Развитие скоростно-силовых качеств для улучшения эффективности прохождения финишного отрезка у лыжников-гонщиков 13-14 лет, часть 1

 


СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение

1. Характеристика развития сккоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков

1.1. Характеристика лыжного спорта.

1.2 Характеристика скоростно-силовых качеств.

1.3 Средства и методы развития скорости в циклических видах спорта.

1.4. Анатомо-физиологические особенности развития выносливости у лыжников-гонщиков 13-14 лет.

2. Организация и методы исследования.

2.1 Организация исследования.

2.2 Методы исследования.

3. Средства и методы экспериментальной программы развития скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков 13-14 лет.

Список литературы.


ВВЕДЕНИЕ

Мировые современные достижения лыжном спорте сегодня настолько велики, что без систематической подготовки с юных лет нельзя рассчитывать на высокую результативность в зрелом возрасте спортсмена. Подготовка юных лыжников-гонщиков – одна из главных задач подготовки спортивного резерва, поднятия престижа лыжного спорта в стране [42]. Вопросы подготовки юных лыжников-гонщиков в настоящее время являются одними из наиболее актуальных в построении спортивной тренировки. И от того насколько рационально будут решены вопросы тренировки в молодом возрасте, процесс начального становления технического мастерства, уровня развития специальных физических качеств во многом зависит дальнейший рост спортивно-технических результатов.

В лыжном спорте, связанном с продолжительной циклической работой, решающее значение для достижения спортивных результатов имеют высокоразвитые качества общей и специальной выносливости, или, выражаясь научным языком, уровень развития аэробных и анаэробных возможностей организма спортсмена [41]. При недостаточном развитии выносливости немыслим высокий уровень общей и специальной подготовок юных спортсменов-лыжников. За последние годы накопилось много источников литературы по вопросам развития выносливости в циклических видах спорта. Большое внимание в них уделяется и развитию скоростно-силового качества у начинающих лыжников-гонщиков 13-14 лет, поскольку этот возраст считается самым благоприятным для начала занятий лыжным спортом. В этот период подростки могут достигать достаточно высокой тренированности в отдельных видах спорта. Они начинают выступать в соревнованиях. Продолжает оставаться лучшая приспособляемость к скоростным нагрузкам и плохая переносимость длительной, напряжённой работы [20]. Проявляется стремление к сложным видам труда и к занятиям спортом.

Определенная значимость и недостаточная научная разработанность проблемы развития скоростно-силовых качеств в лыжном спорте и методики их развития определяют научную новизну данной работы. Чтобы привлечь зрелищность лыжного спорта и увидеть конкурентность, стали отходить от раздельного старта. Появились финишные спурты, спринт, командный спринт, гонка преследования. И за счет того, у кого спурт сильней, тот и выигрывает. То есть появляются новые требования скоростно-силовой подготовки. И если этот компонент не развивать на начальных этапах, то можно заведомо начать проигрывать на дистанциях. Именно удерживая хороший темп на дистанции и не обладая большими хорошими скрытыми возможностями, проиграть на финише. Поэтому для успешного выступления в соревнованиях очень важны скоростно-силовые качества. Когда технико-тактические действия и общая выносливость спортсменов находятся примерно на одинаковом уровне, выигрывает тот спортсмен, у которого скоростно-силовая подготовленность выше, чем у соперника [6]. А именно, хорошо технически развит верхний плечевой пояс, идет хорошее отталкивание руками и за счет этого дает высокую скорость передвижения, которая играет большую роль в результате спортсмена на финише.

 

1. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

1.1. Характеристика лыжного спорта

В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами – один из самых доступных и массовых видов физической культуры.

Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечнососудистую, дыхательную и нервную [23].

Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности [38].

Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности.

Исключительно велико и воспитательное значение передвижения на лыжах. Во всех видах занятий на лыжах – на уроках, на тренировках, на соревнованиях или просто на прогулках – успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей, что особенно важно, в подготовке юношей к службе в рядах Вооруженных Сил РФ[16].

Лыжный спорт включает в себя лыжные гонки, биатлон, лыжное двоеборье, прыжки на лыжах с трамплина, горнолыжный спорт [33].

А) Лыжные гонки

Лыжные гонки представляют собой передвижение на скорость по местности на определенные дистанции различными способами (ходами, подъемами, спусками, поворотами). Лыжные гонки включены в программу зимних олимпийских игр и первенств мира по лыжному спорту.

Лыжные гонки как вид спорта длительное время не имели установившегося названия. На протяжении более тридцати лет не только в спортивной прессе, но и в официальных документах они назывались по- разному: «плоскостные соревнования на лыжах», «горно-плоскостные» (т.е. на пересеченной местности), «лыжебежные соревнования», «соревнования по ходьбе или бегу на лыжах», «соревнования по лыжному спорту» и т.п.

Техника в лыжных гонках состоит из разнообразных способов передвижения. Выбор способа передвижения и применение его в конкретных условиях рельефа и трассы определяются тактической задачей. Для овладения техническим мастерством необходимо знание основ техники, овладение способами передвижения и умение применять их в соревнованиях [24].

При одних и тех же условиях трения техника передвижения у лыжника изменяется в зависимости от его скорости. Естественно, что скорость увеличивается благодаря более сильным отталкиваниям лыжами и палками. Вариативность техники зависит и от телосложения спортсменов, их функциональных возможностей, связанных с телосложением, от подготовленности лыжников.

Б) Биатлон

Биатлон возник в результате широкого распространения соревнований, связанных с гонками на лыжах и стрельбой. В 1957 г. Международный союз современного пятиборья утвердил статус биатлона на международной арене как самостоятельный вида лыжного спорта. Ежегодно стали разыгрываться личные и командные первенства мира.

Биатлонист должен овладеть всеми способами передвижения на лыжах в том же объеме, в каком ими владеют лыжники-гонщики.

Современная техника передвижения на лыжах с оружием характеризуется четким одноопорным скольжением и энергичным махом ногой вперед до крайнего положения. В попеременных ходах на выполнение основных элементов скользящего шага активно влияют попеременные движения руками [28].

При передвижении с оружием в выполнении этих движений существенных изменений не наблюдается. Однако следует отметить, что толчок биатлонисты начинают под более острым углом (60-70°), так как ремни от винтовки затрудняют движения руками вперед-вверх, и спортсмен несколько меньше, чем при передвижении без оружия, поднимает руку вверх.

1.2. Характеристика скоростно-силовых качеств

Скоростно-силовые качества характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента [48].

Скорость может быть общей и специальной. Развитие общей скорости включено в программу ОФП [34].

Скорость движений, частота и скорость реакции зависят от уровня спортивной техники. Овладение наиболее рациональной формой движений (правильное расположение центра тяжести тела, направление усилий ускорение рычагов, использование инерции и т.д.) позволяет выполнять их быстрее. Но быстрое движение в спорте большей частью выполняется с проявлением большой мышечной силой «взрывной», и быстрой силой.

Взрывная сила – отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время. Взрывная сила характеризуется 2 компонентами: стартовой и ускоряющей силой [10]. Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила – способность мышц к скорости наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения [22].

Специальная подготовка, ее степень определяется уровнем спортивных достижений на основных соревновательных дистанциях. Критерием специальной подготовки в циклических видах спорта является уровень специальной выносливости, то есть способность эффективно выполнять специальные упражнения на соревновательной дистанции в наименьшее время, в отличие от общей выносливости – способности организма противостоять утомлению при выполнении какой-либо работы [18].

В специальной литературе часто выделяют скоростную и скоростно-силовую выносливость. Первая определяется уровнем достижений в субмаксимальной зоне мощности, вторая – меньшим падением скорости с увеличением протяженности дистанции и ее рельефом. В основном эти качества базируются на развитии специальной выносливости у лыжников-гонщиков. Для развития этих качеств в подготовительном периоде используются те или иные специально-подготовительные упражнения. На данный период арсенал специально-подготовительных упражнений для лыжников-гонщиков достаточно разнообразен, и использовать их для юных гонщиков можно очень эффективно [36].

Прежде всего, к специально-подготовительным упражнениям относят бег по пересеченной местности, бег с имитацией лыжных ходов, передвижение на лыжероллерах, роликовых коньках, применение тренажеров (резиновых амортизаторов и станков др.). Специально-подготовительные упражнения включают комплексы специальных круговых, силовых упражнений, способствующих развитию специальных силовых и скоростных качеств.

Специально-подготовительные упражнения в подготовительном периоде способствуют правильному освоению техники, более техничному закреплению лыжных ходов, а также способствуют развитию выносливости соответствующих групп мышц. Для того чтобы у лыжника образовался устойчивый навык, нельзя ограничиваться каким-либо одним средством. Необходимо регулярно использовать большой объем специально-подготовительных упражнений [3].

Разностороннее координационное воздействие различных упражнений позволяет создать основу для более быстрого совершенствования движений лыжника-гонщика [1].

Специальные упражнения следует применять с самого начала подготовительного периода тренировки. Выполнение их обязательно нужно разнообразить. Для этого следует чаще изменять условия, в которых упражнения выполняются, используя самые разнообразные варианты (в скорости движения, по мягкому грунту, воде, глубокому снегу, по лестнице, в гору, в сочетании с другими упражнениями, со специальными снарядами, лыжными палками, с отягощениями и т.д.). Частые повторения специальных упражнений хорошо развивают силовую выносливость, которая, в свою очередь, способствует более успешному развитию специальной выносливости гонщика в основном периоде. Правильное выполнение их во многом помогает созданию базы для успешного выполнения отдельных элементов техники передвижения на лыжах различными ходами [5].

1.3. Средства и методы развития скорости в циклических видах спорта

Основным фактором, определяющим повышение специальной работоспособности спортсмена в циклическом режиме, является адаптация мышц к работе на выносливость. Тренировка выносливости не только совершенствует способность доставлять О2 к мышцам, но и вызывает изменения в самих мышцах, связанные с более полноценным использованием О2. Таким образом, мышцы – их сократительные и окислительные свойства – в значительной мере определяют и в то же время лимитируют двигательные возможности спортсменов в этих условиях. Все остальные физиологические системы функционально поддерживают и обеспечивают требуемый уровень мышечной деятельности. Причем режим работы мышц определяет направление и размеры МФС всех физиологических систем организма [10].

Во всех циклических видах спорта используются, по существу, одни и те же методы дистанционной тренировки. Однако условия и особенности работы мышц в каждом виде спорта далеко не одинаковы. Они различаются количеством привлекаемых к работе мышечных групп, характером проявления двигательного усилия, возможностями для экономизации энергозатрат во время работы. В зависимости от двигательной структуры циклического упражнения к работе привлекается различный объем мышц, что определяет и различные требования к мощности механизмов и емкости источников их энергообеспечения [10]. В беге, велосипедном и конькобежном спорте загружаются преимущественно мышцы ног, в гребле на байдарках и каноэ – мышцы плечевого пояса итуловища, в плавании, академической гребле, лыжном спорте – все эти мышечные группы. Однако в последнем случае в их работе имеются существенные различия.

Так, в академической гребле и плавании мышцы нижних конечностей и плечевого пояса, несмотря на отдельные различия, работают в относительно одинаковом циклическом режиме. В конькобежном и велосипедном спорте, при циклическом характере работы мышц ног, мышцы туловища и главным образом спины выполняют статическую позную работу. В лыжном спорте мышцы туловища – в отличие от циклической работы мышц ног и плечевого пояса – выполняют как позную, так и мощную динамическую работу. Еще большие различия присущи характеру развиваемых усилий. При беге ярко выражен взрывной, баллистический тип работы, в велосипедном спорте – жимовой, в конькобежном спорте и академической гребле сочетаются взрывной и жимовой характер усилий. Причем если для гребли типично взрывное начало, то для конькобежного спорта, наоборот, взрывное завершение рабочего усилия [10]. Во всех этих видах спорта существенны различия в мощности и величине развиваемого усилия, а также в возможностях для экономизации затрат метаболической энергии в процессе работы. Например, в велосипедном, гребном, лыжном спорте и плавании это представляется движением по инерции, в беге и академической гребле– рекуперацией механической энергии [10].

Перечисленные особенности обусловливают и соответствующие специфические перестройки в мышцах, которые формируются всем содержанием спортивной деятельности. Но, главную роль в их обеспечении должны играть средства СФП, поскольку только дистанционные методы тренировки не могут эффективно решить эту задачу.

Итак, решение проблемы СФП в циклических видах спорта должно исходить из двух принципиальных установок, ориентирующих ее задачи и содержание на [10]: 1) интенсификацию работы мышц с целью адаптации их к циклическому режиму и активизации соответствующих перестроек всех физиологических систем, обеспечивающих их работу, 2) специфический характер подготовки мышц, учитывающий особенности их функционирования в конкретном виде спорта.

Организация СФП с учетом этих принципов призвана способствовать успеху решения главной задачи тренировки – повышению скорости передвижения по дистанции за счет формирования не просто оптимального, эмпирически складывающегося, норационального соотношения между мощностью рабочих усилий, определяющих длину шага, и темпом движений. Иными словами, речь идет о главном методическом принципе совершенствования мастерства в циклических видах спорта – повышении скорости за счет увеличения длины шага при оптимальном темпе движений [10].

Отсюда основная задача СФП заключается в интенсификации процесса развития специфических форм силовой выносливости, т. е. способности спортсмена к многократному проявлению необходимых по величине двигательных усилий. Совершенствование этой способности связывается с повышением, как силового компонента движений, так и возможности к выполнению продолжительной мышечной работы, максимально используя аэробный путь энергообеспечения без преждевременного включения анаэробной продукции и накопления лактата. Образно говоря, речь идет о тренировке «антигликолитической» направленности [10].

Таким образом, методика СФП в циклических видах спорта предусматривает специализированную мышечную работу с преимущественной направленностью на развитие максимального силового, взрывного и скоростного компонентов силовой выносливости, а также МАМ и ЛМВ. Для этого используются упражнения с отягощением, изометрические и прыжковые упражнения, упражнения с ударным режимом работы мышц, а также затруднение условий выполнения соревновательного или близких ему по двигательной структуре упражнений.

Методы СФП с преимущественной направленностью на развитие взрывного и скоростного компонентов движений.

Для развития взрывного и скоростного компонентов силовой выносливости, МАМ, а также реактивной способности мышц используются упражнения с отягощением, прыжковые упражнения, выполнение соревновательного упражнения или близких ему по двигательной структуре упражнений в затрудненных условиях и ударный режим работы мышц. Метод преимущественно повторно-серийный. Так же как и при развитии максимального силового компонента выносливости, здесь выделяются два направления работы. В одном работа выполняется в умеренном темпе с акцентированием взрывного начала усилия, в другом – с постепенным повышением темпа движений с сохранением взрывного начала усилия. При использовании упражнений с отягощением эффективны следующие варианты повторно-серийного метода для локальной и глобальной работы [10]:

1. Вес 50-60%, в серии 2 подхода по 30-40 движений с паузой 4-6 мин. В тренировочном сеансе 2-3 серии с отдыхом 8-10 мин.

2. Приседания со штангой на скорость движений. Вес 50-60% подхода по 5 раз с отдыхом 4-6 мин. Фиксируется время каждых 5 приседаний. Разница между временем 4-го и 1-го подходов хорошо характеризует скоростно-силовую выносливость. Следует стремиться к уменьшению этой разницы и сокращению времени каждого подхода.

3. Вес отягощения 20-30%. 10-15 движений в умеренном темпе с акцентом на быстрое начало движений. В серии 3 подхода с отдыхом между ними 4-6 мин. В тренировочном сеансе 3 серии с отдыхом 8-10 мин. Темп движений следует постепенно повышать до предельно возможного.

Сообщается, что время, затрачиваемое на приседания со штангой на плечах, имеет тесную связь со спортивными показателями: для спринтеров 20 приседаний с большим отягощением – с дистанциями 100 и 200 м с места и с ходу; для гонщиков, специализирующихся в гите, 45–55 приседаний со средним отягощением – с дистанцией 1000 м с места и с ходу; для шоссейников и преследователей 100 и 200 приседаний с малым отягощением – с дистанциями 15-20 и 3-4 км. [10]

Для развития скоростной силы могут использоваться и изометрические упражнения с быстрым развитием усилия до небольшой величины (50-60% от максимального) напряжения. Например, пловцам рекомендуются кратковременные (1-2 с) мгновенные изометрические напряжения с интервалами 10-12 с (в серии 6—8 раз) с упором кистью руки в позе, в которой выполняется захват во время гребка.

Прыжковые упражнения с повторно-серийным методом выполнения широко применяются легкоатлетами-спринтерами, конькобежцами, велосипедистами. Кроме того, целесообразно увеличивать их объем в тренировке бегунов на средние дистанции и гребцов-академистов. Прыжковые упражнения разделяются на короткие с четырех- и шестикратными отталкиваниями в полную силу и длинные – на отрезках 40-100 м, выполняемые как с подчеркнутым (субмаксимальным) отталкиванием в умеренном темпе, так и с быстрым продвижением вперед. Приведем несколько универсальных вариантов использования прыжковых упражнений для спортсменов любой специальности [10].

Короткие прыжковые упражнения (с приземлением на две ноги в прыжковую яму или на маты):

1. Шестикратный прыжок с ноги на ногу с активными маховыми движениями свободной ногой 6-8 раз с произвольным отдыхом; 3-4 серии с отдыхом 8-10 мин.

2. Четырех- и шестикратный прыжок, чередуя ноги (2 на правой, 2 на левой), 4-6 повторений, 2 серии с отдыхом 8-10 мин.

Длинные прыжковые упражнения на мягком грунте [10]:

1. Прыжки с ноги на ногу (многоскоки) с субмаксимальным отталкиванием вперед, начинать с 50-60 м, постепенно увеличивать до 200-120 м. Интервал отдыха 30 с – легкий бег трусцой. Начинать с 3-5 повторений и постепенно увеличивать до 10. В тренировочном сеансе 2 серии с отдыхом 10-15 мин (первые 4-5 мин бег трусцой, затем 2-3 раза по 50 м легкие прыжки с ноги на ногу и спокойная ходьба).

2. Прыжки с ноги на ногу (или 2 на правой, 2 на левой) с умеренным продвижением вперед и подчеркнутым отталкиванием. Начинать со 100 м и увеличивать до 200 м, интервал отдыха 4-6 мин. Вначале 3-4 повторения, затем увеличивать до 6-8 раз.

3. Дистанция 300 м. Прыжки с ноги на ногу (или 2 на правой, 2 на левой). 2 раза с отдыхом 8-10 мин.

4. Прыжки с ноги на ногу с места 50 м как можно быстрее (на время) с произвольным отдыхом 4-6 раз. 2-3 серии с отдыхом 8-10 мин.

Упражнения с ударным режимом используются для развития реактивной способности мышц. Последняя, так же как в ациклических упражнениях, обеспечивает увеличение мощности рабочего усилия, но главная ее роль заключается в экономизации энергорасхода за счет использования феномена рекуперации механической энергии. В циклических видах спорта это особенно характерно для легкоатлетического бега и академической гребли.

Упражнения с ударным режимом выполняются повторно-серийным методом, например, с отталкиванием двумя ногами через 8-10 тумбочек. Темп движений умеренный. В серии 3-4 повторения с произвольным отдыхом. 3-4 серии с отдыхом 4-6 мин. В той же дозировке можно выполнять прыжки через низкие легкоатлетические барьеры.

Для развития ЛМВ применяются упражнения с отягощением, прыжковые упражнения и бег в гору, выполняемые повторно-серийным и интервальным методом.

Упражнения с отягощением выполняются интервальным методом. Его методические основы для этих условий разработаны совсем недавно и требуют дальнейшего развития. Специальные исследования показали, что интервальный метод работы с отягощением является эффективным способом «антигликолитической» тренировки [10]. Он способствует повышению мощности анаэробного алактатного механизма энергообеспечения, совершенствованию энерготранспортной функции Кр-Ф, активизации аэробного источника ресинтеза АТФ и снижению доли гликолиза при циклическом режиме работы.

Первые результаты экспериментального поиска рациональных режимов интервального метода работы с отягощения для развития ЛМВ позволяют рекомендовать следующие его основные варианты [10]:

1. Кратковременная (10 с) работа предельной интенсивности в темпе одно движение в 1с. с различными интервалами отдыха (10, 30 и 60 с), количество повторений в серии – от 5-6 до 10-12 раз. В тренировочном сеансе 2-3 серии с отдыхом 8-10 мин. Начинать работу следует с 5-6 повторений и 60-секундными интервалами отдыха. Затем сокращать интервал отдыха до 30 и 10 с и увеличивать количество повторений.

2. Работа 20-30 с субмаксимальной интенсивности в темпе одно движение в 1с. с различными интервалами отдыха (30 и 60с). Количество повторений в серии от 4-6 до 20. В тренировочном сеансе 2-3 серии с отдыхом 10-12 мин. Начинать работу следует с 4-6 повторений с 60-секундными интервалами, затем сокращать интервал до 30 с и увеличивать количество повторений до 10.

Первый вариант в основном способствует развитию мощности, второй– емкости анаэробного алактатного источника энергообеспечения при умеренном привлечении гликолитического механизма энергообразования. Вместе с тем оба варианта эффективно воздействуют на повышение мощности и емкости аэробной производительности организма, скорости развертывания аэробной функции и ее роли в восстановительных процессах во время и после работы. В ходе тренировки в обоих вариантах необходимо постепенно повышать интенсивность работы двумя способами – увеличением веса отягощения, сохраняя темп движений, или повышением темпа движений при том же отягощении.

Тренирующее воздействие интервального режима зависит от величины отягощения и интервала отдыха. Если исходить из степени подключения гликолиза, то зависимость здесь следующая. С увеличением веса отягощения и сокращения интервала отдыха концентрация лактата в крови повышается. Причем при 10-секундном интервале – вплоть до конца работы, при 30-секундном интервале– примерно до 5-6-го подхода в серии и далее остается в среднем на одном уровне, при 60-секундном интервале – до 3-4-го подходов. После работы концентрация лактата в крови увеличивается тем больше, чем короче интервал отдыха. Однако у тренированных спортсменов концентрация лактата после работы может не только не увеличиваться, но и снижаться [10].

Таким образом, главная методическая проблема интервального режима связывается с выбором веса отягощения. Опыт показывает, что вес отягощения в таких случаях очень индивидуален и дать по этому поводу конкретные рекомендации затруднительно. Его величина зависит от уровня подготовленности спортсмена, индивидуального соотношения быстрых и медленных мышечных волокон, объема мышечных групп, вовлекаемых в работу, текущего состояния спортсмена, характера и объема предыдущей нагрузки, температуры окружающей среды и других факторов. Существенное значение среди них имеет возможность расслабить мышцы или хотя бы уменьшить нагрузку на них между активной работой. В каждом индивидуальном случае вес отягощения следует подбирать эмпирически таким образом, чтобы при темпе работы одно движение в секунду можно было выполнить 10-12 движений без явных признаков утомления и существенного снижения их скорости.

Интервальный метод развития ЛМВ с использованием отягощения, являясь частью системы СФП, должен занимать в ней определенное место. Прежде всего, ему должна предшествовать специализированная силовая работа с преимущественной направленностью на развитие максимального силового, а также взрывного и скоростного компонентов силовой выносливости [10]. После этого в тренировку включаются варианты интервального метода. В перерывах между сериями вместе с упражнениями на расслабление обязательно выполняются те же упражнения (т. е. теми же мышечными группами) 2-3 раза по 15-20с. с меньшим отягощением, в более низком темпе и с умеренной скоростью. Если нагрузка была направлена на мышцы ног, в этом случае следует выполнить легкие прыжковые упражнения (2-3 раза по 30-50 м) или длинные ускорения субмаксимальной интенсивности (2-3 раза по 60- 80 м) [10].

При рациональном использовании интервальный метод работы с отягощением позволит достичь высокого уровня специфической выносливости при значительном сокращении изнурительной дистанционной работы в гликолитическом режиме, а главное – хорошо подготовить спортсмена к последующей интенсивной скоростной тренировке, требующей выносливости.

Наиболее универсальными для многих видов спорта являются полуприседания или выпрыгивания со штангой (ноги вместе или с «разножкой») на плечах, выпрыгивания с гирей в руках, а также упражнения для мышц-сгибателей бедра с подниманием груза, используя простейшее блочное устройство. Движение бедром выполняется вперед (из исходного положения с углом в тазобедренном суставе 210°), с акцентированием усилия на начальном участке рабочей амплитуды. Груз подбирается индивидуально. Темп движений – 8-10 в 10с. Выполняется 10 движений одной ногой, затем 10 движений другой (лямка на ноге быстро укрепляется с помощью соупражняющегося). В серии на каждую ногу 6-8 повторений. В тренировочном сеансе 2-3 серии с отдыхом 8-10 мин. Между повторениями движения груз должен касаться опоры, что надо использовать для мгновенного расслабления мышц. Упражнение выполняется во всех вариантах интервального режима, которые описаны выше.

Прыжковые упражнения применяются для развития ЛМВ в двух вариантах интервального режима. В первом из них, направленном преимущественно на повышение мощности анаэробного алактатного механизма энергообеспечения, используются короткие прыжки, выполняемые с субмаксимальной мощностью: десятикратный прыжок с чередованием ног (2 на правой, 2 на левой); восьмикратный прыжок с ноги на ногу; шестикратный прыжок на одной (правой, левой) ноге. В серии один из этих прыжков повторяется 4-8 раз с интервалом 10-15с. Выполняется 2-3 серии с отдыхом 8-10 с [10].

В другом варианте, направленном преимущественно на развитие емкости анаэробного алактатного механизма энергообеспечения, выполняются любые по форме движений прыжковые упражнения умеренной интенсивности продолжительностью 20-30с. В серии 4-6 повторений с отдыхом 1 мин. В тренировочном сеансе 2-3 серии с отдыхом 10-12 мин.

Эффективным средством развития ЛМВ является бег в гору, если он правильно выполняется [10]. К сожалению, рекомендации, касающиеся крутизны подъема, длины отрезков, количества их повторений, длительности и характера отдыха между ними противоречивы и требуют экспериментального уточнения для каждого вида спорта. Однако на основании имеющихся исследований можно охарактеризовать специфическое тренирующее воздействие отрезков различной длины при беге в гору. Так, короткие (40-60 м) отрезки способствуют повышению МАМ, мощности дыхательных мышц и взрывной силы работающих мышц, средние (150-300 м) отрезки относительно в равной степени повышают алактатную и лактатную мощность, хотя мало способствуют повышению максимальных аэробных способностей, длинные (свыше 400м) отрезки обеспечивают поддержание высокой аэробной способности и экономичную деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем [10].

Эффективно развивает ЛМВ комбинированная работа, включающая различные средства специализированной силовой направленности, в том числе выполнение соревновательного упражнения в затрудненных условиях или в невысоком темпе с увеличенным силовым компонентом движений. Методы – повторно-серийный и интервальный. Приведем несколько примеров, которые могут подсказать тренеру бесчисленное множество аналогичных вариантов для каждого вида спорта.

Так, для развития ЛМВ гребцов-академистов эффективна гребля силового характера в невысоком темпе (8 - 10 гребков в минуту). Рабочая фаза и отдых в цикле движений при этом равны соответственно 0,7-0,8 и 4,0с, концентрация лактата в крови – 4-5 моль/л. Такая тренировка в течение 3 недель дала высокий прирост специальной работоспособности (9,1%) при выполнении 3-минутного теста в работе «до отказа». Заметно увеличилась мощность порога анаэробного обмена (15,2%), однако показатели МГК и максимальной силы существенно не изменились. Аналогичный прием может быть использован пловцами путем выполнения гребковых движений на привязи в невысоком темпе с лопаточками с увеличенной площадью. Такая работа в течение 40-60с должна сочетаться со свободным плаванием на координацию с невысокой скоростью [10].

Широкие возможности для развития ЛМВ пловцов представляет плавание с растягиванием резинового шнура, длина и упругость которого подбираются так, чтобы спортсмен мог во время плавания растягивать его на 25 м [10]:

1. На последних 1,5-2,5 м полного растяжения шнура надо развить рекордную для спортсмена силу тяги. Выполняется 10-16 повторений 25-метровых отрезков через 1,5 мин.

2. Пловец растягивает шнур на максимальное расстояние и затем старается удержаться на месте в течение 5-15 гребков. 10-15 повторений через 1,5-3 мин.

3. Интервальное плавание с растягиванием шнура с помощью ног 15±25 м через 75 с, при помощи рук 10Х25 м через 80 с и затем в полной координации 20X25 м через 6 с, в паузах возвращение к месту старта и свободное плавание.

4. Повторное плавание на максимальное растяжение шнура: в полной координации 20 раз, при помощи ног 15 раз, при помощи рук 15 раз, паузы отдыха по самочувствию в пределах 1-1,5 мин.

В плавании в качестве способа затруднения движений может использоваться блочное устройство с подвижным грузом соединенным тросом с поясом на теле пловца. В других видах спорта в качестве внешнего сопротивления могут использоваться диски от штанги, автомобильные покрышки или колеса от легкового автомобиля, резиновый шнур и т. п.

Например, выполнение беговых упражнений с буксировкой груза (в пределах 20% от максимального тягового усилия обеспечивает преимущественный прирост дистанционной скорости бега (до 8,0%), а с отягощением 40% – скорости стартового разгона (до 5,8%). Причем хороший результат достигается чередованием упражнений с отягощением со скоростным выполнением тех же упражнений без отягощения.

Для квалифицированных бегуний на 400 м предлагается использовать в подготовительном периоде последовательное сочетание бега в затрудненных условиях (бег в гору с наклоном не выше 6% или бег с тягой назад не больше 7% от веса тела спортсмена), бег в обычных условиях со скоростью 95-100% и бег в облегченных (под уклон) условиях со скоростью 105-110%. Длина отрезков 60-80 м, интервалы отдыха 3-5 мин [10]

В заключение подчеркнем следующее. Мы уже говорили о большой нагрузке на позвоночник при работе с тяжелой штангой, в частности при приседаниях, когда она удерживается на плечах. При этом, во-первых, работа мышц спины не соответствует режиму позной тонической активности, который характерен для ряда циклических видов спорта, во-вторых, создается опасность травмирования. При чрезмерных отягощениях резко снижается стабилизирующая функция мышц спины, в результате чего увеличивается нагрузка на передний и задний опорные комплексы позвоночника, что способствует развитию патологических процессов. В то же время специфическая тренировка обусловливает соответствующие морфофункциональные перестройки на уровнях всех отделов позвоночника в таких размерах, что при выполнении спортивного упражнения у спортсменов (пловцы, конькобежцы, лыжники) сохраняется в резерве 40-65% силовых возможностей. Следовательно, при работе с отягощениями необходимо подбирать упражнения с учетом функции мышц туловища и спины и нагрузки на позвоночник. Надо специально уделять внимание силовой подготовке этих мышечных групп с учетом режима их работы в соревновательном упражнении и не допускать нагрузок, превышающих физиологические возможности связочно-мышечного аппарата позвоночника [43].

Следующая важная особенность СФП в циклических видах спорта связана с продолжительностью отдыха между повторной работой, необходимого для восстановления затраченной энергии и возвращения физиологических систем организма, в том числе и мышечной, к состоянию готовности к повторению работы. В связи с этим обратим внимание, что снижение работоспособности с развитием утомления при повторной работе сопровождается повышением ЭА работающих мышц. При силовой работе в случае недостаточного отдыха для того, чтобы обеспечить подъем груза, мышцы должны рекрутировать новые ДЕ, что и выражается в повышении амплитуды ЭМГ. В этом обстоятельстве и заключен смысл тренирующего воздействия при развитии силовой выносливости, в связи с чем пауза отдыха является важнейшим регулятором тренирующего воздействия, вторым надо пользоваться очень умело [28].

Продолжительность восстановления работоспособности мышц зависит как от мощности, так и от продолжительности работы. Так, механические свойства (упругость, вязкость) икроножной мышцы восстанавливались к 10-й мин после продолжительной (около 8 мин) циклической работы «до отказа» с грузом 20% от максимального. В то время, как после сравнительно более короткой работы (1 мин 42 с) с грузом 60% от максимального механические свойства мышцы восстанавливались до фоновых значений только к 15-й мин после работы. Поэтому при организации СФП необходимо внимательно относиться к выдерживанию пауз отдыха между повторными работами [10].

Во всех приведенных выше методических вариантах СФП паузы отдыха указаны ориентировочно. Их уточнение в зависимости от характера работы и количества мобилизуемых мышечных групп, а также объема упражнений – важная творческая задача, которую тренер должен решать в каждом конкретном случае.

1.3. Анатомо-физиологические особенности развития выносливости у лыжников-гонщиков 13-14 лет

Лыжный спорт относится к циклическим видам спорта и поэтому основной акцент в нем делается на развитие выносливости. Это физическое качество считается основным (наряду с силой) качеством лыжников-гонщиков. Все остальные качества – быстрота, гибкость, ловкость, равновесие, координация – следует отнести к дополнительным, но тесно связанным с основными [6].

В настоящее время, как в общей теории спорта, так и в теории лыжного спорта конкретно сложились определённые противоречия в трактовке и терминологии этого важнейшего физического качества, но ясно одно, что с развитием выносливости повышается работоспособность всех органов и систем спортсмена, организм начинает работать «на больших оборотах», уменьшается частота пульса, что свидетельствует об улучшении спортивной формы [11]. Всё это происходит при разумном и целесообразном планировании тренировки, где развитию выносливости отводится заслуженно большое место, особенно при работе с начинающими спортсменами – юными лыжниками-гонщиками. Ведь не секрет, что в зависимости от возрастного периода развиваются способности к различным формам двигательной деятельности. Знание закономерностей возрастного развития позволяет выделить наиболее характерные физиологические особенности, своеобразие процессов высшей нервной деятельности, присущих определённому возрасту, и установить, когда и как воздействовать на организм с целью выработки определённых нужных в данный период свойств и качеств [13].

Специальные воздействия на человека для развития определённых физических качеств должны быть согласованы с ходом возрастного становления организма. В развитии любого человека есть периоды, когда определённые качества вырабатываются легче и проще закрепляются, а есть такие периоды, когда физические качества вырабатываются с трудом, или не вырабатываются вовсе.Выносливость – это способность совершать работу заданного характера в течение длительного времени, способность бороться с утомлением [4]. Эта способность обуславливается деятельностью коры больших полушарий головного мозга, определяющей и контролирующей работоспособность всех органов и систем. Она обусловлена также подготовленностью мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем и органов. Ухудшение работоспособности нервных аппаратов – главное звено в цепи процессов, характеризующих развитие утомления. Выносливость спортсмена зависит от совершенства его техники, умение выполнять движения свободно, экономно, без излишних энергетических затрат, от уровня развития быстроты, силы, волевых качеств [31]. Различают общую и специальную выносливость.

Общая и (неспецифическая) выносливость - это способность продолжительное время выполнять физическую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и опосредованно влияющую на спортивную специализацию [17].

Специальная (специфическая) выносливость - это способность обеспечивать продолжительность эффективного выполнения специфической работы в течение времени, в определённом виде спорта [30].

Общая выносливость может проявляться в упражнениях циклического и ациклического характера. Специальная выносливость объединяет в себе три разновидности [26]:

· скоростная выносливость;

· силовая выносливость;

· скоростно-силовая выносливость.

Скоростная выносливость характеризуется взаимосвязью скорости и выносливости и проявляется в высоких показателях в беге и в передвижении на лыжах по равнинной местности

Силовая выносливость характеризуется взаимосвязью силы и выносливости в основных упражнениях и проявляется в высоких показателях в беге и в передвижении на лыжах по сильнопересеченной местности.

Скоростно-силовая выносливость характеризуется взаимосвязью силы и скорости с выносливостью и проявляется в высоких результатах в беге и в передвижении на лыжах по различному рельефу. Можно еще говорить о нервной выносливости – способности длительное время выдерживать большое нервное напряжение. Все эти разновидности выносливости неотделимы друг от друга и определяют одна другую. Базой основной для всех видов выносливости служит общая выносливость. Выносливость – комплексное качество, большинство составляющих её компонентов являются общими для всех проявлений в различных спортивных дисциплинах [32]. При этом долевое соотношение различных компонентов между собой и определяет специфику выносливости в каждой спортивной дисциплине (у бегуна, пловца, лыжника и т.д.) [9]. Таким образом, специальная выносливость для каждой спортивной дисциплины имеет свои ведущие компоненты, определяющие её специфичность в конкретном виде соревновательной деятельности.

Исследования многих учёных показывают, что детский и юношеский организмы обладают меньшей работоспособностью, чем взрослый. По-видимому, это происходит в результате незаконченного возрастного развития, так как функциональные возможности органов и систем и координация их деятельности не достигла расцвета [46]. Условия для максимального развития выносливости, создаются только в зрелом возрасте, когда закончено возрастное формирование организма. В детском, подростковом и юношеском возрасте организм ещё недостаточно приспособлен для выполнения длительной работы, особенно если она производится с повышенной интенсивностью [44]. Это связано с недостаточным развитием сердца и дыхательного аппарата, с тем, что такая работа является значительным бременем для энергетических ресурсов организма, которые в этот период обеспечивают процессы роста. Состояние нервной системы этих возрастов, её возбуждаемость и неустойчивость также ограничивают способности организма к длительным напряжениям. Всё это не исключает возможности и необходимости развития выносливости путём правильного подбора средств и методов [47]. Серьёзная специальная работа по развитию выносливости должна начинаться лишь после окончания полового созревания, но и подростковом периоде, как и в юношеском можно начинать эту работу, но её объем в общем объеме применяемых средств невелик [21].

Проанализируем особенности развития общей и специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-14 лет. Это период среднего школьного возраста. Это период предполового и полового созревания, так называемый переходный возраст. Он продолжается 2-3 года, в пределах от 13-14 лет до 18 лет. Различные годы полового созревания в ряде случаев стирают грани между средним и старшим школьным возрастом. Биологические изменения у одних в 13-14 лет могут быть такие, как у некоторых в 16-17 лет. В это время происходит развитие эндокринной системы, оказывающей влияние на функции головного мозга. Гипофиз действует стимулирующим образом на половые железы. В нервной системе происходят сдвиги, характеризующие всё большее совершенствование протекания основных нервных процессов [40]. Усиливается внутреннее торможение, но возбуждение продолжает оставаться доминирующим. Происходит развитие и усложнение второй сигнальной системы. Проявляется стремление к сложным видам труда и к занятиям спортом. С началом периода полового созревания наряду с общим развитием наступают изменения и в сердечно-сосудистой системе. Повышенная двигательная деятельность вызывает усиленное развитие сердца, которое начинается в 12-14 лет, а к 15 годам оно увеличивается почти в 15 раз по сравнению с новорожденным. Энергия развития в этом периоде подвержена индивидуальным колебаниям. Толщина стенок левого, а не правого желудочков значительно толще у взрослых. Если у новорожденных толщина стенок желудочков будет 1:1, то при половом созревании - 1:1,5, в зрелом возрасте - 1:2,5 [43].

У детей просвет лёгочной артерии равен просвету аорты, а после полового созревания аорта становится шире лёгочной артерии. Поперечник сердца увеличивается, достигая в среднем 8,5 - 9,5 см. (от 7,5 до 12 см.). В период полового созревания темп роста сердца превышает темп роста кровеносных сосудов. АД повышается в результате сопротивления относительно узких сосудов. В 13 лет максимальное равно в среднем 103 мм и минимальное - 62 мм, а в 15 лет 110 мм и 70 мм. Пульс становится реже. В 13 лет в среднем 80 ударов, а в 15 лет - 74 удара в минуту. Ритм устанавливается. В это время усиленно развиваются эластические и мышечные волокна в сосудах, что с анатомо-физиологической точки зрения нужно рассматривать как компенсаторное явление. Продолжает оставаться лёгкая возбудимость сердца из-за преобладания симпатических влияний над парасимпатическими [20].

Довольно часто встречаются у мальчиков сердцебиения, дыхательные аритмии, экстрасистолии, функциональные систолические шумы. Обычно с периодом полового созревания все эти явления исчезают. Дышат дети реже, в среднем 19-20 раз в минуту. Жизненная ёмкость лёгких нарастает с 1900 см3 в 13 лет до 2700 см3 в 15 лет. В 12-14 летнем возрасте на 1 см роста приходится 13-15 см3 жизненной ёмкости лёгких [13].

Состав крови подростков мало отличается от взрослых. У подростков меньше гемоглобина (73-84%), больше лейкоцитов - (8000-9000, у взрослых людей 6000-9000) и лимфоцитов (23-30%, вместо 21-25%) при меньшем проценте нейтрофилов [14].

Физическое развитие в период полового созревания изменяется значительно. Усиленный рост в длину происходит в 13-14 лет. Годичные прибавки роста достигают 8 см. в отдельных случаях - 18-20 см. Вес так не увеличивается, при чём до 14-15 лет на 1-2 кг, а затем до 18 лет годичные прибавки бывают 8 и более кг. Грудная клетка увеличивается в переднезаднем и боковом размерах, но сравнительно с ростом в длину - отстаёт. В 13-14 лет девочки в физическом развитии превосходят мальчиков [19]. В 15-16 лет у мальчиков происходит энергичный рост и они догоняют и перегоняют девочек. С 14 лет появляются очаги окостенения, продолжает увеличиваться мускулатура.

Подростки могут достигать достаточно высокой тренированности в отдельных видах спорта. Они начинают выступать в соревнованиях. Продолжает оставаться лучшая приспособляемость к скоростным нагрузкам и плохая переносимость длительной, напряжённой работы. Строгое соблюдение постепенности, последовательности и индивидуального подхода должно лежать в основе занятий с подростками [29]. Во время занятий физическими упражнениями у подростков отмечается быстрая утомляемость, хотя и быстрое восстановление работоспособности юных спортсменов. Поэтому время занятий нужно сокращать до 40-45 минут и давать чаще отдыхать. Плотность тренировочного занятия должна быть меньшей, чем у взрослых. Надо свести к минимуму применения однообразных упражнений со статическими напряжениями и задержкой дыхания. В этом периоде особенно полезна разносторонняя тренировка [41].

Подростки гордятся своей силой, стараются её проявить и переоценивают свои возможности. Для достижения высоких результатов подростки порой неправильно применяют максимальные напряжения, забывая о постепенности, последовательности. «Произвольные движения у них идут часто наперекор чувству самосохранения, они целесообразны лишь с точки зрения обуславливающего их психического мотива» [45] – писал И.М.Сеченов об этом возрасте.

Отдельные подростки, показывающие хорошие спортивные результаты, могут резко снизить их в начале периода полового созревания. Это наблюдается чаще у лиц с бурным приростом длины тела.

Для работы над развитием у подростков такого физического качества как выносливость необходимо уметь дать правильную оценку уровня физического развития подростка вообще. Показатели физического развития – длина и масса тела, обхват грудной клетки –находятся во взаимосвязи с показателями других систем организма и несут значительную информацию об индивидуальном биологическом развитии человека. Чтобы оценить к какому уровню физического развития относится тот или иной занимающийся данным видом спорта, необходимо произвести измерения [13]:

· длина тела;

· масса тела;

· обхват грудной клетки.

Изучение такого сложного объекта, как развивающаяся личность, требует глубоких теоретических знаний и практического опыта. Вот почему мы так детально остановились на этом вопросе. Ведь именно такой опыт помогает укреплять здоровье подростков, развивать в них необходимые физические качества, одним из которых и является выносливость.

Как известно, основу многолетнего планирования развития выносливости у подростков в любом виде спорта (и особенно в циклических видах) составляют данные о закономерности развития выносливости. Развитие выносливости у мальчиков и подростков среднего физического развития активно происходит на протяжении всего школьного возраста с незначительным, но достоверным уменьшением в возрасте от 15 до 16 лет. С 12 до 13 лет нет заметного увеличения в формировании выносливости. Это увеличение наблюдается с 13 до 15 лет. Затем происходит снижение в показателях выносливости, а с 16 до 17 лет – активное увеличение. Это позволяет считать, что в возрасте 13-14 лет, а также с 14-15 и 16-17 лет есть предпосылка для целенаправленного воспитания выносливости [17].

Возрастное развитие физических способностей школьников с учётом их индивидуальных различий свидетельствует о том, что возрастное развитие выносливости, как и других физических качеств, у детей разного физического развития подчинено общим закономерностям, которые характеризуются наличием «критических периодов» на отдельных этапах возрастного развития [2]. Всё это необходимо учитывать при работе с детьми (подростками) спортивным преподавателям и тренерам. Без учёта индивидуальных различий в развитии выносливости подростков разного пола и возраста невозможен правильный и рациональный подбор средств и методов для развития общей выносливости, не говоря уже о специальной.

Известно, что высоких спортивных достижений добивается спортсмен, обладающий определёнными способностями к тому или иному виду спорта, которые при большом трудолюбии и под управлением высокообразованного спортивного педагога развиваются в спортивный талант [7]. Для отбора детей, которые будут специализироваться на лыжных гонках, существуют определённые показатели. Для лыжников хорош небольшой массо-ростовой индекс, принципиален аэробный компонент энергообеспечения. Отбираемые для целенаправленной подготовки 12-14 летние подростки должны иметь уровень МПК абсолютный (л/мин) - не ниже 2-2,5, относительный - не менее 47-50; ЖЕЛ - не менее 3000-3500 см3. [12].

Большое значение имеет состояние носоглотки, верхних дыхательных путей, и сердечно-сосудистой системы.

12-14 летний (подростковый) возраст самый благоприятный для начала специализации на лыжных гонках [8]. Однако это не означает, что вся подготовка должна начинаться именно в этом возрасте – систематические занятия физической культурой следует начинать значительно раньше. Вполне естественно, что и на этом временном отрезке могут быть индивидуальные различия, которые нужно учитывать при развитии выносливости. Вместе с тем практика работы по лыжному спорту показывает порой, что юные лыжники, слишком рано приступившие к систематическим тренировка достигают (относительно рано) высоких результатов. Однако, как правило ранние достижения успехов в лыжных гонках очень часто приводят к тому, что лыжники останавливаются в спортивном росте, полностью не раскрывают свои возможности. Или рано заканчивают выступления. Не следует считать, что это связано с длительным (с раннего возраста) занятием лыжным спортом. Причины следует искать в неверном построении многолетнего процесса подготовки, чаще всего в чрезмерном завышении объёма нагрузки, односторонней подготовки, слишком ранней специализации на лыжных гонках [39]. Тренеры при планировании многолетней подготовки часто превышают допустимые объёмы нагрузки, забывая о разносторонней подготовке юных лыжников. Такое планирование порой приносит быстрый прирост результатов, но затем сверстники, даже поздно приступившие к занятиям лыжными гонками опережают юных лыжников, рано достигших высоких (относительно возраста) результатов. Термин «ранняя специализация» не применим в отношении лыжных гонок, следует говорить о своевременной специализации с учётом возрастных особенностей развивающегося организма. Вся многолетняя подготовка лыжников-гонщиков должна быть построена так, чтобы подвести спортсмена к высшим достижениям именно в указанный возрастной период (22-29 лет) [37].


Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.