Особенности психологической подготовки в дзюдо
- Details
- Hits: 22462
Содержание.
Введение
Глава 1 Спортивное соревнование с точки психологии.
1.1. Спортивное соревнование как процесс
1.2. Психологические особенности спортивного соревнования
Глава 2 Стрессогенные психологические состояния. «Психологические барьеры».
2.1. Основные понятия
2.2. Эмоциональные факторы спортивной деятельности
2.3. Эмоциональные переживания спортсменов
2.4. Предстартовые и постстартовые психические состояния
Глава 3 Психологическая подготовка дзюдоистов
3.1 Виды психологической подготовки
3.2 Средства психологической подготовки
3.3 Значимые факторы психологической подготовки дзюдоистов
3.4. Основные направления психологической подготовки дзюдоистов
Литература
Введение.
Дзюдо - это японский национальная вид борьбы и система физического развития.
В переводе Дзюдо:
• «дзю»- мягкий, гибкий, скромный;
• «до» - путь, познание, манера держаться, точка зрения, склад ума.
Дзюдо возникло на базе дзю-дзюцу. Отцом современного дзюдо является профессор Дзигоро Кано. В 1882 году он открыл при храме Эйсе в Токио первую современную школу дзюдо.
В дзюдо тема "Особенности психологической подготовки" очень актуальна, в большинстве случаях именно эмоциональный настрой влияет на исход поединка. Так как дзюдо достаточно травматичный вид спорта, есть возможность получить увечье, что уже отражается на состоянии дзюдоиста, поэтому спортсмену необходимо разобраться в этом вопросе, чтобы более эффективно показывать результаты на ковре.
Глава 1. Спортивное соревнование с точки психологии.
1.1. Психологические особенности спортивного соревнования.
Термин спортивное соревнование достаточно понятен большинству людей, как обозначающий явление с характерными признаками. Тем не менее с научных психологических позиций он рассматривается далеко не однозначно.
Спортивное соревнование служит предметом спортивной психологии как психическое явление, обладающее характерными свойствами, многогранными процессами специфическими состояниями. Иногда соревнование рассматривается как специальный тип поведения, поведенческая установка (отношение) или ситуация.
Чаще всего в спортивной психологии в качестве синонима спортивного соревнования употребляется термин соперничество как борьба за первенство, достижение определенного результата, сравнение своего уровня подготовленности в каком-либо виде спорта, спортивной дисциплине, соревновательном упражнении.
Спортивные соревнования являются одной из главных сторон спортивной деятельности. Развитие физических качеств, освоение техники и тактики избранного вида спорта, материально-техническое обеспечение и многие другие факторы подготовки спортсмена, в конечном счете, находят свое выражение и в соревновательном результате. При этом соревнования не только подводят итог предшествующей подготовки, но и сами служат весьма действенным средством психического развития спортсмена.
Спортивные соревнования существенным образом влияют на развитие мотивации спортсмена. Призы, спортивные знания, реализация тренировочных усилий, самоутверждение и другие стимулы влияют на формирование и динамику личности. Объективные соревновательные ситуации выступают при этом как способ достижения цели, благодаря чему мотивация приобретает более конкретизированное, целевое состязательное знание. Формирование состязательности как целой группы мотивов, побуждающих человека участвовать (или не участвовать) в соревнованиях, стремиться к победе, составляет важную сторону подготовки спортсмена.
В спортивных соревнованиях нередко возникают весьма ответственные, порой опасные для жизни и здоровья экстремальные ситуации, заставляя спортсменов действовать на пределе собственных возможностей.
Экстремальная ситуация, необычные, непривычные обстоятельства жизнедеятельности, требующие специальной адаптации органов чувств, связанные с серьезными социально-психологическими и информационными ограничениями, с возрастанием фактора риска.
Выработка правильной реакции на успехи и неудачи - одна из главных задач формирования личности, решаемых соревновательной деятельности.
Социальная значимость, как самих соревнований, так и спортивного результата, показанного спортсменом, порой очень велика и глубоко сказывается на судьбах участников соревнований, на статусе спорта и его видов, на оценках достижений той или иной страны. Соревнования осуждают и восхваляют, реже к ним остаются равнодушными. Спортивные соревнования являются одной из общепринятых в мире форм социализации детей, мощным фактором подготовки человека к успеху в современном обществе.
Спортивные состязания являются итогом определенного периода подготовки, выбранной методики и стратегии, проверкой различного вида новшеств, включая психологические. Одновременно они позволяют наметить перспективы и целесообразность дальнейшей работы.
Следует выделить и особый волевой фактор психологии спортивного соревнования. Проявленная воля к победе, позволяющая добиваться желаемого результата (победы над определенным соперником, завоевания чемпионского титула, повышение личного достижения), порой служит главным итогом, влияющим на оценку и самооценку спортсмена. Недаром на многих соревнованиях учреждаются специальные призы «За волю к победе», и эти призы не всегда достаются победителям.
Наконец, несмотря на постоянное совершенствование правил, и других условий соревнований в них весьма велика доля непредсказуемости неопределенности, как в определении имен победителей, так и в способах достижений победы. Именно непредсказуемость чаще всего и ценится спортивными болельщиками, составляя для них особый привлекательный фон соревнований. Зрелищность тех или иных соревнований во многом определяется этим обстоятельством. Мало найдется желающих смотреть соревнования, исходя которых не вызывает сомнения.
1.2. Спортивное соревнование как процесс.
Спортивное соревнование представляет собой весьма сложное психическое явление не только как совокупность только что рассмотренных особенностей, но и как процесс.
Основными структурными категориями (стадиями) процесса соревнования представлены: объективная соревновательная ситуация, субъективная соревновательная ситуация, результат соревновательного действия и возможные последствия этого результата. Все эти категории опосредуются на личностном уровне. Личность оказывает влияние на различные стадии процесса через отношения, мотивы, способности, прошлый опыт и индивидуальные особенности восприятия ситуации, личностные склонности и т.п.
2. Стрессогеные психологические состояния («психологические барьеры»).
2.1. Основные понятия.
При характеристике стрессогенных ситуаций указываются такие признаки, как «сложные», «трудные», «особые», «эмоциогенные», «критические», «аварийные», «чрезвычайные», «экстремальные», «сверхэкстремальные», «гиперстрессовые» и т. п. Уже сам по себе этот перечень свидетельствует о том, что не существует единой терминологии для описания рассматриваемых ситуаций.
Прежде всего, не выдерживается какое-то одно основание деления. Так, в одном случае акцент ставится на характеристике объективных особенностей стимуляции («сложные условия»), в другом - на отношении субъекта к этой стимуляции («трудные условия»), в третьем на преобладающем компоненте возникшего состояния («эмоциогенные условия») и т.д. Более того, встречается разное понимание одних и тех же терминов. Так, понятие экстремальные условия одни авторы определяют как неблагоприятные для жизнедеятельности, другие как предельные, крайние значения тех элементов ситуации, которые в средних своих значениях служат оптимальным рабочим фоном или, по крайней мере, не ощущаются как источник дискомфорта (Небылицын,1966), третьи, как условия, требующие мобилизации обычных буферных, а иногда и аварийных резервов организма (Ломов , 1970). Конечно, эти варианты понятия экстремальности в чём-то совпадают, перекрывают друг друга, но каждый из них, тем не менее, акцентирует лишь одну сторону экстремальности.
«Психологические барьеры» — психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм состоит в усилении отрицательных переживаний и установок — стыда, чувства вины, страха, тревоги и т.д.
Под психологическим барьером прошлого опыта понимаются затруднения, испытываемые человеком при избирательной актуализации знаний в процессе решения творческих задач. Процесс включения (воспоминания) элементов прошлого опыта не всегда обеспечивает появления новообразований в творческом мышлении, а в каких-то случаях это даже может затруднить поиск правильного решения.
Одной из причин появления психологических барьеров прошлого опыта является наличие в задании таких условий, которые актуализируют ранее сложившиеся стереотипные действия, не позволяющие обнаружить новые условия, требуемые для разрешения творческого задания.
Фактор риска — психогенный фактор измененных (непривычных) условий существования, характеризующихся наличием угрозы для жизни. Фактор риска оказывает существенное влияние на переживание человеком экстремальной ситуации.
На этапе стартового психического напряжения появляется психическая напряженность, которая объективизируется в мимике, речевой активности, глубине сна, изменениях регистрируемых физиологических функций. В генезе стартового напряжения при наличии фактора риска четко прослеживается, с одной стороны, неуверенность надежности технических систем, с другой — «проигрывание» в умственном плане вероятности возможных аварийных ситуаций. У людей, попадающих в измененные условия впервые, сразу же при преодолении психологического барьера психическая напряженность сменяется повышенным настроением, доходящим до эйфории и психомоторного возбуждения. В генезе смены эмоционального состояния лежат как психологические (снятие информационной неопределенности), так и физиологические (эмоциональное разрешение) механизмы. На этапе неустойчивой психической деятельности в условиях аварийных ситуаций могут возникать необычные психические состояния, проявляющиеся в форме ажитаций (чрезмерно сильного возбуждения) кратковременного ступора (резкой угнетенности, выражающейся в неподвижности и молчании). В генезе развития аффективных состояний прослеживается неподготовленность человека к деятельности в условиях угрозы для жизни, астенизация нервной системы, а также неожиданность возникновения аварийной ситуации. На этапе глубоких психических изменений развиваются аффективные неврозы в форме фобий, выраженных двигательных возбуждений и длительного ступора, которые могут приводить к неадекватным реакциям.
Под психологическими барьерами в дзюдо понимается состояние дзюдоиста, поэтому будет уделено внимание на то, какие бывают психологические состояния, и что способствует к их появлению и как их избежать.
2.2. Эмоциональные факторы соревновательной деятельности.
Наиболее важными предпосылками динамики эмоций во время соревнований можно считать следующие:
Масштаб соревнований. Крупные международные соревнования, олимпийские игры, чемпионаты стран континентов характеризуются большим накалом страстей, командной и личной ответственности спортсменов за исход борьбы. Как правило, с участием в крупных по масштабу соревнованиях связаны высокие звания и титулы, порой разыгрывается весьма значительный призовой фонд, устанавливаются нормативы допуска к соревнованиям и т.п. Разумеется, масштаб соревнований играет роль не только сам по себе, объективно, но и в отношении с уровнем подготовленности спортсмена.
Личностная значимость. Почти всегда исход соревнования (особенно крупного масштаба) сильно затрагивает личные интересы спортсмена, имеет личностный смысл, влияет на ход спортивной карьеры, иногда порождает глубокие межличностные конфликты отдельных участников соревнований, служит предпосылкой становления многолетнего соперничества. Удачи и неудачи выступления вызывают бурные эмоции, которые у слабо подготовленных спортсменов нередко приводят к дезорганизации соревновательной деятельности, а у сильных спортсменов вызывают подъем настроения, уверенность в своих силах.
Состав участников. Разные уровни компетентности участников соревнований (спортсменов, судей, тренеров) служат условием возникновения и динамики многочисленных эмоциональных переживаний. Примерное равенство спортсменов и команд по уровню мастерства создает оптимальные предпосылки для интересной, захватывающей спортивной борьбы. Явное превосходство одного или нескольких спортсменов вызывает отрицательные эмоции у менее компетентных соперников. А низкий уровень подготовленности всех участников чаще всего приводит к непредсказуемым результатам и аналогичным эмоциональным процессам.
Наличие опыта. Опыт участия в соревнованиях данного ранга, в данном составе, на данном стадионе или в сходных условиях порождает большую уверенность в своих силах, способствует более эффективному контролю за протеканием эмоциональных процессов.
Уровень тренированности. Хорошо тренированным свойственны стенические (сильные, действенные) эмоции, создающие предпосылки для мобилизации сил в борьбе за победу, для использования резервов организма, в том числе и психики. Слабо тренированный дзюдоист (даже имевший ранее высокие результаты) склонен к астеническим (слабым, пассивным) эмоциям, к «сберегательным технологиям» спортивной борьбы, к уходу от соперничества.
Индивидуальные особенности. В процессе занятий спортом и всей предшествовавшей жизни дзюдоист вырабатывает свой особый почерк взаимоотношений с соперниками, ведения борьбы, находит свои неповторимые способы обеспечения мотивации деятельности, реализует присущим ему путем особенности своего темперамента, характера и способностей. Все это создает условия для богатых, содержательно насыщенных переживаний. Напротив, бедность индивидуальной эмоциональной жизни ведет к однообразию, стереотипности соревновательного поведения, что облегчает победу соперникам спортсмена. Чаще всего проблема традиционно трудного соперника лежит именно в плоскости индивидуализации.
2.3. Эмоциональные переживания дзюдоистов.
Соревновательное возбуждение - характеризуется высокой общей активностью спортсмена и стеническими (действенными) эмоциями. Как правило, успешное выступление в соревнованиях сопряжено с оптимальным для данного спортсмена уровнем соревновательного возбуждения.
Боевой настрой - сопровождается уверенностью победе, готовностью к энергозатратам, высоким уровнем самоконтроля спортсмена за своими эмоциями.
Спортивная увлеченность - сопровождается яркими эмоциональными переживаниями, полной сосредоточенностью на спортивной борьбе; в большей мере характерна для игровых видов спорта.
Спортивный азарт - отрицательное эмоциональное состояние, когда увлеченность спортивной борьбы приобретает аффективные оттенки, частично нарушается самоконтроль действий.
Спортивная злость - чаще всего возникает как фрустрация - кратковременная реакция на ситуацию объективной или субъективной недосягаемости цели, которая казалось такой близкой, при этом имеется в виду, что злость направлена на себя, а не на противника.
Состязательность- представляется наиболее эффективным эмоциональным эмоциональным состоянием для борьбы с определенным соперником. Направленность состязательности на человека заставляет использовать оценку и самооценку множества различных факторов спортивной деятельности, хорошо знать и изучать соперника, претендующего на такой же результат; как правило сопровождается уважением к сопернику и его мастерству.
Агрессивность - отрицательная эмоция, так же направленная на соперника, однако сопровождающаяся обостренной враждебностью, выходом действий спортсмена за рамки дозволенного правилами и этикой спорта; агрессивность часто искусственно подогревается болельщиками и менеджерами профессионального спорта, особенно в единоборствах; характер происхождения агрессивности (социальный или биологический) наукой до конца не установлен.
Спортивная честь - рассматривается как сложное нравственное чувство, порождаемое глубоким личностным участием спортсмена в решении принципиальных вопросов спортивной деятельности, культурных традиций спорта, знанием не только буквы, но и духа спортивных правил; сопровождается стремлением к объективности оценки соревновательной действий, высокой требовательностью к себе.
Чувство долга и ответственности- перед командой, коллективом, фирмой, страной, интересы которой спортсмен представляет на соревнованиях, - субъективно это чувство связано с благодарностью, признательностью за помощь в подготовке, за предоставленную возможность померятся силами с другими спортсменами; выражается в высокой самоотдачи, в готовности к борьбе, к преодолению трудностей, оправданному риску.
Чувство спортивной гордости - возникает в результате заслуженной победы в трудном спортивном поединке: характеризуется ощущением причастности к достижениям команды, коллектива, личного вклада в победу на соревнования, совпадениям интересов команды и самого спортсмена.
2.4. Предстартовые и постсартовые психические состояния.
Управление подготовкой дзюдоиста требует учета не только соревновательных переживаний и состояний, но и тех, которые предшествуют соревнованиям и следуют за успехами или неудачами в спортивной борьбе. Практика психологической подготовки спортсменов убедительно показывает, что многие успехи и поражения могут быть объяснены с позиции необходимых воздействий тренеров и самих спортсменов на эмоциональные состояния перед стартом. Вряд ли можно сбрасывать со счетов и особенности психических состояний спортсменов и команд после соревнований, ибо на психику спортсмена глубоко воздействуют оценки проделанной работы. Различают следующие типы предстартовых состояний:
• Стартовая лихорадка, характеризующаяся сильным волнением, частичной дезорганизацией поведения, беспричинным оживлением, быстрой сменой эмоциональных состояний, неустойчивостью внимания, несобранностью, ошибками обусловленными ослаблением процессов памяти (запоминания, узнавания, сохранения, воспроизведения, забывания). Чаще всего такое состояние наблюдается у лиц с преобладанием в нервной системе возбудительных процессов над тормозными. Как правило, стартовая лихорадка сопровождается снижением контролирующих функций коры головного мозга над подкоркой. Наблюдается учащение сердцебиения и дыхания, поверхностность дыхания, излишняя потливость, снижение температуры конечностей, повышенный тремор, повышенная частота мочеиспускания. Все это приводит к тому, что спортсмен не в состоянии использовать наработанные возможности, допускает ошибки даже в хорошо освоенных действиях, ведет себя импульсивно, непоследовательно.
• Стартовая апатия обусловлена течением нервных процессов, противоположным тому, которое вызывает стартовую лихорадку: тормозные процессы в нервной системе усиливаются чаще всего под действием сильного утомления или перетренировки. Наблюдается некоторая сонливость, вялость движений, снижается общая активность и желание соревноваться, притупляется восприятие, внимание. Однако у ряда спортсменов через некоторое время (час или два), постепенно, по мере приближения времени старта, состояние апатии переходит в оптимальное соревновательное состояние. Такое явление чаще всего обуславливается наличием некоторых нежелательных (или неизвестных) моментов в предстоящем соревновании. У стартовой апатии есть особая разновидность самоуспокоенность, которая возникает в тех случаях, когда спортсмен заранее уверен в своей победе, низко расценивает возможности своих соперников. Опасность этого состояния заключается в пониженном внимании, неспособности к мобилизации при неожиданных изменениях ситуации.
• Боевая готовность связана с оптимальным соотношением динамики возбудительных и тормозных процессов в нервной системе, их уравновешенностью и оптимальной подвижностью. Признаками такого состояния служат: сосредоточенность внимания на предстоящем соревновании, повышенная восприимчивость и способность мыслить, действенность и стенический характер эмоций, оптимальный уровень тревожности. В восточных единоборствах боевая готовность характеризуется особой отчетливостью сознания, раскованностью, раскрепощенностью мышц и движений, безграничной верой в возможность победы.
Постсоревновательные психические состояния значительной мере зависят от исхода соревнования.
Победа, доставшаяся в трудной спортивной борьбе, а также достигнутый запланированный результат (победа над сильным соперником, улучшение личного рекорда, выполнение мастерского норматива) приводят к положительным эмоциональным реакциям: устойчивому чувству удовлетворенности собой, гордости своей командой, жизнерадостному настроению, уверенности в своих силах, желанию тренироваться. Если победа или относительный успех достигнуты легко, без особых усилий, то могут возникнуть переоценка своих спортивных способностей зазнайство, излишняя самоуверенность, беспечность пренебрежение тренировочной работой.
Поражение или относительная неудача, особенно, если спортсмен не сумел проявить свои бойцовские качества или столкнулся с вопиющей несправедливостью в оценке результата, может вызвать депрессию, неуверенность в своих силах, разочарование, зависть, нежелание тренироваться, а иногда и привести к отказу занятий спортом.
Депрессия - отрицательное эмоциональное (аффективное) состояние, характеризующееся подавленностью, тоской, отчаянием, пассивностью, чувством вины, снижением уровня самооценки. Депрессии могут быть функциональными, возникающими у психически нормальных людей после сильных эмоциональных напряжений, и патологическими.
Эмоциональная реакция на поражение может быть и положительной: возникают стенические эмоции, критическое отношение к своим недостаткам, повышается работоспособность на тренировках, увеличивается число волевых проявлений, растет настойчивость в достижении своих целей. Формирование спортивного характера всегда сопряжено со стеническими эмоциями в ответ на неуспех в соревновании.
Практика спортивной деятельности показывает, что умелый выбор масштаба соревнований уровня подготовленности соперников и других факторов соревновательной деятельности позволяет тренеру участникам соревнований поддерживать оптимальное соотношение побед и поражений. Например, у дзюдоистов международного класса поражения составляют не более 10-15% от числа проведенных встреч. Численный перевес побед над поражениями дает основание для формирования бойцовских качеств, а очевидное преобладание неудач в соревнованиях приводит к формированию хронического неудачника, который готов к поражению даже на старте соревнований. В случае очередной неудачи он будет искать причины своего поражения в разных объективных факторах (предвзятое судейство, некачественный инвентарь и пр.).
Глава 3. Психологическая подготовка.
3.1. Значимые факторы психологической подготовки дзюдоистов.
Основы будущих спортивных успехов дзюдоиста закладываются начальной подготовкой, начинающейся с развития и совершенствования физических качеств. Физическая подготовка расширяет функциональные возможности дзюдоиста, необходимые для проявления таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость психоэмоциональная устойчивость.
Наряду с этим, психологическая и волевая подготовка спортсмена немаловажный компонент тренировки, обеспечивающий достижения высоких результатов. Обозначим ряд факторов, существенным образом характеризующих значимость данного вида подготовки боксера:
-специфика дзюдо определяет характер соответствующих психологических состояний и переживаний спортсменов;
- условия тренировок и соревнований предъявляют повышенные, а зачастую экстремальные требования к деятельности органов чувств дзюдоиста, быстроте и четкости мышления, его волевым качествам, вниманию, скорости и точности реакции и движений.
Многолетняя подготовка дзюдоистов в режиме увеличения и интенсификации тренировочных нагрузок, обострение конкуренции и повышение психологических нагрузок предполагают целенаправленное поведение психологической подготовки на всех периодах и этапах учебно- тренировочного и соревновательного процессов.
В процессе психологической и волевой подготовки следует выделить:
- выработку установки (отношению к партнеру, своему поведению на татами) и мотивации к занятиям;
- развитие психофизических функций и качеств, сложных специализированных восприятий, способности быстрого перехода от напряжения к расслаблению и наоборот и.т.д.
- целенаправленное формирование и совершенствование качеств, необходимых для достижения цели, для преодоления помех, трудностей не только в спорте, но и в повседневной жизни. К примеру, возможность упасть от броска заставляет новичка проявлять усилия воли и психологическую устойчивость для продолжения тренировки.
3.2. Основные направления психологической подготовки.
Социализация личности в спорте. Занятие спортом сопряжены с включенностью человека в разнообразные социальные отношения. Спортсмен занимает определенное социальное положение, например, становится на путь профессионального спорта или готовит себя к профессиональной карьере. Ему необходимо сочетать занятия спортом с учением, освоением профессии, семейными заботами, поддерживать специфические контакты в сфере спорта. Не каждому спортсмену удается привыкнуть к многочисленным переездам, спортивному режиму и т.п. Социальный статус разных видов спорта порой неодинаков в мире, в данной стране или у представителей данной национальной культуры в связи с географическими климатическим положением, уровнем развития культуры и цивилизации, социальным строем, характером основных занятий населения и т.п.
От того насколько сможет спортсмен реализовать себя, свои способности в тех или иных конкретных социальных условиях, во многом зависят его спортивная карьера и спортивные результаты. От тренера и спортсмена, менеджеров и спонсоров требуется высокая подготовленность в решении вопросов социальной поддержки занятий спортом, создания имиджа спортсмена, обеспечение зрительских симпатий и т.д. Необходимо создать такие социальные условия, которые обеспечивали бы благоприятное включение спортсмена в занятия спортом, его социализацию (то есть усвоение и активное воспроизводство социального опыта), формирование высокого личностного смысла занятий спортом, привлекательности их для самого спортсмена.
Для решения проблем социализации в разных странах созданы и используются многочисленные культурные и материальные предпосылки, однако немало забот в данном направлении психологической подготовки ложится непосредственно на плечи самих тренеров и спортсменов.
Развитие личности и психических процессов спортсмена. Данное направление психологической подготовки спортсмена ставит своими задачами развитие мотивов, воли, чувств, способностей, характера, реализацию качеств темперамента и других психологических особенностей, а также формирование и динамику специализированного восприятия, предстартовых состояний, психической устойчивости, надежности спортсмена.
Специализированное восприятие специфичный для каждого вида спорта тип восприятия условий, существенных для результата деятельности. Специализированное восприятие формируется по мере развития спортивной формы на основе комплексного взаимодействия различных анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового. Часто один из этих анализаторов играет в специализированном восприятии ведущую роль.
Серьезные изменения в процессе спортивной деятельности претерпевают ощущения, восприятие, память, речь, мышление, воображение. Спортивная деятельность предъявляет высочайшие требования к их развитости, располагает большими возможностями для улучшения перечисленных психических процессов и качеств личности. Однако было бы неверным представление о том, что эта развитость и это улучшение происходят сами по себе и всегда имеют необходимую положительную направленность.
Для командных видов спорта можно выделить еще одну направленность психологической подготовки обеспечение динамики командной деятельности в спорте.
3.3. Виды психологической подготовки.
В психологической подготовке обоснованно выделяют общую подготовку к тренировочно-соревновательной деятельности и специальную к определенному соревнованию.
В основу психологической подготовки положено формирование личности дзюдоиста способного постоянно проявлять незаурядные бойцовские качества, обладающего значительным психофизическим потенциалом, умеющего творчески и с желанием вести работу для выхода на более высокий уровень мастерства, а в итоге для достижения намеченной цели.
Общая психологическая подготовка решает задачи психического воздействия на спортсмена, направленные на формирование и развитие спортивно важных психических качеств, а также способствует обучению специальным приемам психической саморегуляции для адаптации к экстремальным условиям. Она служит целям совершенствования умения управлять собой, повышению соревновательной надежности, а значит и достижению стабильных, высоких результатов.
Специальная психологическая подготовка направленно на формирование и совершенствование целостной готовности дзюдоиста для участия в каждом соревновании. Ее основные задачи:
- совершенствование психических качеств и свойств, необходимых для успешного формирования различных компонентов подготовки дзюдоиста,
- формирование, совершенствование и коррекция индивидуальной манеры борьбы с учетом личностных особенностей конкретных противников, уровня их технической подготовленности.
3.4. Средства психологической подготовки.
В качестве средств психологической подготовки спортсмена чаще всего используются: формирование мировоззрения, внушение и самовнушение, подготовка участием в деятельности, контроль и самоконтроль, а также возможные физиотерапии, психофармакологии, электростимуляции.
Формирование мировоззрения. Наиболее важной одновременно сложной проблемой является формирование мотивов спортивной деятельности, в том числе мировоззрения как наиболее стойкого мотива. Осуществляется это посредством становления и развития современных взглядов на культурно- исторические корни спорта вообще и избранного вида в частности, выработки определяющих принципов спортивной тренировки в избранном виде спорта и взаимосвязи с условиями и принципами деятельности вне спорта, а также формированием собственных принципов и взглядов спортсмена, команды и тренера по всем вопросам совместной деятельности.
У тренера в любом виде спорта всегда найдется возможность для доверительного общения, для бесед, убедительных примеров и аналогий, для справедливого обоснования приказов, совместных со спортсменами размышлений, для побуждения и выслушивания рассуждений, для вдумчивого и многогранного регулирования целей, для аргументированного вероятностного прогнозирования успеха на предстоящих соревнованиях, для выявления мотивов спортсмена, которые могут быть задействованы, актуализированы в той или иной ситуации.
Внушение и самовнушение. У квалифицированных спортсменов, как правило, имеется емкий арсенал средств, связанных с использованием гипнотических возможностей психики.
С помощью гипнотизера (внушение) или самоприказов в особом состоянии (самовнушение) спортсмен добивается необходимых изменений в состоянии психики. Чаще всего внушение и самовнушение используется для достижения необходимых состояний: сна перед ответственным стартом, отдыха в промежутках между попытками, акцентирования собственных достоинств и недостатков соперников, приведения себя в оптимальное предстартовое, предтренировочное или постсоревновательное состояние. Внушение и самовнушение обычно проводятся в форме гетеротренинга (с помощью гипнотизера), аутотренинга (психорегулирующая тренировка, психомышечная тренировка, идеомоторная тренировка), в форме сюжетных представлений (конкретного соперника, места проведения будущих соревнований, действий судьи), «репортажа» в полусне (где тренер ведет условный репортаж с соревнований), повторения клятв перед матчем, а также с помощью «наивных» методов (талисманов, всевозможных примет, «счастливой» одежды и обуви).
Следует отметить, что не все спортсмены в равной мере являются гипнотически одаренными (способными к внушению), поэтому использование средств внушения и самовнушения должно быть индивидуализировано. Известен пример, когда австралийский пловец, показывавший результаты, близкие к мировому рекорду, в одном из заплывов использовал помощь гипнотизера. Стартовав, он весьма быстро проплыл первый отрезок дистанции, но затем выскочил из воды на противоположный бортик. Оказалось, что гипнотизер в качестве стимула использовал образ акулы, которая гонится за спортсменом.
Подготовка участием в деятельности. Это наиболее разностороннее, но не всегда достаточно учитываемое и поддающееся оценке средство психологической подготовки спортсменов и команд. Сложность его использования состоит в том, что любое действие спортсмена так или иначе связано с динамикой спортивной формы, а приобретение (или утрата) физических качества, навыков, как мы уже говорили, всегда сопряжено с психическими процессами, с развитием личности с формированием отношения к тренировочным и соревновательным нагрузкам, с реализацией достигнутого уровня развития, в том числе и психического. Тренер и спортсмен следят за волнообразным характером нагрузок, за их цикличностью, работают над техникой движений, при этом постоянно соотносят свои действия с условиями участия в предстоящих соревнованиях, порой до мельчайших деталей разрабатывают арсенал действий спортсмена соревновательных ситуациях, готовят возможные варианты действий. Очень часто тренировки проводятся по схеме максимального приближения к обстановке соревнований.
В качестве форм подготовки участием в деятельности чаще всего используется: выработка ритуала предсоревновательного и предстартового поведения, секундирование (специально организованное управление поведением спортсмена непосредственно перед стартом или поединком), идеомоторная тренировка (использование представления о движениях непосредственно перед их выполнением),выработка навыков переключения с одного вида деятельности на другой или отключения от навязчивых форм деятельности, моделирование соревновательных ситуаций в полном или частичном объеме, адаптация к условиям и режиму предстоящих соревнований (по времени, климатическим и погодным условиям, условиям размещения участников и т. п.).
Контроль и самоконтроль. В спортивной практике значительное место уделяется получению информации о параметрах и результатах действий, в том числе и по ходу их выполнения. Это специально организованное наблюдение или самонаблюдение является частным случаем исследовательской деятельности тренера и спортсмена, предметом педагогического общения. Психическое развитие, достигаемое в результате контроля и самоконтроля, выражается в более высокой осознанности действий, в двигательной поведенческой культуре спортсмена.
Контроль и самоконтроль осуществляется в форме дневников, отчетов по памяти о тренировочных соревновательных ситуациях, выставления оценок тренером и спортсменом по промежуточным и итоговым параметрам тренировки, приборного контроля и видеозаписи, наблюдений за эмоциональными проявлениями (смеха, гнева), а также за настроением, самочувствием желанием работать, тревожностью, бессонницей.
Физиотерапевтические, аппаратные психофармактологические средства. Эти средства чаще всего используются для коррекции психических состояний и в специальную группу выделяются лишь в связи с необходимостью для их применения особого оборудования, приборов и препаратов. Достаточно широко используются эти средства в спорте высших достижений и в меньшей мере в работе с юными спортсменами. Ими весьма эффективно достигаются цели снятия психического напряжения, снижения болезненных ощущений в опорно- двигательном аппарате, улучшения настроения, повышения адаптационных возможностей организма по отношению к нагрузкам решаются более специфические проблемы психологической подготовки. Назначение и дозировка этих средств обычно зависит от индивидуальных особенностей спортсменов и обязательно согласуются со специалистами спортивной медицины и психологами.
К числу указанных средств относятся: сауна, массаж, гидромассаж и электромассаж, бассейн, функциональная музыка, аппараты электроанальгезии и электронаркоза, психотропные, фармакологические средства (транквилизаторы, антидепресессанты, психостимулятор, ноотропы, адаптогены).
Литература:
1. Кретти Дж.Б. Психология в современном спорте. М.: 1978
2. Синайский М.М., Попов A.Л. Систематика соревновательных действий по критериям результатов /Теория и практика физической культуры, 1996, №2.
3. Толковый словарь спортивных терминов /Сост. Ф.П. Суслов, СМ. Вайцеховский. - М.:ФиС, 1993.
4. Попов A.Л. Спортивная психология/ Учебное пособие для физических вузов - М.: Изд. «Флинта», 1999.
5. Найдиффер P.M. Психология соревнующегося спортсмена. - М.:ФиС, 1 979.
6. Родионов А.В. Психофизическая тренировка. - М.: ТОО «Дар», 1995.
7. Некрасов В.П., Худанов Н.А. и др. Психорегуляция в подготовке спорсменов.- М.: ФиС, 1985.