Методика гибкостной подготовки в женской борьбе в соревновательном периоде.

Содержание.

Введение.

Глава I ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Характеристика гибкости и ее виды

1.2. Методика развития гибкости в вольной борьбе

1.3. Возрастные особенности развития гибкости в вольной борьбе

1.4. Особенности развития гибкости девушек 15-17 лет в женской борьбе

Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

2.2. Разработка методики развития гибкости девушек 15-17 лет в женской борьбе

2.3. Организация исследования

Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

Введение.

Вольная борьба как вид единоборства является, сложным в координационном отношении видом спортивной деятельности, ограниченной рамками существующих международных правил соревнований.

В последнее время много требований предъявляется к видам спорта, особенно к вольной борьбе. Особое внимание уделяется к броскам с большой амплитудой и в связи с этим возрастает зрелищность.

Изменилась балльная оценка технических приемов, что значительно сказалась на результате поединка, на разнообразии используемого в соревновательной деятельности технического арсенала и на методике подготовки борцов в целом. Быстрый рост мирового уровня спортивного мастерства в борьбе, ее возрастающая динамичность, требуют пристального внимания к совершенствованию всех сторон подготовки, от которых зависят спортивные достижения. К числу таких факторов, бесспорно, относится физическая подготовленность борцов, а среди основных слагаемых физической подготовленности, наряду с такими двигательными качествами, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, большую роль играет столь существенная характеристика двигательных возможностей спортсмена, как его гибкость, подвижность суставов.

Такие броски как «мельница», «прогиб», «бросок через плечо» и другие требуют большую степень подготовленности именно гибкости. Она является одним из лучших условий профилактики травм, позволяет расширить технико-тактический арсенал, защитные и контратакующие возможности спортсмена [33].

В литературе мало материала о том, что гибкость влияет на соревновательную деятельность в борьбе. Возникает противоречие, что нужно выигрывать, а спортсменки проигрывают. В этом и заключается проблема. Мы попытались ее разрешить, составив методику для развития гибкости.

Поэтому изучение новых методик развития гибкости и их использования в подготовке борцов вольного стиля является актуальным.

Глава I.  ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1. Характеристика гибкости и ее виды.

По мнению специалистов [13;34] под гибкостью следует понимать способность выполнять движения с большой амплитудой. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.

Различают активную и пассивную гибкость. Под пассивной гибкостью понимают максимально возможную подвижность в каком-либо суставе, которую спортсмен в состоянии продемонстрировать с помощью внешних сил, создаваемых партнером, снарядом, отягощением и т.д.

Под активной гибкостью подразумевают максимально возможную подвижность в суставе, которую спортсмен может проявить самостоятельно.

По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая - в позах.

Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.); специальная гибкость - амплитудой движении соответствующей технике конкретного двигательного действия [40].

Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Главный фактор, обусловливающий подвижность суставов, - анатомический.Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение).

Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мышц - антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования межмышечной координации.

На гибкость существенно влияют внешние условия: 1) время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером); 2) температура воздуха (при 20...30°С гибкость выше, чем при 5...10°С); 3) проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 мин гибкость выше, чем до разминки); 4) разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 мин нахождения в теплой ванне при температуре воды +40°С или после 10 мин пребывания в сауне).

Фактором, влияющим на подвижность суставов, является также общее функциональное состояние организма в данный момент: под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению).

Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а противоположные личностно-психические факторы ухудшают.

Результаты немногих генетических исследований говорят о высоком или среднем влиянии генотипа на подвижность тазобедренных и плечевых суставов и гибкость позвоночного столба [40].

При развитии гибкости преследуют две цели:

- повысить гибкость до оптимального уровня, необходимого для успешного овладения разнообразным, эффективным и надежным технико-тактическим арсеналом при высоком уровне физической готовности;

- поддерживать этот оптимальный уровень во все периоды подготовки

Гибкость имеет большое значение в борьбе. От уровня развития такого физического качества, как гибкость, зависят во многом не только пространственные и временные характеристики технико-тактических действий, но и эффективность этих действий в соревновательных условиях.

Чрезмерное отклонение индивидуальных показателей от оптимальных величин неоправданно. Недостаточный же уровень развития подвижности в суставах может привести к тому, что не овладевают необходимым количеством технических действий, не дает возможности осуществить уход из опасного положения, затрудняет выполнение различных приемов защиты и контрприемов, может явиться причиной травм при неожиданных изменениях направления усилий, резких движениях и т.п. [21].

Уровень проявления гибкости зависит от:

- эластичности мышц, связок, суставных сумок;

- формы суставов и соответствующих сочленяющих поверхностей;

- психического состоянии (при эмоциональном подъеме гибкость увеличивается);

- степени возбужденности растягиваемых мышц (гибкость снижается при большой возбужденности);

- предварительного (перед выполнением движения) напряжения мышц;

- изменения ритма движения;

- изменения исходного положения;

- массажа (предварительный массаж увеличивает показатели гибкости на 15%);

- температуры окружающей среды и тела;

- суточной периодики;

- возраста (к 15-16 годам достигается максимум в проявлении качества гибкости);

- уровня развития силы (физически сильные люди менее гибки). В работе тренеров - преподавателей важно учитывать каждый из перечисленных факторов в процессе индивидуальной работы со спортсменами.

С ростом спортивного мастерства, как показывают научные исследования, происходит одновременное повышение как силовых возможностей, так и гибкости.

В ее развитии выделяют 3 этапа:

1 .Этап "суставной гимнастики";

2. Этап специализированной подвижности в суставах;

3. Этап поддержания достигнутого уровня гибкости [9].

1.2. Методика развития гибкости в вольной борьбе.

Методика развития гибкости сводится к выполнению следующих основных положений:

- использование специальных упражнений осуществляется в зависимости от уровня подготовленности спортсмена. Нагрузочность этих упражнений возрастает постепенно, соблюдая принцип от простого к сложному;

- гибкость необходимо развивать систематически и планомерно. Лишь после многих повторений амплитуда выполнения упражнений возрастает;

- интервалы между сериями упражнений рекомендуется заполнять упражнениями на расслабление;

- серии упражнений нужно составлять так, чтобы высшая граница амплитуды движений достигалась многократно и постепенно увеличивалась. Только повторение упражнения в предельных границах приносит выраженный успех и одновременно способствует воспитанию соответствующих волевых качеств. Количество повторений в серии довольно велико, до 30-40 раз;

- упражнения на гибкость рекомендуется проводить в подготовительный или в конце основной части занятия. Не рекомендуется заниматься развитием гибкости при сильном утомлении;

- гибкость легче развивается в детском и подростковом возрасте, поэтому основная работа в этом направлении должна проводиться в данном периоде;

- упражнения на гибкость должны использоваться и тогда, когда желаемый уровень ее развития уже достигнут. Если же начинают пренебрегать использованием таких упражнений в тренировочной работе, то гибкость, прежде всего у детей и подростков, снова быстро снижается; ухудшается это качество и с возрастом.

Наиболее эффект развития гибкости достигается при ежедневных двухразовых занятиях. Для правильного построения занятий необходимо знать, что возвращение показателей гибкости к исходному уровню при использовании пассивных упражнений выглядит следующим образом:

- в ходе постоянной двигательной активности - через 20-25 мин;

- на площадке при температуре 5-10 градусов - через 4-8 мин;

- в спортзале при температуре 15-20 градусов - через 5-12 мин [2].

Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6-7 лет. У детей и подростков 9- 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.

В физическом воспитании главной является задача обеспечения такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяла бы успешно овладевать основными жизненно важными двигательными действиями (умениями и навыками) и с высокой результативностью проявлять остальные двигательные способности - координационные, скоростные, силовые, выносливость.

В плане лечебной физической культуры в случае травм, наследственных или возникающих заболеваний выделяется задача по восстановлению нормальной амплитуды движений суставов [40].

Практикуемая методика тренировки гибкости сформировалась в основном чисто эмпирически. Научных исследований здесь сравнительно немного, значительно меньше, чем связанных с совершенствованием таких качеств, как сила, выносливость. Возможности современной методики тренировки гибкости позволяют достигать максимального прироста ее до 48% (при минимуме 19% и среднем значении 34%). При использовании методов срочной информации, моментально доводящих до спортсменадостигнутый уровень гибкости, прирост составляет 34 - 45%, а без нее — лишь 16-17%.

Наибольший эффект достигается при ежедневных двухразовых занятиях. Хотя гибкость в утренние часы (сразу после пробуждения) несколько снижена, тем не менее, включение упражнений на гибкость в утреннюю тренировку столь же эффективно, как и в более поздние часы.

Для правильности построения одного занятия, прежде всего, следует учитывать последние достижения спортивной науки. Так, для быстрого и значительного прироста гибкости необходимо использовать следующие две физиологические закономерности.

1. Максимально возможная подвижность в суставах ограничивается стретчинг - рефлексом (рефлексом натяжения), который выполняет функцию охранительного торможения ("как бы чего не случилось"). При сохранении максимальной амплитуды в статическом положении действие этого рефлекса, постепенно угасая, исчезает через 25-30 с. Следовательно, необходимо шире практиковать статические упражнения с сохранением позы в течение 30 с.

2. После 30-секундного удержания позы, при которой достигнуты максимальные значения гибкости, можно еще увеличить их за счет дополнительных мышечных усилий. Следовательно, для проявления гибкости необходимо сочетать два условия: сохранять в течение 25-30 с максимально "растянутую" позу и затем активным мышечным усилием увеличить подвижность в суставе (иди суставах).

В последнее десятилетие использование этих физиологических закономерностей привело не только к совершенствованию методики развития гибкости, но и к сокращению числа несчастных случаев в спорте. Так, по данным Немецкого спортивного союза, лишь 0,57% занимающихся получают травмы. Специалисты объясняют это применением разумной разминки, именуемой "стретчингом". Терминстретчинг происходит от английского слова stretching - натянуть, растягивать [37].

Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.

В практике физического воспитания и спорта упражнения стретчинга могут использоваться: в разминке после упражнений на разогревание как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению объемной или высокоинтенсивной тренировочной программы; в основной части занятия (урока) как средство развития гибкости и повышения эластичности мышц и связок; в заключительной части занятия как средство восстановления после высоких нагрузок и профилактики травм опорно- двигательного аппарата, а также снятия болей и предотвращения судорог.

Существуют различные варианты стретчинга. Продолжительность и характер отдыха между упражнениями индивидуальны, а сама пауза для занимающихся может заполняться медленным бегом или активным отдыхом.

Методика стретчинга достаточно индивидуальна. Однако можно рекомендовать определенные параметры тренировки.

1. Продолжительность одного повторения (удержания позы) от 15 до 60с (для начинающих и детей -10-20 с).

2. Количество повторений одного упражнения от 2 до 6 раз, с отдыхом между повторениями 10- 30 с.

3. Количество упражнений в одном комплексе от 4 до 10.

4. Суммарная длительность всей нагрузки от 10 до 45 мин.

5. Характер отдыха - полное расслабление, бег трусцой, активный отдых.

Во время выполнения упражнений необходима концентрация внимания на нагруженную группу мышц.

Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым. Амплитуду движений измеряют в угловых градусах или в линейных мерах, используя аппаратуру или педагогические тесты. Аппаратурными способами измерения являются: 1) механический (с помощью гониометра); 2) механоэлектрический (с помощью электрогониометра); 3) оптический; 4) рентгенографический. Например, при броске наклоном средние значения амплитуды движения в плечевом суставе варьируют в пределах 90-109%, в тазобедренном - 55-151% и в коленном - 62-153%. При броске прогибом крайние значения амплитуды движения в тазобедренном суставе составляют 68-215%.

Для особо точных измерений подвижности суставов применяют электрогониометрический, оптический и рентгенографический способы. Электрогониометры позволяют получить графическое изображение гибкости и проследить за изменением суставных углов в различных фазах движения. Оптические способы оценки гибкости основаны на использовании фото-, кино- и видеоаппаратуры. Рентгенографический способ позволяет определить теоретически допустимую амплитуду движения, которую рассчитывают на основании рентгенологического анализа строения сустава.

Еще в 70-х годах среди ученых не было единства в оценке эффективности активных и пассивных упражнений на гибкость. Канадский исследователь Врие (1962) нашел, что более эффективны активные упражнения, а чешский ученый Б. Кос (1964) пришел к противоположному выводу. Эти разногласия были порождены упрощенным представлением о гибкости как о физическом качестве человека. Более гибкий анализ этого качества был сделан Б.В. Сермеевым (1968), который предложил три группы упражнений на гибкость: силовые, на растягивание и на расслабление. Эта классификация определила новые возможности для более детального изучения влияния различных упражнений на уровень развития гибкости. Б.В. Сермеев (1968), в частности, указал, что применение упражнений на растягивание может повысить показатели гибкости на 10%. Полезное влияние силовых упражнений на развитие активной гибкости было определено Н.Я. Алисовым (1971)

Упражнения на растягивание типа маховых, пружинящих и движений, выполняемых с постоянно увеличивающейся амплитудой, совершенствуют не только гибкость, но и силовую выносливость, и, кроме того, укрепляют суставы. Полезно использовать внешнюю помощь партнера, вес его тела, собственный вес (упражнения выполняются сериями по 10-15 и более повторений). Пассивные силовые упражнения эффективнее, чем активные, а активные статические упражнения - наиболее действенны по сравнению с пассивными. В то же время активные упражнения приводят к более устойчивому результату, а их выполнение в воде существенно снижает травмоопасность (в воде вес тела составляет 1/10 от реального).

Вопрос чередования упражнений в одном тренировочном занятии до последнего времени оставался малоизученным. Сейчас об этом можно сказать следующее. Увеличению гибкости способствуют в первую очередь упражнения на растягивание. Активная гибкость при этом увеличивается в той же мере, что и пассивная, поэтому разность между ними остается неизменной. Силовые упражнения, выполняемые с большой амплитудой, повышают активную гибкость за счет сокращения разницы между показателями активной и пассивной гибкости. Если у спортсмена низкие показатели пассивной гибкости, ему следует использовать упражнения на растягивание. Если же недостаточной является активная гибкость, следует использовать широкоамплитудные силовые упражнения. Нельзя не учитывать того, что утомление снижает активную гибкость и увеличивает пассивную.

Сочетание силовых упражнений с упражнениями на растягивание способствует гармоничному развитию гибкости: растут показатели активной и пассивной гибкости, причем уменьшается разность между ними. Именно этот режим работы можно рекомендовать борцам всех специализаций для увеличения активной гибкости, проявляющейся в специальных упражнениях [18].

Если выполнять только силовые упражнения, то способность мышц к растягиванию уменьшается. И, наоборот, постоянное растягивание мышц (при исключении мощных сокращений) ослабляет их. Поэтому в ходе тренировочного занятия следует предпочитать частое чередование упражнений на гибкость с силовыми упражнениями. Такая методика обеспечивает одновременное повышение силы и гибкости в работе не только с квалифицированными тяжелоатлетами (А.Н. Воробьев, 1977,1980), но и с подростками. Так, у подростков, которые сочетали силовые упражнения с регулярным растягиванием мышц, и сила, и гибкость увеличивались одновременно одинаково, достигнув того же уровня, что и у подростков, тренировавшихся в совершенствовании только силы или только гибкости.

Упражнения на гибкость могут успешно применяться как в спортивном зале, так и в домашних условиях [38].

Чтобы суставы были прочными, надежными и подвижными, необходимо избегать бездеятельности, перегрузки и узкой специализации движений. При продолжительном отсутствии движений суставы обрастают пучками соединительной ткани, уменьшаются суставные щели между сочленяющимися костями, изменяются конфигурации суставных поверхностей, ухудшается их взаимное скольжение, образуются спайки между суставными поверхностями, "высыхает" суставная жидкость.

Перегрузки, стремление форсировать достижение высоких результатов приводят к повреждениям суставов, суставных сумок, хрящей, связок и не редко к травмам. Возникает необходимость в лечебных процедурах, а иногда и в оперативном вмешательстве. Большой вред причиняют узкоспециализированные занятия, в результате которых не происходит гармоничного развития спортсмена, что приводит к профессиональным заболеваниям, перерывам в тренировочном процессе, необходимости применять лечебные процедуры.

Дозировка упражнений на гибкость может быть различной. Ежедневные двухразовые тренировки при 30-кратном повторении каждого из четырех упражнений приводят к заметному приросту гибкости через 1-2 месяца. Для поддержания достигнутого уровня гибкости дозировка должна быть щадящей. Утром во время занятий на воздухе необходимо повторять упражнения не менее 30-50 раз, в спортивном заде — 15-30. Для плечевых суставов достаточно 40-45 повторений в одном занятии, для тазобедренных — 45-60, для позвоночника — 60-65.

Для правильного дозирования нагрузок в течение одного занятия важно знать, что при выполнении пассивных упражнений достигнутые показатели гибкости возвращаются к исходному уровню через 4-8 мин, если занятия проводятся на открытом воздухе при температуре 5-10° С. Если же занятия проводятся в спортивном зале при температуре 15-20 С, то через 5-12 мин. Если же в ходе непрерывного занятия двигательная деятельность будет высокой, то показатели гибкости вернутся к исходному уровню через 20-25 мин.

1.3. Возрастные особенности развития гибкости в вольной борьбе.

Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости [13].

Специальное воздействие физическими упражнениями на подвижность в суставах должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития организма.

По мере развития организма гибкость также изменяется неравномерно. Так, подвижность позвоночника при разгибании заметно повышается у мальчиков с 7 до 14 лет, а у девочек с 7 до 12 лет, в более старшем возрасте прирост гибкости снижается. Подвижность позвоночника при сгибании значительно возрастает у мальчиков 7-10 лет, а затем в 11-13 лет уменьшается. Высокие показатели гибкости отмечаются у мальчиков в 15 лет, а у девочек в 14 лет, при активных движениях гибкость несколько меньше, чем при пассивных.

В суставах плечевого пояса подвижность при сгибательных и разгибательных движениях увеличивается до 12-13 лет, наиболее высокие результаты имеют место в 9-10 лет.

В тазобедренном суставе рост подвижности наибольший от 7 до 10 лет, в последующие годы прирост гибкости замедляется и к 13 - 14 годам приближается к показателям взрослых. У лиц разного возраста между гибкостью и силой мышц существует отрицательная взаимосвязь - с увеличением в результате тренировки силы мышц, как правило, уменьшается подвижность в суставах [20].

На уровень развития гибкости оказывают влияние наследственные факторы и факторы среды.

При проведении исследований Хольцингера были получены высокие коэффициенты наследственности, в частности, для тазобедренных суставов, позвоночного столба и плечевых суставов, коэффициент наследственности Хольцингера равен соответственно 0,700; 0,841; 0,906. Поэтому уровень гибкости в Суставах человека обусловлен преимущественно наследственными факторами (данное заключение требует дополнительных исследований и анализа).

На протяжении жизни человека значительно изменяется величина суставных поверхностей, эластичность мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков, суставных сумок. Естественно поэтому, что и величина подвижности в суставах в разном возрасте неодинакова [13].

В качестве средств развития гибкости у борцов вольного стиля используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Иначе их называют упражнениями на растягивание.

Основными ограничениями размаха движений являются мышцы- антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими (подобно резиновому жгуту) - задача упражнений на растягивание.

Среди упражнений на растягивание различают активные, пассивные и статические.

Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи и т.д.).

Пассивные упражнения на гибкость включают: движения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.); движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используют вес собственного тела).

Статические упражнения, выполняемые с помощью партнера, собственного веса тела или силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени (6-9 с). После этого следует расслабление, а затем повторение упражнения. Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой.

Основные правила применения упражнений в растягивании: не допускаются болевые ощущения, движения выполняются в медленном темпе, постепенно увеличиваются их амплитуда и степень применения силы помощника.

Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями.

В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности, занимающихся количество повторений упражнения в серии дифференцируется. В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой и соревновательный методы, (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая коленей, сумеет, поднять обеими руками с пола плоский предмет и т.д.)

Для развития и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок [38].

Если требуется достижение заметного сдвига в развитии гибкости уже через 3- 4 месяца, то рекомендуются следующие соотношения в использовании упражнений: примерно 40% - активные, 40% - пассивные и 20% - статические. Чем меньше возраст, тем больше в общем объеме должна быть доля активных упражнений и меньше - статических. Специалистами разработаны примерные рекомендации по количеству повторений, темпу движений и времени «выдержек» в статических положениях. На первых занятиях число повторений составляет не более 8- 10 раз и постепенно доводится до величин, приведенных в таблице 2.

Таблица 1.

Дозировка упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах у детей школьного возраста (по Ж.К. Холодову, B.C.Кузнецову).

Сустав

Количество повторений

Учащиеся, лет

7-10

11-14

15-17

Позвоночный столб

20-30

30-40

40-50

Тазобедренный

15-25

30-35

35-15

Плечевой

15-25

30-35

35-45

Лучезапястный

15-25

20-25

25-30

Коленный

10-15

15-20

20-25

Голеностопный

10-15

15-20

20-25

Упражнения на гибкость рекомендуется включать в небольшом количестве в утреннюю гигиеническую гимнастику, во вводную (подготовительную) часть урока по физической культуре, в разминку при занятиях спортом.

Упражнения на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу и расслабление. Как установлено, комплексное использование силовых упражнений и упражнений на расслабление не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное движение, но и повышает прочность мышечно-связочного аппарата. Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах значительно (до 10%) возрастает эффект тренировки.

Нагрузку в упражнениях на гибкость в отдельных занятиях и в течение года следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений. Темп при активных упражнениях составляет 1 повторение в 1 с; при пассивных - 1 повторение в 1- 2 с; «выдержка» в статических положениях - 4- 6 с.

Упражнения на гибкость на одном занятии рекомендуется выполнять в такой последовательности: вначале упражнения для суставов верхних конечностей, затем для туловища и нижних конечностей. При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха дают упражнения на расслабление.

По вопросу о количестве занятий в неделю, направленных на развитие гибкости, существуют разные мнения. Так, одни авторы считают, что достаточно 2- 3 раз в неделю; другие убеждают в необходимости ежедневных занятий; третьи уверены, что наилучший результат дают два занятия в день. Однако все специалисты едины в том, что на начальном этапе работы над развитием гибкости достаточно трех занятий в неделю. Кроме того, трехразовые занятия в неделю позволяют поддерживать уже достигнутый уровень подвижности в суставах [24].

Перерывы в тренировке гибкости отрицательно сказываются на уровне ее развития. Так, например, двухмесячный перерыв ухудшает подвижность в суставах на 10- 12%.

При тренировке гибкости следует использовать широкий арсенал упражнений, воздействующих на подвижность всех основных суставов, поскольку не наблюдается положительный перенос тренировок подвижности одних суставов на другие.

После 15-20 лет амплитуда движений (гибкость) уменьшается вследствие возрастных изменений в опорно - двигательном аппарате и повысить уровень развития этого качества намного труднее, чем в детском возрасте. Наименьшая гибкость наблюдается утром, после сна, затем она постепенно увеличивается, достигая предельных величин днем (с 12 до 17 ч.), а к вечеру снова снижается. Под влиянием разминки, массажа, согревающих процедур (тепловая ванна, горячий душ, растирания) происходит существенное повышение амплитуды движений. Уменьшение подвижности в суставах наблюдается при охлаждении мышц, после приема пищи.

При прекращении выполнения упражнений на гибкость уровень ее постепенно снижается и через 2-3 месяца вернется к исходной величине. Поэтому перерыв в занятиях может быть не более 1-2 недель[29].

1.4. Особенности развития гибкости девушек 15 - 17 лет в женской борьбе.

Наиболее интенсивно гибкость развивается у девушек до 15-17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной -10-14 лет [7].

В качестве средств развития гибкости у девушек используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Иначе их называют упражнениями на растягивание.

Основными ограничениями размаха движений являются мышцы- антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими (подобно резиновому жгуту) - задача упражнений на растягивание.

Среди упражнений на растягивание различают активные, пассивные и статические.

Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи и т.д.).

Пассивные упражнения на гибкость включают: движения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.); движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используют вес собственного тела).

Статические упражнения, выполняемые с помощью партнера, собственного веса тела или силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени (6-9 с). После этого следует расслабление, а затем повторение упражнения. Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой [9].

Основные правила применения упражнений в растягивании: не допускаются болевые ощущения, движения выполняются в медленном темпе, постепенно увеличиваются их амплитуда и степень применения силы помощника.

Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями.

В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности, занимающихся количество повторений упражнения в серии дифференцируется. В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой и соревновательный методы, (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая коленей, сумеет, поднять обеими руками с пола плоский предмет и т.д.).

Для развития и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок [26].

Если требуется достижение заметного сдвига в развитии гибкости уже через 3- 4 месяца, то рекомендуются следующие соотношения в использовании упражнений: примерно 40% - активные, 40% - пассивные и 20% - статические. Чем меньше возраст, тем больше в общем, объеме должна быть доля активных упражнений и меньше - статических. Специалистами разработаны примерные рекомендации по количеству повторений, темпу движений и времени «выдержек» в статических положениях. На первых занятиях число повторений составляет не более 8- 10 раз и постепенно доводится до величин.

Упражнения на гибкость рекомендуется включать в небольшом количестве в утреннюю гигиеническую гимнастику, во вводную (подготовительную) часть урока по физической культуре, в разминку при занятиях спортом.

Упражнения на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу и расслабление. Как установлено, комплексное использование силовых упражнений и упражнений на расслабление не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное движение, но и повышает прочность мышечно-связочного аппарата. Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах значительно (до 10%) возрастает эффект тренировки [34].

Нагрузку у девушек в упражнениях на гибкость в отдельных занятиях и в течение года следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений. Темп при активных упражнениях составляет 1 повторение в 1 с; при пассивных - 1 повторение в 1- 2 с; «выдержка» в статических положениях - 4- 6 с.

Упражнения на гибкость на одном занятии рекомендуется выполнять в такой последовательности: вначале упражнения для суставов верхних конечностей, затем для туловища и нижних конечностей. При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха дают упражнения на расслабление.

По вопросу о количестве занятий в неделю, направленных на развитие гибкости, существуют разные мнения. Так, одни авторы считают, что достаточно 2- 3 раз в неделю; другие убеждают в необходимости ежедневных занятий; третьи уверены, что наилучший результат дают два занятия в день. Однако все специалисты едины в том, что на начальном этапе работы над развитием гибкости достаточно трех занятий в неделю. Кроме того, трехразовые занятия в неделю позволяют поддерживать уже достигнутый уровень подвижности в суставах.

Перерывы в тренировке гибкости отрицательно сказываются на уровне ее развития. Так, например, двухмесячный перерыв ухудшает подвижность в суставах на 10- 12%.

При тренировке гибкости следует использовать широкий арсенал упражнений, воздействующих на подвижность всех основных суставов, поскольку не наблюдается положительный перенос тренировок подвижности одних суставов на другие.

После 15-20 лет амплитуда движений (гибкость) уменьшается вследствие возрастных изменений в опорно-двигательном аппарате и повысить уровень развития этого качества намного труднее, чем в детском возрасте. Наименьшая гибкость наблюдается утром, после сна, затем она постепенно увеличивается, достигая предельных величин днем (с 12 до 17 ч.), а к вечеру снова снижается. Под влиянием разминки, массажа, согревающих процедур (тепловая ванна, горячий душ, растирания) происходит существенное повышение амплитуды движений. Уменьшение подвижности в суставах наблюдается при охлаждении мышц, после приема пищи.

При прекращении выполнения упражнений на гибкость уровень ее постепенно снижается и через 2-3 месяца вернется к исходной величине. Поэтому перерыв в занятиях может быть не более 1-2 недель [36].

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Методы исследования.

• Анализ научно-методической литературы.

• Эксперимент.

• Метод математической статистики.

2.2. Разработка методики развития гибкости девушек 15-17 лет в женской борьбе.

Изучая литературные источники и методики подготовки борцов- вольников, мы отобрали упражнения для развития подвижности позвоночного столба и тазобедренных суставов, а также упражнения способствующие развитию активной гибкости, которые по нашему мнению в значительной степени могли бы способствовать улучшению техники приемов в борьбе.

Это упражнения для развития активной и пассивной гибкости.

1) Шпагат с дополнительным усилием (партнера). Спортсменка стремиться, как можно шире развести ноги. Партнер, стоящий сзади, давит на плечи, выполняющему шпагат. Шпагат выполняется на правую и левую ногу, также "поперечный". 3 серии по 10 секунд.

2) Махи возле шведской стенки с резиновыми амортизаторами. Спортсменка, стоя возле шведской стенки, выполняет махи сначала правой ногой, затем левой, по 25 раз каждой ногой - в стороны, назад. За ступню ноги прицепляется резина (жгут) для эффективности развития активной гибкости. Ноги стараются не сгибать в коленных суставах.

3) Наклон вперед с сопротивлением партнера в положении седа - ноги врозь. При седе - ноги врозь выполняются наклоны вперед, партнер находится сзади и старается как можно сильнее наклонить партнера. Спина прямая, руки тянутся вперед. Выполняется 3 серии по 20 секунд. Это упражнение на развитие пассивной гибкости.

4) Опускание перехватом руками из положения, стоя в мост. Стоя возле шведской стенки, спортсменка с помощью рук опускается из положения, стоя в мост перехватом руками по жердям стенки, затем также поднимается. Выполняется 3 раза. Через 3 раза уменьшается расстояние между стопами и шведской стенкой. Стопы и кисти должны полностью стоять на матах, спина должна быть прогнута до хорошей амплитуды.

Этот комплекс упражнений выполнялся через день: понедельник, среда, пятница. В другие дни (вторник, четверг, суббота) выполнялись другие упражнения.

1) «Тележка». С помощью тележки спортсменка стремится, как можно шире развести ноги в шпагат. Одна нога ставится на тележку, другая на полу.

2) Махи возле шведской стенки с отягощениями (грузом). Махи выполняются параллельно шведской стенки. На голень надеваются манжеты (1-2 кг); по 25 раз каждой ногой. Ноги стараются не сгибать в коленных суставах. Затем выполнение махов с отягощениями параллельно шведской стенки с наклонами туловища. Эти подходы предназначены для броска - подхват под две ноги.

3) Наклон к правой и левой ногам с сопротивлением партнера в положении седа - ноги врозь. Выполняется также как и наклон вперед; 3 серии по 10 секунд к каждой ноге.

Упражнения на растягивание типа маховых, пружинящих и движений, выполняемых с постоянно увеличивающейся амплитудой, совершенствуют не только гибкость, но и силовую выносливость, и, кроме того, способствует укреплению суставов.

Выводы.

1) Мы рассмотрели понятие «гибкость» и ее виды.

Под гибкостью следует понимать способность выполнять движения с большой амплитудой.

Различают активную и пассивную гибкость. По способу проявления подразделяют на динамическую и статическую. Выделяют также общую и специальную гибкость.

2) Мы выявили упражнения для развития гибкости, применяемые в женской борьбе.

В качестве средств развития гибкости у девушек используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Иначе их называют упражнениями на растягивание. Среди упражнений на растягивание различают активные, пассивные и статические.

Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой.

3) Мы составили методику развития гибкости девушек 15-17 лет, занимающихся женской борьбой, и проверили ее эффективность. Это упражнения для развития активной и пассивной гибкости.

• Шпагат с дополнительным усилием (партнера).

• Махи возле шведской стенки с резиновыми амортизаторами.

• Наклон вперед с сопротивлением партнера в положении седа - ноги врозь.

• Опускание перехватом руками из положения, стоя в мост.

 

Этот комплекс упражнений выполнялся через день: понедельник, среда, пятница. В другие дни (вторник, четверг, суббота) выполнялись другие упражнения.

• «Тележка».

• Махи возле шведской стенки с отягощениями (грузом).

• Наклон к правой и левой ногам с сопротивлением партнер в положении седа - ноги врозь.

В ходе эксперимента мы определили, что данная нами составленная методика развития гибкости в женской борьбе может быть эффективной и может использоваться для развития гибкости в женской борьбе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Абдулаков М.Р., Трапезников А.А. «Бороться, чтобы побеждать!»: Кн. для учащихся. -М.: Просвещение, 1996.

2. Агафонов Э.В. «Борьба дзюдо»: Учебно-методическое пособие. - Красноярск: Красноярская высшая школа МВД России, 1997.

3. Агафонов Э.В.«Один на один»: Справочное пособие. - Красноярск: Краев. Федерация борьбы самбо, 1999.

4. Бекетов В.А. «На ковре юные борцы »- Киев: Здоровье, 1993.

5. Белинович В.В.«Обучение в физическом воспитании». -М.: ФИС, 1996.

6. Вайцековский Ю.В.« Книга тренера». - М.: ФИС, 1995.

7. Волков А.В. « Обучение и воспитание юного спортсмена» - Киев, 1990.

8. Гуревич В.А. «Круговая тренировка при развитии физических качеств» - Минск, 1995.

9. Дахновский B.C., Лещенко С.С. «Подготовка борцов высокого класса»- Киев: Здоровье, 1991.

10. Дахновский B.C., Рукавицын Б.Н. «Обучение и тренировка дзюдоистов».- Мн.: Полымя, 1993.

11. Дзигоро Кано. «Кодокан дзюдо»; пер. с анг. Б.Заставской. - Ростов на Дону; Феникс, 2000.

12. Дмовски 3., Скубис Я.« Дзюдо». - Варшава: Изд. Спорт и туризм, 1996.

13. 3ациорский В.М. « Физические качества спортсмена ». - М.: ФИС, 1990.

14. Игуменов  В.М., Подливаев Б.А.«Спортивная борьба»: Учебное пособие для педагогических институтов и учащихся. - М.: Просвещение, 1993.

15. Каджаспиров Ю.Г.«Методика развития силы юных борцов 9-11 лет». - М.: Спортивная борьба, 1996.

16. Керони, Стефании. « Формирование тела со свободными отягощениями: Простые программы для домашних тренировок». Пер.с анг. Остапенко Л.А. - М.: Тера - спорт,2000.

17. Коблев Я.К., Рубанов М.Н., Невзоров В.М. «Борьба дзюдо». - М.: ФИС, 1997.

18. Коц Я.М.«Фнзиологические основы физических качеств // Спортивная физиология». -М.: ФИС, 1986.

19. Кочурко Е.И., Семкин А.А. «Подготовка квалификационных борцов». - Минск, 1984.

20. Купцов А.П.«Спортивная борьба»: Учебник для ИФК. - М.: ФИС, 1988.

21. Ленц А.Н.«Спортивная борьба». - М.:ФИС, 1984.

22. Матвеев С., Волощук Я. «Борьба дзюдо».- Киев: Здоровье, 1991.

23. Матвеев Л.П. «Основы спортивной тренировки». - М.: ФИС, 1992.

24. Новиков А.А. «Спортивная борьба».- М.: ФИС, 1989.

25.. Новиков А.А. «На борцовском ковре»: Сборник статей.- М.: ФИС, 1993.

26. Палецкий Д.Ф., Михеев П.П. «Основы развития физических качеств в спортивной борьбе».- Брянск: СГИФК ,1995.

27. Пархомович Г.П.«Основы классического дзюдо». - Пермь: Урал-Пресс ЛТД, 1993.

28. Платонов В.Н., Булатова М.М. « Физическая подготовка в системе спортивной тренировки». - Киев, 1992.

29. Петрунев А.А., Вишневский В.А., Мороз В.В., Кузнецов А.И. «Подготовка квалифицированных борцов классического стиля».- Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та , 1988.

30. Путин В.В., Шестаков В.Б., Левитский А.Г. «Дзюдо: история, теория, практика». (Учебно-методическое пособие для тренеров и спортсменов) - Архангельск: Издательский Дом «СК» 2000.

31. Рыбалко Б.М.«Силовая подготовка борца». - Минск, 1993.

32. Самостоятельные занятия по борьбе дзюдо: Методические рекомендации/Сост.Шумилин А.П., Самойлова Г.М. - Красноярск: ГАЦМИЗ, 1996.

33. Сорокин Н.Н. « Спортивная борьба». - М.: ФИС, 2004.

34. Станков А.С. и др. « Индивидуализация подготовки борцов». - М.: ФИС, 1984.

35. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физкультуры / Под общей ред. Л.П. Матвеева. - М.: ФИС, 1999.

36. Тищенко И.И., Извеков В.В. «Женское дзюдо».- Саранск: Мордов. кн. изд- во,1988.

37. Туманян Г.С., Харацидис С.К. «Совершенствование гибкости дзюдоистов и самбистов: многолетнее, в течение тренировочного дня и занятия // Теория и практика физической культуры», 98.-№4.-59.

38. Туманян Г.С., Харацидис С.К. «Гибкость как физическое качество // Теория и практика физической культуры», 98.- №2.-48.

39. Филин В.П. «Воспитание физических качеств у юных спортсменов». - М.:ФИС, 1974.

40. Филин В.П, Фомин Н.А. «Основы юношеского спорта». -М.: ФИС, 1997.

40.Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. «Теория и методика физического

воспитания и спорта»: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия№. 2000.

41.Чикуров А.И., Шумилин А.П. «Развитие гибкости»: Метод, указания к практ. занятиям для студентов всех специальностей. - Красноярск: ГАЦМиЗ., 2002.

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.