Физическая культура для детей 3 - 6 лет.

ВВЕДЕНИЕ

    В современной теории дошкольной педагогики физическое воспитание рассматривается в деятельности парадигме и определяется как процесс приобретения ребенком различных двигательных умений и навыков, развития его физических качеств и сохранения здоровья. Повседневная педагогическая практика осуществляется без точной, научно обоснованной установки на активное усвоение ценностей физической культуры или в условиях замещения данной установки прагматической задачей по совершенствованию физического статуса ребенка.

    О.В. Ивасёва, отмечает, как любой педагогический процесс, физическое воспитание должно строиться с учетом морфо-функциональных и психических особенностей организма ребенка, присущих каждому возрастному периоду, поскольку он развивается с первых дней жизни. Физическое воспитание как целенаправленное и организованное воздействие на организм ребенка должно предусматривать полное удовлетворение его физиологической потребности в движении.

Е.Н. Тоцкая, отмечает, что дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Ученые, специалисты-практики все

более склоняются к выводу, что система физического воспитания дошкольников должна оказывать целостное, гуманистическое воздействие на личность, обеспечивать реализацию права каждого ребенка на постоянное и наиболее полное его развитие [12].

М.Ю. Парамонова, пишет, что формирование здорового образа жизни подрастающего поколения, укрепление здоровья детей, развитие физической культуры и спорта являются одними из приоритетных направлений государственной политики, что отражено в многочисленных

правительственных документах последних лет. В стране отмечается тенденция к снижению показателей здоровья населения на фоне сложной демографической ситуации, обусловленной комплексом взаимосвязанных демографической ситуации, обусловленной комплексом взаимосвязанных причин. Учеными и практиками осуществляется активный поиск оптимальных путей решения образовательных и оздоровительных задач в современных условиях. [10]

В.Н. Шебеко, пишет, что в качестве отправной платформы формирования физической культуры личности дошкольника выступают: физическая подготовленность (совокупность основных двигательных навыков, физических качеств); условиями-доминантами, определяющими развитие физической подготовленности дошкольников, являются: вариативность образовательного процесса; учет индивидуальных возможностей и потребностей ребенка; дозированная помощь детям, требующая от них дополнительного волевого

напряжения; поисковая деятельность; анализ и самоанализ собственных действий [15]

Объект исследования: Физическое воспитание детей от 3 до 6 лет.

 

1 ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-6 ЛЕТ

1.1 Задачи и принципы физической подготовки детей дошкольного возраста

    Для достижения поставленной цели, в процессе физического воспитания предусматривается решение комплекса задач, которые подразделяются на: оздоровительные, образовательные и воспитательные. Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности. Решение этих задач предполагает совершенствование деятельности кардио - респираторной системы, развитие

умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям. Образовательные задачи предполагают формирование необходимых знаний, двигательных умений и навыков; овладение элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья. К решению образовательных задач относят также развитие физических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, ловкости) и двигательных способностей - функции равновесия, координации

движений. Воспитательные задачи включают формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями, нравственных основ личности, воспитание морально-волевых качеств, осуществление эстетического воспитания.

     Поскольку целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни, то для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения. Наряду с упражнениями применяются психогигиенические факторы и естественные силы природы. Физические упражнения используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания. Они обеспечивают эффективное решение задач физического воспитания, если выступают в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и

индивидуальным особенностям каждого ребенка, пишет Р.Р. Магомедов[9].

В то же время специфика  тренировки детей данного возраста обязывает адаптировать некоторые из известных принципов в соответствии с

особенностями тренировочного процесса.

Принцип всесторонности интерпретируется как принцип преимущественной направленности на общую физическую подготовку. В

физкультурной тренировке детей постоянное внимание должно уделяться комплексному развитию всех их физических качеств.

Принцип сознательности и активности характеризует отношение занимающихся к процессу занятий. Учитывая психофизиологические

особенности детей, условия их воспитания в семье, этот принцип следует конкретизировать как принцип удовольствия и формирования мотивации к занятиям физическими упражнениями. Принцип базируется на использовании наглядно-образного мышления детей и их потребности в игре, в том числе "игре в спорт".

Принцип доступности и индивидуализации при обучении двигательным действиям обеспечивается применением разработанного нами

базово-кустового метода обучения . Его суть заключается в том, что из групп, сходных по структуре, выделяют действие, представляющее собой основу техники данной группы движений, на базе которой строят варианты, позволяющие успешно решать двигательные задачи в соответствии с изменяющимися внешними условиями.

Принцип цикличности требует четкого определения задач, средств и методов для каждого этапа тренировки.

Принцип повторности заключается не только в повторении отдельных упражнений, но и в повторном применении полугодовых периодов тренировки, что обеспечивает более прочное усвоение знаний, формирование умений и навыков, а также дает возможность пройти цикл тренировки ребенку, поступившему в ДОУ, практически на любом этапе старшего дошкольного возраста.

Принцип постепенности требует дифференцирования и последовательного усложнения задач физического воспитания в полугодовом и годовом периодах.

Принцип прикладности предполагает применение всех изученных упражнений и игр в реализации самостоятельной двигательной активности.

Принцип наглядности при обучении двигательным действиям учитывает преобладание у дошкольников зрительно-моторных координаций.

Ребенку легче увидеть и скопировать движения, нежели осознать и выполнить его по словесно иструкции.

Несомненно, что физкультурная тренировка дошкольника представляет собой систему средств, методов и способов их применения, имеющую как общую характеристику, так и некоторые специфические особенности по сравнению с тренировкой взрослых, детей и подростков школьного возраста, отмечает Банникова Т.А[1].

1.2 Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей 3-6 лет

    Н.И.Дворкина, пишет, что дошкольный возраст с 3 до 6 лет является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию.

   Развитие детей от 3 до 6 лет. В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития.

   Для детей дошкольного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. У них быстро развивается нервная система, растет скелет, укрепляется мышечная система, и совершенствуются движения. Внимание становится более устойчивым, дети приобретают элементарные трудовые навыки. Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. У детей этого возраста сравнительно большое развитие верхней части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей. Дошкольники 3-4 лет обладают высокой двигательной активностью при недостаточной

согласованности движений, в которых участвуют крупные группы мышц. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений [5].

Структура легочной ткани до 7 лет еще не достигает полного развития; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что несколько затрудняетпоступление воздуха в легкие; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем амплитуда дыхательных движений невелика. Ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый: у детей 3-4 лет частота дыхания - 30 в минуту, 5-6 лет - 25 в минуту; у взрослых - 16-18. Неглубокое дыхание у детей ведет к сравнительно плохой вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а растущий организм требует повышенной доставки кислорода к тканям. Именно поэтому особенно важны

физические упражнения на свежем воздухе, активизирующие процессы газообмена. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у детей 3-4 лет составляет 400-500 см3, 5-6 лет 800-900 см3.

     Деятельность сердечно-сосудистой системы у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, а повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Ведь сосуды у детей шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, а скорость кровообращения больше. Вот почему во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых [5].

   Моментом структурного созревания коры больших полушарий к 5—6 годам является усложнение системы связей по горизонтали как между нейронами близко расположенных ансамблей, так и между разными областями коры, считает Безруких М.М [2].

   М.В.Корепанова, пишет, что в возрасте от двух до пяти лет происходит становление «схемы тела» — двигательного образа на основе формирования сенсомоторных комплексов. «Схема тела» или «модель тела» — функциональный орган, обеспечивающий как согласованную целостную деятельность многозвенной биомеханической системы с огромным количеством степеней свободы, так и ориентировку в окружающей среде. Весьма важная задача физического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы обеспечить участие крупных мышц тела и конечностей в формировании "схемы тела".

    Наряду с развитием двигательных качеств, приоритетным направление в физическом воспитании детей может стать формирование культуры движений, сенсомоторных комплексов на основе дифференцирования информации различной модальности и ее интеграции с двигательной активностью. Такой подход предполагает обоснование педагогических средств, методов и технологий физического воспитания детей на принципах психологии, физиологии и биомеханики двигательной активности, в соответствии с которым основным для оптимизации физического состояния является не количество движений (объем нагрузки), а количество двигательных действий, их взаимодействие как непосредственно между собой, так и в структуре основных видов деятельности[7].

 

2 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-6 ЛЕТ

2.1 Средства и формы физического воспитания детей дошкольного возраста

   Н.Н. Кожухова, отмечает, что к числу основных средств физического воспитания детей дошкольного возраста относятся физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата. В качестве факторов, оптимизирующих воздействия физических упражнений на организм ребенка, широко используются оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы.

   Спортивные упражнения способствуют укреплению основных групп мышц, развитию сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной систем, физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость), развивают ритмичность, координацию движений, ориентировку в пространстве, содействуют закаливанию; позволяют детям увидеть красоту природы, воспитывают любовь к ней, пробуждают эстетические чувства, вызывают положительные эмоции, помогают познать явления природы (свойства снега, ветра, льда, воды); они способствуют воспитанию товарищеской взаимопомощи, сознательной дисциплины, согласованности действий в коллективе, а также смелости, выдержки, решительности, формируют у детей трудовые навыки, приучают их к аккуратности, трудолюбию. Классификация: зимние виды (катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, катание на коньках) и летние виды (катание на велосипеде, катание на

самокате, спортроллерах, плавание, катание на роликовых коньках)[3].

Э.Я.Степаненкова, пишет, что применительно к задачам физического воспитания детей раннего дошкольного возраста наиболее широкое

применение получили следующие три группы физических упражнений: 1) основная гимнастика; 2) подвижные игры (бессюжетные и сюжетные); 3) упрощенные формы спортивных упражнений.

    Основная гимнастика включает в себя: 1) общеразвивающие упражнения для отдельных частей тела: с предметами (мячами, кубиками, флажками, гимнастическими палками и др.) и без предметов; 2) различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазание, ползание, равновесие, висы и др.; 3) строевые упражнения (построения и перестроения, повороты, размыкания и смыкания); 4) танцевальные упражнения.

    Подвижные игры занимают среди других средств центральное место. Их педагогическое значение проявляется в том, что в процессе игры происходит не избирательное, как в основной гимнастике, а комплексное развитие физических качеств. Следовательно, осуществляется и комплексное совершенствование всего двигательного аппарата, всех систем организма.

Начиная с пятилетнего возраста в состав средств физического воспитания дошкольников, следует включать упрощенные формы спортивных упражнений. К ним относятся упрощенные способы передвижения на лыжах, катание на коньках, плавание, различные игры с мячом (например, перебрасывание мяча через сетку, попадание мячом в корзину) и др. Упрощенные спортивные упражнения направлены на решение оздоровительных и образовательных задач, а также на формирование первичного интереса к спортивной деятельности.

Оздоровительные силы природы. Систематическое использование солнечных, воздушных и водных процедур в соответствии с возможностями детского возраста совершенствует механизмы терморегуляции, нормализует психические процессы и тем самым повышает работоспособность и физическое состояние детей.

Гигиенические факторы. К ним относятся соблюдение режимов сна и питания, двигательной активности и отдыха, гигиена тела, массаж и т.п. Гигиенические факторы в значительной степени дополняют оздоровительное воздействие физических упражнений и определяют возможности физического развития.

Утренняя гимнастика направлена на активизацию деятельности организма, повышение его работоспособности и формирование правильной

осанки. Средствами являются простые общеразвивающие упражнения в сочетании с водными процедурами, массажем, закаливанием. Ее

продолжительность 5 мин для детей от 2 до 4 лет (3—4 упражнения игрового и подражательного характера), 6—8 мин — для детей 4—5 лет, 8—10 мин — для детей 6 лет. Физкультурные занятия урочного типа являются основной формой работы с детьми от 3 до 6 лет в детском саду. Цель занятий — обучение новым движениям, закрепление ранее освоенных действий, воспитание физических способностей. Занятия проводятся не менее 2—3 раз в неделю под руководством воспитателя. Продолжительность занятий для детей 3—4 лет 15—20 мин, 4—5 лет — 20—25 мин, 5—6 лет — 25—30 мин. Занятия состоят из трех частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной.

Подвижные игры с разнообразным двигательным содержанием проводятся ежедневно, как правило, во время прогулок. Они увеличивают двигательную активность, вызывают у детей положительные эмоции. Физкультпаузы и физкультминутки используются с целью предупреждения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности, активизации двигательных функций при однообразных статических положениях тела. Физкультурные праздники. Их назначение — демонстрация детьми в праздничной обстановке результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежуток времени. Проводятся не реже 2—3 раз в год [11].

    Ж.К.Холодов считает, что существует две формы организации физического воспитания детей дошкольного возраста: 1) государственная

(детские ясли — до 3 лет и детский сад — от 3 до 6—7 лет); 2) самодеятельная, где физическое воспитание осуществляется главным образом в семье [14].

    Методика направленного использования физической культуры определяется возрастными особенностями и двигательными возможностями детей, условиями проведения занятий.

    В 3—4-летнем возрасте тренирующий эффект обеспечивают упражнения, дающие ЧСС не менее 130—140 уд./мин, в 5—7-летнем — не менее 140—150 уд./мин. Последовательно применяются более сложные формы ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, равновесия и др.

    В дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. Скоростные способности воспитываются путем выполнения простых двигательных действий, обычно в игре. При воспитании силы и силовой выносливости, прежде всего надо обращать внимание на мышцы живота, спины, ног, рук, стопы. Силовые нагрузки должны быть незначительными, обычно это упражнения, отягощенные собственным весом тела (приседания, лазание, прыжки, занятия с мячом, обручем, скакалкой и т.п.). Упражнения даются как в игровой, так и в обычной форме.

2.2 Методы, применяемые на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками детей 3-6 лет

    Филиппова С. О. считает, что методы основаны на активной двигательной деятельности детей. В зависимости от степени регламентации

условий выполнения физического упражнения они подразделяются на две группы:ƒстрого регламентированного упражнения; частично

регламентированного упражнения. Различия эти относительны. Момент регламентации имеется в любом методе. Различны лишь степень и характер регламентации. Методы строго регламентированного упражнения могут использоваться при обучении двигательным действиям (в целом и по частям) и при развитии двигательных способностей (равномерный, переменный, повторный). Метод разучивания по частям предусматривает первоначальное изучение отдельных частей действия с последующим соединением их в необходимое целое. Метод разучивания в целом предусматривает изучение действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения. Для

овладения простыми упражнениями в занятиях с дошкольниками часто используется имитация. Методы двигательного восприятия. Дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Имитация широко используется при освоении общеразвивающих упражнений и таких движений, как ходьба, бег и др. Имитация используется во всех возрастных группах [14]. Но чаще она применяется в работе с младшими детьми. К разучиванию в целом приходится прибегать и в тех случаях, когда сложно расчленять действие и

создавать оправданные системы подводящих упражнений. Старшим детям педагог помогает выпрямить спину при приседании, преодолеть неуверенность при ходьбе по скамейке, взяв ребенка за руку. При лазанье по гимнастической стенке и при прыжках в длину и в высоту педагог оказывает помощь детям в виде страховки. Равномерный метод характеризуется тем, что при его использовании занимающиеся выполняют физические упражнения непрерывно, в течение длительного времени, с постоянной интенсивностью (25 — 75 % от

максимальной), стремясь сохранить постоянный темп, ритм, величину усилий и амплитуду движений. Равномерный метод применяется в основном в упражнениях циклического характера (бег, лыжи, плавание), на занятиях в естественных условиях, в местах, богатых кислородом (лес, парк, у реки). Данный метод направлен на развитие выносливости и предполагает выполнение упражнений со средней степенью интенсивности. Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения, путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности, ритма, амплитуды движений, величины

усилий, смены техники движений. Он помогает педагогу развить у ребенка скоростные способности и выносливость, координацию движений, воспитать у него волевые качества. Переменный метод применяется в циклических и ациклических упражнениях (бег с ускорениями, остановками, выполнение упражнений в разном темпе и др.). Тренирующее воздействие повторного метода наблюдается вследствие многократного выполнения интенсивных упражнений на фоне полного восстановления. Методы частично регламентированного упражнения. Методы частично регламентированного упражнения допускают относительно свободный выбор действий ребенком для

решения поставленной задачи. Эти методы, как правило, используются на этапе совершенствования, когда дети уже обладают достаточным объемом знаний и умений. Входящие в данную подгруппу методы, обладая различными признаками, имеют сходство в одном: при их использовании всегда присутствует элемент соперничества между детьми. Игровой метод обладает многими признаками, характерными для игр в физическом воспитании. Однако слабая сторона этого метода заключается в том, что ограничена возможность для формирования нового, особенно сложного двигательного навыка. Соревновательный метод обладает многими признаками, характерными для соревнования (состязания), но имеет более широкое применение. Соревновательный метод может использоваться при любой форме

организации занятий, имеющих целью проведение соревнования по любым физическим упражнениям. Данный метод имеет много общего с игровым. Однако между ними существует и принципиальное различие. Оно состоит в том, что в игровом методе процесс занятия физическими упражнениями всегда имеет сюжетное содержание. В соревновательном этот момент отсутствует, и процесс выполнения действия полностью подчинен задаче победить в том или ином действии в соответствии с заранее установленными правилами.

Пользоваться соревновательным методом на занятиях с дошкольниками надо осторожно. При неправильной методике он может вызвать сильное нервное возбуждение, отрицательно сказаться на самочувствии и поведении детей дошкольного возраста. Не следует злоупотреблять, в частности, эстафетами: длительное пребывание в качестве зрителей-болельщиков, поочередное выполнение упражнений в напряженной обстановке пере возбуждают нервную систему детей. Соревновательный метод применяется в том случае, когда дети хорошо освоили движение.

     А.В.Котелевская, отмечает, акцентированное развитие быстроты и ловкости включены в тренировочные занятия потому что данные физические качества имеют тесную взаимосвязь с развитием психических функций ребенка. Известно, что в условиях Дальневосточного региона дети не выполняют упражнения подобного характера в полном необходимом для них объеме. А малочисленность группы детей в рамках дополнительных тренировочных занятий позволят каждому ребенку в течение любого сезона оптимально развивать быстроту, координацию движений, ловкость.

     Развитие силы очень важно, так как под воздействием физических упражнений можно существенно изменить форму телосложения. Особенно актуально формирование мышечного корсета туловища для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, формирования правильной осанки ребенка.

    Общая выносливость дает большой оздоровительный эффект и развивает жизненно важные системы организма ребенка. Кроме того, в условиях детских садов развитию этого качества уделяется незаслуженно мало внимания [8].

    И хочется отметить, что в ходе тренировочных занятий по экспериментальной методике дети учатся управлять своими движениями,

овладевают новыми двигательными умениями и навыками, развивают ценные личностные качества, необходимые в жизни: целеустремленность, смелость, настойчивость, упорство, трудолюбие, решительность. Также выполнение физических упражнений подразумевает умение быть сдержанным, подчинить своё поведение специалисту, быть внимательным и оказывать помощь товарищам.

    В процессе реализации комплексной экспериментальной методики рекомендуется руководствоваться как общими и методическими принципами системы физического воспитания, так и специфическими принципами обучения и воспитания дошкольников. Они представляют собой ряд правил, которые необходимо реализовывать в ходе всех предложенных методикой форм работы с дошкольниками, потому что без этого невозможно эффективно решать поставленные задачи [8]

Одним из главных принципов в физическом воспитании дошкольников является принцип доступности и индивидуализации. В физическом воспитании он означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся. При реализации этого принципа должна учитываться готовность детей к обучению, и определяется мера доступности заданий. Доступность задач, средств и методов физического воспитания определяется факторами, их условно можно соединить в группы.

    К первой группе относятся факторы, характеризующие общие особенности данного контингента занимающихся. Ко второй - индивидуальные особенности каждого занимающегося.

    Третья группа возникает в связи с динамикой общих и индивидуальных изменений в процессе физического воспитания.

    Поэтому перед началом тренировочных занятий ребенок проходит тщательную диагностику, в ходе которой выявляется его уровень доступности.  Затем на занятиях ребенок выполняет ту нагрузку, которая для него является приемлемой.

    А.Ю.Журавлева, пишет, что важной составляющей обучения является также проведение занятий в малых группах. Регулярное посещение занятий приводит к выработке положительных стереотипов, дети хорошо запоминают чередование частей урока, что позволяет с минимальными остановками проходить наиболее утомительные упражнения. Дети начинают выполнять задания по словесной команде, что свидетельствует о более высокой организации движений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1 В дошкольном возрасте осуществляются общие задачи физического воспитания: оздоровительные, образовательные и воспитательные.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи очень тесно взаимосвязаны между собой. Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен строится так, чтобы одновременно решались все перечисленные задачи. Только в этом случае ребёнок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего развития, не только физического, но и духовного.

2 На третьем году под воздействием воспитания и обучения у ребенка качественно совершенствуются навыки бросания, ловли, ползания, лазания, подготовительные к прыжкам движения, к концу этого возраста ребенок овладевает прыжками с движением вперед. К трем годам он не только овладевает почти всеми основными движениями, но и начинает применять их в повседневной жизни. К четвертому году жизни завершается анатомическое созревание всей моторной системы ребенка. Четырехлетний ребенок легко бегает, прыгает на одной ноге. У него прочно выработан механизм координации различных движений и поддержания равновесия. К пяти годам жизни значительно увеличивается мышечная масса, особенно нижних конечностей, возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети еще не способны к значительным мышечным напряжениям и длительным физическим нагрузкам. К шести-семи годам в основном завершается формирование ткани легких и дыхательных путей. Забота о физическом воспитании должна начинаться с создания благоприятного эмоционального микроклимата, обеспечения четко установленного режима дня, правильного питания, систематического закаливания, широкого использования физических упражнений в жизни детей.

3 К числу основных средств физического воспитания детей и дошкольного возраста относятся физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата. В качестве факторов, оптимизирующих воздействия физических упражнений на организм ребенка, широко используются оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы.

   К формам организации физического воспитания детей относятся: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия

(утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры) и повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, прогулки).

4 В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной

двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод, словесный метод, наглядный метод и т.д.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Банникова, Т.А. Физкультурная тренировка старших дошкольников: Проблемы и решения Текст. / Т.А.Банникова, В.П.Стрельцов

//Актуальные вопросы Физической культуры и спорта. — Краснодар. -2002. -

2 Безруких, М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) Учебное пособие. — М.: Академия, 2002. — 416

3 Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях учебное пособие для вузов: учебное пособие для вузов / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; под ред. С.А. Козловой. - Москва: Академия,  

4 Журавлева, А.Ю. Комплексная методика обучения дошкольников 3-6 лет основам тенниса: диссертация ... кандидата педагогических наук: /А.Ю.Журавлева.- М., 2014.- 150 с.

5 Дворкина, Н. И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет: Дис. ... канд. пед. / Н.И. Дворкина.-

6 Ивасёва, О. В. Дифференцированная физическая подготовка детей 4-6 лет: Дис....канд.пед.наук/ О.В. Ивасева .- Краснодар, 2006.- 186 с.

7 Корепанова, М.В. Педагогика дошкольного детства. Учебное пособие по дошкольной педагогике для слушателей курсов повышения квалификации. —

8 Котелевская, А. В. Методика развития физических качеств детей 3-6 лет с использованием тренировочных устройств: дисс. ... канд. Пед. наук: /А.В.Котелевская.- Хабаровск, 2010.- 189 с.

9 Магомедов, Р.Р. Азбука физической культуры для детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011. – 90 с.

10 Парамонова, М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста в педагогическом наследии Е.А. Аркина: автореф. дис. ... канд. пед. /Парамонова М. Ю..- М., 2011.- 20 с.

11 Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.

12 Тоцкая, Е. Н. Направленное воздействие подвижных игр на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста : дис ...канд. пед.наук / Е.Н.Тоцкая.- Волгоград, 2011.- 177 с.

13 Филиппова С. О. Физическая культура в системе образования дошкольников: монография. – СПб., 2002. – 336 с.

14 Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. -2-е

изд.,исир.идоп. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

15 Шебеко, В.Н. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры: дис. ... доктор. Пед. наук /

В.Н.Шебеко.- М., 2011.- 319 с.

 

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.