Гибкость и пауэрлифтинг, часть 2.

 

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1 методы научного исследования.

· Анализ научно-методической литературы.

· Педагогическое тестирование.

· Педагогический эксперимент.

· Методы математической статистики.

Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки. Каждая наука имеет свои методы исследования явлений. К основным, наиболее распространенным методам в психологии и педагоге относятся: наблюдение, опрос, эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности, анализ литературных источников.

Метод наблюдения определяется как один из способов познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии веществ и явлений при помощи органов чувств. Основная функция наблюдения состоит в избирательном приеме сведений об изучаемом процессе, объекте. Наблюдение представляет собой живое созерцание, связанное с мышлением.

Сущность этого метода состоит в том, что в сознании исследователя отображаются и фиксируются изменения изучаемого объекта, его количественно-качественные структурные и векторные перемены. Накапливаются конкретные факты для последующего осмысления, для сопоставления с итогами применения других методов при изучении того же объекта.

Как инструмент познания педагогического процесса наблюдение эффективно при условии, когда оно используется в связи с другими методами, по отношению к которым наблюдение может быть самостоятельным и может выступать как их составная часть [28].

Наблюдение проводится обычно в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. В нашем случае мы наблюдали за юношами 12-13 лет, занимающимися пауэрлифтингом, во время тренировки в зале пауэрлифтинга в течение 3 дней.

Целью педагогического наблюдения в нашем исследовании было изучение самостоятельной работы спортсменов на тренировке над гибкостью. Во время разминки юноши выделяют гибкости около 3 минут, используя 2-3 упражнения. Отметим, в литературных источниках написано, что при тренировке гибкости следует использовать широкий арсенал упражнений, воздействующих на подвижность всех основных суставов, поскольку не наблюдается положительный перенос тренировок подвижности одних суставов на другие [43]. После окончания основной части тренировочного занятия, юноши самостоятельно не работают над своей гибкостью, только по принуждению тренера. Используют так же, как и на разминке, 2-3 упражнения. При этом они не проявляют особого интереса к выполнению этих упражнений, невнимательны, не заостряют внимания на качество выполнения.

С целью повышения надежности результатов наблюдения нами были привлечены в качестве помощников ведущие спортсмены Красноярского края Гладких С. и Лазарев А.

Мы использовали метод внешнего наблюдения (наблюдение со стороны).

После нашего наблюдения мы сделали вывод, что спортсмены очень мало выделяют времени для развития гибкости. Из этого следует, что тренировочная деятельность на низком уровне.

Применение метода педагогического тестирования позволяет определить состояние тренированности у занимающихся, уровень развития физических качеств, позволяет, в конечном итоге, судить об эффективности учебно-тренировочного процесса. Мы использовали этот метод для определения уровня развития гибкости у занимающихся контрольной и экспериментальной групп.

С целью проверки эффективности нашей методики мы также использовали соревновательный метод, анализируя выступления экспериментальной и контрольной групп в соревновательной форме в декабре и марте.

Педагогический эксперимент – это специально организуемое исследование, проводимое с целью определения эффективности применения методов, средств, форм, приемов и нового содержания обучения и тренировки. Эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, активную роль, в котором должно играть проверяемое нововведение. Основным мотивом педагогического эксперимента является введение усовершенствований, повышающих качество учебно-тренировочного процесса.

В зависимости от направленности, можно выделить независимый и сравнительный эксперимент. Независимый эксперимент проводится на основе изучения линейной цепи ряда экспериментальных групп без сравнения их с контрольными. При сравнительном эксперименте работа в одной группе проводится с применением новой методики, в другой – по общепринятой или иной, чем в экспериментальной группе. В этом случае ставится задача выявления наибольшей эффективности одной из методик.

В зависимости от схемы построения, эксперимент может быть прямым, перекрестным и многофакторным. Наиболее простым является прямой эксперимент, когда занятия в контрольных и экспериментальных группах проводятся параллельно и после проведения серий занятий определяется результативность изучаемых факторов.[50]

В нашем исследовании был использован прямой сравнительный педагогический эксперимент, проводимый в уравниваемых условиях.

Метод математической статистики в сфере физической культуры и спорта служит для оценки результатов педагогического воздействия на занимающихся (Ю.Д. Железняк, В.С. Иванов). С помощью этого метода мы определяли эффективность разработанной методики. В работе мы использовали формулу для определения достоверности различий с использованием t-критерия Стьюдента:

Глава III. Результаты исследования и их обсуждение.

3.1 Обосновать зависимость гибкости позвоночного столба от показателей в жиме лежа

Зависимость гибкости от результата зависит от того на сколько спортсмен прогибается лежа на жимовой лавке. Тем самым, чем выше мост спортсмена, тем экономичней будет движение штанги от основного положения до груди, а значит, результат будет выше. Это объясняется тем, что при высоком мосте в работу включаются самая сильная, нижняя часть грудной мышцы.

Мы провели корреляционный анализ Браве Пирсона у группы спортсменов спортивного совершенствования. Замерили высоту прогиба моста от жимовой лавки до высокой точки позвоночного столба и указали результат в жиме лежа. Полученные показатели взаимосвязи указаны в таблице.

Весовая категория

Показатели моста (см)

Результат (кг)

Зависимость м/у показателями моста и результата

Показатели взаимосвязи

56

8

130

0.73

Сильная

60

9

150

0.75

Сильная

67.5

10

180

0.77

Сильная

75

10

200

0.80

Сильная

82.5

9

215

0.70

Средняя

90

7

240

0.69

Средняя

100

6

250

0.65

Средняя

110

6

260

0.63

Средняя

3.2 Методика развития гибкости на начальном этапе подготовки у юношей 12-13 лет в пауэрлифтинге.

Метод совмещенного развития силы и гибкости. Особое внимание на растягивание мышц и связок необходимо обращать при выполнении силовых упражнений, учитывая возможный их отрицательный эффект на гибкость. Нежелательное снижение сократительной способности мышц от силовых упражнений можно преодолеть тремя методическими приемами:

4. Последовательное использование упражнений на силу и гибкость. Здесь возможна как прямая последовательность применения комплекса упражнений (сила + гибкость), так и обратная (гибкость + сила). В первом случае под влиянием выполнения серии силовых упражнений подвижность в работающих суставах постепенно уменьшается на 20-25%, а после выполнения комплекса упражнений на растягивание – возрастает на 50-70% от сниженного уровня.

Обратная последовательность упражнений является более предпочтительной при необходимости выполнения силовых упражнений с максимальной амплитудой движений, но силовые возможности заметно снизятся.

5. поочередное применение упражнений на силу и гибкость (сила + гибкость + сила + …) в течении одного тренировочного занятия. При таком варианте построения занятия происходит ступенчатообразное изменение подвижности работающих звеньев тела. После каждого силового упражнения гибкость уменьшается, а после растягивания – вновь возрастает с общей тенденцией на ее увеличение к концу занятия до 30-35 % от начального уровня.

6. одновременное развитие силы и гибкости в процессе выполнения силовых упражнений.

При сильном утомлении после больших объемов нагрузок технической, силовой, скоростно-силовой направленности рекомендуется использовать «пассивные» динамические упражнения на растягивание. Это вызвано тем, что в условиях сильного мышечного утомления такие упражнения не только более эффективны, но и менее травматичны. Комплексы пассивных упражнений лучше всего применять в конце основной или в заключительной частях занятия, а так же в форме отдельной «восстановительной» тренировки. После большого объема тренировочной нагрузки на выносливость, например после длительного или темпового кросса, большого объема повторной или интервальной работы на отрезках, лучше всего выполнять 5-6 легких активных динамических упражнений на растягивание, соблюдая при этом осторожность, чтобы не травмировать утомление мышцы.

Вместе с тем замечено, что даже после интенсивной разминки с применением преимущественно динамических упражнений, несмотря на повышение температуры мышц и общее увеличение амплитуды движений, связки не всегда бывают подготовлены предельной по размаху движений скоростно-силовой работе. Поэтому иногда более высокий эффект достигается при построении разминки на основе статических упражнений на растягивание. Такая разминка рекомендуется при совершенствовании приемов рукопашного боя.

Необходимо помнить, что растягиваться можно лишь после хорошей разминки и при этом не должно быть сильных болевых ощущений.

Комплекс упражнений для развития силы и гибкости:

1. И.П. – стоя, руки в стороны, взять рукоятки блочных устройств хватом сверху: приведение-отведение рук.
2. И.П. – сидя на скамье, руки назад, захватить рукоятку блочного устройства хватом сверху: сгибание-разгибание в плечевых суставах выпрямленных рук.
3. И.П. – упор сзади на скамье: сгибание-разгибание рук.
4. И.П. – в упоре на брусьях: сгибание-разгибание рук с отягощением на поясе, стараясь плечами касаться жердей.
5. И.П. – в висе на перекладине: выкрут назад.
6. И.П. – лежа спиной на узкой скамье, вдоль позвоночника положить туго скатанный поролоновый валик: разведение-сведение рук с гантелями.
7. И.П. – сидя поперек гимнастического коня (или высокой скамьи), ноги закреплены: наклоны туловища назад с отягощением за головой.
8. И.П. – лежа на бедрах поперек гимнастического коня лицом вниз, ноги закреплены: выпрямление туловища с отягощением за головой.
9. И.П. – в выпаде одной ногой вперед со штангой на плечах: пружинящие приседания в выпаде.
10. И.П. – в выпаде одной ногой в сторону, со штангой на плечах: пружинящие приседания в выпаде в сторону.
11. И.П. – стоя со штангой на плечах: глубокие приседания.[48,50]

Список литературы

  1. Абрамова, Н.Ю., Дубинин В.И. Круговая тренировка в тренажёрном зале для новичков //Атлетизм на рубеже веков: Сб. научных трудов / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.- СПб., 2001. С. 91-98.
  2. Агеевец, В.У. От курсов П.Ф.Лесгафта до академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта /В.У. А4. Барабанов, А. Особенности атлетических тренировок катаболической направленности /А. Барабанов //Санкт-Петербург родина отечественного атлетизма: Международный сб.научно-метод. трудов / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.- СПб., 2004. - С. 41-43.
  3. Барабанов, А. Содержание атлетических тренировок анаболической направленности 7 А.Барабанов, П.В. Перов //Санкт-Петербург родина отечественного атлетизма: Международный сб.научно-метод. трудов / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.- СПб., 2004. - С. 40-41.
  4. Березнер, Е. "Стриптиз" по-качковски /Е. Березнер //Культура тела. 2002. -№4. - С. 14-16.
  5. Березнер, Е. Игорь Сенин, Анатолий Шамин: "Мы о многом мечтаем и многое хотим" /Е. Березнер //Культура тела. 2002. - №10. - С.48-51.геевец. СПб.: Олимп-СПб, 2004. - 224 с.
  6. Борейше, Т.Н. Динамика уровня невротизации старшеклассников в процессе занятий рекреационными силовыми упражнениями /Т.Н. Борейше // Сб.научн.трудов / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.- СПб., 2000. С. 128-129.
  7. Бурмистров, Д. А. Долгосрочное планирование в бодибилдинге / Д.А.Бурмистров //Санкт-Петербург родина отечественного атлетизма: Международный сб.научно-метод. трудов / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.-СПб., 2004. - С. 29-32.
  8. Бурмистров, Д.А. Проблема отбора в атлетических видах спорта / Д.А.Бурмистров, B.C. Степанов //Санкт-Петербург родина отечественного атлетизма: Международный сб.научно-метод. трудов / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.- СПб., 2004. - С. 32-37.
  9. Бурмистров, Д.А. Тренажёры в бодибилдинге / Д.А.Бурмистров, B.C. Степанов //Санкт-Петербург родина отечественного атлетизма: Международный сб.научно-метод. трудов / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.- СПб., 2004. -С. 37-39.
  10. Гагин, Ю.А. Математический минимум и максимум в педагогических исследованиях: Математическое пособие для аспирантов и соискателей /Ю.А. Гагин; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.- СПб., 2004. 88с.
  11. Гомонов, В.Н. Индивидуализация технической и физичекой подготовки спортсменов-гиревиков различной квалификации: Автореф. дис. .канд.пед.наук /В.Н. Гомонов; Смоленск, 2000. - 24с.
  12. Дворкин, JI.C. Силовые единоборства / JI.C. Дворкин. Ростов на Дону, 2001.-286с.
  13. Дворкин, JI.C. Тяжёлая атлетика: учебник для вузов / JI.C. Дворкин. М.: Советский спорт, 2005. - 600с.
  14. Дубинин, В.И. Бодибилдинг России в элите мирового спорта / В.И. Дубинин //Санкт-Петербург родина отечественного атлетизма: Международный сб.научно-метод. трудов / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.- СПб., 2004. -С. 11-12.
  15. Дубинин, В.И. Методика тренировки в фитнесе / В.И. Дубинин, Н.Ю.Абрамова Н.Ю. //Современные проблемы атлетизма: спортивные и рекреационные аспекты: Сб.научн.трудов / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта,-СПб., 2000. С. 59-70.
  16. Ибель, Д.В. Терминология атлетических упражнений в бодибилдинге: учебно-методическое пособие / Д.В. Ибель; СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта.- СПб., 2004.-63с.
  17. Ибель, Д.В. Терминология и классификация атлетических упражнений, применяемых в бодибилдинге: Автореф. дисс. .канд.пед.наук / Д.В. Ибель; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2002. - 25с.
  18. Иванов, И.С. Энциклопедия домашнего атлетизма / И.С. Иванов. М.:И-квадрат, 2001. - 208с.
  19. Иванюженков, Б.В. тактическая подготовка высокоамплитудных бросков: Монография / Б.В. Иванюженков. -М.: Дрофа, 2004. 160с.
  20. Ивченко, Е.А. Взаимосвязь физических и психических нагрузок при занятиях двигательной рекреацией: Автореф. дисс. .канд.пед.наук / Е.А. Ивченко; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2004. - 25с.
  21. Ивченко, Е.В. Современные подходы к построению специальной силовой подготовки синхронисток / Е.В. Ивченко //Современные проблемы атлетизма: спортивные и рекреационные аспекты: Сб.научн.трудов / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.- СПб., 2000. С. 71-74.
  22. Ивченко, Е.В. Специальная силовая подготовка юных пловцов в воде / Е.В.-- ИвченкотУСовременные проблемы атлетизма: спортивные и рекреационные—аспекты: Сб.научн.трудов / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.- СПб., 2000. С. 74-77.
  23. Ивченко, Е.В. Основные направления силовой подготовки в плавании / Е.В. Ивченко //Санкт-Петербург родина отечественного атлетизма: Международный сб.научно-метод. трудов / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.-СПб., 2004.-С. 71-73.
  24. Ивченко, Е.В. Вопросы силовой подготовки в триатлоне / Е.В. Ивченко, А.С. Голев //Современные проблемы атлетизма: спортивные и рекреационные аспекты: Сб.научн.трудов / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.- СПб., 2000. С. 78-80.
  25. Испулова, Р.Н. Силовой фитнесс как средство коррекции здоровья студенческой молодёжи /Р.Н. Испулова //Санкт-Петербург родина отечественного атлетизма: Международный сб.научно-метод. трудов / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.- СПб., 2004. - С. 121-124.
  26. Испулова, Р.Н. Силовой фитнес-тренинг как средство физической рекреации студенческой молодёжи: Автореф. дисс. . .канд.пед.наук / Р.Н. Испуло-ва. СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, СПб., 2005. - 24с.
  27. Катранов А.Г. Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований: Учебно-методическое пособие / А.Г. Катранов, А.В. Самсоно-ва;СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.- СПб., 2004. 132с.
  28. Кеннеди Р. Крутой культуризм / Кеннеди Р. М.: Терра-спорт, 2000. - 224 с.
  29. Курамшин, Ю.Ф. Проблемы интеграции знаний о рекордных достижениях в теории спорта / Ю.Ф. Курамшин //Современные проблемы атлетизма: спортивные и рекреационные аспекты: Сб.научн.трудов / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.- СПб., 2000. С. 5-11.
  30. Лавренко, К. О недостатках недельного планирования / К. Лавренко //Мир силы. 2001. - №1. - С.36-38.
  31. Менхин, А.В. Атлетическая гимнастика: культуризм, атлетизм или бодибилдинг? / А.В. Менхин, А.В., М.А. Лубшев. //hpp://archive.l September. ru/spo/2000.
  32. Мерзлов, Г. Глубже присед, больше тяга / Г.Мерзлов //Мир силы. -2001. №1. - С.27.
  33. Михайлов С. "Скорая помощь" лифтёра / С. Михайлов //Мир силы. -2001. -№1. С.12.
  34. Михайлов, С.С. Биохимические аспекты силовой тренировки / С.С. Михайлов, А.Х. Талибов //Санкт-Петербург родина отечественного атлетизма: Международный сб.научно-метод. трудов / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.- СПб., 2004. - С. 81-87.
  35. Николаев, А.А. "Русский бой", как фактор повышения эффективности спортивной работы и профессиональной подготовки в вузах силовых структур: Автореф. дис. .канд.пед.наук / А.А. Николаев; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта СПб, 2005. - 22с.
  36. Олейник, Е.А. Силовые упражнения и процесс старения / Е.А. Олей-ник Е.А., И.Г. Виноградов И.Г. //Атлетизм на рубеже веков: Сб. научных трудов / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.- СПб., 2001. С. 112-114.
  37. Олимпийская летопись Петербурга: Учебное пособие /Сост. Т.В.Казанкина, С.С.Филиппов. СПб: Вести, 2002. - 344с.
  38. Остапенко, Л.А. Особенности тренировочного процесса в силовом троеборье на этапе отбора и начальной подготовки: Автореф. дис. .канд.пед.наук / Л.А. Остапенко. М.,2002.- 22с.
  39. Перов, П.В. Пути повышения эффективности тренировки в жиме штанги лёжа / П.В. Перов //Санкт-Петербург родина отечественного атлетизма: Международный сб.научно-метод. трудов / СПб ГАФК им. П.Ф. Лес-гафта.- СПб., 2004. - С. 39-40.
  40. Симень, В.П. Пути повышения эффективности технической подготовки гиревиков: Автореф. дис. . канд. пед.наук /В.П. Симень. Омск, 2003. -21с.
  41. Смирнов, Ю.А. Методические указания к тренировочным программам начинающих культуристов / Ю.А. Смирнов //Современные проблемы атлетизма: спортивные и рекреационные аспекты: Сб. научн. Трудов / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.- СПб., 2000. С. 56-59.
  42. Теория и методика здорового образа жизни: Учебное пособие. Ал-маты, 2004. - 320с.
  43. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. «Теория и методика физического воспитания и спорта»: Учебное пособие для студентов высших    учебных заведений. – М.: Издательский центр "Академия», 2000.
  44. Хэтфилд, Ф. Популярные тренировочные системы: можно ли назвать их системами? / Ф. Хэтфилд //Культура тела. 2002. - №10. - С.40-42.
  45. Чикуров А.И., Федоров В.И., Малькина Н.М. «Развитие гибкости»:учеб.-метод. пособие / Красноярск, 2005.
  46. Чикуров А.И., Шумилин А.П. «Развитие гибкости»: Метод. указания к практ. занятиям для студентов всех специальностей. – Красноярск: ГАЦМиЗ., 2002.
Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.