4.1. Работоспособность.

 

Человек трудится благодаря наличию дееспособности и работоспособности. Под дееспособностью понимают умение формировать целесообразную деятельность, создавая ее качественные стороны.

Работоспособность – это способность человека выполнять профессиональную деятельность в заданных параметрах и в конкретных условиях, сопровождающуюся обратимыми, в сроки регламентированного отдыха, функциональными изменениями в организме. Работоспособность бывает потенциальная и фактическая.

Потенциальная работоспособность характеризуется максимумом целесообразной деятельности, которую человек в состоянии выполнить при мобилизации всех резервов организма. Истощение этих резервов приводит к тяжелым, часто необратимым нарушениям здоровья.

Фактическая работоспособность – способность организма, а также отдельных органов и их систем выполнять определенные, присущие им функции, при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма, в соответствии с суточной периодикой, режимом труда и отдыха.

Степень реализации работоспособности отражается в производительности труда. Разница между производительностью труда и показателем фактической работоспособности – это естественные резервы работоспособности человека.

Работоспособность зависит от морфологических особенностей и функционального состояния организма, от профессионального опыта и характера выполняемой работы, от возраста и состояния здоровья человека. Она неодинакова у различных людей, а у одного и того же человека может меняться в пределах определенного времени. Существует общие закономерности ее изменения на протяжении рабочего дня, в начале которого человек не сразу «входит в работу», когда даже самая привычная деятельность выполняется с некоторым затруднением, а работоспособность повышается постепенно. Этот период получил наименования периода врабатывания. В течение периода врабатывания наблюдается рассогласование между новыми требованиями, предъявляемыми трудом к человеку, и его состояниям. Чем рассогласование больше, тем длительнее этот период.

Затем наступает второй период, когда организм полностью мобилизован для выполнения работы. Этот период оптимальной работоспособности в норме должен быть самым длительным. К концу этого периода могут наблюдаться элементы утомления, но работоспособность не падает за счет волевых усилий.

Третий период характеризуется снижением работоспособности. Волевые усилия человека уже не могут полностью вытеснить нарастающее утомление. Продолжать работу, когда она выходит за пределы фактической работоспособности, никаким усилием воли человек не способен даже в случае необходимости.

Снижение работоспособности в результате производственной деятельности и закономерно наступающее утомление является нормальной реакцией человека. С физиологической точки зрения утомление это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой. Состояние утомления имеет свою динамику, усиливается во время работы и уменьшается в процессе отдыха (активного, пассивного и сна).

При утомлении может наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление субъективного ощущения усталости.

При утомлении работоспособность снижается временно, она быстро восстанавливается при обычном отдыхе. Однако понижение работоспособности не всегда является симптомом утомления. Работоспособность может снизиться вследствие пребывания человека в неблагоприятных условиях (высокая температура и влажность воздуха, пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе и др.). С другой стороны, длительная работа с умеренным напряжением может протекать на фоне выраженного утомления, но без снижения производительности. Следовательно, снижение работоспособности является признаком утомления только тогда, когда известно, что оно наступило вследствие конкретно выполненной физической или умственной работы.

Ещё одним важным критерием оценки утомления является изменение функций организма в период работы. В зависимости от степени утомления функциональные сдвиги могут носить различный характер. В начальной стадии утомления клинико-физиологические и психофизиологические показатели организма отличаются неустойчивостью и разнонаправленным характером изменений, однако, их колебания, как правило, не выходят за пределы физиологических нормативов. При хроническом утомлении, и особенно переутомлении, имеет место значительное однонаправленное ухудшение всех функциональных показателей организма с одновременным снижением уровня профессиональной деятельности человека.

Процесс утомления вызывает субъективный симптом, усталость. Усталость характеризуется тяжестью в голове и конечностях, общей слабостью, разбитостью, вялостью и недомоганием. Этим самым предотвращается «функциональное истощение» корковых клеток головного мозга. Ощущение усталости считается одним из наиболее чувствительных показателей утомления.

Однако выраженность усталости не всегда соответствует степени утомления. То есть она не может служить объективным прямым или косвенным показателям работоспособности. В основе этого несоответствия в первую очередь лежит разная эмоциональная настройка работающего на выполняемую работу. Например, при высокой мотивации работающего, выполняющего приятную и социально-значимую работу, усталость не возникает у него в течение длительного времени. И наоборот, при бесцельной, неинтересной работе усталость может возникнуть, когда объективно утомление или вовсе еще не наступило, или выраженность его далеко не соответствует степени усталости.

Следовательно, один и тот же признак утомления является информативным только в конкретных условиях деятельности и при определенном состоянии организма. Поэтому для констатации утомления в каждом виде работы целесообразно использовать особый набор прямых или косвенных показателей, адекватных для данного вида труда.

С одной стороны, утомление, являясь сигналом необходимости прекратить работу и перейти к отдыху, препятствует крайнему истощению организма, переходу его в патологическое состояние. С другой стороны, оно ведет к снижению работоспособности человека, к неэкономичному расходованию энергии и уменьшению функциональных резервов организма.

Основным фактором, вызывающим утомление, является физическая или умственная нагрузка. Зависимость между величиной нагрузки и степенью утомления почти всегда бывает линейной, то есть чем больше нагрузка, тем более выраженным и ранним является утомление. Помимо абсолютной величины нагрузки, на характере развития утомления сказывается еще и ряд ее особенностей, среди которых следует выделить: статический или динамический характер нагрузки, постоянный или периодический ее характер и интенсивность нагрузки.

Наряду с основным фактором (рабочей нагрузкой), существует ряд дополнительных причин способствующих наступлению утомления. Эти причины сами по себе не вызывают утомление, однако, сочетаясь с действием основного фактора, вызывают более раннее и выраженное его проявление. К числу дополнительных причин можно отнести:

1) факторы внешней среды (температура, влажность, газовый состав, барометрическое давление и др.);

2) факторы, связанные с нарушением режимов труда и отдыха;

3) факторы, обусловленные изменением привычных суточных биоритмов, и выключение сенсорных раздражении;

4) социальные факторы, мотивация и др.

Лимитирующими факторами физической работоспособности являются индивидуальные пределы использования человеком своих структурно-функциональных резервов различных органов и систем.

Для того чтобы обоснованно решать вопросы повышения работоспособности, необходимо знать и учитывать особенности организации учебной деятельности или труда на производстве. Приведение в соответствие психофизиологических возможностей человека с условиями его активности служит физиологической основой научной организации труда. Изменения работоспособности в течение учебного дня, учебной недели и т.д. должны отражаться во взаимодействии организма человека с характерными условиями его деятельности, что является исходной базой для построения рациональных режимов труда и отдыха.

Психофизиологические особенности человека играют огромную роль в овладении специальностью. В принципе можно любого физически и психически здорового человека обучить выполнению обязанностей какой-либо профессии. Однако практика подготовки специалистов, учитывающая фактор времени и экономической целесообразности, показывает, что наибольшей эффективности обучения можно добиться у людей, обладающих необходимым комплексом психофизиологических качеств. К основным психофизиологическим качествам человека можно отнести оперативную и долговременную память, степень концентрации внимания, эмоционально-волевые качества, психомоторную реакцию, нервно-психическую устойчивость, функции анализаторов.

Нормально сформировать и усовершенствовать многие из названных компонентов психофизического состояния организма человека невозможно без должного применения средств физической культуры и спорта.

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.