Использование фитбола на занятиях аэробикой
- Details
- Hits: 31295
Содержание.
Введение
1. Характеристика и структура занятия по аэробике
1.1. Характеристика занятия по аэробике
1.2. Структура занятия по аэробике
2. Виды аэробики и средства, применяемые на занятиях
2.1 Виды аэробики
2.2 Средства, применяемые на занятиях аэробикой
3. Характеристика фитбола и особенности его применения на занятиях
3.1 Характеристика фитбола
3.2 Способы применения фитбола на занятиях
3.3 Базовые положения на фитболе
Список литературыВВЕДЕНИЕ.
Популярность аэробики в течении более чем 20 лет основана на ее отличительных чертах, эффективности, доступности, эмоциональной окрашенности и внешней привлекательности. Сегодня мы являемся свидетелями триумфа оздоровительных видов аэробики. Возможности ее применения широки, диапазон упражнений огромен, и под умелым руководством педагога они являются мощным комплексным средством и методом воздействия, как в оздоровительном и образовательном, так и в воспитательном направлении развития личности человека. В последнее время возрастает роль упражнений в укреплении здоровья, профилактике различных заболеваний, организация досуга, продления жизни и творческой активности.
Фитбол (fitball, fit-оздоровление, ball-мяч) появился в 50-е годы XX века. Впервые его применила швейцарский врач-физиотерапевт Сюзан Кляйн- Фогельбах для лечения больных церебральным параличом. А уже в 80-х годах ее американская коллега Джоан Познер Мауэр стала использовать мяч для восстановления после травм опорно-двигательного аппарата.
Результаты тренировок с мячом удивили как больных, так и врачей. Оказалось, что у пациентов ускорились процессы регенерации в тканях, и улучшилась эластичность мышц и связок. А проведенные в этой области исследования показали, что при занятиях фитболом создается сильный мышечный корсет вокруг позвоночника, усиливаются кровообращение и обмен веществ в межпозвоночных дисках. Так фитбол стал настоящим лекарством от болей в суставах и позвоночнике.
В США в 1992 году, Майкл и Стефани Моррис предприняли попытку использования мяча в системе оздоровительных занятий. Проведенные учеными исследования позволили разработать программу и методику занятий.
Занятия фитболом дают уникальную возможность воздействовать на мышцы спины и позвоночника. Для занимающихся аэробикой это форма занятий с новым распределением акцентов ударной нагрузки: с одной стороны, практически полное ее отсутствие на нижних конечностях, с другой - увеличивает роли мышц спины в поддержании равновесия на сферической поверхности мяча. Поэтому изучение возможностей и особенностей использования фитбола на занятиях аэробикой со студентами является актуальной темой исследования.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО АЭРОБИКЕ.
1.1 Характеристика занятия по аэробике.
На практике мы встречаемся с различными видами занятий, которые определяются целевыми задачами: развитие выносливости, силы, гибкости, координации движений, профилактикой различных заболеваний и пр. В зависимости от целевой задачи и организационной формы можно условно выделить несколько типов уроков:
- обучающий тип, свойственный оздоровительной тренировке для начинающих;
- контрольный тип, на котором осуществляется тестирование занимающихся;
- тренировочный, при построении, которого важное значение имеет соблюдение принципа биологической целесообразности;
- однонаправленный тип занятия, где в основном решается одна основная задача. Например, программа классической аэробики, направлена на воспитание выносливости, основным содержанием которой будут различного рода шаги, скачки, подскоки, организованные в комбинации по методу сложения, блока и др. К данному типу можно отнести и программы с силовой направленностью, где используются эспандер или отягощения;
- комплексные типы занятий, где одновременно решаются задачи развития силы и выносливости, выносливости и гибкости, и др. Например, соединение блоков, в одном из которых применяется классическая аэробика (или танцевальная), а в другом силовая;
- комбинированные типы уроков, в которых одновременно (а не в разных блоках) используются различные виды аэробики, например степ и памп, резист-А-бол и отягощения (гантели) или резиновый эспандер и т.п.
- групповые занятия
- индивидуальные занятия (Лисицкая Т.С, Сиднева JI.B, 2002).
1.2 Структура занятия аэробики.
Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту который в течении строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимающихся в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную (Холодов Ж.К, Кузнецов В.С, 2001).
Структура занятия аэробикой - не некая застывшая схема. Она может видоизменяться в зависимости от целей, задач, вида аэробики. Большое влияние оказывает тип урока и, в первую очередь, однонаправленность его (например, только кардио - или силовой урок ) или комбинированность (на выносливость и силу).,
Подготовительная часть (разминка). В процессе разминки повышается внутренняя температура тела и мышц (что уменьшает риск травм и повышает гибкость тела), увеличивается эластичность мышц, сухожилий и связок, подготавливает тело к нагрузке. Обычно рекомендуется проводить разминку в течении 5-7 минут. Разминка должна включать максимально безопасные движения небольшой амплитуды, ритмичные легко контролируемые. Темп музыки в подготовительной части не превышает 124-136 ударов в минуту. Разминка составляет около 10-15% от продолжительности занятия (Лисицкая Т.С, Сиднева JI.B, 2002).
Основная часть - важная часть урока аэробики. Продолжительность ее составляет 15-30 минут (до 45 мин.). Именно кардио - блоки способствуют улучшению работы кардиораспираторной системы. Темп музыки во время основной части составляет в среднем 128-152 удара в минуту.
В основной части выделяются несколько блоков. Это так называемый "аэробный разогрев"- блок, в котором выполняются элементы, типичные для хореографии аэробики средней интенсивности: step-touch, step-tap, v-step. Следующий блок пиковый. Это блок с наибольшей кардионагрузкой. Основными средствами являются: кики, бег с движениями руками, скачки и прочие элементы "аэробной хореографии" высокой интенсивности.
Задача последнего блока основной части (заминки) постепенное снижение физической нагрузки, темп музыки становится 124-136 ударов в минуту. Рекомендуется в течение трех минут заминки держать пульс у занимающихся около 120 уд/мин, затем снизить его приблизительно до 100уд/мин и держать его приблизительно около пяти минут. Во время заминки необходимо использовать упражнения низкой ударности и низкой интенсивности, которые позволят подготовить сердечнососудистую и мышечную систему к поступлению в них меньшего количества крови (Брюханова Н.А, 2004).
Следует помнить, что на протяжении всего кардиоблока ЧСС должна оставаться в зоне 60-80% от максимального ЧСС. И именно в этой зоне частота пульса может слегка повышаться и снижаться, достигая максимальной в пиковом блоке (Лисицкая Т.С, Сиднева JI.B, 2002).
Заключительная часть урока включает упражнения на гибкость, которые выполняются обычно в положении лежа, сидя на полу (в партере). Продолжительность заключительной части составляет около 10 минут. Темп музыки спокойный - 90-100 ударов в минуту. ЧСС постепенно снижается до 90-110 ударов в минуту.
Программу упражнений на гибкость следует строить со сбалансированной нагрузкой на все суставы. Особое внимание обращается на растягивание мышц, участвующих в предыдущей работе. Это икроножная, камбаловидная мышца, четырехглавая мышца бедра и мышцы разгибатели бедра. Не следует забывать об упражнениях на расслабление. Движения с расслаблением используются как в действиях руками, туловищем, так и в крупных элементах движения (например, в наклонах). Неумение расслабляться, излишняя скованность является, прежде всего признаком плохой координации движений. С физиологической точки зрения конкретными причинами этого могут быть тоническая напряженность, недостаточная скорость расслабления мышц. Возможно выполнение упражнений на расслабление в партере (сидя, лежа) после последующего короткого напряжения отдельных мышечных групп (Лисицкая Т.С, Сиднева Л.В, 2002).
2. ВИДЫ АЭРОБИКИ И СРЕДСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ.
В общей сложности специалисты насчитывают около 200 различных оздоровительных программ по аэробике. Рассмотрим характеристику основных видов.
2.1 Виды аэробики.
Аэробика классическая (базовая). Это наиболее распространенный, устоявшийся вид аэробики, представляющий собой синтез общеразвивающих гимнастических упражнений, разновидностей бега, скачков и подскоков, выполняемых под музыкальное сопровождение 120-140 ударов в минуту поточным или серийно-поточным методом. Упражнения выполняются на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону. Основная физиологическая направленность данного вида аэробики - развитие выносливости, повышение функциональных возможностей организма.
Степ-аэробика. Особенностью ее является использование специальной степ-платформы. Платформа позволяет выполнять различные шаги, подскоки на нее и через нее в различных направлениях, ее можно использовать для выполнения упражнений для брюшного пресса, спины и др.
Танцевальные виды аэробики. Использование различных танцевальных движений под музыку, соответствующую тому или иному танцу.
Слайд аэробика. В данном виде аэробике используется специальное полимерное покрытие и специальная обувь. Размер покрытия: 183 см в длину и 61см в ширину. Упражнения напоминают движения конькобежца (Лисицкая Т.С, Сиднева Л.В, 2002).
Аквааэробика, данный вид аэробики завоевывает все большую популярность во всем мире. Различают занятия в неглубокой и глубокой воде. По степени нагрузки на кардиораспираторную систему и опорно-двигательный аппарат она может быть низкой, средней и высокой интенсивности.
Аэробика с элементами боевых видов спорта. Используется аэробика с элементами бокса и кикбоксинга, ушу, дзюдо и тд. Благодаря скоростной работе мышц, высокой интенсивности занятия корректно и быстро происходит тонизация мышц, развиваются выносливость, ловкость, быстрота реакции, снимается излишняя агрессивность, психическая напряженность. В рамках процесса оздоровительной тренировки с элементами бокса можно применять специальные перчатки, груши и т.п. (Сиднева Л.В, Гониянц С.А, 2000).
Интервальная тренировка. В ней чередуется части аэробной и анаэробной направленности с определенными интервалами отдыха, которые могут быть пассивными и активным. Возможно создание программы для начинающих, подготовленных и хорошо тренированных. Это очень эффективная форма, позволяющая гармонично развивать силу, гибкость и выносливость.
Йога аэробика соединяет в себе элементы восточной и западной культуры движений. Это вид аэробики, где сочетание статических поз, асан, и движений выполняемых в динамическом или статодинамическом режиме. Процесс занятия приносит хороший оздоровительный эффект благодаря активному включению психики, концентрации внимания занимающихся на работе мышц и деятельности внутренних органов.
Круговая тренировка, в основе данной программы предполагается прохождение нескольких "станций" и выполнения на них упражнений или серий упражнений. Основная направленность круговой оздоровительной тренировки - воспитание силы, силовой выносливости и общей аэробной работоспособности.
Наряду с йога-аэробикой в последнее время стала популярна активная йога. Асаны строго объединены в соединения и выполняются без пауз отдыха под спокойную музыку. В структуре занятия соблюдаются традиционные правила: разминка, основная часть и заключительная, направленная на релаксацию. Правильное дыхание важная составная часть занятий активной йогой (Лисицкая Т.С, Сиднева Л.В, 2002).
Виды аэробики с силовой направленностью. В этих видах аэробики широко используются гантели, резиновые амортизаторы, гимнастические палки различного веса и т.д.
2.2 Средства, применяемые на занятиях аэробикой.
Основные средства для аэробики являются:
- упражнения так называемой основной или кондиционной гимнастики с отягощением весом собственного тела или его частей;
- упражнения атлетической гимнастики с различного рода внешним сопротивлением (гантелями, штангой, амортизаторами разных типов, упражнения на тренажерах, медболы весом от 0,5 до 5кг, гимнастические палки различного веса Body Ваг).Боди-шейпинг, боди-стайлинг, боди-кондиционная аэробика программа для мышц живота, спины и ног, система таргет-тонинг синонимы процесса оздоровительной тренировки с явно выраженной силовой направленностью, но учитывающие основные закономерности построения урока аэробики;
-упражнения с самосопротивлением. Они заключаются в напряженных движениях, когда тяговому усилию активной мышечной группы противостоит напряжения антагонистов. Они вполне допустимы в оздоровительной тренировке и часто применяется в сочетании с основными элементами классической (аэробики Лисицкая Т.С, Сиднева Л.В, 2002)
Выполнять упражнения с гантелями можно людям любого возраста от 15 лет и старше, имеющим нормальное здоровье и правильное функционирование дыхательной и сердечнососудистой систем. Для определения состояния своего здоровья желающим заниматься упражнениями с гантелями следует пройти медицинский осмотр у врача-специалиста по физической культуре. Только с разрешения врача можно приступить к занятиям. Выполняя силовые упражнения с гантелями, важно помнить, что вес поднимаемых гантелей должен соответствовать состоянию здоровья, возрасту и силе человека. Начинать тренировки, особенно женщинам, стоит с легких гантелей весом не более 1 -2 килограммов. После 2-3 месяцев регулярных упражнений с гантелями их вес можно увеличить до 2,5-3 килограммов, а затем, по мере тренированности, постепенно доводить до 10-12.
Совсем недавно появился новый вид аэробики со штангой (Pump- аэробика) весом от 2 до 20 килограммов, тренировочный эффект которой, без сомнения, высок, однако она доступна лишь хорошо подготовленным людям.
Фантазия тренеров и специалистов в аэробике неиссякаемы. Уже и велосипед стал аэробным тренажером. Разработана система тренировок, которая называется спиннинг или сайклинг. Это облегченный велосипед, который можно использовать в закрытых помещениях. Около 45 мин (а для подготовленных 90 мин) беспрерывного кручения педалей под музыку с различными "добавками" руками позволяют изрядно попотеть, похудеть, улучшить тонус мышц.
Различные резиновые, набивные мячи традиционно использовались в основной гимнастике и лечебной физкультуре. Мяч является одним из предметом в художественной гимнастике. В аэробике используются специальный пластиковый мяч диаметром от 35 до 75 см. Это вносит некоторый игровой момент на занятия, способствует тщательной проработке отдельных мышечных групп, хорошо воспитывает чувство равновесия, способствует улучшению осанки, совершенствованию межмышечной регуляции. Этот вид аэробики получил название "резист - А-бол-аэробика» фитбол ( Лисицкая Т.С, Сиднева Л.В, 2002).
3 Характеристика фитбола и особенности его применения на занятиях.
3.1 Характеристика фитбола
Для того чтобы определить правильные размеры мяча, нужно посадить занимающегося на мяч. Угол между бедром и коленом при этом должен быть близок к 90 градусов. Для детей рекомендуется мяч диаметром 35 и 45см, для взрослых - 55 и 65см. Мяч должен быть надут до упругости, хотя это зависимости от целей тренировки и подготовленности занимающего. Чем больше спущен мяч, тем большую площадь соприкосновения с полом он имеет, поэтому мяч легче контролировать. Но все, же мяч рекомендуется надувать до его правильного размера, т.е. мяч с размерами 55см должен иметь по высоте 55см (Ким.Н.К 2005).
3.2 Способы применения фитбола на занятиях.
Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов.
Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма, активизируют моторно-висцеральные рефлексы (Кудра Т.А. 2001).
Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено-невротический синдром и др. Механическая вибрация мяча оказывает воздействие на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие ткани (Т.С.Овчинникова, А.А.Потапчук, 2003). Практически это единственный вид аэробики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на фитболах. Вместе с тем многообразие упражнений в данном оздоровительном виде аэробики не дает возможности разработать единую, универсальную классификацию, которая бы охватывала все виды упражнений без исключения. Современная направленность гимнастики, аэробики, а также анализ содержания научно-методической литературы, фитнес-конвенций, видеокассет, педагогических наблюдений на занятиях по фитбол-аэробике и собственный.
Основными средствами фитбол-аэробики являются физические упражнения, которые можно классифицировать по педагогическому признаку:
- Гимнастические упражнения разновидности ходьбы, бега, прыжков, ОРУ
- Основные (базовые) движения аэробики, соединенные в блоки и комбинации
- Танцевальные упражнения и элементы ритмики, хореографии и современных танцев
- Упражнения лечебной физической культуры, направленные на профилактику и коррекцию различных заболеваний
- Подвижные и музыкальные игры и эстафеты
- Упражнения из других оздоровительных и спортивных видов физической культуры.
Представленная классификация средств фитбол-аэробики дает возможность подобрать и составить определенные комплексы упражнений, выполняемые с музыкальным сопровождением в зависимости от направления педагогических задач: для развития мышечной силы, гибкости, быстроты движений, выносливости, координационных способностей. При этом создаются условия для анатомического воздействия на определенные мышечные группы, суставы, связки, внутренние органы и органы чувств. Первую группу представляют "Гимнастические упражнения". В нее входят разновидности ходьбы, бега и прыжков, а также общеразвивающие упражнения (ОРУ), выполняемые с целью оздоровления и развития двигательных способностей(Т.С.Овчинникова, А.А.Потапчук, 2003).
Вторую группу упражнений на фитболах составляют "Основные (базовые) движения аэробики".
При записи и проведении оздоровительных программ специалисты используют определенные названия (термины) для каждого конкретного движения. Поскольку термины заимствованы из зарубежных источников, используются названия на английском языке.
Для простоты обучения занимающихся специалистами была выделена небольшая группа базовых шагов, на основе которых и строятся блоки и комбинации упражнений аэробики (Е.С. Крючек, 2001; Т.А. Кудра, 2001).
В фитбол-аэробике можно использовать следующие базовые шаги, которые хорошо адаптируются к специфике проведения упражнений на мяче:
- March - марш (шаги на месте)
- Step-touch - приставной шаг
- Knee-up - колено вверх
- Lunge - выпад
- Kick - выброс ноги вперед
- Jack (jamping jack) - прыжки ноги врозь-вместе
- V-step-.
Основные шаги можно модифицировать и получать сложные по координации связки движений, которые соединяются в интересные комбинации.
В группу "Танцевальные упражнения" входят элементы ритмики, хореографии и современных танцев: джаз, рок-н-ролл, диско, фолк, латиноамериканские и др.
Группу "Упражнения лечебной физической культуры" составляют средства, направленные на профилактику и коррекцию различных заболеваний внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой, нервной и дыхательной систем организма, органов зрения.
Раздел "Подвижные, музыкальные игры и эстафеты " включает большое количество игр, как с мячом, так и сидя на мяче ("Музыкальные стулья", игры на внимание и др.) для занятий фитбол-аэробикой с детьми дошкольного и школьного возраста. Эта группа упражнений включает и упражнения креативной гимнастики, способствующие развитию творчества, инициативы и самовыражения
В раздел "Упражнения из других оздоровительных и спортивных видов физической культуры" входят элементы из различных видов спорта. Из спортивных игр могут быть взяты элементы волейбола, баскетбола, футбола и др. Спортивная гимнастика представлена акробатическими упражнениями: перекатами, стойками на лопатках с мячом, мостиком и др. Элементы художественной и атлетической гимнастики также вносят разнообразие в занятия фитбол- аэробики.
Представленный материал дает информацию о многообразии средств нового современного вида фитбол-аэробики, овладение упражнениями которой позволит укрепить здоровье и физическую подготовленность занимающихся, повысить профессионализм инструкторов по фитнесу и оздоровительным видам физической культуры.
3.3. Базовые положения на фитболе.
Положение сидя.
Сядьте сверху на фитбол, руки расслабленно положите на колени, ноги поставьте на ширине плеч. Рекомендуется держать угол в тазобедренном суставе около 90 градусов. Сядьте в центр фитбола, сохраняя правильную осанку.
Чтобы занимающийся почувствовал, посадите его на и фитбол попросите подвигаться вверх-вниз, не отрывая ягодиц от фитбола, а ног — от пола. После этого попросите занимающегося поднять сначала одну ногу, затем — другую. Попросите его подвигать ногами по полу.
Шаги на полу в положении «сидя на фитболе» Сидя на фитбол, сделайте несколько маленьких шагов вперед до тех пор, пока ваша спина почти не коснется фитбола. Чтобы вернуться назад, медленно поднимая туловище, выполняйте шаги по направлению к фитболу. Это упражнение хорошо включать в разминку для тренировки равновесия
Положение «Лежа спиной на фитболе» При таком положении нижняя и средняя части спины находятся на фитболе. Ноги поставьте на ширине плеч. Руки — за головой. Рекомендуется держать угол в коленном суставе около 90 градусов.
Положение с шеей, лежащей на фитболе.
Опуститесь на фитбол спиной к полу, лицом вверх, положив голову, плечи и верхнюю часть спины на фитбол. Ваши средняя и нижняя части спины, и таз находятся вне фитбола. Бедро вытянуто вперед параллельно полу. Руки могут находиться за головой или быть скрещены на груди. Рекомендуется держать угол в коленном суставе около 90 градусов. Ноги находятся на ширине плеч.
Опуститесь на фитбол спиной к полу, лицом вверх, положите бедра и поясницу на фитбол. Ваши шея и верхняя часть спины находятся фитбола. Бедро вытянуто вперед параллельно полу. Руки могут находиться за головой или быть скрещены на груди. Рекомендуется держать угол в коленном суставе около 90 градусов. Ноги находятся на ширине плеч.
Упражнение усложняется, если расстояние между ногами и руками постепенно уменьшается. Следите за правильным положением грудного и шейного отделов позвоночника.
Положите занимающегося в это положение и попросите его округлить спину и вернуться в исходное положение. Попросите его по чувствовать, какие мышцы выполняют это движение (мышцы шеи, рук, плеч, брюшного пресса).
Положение, лежа животом вниз, фитбол расположен под ногами.
Начните из положения «лежа животом на фитболе». Передвиньте руки вперед по полу. Пусть фитбол при этом переместится под ноги около ступней. Выпрямленные руки стоят в упоре на полу, плечи прямо над запястьями. Следите за правильным положением плеч и запястий. Чем ближе Вы подкатываете, фитбол к ступням, тем сложнее держать вес тела.
Положите занимающегося в это положение и попросите его согнуть руки в локтевом суставе как при выполнении отжиманий. Попросите его почувствовать, какие мышцы выполняют это движение (мышцы шеи, рук, плеч, брюшного пресса и четырехглавой мышцы бедра).
Лежа спиной на полу, согните колени под углом 90 градусов и положите ступни на фитбол. Руки могут находиться за головой или быть скрещены на груди. Сожмите фитбол между бедрами, лодыжками и ступнями. Следите за правильным положением позвоночника. Положите занимающегося в это положение и попросите его, напрячь подколенное сухожилие. Избегайте движений бедрами.
Положите занимающегося в это положение и попросите его подтянуть пятки к ягодицам, сжимая фитбол. Следите за нормальным дыханием. Используйте для сокращения ягодичных мышц мышцы брюшного пресса.
Список литературы.
1. Брюханова Н.А. Оздоровительная аэробика: Метод, указания / Сост. Брюханова Н.А. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004. 35с.
2. Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий/ Учебно-метод.пособие. М.: Терра-Спорт, Олимпия -Пресс, 2001. 64с.
3. Кудра Т.А. 2001 Аэробика и здоровый образ жизни: Учеб. пос.- Владивосток: МГУ им. адмирала Г.И. Невельского, 2001.- 120 с.
4. Ким Н. Энциклопедия современного фитнеса.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА.- 280с.: ил.
5. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: В 2т. Т.1. Теория и методика.-М.: Федерация аэробики России, 2002.- 232с.
6. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: В 2т. Т.2. Частные методики.-М.: Федерация аэробики России, 2002.-216с.
7. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб.: Речь, 2002.- 176 с.
8. Одинцова И.Б. Аэробика и фитнес.-М.: Эксмо, 2002.-384с
9. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. - М.: Терра- Спорт, 2000. - 72 с
10. Степ Рибок. Вводный курс, 3-е изд. (инструкция по профессиональному обучению Степ Рибок), RIBOK INTERNATIONAL, 1994. - 45 с.
11. Сайкин Е.Г. ФИТБОЛ-АЭРОБИКА и классификация ее упражнений
12.Учебное пособие по аэробике на мячах (А-бол аэробика).-М.: Федерация аэробики России, 2000.-32с.
13. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.// 2-е изд.,испр.и доп. - М.:Издательский центр "Академия", 2001.-480 с.