Психологическая подготовка дзюдоистов к соревнованиям, часть 1.

Содержание.

Введение

1. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

1.1 Процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов

1.2 Процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов

1.3 Упражнения в структуре общей психологической подготовки спортсменов

2. Специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям. 

2.1 Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена в условиях соревнований

2.2 Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям

3. Психологическое обеспечение тренировок и соревнований

3.1 Психологические особенности спортивного соревнования

4. Психологическая подготовка дзюдоистов к соревнованиям

4.1 Установка дзюдоиста на участие в соревнованиях

4.2 Управление поведением дзюдоиста во время соревнований

5. Изменение ситуативной тревожности борцов дзюдо вследствие применения соревновательного метода

Заключение

Список литературы

Введение.

В современных условиях жизни человека достижение им успехов в деятельности на производстве, в совместном труде, в быту, в общении в значительной мере зависит от умения регулировать свое поведение, сдерживать свои чувства, контролировать настроение, считаясь с требованиями окружающих и ситуации.

Это умение частично достигается за счет воспитания в семье, предъявления требований в школе, вузе, в повседневном труде, во взаимодействии с другими людьми. Но этого явно недостаточно. Чтобы овладеть методами саморегуляции, необходимо специальное обучение, которое, к сожалению, за редким исключением, не проводится, хотя значимость его трудно переоценить. [1,2]

Это относится целиком и полностью к такому сложному и важному виду человеческой деятельности, как спорт. Проведение соревнований, где от спортсмена требуется полная отдача, работа на пределе своих возможностей создает ситуации, в которых спортсмену необходимо регулировать свое состояние. Если физические нагрузки велики, а спортсмен плохо управляет своим состоянием, возникает чрезмерное психическое напряжение, которое снижает эффективность деятельности, приводит к ее дезорганизации, а в результате к проигрышу, что может привести к потере уверенности в себе, к депрессии. [1,6,9]

Бесспорно, что как среди слагаемых успеха, так и среди причин поражения в спортивном соревновании определенная доля принадлежит психическому состоянию спортсмена, перед и во время соревнования. Современный уровень науки о спорте позволяет признать зависимость результативности и надежности соревновательной деятельности спортсмена от его психического состояния, предшествующего или сопровождающего ее.

В настоящее время в споре равных по своим физическим, техническим, тактическим возможностям спортсменов, как правило, выигрывает тот, кто лучше умеет управлять своим психическим состоянием, кто психологически более устойчив против воздействия различных стресс-факторов, кто обладает способностью к самоконтролю и саморегуляции.

Но не только соревновательная деятельность предъявляет высокие требования к умению управлять своим состоянием. Не меньшее значение имеет способность к самоконтролю, саморегуляции и в тренировочном процессе.

Современный спорт характеризуется значительным увеличением тренировочных нагрузок, в отдельных видах, спорта - в 4-5 раз. Это, в свою очередь, привело к возрастанию психических нагрузок. Монотонность тренировочного процесса, вызванная многократным повторением одних и тех же упражнений, движений, способствующих их совершенствованию, однообразие обстановки тренировки вызывают не только физическое утомление, но и огромное психическое напряжение. Это требует тщательно продуманной, систематической психологической подготовки, одним из составляющих которой является обучение спортсменов методам самоконтроля и психорегуляции. [4,8]

Возникновение того или иного состояния - явление довольно частое в спортивной практике, обусловленное причинами объективного и субъективного характера. К субъективным причинам относятся: предстоящее выступление в соревновании, недостаточная подготовленность спортсмена, ответственность за выступление на соревновании, неуверенность в успешном выступлении, состояние здоровья (неудовлетворительное), излишняя возбудимость и тревожность как личностные качества, индивидуально- психологические особенности личности, удачное и неудачное выступление в предыдущих стартах и в первых стартах настоящего соревнования, отношение спортсмена к неудачам. К объективным причинам относятся: сила соперников, организация соревнования, необъективное судейство, поведение тренера на соревновании или отсутствие его на соревновании, настрой команды, неправильно организованная предсоревновательная подготовка.[3,8]

Сегодня в спортивной практике распространено явление, когда спортсмены выступают в соревнованиях, недостаточно к тому подготовленные - физически, технически, тактически, психологически. Это становится, очевидно, уже в период непосредственной подготовки к соревнованию. У спортсмена появляется нежелание выступать в соревнова­нии, что вызывает естественную для такого случая реакцию организма, не обеспечивающую мобилизационную готовность спортсмена к стартам. В результате формируется неблагоприятное психическое состояние неуверенности, тревожности, боязни, апатии. К сожалению, многие тренеры не придают этому значения и включают спортсмена в команду. Естественно, что выступление спортсмена с недостаточной подготовкой не будет успешным и вызовет после соревнования отрицательные эмоции. Тренеру необходима достаточно полная информация об отношении спортсмена к предстоящему соревнованию. Неоднократные выступления спортсмена при недостаточной подготовленности приводят к закреплению отрицательных эмоций, нежеланию выступать в соревнованиях и постоянному возникновению неблагоприятных предстартовых состояний по принципу условного рефлекс [1,4].

Возникновение неблагоприятных эмоциональных состояний, как обусловленных отрицательными свойствами личности, так и ситуативных, вызванных экстремальными (особо сложными) условиями деятельности, делает необходимой разработку средств их предупреждения и регуляции, а также воспитания эмоциональных свойств личности, способствующих высокой эмоциональной устойчивости.

1. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям.

Доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности.

Для того чтобы реализовать в полной мере свои физические, технические и тактические способности, навыки и умения, а, кроме того, вскрыть резервные возможности как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовиться к условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика пред соревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено и процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям — важный и обязательный элемент обучения и тренировки.[2,4,6,11]

Психика, сознание и личностные качества человека не только проявляются, но и формируются в деятельности. Соревновательная деятельность — это особый вид деятельности человека, и может осуществляться только при определенных условиях: соревнования должны быть соревнованиями.

Естественно, что лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте — важнейший элемент надежности спортсмена. Но каждое соревнование — это и разрядка накопленного нервно-психического потенциала и нередко причина значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях — это всегда получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа в совершенствовании спортивного мастерства.

Следовательно, организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена на формирование свойств и качеств личности и психических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности. Ее целью необходимо считать адаптацию к соревновательным ситуациям, совершенствование и оптимизацию реактивности отражения и ответной реакции на специфичные экстремальные условия деятельности.[2,5]

В спорте существует понятие «классификация соревнований», которая предусматривает их разделение по видам: чемпионаты, первенства, кубковые соревнования, классификационные, отборочные, предварительные и т.п.

Уровень соревнований оказывает значительное влияние на психику спортсмена, что, в свою очередь, требует определенной степени психологической готовности. Поэтому на практике осуществляются два типа психологической подготовки спортсменов к соревнованиям: общая, и специальная к конкретному соревнованию.[3,7,10]

Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитательной и идейной работой со спортсменами. Особенно это относится к формированию идейной убежденности, воспитанию свойств личности. В программу психологической подготовки должны быть включены мероприятия, направленные на формирование спортивного характера. Спортивный характер — важный элемент успешного выступления в соревнованиях, где он по-настоящему проявляется и закрепляется, однако формируется он в тренировочном процессе.

Основные критерии спортивного характера:

- стабильность выступлений на соревнованиях;

- улучшение результатов от соревнований к соревнованиям;

- более высокие результаты в период соревнований по сравнению с тренировочными;

- лучшие результаты, чем в предварительном выступлении.

Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям определяется следующими характеристиками:

- спокойствием (хладнокровием) спортсмена в экстремальных ситуациях как характерной чертой его отношения к окружающей среде (к условиям деятельности);

- уверенностью в себе, в своих силах как одной из сторон отношения к себе, обеспечивающей активность, надежность действий, помехоустойчивость;

- боевым духом спортсмена. Как отношение к процессу и результату деятельности, боевой дух обеспечивает стремление к победе, т.е. к достижению соревновательной цели, что способствует раскрытию резервных возможностей[4,6].

Единство этих черт спортивного характера обусловливает состояние спокойной боевой уверенности.

1.1 Процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов.

Общим принципом методики психологической подготовки спортсмена является воздействие как на сознание, так и на подсознание. Конкретные виды и методы работы должны использоваться с учетом уровней воздействия на организм и поведение человека.

Лекции и беседы направлены на психологическое образование спортсменов. Их содержание должно включать в себя: объяснение особенностей психических состояний, характерных для спорта; обучение специфическим приемам, поведенческим актам и т.п. Следует помнить, что основным методом воздействия на сознание спортсмена является убеждение.

Беседы с другими людьми при спортсменах. Содержание бесед косвенно направлено на спортсмена. В данном случае основной метод воздействия — косвенное внушение.

Гетеротренинг (сеанс обучения аутогенной тренировке).

В состоянии расслабления спортсмены изучают и повторяют специально разработанные формулы самовнушения.

Внушенный отдых. Спортсмену внушается покой, отдых в состоянии полного расслабления при ощущении приятной тяжести тела и тепла в мышцах. В состоянии полудремоты он воспринимает словесные формулы (не повторяя и не противодействуя, не напрягаясь и не отвлекаясь). Метод воздействия — внушение, воздействие на сознательный и подсознательный уровни.

Внушенный сон (гипноз) с сохранением высокой восприимчивости спортсмена к тому, что говорит ведущий. Воздействие на подсознание. Метод — императивное внушение.

Аутотренинг. Самостоятельное, без посторонней помощи использование заранее подготовленных или изученных ранее внушений в состоянии глубокого расслабления. Целью является перевод внушений в самовнушения, совершенствование механизмов саморегуляции. Метод — самовнушение.

Размышления и рассуждения. Это способы перевода внушений в самовнушения, но только методом самоубеждения.

Комплексное использование данных методов совершенствует систему саморегуляции спортсмена. В последующем (в период соревнований) это облегчает работу саморегуляторных механизмов сознания, так как снижается негативное влияние подсознания.[2,4,16]

1.2 Процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов.

Воспитание будет малоэффективным, если спортсмен не занимается самовоспитанием.

Побуждение к самовоспитанию осуществляется через обучение приемам саморегуляции. Первую группу составляют очень простые приемы. Их необходимо запомнить и применять в нужный момент. Эти способы саморегуляции называют «отключение» и «переключение». Регулирующую функцию здесь выполняют образы отражаемого и отношение к ним, которые сложились у спортсмена. Доминантный очаг уменьшается в результате создания нового очага возбуждения при сосредоточении на каких-то объектах внешнего мира. Эффективность снижения напряженности будет тем выше, чем привлекательнее объект наблюдения. Цель отключения и переключения состоит в том, чтобы спортсмен осуществлял длительное удержание направленного сознания в русле, далеком от травмирующей ситуации. В данном случае приемы саморегуляции базируются на отражении спортсменом (основной функцией сознания является отражение) окружающего материального мира.[1,2,13]

Вторая группа приемов саморегуляции определяется отражением своего физического «Я». Она в наибольшей мере насыщена специальными упражнениями.

Контроль и регуляция тонуса мимических мышц. Этот прием требует специальной тренировки. Наибольший эффект достигается, если в процессе овладения данным приемом спортсмен проверяет и закрепляет его в разнообразных жизненных ситуациях. Основным критерием овладения этим приемом саморегуляции является способность ощущать свое лицо в виде маски (отсутствие мышечного напряжения).

Контроль и регуляция мышечной системы спортсменов. Психическая напряженность всегда вызывает ее избыточное напряжение. Тренировка в расслаблении мышц осуществляется с помощью словесных самоприказов, самовнушений, способствующих сосредоточенности сознания на определенных группах мышц.

Контроль и регуляция темпа движений и речи. Эмоциональная напряженность, наряду с мышечной скованностью, выражается в повышении привычного темпа движений и речи, при этом спортсмен начинает суетиться, беспричинно торопиться. В этом случае управление своим состоянием сводится к стремлению избавиться : от суетливости, наладить четкий ритм деятельности, исключить необходимость спешки.

Специальные дыхательные упражнения. Спокойное, ровное и глубокое дыхание способствует снижению напряжения. Усвоенное и хорошо закрепленное ритмичное дыхание оказывается высокоэффективным способом саморегуляции эмоционального напряжения. [2,9]

Разрядка. При этом способе дается выход эмоциональному напряжению. Как прием саморегуляции разрядка реализуется обычно в специфических формах разминки (выполнение определенного упражнения в полную силу).

Наиболее эффективны способы саморегуляции, связанные с отражением своего духовного «Я» (направление сознания на самого себя). Для них характерны разнообразные приемы.

Отвлечение путем сюжетных представлений и воображений. Уметь воссоздать и удержать в сознании картины прошлого (связанные с ощущением спокойствия и уверенности) очень важно для саморегуляции эмоциональных состояний.

Самовнушение. В процессе спортивной деятельности спортсмен может давать себе наставления, приказы, обращаться к себе с просьбой и т.д. (в основе этого приема саморегуляции лежит принцип использования словесных формул).

Самоубеждение. Это своеобразная психотерапия, когда саморегуляция осуществляется в разговорах с самим собой или с кем-то другим. Следует выделить способы саморегуляции, в основе которой лежит отражение спортсменом своего социального «Я». Для них характерны два приема.

Регулирование цели. Это умение вовремя поставить цель в точном соответствии со своими возможностями, отодвинуть ее в состоянии эмоциональной напряженности, а потом вновь актуализировать ее, когда придет время, что доступно только спортсмену с многолетним спортивным стажем и значительным опытом выступлений на соревнованиях.

Ритуал предсоревновательного поведения. В его основе лежат определенные стереотипы, вследствие чего нарушать его или изменять, особенно на крупных соревнованиях, нецелесообразно, так что его выполнение уже само по себе становится успокаивающим фактором[5,8,12].

1.3 Упражнения в структуре общей психологической подготовки спортсменов.

Действенную помощь в осуществлении психологической подготовки спортсменов к соревнованиям оказывает такой прием, как использование в процессе тренировок специальных упражнений, позволяющих постепенно привыкать к соревновательным условиям.[2,8,10]

Действительно, самым эффективным способом психологической подготовки спортсмена к успешному выступлению в соревнованиях является участие в соревнованиях. Для того чтобы решить эту противоречивую задачу, необходимо реализовать соревновательные условия в учебно-тренировочном процессе. Известно, что соревновательные упражнения часто и эффективно используются тренерами в ходе подготовки спортсменов как в процессе технической и физической подготовки, так и при передаче специальных знаний. Существуют методы обучения и тренировки спортсменов в целях подготовки их к выполнению целостной соревновательной деятельности: учебные игры в баскетболе, футболе и т.д.[2,4,18,23]

Кроме того, необходимо использовать следующие способы психологической подготовки спортсменов к соревнованиям.

Контрольные мероприятия.

Проводятся в виде соревнований в определенном спортивном коллективе (внутригрупповые соревнования), для которых характерны следующие элементы психологической напряженности: спортивная конкуренция, стремление каждого спортсмена к победе, соревновательный дух, желание показать высокие спортив­ные результаты и т. п.[4,11,13]

Важно, что присутствуют на этих соревнованиях посторонние люди (родители, знакомые, друзья спортсменов, руководители спортивной организации), это повышает значимость мероприятия в глазах спортсменов-участников. Также следует соблюдать основные для данного вида спорта традиционные ритуалы, правила ведения спортивной борьбы.

Товарищеские встречи.

Проводятся в виде соревнований в определенной спортивной группе с приглашением спортсменов из других спортивных коллективов (межгрупповые соревнования) в присутствии других людей и с соблюдением всех правил и ритуалов в целях обеспечения высокой значимости мероприятия для спортсменов-участников.

Психофизические упражнения.

Эти упражнения характеризуются выполнением определенных тактических задач при наличии физической нагрузки и способствуют развитию и совершенствованию не только адаптационных возможностей спортсмена к экстремальным условиям, но и воспитанию его волевых и физических качеств.[2,17,20]

Использование психофизических упражнений требует: 1) постановки и решения конкретной тактической задачи; 2) наличия физической нагрузки (в качестве «помехи» для решения психологической задачи).

Психотехнические упражнения.

В их основе лежит выполнение определенных психологических задач в условиях максимальной точности технических действий соревновательного характера.

Осуществление этих упражнений требует: 1) постановки и решения достаточно сложных (в зависимости от уровня мастерства спортсмена) психологических задач; 2) использования для решения поставленной задачи основных технических соревновательных действий.

Интеллектуальные задачи (без физической нагрузки и технических действий).

Этот прием требует: 1) разработки специальных задач, включающих в себя теоретические описания соревновательных ситуаций (экстремальных); 2) решение их спортсменом за определенное время (срок зависит от опытности спортсмена); 3) последующего обсуждения принятого спортсменом решения (эффективность, рациональность, оптимальность предполагаемых действий). [3,6,14]

2. Специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям.

Основная задача специальной психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию — создание состояния психической готовности к выступлению.Состояние психической готовности к соревнованию — целостное проявление личности спортсмена. Элементы этой динамической системы представлены в таблице.

 

Элементы готовности спортсмена к соревнованиям

№ п/п

Элементы готовности

Характеристика

1

Трезвая уверенность

в своих силах

Основана на определении соотноше­ния своих возможностей и сил против­ника с учетом условий предстоящих соревнований

2

Стремление упорно и до конца бороться

за достиже­ние соревновательной цели, за победу

Выражается в целеустремленности спортсмена, в его готовности до по­следнего мгновения вести соревнова­тельную борьбу за достижение цели

5

Оптимальный уровень

эмо­ционального возбуждения

Эмоциональное возбуждение должно соответствовать условиям соревнова­тельной деятельности, индивидуально - психологическим особенностям спорт­смена, масштабу и рангу соревнований

4

Высокая

помехоустойчивость

Выражается по отношению к небла­гоприятным внутренним и внешним влияниям, проявляется в «нечувст­вительности» к разнообразным по­мехам или в активном противодей­ствии к их отрицательному влиянию

5

Способность произвольно управлять своими

действия­ми,

чувствами,

поведением

При любой вариативности соревнова­тельной обстановки спортсмен должен принимать целесообразные решения, регулировать свои действия, согласо­вывать их с партнерами, управлять своими эмоциями, строить свое пове­дение соответственно морально-эти­ческим нормам

 

- определение соревновательной цели (в цели находят выражение объективно существующие возможности достигнуть определенного результата, она является главным регулятором деятельности спортсмена);

- формирование и актуализация мотивов участия в соревновании (побуждения, вытекающие из понимания спортсменом общественной значимости достижения намеченной цели, могут быть побуждения только личного значения; мотивы повышают интерес к соревнованию, способствуя созданию увлеченности процессом подготовки и самой соревновательной борьбой, стремлению достигнуть цели); [5,9]

- вероятностное программирование соревновательной деятельности (осуществляется в ходе разработки тактического плана действий; всегда носит вероятностный характер);

- саморегуляцию неблагоприятных внутренних состояний (при подготовке к соревнованию спортсмен пользуется эффективными и наиболее приемлемыми для него способами саморегуляции, которыми овладел в процессе общей психологической подготовки; от соревнования к соревнованию использование приемов саморегуляции все более становится своеобразным ритуалом предсоревновательного поведения);

- сохранение и восстановление нервно-психического потенциала (имеются в виду особенности поведения спортсмена за некоторое время до соревнований, когда необходимо правильно построить режим дня, уметь отвлекаться от мыслей о соревновании и т.п.)[6,10].

Система специальной психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию включает:

- сбор информации о предполагаемых условиях предстоящего соревнования (является исходным пунктом для формирования состояния готовности к соревновательной борьбе); содержание и характер информации (зависят от вида спорта: в лыжных гонках «важно знать место проведения, в некоторых других случаях основой является информация о соперниках и т.п.); [2,4,8]

2.1 Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена в условиях соревнований.

Процесс психологического обеспечения спортивной деятельности можно представить как управление подготовительной и соревновательной деятельностью. Особенно выделяется своей сложностью управление соревновательной деятельностью спортсмена. Это связано в первую очередь с тем, что в соревнованиях часто бывают такие ситуации, в которых определенное вмешательство будет полезным и необходимым.

Порой случается, что спортсмен, обладающий сильным спортивным характером и хорошей психологической готовностью к соревнованиям, практически не нуждающийся в управлении его состоянием и поведением, теряется или не может найти правильного решения в определенных соревновательных обстоятельствах. Часто подобные ситуации возникают в соревнованиях высокого ранга, когда значимость их очень высока, когда спортсмен стремится использовать все возможные способы и средства для достижения высокого, рекордного результата. [4,8,11]

В таких случаях срочное вмешательство в деятельность спортсмена может помочь. Управление деятельностью спортсмена целесообразно и в случаях явных пробелов в психической готовности спортсмена к экстремальным ситуациям, поэтому в психологии спорта особое место занимает понятие «ситуативное управление».

Мероприятия по управлению предсоревновательными и сорев­новательными состояниями спортсмена издавна называют «секундированием». Обычно этот термин используют в единоборствах. В современной практике метод секундирования спортсмена используют в различных видах спорта.[2,22,24]

Определяющим звеном для проведения сеанса секундирования обычно служит чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения, поэтому главной задачей секундирования является снижение психического напряжения. Процесс секундирования включает в себя несколько этапов.

1. Решается специальная задача — снижение общей психической активности и уровня бодрствования. Для этого необходимо провести сеанс релаксации, желательно в отдельном помещении (в условиях соревнований это редко возможно, поэтому такое мероприятие проводят в массажной, в углу зала, просто в стороне от основного места соревнований.). Сглаживают неблагоприятное воздействие соревновательной обстановки приемами сло­весных формулировок (направленных на расслабление, успокоение и т.д.) или включением в процесс секундирования специального массажа (разглаживание складок лица, последовательное расслабление рук, ног, плеч, спины), кроме того, часто используются заранее подготовленные магнитофонные записи (шум горного ручья, специальные речевые наговоры психологов и т.п.).[2,5,22]

2. После сеанса релаксации, если еще есть время, спортсмену предлагают провести самостоятельный сеанс сюжетного представления. Он должен сам выбрать вариант, который позволяет: 1) отвлечься от всего окружающего; 2) четко представить себе обстановку, предметы, их расстановку, цвет и т.д.; 3) главное — воспроизвести в памяти приятные чувства, которые он испыты­вает обычно в аналогичной ситуации.

3. В заключение спортсмену делают следующие внушения:

1) он     должен быть спокоен и уверен в себе, работать с полной отдачей сил, реализовать все, что заложено в подготовительном периоде (учебно-тренировочные занятия), не сомневаться, что находится в прекрасной спортивной форме;

2) ему следует напомнить о характере поведения при выходе на старт и на старте: твердый уверенный взгляд, четкие уверенные движения, раскованность и т.д.;

3) он должен поднять свой боевой дух (неудержимое стремление к борьбе, к победе, к успеху);

4) ему следует напомнить о содержании деятельности (это зависит от вида спорта).

Сеанс секундирования проводится исключительно на добровольных началах.

Известно, что некоторые спортсмены предпочитают в процессе секунднрования только релаксацию или мобилизирующие мероприятия. Другие хотят заполнить практически все время сеанса внушениями уверенности в себе, в готовности к соревнованию и т. п.

Таким образом, ситуативное управление включается в ритуал предсоревновательного поведения спортсмена наряду с саморегуляцией, помогая вскрыть резервные возможности. Кроме того, оно может успешно использоваться в ходе соревнований (перед началом следующего этапа соревнований). [ 11,26]

2.2 Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям.

Успех психологической подготовки спортсменов к соревнованиям во многом зависит от того, как она спланирована. Конкретный план должен быть составлен тренером и исходить из комплекса особенностей: вид спорта, возраст и мастерство спортсменов, их индивидуальные особенности.

При составлении общего плана (образца) психологической подготовки спортсменов к соревнованию следует учитывать:

1) возраст спортсменов, для которых предназначена разработка;

2) уровень их спортивного мастерства;

3) цели  и задачи психологической подготовки; включать в план конкретные мероприятия в полном соответствии с ними;

4) средства  обучения и воспитания, включенные в план, должны быть распределены на общие (средства общей психологической подготовки), специальные (средства специальной психологической подготовки) и предназначенные для ситуативного управления (средства секунднрования);

5) комплекс     мероприятий планировать на годичный цикл подготовки;

6) средства психодиагностики (отбор, переводные мероприятия, средства для определения динамики роста личностного развития и спортивного мастерства), средства психогигиены (контрольные средства слежения за психическим состоянием спортсмена, восстановительные мероприятия), средства общего психического развития (средства, предназначенные для развития памяти, интеллекта, волевых качеств и т.п.), средства специального психического развития (мероприятия, способствующие развитию таких психических качеств, способностей и свойств, которые особенно ценны в данном виде спорта); [4,8]

7) методы и средства гетеротренинга;

8) методы и средства, направленные на формирование эмоциональной устойчивости спортсмена к экстремальным ситуациям соревновательного характера;

9) важно использовать условное разделение плана на блоки, которые символизируют определенную законченность формирования развития или совершенствования какого-либо качества спортсмена (например, блок мероприятий, направленных на формирование волевых качеств и т.п.).[16]

После составления общего плана психологической подготовки спортсменов к соревнованиям необходимо конкретизировать разработку. Сущность этого процесса определяется адаптацией общей формы (общего плана для всех членов спортивной группы) к каждому спортсмену в отдельности (индивидуализация плана для каждого члена спортивной группы).

Основой механизма реальной конкретизации общего плана становятся результаты психодиагностики, определяющие уровень подготовленности спортсменов к участию в соревнованиях, т.е. индивидуальные особенности психического развития, сформированность личностных качеств и общих специальных умений каждого из спортсменов. [4,7]

Важно отметить, что цели и задачи психологической подготовки должны полностью соответствовать целям и задачам физической, технической и тактической подготовки. Сформулировав конкретные цели и задачи (общие для всех членов спортивной группы), перед определением средств обучения и воспитания тренер должен исследовать (провести диагностирование) уровень подготовленности спортсменов (определить уровень спортивного мастерства каждого члена спортивной группы) в психологическом аспекте. Затем следует разделить (условно) группу на три подгруппы (в соответствии с высокой, средней и низкой оценкой подготовленности спортсменов). Общий план психологической подготовки может быть ориентирован на подгруппу спортсменов с высокой или средней оценкой.

Таким образом, процесс конкретизации общего плана психо­логической подготовки можно представить в виде определенных этапов:

1) на первом этапе составляется единый общий план;

2) на втором — разрабатываются за счет корректировки общего плана три плана для подгрупп в зависимости от уровня подготовленности: слабые, сильные, средние спортсмены;

3) на третьем — формулируются индивидуальные планы психологической подготовки для каждого спортсмена учебной группы (согласно численному составу).

Конкретизируя план, во-первых, необходимо внести коррективы, направленные на обеспечение подготовки спортсменовс низкой оценкой подготовленности, затем уже изменить план для членов оставшихся подгрупп (с высокой или сосредней оценкой), а в заключение провести индивидуальную конкретизацию плана (для каждого спортсмена).

Целесообразно составить общий план психологической подготовки, который отвечал бы всем вышеуказанным требованиям и может служить образцом для организации самостоятельной работы тренера по планированию психологической подготовки спортсменов к соревнованиям в любом виде спорта. [2]


Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.