Использование упражнений с гимнастической скакалкой на занятиях аэробикой со студентами

Содержание.

Введение

1. История возникновения аэробики

2. Классификация различных видов аэробики

3. Структура занятий аэробикой

4. Использование скакалки на занятиях аэробикой

Список литературы

Введение.

Термин «аэробный» означает «живущий в воздухе» или «использующий кислород». Аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагруз­ки, когда необходимо наличие кислорода в течение продолжительного времени. Они предъявляют организму требования, заставляющие его увеличивать по­требление кислорода, в результате происходят благоприятные изменения в лег­ких, сердце и сосудистой системе. Можно сказать, что регулярные упражнения подобного типа повышают способность организма пропускать воздух через легкие, увеличивают общий кровоток, причем кровь эффективнее осуществляет одну из основных функций - транспорт кислорода. Аэробные нагрузки обычно представляют собой упражнения на выносливость в невысоком темпе.

В основе любой программы аэробных упражнений должен лежать прин­цип равновесия, сбалансированности. Большие нагрузки сильно увеличивают вероятность травм и нарушений функций организма, а меньшие не дают желаемого эффекта (К.Купер 1978).

В последние годы с бурным развитием современного общества усилива­ется стрессовое воздействие на организм человека, снижается его физическая активность. Поэтому большое внимание врачи всего мира стали уделять разви­тию новых направлений оздоровительной аэробики.

Занятия аэробикой воздействуют на опорно-двигательный аппарат, сер­дечно-сосудистую и дыхательную системы, способствуют формированию пра­вильной осанки, красивой походки. Существуют также виды аэробики с сило­вой направленностью — боди-шейпинг, боди-стайлинг, боди-кондиционная аэ­робика, программа для мышц живота, спины и ног. В этих видах широко используются гантели, резиновые амортизаторы, эспандеры различной конструк­ции. Совсем недавно появился новый вид аэробики с использованием скакалки, тренировочный эффект которой, без сомнения, высок, однако этот вид досту­пен лишь хорошо подготовленным людям.

1. История возникновения аэробики.

Еще в античном мире танцы, а также физические упражнения, в частно­сти выполняемые и под музыку, использовались для развития хорошей осанки, походки, пластичности движения, наконец, силы и выносливости. 5 и 6 вв.до н.э - период высочайшего внутреннего расцвета Греции, давшей в каждой об­ласти интеллектуальной деятельности выдающихся представителей. Это время вошло в историю как «золотой век Перикла». Греческая философия и наука, в отличие от других культур Древнего мира, испытывала на себе наименьшие ре­лигиозные ограничения. В результате взаимодействия греческой культуры с культурными традициями стран Востока образовалась самобытная эллиническая культура, ставшая впоследствии основой европейской цивилизации.

Частью этой культуры была и физическая культура как олимпийское движение, где демонстрировались максимальные возможности человека, и как метод врачевания, что нашло отражение в первых сочинениях древнегреческих врачей, в первую очередь Гиппократа, который по праву считается отцом со­временной медицины. Причину болезней Гиппократ видел в действии различ­ных факторов внешней среды (природно-климатические условия, физическая нагрузка, питание) на индивидуальную конституцию и личностные особенно­сти человека (темперамент, привычки, образ жизни, профессия). Придавая важ­ное значение опыту и интуиции врача, он подчеркивал необходимость раннего прогнозирования течения болезни. Его девизом было узнать прошедшее, по­нять настоящее и предвидеть будущее. Гиппократ говорил, что «медицина есть прибавление и отнятие», то есть прибавлении недостающего и отнятие излиш­него. «Прибавить» по Гиппократу - это прописать движение, пребывание на свежем воздухе ,изменить состав и режим питания; «отнять» - отменить став­шие ненужными назначения, применить лекарства или физические воздейст­вия, усиливающие выделения из организма всего лишнего. Греческая мифолгия также уделяет значительное место врачеванию и физическому развитию. Бог Аполон (сын Зевса и богине Лето), изображаемый высоким стройным юношей с лирой и луком, был отцом бога врачевания Асклепия. К роду асклепиадов причислял себя и Гиппократ- 17 потомок Эскулапа ( Т.Лисицская . Л.Сиднева 2002).

2. Классификация различных видов аэробики.                         

В общей сложности специалисты насчитывают около 200 различных про­грамма аэробики. Остановимся на общей характеристике основных видов.

Аэробика классическая (базовая).

Это наиболее распространенный, устоявший вид аэробики, представляю­щий собой синтез общеразвивающих гимнастических упражнений, разновидно­стей бега, скачков и подскоков, выполняемых под музыкальное сопровождение 120-160 ударов в минуту поточным или серийно-поточным методом. Упражне­ния выполняются на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону. Основная физиологическая направленность данного вида аэробики - развитие выносли­вости, повышение функциональных возможностей кардиореспираторной сис­темы

Специалисты выделяют базовую аэробику с низким (low impact) и высо­ким (high impact) уровнем нагрузки, некоторые авторы вводят и понятие сред­него уровня ( mix impact). первый рекомендуется для начинающих, третий- для подготовленных, второй - промежуточный вариант. В аэробику низкой интен­сивности входят довольно простые по координации шаги и соединения, что по­зволяет освоить «элементы школы» на хорошей правильной технике. Этот мо­мент важен для достижения положительного результата влияния упражнений на опорно-двигательный аппарат. Базовая аэробика высокой интенсивности со­держит большое количество беговых упражнений, скачков, подскоков. Повы­шается темп выполнения движений, удлиняются комбинации, усложняется хо­реография. Занятия, проведенные с низкой и высокой интенсивностью, в рам­ках тех понятий, как это принято в аэробике, не всегда дают представление о нагрузке на кардиореспираторную систему. Программа low impact, построенная на движениях с большой амплитудой (высоким подниманием колен при ходьбе и с широкоамплитудными движениями рук), может быть в той мере «нагрузоч­ной», как и программа high impact ( Т.Лисицская . Л.Сиднева 2002).

Степ-аэробика.

Степ-аэробика появилась в 90-х годах и быстро завоевала популярность. Уже в середине 90-х годов в США ею занималось около 9 млн. людей. В таких странах, как США, Германия, Дания, Швеция и др., степ-аэробика составляет около 50% от всех видов аэробики. Особенностью ее является использование специальной степ-платформы, производство которой стало развиваться с выхо­дом этой разновидности на «аэробическую сцену».

Платформа позволяет выполнять различные шаги, подскоки на нее и через нее в различных направлениях, ее можно использовать для выполнения упражне­ний для брюшного пресса, спины и др. Ярусное устройство платформы позво­ляет регулировать высоту, а следовательно, и физическую нагрузку. С ее по­мощью одновременно проводят занятия с людьми различной подготовленно­сти, т.е. индивидуализируют процесс. Подъем и спуск с платформы по интен­сивности приравнивают к бегу со скоростью 12 км в час. В основе степ-аэробики лежит, главным образом, хореография базовой аэробики, что не ис­ключает, однако, включение различных танцевальных стилей аэробики, сило­вой аэробики и других смешанных видов ( Т.Лисицская, Л.Сиднева 2002).

Слайд- аэробика.

В данном виде аэробики используется специальное полимерное покрытие и специальная обувь. Размер покрытия: 183 см в длину и 61 см в ширину. Уп­ражнения напоминают движения конькобежца. Научные исследования показа­ли, что занятия на «слайде» являются высокоинтенсивным видом оздорови­тельной тренировки. В процессе занятий развивается выносливость, координа­ция движений, чувство равновесия и общая ловкость, а также тонизируются мышцы ног, особенно приводящие и отводящие мышцы бедра. В повседневной жизни большинство видов движений человека совершается в сагиттальной плоскости по направлению вверх-вниз, вперед-назад. Фронтальная плоскость используется редко. Слайд-аэробика компенсирует этот пробел, при этом орга­низм испытывает минимальную биомеханическую нагрузку. За 30 мин трени­ровки на слайде у человека весом 68 кг сгорает около 250 ккал. (Лисицская, Л.Сиднева 2002).

Аква-аэробика.

Данный вид аэробики завоевывает все большую популярность во всем мире.

Водная среда создает специальные условия для выполнения движений, замедляется темп их исполнения, в одних случаях процесс исполнения облегча­ется, в других- усложняется. Различают аква - аэробику в неглубокой и глубо­кой воде. По степени нагрузки на кардиореспираторную систему и опорно- двигательный аппарат она может быть низкой, средней и высокой интенсивно­сти. Международная ассоциация водных упражнений рекомендует использо­вать различное специальное снаряжение:

- оборудование, обеспечивающее лучшую плавучесть ( пояса, жилеты, доски)

- различные отягощения, которые можно применять в воде;

- снаряжение для увеличения сопротивления. ( Т.Лисицская . Л.Сиднева 2002).

Аэробика с мячом.

Различные резиновые, набивные мячи традиционно использовались в ос­новной гимнастике и лечебной физкультуре. Мяч является одним из предметов в художественной гимнастике. В аэробике используется специальный пласти­ковый мяч диаметром от 35до 65 см. это вносит некоторый игровой момент в занятия, способствует тщательной проработке отдельных мышечных групп, хо­рошо воспитывает чувство равновесия, способствует улучшению осанки, со­вершенствованию межмышечной регуляции. (Т.Лисицская . Л.Сиднева 2002).

Аэробика со скакалкой.

Обратите внимание на маленьких детей, на их поведение. Ребенок только встает на ножки, еще держась за спинку кровати или мамины руки, и уже начи­нает подпрыгивать. Прыжки через скакалку позже становятся одной из люби­мых игр детей. Именно благодаря естественным формам движений аэробика со скакалкой (rope skipping) стала популярной в последнее время. Благодаря доступности движений, положительному влиянию на сердечно-сосудистую и ды­хательную системы, успешному развитию координации движений, общей лов­кости, скорости аэробика со скакалкой применяется при занятиях с детьми раз­личного возраста, подростками, при совместных занятиях детей с родителями. Проведение занятий под музыку значительно повышает к ним интерес детей, а использование различных композиций весьма эффективно на всевозможных показательных выступлениях, конкурсах, фестивалях и соревнованиях.

Популярность этого вида аэробики привела к созданию всемирной феде­рации world rope skipping federation. Большой популярностью в Европе пользу­ется шоу -группа «расти джамперс».

Основным содержанием аэробики со скакалкой являются различного рода скачки, подскоки, прыжки, выполняемые индивидуально, в парах и группой. Используются и простейшие акробатические элементы. Специфика упражне­ний определяется также применением различной длины скакалки: короткой, длинной, двух длинных. ( Т.Лисицская . Л.Сиднева 2002).

Аэробика с элементами боевых видов спорта.

Большой популярностью у молодежи пользуется также аэробика с эле­ментами бокса и кикбоксинга, ушу, дзюдо и т.п. благодаря скоростной работе мышц, высокой интенсивности занятий корректно и быстро происходит тони­зация мышц, развивается выносливость, ловкость, быстрота реакции, снимают­ся излишняя агрессивность, психическая напряженность. В рамках процесса оздоровительной тренировки с элементами бокса можно применять специаль­ные перчатки, груши. Наиболыней популярностью в настоящее время пользуют­ся кибо, тайчи, карате-аэробика. ( Т.Лисицская . Л.Сиднева 2002). ;

Интервальная аэробика.

Особое место в семействе аэробических программ занимает интервальная аэро­бика. В ней чередуется части аэробной и анаэробной направленности с опреде­ленными интервалами отдыха, которые могут быть пассивными и активными. Определяющим принципом интервальной тренировки является организацион­ная форма, при этом могут применяться средства как базовой, так и танцеваль­ной аэробики. Возможно создание программ для начинающих, подготовленных и хорошо тренированных. Это точно эффективная форма, позволяющая гармо­нично развивать силу, гибкость и выносливость. ( Т.Лисицская, Л.Сйднева 2002).

Виды аэробики с силовой направленностью.

Боди-шейпинг, боди-стайлинг, боди-кондиционная аэробика, программа для мышц живота, спины и ног , система таргет-тонинг - синонемы процесса оздо­ровительной тренировки с явной выраженной силовой направленности , но учитывающие основные закономерности построения урока аэробики: под музыку, поточным методом и др. В этих видах аэробики широко используются гантели, резиновые амортизаторы , эспандеры различной конструкции, медболлы (0.5 до 5 кг.), гимнастические палки различного веса (body bar). Совсем нёдавно появился новый вид - аэробика со штангой(ритр-аэробика), тренировочный эффект которой, без сомнения, высок, однако она доступна хорошо подготов­ленным людям. В России среди видов силовой аэробики большой популярно­стью пользуется шейпинг- отечественная система аэробики, запатентованная Прохорцевым, где хорошо разработаны системы тестирования физического развития человека, индивидуализации занятий и коррекции фигуры в зависимо­сти от модельных характеристик. Одной из последних модных направлений в силовой аэробики является программа Пилатеса. Это модернизированная про­грамма известного в конце 19 — в начале 20 века специалиста в области лечеб­ной физкультуры Йозефа Пилатеса. Первая его студия для больных детей была открыта в 1880 г. в Дюссельдорфе в Германии, затем много лет он работал в Англии. Пилатес разработал ряд тренажеров для инвалидов, которые не могли двигаться. Двадцать пять лет назад его метод был возрожден, и в настоящее время в США насчитывается около 500 «пилатес - студий». Новый бум метода Пилатеса начался с привнесением в его программу тренажеров, которые повы­сили эффективность упражнений. Универсальность тренажера позволяет про­водить как индивидуальные, так и групповые занятия.

Этот метод часто называют «методом звезд», его применяют такие зна­менитости, как Синди Кроуфорд, Клаудия Шиффер, и др. Цель - с одной сто­роны, укрепить мышечную систему, а, с другой стороны, улучшить гибкость; сделать живот плоским, улучшить осанку, снять стресс. Метод Пилатеса осо­бенно хорош для одновременного улучшения физической формы и психическо­го состояния. В основе данного интегративного метода (работают все мышцы без исключения) лежит гимнастическая программа. Базовая программа включает около 500 различных упражнений. Основные принципы данной системы:

- концентрация внимания;

- плавное, без пауз и остановок, выполнения движений;

- контроль за правильным выполнением;

- постановка правильного дыхания;

- централизация.

Упражнения выполняются обычно в положении сидя, лежа, в упорах (в партере), что позволяет избежать перенапряжение в суставах. Их могут выпол­нять люди любого возраста, которые не стремятся увеличить объем мышц или похудеть. Это прекрасный способ поддерживать хорошую форму.

Этим методом часто пользуются спортсмены и артисты балета. ( Т.Лисицская . Л.Сиднева 2002).

Йога-аэробика.

Представляем еще одну разновидность аэробики, соединившую в себе элементы восточной и западной культуры движений. Йога-аэробика - это вид аэробики, где асаны чередуются с элементами классической аэробики, движе­ниями кондиционной гимнастики. Сочетание статических поз, асан, и движе­ний, выполняемых в динамическом и стато-динамическом режиме - главная характерная особенность йога-аэробики. Процесс занятий приносит хороший оздоровительный эффект благодаря активному включению психики, концен­трации внимания занимающихся на работе мышц деятельности внутренних ор­ганов. ( Т.Лисицская . Л.Сиднева 2002).

Циклическая аэробика.

Так можно назвать целую группу аэробических программ, где в основном ис­пользуются не гимнастические или танцевальные упражнения, а циклические виды физической активности, которые выполняются под музыку с различными гимнастическими «добавками» (в основном, с движениями рук и туловища). Прежде всего это сайкинг-аэробика, которая завоевала большую популярность в мире.

Фантазии тренеров и специалистов в аэробики неиссякаемы. Уже и велосипед стал аэробным тренажером. Американский велосипедист Джонни Голдберг разработал систему тренировки названную спиннинг (Spinning), или сайклинг (Cycling). Он создал облегченный велосипед, который можно использовать в закрытых помещениях. Около 45 мин (а для подготовленных 90 мин) беспрерывного кручения педалей под музыку с различными «добавками» руками по­зволяют изрядно попотеть, похудеть, улучшить кондицию и тонус мышц. В настоящее время в США разработаны программы, в которых используются гребные тренажеры (Rowing) и беговые дорожки (Treadmills). Последние, не­смотря на дороговизну (их стоимость около 10 тыс долларов), стали широко внедрятся крупными фитнес-клубами в России. Они позволяют широко дозиро­вать нагрузку на сердечно-сосудистую систему. Циклическая аэробика при­влекла и мужской контингент к занятиям аэробикой.

Круговая аэробика.

В основе данной программы лежит также одна из организационных форм фи­зической подготовки, разработанной в спорте, - круговая тренировка. Предпо­лагается прохождение нескольких «станций» и выполнение на них упражнений или серий упражнений. Основная направленность круговой оздоровительной тренировки - воспитание силы, силовой выносливости и общей аэробной работоспособности. ( Т.Лисицская . Л.Сиднева 2002).

Активная йога (Power Yoga).

Наряду с йога-аэробикой в последнее время стала популярна активная йога. Асаны строго объединены в соединения (своеобразные блоки) и выполняются без пауз отдыха под спокойную музыку. В структуре занятия соблюдаются тра­диционные правила: разминка, основная часть занятий активной йогой. Данный тип занятий является одним из основных в концепции аэробических программ для тех, кому за 50 лет (50 Plus). ( Т.Лисицская . Л.Сиднева 2002).

Комплексные виды аэробики.

Все чаще в практике мы встречаемся с комплексным подходом к созданию аэ­робических программ, получившим в США название верса - тренинг (Versa Training).

К наиболее распространенным вариантам относится такое сочетание: основная форма (Basic class format) - 20 мин аэробной тренировки, 20 мин - силовой, 20 мин стретчинг (от англ. - растяжка).

Популярны степ - аэробика с включением танцевальных форм, с отягощениями вплоть до штанги; базовая аэробика, включающая силовую часть с гантелями, резиновым амортизатором; базовая аэробика в соединении с круговой и др. Среди новинок следует отметить программу НИА (NIA), которая соединила в себе элементы восточной и западной культуры движений: джазового танца, танца «Дункан», тайчи, таэквондо, айкидо, йоги.

Еще один вид комплексной аэробики - тера-аэробика (Therarobics). Этот вид появившийся на горизонте фитнес-бизнеса несколько лет назад, представляет собой программу, активно воздействующую на сердечно - сосудистую систему, построенную, в основном, на хореографии классической аэробики в системе Low Impact. Использование специального амортизатора (терасета), фиксируемого одновременно на руках и ногах, позволяет решать проблемы силовой тренировки. ( Т.Лисицская . Л.Сиднева 2002).

Фитнес-аэробика

В последние годы все наиболее популярной становится фитнес-аэробика, дос­тупная детям и взрослым. Развитием и популяризацией этого вида спорта зани­мается международная организация FISAF. Проводятся чемпионаты мира и Ев­ропы, международные турниры среди детей, подростков и взрослых. Программа соревнований состоит из трех наминаций:

• классическая аэробика

• степ - аэробика

• танцевальная аэробика - фанк/хип-хоп.

Упражнения длительностью две минуты выполняются 5-8 спортсменами на площадке 12x12 м. Упражнения оцениваются тремя судейскими бригадами (первая бригада оценивает технику, вторая артистичность, третья, состоящая из судей специалистов, - соответствие композиции данному виду). ( Т.Лисицская . Л.Сиднева 2002).

Спортивная аэробика.

Спортивная аэробика как вид спорта представляет собой некий синтез элемен­тов гимнастики, акробатики, базовой аэробики и танцев. Еще в США в 1983 го­ду Говард и Карен Шварц разработали требования к соревновательным упраж­нениям и правила соревнований, приложив много усилий при популяризации этого нового вида спорта. Вместе с ведущими спортсменами Америки они ока­зали существенную помощь по проведению семинаров и популяризации спор­тивной аэробики в СССР.

В 1991 году Американская ассоциация аэробики в Сан-Диего провела первый чемпионат мира. А с 1995 г. развитием спортивной аэробики занимаются ФИЖ и УЕЖ, которые разрабатывают правила и положения соревнований, организу­ют и проводят официальные чемпионаты мира, Европы и другие международ­ные турниры.

В спортивной аэробики существуют следующие категории: индивидуальные упражнения женщин, индивидуальные упражнения мужчин, парные упражне­ния (смешанные пары), трио (в любом сочетании мужчин и женщин), команда (группа) - 6 спортсменов (в любом сочетании мужчин и женщин). В комби­нации длительностью 1 мин 45 с спортсмены должны продемонстрировать сле­дующие элементы: прыжки, махи, упражнение на равновесие, гибкость, сило­вые элементы динамического и статического характера. Упражнения выполня­ются под музыку 135- 150 ударов (акцентов) в минуту. (Лисицская Т. Сйднева Л. 2002).

3. Структура занятий аэробикой.

На практике мы встречаемся с разными видами занятий, которые определяются целевыми задачами: развитием выносливости, силы, гибкости, координации движений, профилактикой различных заболеваний и пр. В зависимости от це­левой задачи и организационной формы можно условно выделить несколько типов уроков:

• обучающий тип, свойственный оздоровительной тренировке для начинающих;

• контрольный, на котором осуществляется тестирование занимаю­щихся;

• тренировочный, при построении которого важное значение имеет соблюдение принципа биологической целесообразности;

• однонаправленный тип занятия, где в основном решается одна ос­новная задача. Например, программа классической «аэробной аэробики», направленной на воспитание выносливости, основным содержанием ко­торой будут различного рода шаги, скачки, подскоки, организованные в комбинации по методу сложения, блока и др. К данному типу можно отнести и программы с силовой направленностью, где используется эспан­дер или отягощения;

• комплексные типы занятий, где одновременно решаются задачи развития выносливости и силы, выносливости и гибкости и др. Например, соединение блоков, в одном из которых применяется классическая аэро­бика (или танцевальная), а в другом силовая;

• комбинированные типы уроков, в которых одновременно (а не в разных блоках) используются различные виды аэробики, например степ и памп - аэробика, резист-А-бол и отягощения (гантели) или резиновый эс­пандер и т.п.;

• групповые занятия;

• индивидуальные занятия.

Любое занятие подчиняется законам, традиционно сложившимися в фи­зической культуре, и состоит из подготовительной (разминка), основной и за­ключительной частей. Каждая часть состоит из нескольких блоков, которые, в свою очередь, подразделяются на комбинации («Комби»), соединения и эле­менты. (Филиппова Ю.С. 1995)

Структура занятия - не некая застывшая схема, она может видоизменяться в за­висимости от целей, задач, вида аэробики. Большое влияние оказывает тип урока и, в первую очередь, однонаправленность его (например, только кардио или силовой урок) или комбинировать (на выносливость и силу).        

Ниже приводится структура урока, в котором первейшая задача - влияние на кардиоресператорную систему, воспитание выносливости.

Подготовительная часть.

Задача данной части урока - подготовка организма к последующей работе. В процессе разминки повышается температура тела, развертывается деятель­ность сердечно-сосудистой , дыхательной и других систем организма. Важное значение имеет подготовка опорно-двигательного аппарата. К тому же в этой части урока осуществляется психологический настрой к предстоящей работе.

Темп музыки в подготовительной части не превышает 124-136 ударов в минуту. Разминка составляет около 10-15% от продолжительности всего занятия (если длительность урока 60 мин, разминка составит 10-15 мин). Упражнения, применяемые в разминке, должны воздействовать по возможно­сти на большие группы мышц, повышать температуру тела до 38.5-39°С.

Чтобы в дальнейшем избежать травмы, следует включать так же упражнения на растягивание с небольшой амплитудой. Исключаются резкие маховые движе­ния, которые могут привести к микротравмам мышц.

Важное значение имеет правильный подбор упражнений и их дозировка. Слишком большая интенсивность в разминке может привести к образованию углекислоты в мышцах, что негативно скажется на дальнейшей тренировке. За­нимающийся при этом может почувствовать усталость после разминки. Слиш­ком малая интенсивность, в свою очередь, не приведет организм к готовности приступить к основной части урока.

Важный аспект - это воздействие на суставы. Уже в разминке следует вы­полнить ряд упражнений, которые улучшат подвижность в суставах, однако цель развития подвижности в данной части урока не ставится. Упражнения на растягивание выполняются с оптимальной амплитудой, исключая какие-либо боли в суставах. Важно соблюдать при этом принцип индивидуализации, так занимающиеся обладают различной степенью гибкости и то, что оптимально для одних, неприемлемо для других. Особое внимание уделяется голеностоп­ному, коленному и плечевому суставам. Обычно стретчинг (его часто называют предстретчингом) выполняется в конце разминки.

В подготовительной части урока применяются различные движения базовой и степ-аэробики, танцевальных форм и т.п., которые несложны по координации и обеспечивают «втягивающий» режим.

Возможен и другой вариант. Так как темп выполнения упражнений в разминке не велик, то можно разучить новые элементы, используя метод расчленения (только осваивая работу ног или рук в замедленном темпе) и затем использо­вать наработанные навыки в основной части уже в темпе и с интенсивностью, позволяющей удерживать этот высокий темп урока и активно воздействовать на кардиореспираторную систему.

Первый блок в подготовительной части включает в себя упражнения локально­го и регионального характера: для мышц шеи, малоамплитудные движения ту­ловищем, изолированные движения для таза, бедер. Чаще всего это отдельные элементы, не объединенные в соединения и комбинации и прорабатывающие отдельные мышцы или группы мышц сверху вниз (от головы к ногам) или сни­зу вверх (начиная с ног и заканчивая головой). Основной метод проведения уп­ражнений в этом блоке - линейный. Второй блок - это упражнения для всего тела: степ-тач, степ-тач с руками, малые ланджы. Не рекомендуется выполнять грейп и другие элементы с сильным продвижением. Возможно выполнение комбинаций, элементы которых будут являться содержанием основной части, но в облегченном варианте, в более спокойном темпе, без скачков и подскоков, движений руками и т.п. Это так называемы «эффект репетиции» облегчит пра­вильное освоение комбинаций основной части.

Третий блок - предстретчинг. Это упражнения на растягивание небольшой ам­плитуды в положении стоя.

Основная часть.

Основная часть - важная часть урока аэробики. Продолжительность ее достав­ляет 15-30 мин. (до 45 мин.) Лишь после 20 мин интенсивной работы начинает происходить активное энергообеспечение за счет жирового обмена, что способ­ствует снижению веса тела. Темп музыки во время аэробики Low Impact со­ставляет в среднем 128-152 ударов в минуту, в программах High Impact - до 160 ударов в минуту. Именно кардиоблоки способствуют улучшению деятельности кардиоресператорной системы и уменьшению содержания жирового компонен­та тела.

В основной части выделяется несколько блоков. Это так называемый «аэроб­ный разогрев» - блок, в котором выполняются элементы, типичные для хорео­графии аэробики средней интенсивности: Step-touch, Step-tap, Step-heel, джо­гинг с возрастающей амплитудой движений.

Следующий блок - пиковый. Это блок с наибольшей кардионагрузкой. Основ­ными средствами являются: кики, бег с движениями руками, скачки и прочие элементы «аэробной хореографии» высокой интенсивности. Задача последнего блока основной части (cool-down) — постепенное снижение физической нагрузки, темп музыки становится 124-136 ударов в минуту. В третьем, блоке нагрузка постепенно снижается, однако пульс остается в зоне ЧССраб. Постепенное снижение нагрузки осуществляется за счет уменьшения амплитуды, темпа (темп музыки становится 124-136 ударов в минуту) или за­мены в комбинации более интенсивных элементов на менее нагрузочные. Сле­дует, однако, помнить, что на протяжении всего кардиоблока ЧСС должна ос­таваться в зоне 60-80% от ЧССмакс. И именно в этой зоне частота пульса может слегка повышаться и снижаться, достигая максимальной в пиковом блоке.

Заключительная часть.

Заключительная часть урока включает упражнения на гибкость, которые выполняются обычно в положении лежа, сидя на полу (в партере). Программу упражнений на гибкость следует строить со сбалансированной нагрузкой на все суставы. Особое внимание обращается на растягивание мышц, участвующих в предыдущей работе. Это икроножная, комбаловидная мышцы, четырехглавая мышца бедра и мышцы разгибатели бедра.

Не следует забывать об упражнениях на расслабление. Движения с рас­слаблением используются как в действиях рукам, туловищем, так и в крупных элементах движения (например, в наклонах). Неумение расслабляться, излиш­няя скованность является прежде всего признаком плохой координации движе­ний. С физиологической точки зрения конкретными причинами этого могут быть тоническая напряженность, недостаточная скорость расслабления мышц. Возможно выполнение упражнений на расслабление в партере (лежа, сидя) по­сле последующего короткого напряжения отдельных мышечных групп. Напри­мер, в положении лежа на спине надавить пятками о пол (3-8 с) и затем рассла­бить мышцы, учувствовавшие в статическом напряжении. Различного рода по­тряхивания руками, ногами также способствуют расслаблению и более быст­рому восстановлению после физической нагрузки.

Не исключается применение психорегулирующей тренировки, а также дыхательных упражнений.

В начале прошлого века значение дыхательной гимнастики во многом преувеличивалось. Считали, что с ее помощью можно решить многие задачи оздоровления и повышения функциональных возможностей. Если использовать дыхательные упражнения как основное средство оздоровительной тренировки, то легочное дыхание усиливается вне связи с реальными потребностями орга­низма в кислороде. Наступает дискоординация функции внешнего дыхания и остальных звеньев дыхательной цепи. Перенасыщение организма кислородом может привести и к отрицательным изменениям в состоянии здоровья. Значи­тельная гипервентиляция легких в покое ведет к вымыванию углекислоты (гипокарнии), что, в свою очередь, может привести к сужению сосудов мозга и го­ловокружениям.

Однако специальные упражнения на дыхание в умеренной дозировке и в нужном месте в структуре урока могут быть полезны и применены с различны­ми целями:

• для обучения произвольному управлению дыхательным актом;

• для увеличения силы дыхательных мышц;

• для увеличения подвижности грудной клетки;

• для увеличения жизненной емкости легких.

Возможно применение элементов тай чи. Тай чи представляет собой дви­жения, которые напоминают танец. Упражнения способствуют переходу в уравновешенное состояние благодаря рациональному сочетанию плавных дви­жений с определенным ритмом дыхания.

Использование специального оборудования для релаксации (например, видео с пейзажами в голубых и зеленых тонах, ионизаторов воздуха, ароматерапии, регуляторов уровня освещения) будет способствовать лучшему восста­новлению занимающихся после интенсивной нагрузки.

Продолжительность заключительной части урока составляет около 10 мин. Темп музыки спокойный - 90 - 100 уд/мин. ЧСС постепенно снижается до 90 - 110 уд/мин.(Филиппова Ю.С. 1995).

4. Использования скакалки на занятиях аэробикой.

Название «skipping» происходит от английского «Скип » -прыгать, под­прыгивать. В США и Европе вместе с модой на здоровый образ жизни скиппинг приобрел популярность и развивается как вид спорта с 80-х годов уже прошлого века.

Прыжки через скакалку, никогда не станут Олимпийским видом спорта. Никто, даже самый большой любитель этой формы двигательной активности, не сможет назвать ее спортом. И тем не менее это одно из самых эффективных вспомогательных упражнений. Оно совмещает в себе эффективность аэробного длительного непрерывного бега, атлетическую мощь различных прыжков и прыжковых специальных упражнений, эстетичность танцев и напоминает нам об увлечениях детства. Еще в конце прошлого века в Англии боксеры исполь­зовали прыжки через скакалку для разминки, укрепление мышц ног, улучшение координации и подвижности стоп; они помогали развитию как аэробных, так и анаэробных возможностей организма. И сегодня боксеры используют прыжки через скакалку, с той лишь разницей, что в наши дни арсенал выполняемых с нею движений намного расширился. Сюда добавились прыжки с поворотами. Прыжки через скакалку используют в своей тренировки многие футболисты и баскетболисты, считая, что такие упражнения не только помогают им научить­ся расслаблению, но и дают тренировочный эффект. По мере того как они вра­щают скакалку с постоянной скоростью, а сами прыгают через нее с такой ме­тодичностью и точностью, словно ходики настенных часов, скакалка касается пола все время в одном и том же месте, в одной и той же точки, минута за ми­нутой, и так в течении часа без единого перерыва. (Лисицская Т, Сиднева Л.2002).

Прыжки через скакалку могут служить единственной формой аэробных упражнений или дополнять и разнообразить другие. Однако занятия этим ви­дом двигательной активности предъявляют достаточно высокие требования к организму, поэтому надо тренироваться в прыжках по крайне мере 2 раза в не­делю, иначе вы не сможете прыгать в течение достаточно продолжительного времени, чтобы добиться тренировочного эффекта, и, таким образом, подобные занятия не станут подспорьем при тренировке в других видах спорта.Преимущества работы со скакалкой:

• Прыгая вы можете сжигать до 1000 ккал в час. При такой трениров­ке увеличивается частота пульса, а нагрузка на суставы приходится совсем небольшая.

• Прыжки развивают гибкость, осанку, чувство равновесия и коорди­нацию движений

• Упражнения со скакалкой позволяют эффективно прорабатывать икры, плечи, мышцы рук и брюшного пресса.

• Это лучший способ разминки и заминки при силовых тренировках Со скакалкой можно заниматься практически везде. (Шарабарова И.Н.1991)

Разминка.

Время занятий: 7 минут.

Для начала разомнитесь без скакалки - минуту делайте прыжки на месте. Далее растягиваем по порядку все группы мышц:

Икроножные мышцы и ахилловы сухожилия. Лежа на спине, поднимите ногу, накиньте на пятку скакалку и осторожно потя­ните ногу на себя. Затем встаньте, сделайте шаг назад, поставьте пятку на пол и чуть наклонитесь вперед.

Упражнения для растягивания передней поверхности бедра: лежа на животе накиньте скакалку на правую лодыжку. Обе ручки возьмите в правую руку и мягко подтяните пятку к ягодицам.

Упражнения для растягивания ягодиц и мышцы задней поверхности бедра: лежа на спине подтяните левое колено к груди. Сложите скакалку попо­лам и накиньте ее на голень. Мягко потяните скакалку на себя.

Упражнения на широчайшие и косые мышцы. Возьмите в руки скакалку и поднимите их вверх. Сделайте наклон в одну сто­рону, затем - в другую.

Упражнения для растягивания ягодиц и мышцы задней поверхности бедра: лежа на спине подтяните левое колено к груди. Сложите скакалку попо­лам и накиньте ее на голень. Мягко потяните скакалку на себя.

Упражнения на все группы мышц. Одновременно выполняйте вращения скакалкой и приседания в пол амплитуды.

Упражнение делаем в течение одной минуты.

Базовые движения.

1. Готовность номер один.

Скакалка находится сзади. Руки вытяните перед собой, чтобы полностью расправить скакалку.

2. Исходное положение.

Встаньте прямо. Смотрите прямо перед собой. Руки чуть согните в лок­тях, кисти разведите в стороны на расстояние 15 - 20 см от бедер. Начинайте вращать скакалку

3. Вращение.

Делайте небольшие вращательные движения запястьями. Руки и кисти при этом должны остаться при этом практически неподвижными. Слишком широкие движения руками - это самая распространенная ошибка, которую со­вершают новички. Старайтесь держать руки как можно ближе к корпусу.

4. Прыжки.

Мягко приземляйтесь на подушечки стоп. Пятки ни в коем случае не должны касаться пола. Подпрыгивайте невысоко, максимум на пару сантимет­ров. Этого достаточно, чтобы не мешать вращению скакалки. Последняя долж­на слегка задевать об пол - чтобы не замедлялся ритм.

Комплекс упражнений со скакалкой

1. Вращения скакалки.

Это упражнение хорошо делать в перерыве между другими - так вы смо­жете заниматься без остановки полчаса подряд. Оно не позволит остыть вашим мышцам. Возьмите обе ручки в правую руку и начните вращать скакалкой сначала с правого бока, после чего попробуйте описывать ею «восьмерки», вращая скакалкой то слева, то справа.

Переложите ручки в левую руку и продолжите упражнение. Затем возь­мите скакалку обеими руками и повторите все вращения еще раз. Чтобы перейти к прыжкам, просто разведите руки в стороны - и начинайте прыгать.

2. Прыжки с приземлением на две ноги.

• Простые (одиночные): ноги сведите вместе, от пола отталкивайтесь носками. Одно подпрыгивание - один оборот скакалки.

• Двойные: два подскока должны приходиться на один оборот ска­калки. Эти прыжки более медленные, поэтому переходите на них, когда чувст­вуете, что пришла пора восстановить дыхание.

• В стороны: попробуйте поочередно прыгать вправо и влево.

• Вперед - назад: поочередно перемещайтесь взад и вперед.

• Ноги врозь - ноги вместе: приземляясь во время прыжка, рас­ставьте ноги на ширину плеч. При следующем приземлении снова соедините ноги.

3. Прыжки со сменой ног.

• С ноги на ногу: поочередно делайте подскоки на правой и на- левой ноге, как будто бежите на месте. Кстати, только такая техника позволяет двигаться с большой скоростью - более 150 подскоков в минуту.

• С подниманием колена: упражнение аналогично прыжкам с но­ги на ногу, однако здесь необходимо поднимать колено до уровня пояса. Это отличное упражнение для мышц брюшного пресса.

• Скольжение: делайте маленькие шажки, перенося вес тела с но­ги на ногу.

Список использованной литературы.

1. Лисицская Т, Сиднева Л. Аэробика.Теория и методика/Т.Лисицская, Л. Сиднева// М.: Федерация аэробики России, 2002.-232 с.

2. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия/ К.Купер // М.: Физкультура и спорт, 1989.-224с

3. Шарабарова И.Н.Упражнения со скакалкой/ И.Н. Шарабарова// 'М.: Советский спорт, 1991.-5 с.

4. Филиппова Ю.С. Оздоровительная аэробика/ Ю.С. Филиппова// Н.: 1995.- 12с.

5. Горцев Г. Аэробика. Фитнесс./ Г.Горцев // М.: Вече, 2001.-5с.

6. Физическая культура в школе // Научно-методический журнал 2005.№ 8. - С.46 - 50

7. Физическая культура в школе// Научно-методический журнал.- 2006. №7.- С 38-40

9. Шейберг Л, Байер К. Здоровый образ жизни/ Л. Шейберг, К. Байер /ГМ.: Мир, 1997. 368с

10. Иванова О.А. Аэробика плюс сила и гибкость: физкультура для всех / О.А. Иванова , Л.М. Дикаревич . // Здоровье. - 1993. - № 1. - С.42-43

11. Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий/ Е.С. Крючек // М.: Пресс,2001. - 64 с.

12. Эдвард Т. Хоули Б. Оздоровительный фитнес/ Т.Эдвард, Б.Хоули// М.: Мир, 1997. 234с

13. Москатова А.К. Гармония здоровья / А.К. Москатова // М.: 1999.60с

14. Казьмин В.Д. Дыхательная гимнастика / В.Д. Казьмин// Ростов.: Феникс , 2000. 248с

15. Хоули Эдвард Т, Дон Френке Б . Оздоровительный фитнес/ Т. Хоули Эдвард, Б. Дон Френке// Киев, 2000. 367с

16. Барышникова Т. Азбука хореографии / Т. Барышникова // М.: Физкультура и спорт, 1984. 272с

17. Сиднева Л.B, Гониянц С.А . Оздоровительная аэробика/ Л.B. Сиднева, С.А. Гониянц// М.: 2000. 74с

18. Лисицская Т.С. Гимнастика и танец./ Т.С. Лисицская // М.: Советский спорт, 1987. 160 с

19. Никитин В.Н. Энциклопедия тела: психология, педагогика, театр, танец, спорт/ В.Н. Никитин// М.: Алетейа, 2000 624с

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.