Использование технических средств в учебно-тренировочном процессе юного горнолыжника, часть 1.
- Details
- Hits: 17685
Содержание.
ВЕДЕНИЕ
1. Специфические особенности воздействия занятий горными лыжами на организм
2. Анатомно-физиологические и психические особенности детей 7-10 лет
3. Особенности тренировочного процесса юного горнолыжника на начальном этапе обучения
4. Особенности применения технических средств в процессе подготовки юного горнолыжника
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение.
В настоящее время перед нашим государством достаточно остро встает вопрос о проблемах здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. Эти проблемы неоднократно обсуждались общественностью, специалистами различных сфер деятельности, средствами массовой информации. И поэтому, не смотря на изученность, вопросы, связанные с начальным обучением двигательным умениям и навыкам, по-прежнему актуальны.
Среди различных массовых видов спорта на наш взгляд, горнолыжный спорт у нас в стране пользуется все большей и большей популярностью. Им увлекаются и взрослые, и дети. У каждого свои цели, свои задачи - одни мечтают стать чемпионами, других влечет сказочный мир снега, солнца, чистый горный воздух и головокружительные спуски с гор. Горные лыжи сочетают возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность, эмоциональную притягательность снежных гор.
Актуальность проблемы физической подготовки юных горнолыжников 7- 10 лет представляет собой воспитание физических качеств, способностей необходимых в спортивной деятельности. Спортсмен горнолыжник должен в этом возрасте приобрести, прежде всего, тот фундамент физических качеств, который будет основой в его спортивной дальнейшей деятельности: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Чем раньше и лучше мы подготовим юного спортсмена к специфике горнолыжных движений, тем легче пойдет дело на склоне, быстрее наступит прогресс и тем больше удовлетворение, он будет получать от каждого катания.
При подготовке юного горнолыжника необходимо совершенствовать учебно-тренировочный процесс. Тренер должен ограничиваться такой учебно- тренировочной работой, которая развивает нервно-мышечный аппарат юного горнолыжника и не более. И совершенно бесполезно, как часто случается на практике, навязывать спортсмену тренировочные нагрузки, превышающие его физические возможности, что ведет к мускульной гипертрофии, препятствующей дальнейшему развитию его как горнолыжника. Следует иметь в виду, что техническое совершенствование всегда должно сопровождаться функциональным развитием и укреплением мышечно-связочного аппарата молодого спортсмена.
Большое значение в дополнение к занятиям горнолыжным спортом, является такая общефизическая подготовка, которая содействовала бы улучшению физических качеств подростка. Она должна, в частности включать бег, кроссы в лесу, другие формы движений, способствующие увеличению дыхательного обмена юного организма и преобразованию формы грудной клетки из цилиндрической в треугольную. Кроме того, следует выполнять такие упражнения, как прыжки, бег вверх по ступенькам, упражнения на координацию, метание различных предметов. Все это не только способствует развитию функциональных и мышечных возможностей, но и стимулируют личную инициативу ребенка.
Несомненно, все выдающиеся спортсмены добиваются высоких результатов в избранном виде спорта различными методами, средствами и способами. Одним из методов развития силы, ловкости, координации и достижения высоких результатов в тренировочном процессе, спорте является применение технических средств и их целенаправленность.
Юные спортсмены овладевают техникой физических упражнений, характерных для избранного вида, а также техникой смежных и дополнительных видов спорта. Большинство специалистов склонны считать, что в программу занятий этапа начальной специализации следует включать специализированные комплексы упражнений, развивающие физические качества: силу, скорость, ловкость, быстроту и совершенствующие техническую основу движений (В.Г.Алабин, Ю.В.Катуков, В.П.Филин). Применение технических средств в этот период поможет улучшить диапазон специальных двигательных действий в подготовке юного горнолыжника.
1. Специфические особенности воздействия занятий горными лыжами на организм.
Горные лыжи являются уникальным видом физических упражнений и относятся к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом.
«Спорт прекрасный и стремительный». Эти выразительные слова принадлежат англичанину А.Луну, одному из основоположников спортивных горнолыжных правил (Ценин Ю.К., 2000).
Вообще, описания горнолыжного спорта полны романтики. И это естественно: ему придают очарование снежные горы, вихревые спуски, покорение человеком непривычной стихии снега и скорости, приближающей его к полету. Пропагандисты горных лыж издавна воздавали ему хвалу за то, что они способны буквально преобразить человека. От стремительных движений и чистого воздуха грудь расширяется, кровь струится бодро, проходит живой обмен веществ, повышается аппетит, все мышцы, особенно ног, рук, грудные и брюшные укрепляются. Глаза молодых лыжников и лыжниц искрятся. Они быстро замечают склон, быстро иногда в одно мгновение, определяют направление и скорость движения, учатся быть храбрыми и рассудительными (Ценин Ю.К., 2000).
Исследования физической подготовки юных горнолыжников 7-10 лет потребовало изучение большого круга разнообразной литературы: медицинской, педагогической, спортивной, а также литературы по горнолыжному спорту. Так, например: в книге « Лыжи будущего» авторы Франко и Марио Кателли пишут о том, что горнолыжный спорт в последнее время поднялся на высокий уровень, но достичь больших вершин возможно лишь только с помощью рационально построенной тренировки, хорошей физической подготовленности и хорошей спортивной техникой. Далее они пишут, что движения, которые приходится выполнять горнолыжнику, прежде всего в слаломе и слаломе-гиганте настолько сложны и быстротечны, что различать их особенности визуально даже отличному тренеру практически невозможно. Поэтому, они считают, что в первую очередь необходимо применять корректные с точки зрения биомеханики способы кинематографической съемки целого, провести качественный и количественный анализ движений горнолыжника. Именно поэтому мы оцениваем их работу не как поверхностное изыскание, а как фундамент последующего прогресса в технике горнолыжного спорта.
Занятия горными лыжами требуют от начинающих внутренней активности, заставляют думать, анализировать, быстро и правильно реагировать на меняющуюся обстановку - в этом сущность подлинного мастерства.
Анализируя физиологические изменения при работе горнолыжника на организм нужно сказать о двигательной деятельности горнолыжника.
Сложная система мускулов-антагонистов, сгибателей и разгибателей, позволяет лыжнику выполнить все движения в трех плоскостях: одной горизонтальной и двух вертикальных. Лыжник может смещать как отдельные части тела относительно друг друга, так и центр тяжести тела вперед-назад, влево - вправо, вверх-вниз. Он может совершать все эти движения за счет суставов спины, таза, коленей и голеностопов.
Мышцы и суставы позволяют лыжнику передавать вращательные импульсы тела и ног на лыжи (Ценин Ю.К., 2000).
Под влиянием тренировки у горнолыжников хорошо развивается сила мышц, хорошо развиты тазобедренные суставы, позволяющие совершать движения во всех направлениях.
Подводя итог, следует сказать, что анатомия человека объективно позволяет, во-первых, совершать на лыжах множество движений, свободно перемещать тело вперед, назад, вверх, вниз, в стороны, смещать центр тяжести при нарушениях равновесия, активно и независимо работать ногами. Во-вторых, надо тренировать и укреплять свои суставы и мышцы, чтобы они привыкли к специфической работе на горнолыжном склоне. Нервная система, мышцы, суставы должны адаптироваться к новым условиям, сформировать новые рефлексы.
Горные лыжи нередко называют спортом космонавтов. В этом есть большая доля истины. Так их называют не за «космические» скорости, не за облачные траектории горных спусков и не за то, что спорт этот принято считать «героическим», хотя, как известно, на горных лыжах успешно катаются и пятилетние дети, и седобородые старцы. Космонавты любят этот вид спорта и считают его своим за те прекрасные качества, которые он развивает в людях.
Прежде всего, это великолепный координатор всех систем организма человека: нервной, мышечной, кровеносной. Занятия горнолыжным спортом тренируют вестибулярный аппарат, вырабатывается скоростная реакция и выносливость, делают человека сильным и ловким, неизмеримо повышают его работоспособность. Каждое занятие, каждый выход на гору - это праздник, это радостное событие, которое долго помнится, и хочется, чтобы оно повторилось. Вот почему правду говорят: кто хоть один раз встал на горные лыжи, тот никогда уже с ними не расстанется.
Горные лыжи благоприятно влияют на сердечно - сосудистую систему. Систематическая физическая тренировка усиливает функцию сердца и доводит систолический объем до 90-110 мл в покое, а при очень больших нагрузках 150 и даже 200 мл. Частота сердечных сокращений при этом увеличивается. Сердце имеет десятикратный резерв мощности. Основное различие между тренированным и нетренированным человеком заключается в том, что у спортсмена при легкой нагрузке повышается ударный выброс крови, то есть сердце работает экономичнее (Хрипкова Л.Т., 1988). Таким образом, в результате занятий горными лыжами в сердечно - сосудистой системе происходят положительные изменения (в виде усиления сократительной способности мышечной стенки сосудов и улучшение работы сердца), которые ведут к более быстрому транспортированию крови, насыщенной кислородом, к периферическим участкам тела и внутренним органам, что способствует активизации общего обмена веществ.
Однако нужно помнить, что сердечно - сосудистая система ребенка 7-10 лет еще не готова к большим физическим нагрузкам. Сердечная мышца еще не приспособлена к усилиям высокой интенсивности и поэтому тренер должен знать физические возможности детей и в соответствии с этим выбирать нужные упражнения. Спортивная практика в этом возрасте не должна носить в основном соревновательный характер, предпочтительны игровые формы тренировки.
Механизм положительного воздействия горных лыж на органы дыхания заключается в активной тренировке дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки, легочной вентиляции, жизненной емкости легких, потребления кислорода кровью. Большой положительный эффект идет еще из-за того, что занятия в основном проходят на свежем воздухе.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что горные лыжи являются эффективным средством укрепления и развития дыхательной системы.
Выполнение различных движений руками и ногами вовлекают в работу почти все мышцы тела, сила и эластичность мышц, гибкость и подвижность суставов, способность поддерживать динамическое равновесие, все это способствует гармоничному развитию мускулатуры. Но, однако, нужно помнить, что скелетная система ребенка 7-10 лет, особенно на уровне суставных хрящей, проходит стадию активного развития, в течение которой кости и суставы еще не достигли необходимой прочности для перенесения большого физического напряжения. Очевидно, что у детей этого возраста еще недостаточно развиты скелетно - мышечный аппарат и функциональная система для того, чтобы активно участвовать в состязаниях. У ребенка восьмилетнего возраста начинают развиваться некоторые двигательные качества, но не всегда они могут проявиться в сложных упражнениях, которые не под силу еще хрупкому костно - мышечному аппарату. Главный недостаток в этом возрасте - неразвитое чувство равновесия. И тренер должен улучшить это качество с помощью соответственно подобранных упражнений, чтобы ребенок освоился с лыжами, и, прежде всего, легко передвигался на как бы удлиненных более чем на метр ногах.
Следует заметить, что у детей до девяти лет, несмотря на недостаточное физическое развитие для ведения столь активной деятельности, как выступление в соревнованиях по горнолыжному спорту, обычно проявляется тенденция превзойти свои психофизиологические возможности. Это может привести к переутомлению и нарушению возрастного созревания ребенка. В связи с этим тренер должен знать физические возможности детей и в соответствии с этим выбирать такие упражнения, которые наиболее эффективны на том или ином этапе роста юного горнолыжника.
Регулярные занятия горными лыжами являются мощным фактором воздействия на нервную высшую деятельность.
Свежий горный воздух уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, улучшает кровоснабжение мозга.
Свежий воздух благоприятно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает напряжение и утомление. После занятий на свежем воздухе человек легче засыпает, крепче спит, у него улучшаются внимание, память (Озолин Н.Г., 2002).
Рассмотрев оздоровительное воздействие занятий, горные лыжи благоприятно влияют на сердечно - сосудистую, дыхательную, нервную системы и опорно-двигательный аппарат. Кроме того, нужно отметить, что систематические занятия горными лыжами являются эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур. К тому же, происходящие изменения в крови повышают защитные свойства иммунной системы, увеличивая сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям.
Отсюда следует, что в результате занятий горные лыжи оказывают разностороннее положительное воздействие на организм. В оздоровительных целях горные лыжи доступны и полезны практически всем возрастным категориям (главное чтоб было желание).
Техническое мастерство спортсмена может быть сведено к нулю, если он окажется неспособным использовать свои возможности для достижения лучшего результата. Кроме умения управлять своими лыжами спортсмен должен научиться управлять своими чувствами, уметь добиваться цели в борьбе за победу. Выигрывает тот, кто лучше подготовлен психологически, у кого сильнее воля.
Горные лыжи воспитывают в ребенке такие качества как: целеустремленность, настойчивость, инициативность, решительность, смелость, дисциплинированность, выдержка и самообладание. Все это суммируется в общем понятии «сила воли» (Г.Д.Салманова, 1986).
Всесторонне подготовлен тот, кто, тренируясь, наряду с необходимыми физическими данными и навыками, учитывая специфические требования, также оптимально развивает необходимые психические предпосылки или, как их иногда называют, познавательные навыки. Большие шансы на успех у тех, кто правильно оценивает свои силы и уверен в себе.
Условия, в которых проходят соревнования, предъявляют повышенные требования к точности выполнения, как конкретных двигательных действий, так и умственных операций. Для соответствия этим условиям, горнолыжник должен уметь владеть не только своим телом, но и психикой, сознательно регулировать свое поведение в экстремальных условиях.
Для развития различных качеств полезны специальные мероприятия такие как: постановка конкретных целей на тот или иной период; самостоятельной разработкой планов тренировок; совершенствование техники и выполнение упражнений «через не могу», преодоление различных малознакомых трасс, умение выйти из нестандартных ситуаций. Уверенность в своих силах — важнейшее условие успеха. В процессе спортивной тренировки совершенствованию психологических качеств спортсмена необходимо уделять постоянное внимание. Горнолыжник должен знать и помнить, что в прохождении трассы на соревнованиях не дается второй попытки и малейший промах или растерянность становятся невосполнимой ошибкой. Воспитание воли к победе и психологической устойчивости - важная задача. Волевые качества рождаются в борьбе с трудностями, в борьбе с самим собой, поэтому в практических занятиях рекомендуется придерживаться правил (Н.Г.Озолин):
- чаще организовывать совместные занятия менее подготовленных занимающихся с сильными спортсменами;
- шире использовать соревновательный метод (прикидки и соревнования в отдельных упражнениях на технику, лучший результат);
- применять (мячи, фишки, ролики, древки, веревочки и т.д.) в правильности и точности выполнения различных упражнений для постановки техники;
- на каждом занятии давать задание выполнять хотя бы одно упражнение в более трудных условиях;
- проводить тренировочные занятия при любых погодных условиях.
Особое место среди средств психологического воздействия занимают способы саморегуляции психического состояния, которые основаны на умении спортсмена сознательно контролировать, концентрировать и переключать внимание на любые объекты, отвлекаясь от воздействия отрицательных факторов и раздражителей, использовать словесные формулировки и специальные приемы.
Психологическая подготовленность, которая обеспечивает эффективную реализацию технических, тактических и функциональных возможностей спортсмена. Умение владеть собой, сосредотачиваться на прохождении трассы, не поддаваться отрицательным воздействиям, быть готовым к борьбе с более сильным противником, свидетельствует о хорошей психологической подготовленности.
Уверенность в своих силах - основа решительности и смелости. Неуверенность - враг спортивных достижений. Как бы хорошо не владел спортсмен техникой данного вида, но если у него появляется чувство неуверенности, нерешительности, то координация его движения нарушится.
Необходимо учить спортсменов доводить до конца каждое упражнение. Волевые качества рождаются в борьбе с трудностями, в борьбе с самим собой. Это важное звено в подготовке к соревнованиям, поэтому важно заранее приучать детей к соревновательным условиям. Из вышесказанного можно сделать вывод, что горнолыжный спорт - это спорт сильных, смелых, решительных, отважных, целеустремленных, уверенных в себе людей. Данный вид спорта способствует формированию сильного характера.
Методика обучения горным лыжам и подготовки юных горнолыжников к соревновательной деятельности должна соответствовать закономерностям развития и формирования растущего организма. Рассматривая этап начального обучения горным лыжам, целесообразно привести данные о возрастных физических и психических особенностях данного периода развития.
Семилетний возраст является одним из переломных этапов в развитии ребенка. Интенсивные и неравномерные темпы роста тела детей, характерные для предыдущих лет замедляются. Увеличение веса и роста происходит пропорционально. Интенсивно протекают морфологические изменения в тканях, органах, происходит их функциональное совершенствование.
К началу младшего школьного возраста двигательная функция организма проходит значительный путь развития. Существенные изменения наблюдаются в строении мышц. Если раньше мышца росла в основном в длину, то теперь она начинает расти в толщину, увеличивается ее масса и сократительные способности. Особенно интенсивно развиваются мышца туловища и конечностей. Ребенок становится более стройным, с заметными контурами мускулатуры. Корковые отделы двигательного анализатора приближаются по степени зрелости к мозгу взрослых людей (Выготский JI.C., 1992).
Дети 7-10 лет могут успешно овладевать тонкими координационными сложными движениями, если они умерены по амплитуде и не требуют большой силы.
В этом возрасте они относительно быстро осваивают основы спортивной техники горных лыж, чему способствует высокая подвижность в суставах.
При освоении элементов техники у детей наблюдаются различные сопутствующие движения. Для детей этого возраста существенны три таких важных свойства, как воображение, способность к подражанию и склонность к борьбе (Котелли Франко и Марио, 1978).
Следует заметить, что у детей до 9 лет, несмотря на недостаточное физическое развитие, для ведения столь активной деятельности, как выступления в соревнованиях по горнолыжному спорту, обычно проявляется тенденция превзойти свои психофизические возможности. Это может привести к переутомлению и нарушению возрастного созревания ребенка. Детей до 9 лет нужно постепенно вовлекать в занятия горнолыжным спортом, учитывая их способности. Не переусердствовать в нагрузках, а только тренировать в пределах физических возможностей ребенка (Котелли Франко и Марио, 1978).
9-10 лет - это возраст расцвета двигательных качеств ребенка. 10-летний ребенок уже довольно хорошо знает себя, свои возможности, может контролировать свои движения и, главное способен подолгу удерживать внимание при объяснении, также как и взрослые (о чем подчас не ведают родители), поскольку он привык к жизни в коллективе школы.
Младший школьный возраст самый благоприятный для закладывания фундамента основных двигательных навыков и физических качеств. Этот возраст считают лучшим, поскольку все показатели физических способностей обнаруживают высокие нормы прироста. В особенности это относится к быстроте, ловкости, гибкости и т.д. Дети этого возраста проявляют живой интерес к физическим упражнениям, хорошую готовность к обучению, активность и желание заниматься.
Таким образом, ребенок отныне в состоянии усваивать обучение элементам горнолыжной техники, ибо его общая двигательная координация значительно улучшилась, а мышцы готовы довольно точно реагировать на управляющие нервные импульсы. Лучшие его физические качества: легкость, подвижность в суставах, мышечная эластичность, ловкость и сноровка — позволяют быстро овладеть навыками движений и облегчают обучение приемам горнолыжной техники. Причем техническое обучение должно вестись с учетом особенностей детского организма и вместе с тем быть всецело направленно на развитие физических и психических качеств подопечных соответственно их возрасту (Котелли Франко и Марио, 1978).
У детей младшего школьного возраста необходимо развивать все физические качества (в плане общефизической подготовки).
Решающий фактор в тренировке быстроты - высокая интенсивность движений.
Основной задачей ловкости должно быть овладение новыми многообразными движениями. Ребенок должен непрерывно осваивать более или менее новые навыки. Упражнения для развития ловкости должны отличаться известной степенью трудности в координационно-двигательном отношении. Для развития этого качества, как способности быстро перестраивать двигательные действия, особенно пригодны подвижные игры и эстафеты, соответствующие данному возрасту.
Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой. Развитие гибкости следует начинать осторожно уже в младшем школьном возрасте, и не только потому, что в этот период мышцы особенно податливы к растягиванию, но и потому, чтобы предупредить связанное с возрастом сокращение подвижности в суставам. Недостаточно развитая гибкость является причиной невозможности приобрести определенные двигательные навыки, задержки в развитии других качеств (сила, быстрота, ловкость), снижения качества управления движениями и т. п. Гибкость улучшается под влиянием специальных упражнений. Следует также помнить, что большая гибкость позвоночника, сочетающаяся с недостаточно или неравномерно (асимметрично) развитой мускулатурой, делает его податливым к искривлению. Все это требует, чтобы упражнения для развития гибкости сочетались с упражнениями для развития силы.
Упражнения для развития силы в этом возрасте следует предлагать в плане общей физической подготовки. Это требует тщательно и глубоко продуманной подготовки к каждому занятию с использованием специальной литературы. Развитие этого качества в данный период требует особой осторожности. Объем упражнений должен быть небольшим, выполняться упражнения должны в пределах малой и средней интенсивности, в сочетании с другими упражнениями (например, с упражнениями на гибкость), после соответствующей предварительной подготовки детей. Недопустима большая интенсивность выполнения упражнений на силу, поскольку пассивные структуры двигательного аппарата еще недостаточно крепки и частые максимальные раздражители могут причинить повреждения.
У детей 7-10 лет сердечная мышца по своему развитию намного отстает от мышцы взрослого человека. Небольшой объем сердца, и незначительная величина выброса крови в единицу времени не позволяют достичь больших величин максимального потребления кислорода. Усиление сердечной деятельности происходит главным образом за счет увеличения частоты сердечных сокращений (Выготский Л.С., 1992).
С 7 лет происходит значительное увеличение жизненной емкости легких (ЖЕЛ). На развитие дыхательного аппарата ребенка большое влияние оказывают систематические занятия физической культурой.
Психические особенности детей 7-10 лет связаны, прежде всего, с так называемым, кризисом 7 лет. Самой существенной чертой кризиса можно называть начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Ребенок утрачивает свою непосредственность, что говорит о привнесении в его поступки интеллектуального момента. Переживания в этом периоде приобретают для ребенка вполне определенный смысл, более того, возникает обобщение переживаний. Характерным внешним симптомом проявления кризиса является кривляние и манерничанье ребенка. Эти симптомы переходящие, а также новообразования как самолюбие и самооценка остаются (Выготский Л.С., 1992).
Детям этого возраста также свойственна высокая возбудимость нервных центров и слабость процессов внутреннего торможения. Отсюда быстрая утомляемость. Однако в этом же возрасте детям свойственно подражание, поэтому точный показ и имитация наиболее эффективны. При обучении следует пользоваться рассказом, но он должен быть лаконичным и образным. Дети особенно быстро утомляются при однообразной деятельности. В связи с этим необходимо своевременно изменять содержание и характер занятий. Для сохранения высокого уровня работоспособности перерывы между упражнениями должны быть частыми, но непродолжительными. Длительное бездействие снижает интерес к занятиям. Короткие перерывы между упражнениями оправданы и физиологически, так как утомление у детей данного возраста быстро проходит.
Дети младшего школьного возраста склонны к играм и фантазированию, поэтому игровой метод обучения особенно продуктивен. Игровым методом можно обучать и всем прикладным упражнениям и несложным (для этого возраста) специальным спортивным достижениям, а также совершенствовать все основные двигательные качества.
Различия физического развития между мальчиками и девочками в этом возрасте несущественны, поэтому различия в содержании упражнений и методике обучения практически отсутствуют.