Рождение Киокушинкай
- Details
- Hits: 4150
В 1953 году Масутацу Ояма открыл свой первый додзё в Токио. Кензи Мезусима был в нем старшим инструктором. В июне 1956 года было положено начало школе карате Оямы открытием додзё в бывшей балетной студии университета Рико, в 500 метрах от центрального Хонбу. Мезусима был в нем инструктором вместе с Масами Исибаси, Кензи Ката, Кен Минамото и Ёзи Исуда. Сначала количество учеников в школе не превышало 300. В 1957 году их стало 700, несмотря на большое число выбывших по причине тяжести тренировок. В то время мастерство карате Масутацу Оямы достигло наивысшей точки, поэтому тренировки были очень суровыми. Многие ученики до того, как прийти в додзё Оямы тренировались в других стилях. Например, Исуда был одним из членов клуба карате годзю-рю в университете Нихон.
Кумите было жестким с самого первого урока. Ученики додзё Оямы видели его карате и воспринимали его как боевое искусство, они надеялись на участие в кумите. Ограничений было очень мало. Атака в голову не запрещалась, хотя кулаки обматывались полотенцами. Захваты, броски и атака в пах были обычным явлением. Раунды кумите продолжались до тех пор, пока одна из сторон не объявляла о поражении. Травмы также были обычным делом. Но те, кто оставались в рядах, становились только крепче. Число выбывших было очень велико — приблизительно 90%. Оставшиеся же не роптали, а продолжали тренироваться. Общей формы в додзё еще не было. Ученики носили дзюдо-ги, кендо-ги или то, что могли найти. Кто-то носил доги, сделанные дома, кто-то — доги других школ.
Масутацу Ояма не уставал путешествовать по миру, изучая все виды воинских искусств и демонстрируя силу своего карате. В 1952 году он провел свои первые показательные выступления на Гавайях. Зрители не ожидали ничего необычного, так как история китайских и японских воинских искусств насчитывала там уже не одно тысячелетие. Все же большая часть населения острова захотела прийти на представление. Ояма начал с выполнения ката «пинан ёндан». Но зрители стали покидать свои места со словами, что они могут увидеть это на любой другой демонстрации воинского искусства. Почувствовав разочарование, Ояма приступил ко второй части представления — тамэшивари. По силе разбивания досок и кирпичей ему не было равных. Ояма спас свое выступление, работая только руками. Публика была поражена его силой. Среди зрителей был и молодой Бобби Лоу, который позже вспоминал: «Ояма был, без сомнения, самым сильным воином, которого я когда-либо видел». Бобби нашел Ояму после представления и стал тренироваться вместе с ним. Тренировки продолжались две недели, все время пребывания Оямы на Гавайях.
Бобби был приобщен к воинскому искусству с самого раннего возраста, поскольку его отец был инструктором кунг-фу. Кроме кунг-фу он занимался всеми другими воинскими искусствами, которые только ему были известны. К 23 годам он имел 4-й дан в дзюдо, 2-й дан в кэмпо, 1-й дан в айкидо и имел высокую подготовку боксера в легком весе. Он встречался и обучался со многими прекрасными мастерами. Однако мощь Оямы ошеломила его, как ничто другое.
Через шесть месяцев после своего первого выступления Ояма вернулся на Гавайи и в течение трех месяцев тренировался со своим новым другом. Затем он приглашает Бобби на один год в Токио для тренировок в свой додзё. Ояма очень много думал над этой идеей, которая заключалась в том, чтобы ученики, живя при учебном заведении, могли «одну тысячу дней для начала» полностью посвятить тренировкам. Он обсудил это с Бобби и предложил ему остаться в Токио, чтобы тренироваться в таком режиме. Бобби принял предложение и в течение более полутора лет жил и тренировался ежедневно вместе со своим другом и учителем Масутацу Оямой. Он стал первым таким учеником Киокушина, что положило начало традиции, известной как Вакаиси, или «Молодые львы Масутацу Оямы», когда лишь немногие из сотен претендентов отбираются каждый год, чтобы в течение одной тысячи дней жить и тренироваться в додзё вместе с его хозяином.
В 1957 году шихан Бобби Лоу возвратился на Гавайи и открыл там первую в мире школу Оямы, не считая школу в Японии. Следующие десять лет он приезжал в Японию каждый год и тренировался с учителем. Сегодня шихан Бобби Лоу имеет 8-й дан и звание главного наставника в Киокушине после Масутацу Оямы, он регулярно инструктирует бойцов на Гавайях и по всему миру, кроме того, является дипломированным специалистом университета Гавай, известным и уважаемым членом общества Гонолулу, регулярно посещает международные учебные лагеря и ежегодно, начиная с 1980 года, приезжает в Австралию в качестве официального гостя и рефери на национальные турниры.
В июне 1964 года был официально открыт мировой центр школы Мас Оямы и было принято название этого вида боевых искусств — Киокушин, «окончательная истина». С тех пор Киокушин распространился более чем в 140 странах мира. В настоящий момент зарегистрировано более 12 миллионов членов IKO. Это одна из самых больших организаций боевого искусства в мире. Среди ее членов Шон Коннери — почетный 1-й дан; Дольф Лундгрен — 3-й дан; президент ЮАР Нельсон Мандела — почетный 8-й дан; австралийский экс-премьер-министр Джон Говард — почетный 5-й дан, черный пояс был вручен ему при официальном открытии Киокушин додзё в Сиднее в июне 1988 года и, наконец, экс-президент, а ныне премьер-министр Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин. Вручение почетного черного пояса (5-го дана) состоялось в 2001 году.
Ояма не скрывал эклектической направленности своей школы. Отказавшись от догматических установок традиционных воинских искусств и, прежде всего, от узкосектантского подхода, он предпринял генеральную ревизию всех видов единоборств без оружия и с оружием, чтобы отобрать необходимые элементы для своей системы. Все они в комплексе призваны были обеспечить требования школы: силу, стойкость, эффективность. Ояма ввел множество новых — заимствованных и изобретенных комбинаций в тактику свободного спарринга (дзю-кумите), тем самым пополнив арсенал карате. И хотя в его разработках мы не найдем стройной системы, увязанной с философскими и космогоническими моделями, какой могли похвастаться старые континентальные школы, в области философии Ояма идет в русле традиционных учений. Изучив труды Такуана, Миямото Мусаши и других мастеров прошлого, он развивает их идеи о слиянии человека со Вселенной, о преобразовании духа-разума в Пустоту посредством практики дзен. Стремясь преодолеть разрыв между абстрактными построениями дзенской логики и реальностью современной жизни, он подчеркивает интравертную сущность самопознания: Ничто в дзене не противопоставлено существованию. Это не есть относительное Ничто. Прийти к нему можно, лишь преодолев антиномии жизнь-смерть и победа-поражение. Видную роль отводил Ояма продолжительной сидячей медитации — дза-дзен и обязательной кратковременной медитации с закрытыми глазами, предваряющей и заключающей тренировки, — мокусо.
И все же главное в системе Ояма, что находит отклик в сердцах миллионов, не сухая теория, не медитация и не разучивание вполне стандартных ката, а практическая отдача, максимальная эффективность. Для своих учеников Ояма разработал целый каскад головокружительных трюков, воплощавших высшие достижения карате на физическом уровне:
пробивание подвешенного на двух нитках листа тонкой рисовой бумаги ударами кулака и пальцев руки;
раскалывание подвешенной на веревке доски (или кирпича) ударами кулака, локтя, ребром ладони, ребром стопы и передней частью стопы из положения стоя на земле или в прыжке;
раскалывание нескольких дюймовых досок в руках двух ассистентов всеми возможными ударами рук и ног, в том числе и в прыжке на высоте около 2 метров;
раскалывание плавающей в бочке с водой дюймовой доски;
раскалывание руками, ногами и головой до двадцати слоев черепицы;
раскалывание ударом «рука-меч» или «железный молот» трех положенных друг на друга кирпичей;
раскалывание ударом «рука-меч» трех уложенных друг над другом с промежутками ледяных плит толщиной в 3 дюйма каждая;
пробивание рукой и головой ледяной глыбы;
раскалывание массивных булыжников основанием ребра ладони;
отрубание горлышка стоящей бутылки;
проникновение ударом «рука-копье» в плотно связанный пучок бамбуковых прутьев;
пронзание ударом «рука-копье» подвешенной коровьей туши.
Все описанные действия относятся соответственно к категории позитивных (ян), воплощая принцип активного нападения. Не менее важное место в демонстрационной программе Киокушинкай занимают и номера, раскрывающие удивительную способность организма к пассивному сопротивлению и относящиеся к категории негативных (инь). Например, палка толщиной в 2 дюйма ломается при ударе о голову, спину, грудь, руки или ноги спокойно стоящего человека. Или человек ложится спиной на утыканную гвоздями доску, на грудь ему кладут гранитный валун весом не менее 50 килограммов и разбивают его ударом кувалды. Силовые номера в Киокушинкай предполагают, кроме того, быстроту, четкость и точность. Таковы трюки по гашению свечи на расстоянии различными ударами рук и ног, разрубанию ребром ладони спичечного коробка из тонкой фанеры, выдергиванию бумажного листа из-под пачки сигарет, стакана или стоящей сигареты, стряхиванию пепла с зажженной сигареты в зубах партнера ударом ноги и т. п., рассчитанные на зрелищный эффект.
Но Ояма привлекал сторонников не только цирковыми представлениями. Он лично тренировал спортсменов из многих стран, путешествовал по всему миру с лекциями и показательными выступлениями. Его перу принадлежит немало книг, брошюр, технических пособий и разработок. По его заказу снято множество рекламных фильмов — документальных и художественных. Но, что особенно важно, его питомцы побеждают на спортивных чемпионатах. И не случайно школа Киокушинкай не входит во Всеяпонскую федерацию карате, противопоставив ей свою Всемирную федерацию.
В 1971 году в издательстве «Конданся» выходит популярнейшая серия комиксов Икки Кадзивары под названием «Карате Бака-ичидай» («Жизнь, посвященная карате»). В 1975 году по мотивам этих комиксов был снят художественный фильм «Поединок» (в советском прокате шел под названием «Обреченный на одиночество», в главной роли известный японский актер Сонни Тиба, 5-й дан Киокушинкай). Аналогичный, но более поздний художественный фильм о Масутацу Ояме вышел в прокат в 2004 году под названием «Воин ветра». В 1975 году также выходит на экраны документальный фильм «Самое сильное на Земле карате». Кинокартины сыграли огромную роль в популяризации карате Киокушинкай.
Принципы Киокушин карате, сформулированные Масутацу Оямой, и сегодня являются девизом основанной им в 1964 году Международной Организации Карате (МОК): «Держи голову низко (будь скромен), глаза высоко (будь честолюбив), будь сдержан в словах, относись к другим с уважением и вежливостью, помогай своим родителям».
Во всем мире ученики, начинающие занятия Киокушинкай карате, обещают использовать данные им способности и умения во благо окружающих их людей, ответственно относиться к учебе, работе, семье. Они обещают не применять полученные на занятиях навыки для достижения корыстных целей. В Уставе МОК и уставах всех региональных организаций подчеркивается, что занимающиеся Киокушинкай карате-до не пропагандируют дискриминацию или предрассудки, основанные на этнической, расовой, национальной, политической, философской, религиозной, половой или возрастной принадлежности, и признают, что все люди имеют равные права. Используемое в качестве приветствия «Ос!», выражает по отношению к другому лицу уважение, заботу и терпение.
Вот принципы Масутацу Оямы, которыми руководствуются его последователи:
Боевое искусство начинается и заканчивается вежливостью. Поэтому всегда соблюдай этикет.
Идти по этому пути — как подниматься на утес. Продолжай восхождение без отдыха.
Старайся брать инициативу во всем, однако не разжигай битву первым.
Даже воин не может игнорировать деньги, но не будь к ним привязан.
В боевом искусстве очень важна осанка. Следи за тем, как ты выглядишь со стороны.
Боевое искусство начинается с тысячи дней тренировок, но мастерство приходит лишь через десять тысяч дней.
В боевом искусстве самоанализ — это возможность что-то улучшить.
Забудь на тренировках все свои эгоистичные желания.
Боевое искусство начинается с точки, а завершается кругом; путь идешь по линии.
Истинный смысл боевого пути сокрыт в жизненном опыте человека. Не страшись этого опыта.
Помни всегда, что в боевом искусстве доверие и благодарность получат великую награду.
На основании этих принципов была сформулирована клятва додзё (додзе кун):
Мы будем тренировать наши сердца и тела для достижения твердого и непоколебимого духа.
Мы будем следовать истинному смыслу пути боевого искусства, чтобы наши чувства всегда были наготове.
С истинным упорством мы будем стремиться к преодолению своего эгоизма.
Мы будем соблюдать правила этикета, уважения к старшим и воздерживаться от насилия.
Мы будем следовать высшим идеалам и никогда не забудем истинную добродетель скромности.
Мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний.
Всю нашу жизнь через изучение карате мы будем стремиться выполнить истинное предназначение пути Киокушинкай.