Методика обучения специфичным техническим действиям у тайбоксеров на этапе начальной спортивной подготовки. Часть 1.

Содержание

Введение

Глава 1. Формы и методы обучения. Общие понятия технической подготовки спортсменов в единоборствах

1.1 Методические приемы обучения и организация занимающихся на занятиях тайским боксом

1.2 Методы создания представления о выполняемом движении

1.3 Анализ, ошибки и оценки выполнения техники движений

1.4 Техническая подготовка спортсменов в единоборствах

1.5 Требования к технике

1.6 Техника соревновательной деятельности

1.7 Классификация техники в тайском боксе

1.8 Классификация защит и ударов в тайском боксе

1.9 Специфические технические действия в тайском боксе 

Глава 2. Организация и методы исследования

2.1. Методы исследования

2.2. Организация исследования

2.3. Экспериментальное обоснование обучения специфичной технике тайского бокса

2.4. Обработка результатов полученных в ходе эксперимента

Выводы

Литература

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тайский бокс или муай тай — боевое искусство Таиланда, произошедшее из древнего тайского боевого искусства муай боран и схожее с другими индокитайскими боевыми искусствами такими как прадал серэй (Камбоджа), томой (Малайзия), лэхвей (Мьянма) и муай лао (Лаос). Термин «муай» исходит от санскритского мавья и тай, в переводе означая «поединок свободных» или «свободный бой».

 В современном муай тай можно наносить удары кулаками, ступнями, голенями, локтями и коленями — из-за этого муай тай называют «боем восьми конечностей». От карате или ушу муай тай отличает отсутствие формальных комплексов (ката, таолу), их заменяют базовые связки из двух-трех ударов, спарринг и работа на «лапах» и мешках.

У себя на родине муай тай стал популярным ещё в XVI веке, но мировую известность этот вид спорта приобрёл только во второй половине XX века после того, как тайские бойцы одержали ряд впечатляющих побед над представителями других единоборств. Сегодня муай тай по-прежнему обладает огромной популярностью в Таиланде, где существует даже праздник — «день национального бокса Муай Тай». За пределами Таиланда популярность тайского бокса продолжает расти, во многом благодаря развитию смешанных боевых искусств, интенсивно применяющих муай тай для боя в стойке[1].

Технику тайского бокса для ведения поединка в стойке изучают бойцы таких профессиональных видов спорта как, кик-боксинг версии К-1, и смешанных стилей версий: М1, ММА, UFSPRIDE.

 Для наибольшего развития тайского бокса в мире, потребовалась гуманизация правил, создалась всемирная федерация любительского тайского бокса, где ужесточились требования к правилам, и защитной экипировки. Вследствие чего снизился нокаутирующий и травмирующий эффект, как следствие возросли требования к технической и тактической подготовке. Так же, во время поединков, начали дополнительно оценивать тайский стиль боксирования, из-за чего при равном счёте выигрывает боец наиболее лучше владеющий специфической техникой тайского бокса[2].

 Актуальность методики обучения специфическим техническим действиям у тайбоксёров на этапе начальной спортивной подготовки: заключается в возрастании требований к специфическим техническим действиям тайского бокса, в следствии гуманизации правил тайского бокса и приоритета оценивания «тайского» стиля ведения поединка. Так же Таиландские методики не рациональны для применения в России из-за социальных различий.

 Цель работы: экспериментальное обоснование методики обучения специфичным техническим действиям тайбоксёров на этапе начальной спортивной подготовки.

 Объект исследования: учебно-тренировочный процесс тайбоксёров.

 Предмет исследования: методика обучения специфическим двигательным действиям у тайбоксёров на этапе начальной спортивной подготовки.

 Задачи педагогического эксперимента:

1. На основе анализа литературных источников рассмотреть общую характеристику процесса обучения техническим действиям в единоборствах, рассмотреть технику в тайском боксе и выявить специфичные технические действия.

2. Разработать методику обучения специфическим техническим действиям у тайбоксёров на этапе начальной спортивной подготовки.

3. Экспериментально – опытным путём проверить эффективность методики обучения специфичным техническим действиям у тайбоксёров на этапе начальной спортивной подготовки.

 Гипотеза: мы предположили, что разработанная нами методика сформирует специфичную технику выполнения технических действий, повысит скорость обучения владению техническими действиям у тайбоксёров за счёт внедрения в тренировочный процесс специфические подготовительные упражнения.

 Практическая значимость: данная методика даст возможность тренерам применять разработанный комплекс упражнений в учебно-тренировочном процессе с тайбоксёрами. А так же тренерам следующих видов спорта: кик-боксинг (фул-контакт лоу-кик и К-1), рукопашный бой, кудо, смешанных единоборств (М-1, ММА, UFCPRIDE).

 

 Глава 1. Формы и методы обучения. Общие понятия технической подготовки спортсменов в единоборствах. 

1.1 Методические приемы обучения и организация занимающихся на занятиях тайским боксом

Основными положениями занимающиеся овладевают в одно шереножном строю под общую команду тренера. Это обусловлено тем, что тренер должен видеть одновременно всех занимающихся, а тем, в свою очередь, ни что не должно мешать. Если занимающихся достаточно много, то они могут быть размещены и  две, и три шеренги, но при этом, фронтом обращены к тренеру.  Такая организация  будет продолжаться до тех пор, пока занимающиеся не перейдут к изучению ударов в атакующей форме стоя на месте и защитам от них подставками, т.е. состоится знакомство с дистанциями.  Это упражнение будет выполняться уже в двух шереножном строю, лицом друг к другу, под общую команду тренера.  Занимающиеся условно будут делиться на первых и вторых номеров и поочередно выполнять удары и защиты.  В дальнейшем они  будут  обучаться  этим же ударам, но с шагом вперед и  защите шагом назад. Так они познакомятся с дальней дистанцией. После этого можно переходить к  закреплению пройденного материала в парах, свободно двигаясь по залу. При этом, упражнение продолжают выполнять последовательно, т.е. один атакует, другой защищается[3].

В дальнейшем, когда занимающиеся будут одновременно выполнять упражнения  в  ударах  и  защитах,  такое  упражнение  будет   называться условными боями. Условные бои  выполняются с узким и широким заданием. Если условности (задания) отсутствуют, то это уже вольные бои. Вольные бои выполняются одновременно всеми занимающимися[3,4].

Спарринги отличаются от вольных боев большей психологической напряженностью, т.к. проводятся  последовательно, отдельно для каждой  пары  и в ринге. На спаррингах проверяется степень подготовленности тайбоксеров и  выявляются сильнейшие.

Отдельной строкой в списке методических приемов идет работа с тренером на «лапах», тайских пэдах и боксерских снарядах. Самостоятельная отработка элементов техники занимающимися  в условиях отсутствия партнера, а также развитие необходимых физических качеств, идет на снарядах. Для подбора спортсмену индивидуальной техники, совершенствования отдельных  элементов и целых связок, развития физических качеств, применяются боксерские «лапы» и тайские пэды[5].

 

1.2 Методы создания представления о выполняемом движении

Существуют два основных метода: вербальный (словесный) и наглядный. Тренер рассказывает занимающимся об упражнении, которое им предстоит выполнять, заостряет внимание на основных  положениях, поясняет детали и обращает внимание на возможные ошибки. При этом  придает выразительность своему рассказу мимикой и пантомимикой.  Но, как гласит народная мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Наглядность находит свое выражение в непосредственном показе упражнения тренером или ведущим спортсменом, или же в (опосредованном) показе различных графиков, таблиц, схем  выполнения упражнения. Опосредованная форма наглядности  приобретает большее значение в дальнейшем, при обучении  спортсменов высокой квалификации.

П.Ф. Лесгафт считал, что при  показе,  занимающиеся слепо,  бессознательно  копируют упражнение, что отрицательно сказывается на обучении.  Вместе с тем, китайский  оперный  театр, имеющий вековые традиции  обучения движениям, построен полностью на подражании ученика учителю, да и дальнейшее развитие теории и методики физического воспитания опровергло данное умозаключение, которое вместе с тем не   лишено  оснований[6].

 

1.3 Анализ, ошибки и оценки выполнения техники движений

Существует много видов и разновидностей анализа, остановимся на двух наиболее известных: субъективный и объективный. Если движение можно измерить в объективных величинах (например, скорость бега, время отталкивания и т. п.), то это — объективный анализ. Если вместо объективных данных мы даем или получаем абстрактную информацию (резко — плавно, высоко — низко, оценки судей и т.п.), которая не подтверждается никакими количественными параметрами, а оценивается чисто субъективно, т.е. дается субъективная характеристика движения — это субъективный анализ[7].

В большинстве случаев тренер, преподаватель применяет субъективный анализ, в настоящее время объективный анализ применяется в научно-исследовательской деятельности или на уровне сборных команд страны.

Говоря о субъективном анализе, надо отметить, что изменения движения на 0,1 с и меньше уловить человеческому глазу без соответствующих приборов невозможно. Легче уловить изменение направления движения, а не скорость или ускорение, тем более мышечные усилия. Поэтому при анализе движений тренер концентрирует свое внимание не на движениях, а на изменениях направлений движений, на позах в определенный момент времени[8].

Преподаватель знает, какие правильные позы в этих моментах и запоминает отклонения от правильных поз. Например, в прыжках в длину с разбега, в момент постановки толчковой ноги, нога должна быть выпрямлена и составлять с корпусом тела одну линию, голова должна держаться ровно, подбородок приподнят вверх, постановка ноги — на полную стопу, недалеко от проекции ОЦМ и т. п. Все отклонения от этой позы — ошибки. Зрительно преподаватель как бы накладывает эталон поз на сами позы и запоминает отклонения. Такой уровень наблюдений и анализа за техникой движений формируется годами. Стать мастером анализа техники движений непросто. Для этого необходимо иметь большой объем знаний по технике движений, способность к выделению фрагментарных кусков техники и количество самых разнообразных наблюдений с выявлением отклонений от эталона движений[9].

Большое значение в анализе движений имеет классификация ошибок, их точное определение по характеру и структуре. Невозможно одно и то же движение повторить дважды с одинаковой точностью, какие-то изменения будут или во внешней структуре, или во внутреннем механизме.

Рассматривая ошибки в двигательных действиях, их можно классифицировать следующим образом (по Б. А. Ашмарину):

– в конкретных двигательных действиях (движение прямых рук в беге) и общие (неправильное положение тела при любом виде бега или ходьбы);

– частные и комплексные. Частные ошибки встречаются редко, по крайней мере, в первой фазе формирования двигательного навыка. Такие ошибки, если они не слишком грубые, не являются большим препятствием в обучении. Обычно наблюдаются комплексные двигательные ошибки. Движения, составляющие двигательное действие, имеют причинно-следственную связь. Поэтому ошибки взаимообусловлены, одна влечет за собой другую. Например, высоко поднятая голова при низком старте вызовет резкое поднимание туловища в первых шагах стартового разгона;

– автоматизированные и неавтоматизированные.

 Неавтоматизированные ошибки чаще всего наблюдаются в начальном периоде обучения. Устранение их при правильной методике обучения не представляет больших трудностей. Автоматизированные ошибки возникают в результате многократного повторения неправильных движений. Такие ошибки имеют стойкий характер и с большим трудом поддаются устранению;

– существенные и незначительные. Существенными (грубыми) считаются ошибки, искажающие основу техники двигательного действия (например, сгибание опорной ноги в коленном суставе автоматически приведет к появлению фазы полета в спортивной ходьбе). Незначительные, мелкие ошибки характерны для отдельных частей двигательного действия (например, руки, слишком сильно согнутые в локтевых суставах или слишком сильно выпрямленные в спортивной ходьбе, не нарушают основу двигательного акта);

– типичные и нетипичные. Некоторые ошибки встречаются чаще всего, имеют типичный массовый характер (например, опускание локтя толчковой руки при толкании ядра). Появление таких ошибок можно предугадать, и заранее определить упражнения, позволяющие не допустить их. Нетипичные — чисто индивидуальные, самые несуразные, нелепые ошибки;

– прямые и косвенные. Прямые ошибки возникают в одном движении, и их устранение можно локализовать (неправильную работу рук в беге можно устранить на месте, без бега). Косвенные ошибки возникают в других движениях и вызывают ошибки в последующих (отведение ядра от плеча вызовет бросок)[10].

Зная, какие ошибки существуют, легче понять причину их возникновения и подобрать средства для их исправления. Причинами возникновения двигательных ошибок может быть любое нарушение принципов, правил организации и условий процесса обучения.

Наиболее типичными будут следующие причины: 1) неправильное понимание учеником задач обучения; 2) несовершенство подбора средств решения задач обучения, в том числе несоответствие задач физическому развитию ученика; 3) боязнь выполнять сложные по технике движения; 4) отрицательный перенос двигательных навыков; 5) обучение на фоне развивающегося утомления; 6) несоответствие мест занятий, инвентаря и оборудования педагогическим требованиям.

Зная типичные причины возникновения ошибок в движениях, можно предусмотреть ряд мер, предупреждающих их появление. Среди этих мер можно выделить наиболее значимые: 1) добиваться, чтобы ученики правильно поняли общую задачу упражнения, его функциональный смысл; фиксировать их внимание на решении этой задачи, а не на возможных препятствиях (прыжки в высоту зависят от техники прыжков, а не от высоты); 2) проверять понимание техники выполняемого упражнения самими учащимися (самоанализ действия); 3) предлагать для разучивания техники движений доступный учебный материал; 4) настаивать на тщательном выполнении упражнения, вызывать желание не допускать ошибок, особенно при первом повторении; 5) соблюдать оптимальное соотношение между быстротой движений и правильным их исполнением; 6) заканчивать занятия только удачными попытками, безошибочными действиями[11].

Правильный подбор методики обучения, правильная постановка двигательных задач и соблюдение правил обучения и профилактика ошибок — залог успешного овладения техническими действиями учеников.

В легкой атлетике все целостные двигательные действия поддаются объективному измерению по основным параметрам. Хотя в спортивной ходьбе оценка самого стиля ходьбы может оказать существенное влияние на спортивный результат. Здесь у судьи по стилю ходьбы должно быть четкое представление техники движений и соответствующих правил соревнований. Судья должен оценивать с трех позиций: 1) есть нарушения; 2) нет нарушений; 3) не могу точно определить. Первые две позиции не обсуждаются — или есть ошибки, или их нет, третья позиция подвергается сомнению, и если нет единого мнения в бригаде судей по стилю, то решение всегда должно быть в пользу спортсмена.

Преподавателю приходится оценивать технику движений в процессе занятий, и оценку он дает чисто субъективную, хотя к объективной ее может приблизить оценка экспертов. Например, вся группа может оценивать одного, но при этом эксперты должны сами хорошо разбираться в оцениваемой технике движений, это можно применять на этапе совершенствования двигательного навыка[12].

Оценивая ту или иную технику движений, эксперт, прежде всего, исходит из своих знаний и понятий. Для простоты оценки можно исходить из трехбалльной системы, пятибалльная система сложнее, как определить нюансы между «4» и «5», «2» и «3» и т.д. В трехбалльной системе проще: 1 балл — плохо владеет техникой, 2 балла — хорошо владеет техникой, 3 балла — в совершенстве владеет техникой движений. Какие критерии оценок в этой системе:

1 балл — грубые 2—3 ошибки, не влекущие за собой потери функциональной направленности движения (т.е. цель движения достигается, несмотря на ошибки, например, взятие высоты в прыжках);

2 балла — мелкие ошибки, не влияющие на само движение, неустойчивость двигательного навыка, не может повторить несколько раз подряд правильное движение;

3 балла — устойчивый двигательный навык, небольшое число мелких ошибок, стабильное выполнение техники движений в меняющихся ситуациях и условиях;

0 баллов — отказ от выполнения упражнения, выполнение части действия, нет структурных связей между элементами действия[13].

 

1.4 Техническая подготовка спортсменов в единоборствах

При изучении материала мы нашли понятие спортивной техники (техники вида спорта), которое не могли обойти вниманием, так как на нём основывается и техническая подготовка.

Под спортивной техникой (техникой вида спорта) следует понимать совокупность приёмов и действий, обеспечивающих наиболее эффективное решение двигательных задач, обусловленных спецификой конкретного вида спорта, его дисциплины, вида соревнований. Специализированные положения и движения спортсменов, отличающиеся характерной двигательной структурой, но взятые вне соревновательной ситуации, называются приёмами. Приём или несколько приёмов, применяемых для решения определённой тактической задачи, являются действием[14].

 Из рассматриваемых определений технической подготовки мы считаем наиболее точным у Матвеева Л. П.: «технической подготовкой» спортсмена называют обучение его технике действий, выполняемых в состязании или служащих средствами тренировки, и доведение сформированной техники до необходимой степени совершенства. Тогда как Холодов Ж. К. не различает понятий техническая подготовка и подготовленность. Техническая подготовленность – степень освоения спортсменом системы движений, соответствующей особенностям данного вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов.

 Условно различают общую техническую и специальную спортивно-техническую подготовку.

 Задачи общей технической подготовки заключаются в расширении фонда двигательных умений и навыков (школы движений), а также в воспитании двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта. В процессе общей подготовки широко используется эффект положительного переноса навыков: навыки, формируемые в ней входят – обычно в преобразованном виде – в состав образующихся на их основе специфических спортивных навыков и содействуют их совершенствованию (как, например, ряд гимнастических навыков при формировании навыков прыжка с шестом, прыжков в воду, фигурного катания на коньках). Общая техническая подготовка спортсмена включает также обучение технике упражнений, привлекаемых в качестве средств физической полготовки (поскольку раньше, чем использовать то или иное упражнение как средство воспитания физических качеств, надо научиться технически правильно его выполнять)[15].

 Центральная задача в специальной технической подготовке – обеспечить формирование таких навыков выполнения соревновательных действий, которые позволили бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в состязаниях, а также неуклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетних занятий спортом. Решение этой центральной задачи предполагает последовательное решение ряда поэтапных задач: познание основ спортивной техники; моделирование её индивидуализированных форм, соответствующих наличным возможностям спортсмена; формирование двигательных умений и навыков, позволяющих участвовать в текущих соревнованиях; последующее преобразование или обновление форм техники в соответствии с возросшими возможностями спортсмена; создание на достаточно высоких ступенях овладения мастерством принципиально новых вариантов спортивной техники, в том числе не применявшихся ранее; доведение их до возможно высокой степени совершенства[16].

 По степени освоения приёмов и действий техническая подготовленность характеризуется тремя уровнями:

1. Наличием двигательных представлений о приёмах и действиях и попыток их выполнения.

2. Формированием двигательного умения

3.  Образованием двигательного навыка[16].

 Способность к созданию отчётливых представлений о движениях является важным фактором, обуславливающим как эффективность технического совершенствования, так и реализацию освоенных умений и навыков.

Двигательное умение – это способность выполнять двигательные действия на основе определённых знаний о его технике, наличия соответствующих двигательных предпосылок при значительной концентрации внимания занимающихся построить заданную схему движений. В процессе становления двигательных умений происходит поиск оптимального варианта движения при ведущей роли сознания. Многократное повторение двигательных действий приводит к постепенной автоматизации движений, и двигательное умение переходит в навык, характеризующийся такой степенью владения техникой, при которой управление движениями происходит, автоматизировано, а действия отличаются высокой надёжностью[17].

Часть 2. 

Часть 3.

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.