Быстрота. Методика развития быстроты. Рекомендации. Часть 2.

 

1.3.1. Специальная работоспособность лыжника-гонщика.

Улучшение спортивных результатов в лыжных гонках существенным образом зависит от уровня развития специальной работоспособности, что требует применение специфических средств тренировки и их рационального планирования в подготовительных и соревновательных периодах годовых циклов многолетнего тренировочного процесса. В современных лыжных гонках вопрос выявления наиболее эффективных основных и вспомогательных средств многолетней тренировки, соотношение и преемственности их нагрузок(объём, интенсивность) имеет прямое отношение к направленному и эффективному повышению специальной работоспособности от младшего школьного возраста до взрослых спортсменов.

Специальная работоспособность спортсмена определяется как способность выполнять специфическую физическую работу заданного объема и интенсивности. Показателем специальной работоспособности спортсмена является уровень функциональных сдвигов при выполнении специфической нагрузки заданного объема и интенсивности, а также определённое состояние систем и функций организма в условиях покоя. Последовательное повышение уровня специальной работоспособности – основное условие рациональной тренировки. Конкретная специфика лыжных гонок должна находить отражение в многолетнем тренировочном процессе от новичка до мастера спорта международного класса. Специфическая работа (нагрузка) в лыжных гонках – бег на лыжах на различных дистанциях по сильнопересечённой местности. В лыжных гонках уровень развития специальной работоспособности в основном определяют уровни развития ведущих физических качеств лыжника – гонщика: специальной и скоростно-силовой выносливости.

Таким образом, направленность многолетнего тренировочного процесса на повышение основных физических качеств лыжника – гонщика (специальная выносливость, скоростно–силовая выносливость) определяет эффективность специальной работоспособности и спортивных результатов. М.Я. Набатникова, Л.И. Стогова отмечают, что развитие физических качеств, имеющих решающее значение для успешного спортивного совершенствования, достигается благодаря целенаправленному применению упражнений, избирательно воздействующих на основные функциональные системы и регулирующие их механизмы [31]. Отсюда следует, что средства тренировки, применяемые для развития специальной выносливости, скоростно - силовой выносливости лыжника – гонщика должны отвечать всей совокупности специфических требований, предъявляемых условиями соревнований, и вызвать благоприятную морфологическую и функциональную перестройку систем организма, способствуя совершенствованию специальной работоспособности спортсмена.

Известно, что средства тренировки, используемые в подготовке лыжника – гонщика, разделяют на основные и вспомогательные. Вспомогательные средства подразделяются на общеразвивающие и специальные. Специальные средства делятся на подготовительные, имитационные и подводящие.

Для осуществления высокой степени развития специальной работоспособности лыжника – гонщика в годовых циклах многолетней тренировки особое значение имеет правильное определение основных средств тренировки при развитии специальной выносливости и скоростно– силовой выносливости; рациональное планирование их объёма и интенсивности в соответствии с принципами спортивной тренировки. В научно – методической литературе приводится разнообразные основные средства тренировки лыжника – гонщика в подготовительном и соревновательном периодах годового цикла без характеристики напряжённости и интенсивности их выполнения; но в их ряду не упоминаются соревнования.

Приводя классификацию средств тренировки лыжника – гонщика, Э.М. Матвеев определяет круг основных физических упражнений, состоящий из способов передвижения на лыжах[26]. В.Н. Мвнжов, И.Г. Огольцов, Г.А. Смирнов выделяют основные средства тренировки, направленные на воспитание физических качеств всех видов проявления выносливости (общая, специальная, скоростно – силовая и силовая); к дополнительным относят средства, направленные на развитие силы, быстроты, гибкости, ловкости и равновесия; называют основные средства тренировки – передвижение на лыжах и лыжероллерах[34].

По мнению М.А. Аграновского, основными упражнениями являются все способы передвижения на лыжах: ходы, подъёмы, спуски, торможения, повороты, прыжки [1]. В зависимости от методики применения каждое упражнение способствует развитию преимущественно того или иного качества.

Основными средствами повышения специальной выносливости для юных лыжников – гонщиков в подготовительном периоде С.К. Фомин считает смешанное передвижение с использованием ходьбы и бега разной интенсивности, относительно продолжительного умеренного бега по пересечённой местности с преодолением подъемов. В соревновательном периоде он рекомендует бег на лыжах с прохождением заданных расстояний на максимальной скорости [43]. По классификации В.Д. Шапошникова, основные упражнения включают все способы передвижения на лыжах; средства тренировки, применяемые на этапах подготовительного периода – имитация попеременного двухшажного хода в подъем с палками и без палок в сочетании с бегом на равнине и спусках (шаговая, прыжковая, беговая), выполняемая с низкой, средней, и соревновательной интенсивностью; специализированная ходьба; лыжероллеры – наиболее универсальное средство технико – тактической и специальной физической подготовки и другие средства, называя почти все из них также основными[50].

Итак, литературные данные свидетельствуют о том, что в лыжных гонках применяется довольно широкий круг «основных» средств тренировки как в подготовительном, так и в соревновательном периодах годового цикла, из которых не все отвечают требованиям, предъявляемым теорией и практикой спорта к основным средствам тренировки. Уточнение основных средств тренировки лыжника – гонщика имеет большое значение для повышения эффективности методики многолетней подготовки.

Из всех многообразных тренировочных средств, применяемых в лыжных гонках, основными следует считать узкий круг средств, обеспечивающих повышение специфичности и направленности тренировочного процесса, эффективность которых доказана практикой спорта, а также воспитанием основных физических качеств лыжника – гонщика (специальная выносливость, скоростно – силовая выносливость).

Специально – подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их варианты, а также действия, имеющие существенное сходство с избранным видом спорта по форме и характеру проявляемых способностей. Например, бег по отрезкам соревновательной дистанции со скоростью, близкой к соревновательной, или бег по дистанции, несколько превышающей соревновательную. Круг специально подготовительных упражнений сравнительно ограничен, поскольку обязательным признаком их является существенное подобие соревновательным действиям.

Большинство учёных рекомендуют в качестве основных средств для воспитания физических качеств специальной и скоростно-силовой выносливости лыжника-гонщика ограниченный круг специальных тренировочных средств, наиболее полно отвечающий соревновательным условиям, из числа применяющихся в настоящее время:

1. Бег с прыжковой имитацией попеременного двухшажного хода в подъёмы с палками с тренировочной скоростью предельной – 100% и большой – 90% напряжённости нагрузки (частота сердечных сокращений 140 – 160 уд/мин.).

2. Бег с прыжковой имитацией попеременного двухшажного хода в подъёмы с палками с соревновательной скоростью (частота сердечных сокращений 180 уд/мин. и выше).

3. Скоростной бег на лыжах на отрезках 1/5-1/3 основной соревновательной дистанции (частота сердечных сокращений 180 уд/мин. и выше).

4. Контрольно-тренировочный бег на лыжах (частота сердечных сокращений 180 уд/мин. и выше).

5. Соревнования на лыжах.

К вспомогательным средствам тренировки для воспитания специальной и скоростно-силовой выносливости лыжника-гонщика относим следующие общеподготовительные и специально-подготовительные средства:

1. Бег на лыжах с тренировочной скоростью (ЧСС 140-160 уд/мин.).

2. Повторный бег на лыжах в подъем различной длины, средней и большой крутизны с тренировочной скоростью (темп 140 шагов в 1 мин.), с соревновательной скоростью (темп 150 шагов в 1 мин.).

3. Бег с прыжковой имитацией попеременного двухшажного хода в подъемы с палками с тренировочной скоростью средней – 70% и малой50% напряженности нагрузки (частота сердечных сокращений 140 -160 уд/мин.).

4. Гимнастические общеподготовительные упражнения: подтягивания на перекладине, сгибание рук в упоре лёжа (отжимания), сгибание рук в упоре на брусьях (отжимание на брусьях), приседания на одной ноге («пистолет»), приседания на двух ногах, выпрыгивания вверх из глубокого приседа, различные многоскоки по типу десятикратного прыжка, различные комплексы общеразвивающих и специальных подготовительных упражнений.

5. Кроссовый бег на равнине с соревновательной скоростью (ЧСС 180 уд/мин. и выше).

6. Кроссовый бег на равнине и сильнопересечённой местности (на холмах) с тренировочной скоростью (ЧСС 140-160 уд/мин.)

7. Бег на лыжероллерах с тренировочной скоростью (ЧСС 140-160 уд/мин.).

8. Бег на лыжероллерах с соревновательной скоростью (ЧСС 180 уд/мин. и выше).

9. Спортивные игры: футбол, баскетбол.

10. Плавание: кроль (без учета времени)

11. Езда на велосипеде (свободное катание).

Применением вспомогательных средств тренировки для развития специальной работоспособности решается задача поддержания достигнутого уровня физических качеств на этапах годовых циклов многолетней тренировки с целью подготовки к преодолению развивающих нагрузок основных средств тренировки в недельных микроциклах и наиболее напряженных этапах годовых циклов.

Указанные основные и вспомогательные средства тренировки, их рациональное сочетание и преемственность нагрузок способствуют повышению уровня специальной работоспособности и росту спортивных результатов в многолетней тренировке лыжников-гонщиков.

Динамика прироста уровня специальной работоспособности лыжника-гонщика находится в прямой зависимости от строгой индивидуализации планирования объёмов и интенсивности основных и вспомогательных тренировочных средств на этапах годовых циклов тренировки. Индивидуальный выбор нагрузок определяется на основании анализа проведённых контрольных испытаний и соревнований, функционального развития организма, психологической готовности спортсмена к выполнению необходимых объёмов тренировочных средств на соревновательных и сверхсоревновательных скоростях передвижения.

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Методы исследования.

1. Ретроспективный анализ литературных источников.

2. Педагогические наблюдения

3. Тестирование

4. Метод математической статистики

Метод математической статистики.

Для этого из данных полученных в результате тестирования

1) необходимо было:

1. Вычислить среднюю арифметическую величину.

Вычисления этого показателя производилось путём сложения всех полученных значений (которое называются вариантами) и деления вычислительной суммы на количество вариант:

M = ,

где ?- (сигма) знак суммирования;

V- полученные в исследовании значения (варианты);

n- количество вариантов.

По этой формуле вычисляется так называемая простая средняя арифметическая величина. Применяется она в тех случаях, когда имеется небольшое количество вариантов.

2. Оценка достоверности различий статических показателей при сравнении отдельных параметров производилась при помощи t-критерия Стьюдента (с коэффициентом вероятности 95%), который является табличным значением. В исследовании был принят базовый уровень значимости 5%.

Целью исследования явилось определение уровня и его динамики различных форм проявления быстроты у лыжников-гонщиков 13-14 лет в подготовительный период, а также разработка средств развития различных скоростных способностей и экспериментальное подтверждение эффективности их применения во время тренировки.

Для этого поставлены следующие задачи:

1) изучить литературные источники по данной теме;

2) подготовить исследуемые группы, состоящую из лыжников-гонщиков 13-14 лет;

3) подобрать контрольные нормативы для исследования развития быстроты у лыжников-гонщиков;

4) провести тестирование

2.2. Организация исследования

Анализ научно-методической литературы дал возможность выявить основные параметры содержания, объема и интенсивности учебно-тренировочной нагрузки при стимулируемом развитии физического качества быстроты у юных лыжников-гонщиков. Учебно-тренировочная программа включала выполнение 3 занятий для развития быстроты. Дети распределились на две группы экспериментальную и контрольную по 12 человек в каждой и выполняли одного из предлагаемых упражнений (Челночный бег, Бег на месте, Бег 30м,).

Особенности занятий в экспериментальной группе изложены в главе 3.

Проведённые нами исследование включало в себя четыре основных этапа. Анализ литературных источников являлся первым этапом в работе. Здесь были выявлены особенности развития уровня быстроты, а также определены средства ОФП СФП на подготовительном этапе подготовки у юных лыжников-гонщиков.

Вторым этапом является педагогический эксперимент, направленный на выявление динамики развития быстроты, в условиях систематического использования упражнений направленных на повышение показателей характеризующих уровень воспитания быстроты. На третьем этапе систематизировались полученные в педагогическом эксперименте данные, и осуществлялась их интерпретация. В развивающем педагогическом эксперименте приняли участие 24 мальчика (по 12 в контрольной и 12 в экспериментальной группе).

Четвертый этап – написание и оформление выпускной квалификационной работы.

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 13-14 ЛЕТ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

1.1 Исследование скоростной подготовленности лыжников-гонщиков 13-14 лет на предварительном этапе в начале исследования

Быстрота. В интересующем нас возрасте развитие быстроты достигает высокого уровня. Это характеризуется быстротой протекания нервно-мышечных процессов, увеличением в мышцах количества быстрых миофибрилл, увеличением мышечной массы, а, следовательно, и силы (сила и быстрота тесно взаимосвязаны и обратно пропорциональны друг другу). (А.В. Карасёв, 1994)

Учебно-тренировочная программа включала выполнение 5 упражнений для развития быстроты.

1.2. Характеристика средств и методов развития быстроты по экспериментальной методике

Методика исследования. Для определения уровня различных форм проявления быстроты у лыжников-гонщиков были использованы следующие тесты:

- бег на 30 м – для определения быстроты в целостном упражнении- каждый испытуемый выполнял по две попытки. Учитывалось время лучшей попытки;

- бег на месте за 10 сек.[2] – для определения частоты движений ногами. Испытуемому давалось задание по сигналу как можно чаще касаться коленями резинового шнура. Шнур подвешивался горизонтально на высоте поднятого под прямым углом бедра испытуемого. Учитывалось количество касаний коленями шнура в лучшей попытки из двух;

- «тест на определение скорости реакции» [2] – для определения реакции. Воспитаннику, сидящему на стуле и держащему открытую кисть около нижнего конца пронумерованной в см. гимнастической палки, предлагалось поймать её после неожиданного отпускания тренером за возможно более короткое время. Учитывалось среднее расстояние (в см.) из трёх попыток от нижнего края палки до места хвата учащимся со стороны мизинца;

Челночный бег. Отрезок в 19 метров отметили двумя линиями. На старте лежит два малых мяча, на линии 10 метров лежит третий. Бег выполняется из положения низкого старта.

В констатирующем эксперименте по определению уровня скоростных способностей и его динамики в течение подготовительного периода приняли участие 24 мальчика 13-14 лет.

3.3 Результаты исследования

Результаты исследования. Результаты тестирований уровня скоростных способностей в конкретной и экспкремениальной группах представлены в табл.1 и 2.

Таблица 1

Уровень различных форм проявления быстроты у мальчиков 13 лет занимающихся лыжными гонками

 

Тесты

Результаты x±m

Достоверность

различий

май

июль

Бег на месте 10(с)

38±4,4

40±4,6

p>0,05

Бег на 30 м. (с)

5,7±0,38

5,5±0.39

p>0,05

Отпускание палки (см)

25±3,1

24±2,9

p>0,05

Челночный бег

3x10 (с)

8,6±0,34

8,5±0,32

p>0,05

Таблица 2

Уровень различных форм проявления быстроты у мальчиков 14 лет, занимающихся лыжными гонками

 

Тесты

Результаты x±m

Достоверность различий

май

июль

Бег на месте 10(с)

39±4,4

40±4,6

p>0,05

Бег на 30 м (с)

5,4±0,38

5,2±0,39

p>0,05

Отпускание палки (см)

23±3,1

21±2,9

p>0,05

Челночный бег 3х10 (с)

8,8±0,34

8,6±0,35

p>0,05

Из таблиц видно, что изменения различных форм проявления быстроты у мальчиков 13-14 лет рассматриваемого возраста выражены очень слабо: ни по одному из исследуемых показателей не обнаружено достоверных различий в результатах начала и конца эксперимента. Темпы прироста исследуемых показателей не превышает 5,3% в начале и 8,7 в конце эксперимента. Это в целом свидетельствует, что исследуемый возраст не является, по определению А.А. Гужаловского[30], «сенситивным» в развитии быстроты. Однако следует также отметить, что целенаправленного воздействия на элементарные формы проявления быстроты в процессе физического воспитания в школе не производится, поэтому трудно оценить влияние соответствующих средств в этом возрасте.

Анализ научно-методической литературы, практики физического воспитания и спорта позволили за основу разработки методики воспитания быстроты принять следующие положения:

1. Упражнения для развития скоростных способностей должны проводится в «свежем» состоянии занимающихся до первых признаков утомления (после которых предлагаемые задания уже будут направлены на развитие скоростной выносливости), т.е. обычно в начале занятия учебной тренировки.

2. Необходимо сочетать упражнения, направленные на различные разновидности скоростных способностей, так как они часто не зависят друг от друга.

3. Целесообразно использовать условия выполнения упражнений, помогающие занимающемуся выполнить задание быстрее, с последующим выполнением этого же задания в обычных условиях.

4. Учитывая то, что более мелкие звенья тела (руки) способны развивать большую быстроту движений, чем крупные (ноги), но в определённых упражнениях (например, в беге) и те, и другие двигаются согласованно, рационально начинать подобные упражнения с движений рук и после достижения максимальной частоты движений подключать и ноги.

В качестве основных средств методики применялись семь групп упражнений:

1. Старты из различных положений после выполнения упражнений на частоту движений: перед выбеганием выполнялись частые движения руками как в беге, «барабаня» пальцами, кистями, предплечьями по коленям, бёдрам, стене, полу; бег на месте с максимальной частотой.

2. Бег с горы – под небольшой уклон с максимальной частотой, который чередовался с пробежками по ровной поверхности.

3. Бег по отметкам – отметки на расстоянии короче, чем оптимальная длина шага, задание: наступать на каждую отметку.

4. Выполнение упражнений с увеличивающейся частотой до максимальной – во время проведения общеразвивающих упражнений в подготовительной части занятия.

5. Быстрое выполнение двигательного задания по сигналу – от выполнения одиночных движений (прыжок) до стартов в беге.

6. Быстрое выполнение двигательного задания, соответствующего определённому сигналу – например, по свистку прыгнуть вперёд, по хлопку – назад; по команде «хоп» пробежать 15м.

7. Выполнение упражнений с максимальной частотой сначала в затруднённых, затем в нормальных или облегчённых условиях – бег с сопротивлением партнёра ( в «упряжке») 10 м., затем без сопротивления; бег в гору, или по лестнице наступая на каждую ступеньку, переходящую в ровную поверхность.

Для определения эффективности воздействия на различные скоростные способности предлагаемых средств был проведён развивающий педагогический эксперимент.

В начале эксперимента показатели быстроты в экспериментальной и контрольной группах не имели достоверных различий (табл. 3).

Таблица 3

Уровень скоростных способностей у испытуемых контрольной и экспериментальной групп в начале развивающего эксперимента.

 

Тесты

Результаты x±m

Достоверность различий

Контроль.

Эксперим.

Бег на месте 10(с) кол-во движений

40±4,6

40±4,3

p>0,05

Бег на 30 м. (с)

5,3±0,42

5,2±0,40

p>0,05

Тест на измерение скорости реакции (см)

24±3,4

23±3,2

p>0,05

Челночный бег 3х10 (с)

8,6±0,34

8,5±0,35

p>0,05

В течение 2 этапа подготовительного периода в экспериментальной группе применялись предлагаемые средства, в то время как контрольная занималась по традиционной программе.

После окончания эксперимента было проведено заключительное тестирование, которое показало значительно преимущество испытуемых из экспериментальной группы. Их результаты во всех тестах оказались достоверно лучше, чем у испытуемых контрольной группы табл. 4).

Таблица 4

Уровень скоростных способностей у испытуемых контрольной и экспериментальной групп в конце развивающего эксперимента

 

Тесты

Результаты x±?

Достоверность

различий

Контроль.

Эксперим.

Бег на месте 10(с)

Кол-во движений

40±4,7

46±3,9

p?0,05

Бег 30 м (с)

5,2±0,40

4,8±0,32

p?0,05

Тест на измерение скорости реакции (см)

23±3,4

17±2,4

p?0,05

Челночный

Бег 3x10м

(сек)

8,5±0,34

7,9±0,24

p?0,05

Применение средств целенаправленного воздействия на уровень элементарных форм проявления быстроты, а также быстроты выполнения целостного двигательного действия позволило оказать значительное воздействие даже на результаты в беге на 30 м., в кроссовом беге (рис.5), являющегося тестовым упражнением программы по физической культуре у детей изучаемого возраста, что предполагает некоторую подготовленность и, соответственно, более высокий начальный уровень результатов.

Данные проведённых исследований позволяют заключить, что педагогическое воздействие на уровень различных форм проявления быстроты может оказывать значительное влияние на них даже в несенситивные периоды на фоне низких природных темпов прироста изучаемых способностей.

Таким образом, достоверно более высокие результаты по всем тестам и более высокие темпы прироста в экспериментальной группе позволяют сделать вывод о высокой эффективности предложенных средств.

Практические рекомендации:

1. Организм 13-14 летних подростков недостаточно приспособлен для максимального развития общей и специальной выносливости, что связано с недостаточным развитием сердца и дыхательного аппарата в этом возрасте и с тем, что работа по развитию выносливости является значительным бременем для энергетических ресурсов организма, которые в этот период обеспечивают процессы роста;

2. Серьёзная специальная работа по развитию быстроты у лыжников-гонщиков должна начинаться лишь после окончания полового созревания, но фундамент её можно закладывать уже в подростковом возрасте, при занятиях с лыжниками-гонщиками 13-14 лет;

3. При планировании подготовки лыжников-гонщиков 13-14 лет обычно используют все методы подготовки лыжников-гонщиков, однако их выбор определяется основными задачами занятия (цикла); так на начальных этапах подготовки в этом возрасте не применяют методы оказывающие «жесткое» воздействие на организм (например, интервальный метод);

4. В общей и специальной подготовке юных лыжников-гонщиков 13-14 лет необходимо учитывать как итоговые, так и промежуточные контрольные нормативы, с помощью которых определяется специальная подготовленность юных спортсменов.

 

Библиографический указатель:

1. Аграновский М.А. Лыжный спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1980.-368с.

2. Алабин В.Г.,АлабинА.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов. Учебное пособие. – Харьков.: «Основа», 1993.-244с.

3. Ашмарин Б.А. «теория и методика физического воспитания». М. «Просвещение», 1990.

4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1979.-С.28-38.

5. Богданова Г.П. Руководство физическим воспитанием школьников. – М.: Просвещение, 1972.- С.14-19.

6. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 202-205.

7. Велашков К.Ю., Грозин Ю.А. Объём и интенсивность тренировочной нагрузки лыжников-гонщиков, - Теория и практика физической культуры 1977.№3-27с.

8. Верхошанский Ю.В. «Основы подготовки спортсменов». М. «Фис», 1988.

9. Волков Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников.- Киев.: Радянская школа, 1980. – С.103-107.

10. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. – Киев.: Здоровя, 1984.- С.19-23.

11. Волков Л.В. Физические особенности детей и подростков. – Киев.: Здоровя, 1981. – С.21-26.

12. Гальперин С.И. «Физические особенности детей». М.: «Просвещение», 1996.

13. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: «ФиС», 1990

14. Дещин Д.Ф. Врачебный контроль в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1985.-163с.

15. Захаров Е., Королев А., Сафонов А. «Энциклопедия физической подготовленности». М.: «Просвещение», 1994.

16. Зациорский В.М. «Физические качества спортсменов». М.: «ФиС», 1999.

17. Зациорский В.М. Структура и изменения физической пригодности. / Теория и практика физической культуры, №6, 1999.

18. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – С.28-39.

19. Копс К.К. Значение и методика подсчёта пульса у лыжников юношеского возраста в процессе тренировки /На лыжне.-М.: Физкультура и спорт, 1970. - С.155-158.

20. Кудрявцев Л.И. Лыжный спорт. – Учебник для техникумов физической культуры. – Изд. 2-е. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 287с.

21. Кузнецова З.И. Как вести контроль за двигательной подготовленностью школьников. / Физкультура в школе, № 1, 2000.

22. Кузнецова З.И. Когда и почему.: Критические периоды развития двигательных качеств школьников. – М.: Физическая культура в школе, 1975. - № 1. – С. 7-9.

23. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя. М. ООО «Фирма – издательство АСТ», 1998.

24. Манжов В.Л. Современная методика тренировки в лыжных гонках. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – С. 5-8.

25. Масленников И.Б., Капланский В.Е. Лыжный спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – С. 92-96.

26. Матвеев Л.Л Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 24 с.

27. Матвеев Л.П. «Основы спортивной тренировки». М.: «ФиС», 1977.

28. Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсмена. – Киев.: Здоровя, 1990. – 200с.

29. Озолин Н.Г. «Молодому коллеге». М.: «ФиС», 1988.

30. Основы теории и методики физической культуры. Учебник для тех. Физкульт. /Под ред. А.А. Гужаловского. М.: «ФиС», 1980.

31. Основы управления подготовкой юных спортсменов. /Под ред. М.Я. Набатниковой /. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 18с.

32. Платонов Д.Н. «Подготовка квалифицированных спортсменов». М.: «ФиС», 1986.

33. Платонов В.М. Теория и методика спортивной тренировки. – Киев.: Вища школа, 1984. – 352с.

34. Решетняков Н.Р., Кислицин Ю.Л. Физическая культура. Учебное пособие для студентов средних спец. Учреждений. М.: Издательство центр «Академия», 1998.

35. Ставицкая А.Б., Арон Д.И. Методика исследования физического развития детей и подростков. – М.: Медиз, 1979. – С. 28 – 36.

36. Фарфель В.П. «Направление движениями в спорте». М.: «ФиС», 2005.

37. Физиология человека. Учебник для студентов высших учебн. Заведений. Под общ. Ред. Зимкина Н.В. Высшая школа, 1984.

38. Физическая культура; программа для уч-ся средней общеобразовательной школы ( 1-11) / Под ред. Н.В. Барышевой, Самара 1955.

39. Филин В.П. «Воспитание физических качеств у юных спортсменов». М.: «ФиС», 2004.

40. Филин В.П. Воспитание физических способностей юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 128с.

41. Филин В.П., Фомин Н.И. Основы юношеского спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 255с.

42. Филиппович В.Н. «Теория и методика гимнастики», 1975.

43. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: «Фис», 1991.

44. Фомин Н.А., Филин В.П. «Возрастные основы физического воспитания». М.: «ФиС», 1982.

45. Фомин С.К Лыжный спорт: Методическое пособие для учителей физической культуры и тренеров. – Киев.: Рад. Шк., 1988. – 176с.

46. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта./ Учебн. пособие для ст-ов высш. Учебн. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

47. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. – М.: Просвещение, 1990.

48. Хрущёв С.В. «Детская спортивная медицина». Руководство для врачей: М. Медицина, 1991.

49. Чернов К.Л. Подготовка юных лыжников М.: Физкультура и спорт, 1962. – С. 11-21.

50. Шапошникова В.И. Многолетняя подготовка юных лыжников-гонщиков. М.: Физкультура и спорт, 1988.

51. Щварц В.Б., Хрущёв С.В. Медико – биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – С. 150-154.

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.