Методика обучения детей старшего дошкольного возраста элементам игры в баскетбол

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 .Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста

1.2. Особенности физического воспитания дошкольников

1.3. Роль игры в воспитании и обучении детей             

1.4. Баскетбол как метод физического воспитания

1.5. Формирование действий с мячом у детей дошкольного возраста при обучении игре в баскетбол

1.6. Особенности методики обучения

1.7. Условия проведения учебного процесса

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Характеристика методов исследования

2.2. Организация исследования

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение.

Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного разви­тия детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четкость и быстроту реакции, повышает актив­ность, развивает чувство дружбы. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспи­тания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упраж­нений. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр. Овладение всеми видами спортивных упражнений и в играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравствен­но-волевых черт характера детей. Такие игры приучают преодолевать эгоисти­ческие побуждения, воспитывают выдержку. В игре ребенок всегда имеет воз­можность испытать свои силы и убедиться в успешности действий. Эмоцио­нальность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций в баскетболе привлекают детей старшего дошкольного возраста к этой игре [14].

Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. В них используются лишь некото­рые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные для дошкольно­го возраста [25].

Спортивные игры и соревнования с детьми дошкольного возраста не прово­дятся, так как они требуют длительных тренировок, огромного физического и нравственного направления. Но элементы спортивных игр, спортивные развле­чения (спортивные виды физических упражнений) детям давать необходимо [23].

Элементарные действия игры в баскетбол могут широко использоваться в старших и подготовительных к школе группах детского сада. В занятия при этом могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреп- лёнию навыков владения мячом имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей. Они подбираются с учетом возраста, со­стояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка [27].

1. Особенности детей дошкольного возраста.

1.1. Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошко­льного возраста.

В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практический опыт и многочисленные на­учные исследования свидетельствуют о существовании в данном периоде онто­генеза человека больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических ре­зервов развития ребенка.

Первые годы жизни ребенка характеризуются быстрыми темпами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост и масса тела [10].

Возраст 5-7 лет называют часто «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной к шко­ле группы. По средним данным рост ребенка 5 лет составляет около 106,0- 107,0 см, а масса тела - 17,0-18,0 кг. На протяжении шестого года жизни сред­няя прибавка массы тела в месяц - 200,0 г, а роста - 0,5 см. Каждый возрастной этап характерен, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные различия в этих показателях, а также различия их у мальчиков и девочек. Окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков [4].

Антропометрические признаки (масса тела, рост, окружность грудной клетки, ширина таза, длина туловища и конечностей) в разной степени взаимо­связаны, и это влияет на физическую подготовленность детей, их физиометрические данные, в частности на величину показателей становой и кистевой ди­намометрии [12].

Эти данные свидетельствуют о том, что шестой год в описываемом плане неоднозначен. У мальчиков на протяжении года синхронизм, т. е. совпадение изменений основных антропометрических показателей, несколько снижается, нарушается. У девочек пяти лет он почти отсутствует, а к шести годам посте­пенно устанавливается [8].

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппа­рат, мускулатура) ребенка к пяти-шести годам еще не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у раз­ных костей фазы развития неодинаковы [11].

Позвоночный столб ребенка пяти-семи лет также чувствителен к дефор­мирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребенком тяже­стей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа. Поэтому воспитатель должен следить за посильностью нагрузок во время выполнения детьми трудовых по­ручений. Например, к выносу пособий на участок привлекают одновременно нескольких детей [12].

Эластичность и гибкость детской кости могут стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника (при падении с качелей, с рамы или ба­гажника взрослого велосипеда, где любят катать дошкольников старшие братья-подростки) [18].

У детей пяти-семи лет наблюдается и незавершенность строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепление у ребенка плоскостопия, причиной которого могут стать обувь на жесткой подошве большего, чем нужно, размера; излишняя масса тела; перенесенные заболева­ния. Воспитателю следует прислушиваться к жалобам детей на усталость и боль в ногах при ходьбе и стоянии [26].

В развитии мышц выделяют несколько «узловых» этапов. Один из них - это возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц [23].

Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным фор­мированием ряда морфофизиологических признаков.

Так, дети старшего дошкольного возраста понимают сложные обобщения, образуемые на основе межфункциональных связей. Например, ранее они ус­воили, что под понятием «одежда» подразумеваются различные предметы: пальто, платье, рубашка, брюки и др. Теперь они способны осознать, что иг­рушки, мебель, посуду объединяет то, что эти вещи сделаны руками человека. У детей расширяются представления об основных видах взаимосвязей между живой и неживой природой. Все это создает возможность сообщения дошколь­никам систематизированных знаний [24].

На шестом году жизни ребенка совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. В данный период несколько легче формируются все виды условного торможения (дифференцировочное, запаз­дывающее, условный тормоз и др.). Совершенствование дифференцировочного торможения благоприятно сказывается на соблюдении ребенком правил пове­дения. Дети чаще поступают, «как надо», и воздерживаются от недозволенного [14].

Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия. Поэтому на занятиях физической культурой он может выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных движений к более быстрым. Во второй младшей и средней группах, играя в «ловишки», дети убегали при первом же движении водящего. Теперь они увер­тываются, отбегают, лишь оказавшись в непосредственной близости от него. Это пример запаздывающего торможения, обеспечивающего экономность ре­акций, действий [28].

Однако задания к детям, основанные на торможении, следует разумно дози­ровать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему [15].

Свойства нервных процессов (возбуждения и торможения) - сила, уравно­вешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий, включать в двигательные упражнения элементы, форми­рующие силу, скорость, выносливость [27].

Но все-таки свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. Ребенок порою медленно реагирует на экстренную просьбу, в необходимых случаях не может быстро по сигналу оттолкнуться, отскочить, отпрыгнуть и др.

Развитие сердечнососудистой и дыхательной систем. К пяти годам у ребен­ка по сравнению с периодом новорожденности размеры сердца увеличиваются в 4 раза. Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести-семи годам составляет 92 - 95 ударов в минуту [22].

Размеры и строение дыхательных путей ребенка дошкольного возраста от­личаются от таковых у взрослых [16].

Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в среднем - 1100-1200 см3, но она зависит и от других факторов (длины тела, типа дыхания и др.). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в ми­нуту - в среднем 25. Максимальная вентиляция легких к шести годам примерно 42 дц3 воздуха в минуту [26].

1.2. Особенности физического воспитания для дошкольников.

Занятия физическими упражнениями с дошкольниками проводятся на протяжении дня в виде кратковременных имитационных движений и игр, в которых ребенок должен стремиться изображать по указанию взрослого знакомые ему образы [18].

Общий объем времени самостоятельной двигательной активности под ру­ководством взрослых в детском саду и семье должен составлять, в младшем и среднем дошкольном возрасте 9-12 ч в неделю, в старшем - 12-14 ч, в том числе дома 3-5 ч. Рекомендуем проводить ежедневно утреннюю гимнастику (5-10 мин в зависимости от возраста малыша), трехразовые физкультурные занятия (от 35 мин для младших и до 45 мин для старших дошкольников), подвижные игры во время прогулок по 10-20 мин не менее 2 раз в день

Основной принцип - выполнять с малышами физические упражнения, иг­рая. Рекомендуется проводить занятия в форме рассказов, во время которых взрослый предлагает ребенку выполнить цепь последовательных движений, создавая ряд знакомых ему образов. Меньше объясняйте ребенку, больше показывайте. Объяснения же должны быть ясными и четкими и давать их на­до бодрым, веселым голосом. Не забывайте следить за дыханием ребенка, приучите его дышать носом и не задерживать дыхание [1].

Для детей 5-6 лет количество упражнений в комплексе занятий соответст­венно увеличивается: 3-4 для рук, столько же для ног и 2-3 для туловища. Предусматриваются не только упражнения с мячом и палкой, но и с такими предметами, как веревка, обруч, булавы, мешочки с песком, длинная и ко­роткая скакалки, а также разнообразные упражнения на снарядах (гимнастическая скамейка, лестница и т. д.), имеющихся в детских городках, на пло­щадках, в спортивных залах [13].

Наряду с подвижными играми, гимнастикой для физического воспитания дошкольников можно использовать элементы спорта. Разнообразные спор­тивные развлечения позволяют всесторонне воздействовать на мышечную сис­тему детей, укреплять их костный аппарат, развивать дыхательную и сердеч­но-сосудистую системы, регулировать обмен веществ.

Элементы спорта помогают значительно повысить возможности детского организма. Благодаря спортивным упражнениям дети овладевают техникой выполнения движений, отдельными техническими комбинациями спортивных игр, требующими взаимодействия с другими детьми, ориентирования в про­странстве и времени. Спортивные развлечения способствуют обогащению эмоциональной сферы детей, воспитывают межличностные отношения на различных уровнях, формируют у них организационные умения [18].

Развлечения, спортивные упражнения в основном проводятся на свежем воздухе. Поэтому при подборе их следует учитывать сезонные, погодные ус­ловия. Так, в теплое время года предпочтение отдается бегу, играм с мячом, в кегли, городки, настольный теннис, бадминтон, элементам баскетбола, волей­бола, купанию, плаванию, езде на велосипеде. Зимой - катанию на санках, играм со снежками, скольжению на беговых дорожках, ходьбе на лыжах, бегу на коньках [9].

Взрослые должны быть активными участниками в спортивных развлече­ниях, особенно в том случае, если действия незнакомы малышам.

Большое место в двигательной деятельности дошкольника занимают прыж­ки. Они способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию мышц ног, спины, брюшного пресса, вырабатывают сложную координацию движений. Результаты в прыжках можно использовать как одно из средств для оценки уровня физической подготовленности вашего ребенка, например, в прыжке в длину с места [11].

1.3. Роль игры в воспитании и обучении детей.

Ребенок испытывает удовольствие от процесса игры, результат ему не так важен. В игре его физические, умственные, эмоциональные качества включа­ются в творческий процесс. Когда он играет, то погружается в процесс цели­ком. Игра - символический язык для самовыражения; игра может открывать нам: что пережил ребенок; как он реагирует на то, что пережил; чувства, свя­занные с тем, что он пережил; какие желания, мечты и потребности возникают у малыша и даже особенности его Я. Поэтому самым естественным способом проникновения в мир детства, для познания его и для воздействия на него, яв­ляется игра. Когда кроха встречает истинное понимание и принятие своего со­стояния, он преодолевает свои внутренние конфликты, психологический дис­комфорт, невротические состояния и становится способен к личностному росту и развитию [27].

Игровая терапия - это нередко единственный возможный путь помощи тем, кто еще не освоил даже слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на взрослых снизу вверх, но в мире фантазий и образов является повелителем. Иг­ровая терапия ребенка стала развиваться достаточно недавно. Но сегодня её применяют многие психотерапевтические школы (где процесс игры рассматри­вается не сам по себе, а как усилия ребенка обрести контроль над окружающей средой).

Игры - это самая свободная, естественная форма проявления воображаемой или реальной деятельности детей, организуемая учителем с целью осознания, изучения окружающего мира ребенком, проявления его собственного «Я», творчества, активности, самопознания, самовыражения [19]. Игра должна быть спутником детской жизни, она способствует развитию луч­ших человеческих черт. Вернуть детям игру - значит создать условия для само­развития. Переход от одной игры к другой - это поиск самого себя, своих воз­можностей, способностей и своего признания, приобретение необходимых для деятельности в обществе качеств [21].

Развлекательные, занимательные и подвижные игры - важное звено в мето­диках автоматизированного интенсивного обучения. Их цель - смена деятель­ности, полноценный и эффективный положительный отдых. Они поднимают общий тонус, улучшают самочувствие, создают настрой на обучение, психоло­гическую готовность для усвоения информации.

Игры - универсальное средство дошкольного обучения. Они найдут свое применение в различных условиях проведения занятий, организации вечеров, массовых мероприятий и т.д. [26].

«Игровая позиция» значительно повышает у детей гибкость, подвижность целей, мотивы деятельности, ведет к взаимозаменяемости, расширению сферы ожидаемого результата, оказывает прямое влияние на развитие личности, ин­теллектуальной, мотивационпо - эмоциональной, волевой психики [18].

Педагогические требования, которым следует отвечать во время проведения игр:

1. Они не должны включать даже малейшую возможность риска, угрозы здо­ровью детей. Однако нельзя и исключать из игры трудные правила, выполнить которые нелегко.

2. Некоторые игры требуют наличия инвентаря, различных предметов и атри­бутов. Необходимо следить за их пригодностью. Вещи и предметы, используе­мые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны.

3. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные оценки за поражение или такие правила, выполнение которые граничит с оскорблением достоинства. Например, проиг­равшему присваиваются прозвища, его наказывают щелчками, «горячими» и «холодными» шлепками.

4. Ребята должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой иг­ровой роли. Кроме того, игра по своему содержанию должна быть педагогична, ее выбор зависит также и от возраста играющих, их физического развития, кру­гозора.

5. Поскольку предлагаемые игры основаны на решении задач, преодолении из­вестных трудностей, следует начинать с более простых, постепенно переходя к сложным. Не следует разучивать сразу много новых игр. Пусть дети «наигра­ются»!

6. Конец игры должен быть результативным - победа, поражение, ничья. В лю­бом случае - завершение яркое, эмоциональное, содержащее анализ. К формам поощрения ребят за успехи в рассматриваемых играх можно отнести следую­щие: присваивание званий, объявление благодарностей, предоставление права стать водящим, капитаном игры, выставление оценок, определение баллов, оч­ков, мест, вручение знаков «отличия» и т.д.

7. Нарушения, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, баллов или оценкой. Логичнее всего применять пятибалльную систему - как в школе. Можно за каждый промах начислять штрафное очко. Выигрывает тот, у кого их наименьшее количество.

8. Игровые предметы, атрибуты надо сохранять до следующих встреч.

Игра - метод косвенного воздействия на личность в целях коррекции пове­дения и сознания, стимулирования в приобретении гуманных черт и качеств, необходимых для социальной адаптации личности к современным условиям [22].

При разучивании подводящие упражнения играют важную роль. Они имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но являются более простыми и более легкими для детей. Подводящие упражнения позволяют вы­делить главное звено изучаемого движения, что облегчает освоение двигатель­ного действия.

Для сознательного отношения ребенка к движениям, недостаточно разъяс­нений и показа: необходимо дать возможность ребенку попробовать его выпол­нить, активно применять полученные знания в игровой деятельности. Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями самих детей у ребенка возникает сознательное отношение к действиям, умение целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности [22].

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются осо­бенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может ре­шить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими [14].

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользо­ваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в ко­торой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые пережива­ния оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формирова­нию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудо­вого и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, спо­собствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его инте­ресы, социальные потребности.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучени­ем на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни [19].

Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расши­рения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жиз­ни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о буду­щей профессии, стремлении подрожать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает скла­дываться еще в дошкольном детстве [13].

1.4. Баскетбол как метод физического воспитания.

В разделе физического воспитания «Программы воспитания в детском саду» действия детей с мячом включены начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения. В подготовительной к школе группе, кроме подбрасывания мяча разными способами с различными задания­ми, метаний на дальность и в цель, предусмотрено формирование навыков ве­дения, отбивания мяча, ловли, передачи, а также забрасывания мяча в корзину

Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они форми­руют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать на­правление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразитель­ность движения, пространственную ориентировку. В играх с мячом развивают­ся физические качества ребенка: быстрота, прыгучесть, сила. У детей дошколь­ного возраста еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими ру­ками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. При обучении игре в баскетбол используются самые разно­образные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую на­грузку на все группы мышц ребенка, особенно важны мышцы удерживающие позвоночник при формировании правильной осанки [1].

В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в ус­пешности действий. Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций в баскетболе привлекают детей старшего дошкольного воз­раста к этой игре [6].

Элементарные действия игры в баскетбол могут широко использоваться в старших и подготовительных к школе группах детского сада. В занятия при этом могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреп­лению навыков владения им. Обучение детей основным приемам владения мя­чом в игровых условиях должно иметь целью достижение благоприятного фи­зического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей, а также ознакомление детей с баскетболом в доступной форме. Баскетбол - спор­тивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактиче­ской подготовки игроков, что достигается при помощи специальных и посто­янных тренировок. Основное внимание должно быть направлено не на специ­альную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе [10].

1.5. Формирование действий с мячом у детей дошкольного возраста при обучении игре в баскетбол.

Подвижная игра с мячом требует определенного напряжения мыслительной деятельности детей: анализа ситуации, принятия решения, соответствующего обстановке, предвидение возможных действий противника. Игра в баскетбол - командная, совместные действия игроков в ней обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метания, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре. Игра в баскетбол отличается от подвиж­ных игр большей определенностью. Состав команд ограничивается установ­ленным числом участников, а продолжительность игры - определенным вре­менем. Она имеет установленные правила, которые определяют точность дви­гательных действий, проводится при участии судьи. Обязательными являются , правильная разметка площадки, соответствующее оборудование и инвентарь 

Техника игры в баскетбол складывается из двух видов действий. Для одного из них характерны движения, выполняемы без мяча и с мячом в руках без пере­дачи его партнеру. К ним относятся: стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения. Второй вид действий более специфичный для баскетбола - ловля, передача, ведение и броски мяча в корзину.

Важнейшим принципом отбора содержания для начального обучения прие­мам игры в баскетбол детей дошкольного возраста является выделение тех дей­ствий с мячом и без него, которые составляют основу техники любой подвижной и спортивной игры с мячом; доступны детям старшего дошкольного воз­раста; дают наиболее эффективный результат в решении игровых задач. Ото­бранные для разучивания действия должны обеспечить соответствие необхо­димого для их усвоения напряжения сил с уровнем развития занимающихся [1].

Для успешного овладения действиями с мячом необходимо научить детей таким приемам перемещения, как стойка, бег, прыжки, повороты, остановки, а также действия с мячом: передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча, ловля двумя руками на уровне груди, ведение мяча правой рукой по прямой с изменением направления, при противодействии другого игрока, бро­ски мяча в корзину двумя руками от груди и одной рукой от плеча [6].

Вначале основной задачей обучения является формирование определенных умений обращаться с мячом, ощущать его свойства и производить в соответст­вии с ними свои движения. Поэтому в этот период целесообразно дать много разнообразных действий, а также свободно поиграть с мячом. Рекомендуется игра «Играй, играй, мяч не теряй». Нужно добиться, чтобы детям понравились занятия с мячом, чтобы они после игр оставались довольными и с нетерпением ждали возможности еще поиграть. Веселье, смех - неизменные спутники ребен­ка [8].

Затем следует научить детей правильно держать мяч обеими руками на уровне груди, пальцы должны быть расставлены, кисти лежать сзади - сбоку, мышцы рук расслаблены. Не менее важно научить детей принимать и в даль­нейшем сохранять основную стойку баскетболиста, из которой можно быстро, удобно и успешно выполнять любое действие с мячом и без мяча. При этом но­ги согнуты в коленках, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперед. Тело направляется вперед, тяжесть его распределяется на обе ноги. Руки согнуты в локтях и находятся около туловища [7].

После того как дети научаться правильно стоять, держать мяч, передвигаться по площадке, можно учить их ловить мяч обеими руками, стоя на месте, затем с выходом навстречу летящему мячу, в стороны, назад и т. д. Неумение ребенка поймать мяч часто вызывает обиду. Он старается прижимать мяч руками к гру­ди, а когда не успеет это сделать, мяч летит прямо в лицо. Летящий мяч необ­ходимо встретить руками возможно раньше. Кисти с широко расставленными пальцами образуют как бы половину шара, в котором должен поместиться мяч. Нужно следить за полетом мяча. Как только мяч прикоснется к кончикам паль­цев, необходимо захватить его и подтянуть к себе амортизирующим движением к себе [5].

Выполнение ловли мяча, а также других элементов баскетбола в разных ус­ловиях в сочетании с другими действиями способствуют совершенствованию изучаемого действия, умению в дальнейшем самостоятельно применять его в игровых ситуациях.

Параллельно ловле мяча необходимо обучать детей передачи мяча двумя ру­ками от груди с места, а затем в движении. Детей следует передавать мяч из правильной стойки, держа его двумя руками на уровне груди. Они должны опи­сать мячом небольшую дугу к туловищу - вниз - на грудь и, разгибая руки впе­ред, от себя посылать мяч, активным движением кисти, одновременно разгибая ноги. В процессе обучения передачи мяча необходимо напоминать детям, что локти следует опустить вдоль туловища, что нужно стараться бросать на уровне груди партнера, и что мяч следует сопровождать взглядом и руками [7].

Одним из наиболее важных действий с мячом является его ведение. Оно по­зволяет игроку, владея мячом, перемещаться по площадке. При ведении мяча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняя тело не­сколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя. Толчки мяча выполняются несколько сбоку от игрока, равномерно, согласованно с передви­жением ребенка. Многие дети пытаются вести мяч прямо перед собой, ударяют по мячу сверху, что мешает продвижению вперед, не умеют сочетать ритм движения руки с ритмом работы ног, управлять мячом и поэтому часто теряют его. В результате систематического обучения ведению мяча у детей вырабаты­вается умение успешно управлять мячом даже без зрительного контроля, про­двигаясь приставным шагом, изменяя темп бега, высоту отскока мяча и направление перемещения. Наиболее благоприятный ритмом ведения мяча для детей дошкольного возраста является такой, при котором на два шага ребенка прихо­дится один удар мячом по площадке [18].

Передачи мяча и броски его в корзину являются сходными по своей струк­туре движениями, детей подготовительной к школе группы следует учить бро­ску мяча в корзину с места или с фиксацией остановки после ловли и ведения мяча. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места следует из такого же исходного положения, как и в способе передачи мяча. Удерживая мяч на уровне груди, ребенок должен описать небольшую дугу вниз - на себя и, вы­прямляя руки вверх, направить мяч к цели с одновременным разгибанием ног. Кисти и пальцы раскрываются, выполняя направляющий толчок. С самого на­чала обучения надо обратить внимание на то, чтобы дети бросали мяч, стоя в правильной стойке, прицеливались, сопровождали мяч взглядом, не выводили локти в сторону [7].

1.6. Особенности методики обучения.

При разучивании ловли, передачи, ведения и бросков мяча подводящие уп­ражнения играют важную роль. Они имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но являются более простыми и более легкими для детей. Подводящие упражнения позволяют выделить главное звено изучаемого дви­жения, что облегчает освоение двигательного действия [20].

На начальном этапе формирования навыков владения мячом внимание ре­бенка должно быть направлено на качество выполнения движения, а не на дос­тижение при помощи этого движения определенного результата. Если дети еще полностью не усвоили новое движение, навык еще не сформирован, то соревнования на скорость выполнения движения способствует не правильному их закреплению. Но это не значит, что на начальном этапе формирования действий с мячом основным методом обучения должно быть только упражнение. Широ­кое применение игрового метода возможно уже с самого начала. Используя иг­ры и игровые упражнения, которые могут составлять 60-70%, удовлетворим желание детей играть. Эффективно использование подвижных игр, где каждый играющий действует за себя, в сочетании с обучением [5].

В дальнейшем целесообразно применять подвижные игры, в которых ре­зультат команды зависит от участия каждого ребенка действующего независи­мо от своих партнеров. Такие игры повышают ответственность ребенка перед командой и побуждают его действовать наиболее эффективным способом, мо­билизуя максимальные усилия для достижения наилучшего результата [8].

После того как дети научаться правильно ловить, передавать, вести и бро­сать мяч четко, в быстром темпе, без особых усилий появляется возможность играть в более сложные, более близкие к баскетболу, а также в баскетбол по упрощенным правилам. В таких играх дети должны взаимодействовать с мя­чом, что повышает активность и создает условия для быстрейшего и осмыслен­ного формирования навыков действий с мячом [6].

При обучении элементам баскетбола особенно важно обеспечить сознатель­ное их усвоение. Понимание детьми смысла движений ускоряет процесс фор­мирования двигательных навыков, а также, что особенно важно, способствует умению в последующих играх самостоятельно подбирать эффективные дейст­вия и целесообразно их применять. Сознательное отношение к действиям с мя­чом возникает у детей только при условии, если воспитатель разъясняет их зна­чение в различных ситуациях применения, объясняет, почету именно так они должны выполняться. Ребенок должен знать, почему в той или иной игровой обстановке более целесообразно применять те или иные действия, выполнять их определенным способом, с определенной скорость и в определенном на­правлении. Например, детям нужно объяснить, что вести мяч в игре следует только в том случае, если не можешь передать его партнеру. При приближении защитника более безопасно вести мяч дальней от него рукой и с низким отско­ком. Не надо спешить, вести мяч лучше ближе к цели или на более свободное место для передачи мяча партнеру [3].

Для сознательного отношения ребенка к действиям с мячом недостаточно разъяснений и показа: необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности. Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями самих детей у ребенка возникает сознательное отношение к действиям с мячом, умение целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности [1].

В играх с мячом необходимо учить детей согласовывать свои действия с действиями товарищей на основе дружеских взаимоотношений и сплоченности. Для этого в группе можно создать постоянные команды, поощрять верность друзьям по команде, предостерегая детей от перехода на сторону противника, хотя этим условным противником и являются дети своей группы.

В играх с мячом следует вырабатывать у детей привычку поступаться лич­ными интересами ради достижения общей цели. Для этого можно использовать ограничение действий с мячом ввести дополнительные требования. Например: ограничение расстояния ведения мяча, включение задания бросать мяч ловцу после того, как мяч обойдет всех игроков команды.

Часто в играх с мячом возникает необходимость оказывать помощь игроку, по­павшему в затруднительное положение, при этом иногда приходится рисковать любимой ролью в игре. К этому следует приучать детей [2].

В качестве одного из тактических элементов во многих играх с мячом до­пускается и поощряется применение игроками отвлекающих действий. Они на­правлены на то, чтобы отвлечь внимание противника путем ложных действий, предшествующих основным, с целью обыгрывания его. Дети старшего дошко­льного возраста усваивают такие действия с мячом и без мяча. За отвлекающие действия ребята поощрялись тогда, когда это помогало освободиться от опеки товарища, выйти на свободное место для получения мяча или занять удобную позицию для броска мяча в корзину или его передачи. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы не допускался обман, являющийся прямым нарушением правил игры [24].

1.7. Условия проведения учебного процесса.

Игры с мячом проводятся весной, летом, осенью во время прогулок. Про­должительность их 15-20 минут. Целесообразно сочетать игры на прогулке с занятиями по физической культуре. Если занятия проводятся с утра, то игры с мячом лучше организовать во время прогулки после дневного сна и наоборот.

Нецелесообразно сразу после окончания занятий: рисованием, математикой, родным языком и др. - проводить обучение элементам баскетбола во время про­гулки. Лучше дать детям возможность некоторое время заниматься другими видами деятельности: дети устают на занятиях, а для усвоения определенных действий с мячом, правил игры им придется опять сосредоточить внимание, думать, что приведет к дополнительной мыслительной нагрузке [20].

Некоторые игры, подводящие к баскетболу целесообразно проводить с подгруппой детей, сочетая их с другими упражнениями спортивного характера, или с другими видами деятельности, не требующими постоянного контроля воспитателя. После овладения определенными действиями с мячом и структу­рой игры надо подвести детей к самостоятельным играм с мячом без непосред­ственного руководства воспитателя. Если одна подгруппа детей играет с мячом, воспитатель может в это время руководить другой подгруппой по выполнению спортивных упражнений или совершенствованию основных движений, не ос­тавляя совсем без контроля играющих детей [28].

Список литературы.

1. Адашкявичене Э. Й. Баскетбол для дошкольников. М.: Просвещение, 1983.

2. Гришин В. Г. Игры с мячом и ракеткой.М.: Педагогика, 1975.

3. Зельдович Т. А.; Кераминас С. А. Подготовка юных баскетболистов. М.: Физкультура и спорт, 1964.

4. Кенеман А. В.; Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспи­тания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1980.

5. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение, 1978.

6. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. М.: Про­свещение, 1988.

7. Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятием в школе. Под ред. Ке- немана А. В. - М.: Просвещение, 1980.

8. Анатомия человека / М. Ф. Иваницкий, Б. А. Никитюк, А. А. Глады- шев, Ф. В. Судзиловский. - М.: Терра- Спорт, 2003.- 624 с.

9. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина. - М.: Просвещение, 1990.-287 с.

10. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

11. Безносиков Е. Я. Здоровье: Популярная энциклопедия; под ред. Е. Я. Безносикова. - Мн.: Просвещение, 1990. - 830 с.

12. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей. — Ярославль: Гринго, 1996. - 172с.

13. Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам - М.: ВЛА- ДОС, 2001.-112 с.

14. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно- методической деятель­ности в физической культуре и спорте. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 260с.

15. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспи­тания детей дошкольного возраста: учебник - М.: Просвещение, 1985.- 271с.

16. Кожухова Н.Н., Некоторые аспекты физического воспитания дошко­льников. // Дошкольное воспитание №3. 2000.

17. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. — М.: Про­свещение, 2005. - 110 с.

18. Луури Ю. Ф. Из опыта работы. Наш взрослый детский сад. - М.: Про­свещение, 1991. - 78 с.

19. Луури Ю.Ф. Из опыта работы. Физическое воспитание детей дошко­льного возраста. - М.: Просвещение, 1991. — 63 с.

20. Матвеев Л. П. Теория и методика физического воспитания. - М.: Физ­культура и спорт, 1991. — 65 с.

21. Начинская С.В. Спортивная метрология. - М.: Академия, 2005. - 172с. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвеще­ние, 1973.-216 с.

22. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и раз­вития ребенка. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 251 с.

23. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспи­тания и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

24. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А.Физическое воспитание до­школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176с.

25. Шишкина В.А. Движение + Движения. — М.: Просвещение, 1992. — 93 с.

26. Энциклопедия физической подготовки / Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А.; под ред. А. В. Карасева. - М.: Физическая культура и спорт, 1994.-231 с.

27. Л. И. Пензулаева. Анатомо-физиологические особенности детей. "Воспитание детей в старшей группе детского сада", сост. Г.М.Лямина; М., 1984 г.

 

1. Подготовительные упражнения в баскетболе

  1. Стойка баскетболиста
  2. Передвижения в стойке
  3. Правильное удержания мяча
  4. Остановки

2. Упражнения, подготавливающие к обучению техники передачи мя­ча 

  1. Бросание мяча вверх и ловля его одной или двумя руками.
  2. Бросание мяча вниз перед собой и ловля его одной и двумя руками.
  3. Бросание мяча вверх с ударом вниз об пол и ловля его двумя руками.
  4. Бросание мяча вверх перед собой с хлопком и ловля его.
  5. Удары мячом об пол с хлопком в ладоши, поворотом кругом и ловля его.
  6. Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками.
  7. Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его.
  8. Передача мяча в шеренге и по кругу.
  9. Передача мяча двумя от груди.

3. Упражнения, подготавливающие к ведению мяча 

  1. Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками стоя и при ходьбе.
  2. Удары мяча об пол правой рукой и ловля левой рукой, и наоборот.
  3. Ведение мяча на месте правой и левой рукой.
  4. Отбивание мяча на месте правой и левой рукой.
  5. Ведение мяча на месте правой и левой рукой с последующей переда­чей мяча двумя руками произвольным способом.
  6. Чередование подбрасывания мяча с ударами об пол.
  7. Ведение мяча, ударяя ладонью по нему (произвольным способом).
  8. Ведение мяча, остановка шагом и передача мяча.
  9. Ведение мяча вокруг себя.

 4. Упражнения, подготавливающие к броску мяча в корзину 

  1. Перебрасывание мяча через сетку натянутую выше головы ребенка (произвольным способом).
  2. Бросок мяча в обруч, расположенный на полу, с расстояния 2-2,5 метра, снизу, сверху и из-за головы.
  3. Удары мячом об пол и броски его в баскетбольный щит.
  4. Бросок мяча в корзину, бросок мяча в корзину стоящую на полу, удобным для детей способом.
  5. Бросок мяча в корзину после ведения.

5. Игры

«Играй, играй мяч не теряй».

Задачи. Учить детей слушать сигнал, дать им почувствовать физические ка­чества мяча, формировать умения управлять мячом и играть с ним не мешая то­варищу, находить свободное место на площадке.

Описание игры. Все дети располагаются на площадке и каждый играет с мячом по своему усмотрению. После сигнала воспитателя все должны как можно быстрее поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Игра повторяется.

Варианты. После сигнала воспитателя все игроки должны правильно дер­жать мяч или принять стойку баскетболиста.

Методические указания. Перед игрой воспитатель называет движение с мя­чом, которые дети могут выполнять.

«10 передач».

Задачи. Учить детей передавать-ловить мяч, развивать умения согласовывать действия с товарищами, воспитывать стремление помочь товарищу правильно выполнять движения.

Описание игры. Дети становятся парами на расстоянии 1,5-2 метра друг от друга. У каждой пары мяч. По сигналу дети начинают передавать мяч друг дру­гу заданным способом, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, бы­стрее сделавшая 10 передач без падения мяча.

Методические указания. Обращать внимание детей на то, что мяч необходи­мо ловить, не касаясь им груди, а бросать его партнеру на уровне груди.

«Обгони мяч».

Задачи. Учить передавать, ловить мяч, воспитывать ответственность перед командой.

Описание игры. Играют 2 или 4 команды. Игроки каждой команды стано­вятся по кругу и выбирают водящих, которые имеют мяч. После сигнала воспи­тателя водящие отдают мяч игроку, стоящему справа от них, а сами бегут вле­во, обегают круг и становятся на свое место. Получившие мяч передают сле­дующим справа и т. д. Когда первый возвращается на свое место, бежит сле­дующий игрок. Игра продолжается до тех пор, пока все не обегут круг, а мяч не возвратится к водящему. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.

«За мячом».

Задачи. Учить передавать, ловить мяч двумя руками от груди, развивать умения ориентироваться на площадке, воспитывать ответственность перед ко­мандой.

Описание игры. Дети делятся на несколько команд. Каждая команда делится на две колонны, которые становятся одна против другой на расстоянии 2-3 метра. У водящего мяч. После сигнала водящий передает мяч против стоящему в колонне ребенку по команде, а сам бежит в конец противоположной колонны, т. е. за мечом. Поймавший тоже передает мяч на против стоящему и отправля­ется за мячом. Игра продолжается пока все игроки не вернутся на свои места, а мячи не окажутся у водящих.

Методические указания. Дети быстрее поймут, куда бежать после передачи мяча, если им объяснить, что они должны передвигать вслед за мячом, по тому направлению, куда они бросали мяч.

«Ловец с мячом».

Задачи. Учить детей вести мяч в правильной стойке правой и левой рукой бегом, меняя направление и скорость передвижения, воспитывать честность и справедливость.

Описание игры. Дети с мячами свободно передвигаются по площадке, один из них водящий. Его цель, ведя мяч, задеть рукой кого-либо. Если ему это уда­ется, то тот кого он задел становится водящим, а водящий игроком.

Методические указания. Вначале роль водящего выполняет воспитатель, а в дальнейшем - ребенок, свободно управляющий мячом.

Примечания: Во время игры учить детей вести мяч в правильной стойке правой и левой рукой в беге, меняя направления и скорость передвижения.

«Мотоциклисты»

Задачи. Учить детей вести мяч в правильной стойке правой и левой рукой бегом, меняя направление и скорость передвижения, воспитывать честность и справедливость.

Описание игры. На площадке очерчивается улица шириной 2-3 метра и длинной 4-5 м. Все дети - мотоциклисты. Они свободно ведут мяч по площад­ке. Посередине улицы стоит регулировщик. Он зеленым и красным флажком регулирует движение на улице. Если регулировщик показывает красный фла­жок, мотоциклист, доехавший до улицы, останавливается, но мотор не выклю­чает - он ведет мяч на месте. Если регулировщик поднимает зеленый флажок, мотоциклисты могут проехать улицу без остановки - провести мяч бегом. Дви­жение по улице проходит в одном направлении.

Примечания: Во время игры обращать внимание на ведения мяча на месте и в движении, приучать детей видеть площадку. Через определенное время пода­вать сигнал для того, чтобы дети меняли руки.

«Пять бросков».

Задачи. Учить детей бросать мяч в корзину, развивать меткость, точность движений, воспитывать честность и справедливость.

Описание игры. Дети располагаются на расстоянии 1,5-2 метра от корзины. По сигналу воспитателя все дети бросают мячи в корзину. Побеждает тот, кто быстрее попадет 5 раз в корзину, указанным способом.

Примечание: По ходу игры учить детей бросать мяч в корзину способом — бро­ски двумя руками от груди.

«Метко в кольцо»

Задачи. Учить броску мяча от груди и ведению мяча.

Описание игры. Дети распределяются на площадке и становятся в середине ее на указанное место. У одних в руках мяч, и они по сигналу воспитателя ве­дут мяч к щиту, останавливаются и бросают двумя руками от груди, ловят мяч и передают его следующему игроку по команде. Побеждает команда забившая больше мячей.

Примечание: Во время игры учить сочетать ведение, остановку и броски мя­ча в корзину, воспитывать ответственность и выдержку.

«Мяч капитану».

Задачи. Учить применять в игре разнообразные движения с мячом, согласо­вывать свои действия с действиями партнера.

Описание игры. Дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается капитан, который становится в кружок, нарисованный в конце чужой площадке. Дети бросают мяч своему капитану, а противники стараются перехватить мяч и передать его своему капитану.

Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.