3.1. Организационно-методические указания

Педагог дополнительного образования и тренер-преподаватель учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности обязаны:

            осуществлять дополнительное физкультурное образование (воспитанников) средствами киокусинкай, развивать их разнообразную творческую деятельность;

            перед началом занятий провести тщательный осмотр места проведения занятий, убедиться в исправности спортивного инвентаря, надежности установки и закрепления оборудования;

            соблюдать принципы доступности и последовательности в освоении физических упражнений;

            ознакомить, занимающихся киокусинкай, с правилами техники безопасности;

             при проведении занятий обеспечивать соблюдение правил и норм техники безопасности, охраны труда и противопожарной защиты;

            знать уровень физических возможностей занимающихся (по данным медицинского осмотра) и следить за их состоянием в процессе занятий;

            следить за своевременным предоставлением занимающимися медицинских справок, заверенных подписью врача и печатью;

            комплектовать состав группы обучающихся (воспитанников) и принимать меры по сохранению ее контингента в течение срока обучения;

            обеспечивать педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической целесообразности;

            составлять планы и программы занятий, обеспечивать их выполнение;

            выявлять творческие способности обучающихся (воспитанников), способствовать их развитию, формированию профессиональных интересов и склонностей. Поддерживать одаренных обучающихся (воспитанников);

            организовывать участие обучающихся (воспитанников) в соревнованиях по киокусинкай, а также в других спортивно-массовых мероприятиях на окружном и городском уровне;

            повышать свою профессиональную квалификацию;

            проводить занятия в соответствии с расписанием;

            контролировать приход занимающихся на спортивные сооружения и уход после окончания учебных занятий.

Занимающиеся обязаны:

            приходить на занятия только в дни и часы в соответствии с расписанием;

            находиться на спортивных сооружениях только в присутствии тренера;

            иметь допуск врача;

            сдавать ценные вещи и деньги на хранение дежурному администратору;

            покидать спортивные сооружения не позднее 30 минут после окончания учебных занятий.

 

В программе предусматривается освоение не только объема знаний, двигательных умений и навыков, но и развитие мышления занимающихся на основе формирования умственных действий посредством анализа, синтеза, оценки обстановки, принятия решений из данных наблюдений за действиями противников, а также оценки своих возможностей.

Структурирование учебного материала программы построено по принципу «расширяющейся спирали», благодаря чему одна и та же мыслительная операция отрабатывается на занятиях периодически многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения новыми компонентами, на основе углубленной проработки каждого двигательного действия. При этом мыслительной операцией является акт мышления, благодаря которому решается элементарная задача, неразложимая на более простые компоненты.

Личность одаренного спортсмена характеризуется тем, что в основе ее творческой деятельности лежат мотивы, интересы, потребности, непосредственно связанные с содержанием тренировочной и соревновательной деятельности. Спортивная деятельность, мотивированная на данной основе, позволит воспитаннику успешнее развивать интеллектуально-творческие способности. Однако общеизвестно, что успехов в реализации своих творческих способностей добивается часто не тот спортсмен, который обладает высоким интеллектом и способностью к творческому мышлению, а тот, кто более настойчиво и упорно идет к своей цели.

Поэтому психологические, дидактические, методические и организационные особенности процесса обучения делают интеграцию видов обучения настоящей необходимостью (см. табл. 10).

Для достижения физического и нравственного совершенства необходимо решить три группы задач: образовательных, воспитательных, оздоровительных. Группа образовательных задач состоит из усвоения теоретических и методических основ киокусинкай, овладения двигательной культурой киокусинкай и овладения навыками противоборства с противниками, включая подготовку к соревнованиям (тренировку).

Решение воспитательных задач предусматривает воспитание нравственных, волевых качеств. Оздоровительные задачи позволяют контролировать развитие форм и функций организма, сохранять и укреплять здоровье на основе использования восстановительных и медицинских мероприятий.

На теоретических занятиях воспитанник овладевает историческим опытом и элементами культуры киокусинкай, осваивает методические основы (планирования, методов обучения, тактики), овладевает способами наблюдения, регистрации и обобщения тренировочных и соревновательных данных. Занятия подразделяются на учебные, учебно-тренировочные, тренировочные, контрольные и модельные, а соревнования - на главные, основные, отборочные и контрольные.

На учебных занятиях изучают различные элементы техники и тактики, исправляют ошибки, закрепляют знакомые двигательные действия, знакомятся с новыми ударами, способами защиты, техническими действиями. В тренировочных занятиях многократно повторяют хорошо освоенные элементы техники и тактики, закрепляют их варианты в условиях различного объема и интенсивности их выполнения. Учебно-тренировочные занятия представляют собой тип занятий, объединяющий учебные и тренировочные занятия. В них осваивают новый учебный материал и закрепляют пройденный. Контрольные занятия проводятся с конкретной задачей проверки и оценки подготовленности каратиста по разделам подготовки - технической, тактической, физической, волевой. Модельные занятия предусматривают соответствие содержания занятий с программой предстоящих соревнований, их регламентом и контингентом участников. Занятия по развитию физических и психических качеств состоят из занятий по киокусинкай и занятий по другим видам спорта. Рекреационные занятия характеризуются малым объемом, интенсивностью, а также эмоциональностью - прогулки по лесу, посещение сауны, применение массажа, душа, ванн, использование бассейна, помещения для гигиенического сна.

В практических занятиях очень важное значение имеет разминка. В разминку включают различные упражнения - упражнения для крупных групп мышц, малых групп мышц, а также растирание ушных раковин, носа, области грудино-ключичных сочленений, реберных дуг, суставов рук, ног, мышцы шеи, акробатические упражнения, упражнения с партнером, имитационные упражнения. Тренеру рекомендуется показывать движения в обеих стойках (в левосторонней и в правосторонней), из стандартного положения, при передвижении по татами. Процесс противоборства, занимающиеся, должны почувствовать в первые дни занятий, что закрепит их интерес к киокусинкай.

В первые годы обучения не следует злоупотреблять обучением пассивным защитам. Активная защита изучается на последующих занятиях после освоения удара. При изучении ударной техники следует использовать более мощные средства защиты (накладки, перчатки, шлемы). Это предупредит от возникновения устойчивого чувства страха у юношей. При этом показательные выступления являются хорошим средством для совершенствования сложных и трудных технических действий.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств, планируются с небольшим приростом показателей. Не рекомендуется часто применять упражнения, требующие чрезмерных напряжений.

Культура поведения, доброжелательность старших по отношению к младшим, примеры трудолюбия, скромности, честности играют большую роль в спортивной биографии спортсмена. Одинаковые права и единые требования к занимающимся облегчают построение педагогического обучения киокусинкай.

Интеграция видов обучения позволит в большей мере индивидуализировать подготовку юных каратистов (см. табл. 10).

Таблица 10

Классификация видов обучения

Виды обучения

Действия тренера и спортсмена

1

Сообщающее

1. Тренер сообщает учебную информацию.

2. Каратист слушает, воспринимает, копирует способ действия, выполняет учебное задание.

2

Программированное

1 . Тренер предлагает программу, расчлененный учебный материал по дозам (шагам).

2. Контроль тренера и самоконтроль каратиста. Спортсмен усваивает учебную информацию последовательно, по частям.

3

Проблемное

1 . Тренер ставит проблему, выделяет основные ее части.

2. Тренер заинтересовывает (вскрывает противоречие), каратист формирует побудительные стимулы к решению проблемы.

3. Каратист осознает, понимает проблемную ситуацию, осуществляет поиск ответа, обеспечивает процесс разрешения проблемы, получает результат, усваивает знания, вырабатывает способ их приобретения.

4

Игровое

1. Присвоение ролей субъектов обучения, игровой эксперимент, результат, обсуждение, выводы.

5

Самостоятельное

1 . Спортсмен находит, осознает, творчески преобразовывает, усваивает, применяет, вырабатывает способы формирования умений, использует знания, умения, навыки в практике.

 

1. Тренер готовит конкретный учебный материал для освоения обучающимися в форме:

а) программированных заданий;

б) проблемных заданий;

в) игровых заданий;

г) самостоятельных заданий.

2. Тренер формирует пары обучающихся по признаку форм освоения (например, обучающиеся, выбравшие проблемные задания по данному учебному материалу, объединяются в пару, другие, выбравшие игровые задания - объединяются в другую пару и т.д.).

3. Обучающиеся в парах в процессе освоения учебного материала осуществляют взаимный контроль и взаимную оценку качества освоения (при этом происходит закрепление элементов процесса учения).

4. Рефлексирование результатов освоения учебного материала (рефлексия).

Ознакомление с двигательным действием происходит в соответствии с принципом сознательности и активности с помощью рассказа, объяснения, демонстрации и практического опробования (в целом или по частям), что позволяет выделить и использовать имеющиеся в двигательном опыте спортсмена готовые элементы и подсистемы координации, которые будут служить предпосылкой для построения движения.

Обучение двигательным действиям представляет собой процесс познания системы движений, входящих в состав конкретного действия, и закономерности связей между ними. Это относится как к форме, так и содержанию двигательных действий.

На этапе первоначального обучения двигательному действию ведущими методами являются расчлененное разучивание его отдельных частей и применение систем подводящих упражнений. Целостное воспроизведение движения играет ведущую роль по мере того, как спортсмен овладевает его частями.

На этапе детализированного разучивания применяются формы словесных методов в определенной логической последовательности: разбор, анализ, самоотчет. С целью углубленного осмысления действия используются формы зрительной и двигательной наглядности.

В дальнейшем происходит переход ведущей роли управления движениями к двигательному анализатору и связанное с этим «сужение ведущей афферентации», что затем позволяет исключить зрительный контроль над движением.

На этапе достижения двигательного мастерства происходит совершенствование техники выполнения движения и повышение уровня развития специальных физических качеств.

Таблица 11

 Сроки благоприятных фаз развития двигательных качеств 

Морфофункциональные показатели, физические качества

Возраст, лет

10

11

12

13

14

15

16

17

Рост

 

 

+

+

+

+

 

 

Мышечная масса

 

 

+

+

+

+

 

 

Быстрота

+

+

 

 

 

 

 

 

Скоростно-силовые качества

+

+

+

+

+

 

 

 

Сила

 

 

+

+

+

 

 

 

Выносливость (аэробные возможности)

+

 

 

 

 

+

+

+

Анаэробные возможности

+

+

 

 

 

+

+

+

Гибкость

+

 

 

 

 

 

 

 

Координационные способности

+

+

+

 

 

 

 

 

Равновесие

+

+

+

+

+

 

 

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.