Развитие координационных способностей у волейболистов младшего школьного возраста, часть 1.

Содержание.

Введение

1. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста

2. Особенности развития координационных способностей

2.1. Виды координационных способностей

2.2. Средства и методы развития координационных способно­стей

2.3. Особенности развития координационных способностей школьников 9-10 лет

3. Методы и организация исследования

3.1. Методы исследования

3.2. Организация исследования

4. Результаты исследования и их обсуждение

4.1. Педагогический эксперимент

4.2. Результаты эксперимента и статистическая обработка материалов эксперимента

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение.

Волейбол - ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно-координационный ха­рактер. При малых размерах и ограничений касаний мяча, выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений.

Двигательные действия волейболистов заключаются во множестве мол­ниеносных стартов и ускорений, в прыжках, в большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагиро­вании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности волейболистов.

В тренировочном процессе волейболистов кроме развития основных физических качеств, необходимых волейболистам для успешного решения возникающих перед ними в процессе игры - скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, необходимо совершенствование точности движений, обусловливающих ловкость. Она зависит от деятельности анализа­торов (прежде всего двигательного), пластичности, саморегуляции. Ловкость рассматривается как вторичное качество, зависящее, в основном, от ком­плексного развития Силы, быстроты и выносливости и одновременно состоя­ния ЦНС. В результате тренировок увеличивается подвижность нервных про­цессов, повышается координация деятельности различных отделов ЦНС, со­кращение и расслабление мышц-антогонистов.

Одновременно ряд авторов (А.Б. Лагутин, 1997; Л.Т. Майорова, 1998; А.А. Мирошников, 2000 и др.) отмечают, что существуют значительные пред­посылки бурного развития двигательно-координационных способностей (ДКС) именно в дошкольном и младшем школьном возрасте. А именно, при целенаправленном воспитании ДКС в этом возрасте темпы развития отдель­ных сторон их проявления в 1,5-2 раза превосходят другие двигательные спо­собности и качества, что свидетельствует о необходимости целенаправленно­го формирования ДКС в дошкольном и младшем школьном возрасте, чтобы к 9-10 годам заложить добротную двигательно-координационную базу для ус­пешного дальнейшего ее развития и обеспечения функциональной готовности детей к обучению в школе. Более того, акцентированное формирование мел­кой моторики и, в частности, «ручной ловкости» способствует овладению техникой письма и рисования и опосредованно влияет на умственную работо­способность школьников младших классов [7].

1. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Спортивному руководителю, работающему с детьми младшего школь­ного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и пси­хологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского ор­ганизма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью.

Детский организм не является уменьшенной копией организма взросло­го человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на фи­зическую и умственную деятельность ребенка [2].

Принято различать следующие возрастные группы детей школьного возраста:

1. Младшая школьная (от 7 до 12 лет);

2. Средняя школьная (от 12 до 16 лет);

3. Старшая школьная (от 16 до 18 лет).

Физическое развитие младших школьников резко отличается от разви­тия детей среднего и особенно старшего школьного возраста. Остановимся на анатомо-физиологических и психологических особенностях детей 7-12 лет, т.е. детей, отнесенных к группе младшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг.

Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучше­му ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благода­ря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет - 1200 мл. У мальчиков 12лет - 2200 мл, у девочек 12 лет - 2000 мл. Еже­годное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста [3].

Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду сла­бости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого). Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их орга­низмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%). Задержка, а также затруднение дыхания у детей во вре­мя мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). Поэтому при обучении детей физическим упраж­нениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного воз­раста [4,7].

В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы крово­обращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Другими словами, кровь доставля­ет питательные вещества и кислород ко всем клеткам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вы­вести из организма человека. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответ­ствии с нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого человека. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин.). В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека.

Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм. рт.ст., к 9-12 годам - 105/70 мм рт.ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. После соревнований, связанных с большим эмоциональным возбуждением, они учащаются еще больше - до 270 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбуди­мость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с раз­личными внешними влияниями. Систематическая тренировка обычно приво­дит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста [14].

Жизнедеятельность организма, в том числе и мышечная работа, обеспе­чивается обменом веществ. В результате окислительных процессов распада­ются углеводы, жиры и белки, возникает необходимая для функций организма энергия. Часть этой энергии идет на синтез новых тканей растущего организ­ма детей, на "пластические" процессы. Как известно, теплоотдача происходит с поверхности тела. А так как поверхность тела детей младшего школьного возраста относительно велика по сравнению с массой, то он и отдает в окру­жающую среду больше тепла [7].

И отдача тепла, и рост, и значительная мышечная активность ребенка требует больших затрат энергии. Для таких затрат энергии необходима и большая интенсивность окислительных процессов. У младших школьников относительно невелика и способность к работе в анаэробных (без достаточно­го количества кислорода) условиях.

Занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревно­ваниях требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми.

Поэтому, большие затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный с ростом организма, необходимо учитывать при организации занятий с младшими школьниками, помнить, что ребятам надо покрыть затраты энергии на "пластические" процессы, терморегуляцию и фи­зическую работу. При систематических занятиях физическими упражнениями "пластические" процессы протекают более успешно и полноценно, поэтому дети гораздо лучше развиваются физически. Но подобное положительное влияние на обмен веществ оказывают лишь оптимальные нагрузки. Чрезмерно тяжелая работа, или недостаточный отдых, ухудшают обмен веществ, могут замедлить рост и развитие ребенка. Поэтому спортивному преподавателю не­обходимо уделить большое внимание планированию нагрузки и расписанию занятий с младшими школьниками. Формирование органов движения - кост­ного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата - имеет ог­ромное значение для роста детского организма [12].

Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положе­нии, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фик­сируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоноч­ника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников мож­но наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статиче­ских напряжений.

Чаще всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей в младшем школьном возрасте оказывается больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей. Полная симметричность развития наблюдает­ся довольно редко, а у некоторых детей асимметричность бывает очень рез­кой.

Поэтому при занятиях физическими упражнениями нужно уделять большое внимание симметричному развитию мышц правой стороны тулови­ща и конечностей, а также левой стороны туловища и конечностей, воспита­нию правильной осанки. Симметричное развитие силы мышц туловища при занятиях различными упражнениями приводит к созданию "мышечного кор­сета" и предотвращает болезненное боковое искривление позвоночника. Ра­циональные занятия спортом всегда способствуют формированию полноцен­ной осанки у детей [3,4].

Мышечная система у детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе, а в связи с достаточным количест­вом движений и мышечной работы. К 9-10 годам заканчивается анатомиче­ское формирование структуры головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития. В этом возрасте постепенно формируют­ся основные типы "замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга", лежащие в основе индивидуальных психологических осо­бенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей (типы: ла­бильный, инертный, тормозной, возбудимый и др.).

Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у де­тей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание.

Особенностью внимания младших школьников является его непроиз­вольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раз­дражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способ­ность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать вни­мание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредо­точенное внимание быстро приводит к утомлению [7].

Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: де­ти лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их ло­гическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связыва­ют в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представ­ляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей. Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. В связи с этим и процесс воспроизведения, заученного у младших школьников, отлича­ется неточностью, большим количеством ошибок, "заученное" недолго удер­живается в памяти.

Все сказанное имеет прямое отношение и к разучиванию движений при занятиях физической культурой. Многочисленные наблюдения показывают, что младшие школьники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал.

Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно- образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительно­стью. И причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих закономерностях природы и общества.

Вот почему в этом возрасте мало эффективны приемы словесного объ­яснения, оторванные от наглядных образов сущности явлений и определяю­щих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Показ движений должен быть прост по своему содержанию.

Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, за­креплять восприятие с помощью слова [3,7,14].

Большое значение для развития функции мышления имеют игры, тре­бующие проявления силы, ловкости, быстроты, как самих движений, так и реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры. Воспитательное значение подвижных игр велико: в процессе игровой деятельности развива­ются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощу­щений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества.

Однако такое положительное влияние достигается лишь при правиль­ном педагогическом руководстве играми. Подвижные игры полезны и для развития способностей младших школьников регулировать свои эмоциональ­ные состояния. Интерес к играм связан у детей с яркими эмоциональными пе­реживаниями. Для них характерны следующие особенности эмоций: непо­средственный характер, яркое внешнее выражение в мимике, движениях, воз­гласах. Дети этого возраста пока еще не способны скрывать свои эмоциональ­ные состояния, они стихийно им поддаются. Эмоциональное состояние быст­ро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети не способны кон­тролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами. Эти качества эмоциональных состояний, представленные стихийному течению, могут закрепиться и стать чертами характера. В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Как правило, они в своей волевой деятельности руководствуются лишь ближайшими целями. Они не могут пока выдвигать отдаленные цели, требующие для их достижения про­межуточных действий. Но даже в этом случае у детей этого возраста часто нет выдержки, способности настойчивого действия, требуемого результата. Одни цели у них быстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспи­тывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, само­стоятельность, решительность.

Неустойчивы и черты характера младшего школьника. Особенно это от­носится к нравственным чертам личности ребенка. Нередко дети бывают, ка­призны, эгоистичны, грубы, недисциплинированны. Эти нежелательные про­явления личности ребенка связаны с неправильным дошкольным воспитани­ем.

Специфика физических упражнений открывает большие возможности для воспитания и развития у детей необходимых волевых качеств [2].

Ознакомившись с анатомо-физиологическими и психологическими осо­бенностями, необходимо обратить внимание на правильную организацию и построение дополнительных занятий физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста. Упражнения должны даваться с учетом физи­ческой подготовленности учеников. Нагрузка не должна быть чрезмерной. За­нятия проводятся не более 1-2 раз в неделю с учетом того, что ребята 2 раза занимаются на уроках физкультуры. Обучение должно носить наглядный ха­рактер с простым и доходчивым объяснением.

Нужно обратить особое внимание на формирование правильной осанки у детей и обучение правильному дыханию при выполнении физических уп­ражнений. На занятиях широко использовать подвижные игры, как незамени­мое воспитательное средство развития морально-волевых и физических ка­честв младшего школьника.

2. Особенности развития координационных способностей.

Этим понятием ученые начали широко пользоваться в последние 15-30 лет для более конкретной интерпретации одного из двигательных качеств - ловкости. В подавляющем большинстве учебников, учебных пособий, моно­графий и статей до настоящего времени можно прочесть, что ловкость состав­ляют две основные способности: во-первых, способность быстро овладевать новыми двигательными действиями (способность быстро обучаться) и во - вторых, способность быстро и координирование перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапного изменения обстановки. Последнюю спо­собность иногда рассматривают как способность к моторной адаптации, про­являющейся в относительно стандартных и неожиданных, быстро изменяю­щихся ситуациях [20,32].

Такое представление оказалось, однако, не соответствующим огромно­му числу фактов, встречаемых в практике и полученных экспериментальным путем. Способность быстро обучаться, известная еще с 20-х годов, на самом деле оказалась весьма специфической. Иначе говоря, выяснилось, что чело­век, быстрее других обучающийся одним движениям (например, акробатиче­ским или гимнастическим), в других случаях (скажем, при освоении технико- тактических спортивно-игровых действий) может быть в числе последних [15].

Начиная с 30-х годов специалисты разных стран смогли доказать непра­вомерность сведения ловкости только к нескольким способностям. В резуль­тате на сегодняшний день насчитывают от 2-3 общих до 5-7 (по другим дан­ным, до 11-20 и более) специальных и специфически проявляемых КС, таких как координация деятельности больших мышечных групп всего тела: общее равновесие; равновесие со зрительным контролем и без него; равновесие на предмете; уравновешивание предметов; быстрота перестройки двигательной деятельности. Среди координационных называют также способность к про­странственной ориентации, мелкую моторику, способность к дифференциро­ванию, воспроизведению, отмериванию и оценке пространственных, силовых и временных параметров движений, ритм, вестибулярную устойчивость, спо­собность произвольно расслаблять мышцы.

Такое положение привело к тому, что вместо термина «ловкость» ввели в науку и практику термин КС, стали говорить о системе (совокупности) та­ких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их оцен­ке и развитию. Однако термин КС не является общепринятым, объединяющим вышеназванные способности в систему связанных понятий. В публикациях отечественных и зарубежных ученных можно встретить самые разнообразные «способность управлять движениями», «общее равновесие» и т.п.), так и бо­лее узкого плана («координация движений верхних конечностей», «мелкая моторика», «динамическое равновесие», «согласование движений», «измене­ние ритма», «способность точно воспроизводить движения», «прыжковая лов­кость» и др. термины и понятия как более общего («ловкость», «координация движений».) [15,23].

2.1. Виды координационных способностей.

Итак, КС - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Теорети­ческие и экспериментальные исследования позволяют выделить специальные, специфические и общие КС. Специальные КС относят к однородным по пси­хофизиологическим механизмом группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности. В этой связи различают специаль­ные КС: во всевозможных циклических (ходьба, ползание, лазание, перелезание, плавание); локомоции на приспособлениях (коньки, велосипед, гребля и др.) и ациклических двигательных действиях (прыжки); в нелокомоторных движениях тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения); движениях манипулирования в пространстве отдельными частями тела (движения указывания, прикосновения, укола, обвода контура и т.п.); в дви­жениях перемещения вещей в пространстве (перекладывание предметов, на­матывание шнура на палку, подъем тяжестей); в баллистических (метатель­ных) двигательных действиях установкой на дальность и силу метания (тол­кание ядра, метание гранаты, диска, молота); в метательных движениях на меткость (метания или броски различных предметов в цель; теннис, городки, жонглирование); в движениях прицеливания; в подражательных и копирую­щих движениях; в атакующих и защитных двигательных действиях едино­борств (борьба, бокс, фехтование, восточные единоборства); в нападающих и защитных технических и технико-тактических действиях подвижных и спор­тивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, хоккей с мячом и шай­бой и др.). В приведенную систематизацию не вошел еще ряд групп КС, кото­рые относятся к трудовым действиям и бытовым операциям. Это так называе­мая вертикальная классификация КС[14,28,33].

К наиболее важным из специфических или частных, КС (горизонтальная классификация КС) относятся: способность к ориентированию в пространст­ве, равновесие, ритм, способности к воспроизведению, оценке и отмериванию пространственных, временных и силовых параметров движений, способности к реагированию, быстроте перестроения двигательной деятельности, способ­ности к согласованию движений, произвольное мышечное напряжение и статокинетическую устойчивость. Дадим краткое определение этих способностей [3,13,23,29].

Под способностью к ориентированию понимают возможности индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осу­ществлять движения в нужном направлении [15].

Способность к дифференцированию параметров движений обуславли­вает высокую точность и экономичность пространственных (позиций углов в суставах), силовых (состояние напряжения в рабочих мышцах) и временных (высокое чувство микроинтервалов времени) параметров движений[30,39].

Способность к реагированию позволяет быстро и точно выполнить це­лое, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал всем телом или его частью (рукой, ногой, туловищем) [6,14].

Способность к перестроению двигательных действий - это быстрота преобразования выработанных форм движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям.

Способность к согласованию - соединение (соподчинение) отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации.

Способность к равновесию - сохранение устойчивости поз (равновесия) в тех либо иных статических положениях тела (в стойках), по ходу выполне­ния движений (ходьбе, во время выполнения акробатических упражнений, в борьбе с партнером).

Способность к ритму - способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изме­нившимися условиями.

Вестибулярная (статокинетическая) устойчивость - способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов и др.) [2,28].

Произвольное расслабление мышц - способность к оптимальному со­гласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нужный мо­мент.

Каждая из вышеназванных КС не является однородной, а имеет слож­ную структуру. Например, в способности к равновесию выделяют статиче­ское, динамическое равновесие и уравновешивание предметов. До 15 и более элементарных способностей различают в способности к дифференцированию (воспроизведение, дифференцирование, оценка и отмеривание пространст­венных, временных и силовых параметров движений). Сложной структурой отличается способность к реагированию (выбора, предвидения, переключе­ния), способность к ритму (воспроизведения, изменения ритма) и другие спо­собности.

Результатом развития специальных и специфических КС, своего рода их обобщением, стало понятие "общие КС". Это понятие сформировано в итоге многочисленных научных исследований и практических наблюдений. Есть дети, которые имеют одинаково высокие или одинаково низкие показатели координации, проявляемой в различных двигательных действиях. Можно на­блюдать детей, которые одинаково хорошо выполняют задания на ориентиро­вание, равновесие, ритм и т.п., подтверждая реальность существования факто­ра "общая координационная готовность", или, что весьма тождественно - "общие КС". Общая координационная готовность в большей мере проявляется среди детей младшего и среднего школьного возраста. Среди юношей и де­вушек старшего возраста доля данного общего (генерального) фактора в структуре КС уменьшается. Правда, значительно чаще встречаются случаи, когда ученик имеет высокие координационные возможности применительно к циклическим или ациклическим локомоциям, но низкие к метательным дви­жениям на меткость или к спортивным играм вследствие неодинакового уров­ня развития разных специальных КС. То же можно сказать и про проявления специфических КС: ребенок может иметь неплохой результат в тестах на ста­тическое равновесие, но отличаться при этом низким результатом на ориента­цию в пространстве и среднем - на быстроту реагирования в сложных услови­ях и т.д. [9,22].

Итак, под общими КС мы понимаем потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управ­лению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями. Специальные КС - это возможности школьника, определяющие его готов­ность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями. А под специфическими КС понимаются возмож­ности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию - на равновесие, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование, перестроение двигатель­ной деятельности, согласование, дифференцирование параметров движений, сохранение статокинетической устойчивости и др.

Вышеперечисленные виды КС можно представить как существующие потенциально, т.е. до начала выполнения какой-либо двигательной деятельно­сти (их можно назвать потенциальными КС), и как проявляющиеся реально в начале и в процессе этой деятельности (актуальные КС). Деление на потенци­альные и актуальные КС вполне справедливо. Действительно, пока ребенок не начал заниматься, например, акробатикой или фехтованием, его КС к этим видам двигательной деятельности существуют в скрытом, не реализованном виде, в форме анатомо-физиологических задатков, которые можно считать врожденными, или наследственными. После того как он позанимался опреде­ленное время этими видами спорта, достиг успехов, можно говорить о его ре­альных, или актуальных КС.

Понятие "потенциальные способности" нельзя понимать как некий фик­сированный предел, потому что нельзя достоверно спрогнозировать возмож­ности развития у школьника различных двигательных, в том числе координа­ционных, способностей. Об этом говорит продолжающийся рост достижений в различных видах спорта, в частности, в гимнастике, фигурном катании на коньках, спортивных играх и др., где КС выступают как один из ведущих фак­торов достижения высоких результатов[4].

Таким образом, учителя физической культуры и тренеры должны, пре­жде всего, распознать, к каким специальным и специфическим КС ученик имеет высокие врожденные задатки. Затем с помощью соответствующих ме­тодов выявить показатели разных КС. Это поможет определить координаци­онные возможности учеников и в соответствии с этим организовать ход учеб­но-тренировочного процесса.

Необходимо различать элементарные и сложные КС. Элементарные КС проявляются, например, в ходьбе и беге, а более сложные - в единоборствах и спортивных играх. Способность точно воспроизводить пространственные па­раметры движений довольно проста, сложнее способность быстро перестраи­вать двигательные действия в условиях внезапного изменения обстановки.


Спортивный клуб «Магма» город Красноярск 2020 г.