Психологическая подготовка туриста
- Details
- Hits: 15436
Содержание
Введение
I. Основы психологической подготовки туристов многоборцев
1.1. Обзор литературы по теме исследования
1.2. Значение психологической подготовки для туристов многоборцев
1.3. Влияние психологической подготовки туристов многоборцев на психологический климат в команде
II. Морально-психологическая подготовка туристов-многоборцев
2.1. Формирование морально-психологических качеств у туристов- многоборцев
2.2. Формирование волевых качеств у туристов-многоборцев
Список литературы
Введение
Туризм - явление многообразное и сферой его влияния охвачено десятки миллионов людей. Туризм, являясь одним из наиболее рациональных методов подготовки и организации досуга, все шире используется как средство физического воспитания, укрепления здоровья и подготовки к трудовой деятельности (П.А.Виноградов; В.И.Жолдак, В.Г.Каналетдинов,
Туризм спортивный как вид спорта включен в Единую Всероссийскую спортивную классификацию и практикуется с 1949 года. Спортивный туризм получил свое развитие в результате многолетней практики походов, путешествий и соревнований, а с девяностых годов начался процесс становления туристского многоборья.
Развитие туристского многоборья в 1994-1998 гг. (А.И.Козлов, 1998) (2) свидетельствует о количественном росте участвующих в соревнованиях спортсменов и команд и постоянном качественном совершенствовании их мастерства. Наиболее динамичное развитие туристское многоборье получило в сфере детско-юношеского туризма. Отдельные спортсмены-подростки успешно проходят путь становления туристского мастерства от юношеских разрядов, выполняемых на детско-юношеских соревнованиях, до подтверждения квалификации, полученной на соревнованиях юниоров и дистанциях взрослых.
Развитие туристского многоборья потребовало создания эффективных учебно-тренировочных методик и технологий, программно-методического и научно-обоснованного обеспечения.
Туризм, в целом и туристское многоборье в частности, располагают арсеналом средств и методов, позволяющих реализовать специфические функции физической культуры: образовательные, прикладные, спортивные, рекреативные и оздоровительно-реабилитационные. Туризм имеет большое воспитательное значение, он используется как средство физического, эстетического, трудового, морально-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения как средство познания окружающей среды и человека в природных условиях.
Туристское многоборье представляет собой прохождение дистанции с набором препятствий на сложном рельефе с использованием снаряжения, облегчающего и ускоряющего передвижение, обеспечивающего безопасность и выполнение технических и тактических задач (Ф.Ф. Минхаиров, 2004). (3)
Туристическое многоборье - это, можно сказать, школа жизни. Это целая наука, способствующая воспитанию юного поколения.
Спортивный туризм отличается от других видов спорта. В туризме нет борьбы человека с человеком, команды с командой. Отличительная черта спортивного туризма - прохождение недоступного неподготовленному человеку маршрута. На маршруте турист борется с Природой - противником, который заведомо сильнее не только отдельного человека, но и Человечества в целом. Но этот противник не злонамерен. Единственная причина, которая может погубить даже самый лучший поход - конфликты в команде, психологическая несовместимость участников. Поэтому при подготовке и проведении путешествия вопросам психологии следует отвести центральное место.
Психологическая подготовка туристов-многоборцев включает в себя формирование знаний по основам психологии туриста и воспитанию личностных психических качеств (воспитание смелости, целеустремленности, решительности, терпения и выдержки, душевной чуткости и коллективизма). Здесь используются методы общественно- политического, нравственного, трудового и эстетического воспитания, а также специальные методы, средства и приемы развития и совершенствования специальных психических качеств туриста. Психологическую подготовку туриста принято делить на две составляющие: общую и специальную. Общая психологическая подготовка направлена на формирование необходимых морально-волевых и психических качеств туриста.
Специальная (подготовка к преодолению конкретных естественных препятствий) в каждом конкретном случае включает в себя: определенную установку на преодоление препятствий (безопасность, скорость и др.); мотивацию действий; осознание сложности препятствия и возможности его преодоления; формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях для решения поставленных задач; преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящими действиями; создание состояния психологической готовности к максимальным волевым и физическим напряжениям и к тесному взаимодействию с другими членами группы.
Кроме того, необходимыми компонентами такой подготовки являются формирование знаний по психологии малых групп, умений по созданию нужного психологического микроклимата и т.д.
I. Основы психологической подготовки туристов многоборцев.
1.1. Обзор литературы по теме.
Научные работы по изучению роли психологического и социально- психологического фактора в спортивном туризме, как и работы по психологическому обеспечению и подготовке к спортивным путешествиям в отечественной и доступной нам зарубежной литературе, отсутствуют. Имеются единичные эмпирические исследования социометрической структуры, психологического климата, ценностно-ориентационного единства туристской группы (5). Существует брошюра Э.Линчевского (23), в которой популярно излагаются понятия психологического климата, стиля руководства и лидерства, психологических ожиданий и типичных, с точки зрения автора, конфликтов в путешествии.
В методических разработках по подготовке туристов, обеспечению безопасности в путешествиях (8) присутствует мысль, что психологическая и социально- психологическая подготовка нужна. Однако вопрос, каково ее содержание, формы и методы, пока не рассматривался.
Поэтому при исследовании проблемы необходимых элементов социально- психологической компетентности и подготовки в спортивном туризме возникает необходимость в привлечении данных соответствующих разделов психологии спорта, психологии труда и инженерной психологии.
Анализ научной литературы показывает, что в командно- игровых видах спорта в качестве основных социально- психологических проблем рассматриваются ( 10):
1. межличностное общение при организации совместной деятельности,
2. сплоченность команды;
3. предупреждение или предотвращение конфликтов;
4. оптимизация групповой структуры.
При этом эффективная оптимальная коммуникация в спортивной игровой деятельности предполагает:
- адекватность общения по содержанию, в том числе, отсутствие шумов;
- адекватность по направленности (точность в обращении);
- адекватность по интенсивности.
Есть экспериментальные данные, что введение ограничений на контакты для всей команды или ее части ухудшает результативность и производительность работы (Е.Смит, 1956; Ю.Л.Ханин, 1980). (12)
Оптимизация групповой структуры спортивного коллектива связана с одновременным налаживанием двух подструктур: подструктуры функциональных связей, обеспечивающей эффективное выполнение спортивной задачи, и подструктуры эмоциональных отношений, работающей на психологический климат группы и психологический комфорт участников (11). Перевес функциональных отношений в команде повышает на первых порах результативность, однако жесткая статусно- ролевая иерархия, ориентированная на спортивную задачу, приводит к падению удовлетворенности участников групповой совместной деятельности и росту напряженности в системе, что закономерно ведет к снижению надежности. Преобладание подсистемы эмоциональных связей ведет к образованию микрогрупп по симпатиям и антипатиям, а далее к конфликтным отношениям, что также уменьшает надежность. Таким образом, необходим баланс структуры функциональных и эмоциональных отношений, который необходимо поддерживать постоянными воздействиями. В противном случае функциональные отношения постепенно разрегулируются, а эмоциональные — иерархизируются.
Установлено, что эффектами того или иного качества межличностного общения и коммуникативных связей в спортивной команде являются (16):
- изменения психического состояния человека,
- изменения индивидуальной результативности деятельности;
- изменения успешности взаимодействия между партнерами;
- изменения групповой результативности.
Это положение в полной мере относится и к коллективу туристской группы.
1.2. Значение психологической подготовки для туристов многоборцев.
В отличие от стихийного обоюдоострого влияния спортивного туризма на личность подростка, морально - психологическая подготовка, использующая специальные методы и приёмы, призвана целенаправленно способствовать развитию положительных черт личности и преодолевать отрицательные.
Радость и удовольствие, полученное участниками туристского похода от путешествия, а в некоторых случаях и его благоприятный исход зависят от психологической подготовленности туристов. Психологическая подготовка обязана сформировать у каждого туриста и всей туристской группы в целом психологическую готовность оптимально взаимодействовать в самых сложных, непредвиденных ситуациях.
В условиях подготовки команды (группы) к соревнованиям особое значение придается психологической готовности участников. Туристская группа, длительное время, находясь на маршруте, решает все задачи жизнеобеспечения самостоятельно. Туристов важно заранее приучать к трудностям, которые могут встретиться в походе (сложные метеорологические условия, естественные препятствия, тяжесть рюкзака), воспитывать способность быстро принимать решения в сложной обстановке, создавать психологическую устойчивость коллектива при неблагоприятных условиях.
Значительный эффект достигается при совместных тренировках участников группы, в походах выходного дня, при участии в соревнованиях по видам туризма. В создании хорошего психологического микроклимата в команде многое зависит от ее руководителя (тренера). На маршруте его решения становятся законом для участников, а их правильность и своевременность - залогом успешного и безаварийного прохождения маршрута.
Личность тренера оказывает огромное влияние на воспитательный процесс. Наиболее важные положительные качества тренера: эмоциональная стабильность (отсутствие перепадов в настроении или умение скрыть их); целеустремленность в работе; оптимистическая реакция на трудности; последовательность в применении психологического стимулирования (подбадривание, похвала должны использоваться чаще, чем укор и возмущение); способность постоянно поддерживать высокое моральное состояние группы на маршруте и на тренировке; интеллигентность; способность настроить туристов на реализацию своих замыслов; умение не ронять авторитет ни при каких обстоятельствах; способность оказать помощь любой туристской группе, попавшей в аварийную ситуацию. (9)
Постоянное одергивание, грубый окрик, чрезмерное фиксирование внимания туриста на его недостатках, опасностях предстоящей деятельности, поддразнивание ведут к неуверенности, а через нее - к тревожности, нерешительности, боязни, потере инициативности. На тренере команды лежит ответственность за создание нравственного климата в коллективе. В.И. Ленин говорил, что качество руководителя определяется не силой власти, а силой авторитета, силой энергии, большей опытности, большей разносторонности, талантливости. Там, где тренер демонстрирует высокие профессиональные качества, смотрит далеко вперед в планомерной подготовке туристов, вникает в детали жизни своих учеников, постоянно работает с ними, уважительно и требовательно относится к ним, будет хороший психологический и нравственный климат.
Формированием социально-психологического климата можно и нужно управлять. Длительная подготовка участников туристских походов к работе в автономных условиях, подбор людей, совместная тренировка, схоженность группы, материально-техническое обеспечение, общие задачи членов коллектива являются основой успеха и результативности. Только дружная и сплоченная команда может пройти сложный маршрут и победить в борьбе с природой.
Профессиональная психологическая помощь и подготовка, как правило, строится с учетом научных рекомендаций. Многие ценные сведения о поведении людей в сложных природных условиях (высокогорья, при низких и высоких температурах), в малонаселенных районах были получены во время туристских походов, экспедиций А. Бомбара, Т. Хейердала, экспедиций «Комсомольской правды». (17)
Как отмечают многие психологи, психотерапевты туристские походы являются не только средством массового отдыха, нередко они требуют предельного напряжения духовных и физических сил, экзаменуя туристов по психологической совместимости и морально-волевой устойчивости. Аккамулированные наблюдения и результаты специальных исследований, в свою очередь, могут быть использованы непосредственно для психологической подготовки к туристскому походу.
Комплексная психологическая подготовка состоит из индивидуальной и групповой подготовки. Индивидуальная психологическая подготовка, прежде всего, предполагает получение исчерпывающих сведений о районе путешествия и его цели. Участники предстоящего похода должны соразмерить свои возможности с вероятными трудностями, дабы уберечь себя от стресса, депрессии, страха или фобий.
Легкомыслие, неадекватная самооценка человека могут привести к разочарованию, конфликту с группой, сходу с маршрута, а то и к более тяжелым последствиям. Сказанное относится не только к новичкам, но и к опытным туристам. В этом плане наиболее опасны походы по плохо освоенным туристами районам, о которых трудно получить необходимые сведения. Часто реальные условия похода значительно отличаются от ранее сложившихся представлений.
Однако сами по себе знания о возможных трудностях не гарантируют успеха. Не менее важны практические навыки и умения, которые могут быть приобретены только в тренировочных походах, максимально приближенных к условиям предстоящего путешествия. (16)
Впрочем, опыт психологической консультации показал, что при столкновении с неожиданными трудностями оптимальным образом действуют отнюдь не самые опытные или физически сильные туристы. Нередко более важным оказывается способность сохранить стойкость и душевное равновесие, оптимизм, мобилизовать себя и товарищей на преодоление трудностей.
При этом, на помощь туристам могут прийти некоторые приемы психической саморегуляции (аутогенной тренировки). Этим приемам посвящены многие популярные и научные публикации, поэтому для иллюстрации мы приведем классическую формулу самовнушения, используемую на консультации психолога и предназначенную для снятия физической усталости и психической напряженности:
«Я совершенно спокоен, правая (левая) рука расслаблена, она наливается теплом, тяжелеет. Сердце бьется ровно и спокойно. Дыхание ровное, спокойное, дышится легко. Солнечное сплетение излучает тепло. Лоб холодный».
Целенаправленное самовнушение лучше всего производить в состоянии релаксации (мышечного расслабления), но его значение не следует переоценивать. Это лишь вспомогательное средство. Основное внимание следует сосредоточить на сознательной дисциплине, собранности. Сказанное относится и к внешнему виду туристов, режиму питания, соблюдению норм гигиены, умению переключаться, сохранять чувство юмора.
Психологическая совместимость членов группы определяется сходством их интересов и стремлений, единством целей и мотивов, реализуемых в походе. Если один из туристов стремится просто отдохнуть, развеяться, другой интересуется памятниками старины, третьего привлекает первозданная природа, а четвертого—выполнение спортивного разряда, то, естественно, каждому из них следует поискать спутников с общими интересами. (15)
Таким образом, психологическая подготовка к туристскому походу включает в себя целый ряд различных вопросов, связанных с формированием сплоченного коллектива туристов и подготовкой каждого туриста в отдельности. Недочеты в психологической подготовке к походу, иногда, довольно сложно обнаружить: к ней нельзя относиться поверхностно, как к чему-то не важному, второстепенному.
Задачи психологической подготовки: (19)
1. Снять излишнюю агрессию, обратить её в спортивный азарт. Предотвратить формирование неосознанных психических комплексов (метод - Сюжетные игры.).
2. Научить спортсменов понимать друг друга, для того чтобы стала возможной коллективная полезная деятельность (метод - ролевые игры).
3. Привить коллективизм - научить действиям в интересах коллектива (метод — ролевые игры).
4. Убедить в необходимости сознательной дисциплины, так как туристу часто приходится принимать решения самостоятельно, без команды руководителя (групповые дискуссии).
5. Сформировать хороший морально-психологический климат в группе, обеспечивающий безопасное прохождение маршрута, который бы не менялся с приходом новичков (анонимное анкетирование, корректировка стиля руководства от авторитарного для младшей группы до демократического для старшей)
6. Выделить неформальных лидеров, дать им понять, что они должны быть готовы взять на себя ответственность в нужный момент, и заставить их действовать в интересах руководителя (психологические задачи и тренинги)
7. Социализация личности (ролевые игры).
8. Научить рефлексии, то есть способности посмотреть на себя глазами другого
9. Смоделировать экстремальные ситуации, с целью приобрести навык принятия морально осознанных решений (Психотренинги). (20)
1.3. Влияние психологической подготовки туристов многоборцев на психологический климат в команде
Решением этих вопросов, впрочем, как и вообще организацией путешествия, занимается командир, именно на него возлагается обязанность следить за тем, чтобы все участники вернулись из похода живыми, здоровыми и довольными жизнью. Если же официального командира нет, эта обязанность возлагается в равной мере на всех участников. Что же сделать, чтобы в походе не возникло конфликтов и трений? В первую очередь подобрать совместимую команду.
Единство целей команды, лишь одно из условий благоприятного психологического климата в группе. Есть немало и других причин возникновения конфликтов. Самая серьезная из них, которая всегда приводит к острому конфликту - это реальное ущемление интересов одного из членов команды. Так человек может быть недоволен распределением груза, местом в палатке, обязанностями, которые на него возложены. Командир должен тщательно проконтролировать все подобные моменты, чтобы принцип равенства и справедливости соблюдался для всех участников. Разумеется, это не означает, что все должны везти абсолютно одинаковый груз или никто не должен спать у края палатки. Но если человек в чем-то ущемляется, обязательно должны быть предприняты меры способствующие восстановлению равновесия.
Второй из причин возникновения конфликтов является ошибочное приписывание кому-либо направленной против участника позиции. Все, а в особенности новички, имеют кроме ожиданий еще и опасения. А хватит ли мне сил на поход? А вдруг я не смогу справиться со своими обязанностями? В отличие от пожеланий, такие опасения, как правило, не высказываются вслух. И в случае двусмысленных или провокационных высказываний у человека может создаться впечатление, что к нему относятся отрицательно. Возможна и другая ситуация. Командир днем не разрешил участнику искупаться, а вечером поручил заниматься костром, не оставив свободного времени для прогулки. Участник, не зная истинных причин, может решить, что к нему предвзято относятся, хотя на самом деле это не так.
Что же сделать, чтобы не возникало конфликтов на этой почве? Во- первых, следует избегать высказываний, которые могут быть обидны кому-то или поняты ошибочно. Во-вторых, не стоит обижаться на критику или замечания других членов группы, а следует обдумать, а не справедливо ли данное замечание, тем более, если оно исходит от более опытного участника.
Третей причиной конфликтов в группе является психологическая несовместимость участников. Психологическая несовместимость заключается в предвзятом отношении одного участника группы к другому в связи с образом мысли, привычками, политическими взглядами, манерой есть, ходить, смеяться и т. д. Непереносимость возникает тогда, когда поступки или манеры человека вызывают неприятные ассоциации или раздражают сами по себе. Стоит отметить, что с накоплением физической и моральной усталости, способность человека терпеть постоянно уменьшается. Начинают раздражать вещи, которые никогда не мешали в обычной жизни. Это надо предвидеть и с этим надо бороться. Если в походе что-то начинает раздражать, постарайтесь не обращать на это внимания, после отдыха или еды все пройдет. Если же психологическая непереносимость появилась в самом начале похода, то надо стараться сдерживаться и держать дистанцию от объекта раздражения. Так же следует в корректной форме сообщить о причине своего раздражения человеку его вызывающего, если он опытный и сознательный турист, то постарается сделать все возможное дабы не мешать остальным членам группы (к примеру перестанет разговаривать о политике). (21)
Как видно из всего вышеприведенного, для того чтобы психологический климат в походе был благоприятным, каждому участнику необходимо быть вежливым, корректным и предупредительным. Но, однако, быть вежливыми и корректными в любых условиях способны далеко не все люди. Проверить имеет ли человек достаточную выдержку и моральные качества для участия в походе можно только экспериментально. Для этого необходимо провести перед путешествием тренировочный выход на два - три дня. Причем режим движения, нагрузка должны быть максимально близкими к предполагаемым в походе. Если какие либо трения между участниками возникли во время выхода, то они неминуемо возникнут и в походе. Следует отметить, что тренировочный поход не следует делать максимально сложным, в экстремальных условиях люди мобилизуются и конфликты могут не проявиться. (4)
Что же делать, если конфликт все-таки возник в походе? Первое что следует сделать, это попытаться выступить посредником между конфликтующими сторонами. Очень часто спор возникает из-за незначительных разногласий в позициях и достаточно небольшой уступки с одной из сторон, чтобы разрешить конфликт. Но обе стороны, боясь, что противник воспримет уступку как слабость, стоят на своем. В этом случае вмешательство посредника, в качестве независимого судьи поможет обоим сторонам выйти из тупика. Разумеется, посредником должен выступать человек, который авторитетен для всех конфликтующих сторон.
Если посредничество не помогает, то необходимо разделить участников конфликта. Сделать это можно, как и достаточно мягко, к примеру, дав обоим участникам задания не позволяющие им много общаться, так и директивно, приказав завершить конфликт.
Если два предыдущих способа подразумевают вмешательство извне, то последующий может применяться лишь одним из участников конфликта. Он заключатся по сути дела в превращении конфликта в односторонний. Бессмысленно что-то объяснять взволнованному и раздраженному человеку, гораздо лучше спокойно все выслушать, и не отвечать выпадом на выпад. Подобный способ часто приходиться применять командиру, в случае конфликта с одним из участников. (15)
Подведем итоги. Гораздо легче избежать неприятностей, учтя психологический настрой и качества участников, на стадии подготовки к походу, чем погасить уже возникший в путешествии конфликт. Для того чтобы не создавать напряжения в группе, каждый участник должен быть внимательным, отзывчивым и приятным в общении. Если же конфликт все таки возник лучше промолчать, чем идти на обострение. Прежде чем что-то сказать, досчитайте до десяти, а лучше всего выскажите свое замечание после ужина. Старайтесь не испортить отдых себе и своим коллегам. (20)
Глава II. Морально-психологическая подготовка туристов-многоборцев
2.1. Формирование морально-психологических качеств у туристов-многоборцев
Психологический климат в туристской группе, ее сплоченность и надежность в чрезвычайных обстоятельствах зависят, как уже говорилось, с одной стороны, от морально-психологических свойств каждого отдельного участника и, с другой,- от установившейся в группе системы отношений.
Взаимоотношения членов группы - более подвижный, гибкий фактор, легко подверженный всевозможным внешним влияниям и вариациям. Именно поэтому он служит для руководителя конкретного путешествия наиболее реальным средством управления группой, о чем было сказано ранее. Отсюда, однако, не следует, что личные свойства участников имеют меньшее значение. Напротив, как раз от них в большой мере зависят взаимоотношения в группе. Более того, будучи относительно инертным фактором,- личные свойства участников вносят ограничения во взаимоотношения, удерживают их в определенных рамках, уменьшают их податливость любым воздействиям. (21)
Моральные свойства туриста - результат предшествующего воспитания (стихийного и целенаправленного), самовоспитания, жизненного опыта, в том числе и туристского.
Практика, однако, показывает, что высокая туристская квалификация не является гарантией правильного поведения на маршруте. К сожалению, среди туристов встречаются такие, у которых по мере накопления опыта развивается переоценка собственных возможностей, легкомысленное отношение к опасности, пренебрежение дисциплиной. (11)
Почему так происходит? Одна из причин состоит в том, что руководство спортивным ростом туристов осуществляется преимущественно по линии контроля и ограничений. Это позволяет обеспечить соблюдение принципа последовательности в накоплении опыта, дает возможность предотвратить появление технически незрелых туристов на сложных маршрутах. Но любой контроль, по сути дела, завершающий этап, предполагающий, что ему должен предшествовать важный процесс, результаты которого и оцениваются с его помощью. Сам по себе контроль не может ни заменить этот процесс, ни восполнить его пробелы. (12)
Что же предшествует контролю в туризме? Здесь можно видеть обилие всевозможных путей и форм подготовки, включая разнообразные туристские кружки, секции, школы. Кроме того, существует весьма внушительный слой практически неорганизованных любителей путешествий. Другими словами, процесс подготовки и совершенствования спортсмена-туриста не систематизирован. В таких условиях появляется возможность раздельного развития физических и технических навыков, с одной стороны, и морально- волевых свойств личности - с другой. Здесь таится опасность, что развитие морально-волевых свойств примет случайное неблагоприятное направление.
Контроль и ограничения безусловно необходимы. Но они должны быть дополнены, а точнее - предварены системой продуманных постоянных воспитательных воздействий, пронизывающих всю туристскую деятельность и охватывающих всю армию туристов-спортсменов. Цель такой работы - формирование у каждого, кто занимается туризмом, туристской этики, т. е. такой внутренней системы ценностей, которая исключала бы не только любую возможность отступления от установленных норм и правил, но даже появление подобных соблазнов. Туристы с выработанным этическим чувством не нарушают правил, скажем, не отклоняются от маршрута не потому, что боятся дисквалификации или иных неприятностей. Им просто не приходит в голову мысль сойти с маршрута, что бы рядом ни сияло и как бы ни манило. Точно так же, как честный человек остается равнодушным к возможности присвоить чужие деньги, независимо от того, станет ли это кому-нибудь известно. Добиться такого отношения одними ограничительными или контрольными мерами невозможно. Оно прививается в процессе методической продуманной воспитательной работы, которая должна начинаться с самых первых шагов в туризме. Существующие школы инструкторов вряд ли способны решить эту задачу, поскольку имеют дели с уже сформировавшимися туристами, часть из которых к тому же посещает школу только по необходимости - ради получения спортивного звания,
Пока «очагов туристской культуры» единицы. Основная же масса людей приходит в спортивный туризм другими путями. Один из этих путей - плановый туризм, где уровень учебно-воспитательной работы подчас оставляет желать лучшего. Не секрет, что в некоторых советах по туризму подготовка инструкторов сводится к прохождению будущего маршрута в качестве участника (или стажера при другом инструкторе). После этого ему сразу доверяется группа. На многих базах инструкторам, имеющим опыт предоставляются поистине неограниченные полномочия. И они - в меру своей культуры и квалификации - распоряжаются как маршрутом, так и участниками. (9)
Может ли все это не отразиться на воспитании будущих туристов? Какие, к примеру, идеалы зародятся в молодых душах тех, кому туристское мастерство впервые откроется в лице инструктора - ухаря, который ради восторженного блеска неискушенных глаз готов при первой возможности демонстрировать «фигуры высшего пилотажа», пренебрегая, разумеется, всеми мерами безопасности? Какой стиль хождения выработает у туристов инструктор, который по своему произволу чуть ли не ежедневно перекраивает маршрут? Что можно ждать от туриста, который, закончив путешествие, не знает, зачем и кому был нужен контрольный срок? Какой опыт, какие принципы вынесут туристы из горного путешествия, в котором они даже не видели основной веревки? О какой воспитательной работе может идти речь на тех линейных маршрутах, где группы, переходя с одной базы на другую, каждые 2-3 дня получают новых инструкторов? Чтобы избежать подобных неблагоприятных воздействий, необходимо разработать и внедрить учебные программы подготовки туристов, дифференцированные для путешествий разных видов и разных категорий сложности, обязательные для всех туристских баз. Столь же важно обеспечить стабильность квалификации инструкторских кадров. Инструктор должен ясно представлять свою задачу и роль в группе - не ограничиваться положением проводника, а быть тренером, воспитателем, наставником. Для этого он сам должен быть предельно строг к себе. И, конечно, он должен предварительно получить надлежащую профессиональную подготовку, а в дальнейшем - при сборах на маршрут и на самом маршруте - чувствовать постоянный контроль со стороны руководства базы и контрольно-спасательной службы. (8)
Мы коснулись возможных негативных влияний на личность, приобщающуюся к туризму. Иными словами, речь шла о том, чего нам не нужно.
Каким же мы хотим видеть спортсмена-туриста? Какие морально- психологические свойства должны формироваться у него по мере приобретения туристского опыта? В самом общем виде их можно свести к трем взаимосвязанным параметрам:
а) развитие ряда свойств личности, таких, как целеустремленность, активность, настойчивость, смелость, решительность, выдержка, терпимость, уживчивость, и некоторых других, сопряженных с ними;
б) полезная направленность этих свойств;
в) их управляемость - максимальное проявление в одних условиях и сдерживание в других.
К примеру, смелость и настойчивость в характере туриста не определяют еще его морального лица. Очень важно, проявляются эти качества при преодолении- препятствий на маршруте (предусмотренных заранее либо возникших неожиданно) или для достижения целей, не включенных в круг задач данного путешествия (скажем, при <сверхплановом> восхождении или при прохождении порога, который полагалось обходить по берегу). Или взять такую черту, как терпимость: одно дело - терпимость в бытовых вопросах, другое - по отношению к человеку, пренебрегающему элементарными мерами безопасности или варварски обращающемуся с природой.
Не менее существенно сочетание способностей максимально собрать и проявить необходимые в данных обстоятельствах свойства (скажем, ту же смелость) с умением трезво оценить обстановку и вовремя отступить, отказаться от продолжения начатого. (21)
Система морально-психологической подготовки в спортивном туризме должна включать следующие элементы, которые можно рассматривать и как этапы (хотя последовательность их не может быть слишком строгой: они должны скорее накладываться один на другой, а не следовать друг за другом).
1. Совокупность психологических и этических знаний, которые турист получает, прослушав теоретический курс или познакомившись со специальной литературой.
2. Личная установка на определенное поведение, выработка соответствующей системы ценностей, что достигается в результате агитации, воспитания, влияния общественного мнения.
3. Навыки, умения, привычки, интуиция в вопросах общения и взаимодействия, вырабатываемые в процессе упражнений, тренировок, при решении специальных задач и особенно по мере накопления полезного практического опыта (последний может быть и вредным).
4. Контроль, оценка достигнутого результата. Три первых элемента предлагаемой системы так или иначе представлены в сегодняшней практике, хотя зачастую и без связи друг с другом.
Три первых элемента предлагаемой системы так или иначе представлены в сегодняшней практике , полностью отсутствует . (Прим. Имеются в виду не вообще контроль, а именно контроль уровня морально- психологической подготовки.)
Контроль необходим, во-первых, в отношении предыдущих элементов системы, чтобы установить, насколько каждый из них усвоен. Во-вторых, контроль психологической готовности группы и ее руководителя к путешествию, особенно высоких категорий, должен стать обязательной составной частью проверки, проводимой КСС (контрольно-спасательной службой). Однако введение такого контроля - дело будущего, поскольку рекомендаций, пригодных для широкого массового применения, пока нет. Предстоит еще их выработать и проверить на практике.
2.2. Формирование волевых качеств у туристов-многоборцев.
В тренировочных и походных условиях воспитываются волевые качества: смелость и решительность, терпеливость; настойчивость, инициативность, дисциплинированность. Всестороннее воспитание волевых качеств должно входить в основное содержание подготовки туристов.
Смелость - это способность действовать в опасных для жизни, здоровья и престижа человека ситуациях, не снижая качества деятельности. Под решительностью понимают способность человека быстро принимать решение и приступать к его осуществлению в значимой для него ситуации, особенно при неуверенности или боязни.
Смелость и решительность играют существенную роль при прохождении маршрута и преодолении сложных естественных препятствий: водных преград, перевалов, ледников и т. п. Воспитание этих качеств осуществляется постоянно.
Немаловажное значение при этом имеет постепенное усложнение упражнений и повышение требований при их выполнении: увеличение длины и крутизны склонов для спусков и подъемов; выполнение упражнений в равновесии на повышенной и суженной опоре (канат, трос или веревка); прыжки в воду с большой высоты; сближение ворот в технике водного туризма; спуск "дюльфером" и спортивным способом со склонов различной крутизны; хождение по ледовым склонам на кошках; переправа вброд через горную реку.
Терпеливость выражается в способности поддерживать с помощью дополнительного волевого усилия напряженность (интенсивность) работы на заданном уровне при возникновении внутренних условий, препятствующих этому (например, при утомлении на тренировке или на маршруте похода, недостатке кислорода в горах). Мерой терпеливости может быть время от момента появления усталости до отказа поддерживать усилие на заданном уровне. (9)
Настойчивость - это проявляемое постоянно стремление достичь цели, несмотря на трудности и неудачи. В ходе подготовки к походу или соревнованиям необходимо ставить туриста в условия, приближенные к походным: тренироваться и соревноваться при любой погоде, постепенно усложнять трассы тренировок и соревнований по технике туризма, сокращать интервалы отдыха между сериями нагрузок, требовать выполнения заданной работы до конца, увеличивать протяженность походов выходного дня и скорость прохождения маршрута.
Инициативность - проявление творчества в деятельности, внутреннее побуждение к ее новым формам. (4)
Волевые качества, ставшие чертами личности туриста, определяют в комплексе важнейшее свойство "спортивного характера" - волю к победе на соревнованиях или к прохождению запланированного туристского маршрута, соединяющую в себе способность к предельной мобилизации и сосредоточению в экстремальных условиях, уверенность и общую психическую устойчивость, быстрое принятие решений. В единстве с этим свойством воспитываются и такие черты характера, как дисциплинированность, обязательность, спортивное трудолюбие.
Соблюдение дисциплины в группе позволяет целенаправленно и планомерно готовиться к достижению высоких спортивных результатов в туризме, создавать атмосферу радости и уверенности в своих силах на маршруте, чувствовать поддержку товарищей. Воспитание сознательной дисциплины у туристов имеет свою специфику, поскольку занятия туризмом носят добровольный характер. Походы совершаются, как правило, только во время отпуска или каникул, в основном на свои средства. Руководят подготовкой к походу, тренировками во многих случаях спортсмены, туристский и жизненный опыт которых незначительно превосходит опыт участников. Особенно важно понимание того, что дисциплина - это прежде всего подчинение интересам коллектива, борьба с собственными желаниями, вступающими в противоречие с нормами поведения в обществе.
Развивать волевые усилия занимающихся туризмом следует постоянно. Для этого надо: постепенно повышать степень трудности тренировочных занятий; в ситуациях, моделирующих поход или соревнования по технике туризма, вызывать быстрые и энергичные волевые напряжения путем повышений интенсивности упражнений; создавать уверенность в выполнений любых заданий; максимально концентрировать внимание на заданиях, вырабатывающих способность к продолжительным волевым усилиям, (11)
На туристском маршруте часто приходится встречаться с неожиданными трудностями или ситуациями (сложные участки подъема или спуска, пороги или водопады, лавиноопасные склоны, сложные метеорологические условия: пурга, гроза, сильный мороз или палящий зной; встречи с хищными животными; стихийные бедствия: землетрясение, наводнение, сель, извержение вулкана, сход лавины).
В каждой из подобных ситуаций туристы должны находить выход и обеспечить свою безопасность, для чего необходимо умение регулировать психические состояния, т. е. знать приемы понижения уровня возбуждения с целью успокоения. К таким методам относятся: (16)
1) словесные самовоздействия для снижения психической напряженности: самоприказы типа "успокойся", "не волнуйся", "возьми себя в руки"; переключение мыслей и внимания на образы и явления, вызывающие положительные эмоциональные реакции,- воспоминания эпизодов предыдущих походов или восхождений, кинофильмов, литературы; изменение направления мыслей, или "отвлечение", "переключение"; использование специальных приемов воздействия через вторую сигнальную систему (применение слов, которые могут действовать успокаивающе или, наоборот, возбуждающе, например: "молодец", "хорошо", "нормально", "не бойся", "не спеши");
2) словесные воздействия на группу шуткой или рассказом о подобных случаях с положительным исходом;
3) воздействие со стороны тренера или руководителя группы: внушающее действие тренера; словесная поддержка участников похода, одобрение во время прохождения сложных препятствий ("молодец", "так держать").
Прикладное значение воспитания личностных качеств туриста состоит в обеспечении всестороннего развития физической деятельности в единстве с его духовным формированием для эффективного применения в творческом производительном труде на благо общества.
Список литературы
1. Бардин К.В. "Азбука туризма", М, Просвещение, 1981
2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - М.; СПб.: «Невский фонд»,
3. Варламов В.Г. Физическая подготовка туристов - пешеходников. -М., 1979.
4. Васильев И.В. "В помощь организаторам и инструкторам туризма", М, Профиздат, 1973.
5. Веретенников Е.И., Дрогов И.А. "Общественный туристский актив: подготовка, обучение, воспитание", М, Профиздат, 1990.
6. Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник для ин-тов и техникумов физической культуры. М.: ФиС, 1987. - 163 с.
7. Драгачев С.П. Туризм и здоровье. - М., 1984.
8. Истомин П.И. "Туристская деятельность школьников: вопросы теории и методики", М, Педагогика, 1987.
9. Коструб А.А. "Медицинский справочник туриста", М, Профиздат, 1986.
10. Курилова В.И. "Туризм. Учебное пособие для студентов пединститутов", М, Просвещение, 1988.
11. Матвеев JI. П. Общая теория спорта. ~ М., 1997.
12. Матвеев J1. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев, 199
13. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
14. Попчиковский В.Ю. "Организация и проведение туристский походов", М, Профиздат, 1987.
15. Селуянов В.Н., Федякин А. А. Биологические основы оздоровительного туризма. - М.: СпортАкадем Пресс, 2000.
16. Спортивный туризм: Учебное пособие / Под ред. Евсеева С.П., Федотова Ю.Н. - СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.
17. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник для институтов и техникумов физкультуры", М, ФиС, 1986.
18. Федотов Ю.Н. Спортивно - оздоровительный туризм. - СПб.: ГАФК им П.Ф. Лесгафта, 2001.
19. Шабанов А.Н. Карманная энциклопедия туриста. - М.: «Вече»,
20. Штюрмер Ю.А. "Опасности в туризме: мнимые и действительные", М, ФиС, 1972.
21. Энциклопедия туриста. - М., 1993.