие, но выполнимые цели, сохраняют уверенность в их достижении, отличаются эмоциональной устойчивостью. Эти положительные личностные особенности проявляются в тщательной подготовке к старту, в общем подъеме сил, в максимальной реализации своих возможностей в соревнованиях.
Спринтеры с лично-престижной мотивацией деятельности могут быть подразделены на две подгруппы: а) с заниженной самооценкой и б) с завышенной самооценкой. Общей особенностью таких спортсменов является эмоциональная неустойчивость в экстремальных ситуациях соревновательной борьбы и сниженная результативность, несмотря на благоприятные физические данные и хорошую подготовленность. [4]
Представителям первой группы свойственна повышенная чувствительность к отрицательным оценкам результатов их деятельности, повышенная тревожность, неуверенность в себе в сложных соревновательных ситуациях. Их поведение характеризуется недостаточной инициативностью и настойчивостью в достижении цели. При непосредственной подготовке к старту они проявляют неорганизованность, поздно начинают разминку, стараются проводить её уединенно. Их соревновательный бег обычно характеризуется излишней напряженностью, скованностью движений. Такие спортсмены несамокритичны. Неудачные выступления оказывают на них демобилизующее влияние.
Для представителей второй подгруппы характерна ориентация на получение только положительных оценок своих действий. Они отличаются самоуверенностью, нередко переоценивают свои природные данные и свой успех, не проявляют целеустремленности и настойчивости в тренировочной работе. При непосредственной подготовке к соревнованию они недостаточно организованны, часто нарушают согласованный с тренером порядок разминки, на соревнованиях часто допускают фальстарты. При высоком накале спортивной борьбы нередко не выдерживают соперничества, допускают сбой, снижают скорость бега. При неудачном выступлении несамокритичны, проигрыш связывают с независящими от них обстоятельствами, неправильным судейством, плохим самочувствием и т. п. [30]
Таким образом, психическая соревновательная готовность наиболее отчетливо проявляется и легче формируется у спринтеров со спортивно-деловой мотивацией. Однако, как показывают наши наблюдения, у большинства юных спринтеров (70—75%) уровень спортивно-деловой мотивации недостаточно высок. И перед тренером стоит сложная педагогическая задача по ее формированию и закреплению. [22]
При выборе средств формирования и закрепления спортивно-деловой мотивации нужно исходить из того, что воспитание правильного отношения к моральным нормам и общественным ценностям нашего общества побуждают юного спринтера занимать активную позицию в тренировочной работе, преодолевая физические и психические нагрузки, добиваться высоких результатов. Собственные достижения в этом случае понимаются атлетом как необходимое условие для утверждения успеха спортивного коллектива, лично- престижные побуждения отходят у него на второй план. Дмитриенкова JI. П. Сравнительная характеристика мотивов достижения в различных видах спорта.[9]
Очень важным средством формирования спортивно-деловой мотивации юного спринтера является его участие в общественно полезной деятельности у себя в коллективе и в общеобразовательной школе (помощь тренеру в судействе соревнований, в тренировочной работе с ребятами младшего возраста, в организации показательных выступлений и т. п.). Большое место в воспитательной работе должны занять средства формирования спортивного идеала — собирательного образа выдающегося спортсмена. Эффективными средствами воспитания такого идеала служат спортивная литература, встречи с мастерами спорта, диспуты по прочитанным книгам, обсуждение спортивных кинофильмов, передачи по радио и телевидению. [1]
Для более точной постановки цели, формирования оптимальной уверенности и правильной самооценки как важнейших факторов соревновательной готовности можно рекомендовать следующие психолого-педагогические средства: постановку перспективных целей на определенный период (месяц, неделю); активное участие спортсмена в составлении тренировочной программы и анализе применяемых средств; формирование установки на достижение трудной спортивной задачи (для чего спортсмены информируются о соревновательных и тренировочных результатах, возможных условиях соревнований и соперниках, обеспечивается усиленная подготовка спортсменов с заниженной самооценкой, делается акцент на объективные трудности для спортсменов с завышенной самооценкой); формирование правильной самооценки в тренировочной работе; составление письменных самоотчетов о прошедших соревнованиях (с фиксацией степени волнения при подготовке к старту, эффективности проведения разминки, соревновательного бега, возникающих трудностей и успешности борьбы с ними, с оценкой своего выступления, определением характера необходимой в дальнейшем тренировочной работы), аналитические беседы после соревнований; овладение специфическими средствами саморегуляции предстартовых состояний (индивидуализация предсоревновательной разминки, аутогенная тренировка, идеомоторная "настройка", самоободрение). [15]
Применение указанных средств формирования психологической готовности к соревнованию, как показала наша работа, поможет развитию и упрочению спортивно-деловой мотивации спринтеров-подростков. Самооценка спортсменов приобрела черты устойчивости, значительно улучшилась функция самоконтроля напряженности в экстремальных условиях соревнований. Все это позволило раскрыть дополнительные резервы повышения спортивного мастерства. Так, половина юных спортсменов за полтора года тренировок повысила спортивную квалификацию от III до I разряда, а остальные — от III до II разряда. В контрольной группе, где работа проводилась по общепринятому режиму, лишь половина занимающихся выполнила норматив II разряда, а остальные остались на уровне III разряда. [28]
Проявление мотивации в легкой атлетике.
Проблемы изучения психики спортсменов, управления ею, организации психологической подготовки в командах чрезвычайно сложны и затрагивают все стороны тренировочного процесса — техническую, тактическую, физическую и теоретическую подготовку. Если еще сравнительно недавно содержание психологической подготовки ограничивалось регуляцией предстартовых состояний спортсмена, настройкой перед выступлением, созданием психической готовности, то сейчас задачи психологической подготовки неизмеримо расширились и связаны с развитием и формированием личности спортсмена, воспитанием специфических качеств, развитием способности к самоконтролю и саморегуляции, созданием благоприятного психологического климата в команде, благоприятных взаимоотношений между тренером и спортсменами и т. д. Из всего многообразия упомянутых вопросов в практике легкоатлетов высокого класса в каждом виде необходимо выделить наиболее существенные, значимые для успешного выступления и достижения рекордных результатов. Эти задачи могут быть с успехом решены лишь комплексно, в системе мероприятий, получивших название психологического обеспечения подготовки спортсменов.
Управление психологическим разделом подготовки проводится в соответствии с общей концепцией организации управления подготовкой спортсменов и складывается из построения модельных психологических характеристик сильнейших атлетов, разработки системы психологического контроля и программы психологической подготовки, внесения коррекций в программу в зависимости от получаемой информации. Разработка модельных психологических характеристик сильнейших спортсменов предусматривает, во- первых, нахождение взаимосвязей между различными психологическими показателями, важными для успешного выступления в ответственных соревнованиях, и, во-вторых, выявление тех психологических показателей, которые могут компенсировать недостаточное развитие качеств, необходимых для успешного выступления. Например, недостаточно высокий уровень развития ритмо-темповой чувствительности у прыгуна может быть компенсирован высоким уровнем двигательной памяти и глазомера, а недостаточно быстрая реакция у спринтера — способностью к мобилизации волевых усилий и внимания.
При разработке модельных психологических характеристик следует иметь в виду, что вся деятельность спортсмена высокого класса складывается из трех разделов — соревновательной, тренировочной и внетренировочной ("базальной") деятельности. В соответствии с этим могут быть созданы три типа модельных психологических характеристик.
Предполагается, что у атлета высокого класса уже имеется комплекс ряда общих психических качеств, способствующих рациональной организации спортивного режима, программированию подготовки, процессу восстановления, созданию "деловой" психологической атмосферы в команде и др. Сочетание некоторых из этих базальных качеств представляет собой общие способности спортсмена, которые по-разному проявляются в двигательной деятельности.
В условиях тренировки данные качества реализуются более специализированном виде. Некоторые из них могут служить психологическими критериями тренированности спорсмена, а некоторые — показателями его текущего психологического состояния. В условиях соревновательной деятельности эти качества проявляются еще более целенаправленно — непосредственно в процессе выступления.
Для построения схемы не дельных психологических характеристик все "рабочие" психические качества спортсмена (т. е. качества, способствующие достижению высокого результата) целесообразно распределить на три группы: а) мотивационно-волевые качества; б) психические функции, участвующие в регуляции двигательных действий и операций, в) способность к регуляции психических состояний.
Принципиальная схема модельной психологической характеристики сильнейшего спортсмена-легкоатлета, которая в настоящее время продолжает разрабатываться, обусловливает и содержание используемых средств и методов психолого-педагогического воздействия на спортсменов, а также психологического контроля.психологический контроль заключается в систематическом проведении психологических обследований, сопоставлении получаемых данных с имеющимися критериями и нормативными показателями подготовленности. К сожалению, в настоящее время не существует единых подходов к психологическому обследованию легкоатлетов, и психологи, работающие в разных видах легкой атлетики, применяют различные методики психодиагностики. Нет и стандартизованных аппаратурных методик для определения психофизиологических показателей. Однако , исходя из общей схемы модельных психологических характеристик сильнейших спортсменов , можно уже теперь выделить конкретные качества и свойства, которые следует оценивать с помощью комплекса методов психодиагностики, причем часть из них целесообразно унифицировать для всех видов легкой атлетики.
Какие же психические особенности спортсменов следует диагностировать на разных этапах тренировки для дальнейшего повышения эффективности процесса подготовки? Общие, неспецифические психологические показатели спортсмена, характеризующие его психофизиологические возможности, "психофункциональный" резерв, а также профиль его личности, целесообразно диагностировать в подготовительном периоде. Более специфические психологические показатели личности и деятельности спортсмена, дающие возможность выявить психологические критерии его тренированности, рекомендуется определять в начале специальной подготовки к крупным состязаниям. Показатели, характеризующие динамику психического состояния, выявляются в ходе всей предсоревновательной подготовки. И, наконец, специфические соревновательные качества, проявляемые в экстремальных условиях, могут быть определены лишь в процессе выступления в соревнованиях. Рассмотрим более подробно эти качества, а также методы психодиагностики.
На уровне общеподготовительной деятельности выявляются следующие качества:
1. Качества, характеризующие общую мотивационно-волевую направленность спортсмена.
а) идейно-нравственная направленность личности спортсмена, определяемая с помощью наблюдений и методов оценки тренера и психолога, взаимооценок спортсменов и самооценки;
б) показатели взаимоотношений и взаимодействия спортсмена в группе, определяемые с помощью социометрии и взаимооценок;
в) уровень мотивации достижения и уровень увлеченности спортивной деятельностью, оцениваемые с помощью наблюдений, экспертных оценок по специальной схеме;
2. Общие высшие психические функции и психомоторные качества (внимание, оперативное мышление и память, общая быстрота простой реакции, общая двигательная активность), диагностируемые с помощью распространенных неспецифических тестов (например, модифицированных таблиц Шульте, теста В. Пушкина, реакциометрии, теппинг-теста).
3. Общая способность к самоконтролю и саморегуляции поведения и эмоциональных состояний в специфических условиях спортивного режима. В первом случае определяется способность правильной самооценки показателей двигательных действий и работоспособности путем сравнения объективных и субъективных показателей деятельности, способность к коррекции двигательной деятельности с помощью экспертных оценок. Во втором — способность к самооценке эмоционального состояния с помощью сравнения субъективных оценок и объективных данных (пульса, электрокожного сопротивления), способность к произвольному управлению эмоциональным состоянием и др.
В итоге анализа данных психологического контроля могут быть даны характеристики общечеловеческих качеств спортсмена, имеющих значение как для успеха соревновательной и тренировочной деятельности, так и для создания и поддержания благоприятной психологической атмосферы, необходимой для подготовки, и предложены рекомендации по совершенствованию этих качеств.
В процессе тренировочной деятельности в начале периода подготовки к соревнованиям выявляются следующие качества:
1. Качества, характеризующие предсоревновательную мотивационно-волевую направленность легкоатлета — конкретные мотивационные установки (их сила и стабильность), проявления спортивного характера (способность самостоятельно выполнять намеченный план в условиях помех, решительность, инициативность), способность к максимальной мобилизации, стойкость, устойчивость к физическому дискомфорту и неблагоприятным условиям, отношение к значимым факторам тренировочной деятельности. Эти показатели определяются с помощью шкалированных экспериментальных оценок и методики выявления значимых факторов деятельности (В. Демин).
2. Психические функции и психомоторные качества, наиболее значимые для того или иного вида легкой атлетики (например, чувство времени, ритмо- темповая чувствительность, способность к концентрации внимания и др.). Степень их проявления и стабильность в известной мере свидетельствуют об уровне приспособленности нервно-психических механизмов спортсмена к тренировочным нагрузкам. Например, можно определить продуктивность и концентрацию внимания, оперативную память и мышление с помощью экспериментальных оценок и специализированных тестов, время зрительно- моторной реакции различения и простой реакции (реакциометрия), общую моторную активность, ритмо-темповую чувствительность (теппинг-тест), чувство времени (хронометрирование). Ряд психологов считают необходимым в этот период подготовки собрать данные об уровне способности спортсмена к самоконтролю и самооценке двигательных действий (с помощью объективных аппаратурных тестов), что позволяет спортсмену получить срочную информацию о том или ином параметре движения или комплекса движений.
На уровне тренировочной деятельности в период непосредственной подготовки к выступлению обычно определяется динамика различных показателей психических состояний спортсмена. К их числу, прежде всего, относятся наиболее чувствительные из упомянутой группы значимых для данного вида показателей, которые в большой степени подвержены влиянию различных психических и физических нагрузок. К сожалению, они еще недостаточно четко определены в различных видах легкой атлетики (в беговых видах такими показателями могут служить данные ритмо-темповой чувствительности и времени пробегания определенных отрезков, в скоростно-силовых — комплексные показатели ритмо-силовой чувствительности, точности восприятия пространства и чувства времени). Однако для характеристики текущего психического состояния спортсменов недостаточно знания комплекса указанных показателей, они должны быть дополнены некоторыми общими показателями, характеризующими уровень активности спортсмена, и данными его самооценки.
Таким образом, для общей оценки психических состояний спортсмена применяются, во-первых, указанные методики определения функциональной активности; во-вторых, методики определения наиболее чувствительных из значимых показателей, не отнимающие много времени на обследование (1 — 2 минуты), и, в-третьих, методы самооценки психического состояния (методика "САН", "градусник", предложенный Ю. Киселевым, анкета самооценки В. Писаренко и т. д.), позволяющие оценить некоторые параметры психического состояния в количественных показателях. С помощью этих же методик определяется и способность спортсмена к самооценке и саморегуляции эмоционального состояния под влиянием различных стрессорных воздействий на предсоревновательном этапе подготовки.
На основании полученных данных можно судить о динамике психического состояния спортсмена в процессе непосредственной подготовки к соревнованию, его эмоциональной устойчивости, психической переносимости нагрузок, способности к психической саморегуляции в напряженных условиях подготовки.
На уровне соревновательной деятельности могут быть использованы визуальные и экспертные оценки различных проявлений психической деятельности и состояния спортсменов, когда они не могут быть подвергнуты каким-либо объективным обследованиям. К сожалению, этот важный раздел психологического контроля пока только разрабатывается.Основу работы по психологическому обеспечению подготовки составляет разработка и внедрение в практику рекомендаций по использованию данных психодиагностики для оптимизации тренировочного процесса и психологической подготовки спортсменов. Под психологической подготовкой принято понимать систему психолого-педагогических воздействий на спортсмена, способствующих повышению уровня его психической надежности и готовности на соревнованиях. Условно ее разделяют на круглогодичную и предсоревновательную. Основными проблемами круглогодичной подготовки являются: формирование определенных свойств личности спортсмена, способствующих успешному и стабильному выступлению в ответственных соревнованиях; совершенствование психических процессов и качеств, помогающих овладению высоким уровнем технического и тактического мастерства или компенсирующих отдельные недостатки физической подготовленности; создание положительных устойчивых эмоциональных состояний и выработка умения регулировать их в экстремальных условиях; содействие восстановлению психической работоспособности после высоких нагрузок. В зависимости от того, на какие психические качества и функции (неспецифические или специфические для данной деятельности) осуществляется психолого-педагогическое воздействие, круглогодичную психологическую подготовку делят на общую и специальную, причем их соотношение и содержание меняются в разные периоды тренировки. Так, в заключительный период подготовки преобладают средства воздействия на неспецифические проявления психических качеств, в подготовительный период соотношение воздействий на общие и специфические психические качества выравнивается, а в соревновательный — преобладает специальная психологическая подготовка.
Важнейшей задачей психологической подготовки к конкретному соревнованию является достижение и сохранение психической готовности в условиях ежедневных выступлений. При этом психологическая подготовка делится на раннюю предсоревновательную и непосредственную в ходе соревнований (перед каждым выступлением, в ходе одного выступления, после его окончания и в перерывах между выступлениями). На каждом из этих этапов применяются в разном соотношении общие и специальные методы психологического воздействия на спортсмена.
Весь рассматриваемый раздел работы практически выполняется тренером при участии психолога, сообщающего тренеру результаты психодиагностических обследований и совместно с ним разрабатывающего рекомендации для воздействия на спортсмена. В некоторых случаях психолог (или врач) может непосредственно воздействовать на спортсмена. Для примера можно выделить несколько видов рекомендаций, разрабатываемых спортивными психологами.
1. Рекомендации по коррекции и формированию особенностей личности и межличностных отношений, касающиеся возможностей использования различных методов нравственного воздействия, воспитания морально оправданных мотивов тренировки и выступления в состязаниях, повышения интеллектуального уровня спортсмена и т. п.; рекомендации по созданию в ходе подготовки различных трудностей и выбору стимулов для развития волевых качеств, по обучению способам самовоспитания воли; рекомендации по формированию межличностных отношений и психологической атмосферы.
2. Рекомендации по совершенствованию различных психических функций и психомоторных качеств, направленные на совершенствование самоконтроля за различными параметрами движений в процессе тренировки и соревнования.
3. Рекомендации по использованию данных психодиагностики для оптимизации процесса тренировки (дозировка и распределение нагрузок и оптимальное их чередование с разными видами отдыха с учетом индивидуальных психологических особенностей атлетов).
4. Рекомендации по регуляции психического состояния, касающиеся применения приемов сознательной оценки собственного состояния атлета, организации рациональной системы отдыха и развлечения, способов мобилизации и расслабления непосредственно перед выступлением и во время его. В отдельных случаях психорегулятивного воздействия должны принимать участие специально подготовленные врачи-психогигиенисты.
В целом же успех психологического обеспечения подготовки спортсменов зависит от целенаправленности и координации усилий тренеров, психологов, научных работников, врачей, массажистов — словом, всех, кто принимает участие в управлении процессом тренировки, а также от их профессиональной подготовленности в области спортивной психологии.[38]
Список литературы.
1. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. - М.: Наука, 1977. - 183 с.
2. Батаршев А. В. Современные теории личности: Краткий очерк. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 96 с.
3. Бурлачук Д., Морозов С. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2003. - 528 с.
4. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 134 с.
5. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
6. Горбунов Г. Д. Практическая психология и ее основные направления в современном спорте. - Л.: Нева, 1977. - 220 с.
7. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1984. — 391 с.
8. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. - СПб.: Питер, 2004. - 558 с.
9. Дмитриенкова Л. П. Сравнительная характеристика мотивов достижения в различных видах спорта: Психологические аспекты подготовки спортсменов. — Смоленск: Знание, 1980. -298 с.
10. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2003. - 319 с.
11. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
12. Ильин Е. П. Мотивы человека (теория и методы изучения). - К.: Вища школа, 1998.-420 с.
13. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. (Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности). - М.: Просвещение, 1983. -223 с.
14. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности - СПб.: Питер, 2003. - 640 с.
15. Келишев И. Г. Спортивная направленность личности: Личность и спорт. - М.: Просвещение, 1975. - 240 с.
16. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. - М.: Академия, 1984. - 196 с.
17. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. - СПб.: Речь, 2002. - 542 с.
18. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1998. - 688 с.
19. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2000. - 688 с.
20. Общая психология./Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1976. - 479 с.
21. Общая спортивная психология./Под ред. Г. Д. Бабушкина, В. М. Мельникова. - Омск: СибГАФК, 2000. - 192 с.
22. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. - М.: Академия, 2001. - 512 с.
23. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: Наука, 1984. - 198 с.
24. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа, 1981. - 175 с.
25. Попов A. JL Спортивная психология. - М.: Флита, 2000. - 152 с.
26. Психология индивидуальных различий. Тексты./Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романовой В. Я. - М.: Издательство Московского университета, 1982. - 320 с.
27. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия./Под ред. Реана А. А. - СПб.: Питер, 2000. - 320 с.
28. Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1959. - 220 с.
29. Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
30. Савельников О. Д. Талант, одаренность и способности в структуре спортивной деятельности.//Теория и практика физической культуры. — 2002. — №4.-С. 16-20.
31. Сальников В. А. Спортивная деятельность и способности./АГеория и практика физической культуры. - 2001. - № 10 - С.24-26.
32. Столяренко JI. Д. Основы психологии. - Р.-на-Д.: Феникс, 1997. - 736 с.
33. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов./Под ред. Волкова И. П. - СПб.: Питер, 2002. - 384 с.
34. Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. - М.: КСП+, 1997. - 720 с.
35. Энциклопедия глубинной психологии./Под ред. Боковикова А. М., - М.: MGM Interna, 1998. - 800 с.
36. Юнг К. Г. Психологические типы. - Мн.: Попурри, 1998. - 656 с.
37. Ярошевский М. Г. История психологии. - М.: Мысль, 1985. — 565 с.
38. Н. Худалов, Б. Блюменштейн - Легкая атлетика